Конспект экологического развлечения в подготовительной к школе группе «Капустник. Сценарий мероприятия по экологии для студентов колледжа

Сценарий праздника для студентов колледжа ко Дню эколога. Нам суждено планету сохранить

Описание . Материал предназначен для классных руководителей, воспитателей и родителей. Мой конспект мероприятия «Нам суждено планету сохранить», посвященный Всемирному дню окружающей среды (Дню эколога) – 5 июня, предназначен для школьников, учащихся 14-15 лет, которые проводят каникулы в оздоровительных лагерях. Мероприятия в учебных заведениях и в летних лагерях позволяют школьникам раскрыть свои творческие способности, умения и навыки. Таким образом, педагог может сплотить всю группу, развиваются ловкость движений, внимание, логика мышления, коммуникативные качества речи.

Цель мероприятия:
поздравить экологов, способствовать развитию умения работать в коллективе.
Задачи: научить ребят мужественности и ответственности; воспитать любовь к Родине; развить логическое мышление, внимание и речь.
Предварительная подготовка к мероприятию, оформление зала вывеской, шарами.

Ход мероприятия.

1-й ведущий:
В великий день заботы о природе,
На миг один задумайтесь о том,
Что этот мир открытый и свободный,
Для всех существ земных единый общий дом!
2-й ведущий:
Но коль нам разум был дарован свыше,
Нам суждено планету сохранить,
И для нее быть ни бичом, а крышей,
Дарить, творить, лечить, сажать, любить…

1-й ведущий: Сегодня – всемирный день окружающей среды! Мы поздравляем всех экологов и всех тех, чья работа связана с природой, с её охраной. Наша окружающая среда на сегодняшний день требует от каждого из нас бережного отношения. Мы должны беречь леса, реки, ручьи от загрязнений и мусора. Мы должны беречь леса от пожаров. И поэтому все мы должны помнить и соблюдать простые правила: не сжигать мусор и траву в лесу, не оставлять горящие костры, убирать за собой после пикника весь мусор. Ведь, это очень важно для окружающей экологии!
2-й ведущий: Плавно подошли к нашему мероприятию и конкурсам. Для того, чтобы разыграть конкурсы, вы должны определиться по жетончикам. (Просит взять один жетон из шкатулки). У кого в руках жетон «розовый треугольник» – встают в одну колонну слева. Тем, кому попался «белый круг» - встают справа. А тем, кто взял «зеленый квадрат» - встают в одну колонну между двумя командами, посередине. У нас получились 3 команды по 5 человек в каждой группе. (Разделившись, могут подумать о названии команд).
1-й ведущий: Наш 1-ый конкурс совсем несложный и даже легкий. Называется – «Угадай слово». Я раздаю вам стихи о животных. Ваша задача найти потерявшееся слово, которое подходит по содержанию в тексте. Вы находите нужное слово, проверяете правильность выбора и вместо точек заклеиваете ваше слово. (Раздает листы со стихами, клей-карандаш, слова на выбор).Время выполнения – 3 минуты.

1-й конкурс «Угадай слово»
(для 1-ой команды)
Бело-рыжий …….
Привалился на бочок.
Под щёчки спрятаны орешки,
И ……….их ест без спешки.
Слова на выбор: кот, бельчонок, жеребенок, теленок, хомячок.
(Правильный вариант – хомячок)

(для 2-ой команды)
Непослушная ……..
Смотрит прямо мне в глаза!
Сильно упирается...
Ей сарай не нравится.
Слова на выбор: лошадка, коза, корова, лисица, волчица.
(Правильно - коза)
(для 3-й команды)
………
Знают взрослые и дети:
Я люблю скакать, как ветер,
И всегда ношу матроску
В черно-белую полоску.
Слова на выбор: конь, лошадь, зебра, антилопа, олень.
(Правильно - зебра)
2-й ведущий: Справились быстро! Молодцы! Время второго конкурса. Называется – «Сценки о живой природе». Трем командам я раздаю отрывки из повести В. Безносикова «Шалая речка». Ваша задача, найти предметы живой природы (растения, деревья, насекомые и т.д.) и показать их с помощью жестов. При этом один человек – чтец. Он читает отрывок, а остальные показывают прочитанное. На подготовку - 5 минут.
По команде ведущих один начинает читать, а другие- показывать жестами.
2-ой конкурс «Сценки о живой природе»
Для 1-ой команды.
А солнце меж тем все выше взбиралось на голубеющее небо. На сизом от росного тумана лугу на прошлогоднее остожье уселась сине-белая сорока, помахала хвостом от удовольствия таким нежным утром – застрекотала озорно и азартно, будя окружающий её мир. С ивового куста сорвался стремительный сорокопут и полетел на гороховое поле завтракать, всхрапнула в молочном тумане возле Сысолы спутанная лошадь, протяжно и недовольно мемекнула коза в чьем-то хлеву, просясь к сочной траве.
(4 участника поочередно показывают жестами прочитанное.)
Для 2-ой команды.
Парит земля под июльским солнышком. На деревенских улицах тихо и покойно. В коми деревне, как и во всяком селе, в летнее время только свиньи блаженствуют в пыли да в тенечке, возлежат, похрюкивая от удовольствия. Люди в поле и на огородах. Известно – летом день целый год кормит. С поля ветер приносит медвяные запахи свежескошенного сена. Подходя к своему двору, Владик поймал себя на мысли, что разнотравьем он напоминает пестрый ковер.
(Один читает, 4 участника поочередно показывают жестами прочитанное.)
Для 3-й команды.
Цветов различных не перечесть: в сочном пырее хоронится мышиный горошек, мелкими желтыми цветками-монетками украшая двор. Синие, почти прозрачные колокольчики зацепились за ромашки. А они крепко держаться за землю проволочными стебельками, и белыми с желтыми зрачками глазами следят за солнышком. На яркую ромашку пристроилась бабочка-капустница, нервно подрагивая бархатными крылышками. А по пушистому цветку дикого клевера ползет крупный, как ноготь большого пальца, шмель.
(Также, 4 участника поочередно показывают жестами прочитанное.)

Совет и оценка ведущих.
1-й ведущий: Молодцы! Очень хорошо справляются с конкурсами наши участники! Пришло время для 3-его конкурса «Художники». Нужно нарисовать по очереди с закрытыми глазами летнюю картину. Картину, какую вы сами пожелаете. Для того, чтобы ваша картина была красивой, вы совещаетесь кто и что рисует, каждый участник при этом использует только ту часть листа, какая ему необходима для создания своего художественного образа, не забывая о еще ненарисованных образах своих соучастников. Так как им еще придется нарисовать свои детали картины. Последний участник завершает создание картины. Время подготовки 5 минут.
3-й конкурс «Художники»
Необходимый материал на столе каждой команды – альбомный лист, цветные маркеры.
Предварительно посоветовавшись, что рисуют на листах бумаги, по команде ведущих, второй участник завязывает глаза первого платком. Тот с завязанными глазами подходит к столу, который находится прямо перед ним, начинает рисовать в одной стороне на бумаге, тот образ, что задумала команда заранее, не переворачивая лист бумаги, оставляет её на столе. То же самое выполняют 1-я и 2-я команда. Далее 3-й участник завязывает глаза второму участнику (5-ому завяжет первый участник), он в свою очередь подходит и создает свой образ. Последний участник в командах и завершает картину.
Ребята могут нарисовать летний день, цветы на поляне, речку с катером, шмелей на цветах и т. д.
Оценка ведущих созданных летних картин.
2-й ведущий: Молодцы! Пришло время для 4-го конкурса «Умелые ручки». Тоже творческий. Нужно с помощью цветной бумаги, клея и ножниц создать поделку на тему: «Мир природы, мир животных». После выполнения нужно будет подготовить коротенькую презентацию о вашей работе. Время выполнения 7-9 минут.
4-й конкурс «Умелые ручки»
При помощи заранее подготовленных на столах материалов - набора цветной бумаги, клей-карандаш и ножниц необходимо создать поделку на тему: «Мир природы, мир животных». Каждая команда при этом работает индивидуально. После создания поделки, её презентация: что получилось, сложности выполнения работы, где и как можно будет использовать поделку.
Поделки могут получиться самыми разными: букет цветов в вазе, лодочка на реке, пчела на цветке и т.д.
5-ый конкурс «Мой талант».
Самостоятельно подготовленные выступления: танцы, чтение стихотворений на тему природы, животных.
Оценка ведущих, определение 1-го, 2-го, 3-го места.
1-ый ведущий: Вот и подошел к концу наш праздник! Не забывайте о бережном отношение к живой природе. Ведь, с природой жить веселее. Ведь, с ней дышится легче. От того и на душе становиться хорошо и спокойно.
2-ой ведущий: Спасибо всем участникам! Берегите окружающую среду! До скорой встречи!

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ

КАПУСТНИК»

(3-4 КЛАССЫ)

https://pandia.ru/text/78/324/images/image002_127.gif" width="264" height="195 src=">

УЧИТЕЛЬ НАЧАЛЬНЫХ КЛАССОВ:

МИРОНЕНКО Ж. Н.

2008 год.

ЦЕЛИ: активизировать знания учащихся об охране природы , расширять кругозор детей; способствовать проявлению и развитию индивидуальных творческих способностей; побуждать учащихся к творческой деятельности по созиданию себя и окружающего пространства; содействовать формированию у ребенка способности сравнивать себя с другими, осознавать схожесть и отличия своей личности; воспитывать дружеские отношения, взаимопомощь , любовь к природе и бережное отношение к ней.

ОБОРУДОВАНИЕ: рисунки фантастических животных, листы ватмана, карандаши, загадки о животных, рифмы о природе, светофоры, песни о природе, рисунки растений и животных, журналы «Свирель», «Юный натуралист», выставка книг о животных и растениях, высказывания о природе, рисунки и плакаты детей.

ХОД МЕРОПРИЯТИЯ.

I. ОРГ. МОМЕНТ.

Звучит музыка. Команды занимают места. Ведущий представляет команды.

II. ВСТУПИТЕЛЬНОЕ СЛОВО

Сегодня у нас необычный классный час . Мы к себе в гости пригласили учащихся 4 класса , чтобы провести « Экологический капустник». Сегодня мы узнаем, насколько вы грамотны, воспитаны с точки зрения экологии.

Без природы в мире людям

Даже дня прожить нельзя,

Так давайте к ней мы будем

Относиться, как друзья.

КОНКУРС №1 «МОИ СОСЕДИ ПО ПЛАНЕТЕ»

Предлагается командам выполнить на ватманских листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете. Время выполнения 5-8 минут (Жюри оценивает рисунки по 5- бальной системе).

ДЕРЕВО, ТРАВА, ЦВЕТОКИ ПТИЦА

НЕ ВСЕГДА УМЕЮТ ЗАЩИТИТЬСЯ

ЕСЛИ БУДУТ УНИЧТОЖЕНЫ ОНИ

НА ПЛАНЕТЕ МЫ ОСТАНЕМСЯ ОДНИ!

КОНКУРС №2 «В ЛЕС ПО ЗАГАДКИ» (ДЛЯ ЗРИТЕЛЕЙ)

Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и неживой природы? (охрана).

Распространенное вещество, встречающееся на земле в трех состояниях (вода).

Верхний слой земли, в котором растут растения (почва).

Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу (человек).

Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света, воды, воздуха (растения).

Учебный предмет, изучаемый в школе и связанный с природой (окружающий мир).

С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компас).

Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые использует человек в хозяйстве (ископаемые).

«НАЙДИ ПАРУ»

Найти рисунок животного, чем-то похожее на растение, и объяснить причину своего выбора.

Кактус – еж (имеются иголки)

Крапива – пчела (жалят)

Мать–и–мачеха – крот (мягкие покровы)

Осина – заяц («трусишки»)

Лиана – змея (длинное тело)

Росянка – паук (едят насекомых)

За правильный ответ 1 балл.

КОНКУРС№3 «МУЗЫКАЛЬНЫЙ»

Команды представляют заранее приготовленные инсценированные номера песен «В траве сидел кузнечик», «Два веселых гуся»

КОНКУРС№4 «Кто же это?»

От каждой команды в конкурсе участвует 2 человека. Одному из них на спину прикрепляют картинку с изображением животного или растения. Этот участник может задавать вопросы второму участнику, на которые тот может отвечать только «да» или «нет». Задача – быстро и правильно «разгадать» изображение на рисунке.

КОНКУРС№5 «ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ ПЛАКАТ»

На конкурс предоставляется от каждого класса по 2 плаката. Команды должны прокомментировать свои работы.

КОНКУРС №6 «ЖИВОТНОЕ ЗАГАДКА»

Командам предлагаются рисунки фантастических животных. Команды должны разгадать, части каких животных были использованы при создании рисунков.

III. МУЗЫКАЛЬНАЯ ПАУЗА.

КОНКУРС №7»ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Командам загадываются загадки о животных и растениях. Отгадки рисуют на доске с закрытыми глазами.

КОНКУРС№8 «СПРАВОЧНОЕ БЮРО»

Команды отвечают на вопросы:

1.Как поступить, если вы нашли раненого зверька?

2. Как залечить рану на дереве?

Затем проводиться конкурс капитанов (капитаны за 1 минуту должны ответить как можно на большее число вопрос).

КОНКУРС №9 «ПОЭТИЧЕСКИЙ»

Команды в течение 3-5 минут должны придумать стихотворение о природе, имея заданную рифму:

Природы – народы; задачи – удачи; цветы – мечты; года – всегда.

Жюри оценивает соответствие стихов теме, оригинальность.

IY. ИГРА «СВЕТОФОР»

Светофоры, которые лежат у вас на столах ясно укажут нам, как можно помочь природе, а не навредить ей. Выберите правильный ответ: зеленый – помогаете природе, красный – ясно, что вредите ей.

Ходим. ходим по лужку,

Собираем по цветку:

Красный, белый, синий цвет…

Замечательный букет.

Зайку серого найду,

Принесу его домой –

Будет этот зайка мой

Я кузнечика словил,

В банку с травкой посадил.

Пусть покажет, как трещит,

Как усами шевелит.

Колкую, зеленую

Срубили топором,

Из лесу душистая

К нам приходит в дом.

Бережливым будь с водой!

Шевельни опять рукой

И, как только воду взял,

Хорошенько кран закрыл.

Поливаем клумбы дружно.

Траву выполем на спор.

А зачем все это нужно?

Чтоб красивым был наш двор.

Y. ИТОГ.

Слово предоставляется жюри для вручения грамоты команде победителю и медалей участникам, проявившим себя в различных конкурсах.

Наша планета – наш дом, и каждый из нас в ответе за ее будущее. Вглядывайтесь пристальнее в мир природы, вслушивайтесь в звуки – может быть, она просит тебя о помощи. Помоги ей и защити ее!

А какую помощь можете оказать вы природе сейчас?

Дети читают стихи « Природа – наш дом»

Словно крыша над землею,

Голубые небеса.

А под крышей голубою –

Реки, горы и леса.

Океаны, пароходы,

И поляны и цветы,

Страны все, и все народы,

И, конечно, я и ты.

Кружит в небе голубом

Наш огромный круглый дом.

Под одною голубою

Общей крышей мы живем.

Дом под крышей голубой

И просторный, и большой.

Дом кружиться возле Солнца,

Чтобы было нам тепло,

Чтобы каждое оконце

Осветить оно могло,

Чтобы жили мы на свете,

Не ругаясь, не грозя,

Как хорошие соседи

Или верные друзья.

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПУСТНИК»

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Действующие лица : ведущий – 1 человек,Баба-Яга жюри конкурса – 2 человека.

В:Мы рубим лес, устраиваем свалки,
Но кто же под защиту все возьмет?
Пусты ручьи, в лесу одни лишь палки.
Подумайте, а что нас дальше ждет?
Пора бы человечеству понять,
Богатство у природы, отбирая,
Что Землю нужно тоже охранять:
Она, как мы, такая же – живая!

В последние годы слово «экология» звучит все чаще, все тревожнее. Если раньше мы не очень-то вникали в смысл этого понятия, то сегодня содрогаемся от тех ужасающих фактов преступной травли и убийства природы, а это значит и себя. Эта информация обрушивается на нас ежедневно, ежечасно, ежеминутно. Воздух, которым мы дышим, вода, которую мы пьем, продукты, которыми мы питаемся, никак не соответствуют тому, что исключает болезни, поднимает настроение, рождает уверенность в завтрашнем дне. Увы, ситуация в России настолько тревожна, что хочется закричать:»Опомнитесь, люди, слухи о глобальной экологической катастрофе вовсе не преувеличены!». А в ответ тишина…

Стихотворение под звон колоколов:

Есть просто храм,
Есть храм науки.
А есть еще природы храм-
С лесами, тянущими руки
На встречу солнцу и ветрам.
Он свет в любое время суток,
Открыт для нас в жару и стынь,
Входи сюда, будь сердцем чуток,
Не оскверняй ее святынь!

III. Основная часть.
Тур 1. Представление команд.
Начнем мы с вами наш турнир с представления команд, выбор капитана. Оцениваться будет эмблема, название обязательно должно быть на экологическую тему, представление команд. Оценивается по пятибалльной системе.

Тур 2. Разминка.
Каждой команде по очереди дается по четыре подсказки. Если команда ответила с 1 подсказки получает 4 бала, если со 2 – 3, если с 3 - 2, если с 4 – 1 бал. Если команда не ответила на вопрос, а ответила другая команда она получает 1 бал.

1. Оно может жить до 2000 тыс. лет.
2. В воде ствол не гниет, а только чернеет и становится крепче.
3. Из него делают бочки и паркет.
4. Пушкин писал, что там сидит русалка. (Дуб)

1. Ягоду хорошо есть с медом, но после морозов вкусна сама по себе.
2. Про нее сложено много песен.
3. Кора целебней ягоды.
4. У нее есть родственница с блестящими черными плодами – городовика. (Калина)

1. С его цветков лучший мед.
2. Из него делают ложки и лапти.
3. Цветет летом и очень душистое.
4. Отвар цветков не заменим при простуде. (Липа)

В:На этом наша разминка подошла к концу.

Тур 3. Рассказ Бабы – Яги.

В:Переходим с вами к третьему туру.

Появление Бабы – Яги.

Б.Я. Здравствуйте, вот и я.
В. Откуда ты взялись.
Б.Я. Откуда взялась сами догадайтесь. Сейчас вам загадаю загадку.
Его весной и летом
Мы видели одетым.
А осенью с бедняжки
Сорвали все рубашки.
Б.Я. Конечно я пришла к вам из лесу.

Ох, как вспомню. Недавно с Лешим в соседний лес на пикник ходили. Так классно время провели.
В.: Я уже слышала ваш рассказ и ужаснулась. Что вы натворили в лесу. Вот ребятам будет задание послушать внимательно рассказ и найти, что же натворили Баба – Яга и Леший в лесу. Кто больше найдет ошибок, тот и выигрывает. За каждый правильный ответ команда получает 1 бал.
Б.Я. Значит так!

Весело музыкой мы оповестили лес – мы прибыли. (Громкая музыка распугивает зверей и птиц). Дни стояли жаркие, но в лесу жара не так ощущалась. Знакомая дорожка привела нас к березовой роще. По дороге нам часто попадались грибы – белые, подберезовики, сыроежки. Мы с лешим на перегонки вырывали грибы из земли. Все грибы, которые мы не знали, сбивали палками. (Вырывать и сбивать грибы не следует – разрушается грибница).

Привал. Быстро наломали веток и разожгли костер. (Для костра собирают сушняк. В жаркую и сухую погоду костры разводить не следует.) заварили в котелке чай, закусили и пошли дальше. Перед уходом мы с Лешим устроили соревнование, кто дальше выбросит пустые банки и полиэтиленовые мешки. А что, все равно микробы их разрушат. (Эти вещества разрушаются 100-200 лет) горящие угли костра подмигивали нам на прощанье. (Угли следует забросать землей или залить водой) в кустах мы нашли гнездо какой-то птицы. Подержали теплые голубоватые яички и положили их обратно. (Трогать яйца птиц не следует) солнце выше поднималось над горизонтом. Становилось все жарче. На лесной опушке мы нашли маленького ежика. Решив, что мать его бросила, взяли с собой, авось пригодится. (Брать птенцов и зверей из леса не надо) мы уже порядочно устали. В лесу довольно много муравейников. Леший решил показать, как добывают муравьиную кислоту. Он настругал палочек и начал протыкать ими весь муравейник. Через несколько минут мы уже с удовольствием обсасывали муравейные палочки. (Не следует что либо проталкивать в муравейник.)

Постепенно начали набегать тучи, стало темнеть, засверкали молнии, загремел гром. Пошел довольно сильный дождь. Но нам было уже не страшно – мы успели добежать до одиноко стоящего дерева и спрятаться под ним. (прятаться во время грозы под одиноким деревом опасно.) С охапками луговых и лесных цветов мы возвращались в свой лес. (Луговые и лесные цветы рвать не следует.) Весело прошел день.

(Ответы учащиеся записывают на листочках)
В. Теперь ты Б.Я. поняла, что вы с Лешим натворили.
Б.Я. Да, конечно. Я сейчас же побегу к нему и все расскажу.

ТУР 4. Игра в прятки.
В каждом приведенном выражении найти скрытый цветок и птицу. Выполнить это можно, только соединяя и разъединяя слова в строке, но не меняя их местами. За каждый правильный ответ команда получает 1 балл. Время на задание ограничено (раздать задания)

1. Мы пойдем по тропинке мимо забора, в Вы Пьер? (мимоза, выпь)
2. Думали идти минут двадцать, но промашка вышла – не меньше сорока. (ромашка, сорока)
3. Смотрю в окно: ни читать, ни рисовать не хочется. Уютно в купе. Ночка пролетит – и дома. (ирис, пеночка)
4. Плывем к Жигулям. Над горами гроза, ходит волнами Волга. (роза, иволга)
5. Ты сегодня кто? Я сегодня шпион, - Пароль? – У-два, ракушка. (пион, варакушка)
6.А задачки-то хороши. Повникай, повникай – это тебе не шуточки. (шиповник, уточки)

ТУР 5. Конкурс капитанов.

Капитаны по очереди отвечают на вопросы. За каждый правильный ответ 1 балл.
1. Природные богатства, находящиеся в глубине земли, которые человек использует в хозяйстве? (ископаемые)
2. Деятельность человека, нацеленная на защиту живой и не живой природы? (охрана)
3. Распространенное вещество, встречающееся на земле в 3 состояниях? (вода)
4. верхний слой земли, в котором растут растения? (почва)
5. Живое существо, активно и сознательно воздействующее на живую и неживую природу? (человек)
6. Организмы, встречающиеся во всех природных зонах, которые не могут жить без света и воздуха? (растения)
7. Как называется линия, ограничивающая видимую часть земной поверхности? (горизонт)
8. С помощью какого прибора можно ориентироваться в любую погоду? (компаса)
9. Как называется умение находить стороны горизонта? (ориентирование)

ТУР 6 . Сейчас команды получат задание – легенда.

Вы должны догадаться о каком цветке идет речь(раздать задание)
По преданию эти цветы возникли из слез Евы, изгнанной вместе с Адамом из райского сада. Горько плакала прародительница рода человеческого и всюду, куда падали ее слезы, распускались эти цветы. Именно с этим цветком в руке явился в день Благовещения архангел Гавриил к Деве Марии, чтобы возвестить ее о рождении Сына, который будет великим и назовется Сыном Всевышнего. Этот цветок был на знаменах французских рыцарей. (лилия)

ТУР 7 "Логическая цепочка"
Нужно подчеркнуть лишнее в этой цепочке слово (раздать задания)
1. Корень, стебель, цветок, букет , лист – это части растений.
2. Солнце, камень, дуб , небо, снег – это неживая природа.
3. Вяз, ольха, пихта , ясень, клен – это лиственные деревья.
4. Боярышник, бересклет, орешник, жимолость, липа , - это кустарники.
5. Поползень, сойка, дятел, дрозд , королек – зимующие птицы.
6. Медведь, бурундук, барсук, белка - впадают в спячку.
7. Ель, сосна, пихта, береза , лиственница, туя, можжевельник – это хвойные деревья.
8. Соловей, ласточка, стриж, ворона , кукушка, жаворонки – это перелетные птицы.
9. Воробей , соловей, жаворонок, дрозд – это птицы певчие.
10. Мать-и-мачеха, ромашка, тысячелистник, крапива, одуванчик, волчье лыко - это лекарственные растения.

ТУР 8 «Модница»

Сделать шляпку из бросового материала (газеты, бутылки, кассеты)

Подведение итогов. Награждение победителей.

19.04.2017.
Составитель Филиппова С.И.
«Экологический капустник»
(звучит песня композитора (музыка) Владимир Юровский, автор слов (текста)
Генрих Сапгир, Геннадий Цыферов «ПАРАВОЗИК»)
Вед: Придумано кем­то просто и мудро –
При встрече здороваться: Доброе утро!
Доброе утро ­ солнцу и птицам!
Доброе утро ­ улыбчивым лицам! Добрый день дорогие наши гости!
(звучит мелодия природы)
Вед: Есть на земле два царства, которые давно дружат между собой и уже обойтись
друг без друга не могут. У них все общее: земля, реки, моря. Это Царство животных и
Царство растений. Давайте совершим путешествие в эти Царства. Нам предстоит выяснить,
насколько хорошо вы знаете названия фруктов и овощей, повадки зверей, птиц, насекомых;
что вы знаете об их жизни, умеете ли вести себя в природе, готовы ли её оберегать. На
воображаемом поезде мы с вами отправимся в увлекательное путешествие по станциям
природы.
В этом конкурсе примут участие 4 команды. (Представление команд). За все верные
ответы команды будут получать жетоны. Та команда, которая соберет больше жетонов и
станет победительницей.
Вед: Оценивать выполненные вами задания будут хранители природы, они же ваши
корзинки будут наполнять жетонами.
1.
2.
3.
Вед: Мы едем, едем, едем
В далёкие края,
Хорошие соседи,
Счастливые друзья.
И первая наша станция «Здравствуйте!» ­ визитка. На этой станции нам предстоит
познакомиться с участниками нашего путешествия.

Мы приглашаем….

­ Это что за полустанок? ­
А с платформы говорят:
­ Это «Огород и сад».
Вед: Ребята, вы любите отгадывать загадки? Смотрим на экран. На экране за сорняками
спрятались фрукты и овощи, ваша задача ответить на загадку и очистить сад и огород от
сорняков. Начинаем.
(презентация «Загадки огорода и сада»)
1. Стоит он задумчивый, в жёлтом венце, темнеют веснушки на круглом лице.
(подсолнух)
2. Растёт она ­в земле, известна – в целом мире. Частенько на столе красуется в
мундире… (картофель)
3. Он на грядке вырастает, никого не обижает, ну, а плачут все вокруг, потому что …
(лук)
4. Носил мальчик зелёный кафтанчик, стал паном ­ обзавёлся красным кафтаном
(помидор)
5. Этот фрукт на вкус хорош и на лампочку похож. (груша)
6. Хоть чернил он не видал, фиолетовым вдруг стал, и лоснится от похвал очень
важный … (баклажан)
7. Очень длинным вырастает и пол грядки занимает. Этот овощ тыквы брат, летом все
его едят (кабачок)
8. Золотая голова велика, тяжела. Золотая голова отдохнуть прилегла. Голова велика,
только шея тонка (тыква)
9. Круглое, румяное, я расту на ветке. Любят меня взрослые, любят меня детки.
(яблоко)
10. Летом в платьице зеленом. А по осени в лиловом. Ароматна и красива. Узнаете? Это
(слива)
11. Знают этот фрукт детишки, Любят есть его мартышки. Родом он из жарких стран В
тропиках растет… (банан)

12. Он похож на светофор: красный, желтый иль зеленый. Всем известен с давних пор
фаршированный, соленый. Ты в салат его клади и в приправы добавляй. Ты без дела
не сиди, овощ этот называй. (перец)
13. Белый зубчик от простуды пожевать совсем не худо. От простудных от болезней
нету овоща полезней. (Чеснок)
14. Вот румяный толстячок, Бархатистый сюртучок, в пузе косточка резная. Как зовут
его? Я знаю! (персик)
15. Это овощ, а не куст. В слове этом сочный хруст. Если очень любишь щи, этот овощ в
них ищи. (капуста)
16. Фрукт на свете всем известный, хоть и кислый, но полезный. Ты его нарежь - и в
чай. Как зовется? Отвечай! (лимон)
17. Кисти ягод над дорожкой прячут листики­ладошки. На лозе повисли кисти и от нас
укрылись в листьях. (виноград)
18. Как в шкатулке у царевны горсть рубинов красных древних. Сладкий сок в рубинах
спелых. Ты не раз, наверно, ел их. (гранат)
19. В огороде нашем овоща нет краше. Как сочна, красна, кругла, носом в грядку как
вросла! Так и просится к нам в миску. Как зовут ее? (редис)
20. Апельсину он братишка, но поменьше, фрукт­малышка. Тоже делится на дольки, но
они поменьше только. (Мандарин)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
­ Это что за остановка ­
Бологое иль Поповка?
А с платформы говорят:
­ Это «Экологический капустник» ряд.
Вед: Переходим к основной части нашего интеллектуального конкурса.
1 задание «Что это? Кто это? Где это?»
Командам будут выданы карточки с заданиями, которые нужно будет выполнить.
1.
Кто дает нам молоко? Может курочка ко­ко? Ну а кто дает нам мед? Лошадь или
бегемот? У вас на столах лежит желтый конверт в нем набор разных продуктов
питания (то, что мы едим). А так же карточка с разными животными вам нужно
рядом с продуктом в свободный квадратик приклеить то животное, которое дает
нам это продукт.

2. Знаешь ты почти с пеленок, что у мамы – ты ребенок. Помоги­ка малышам отыскать
любимых мам. Переходим ко второму заданию в зеленом конверте лежат картинки с
маленькими животными и карточка со взрослыми животными. Вам нужно напротив
взрослого животного в пустом квадрате наклеить ее детёныша.
Вед: Пока ребята выполняют задание, у руководителей будет возможность заработать баллы для
команды своих воспитанников. Итак, первое задание
РАЗМИНКА
1. О чём писал Виталий Валентинович Бианки? (о природе, о лесе и его обитателях)
2. Что внутри птичьих костей? (воздух)
3. Кого называют листопадничками? (зайчат, родившихся осенью во время
листопада)
4. Что ест зимой жаба? (ничего, она зимой спит)
5. Какую траву любят кошки? (валериана)
6. Самая высока трава? (бамбук)
7.
Какого зверя зовут «шатун»? (медведя, согнанного с берлоги или вовсе не спящего
зимой)
8. Сколько ног у паука? (восемь)
9. Это явление природы похоже на лёгкую дымку в воздухе (туман)
10. Пингвин птица или животное? (птица)
11. Какой зверёк спит всю зиму вниз головой? (летучая мышь)
12. Какой месяц называют золотым? (октябрь)
13. Дышит ли цыплёнок в яйце? (дышит через поры скорлупы. Если яйцо выкрасить
или плотно замазать клеем, то воздух не будет проходить внутрь, цыплёнок
задохнётся)
14. Какая охота разрешается в лесу в любое время года? (фотоохота)
15. Почему лиственницу называют «добрым деревом» (потому что у неё мягкая хвоя,
она не колется)
16. Как по пню срубленного дерева узнать, сколько было этому дереву лет? (возраст
спиленного дерева узнают по количеству кругов его древесины).
17. Какая нить в природе самая тонкая? (паутинная)
18. Лесной петух? (глухарь)
19. Что означает плач берёзы весной? (сокодвижение)
20. Вороне через три года что бывает? (четвёртый год пойдёт)
Вед: Следующее задание «Прочитай схематическую модель»
Ведущий: ­ Уважаемые участники, у вас в конвертах лежит предметно­схематические
модели. Вам предстоит назвать модель и прочитать её. Например:
 Модель «Птицы»

(имеет: клюв, покрыты перьями, 2 крыла, 2 ноги, появляются из яйца)
 Модель «Способы ухода за растениями»
(полив, рыхление, очистка от пыли тряпочкой, очистка от пыли кисточкой,
опрыскивание)
 Модель «Строение животных»
(имеет: голова, туловище, покров тела, конечности, хвост)
 Модель «Размножение растений»

(семенами, листом, черенком, луковицей, делением куста)
(когда команда дает ответ, схема демонстрируется на экране)
Вед: Переходим к заключительному этапу нашей игры с детьми. Смотрим на экран.
На экране представлены темы и номер вопроса. Выбираем тему, номер вопроса и даём
ответ.
РАСТЕНИЯ
ЗВЕРИ
НАСЕКОМЫ
Е
ПТИЦЫ
РЫБЫ
1
1
1
1
1
ЖИВАЯ ПРИРОДА
2
2
2
2
2
3
3
3
3
3
РАСТЕНИЯ
4
4
4
4
4
5
5
5
5
5
1. Кто ни приласкается, за того цепляется. Привязчивый и колкий, кругом торчат
иголки. (репейник)
2. Какую траву знают даже слепые (крапива)
3. Это хвойное дерево на зиму сбрасывает хвоинки. (лиственница)
4. Как называется коллекция засушенных растений? (гербарий)
5. Это травянистое растение. Его запах можно почувствовать, потерев листья друг о
друга. Листья этого растения добавляют в чай. (мята)
1. В одежде богатой, а сам слеповатый. Живёт без оконца, не видывал солнца.
ЗВЕРИ
(крот)
2. Кто с высоких тёмных сосен в ребятишек шишку бросил? И в кусты через пенёк
промелькнул, как огонёк? (белка)

3. Угадайте, что за шапка: меха целая охапка. Шапка бегает в бору, у стволов
грызёт кору. (заяц)
4. Трав копытами касаясь, ходит по лесу красавец, ходит смело и легко. Рога
раскинув широко. (лось)
5. Полосатый, но не зебра, и знаком вам всем, наверное, хвост красивый, шерсть
блестит, избегает суеты. И в лесу зверёк живёт, а зовут его… (енот)
НАСЕКОМЫЕ
1. В лесу у пня суетня, беготня: народ рабочий целый день хлопочет. (муравьи)
2. Кто над нами вверх ногами ходит ­ не страшится, упасть не боится, целый день
летает, всем надоедает? (муха)
3. Голубой аэропланчик сел на белый одуванчик. (стрекоза)
4. В темноте, как лампочки, огоньки сверкают. Что за насекомые? Как их называют?
(светлячки)
5. Эта бабочка ярко­жёлтого цвета, своё название получила за сходство с кислым
фруктом такого же цвета. (лимонница)
ПТИЦЫ
1. Чернокрылый, красногрудый, и зимой найдёт приют. Не боится он простуды: с
первым снегом – тут как тут. (снегирь)
2. Живёт в лесу работник - лесной носатый плотник. (дятел)
3. Не царь, а в короне, не всадник, а со шпорами. (петух)
4. Что за птица? Никогда не строит для себя гнезда, соседкам яйца оставляет и о
птенцах не вспоминает. (кукушка)
5. Маленький мальчишка в сером армячишке по дворам шныряет, крохи собирает.
(воробей)
РЫБЫ
1. Какая рыба называется так же, как цирковой артист? (клоун)
2. Речная хищная рыба, она достигает в длину до 2 м и имеет массу более 60 кг. Окрас
у рыбы серо­зелёный в крапинку. Она очень прожорлива. Питается в основном
рыбой, лягушками, насекомым. (щука)
3. В рот этой рыбе палец не клади, смотри, за борт ты к ней не упади, ведь эта
хищница в один присест тебя возьмёт и просто съест. (акула)
4. Большущая такая рыба лежит на дне, как будто глыба. Лежит, усами шевелит,
зевать рыбёшкам не велит. В глубоком омуте есть дом, хозяин в доме этом ­… (сом)

5. Вновь играя и шаля перед носом корабля. Над водой мелькают спины, ­мчатся
шустрые… (дельфины)
Вед: (звучит музыка «Мы едим, едим, едим…)
Ну вот мы и добрались до конечной станции «Финишная», где нам предстоит узнать, чьи
команды стали победителями в этой непростой поездке по живой природе. Слово для
оглашения предоставляется нашим хранителям природы.

МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

«2-ПРИСТАНСКАЯ ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»

«ЭКОЛОГИЧЕСКИЙ КАПУСТНИК»

экологическая игра-конкурс для учащихся 5-6 классов

Автор

учитель биологии

Корниенко Юлия Евгеньевна

д. Пристань – 2.

2014

Цель: активизировать познавательную деятельность учащихся в области экологии и охраны природы, привлекать внимание детей к экологическим проблемам окружающей среды, воспитывать бережное отношение к природе, формировать умение работать в команде.

Задачи:
учебно-образовательные: мотивировать школьников к самообразованию, изучению естественнонаучных дисциплин, способствовать формированию знаний о природе, ее закономерностях;
учебно-развивающие: способствовать развитию мышления, внимания, наблюдательности, умения решать задачи, рассчитанные на сообразительность;
учебно-воспитательные: продолжать формирование у учащихся чувства ответственности за состояние окружающей среды; развивать эмоционально-чувственную сферу личности школьников, способствовать сплочению детского коллектива.
Форма проведения: экологическая игра-конкурс.

Оборудование:
магнитофон, аудиокассеты с записями музыки по теме, плакаты на экологическую тематику; живые объекты природы (листья, цветы, семена), муляжи овощей, грибов, карточки с изображением следов животных; комнатные растения.

Действующие лица : ведущий – 1 человек, жюри конкурса – 3 человека.

Ход игры
В игре-конкурсе принимают участие команды от каждого класса в составе пяти человек.

Предварительно команды получают задания:
1. Подготовить музыкальный номер (спеть или сделать инсценировку песни о природе) .

2. Придумать и обыграть сценку об охране природы.

3. Нарисовать плакат и приготовить презентацию экологической тематики.
Перед началом игры-конкурса звучат песни о природе, голоса птиц, шум прибоя и т.д.
Команды занимают в классе места, заранее закрепленные за ними.
В течение торжественной части на сцене работают педагог и ведущий.
Педагог определяет цель мероприятия, объясняет названия занятия и условия проведения конкурса.

1. Вступительная часть
Ведущий: Здравствуйте, ребята! Мы рады приветствовать вас на экологической игре для учащихся 5-6 классов. Игра посвящена экологии, проводится в целях выявления лучших знатоков в области экологии и биологии. В сегодняшней игре принимают участие команды школ (учащиеся называют свои команды). Команда, набравшая наибольшее количество баллов, будет победителем. Игра состоит из 8 этапов. Каждый имеет свои правила, которые будут сообщены перед его проведением.

Ваши ответы будет оценивать компетентное жюри. (Представление членов жюри)

Итак, начинаем первый тур нашей игры. Желаю всем удачи!

1 конкурс. «Мои соседи по планете».

Командам предлагается выполнить на больших листах бумаги коллективный рисунок, на котором они должны изобразить своих соседей по планете (ведущий не уточняет, кого именно). Время выполнения 5-10 минут. Жюри оценивает рисунки по 6 бальной шкале.

2 конкурс. « Экологический»

Каждой команде задается по три вопроса, за который она сможет заработать 2 балла. На обдумывание 1минута.

1. Существование зайца на Земле не безоблачно. То и дело слышишь горькие вздохи о том, что в нашем краю на одного зайца по 10 охотников. К сожалению, это соотношение не так уж преувеличено. Как же зайцы умудряются выжить? (Их спасает плодовитость: выводков бывает до 3 – 4-х в год, и в каждом до восьми детенышей.)

2. Почему в тех странах, где волков осталось мало, они взяты под охрану и даже завозятся. (Уменьшение численности волков ведет к бескормице и болезням травоядных, так как волки являются санитарами в природе и регулируют численность травоядных.)

3. Пользу или вред приносят зайцы природе? (Пользу. Зайцы являются звеном в пищевой цепи. Тот вред, который они приносят, обгладывая кору плодовых деревьев, минимальный, по сравнению с той пользой, которую они приносят природе.)

4. Какие приспособительные признаки помогают животным выжить на Крайнем севере. Теплокровные животные имеют густой мех и толстый слой подкожного жира.

5. Как приспособились растения для жизни в пустыне . (Листья имеют небольшую листовую поверхность, покрыты восковым налетом, у некоторых из них листья превратились в иголки, как у кактусов.)

6. Назовите местообитания следующих животных: песец, белая сова, лемминг, северный олень. (Тундра.)

3 конкурс. «Музыкальный»

Команды представляют заранее приготовленные номера. Командам могут быть для исполнения предложены следующие песни: «В траве сидел кузнечик», «Жили у бабуси», «Не дразните собак», «Люси»

Жюри оценивает конкурс по 5-бальной системе.

4 конкурс. « Лесная тропа».
1. Чей это след? по предложенным заданиям определить, кому принадлежат эти следы (например, можно изобразить следы лося, тигра, медведя, зайца).
2. Покажи, из каких частей состоит перо птицы? (очин, стержень, опахало).
3. Определи растение по предложенным семенам (семена ясеня, клена, дуба, ели, сосны).
4. По компасу и азимуту определи стороны горизонта.
5. Собери грибы в лукошко (представлены муляжи грибов, нужно выбрать съедобные и определить их название).

Каждое правильно выполненное задание оценивается в 2 балла.

5 конкурс. «Экологический плакат».

На конкурс предоставляется от каждого класса плакат и презентация на экологическую тему. Команды должны прокомментировать свои работы. Максимальная оценка конкурса 6 баллов.

6 конкурс. « Конкурс капитанов».

1. Эта единственная рыба, плавающая в вертикальном положении. (Морской конек)
2. Это животное – родственница морского ежа. Питается очень своеобразно: выкидывает через рот желудок и переваривает добычу вне своего тела. (Морская звезда).
3. Как называется самый большой осьминог? (Спрут).
4. Скат Манта по другому называется… (Морской дьявол).
5. Коралл – это растение или животное? (животное).
6. В 1943 г. Жан Ив Кусто, знаменитый французский океанограф, изобрел аппарат, помогающий изучать Мировой океан. Он состоит из баллонов со сжатым воздухом. Как он называется? (акваланг).

«Игра со зрителями».

Пока команды готовятся к конкурсу «Лесной театр» ведущий проводит игру со зрителями, за каждый правильный ответ 1 балл присуждается команде, болельщик которой правильно ответил на вопрос.

Растения вокруг нас.

1. На луга и лесных опушках часто встречается растение, у которого каждый лист разрезан на мелкие дольки каждая долька имеет ажурные края. Этим лекарственным растением лечат раны, останавливают кровь. (Тысячелистник)
2. Название этого растения очень хорошо известно с раннего детства из сказки, но мало кто его ел (репа).

3. Плод этого дерева позволил открыть всемирный закон тяготения (яблоня).
4. Какое растение очень любят кошки? (валериана)

Животные”

1. Зверёк, почти в два раза меньше белки. Серый или рыжий. Вдоль спины проходит пять тёмных полос. Зверёк живёт в норе, которую строит обычно под упавшими стволами деревьев или пнями. Летом и осенью он делает запасы кедровых орехов, зёрен злаков и семян деревьев. Набьёт в защёчные мешки еду и переносит её, таким образом, к себе в дом. Заготовленные запасы зверёк поедает после зимней спячки. Как зовут этого зверька? (Это бурундук.)

3. Это красивый лесной великан с большими рогами на горбоносой голове самца. Его вес достигает 300–400 кг и более, рост около двух метров. Это типичный обитатель тайги и болот. Он питается травами, побегами деревьев, кустарников, ягодами, грибами. (Лось.)

4. Красивое, подвижное животное, с ценным мехом, принесшим ему мировую славу. Обитает в глухих лесах, питается мышами, птицами, кедровыми орехами. Сейчас получил широкое распространение в нашей области и является предметом охоты. Особую ценность представляет Баргузинский подвид зверька, с более качественной шкуркой, темным цветом меха с проседью. (Соболь.)

5. Что это за зверь, который так похудел за зиму, что жуёт и гложет всё, что зелено, что живое суетится по весне, да и падаль найдёт – попирует? Муравейник – находка особенно приятная. Весь разроет, раскидает далеко вокруг. Когда с моховых болот снег сойдёт – клюкву собирает. Щуки на разливы пойдут метать икру – и он туда же. О ком идёт речь? (Речь идёт о медведе.)

6. Дикая кошка величиной с собаку, по бокам головы свисает густая шерсть, а на кончиках ушей красуются кисточки. Хвост у зверя короткий, на конце словно обрублен. Охотится за зайцами, лосями и оленями, различными грызунами и птицами. (Рысь.)

7 конкурс. «Лесной театр»

Команды показывают заранее приготовленные сценки о животных и растениях природоохранной тематики.

Жюри оценивает текст, костюмы, музыкальное оформление. Максимальная оценка - 7 баллов.

8 конкурс “Гонка за лидером”

(Проводится в том случае, если команды набрали одинаковое количество баллов.)

Ведущий. Каждая команда отвечает на пять блиц – вопросов. В этом туре команды смогут заработать по 5 дополнительных баллов.

Вопросы для 1-й команды

    Нос птицы. ( Клюв .)

    Птичий домик. ( Гнездо .)

    Ночная птица. ( Сова .)

    Насекомое, дающее мед. (Пчела .)

    Дикое животное с пушистым рыжим хвостом. (Лиса .)

Вопросы 2-й команде

    Мелкая зимующая птица. (Воробей )

    Ребенок курицы. ( Цыпленок )

    Какая птица зимой выводит птенцов. (Клест .)

    Домашний сторож. (Собака .)

    Плод дуба. ( Желудь .)

Жюри подводит итоги всех конкурсов. Награждение победителей дипломами и подарками.

Литература
1. Батуев, А. С. Человек [Текст]/А.С.Батуев, И.Д.Кузьмина и др.-М.: Просвещение, 1995.-237с.
2. Демьянков, Е.Н.Биология в вопросах и ответах [Текст]/ Е.Н.
Демьянков. – М.: Просвещение,1996
3. Мигунова, Е. Я. Большая энциклопедия животных [Текст]/ Е. Я. Мигунова.- М.: Омега, 2004.
4. Рычкова, Ю. Новейшая энциклопедия комнатных растений [Текст]/ Ю. Рычкова. М.: Эксмо,2003.