Картина отречение апостола петра рембрандта. Картина отречение апостола петра рембрандта Отречение апостола петра рембрандт

различимы очертания группы людей, окружившихвысокого человека в коричнево-серой, ниспадающей до земли, одежде. Руки унего связаны за спиной. Это - Христос, главный виновник драмы, которого римские стражники ведутк Каиафе; он через левое плечо оборачивается к нам и молча прислушивается ксловам предсказанного им отречения, произнесенного одним из самых преданныхего учеников. Между этими полюсами, четко расположенными в пространстве закартинной плоскостью - воина на первом плане слева и группы с Христом назадних планах справа - решается судьба главного героя в нескольких шагах отзрителя. Крупные, сильно вылепленные фигуры Петра, служанки и солдат,заполняющие почти все поле холста; редкая для Рембрандта исключительночеткая определенность персонажей. Поразительный по своей драматическойсодержательности мотив освещения (заслоненная рукой девушки свеча усиливаетвпечатление внезапного разоблачения Петра), сплошные алые икоричнево-красные отсветы пламени костров, заливающие фигуру Петра ислужанки, беспокойно вспыхивающие золотыми бликами на тяжелых шлемах игрозном оружии солдат, борьба света и тени, проникающая, казалось бы, во всеуголки пространства за плоскостью холста... И божественное лицо, выступающееиз холодного мрака, чтобы с упреком напомнить о сбывшемся предсказании таковы особенности живописно-психологического строя этой композиции. Чтобы дать понятие о том, какого рода истолкование сюжетных картин всостоянии приблизить нас к пониманию искусства Рембрандта, сравним егокартину "Отречение Петра" с полотном "Давид и Саул". Эти две картины напервый взгляд могут показаться и по сюжету и по выполнению настолькоразличными, что как будто нет оснований для их сравнения. Между тем, воснове обеих картин лежит общее ядро. Его можно определить, примерно, такимисловами: "Малая фигура противостоит большой и оказывает на нее несоизмеримосильное воздействие; малая обладает некоей незримой и, стало быть, духовнойсилой". В "Отречении Петра" милая девушка подходит к величественному бородатомуфеллаху в широком светлом плаще. Как и в "Давиде перед Саулом", здесьподчеркнут контраст между большим и малым. Причем малое - служанка является активной силой, а большое - Петр - должно выдержать его натиск. В"Давиде и Сауле" свет скользит по обеим фигурам, не давая преобладания ниодной из них. В "Отречении Петра" щуплая девушка выплывает из мрака, сама пребывает внем, но своей приподнятой правой рукой, прикрывающей свечу и порозовевшей накраях, как пожаром, зажигает огромную, пластически осязаемую статуюапостола. Пятно девушки незначительно по размерам, к тому же беспокойно поочертаниям, в нем искусно сочетаются темные и светлые тона, но оно, какгрозовая тучка, частично освещенная солнцем, надвигается на полностьюосвещенное большое, светлое облако. В гаагской картине переливы красок звучат как переборы струн арфы. В амстердамской - контраст света и тени звучит как вопросы девушки иответы отступника. Многие искусствоведы девятнадцатого века причисляли Рембрандта кпсихологам, но картины его вовсе не "психологические этюды" бесстрастногонаблюдателя. Например, картина "Отречение Петра" - это ответ на основнойвопрос голландской и общеевропейской культуры тех лет - о верности передовымдемократическим принципам, о высокой общественной роли деятелей искусства. В 835-ом году выдающийся революционер-демократ Николай ПлатоновичОгарев писал в статье "Памяти художника": "Возьмите Микеланджело Буонарроти.Разве он не проникнут всей живой задачей своей современной общественности,со всеми ее неудачами и всеми страданиями? Ту же задачу проводит Данте.Откуда выросло трагическое величие Шекспира, как не из общественногоскептицизма? Откуда в живописи явилась трагическая глубина Рембрандта?Откуда взялась страстная возможность у Моцарта создать "Дон Жуана", с однойстороны, и "Реквием" - с другой, как не из того же проникновения художникаскептицизмом общественной жизни? Когда французская революция пела"Марсельезу", не стукнул ли Гете по христианскому миру первой частью"Фауста"? Не прогремела ли с плачем и торжеством "Героическая симфония"Бетховена? Видите, как все великие мастера связаны с общественной жизнью,как они возникают из нее и говорят за нее". В поздние годы Рембрандт сосредоточивает внимание на мотивахобщечеловеческого значения, неважно, будет ли это Ветхий Завет или НовыйЗавет, далекое прошлое или жгучая современность. Его занимает больше всегооснова основ человеческого существования. Это отчасти напоминает то, чтопроисходило со Львом Толстым, когда после величественных романов-эпопей онперешел к рассказам-притчам для народа и для детей. Только Толстой выглядитв поздней прозе обедненным, выхолощенным. Рембрандт, наоборот, нашел себя вэтой простоте. Очень глубокую психологическую драму, явно навеянную горькимиразмышлениями мастера над жизнью, воплощает Рембрандт в картиненью-йоркс

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Отречение апостола Петра художника Рембрандта на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Рембрандта Отречение апостола Петра: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Рембрандта на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рембрандта. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Рембрандта на натуральном холсте.

Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками. Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником. Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.

После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.

В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.

В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.

Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.

В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс. Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.

Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Рембрандта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.

ВЫГОДНОЕ предложение от интернет-магазина BigArtShop: купить картину Отречение Петра художника Рембрандта на натуральном холсте в высоком разрешении, оформленную в стильную багетную раму, по ПРИВЛЕКАТЕЛЬНОЙ цене.

Картина Рембрандта Отречение Петра: описание, биография художника, отзывы покупателей, другие работы автора. Большой каталог картин Рембрандта на сайте интернет-магазина BigArtShop.

Интернет-магазин BigArtShop представляет большой каталог картин художника Рембрандта. Вы можете выбрать и купить понравившиеся репродукции картин Рембрандта на натуральном холсте.

Рембрандт ван Рейн родился в семье мельника. Он был четвертым сыном. Отцу благодаря процветанию его дела на момент рождения Рембрандта удалось дать ему лучшее образование, чем старшим сыновьям, которые стали ремесленниками. Рембрандта определили в латинскую школу, планируя дальнейшее образование в лейденском университете. Но Рембрандт учился плохо, но зато хорошо рисовал и мечтал стать художником. Отец уступил желанию сына и отдал его учиться Якобу ван Сваненбюрху, живописцу посредственному, но человеку уважаемому.

После трех лет обучения в мастерской этого художника, Рембрандт переехал в Амстердам и поступил там в ученики к Питеру Ластману. Помимо уроков живописи Рембрандт получил навыки гравировального искусства.

В 1623 году вернулся в родной город Лейден.Первые известные картины Рембрандта относятся к 1627 году.

В 1631 г. Рембрандт переселился в Амстердам, получал очень много заказов на портреты и быстро стал известным.

В 1634 г. Рембрандт женился на Саскии ван Юленборх, дочери ученого юриста. С женитьбой началась самая счастливая пора его жизни: он материально обеспечен, востребован как художник и любим молодой супругой.

Однако, счастье и довольство выпали на долю гениальному мастеру только на 7 лет.

В 1642 г. Саския скончалась. С этой поры обстоятельства Рембрандта изменяются к худшему, хотя он и нашел себе подругу жизни в лице своей служанки Гендрикие Ягерс, по прозвищу Стоффельс. Его материальное положение сильно пострадало от возникшего увлечения коллекционировать художественные предметы и редкости. Он тратил столько, что в 1656 году был объявлен несостоятельным должником, а в 1658 г. должен был оставить свой дом и переселиться в гостиницу.

Сожительница Рембрандта Гендрикие вместе с его сыном, желая помочь, основала компанию по продаже картин, гравюр на дереве и всевозможных редкостей, но в 1661 году Гендрикие умерла, через семь лет умер и сын художника.

Рембрандт много работал, но вкусы публики со временем изменились, его картины перестали нравиться любителям искусства, последние годы художник жил в крайней бедности. Умер в 1669 году.

Произведения Рембрандта всегда отличались гениальной композицией и особым колоритом. Как в ранних, так и в позднейших его работах отсутствует красочность. Внимание Рембрандта обращено главным образом на передачу игры света и тени, и в этой области гениальный мастер стоит на недосягаемой высоте. В некоторых картинах, написанных им вскоре после его банкротства, прежние прозрачные и теплые тона сменяются более тусклыми. Однако, такой упадок был только временный, и под конец своей жизни Рембрандт снова стад производить вещи великие, неподражаемые, сообщив своей фактуре еще большие свободу и ширину; так например в 1661 году им были написаны: знаменитые «Синдики гильдии ткачей» и «Возвращение блудного сына», а в 1662 – «Еврейская невеста».

Многочисленные гравюры Рембрандта отмечены теми же достоинствами, как и его картины.

Текстура холста, качественные краски и широкоформатная печать позволяют нашим репродукциям Рембрандта не уступать оригиналу. Холст будет натянут на специальный подрамник, после чего картина может быть оправлена в выбранный Вами багет.