Лисичка сестричка и серый волк конспект. Конспект занятия «Лисичка сестричка и серый волк»
Конспект урока по русскому языку«Лисичка-сестричка и серый волк»
подготовила воспитатель Маргиева Ревмира Урузмаговна
Москва 2014г.
Цели занятия : продолжать учить детей эмоционально воспринимать образное содержание сказки, осмысливать характеры и поступки персонажей; уточнить представления детей о жанровых особенностях сказки; упражнять в выразительности слова.
Образовательные области : «Познание», «Коммуникация», «Социализация», «Чтение художественной литературы», «Физическое развитие».
«Познание»
Задачи:
Расширять и уточнять представления детей о хороших и плохих поступках;
Расширять и обогащать знания детей о персонажах сказок.
«Коммуникация»
Задачи:
Обогащать речь детей существительными, прилагательными;
Закрепить умение детей подбирать антонимы;
Совершенствовать диалогическую форму речи;
Формировать умение связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки.
«Социализация»
Задачи:
Учить детей передавать интонационно характер действующих лиц;
Продолжать развивать интерес к театрализованной игре. Вызывать желание
попробовать себя в разных ролях;
Воспитывать артистические качества, раскрывать творческий потенциал детей;
Воспитывать дружеские взаимоотношения между детьми.
«Чтение художественной литературы»
Задачи:
Продолжать развивать интерес детей к художественной литературе;
Учить внимательно и заинтересованно слушать сказки;
Способствовать формированию эмоционального отношения к литературным произведениям;
Помогать выразительно, с естественными интонациями участвовать в чтении текста по ролям, в инсценировках.
«Физическое развитие»
Задачи:
Сохранение и укрепление физического и психического здоровья детей;
Формировать правильное речевое дыхание;
Формирование начальных представлений о здоровом образе жизни.
Оборудование: картинки с различными сказочными персонажами, маски.
Предварительная работа : Чтение сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Ход занятия:
1.Организационный момент.
Игра «Хитрая лиса» Цель. Научиться аргументировано, высказываться, ориентироваться на действия партнера. Вежливо выражать несогласие (в случае необходимости).
Материал. Картинки: собака, заяц, лиса; сапоги, колеса, стулья, листья, кусты, сливы (6 картинок, изображающих группы предметов, в названиях которых есть звук [с]); зонт, ваза, звездочка, роза, береза, козы (5 картинок с предметами в единственном числе и одна группа во множественном, в названиях которых есть звук [з]).
Игровые действия . Группировать предметы по разным основаниям: один - много; в названии есть звук [с] или [з].
2. Развитие умения подбирать антонимы.
Воспитатель: - Ребята, вы уже много знаете о разных качествах сказочных животных и можете их назвать. Давайте сейчас попробуем подобрать антонимы, оценивая поступки разных сказочных животных.
Лиса – хитрая
Зайчик – бесхитростный
Также заяц трусливый
Петушок – храбрый
Волк – злой
Белочка – добрая
Сова – умная
Баран – глупый
Воспитатель: - Все правильно ответили, молодцы.
3. Лексическая игра «Подбери действие»
Воспитатель: предлагает детям, назвать действия, которые звери в лесу могут выполнить в разные времена года:
Воспитатель: - медведь
Дети: - зимой он спит и сосет лапу.
Воспитатель: - сова
Дети: - сова ночью не спит и за всеми в лесу наблюдает.
Воспитатель: волк
Дети: - волк и круглый год рыщет по лесу, ищет себе пропитание.
Воспитатель: - птички
Дети: - летают, поют, добывают пропитание.
Воспитатель: белочка
Дети: собирает орешки, прыгает с ветки на ветку.
4. Дыхательная гимнастика .
Упражнения: «Ладошки», «Погончики», «Насос».
5. Самомассаж
Наша умная головка
Думала сегодня ловко (погладить себя по голове).
Ушки все услышали (погладить ушки),
Глазки посмотрели (погладить веки),
Ручки все исполнили (погладить ладошки),
А ножки посидели (погладить ножки).
6. Беседа по сказке.
Воспитатель: Дети, а скажите из какой сказки эти герои: «Лиса, волк, дет, баба»? А почему она называется сказкой?
Дети: «Лисичка-сестричка и серый волк». Сказка – потому что в ней звери ведут себя как люди, совершают поступки, разговаривают.
Воспитатель: - Правильно. Сейчас я вам прочту эту сказку, а потом вы перескажите её по ролям.
После распределения ролей дети начинают инсценировать сказку.
7. Инсценировка сказки.
Воспитатель: Жили-были дед да баба. Дед говорит бабе:
Ребенок-дед – Ты, баба, пеки пироги, а я поеду за рыбой.
Воспитатель: Наловил рыбы и везёт домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась калачиком и лежит на дороге.
Дед слез с воза, подошел к лисичке, а она и не шелохнётся, лежит себе, как мёртвая. Другой ребенок изображает лису.
Ребенок-дед: - Вот будет подарок жене, взял лисичку и положил на воз, а сам пошёл впереди.
Воспитатель комментирует действия лисы: - А лисичка улучила время и стала выбрасывать полегоньку из воза всё по рыбке да по рыбке, всё по рыбке да по рыбке. Выбросила всю рыбу и сама спрыгнула.
Ребенок-лиса выполняет действия молча.
Ребенок-дед: - Ну, старуха, посмотри, что я тебе привёз! Полный воз рыбы и воротник на шубу!
Ребенок-баба: - Где?
Ребенок-дед: - Там, на возу – и рыба и воротник.
Воспитатель: Подошла баба к возу, искала-искала, ничего там не нашла и давай ругать мужа:
Ребенок-баба: - Где воротник? Где рыба?! Ах ты!.. Такой-сякой!
Воспитатель: Тут дед смекнул, что лисичка-то была не мёртвая, погоревал, погоревал, да делать-то нечего.
Ребенок-дед: под слова воспитателя изображает плохое настроение.
Воспитатель: - А лисичка собрала всю разбросанную по дороге рыбу в кучку, села и ест себе. К ней подходит волк:
Ребенок-лисичка изображает действия под комментарий воспитателя.
Ребенок-волк: - Здравствуй, кумушка!
Ребенок-лисичка: - Здравствуй, куманёк!
Ребенок-волк: - Дай мне рыбки!
Ребенок-лисичка: - Налови сам, да и ешь.
Ребенок-волк: - А я не умею.
Ребенок-лисичка: - Эка, ведь я же наловила. Ты, куманек, ступай на реку, опусти хвост в прорубь – рыба-то сама на хвост и нацепляется. Да смотри, сиди подольше, а то не наловишь.
Воспитатель: Пошёл волк на реку, опустил хвост в прорубь, а дело было зимою. Уж он сидел-сидел, целую ночь просидел, хвост его и приморозило. Попробовал было приподняться: не тут-то было.
Ребенок-волк: - Эка, сколько рыбы привалило, и не вытащишь! – думает он.
Воспитатель: Смотрит, а бабы идут за водой и кричат, увидев волка:
Дети-бабы: - Волк, волк! Бейте его! Бейте его!
Воспитатель: Прибежали и начали колотить волка – кто коромыслом, кто ведром, кто, чем попало. Волк прыгал, прыгал, оторвал себе хвост и пустился без оглядки бежать.
Дети, изображающие волка и баб, имитируют действия избиения волка.
Ребенок-волк: - Хорошо же, – думает, – уж я тебе отплачу, кумушка!
Воспитатель: - А лисичка-сестричка, поела рыбки, захотела попробовать, не удастся ли еще что-нибудь стянуть. Забралась в одну избу, где бабы пекли блины, да попала головой в кадку с тестом, вымазалась вся и бежит. А волк ей навстречу:
Ребенок-волк: - Так-то учишь ты? Меня всего исколотили!
Ребенок-лисичка: – Эх, куманек, тебя-то до крови, а у меня и мозги наружу. Меня больней твоего побили, я насилу плетусь.
Ребенок-волк: - И то правда, где тебе, кумушка, уж идти. Садись на меня, я тебя довезу.
Воспитатель: - Лисичка села ему на спину, он её и повёз. Вот лисичка-сестричка сидит, да потихоньку и говорит:
Ребенок-лисичка: – Битый небитого везет, битый небитого везёт.
Ребенок-волк: – Что ты, кумушка, говоришь?
Ребенок-лисичка: – Я, куманек, говорю: битый битого везёт.
Ребенок-волк: – Так, кумушка, так!...
8. Итог занятия. Дети делятся впечатлениями. Говорят о том, кому какой герой больше понравился. Они дают оценки поступкам героев. Называют деда простофилей. Лису – хитрой. Волка – глупым. Высказывают эмоции. Им немножко жалко волка. Также дети жалеют деда и бабку, которые остались голодными.
Воспитатель предлагает детям сделать рисунки по сказке.
Список использованной литературы:
1.Ушакова О.С. ; Гавриш Н.В. «Знакомим дошкольников с литературой» Творческий Центр «Сфера» Москва 2008г.2. Развитие речи и Творчества дошкольников. Под редакцией Ушакова О.С Творческий Центр «Сфера» Москва 2009г.
3.Развитие речи детей 6-7 лет Ушакова О.С. Творческий Центр «Сфера» Москва 2011г.
4. Русские народные сказки из сборника А.М. Афанасьева Издательство «Правда» Москва 1982г.
Конспект урока по литературному чтению в 1 классе
Раздел: Сказки.
Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк».
Тип урока: Урок по ознакомлению с новым материалом.
Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение.
Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам.
Личностные:
- развитие самостоятельности;
Развитие навыков сотрудничества.
Предметные:
Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат;
умение анализировать и обобщать
Метапредметные:
Личностные УУД:
Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках.
Регулятивные УУД:
Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности.
Познавательные УУД:
Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации
Коммуникативные УУД:
Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников.
Задачи урока:
формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи
развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом);
воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения;
Основные понятия урока: сказка, персонаж.
Оборудование : учебник Э.Э.Кац «Литературное чтение», проектор, компьютер,
Этапы урока, время | Деятельность учителя | Действия учащихся |
I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи. (организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. | Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? | |
II . Актуализация знаний. Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог. Продуктивное задание: дополнение схемы Мотивирующий приём: загадки. | Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? Чем отличается сказка от других жанров литературы? Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? Назовите народные сказки. Дополните предложенную схему. Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? | Это всё сказки. В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух». Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. |
III . «Открытие нового знания» Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина | - Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 4) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. Сегодня мы познакомимся ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Откройте учебник на страничке 66. Но вначале проведём словарную разминку. Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ. Мы познакомились с новыми словами и их значение, которые нам нужно запомнить для дальнейшей работы. | Это лиса. «Теремок» «Заюшкина избушка» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович» Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. |
IV . Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Марина Никишова
Организация непрерывной непосредственно образовательной деятельности детей в средней группе По теме : «Чтение русской народной сказки «Лисичка сестричка и волк » Интеграция образовательных областей : «Социально коммуникативное, «Познавательное» , «Речевое» , «Физическое» . Задачи приоритетной образовательной области : Познакомить с русской народной сказкой «» ., помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из произведения, учить строить развёрнутые высказывания . Продолжить формировать умение отвечать на вопросы по тексту полными предложениями. Воспитывать моральные качества : уважение, доброту, честность к другим людям. Задачи образовательной области в интеграции : Учить различать плохие поступки, коварные советы, понимать, что красивая, привлекательная внешность не всегда соответствует хорошим внутренним качествам, сопереживать героям сказки ; вызывать желание помочь им; развивать мышление, сообразительность, фантазию; учить сочинять сказки и новые концовки к известным сказкам . Предпосылки учебной деятельности : Учить детей воспринимать и осознавать образное содержание сказки , замечать образные слова и выражения в тексте. Развивать творческое воображение, слуховое внимание. Воспитывать эмоциональное восприятие сказки . Оборудование для педагога : ноутбук, проектор, иллюстрации к сказки (лиса украла рыбу, волк ловит рыбу . Волка бьют жители деревни , волк везёт лису Оборудование для детей : Маски волка и лисы . Вводная часть (мотивационный, подготовительный этап) Образовательная область (вид деятельности) (характеристики) Восприятие, Социально коммуникативное, Речевое. Сюрпризный момент, Чтение стихотворения Загадка Вызвать интерес к чтению сказки . Формирование целостной картины мира, в том числе первичных ценностных представлений;. Привлечь детей к активной работе во время занятия . Дети понимают, чем они занимаются по развитиюречи. Дети активны в работе во время занятия . Организационный момент. Воспитатель : Ребята, сейчас я вам прочитаю отрывки из произведений, а вы мне определите по первым словам, что это сказка , стихотворение или рассказ . Жили- были дед и баба, И была у них курочка Ряба. (Сказка ) Наша Таня громко плачет. Уронила в речку мячик. (Стихотворение) Наступила зима. Выпал первый снег. (Рассказ ) Сегодня мы поговорим о сказках . Ребята, а вы любите сказки ? Какие сказки вы знаете ? Сейчас я проверю, сможете ли вы угадать сказку по картинке и назвать её героев. (показ картинок) Ребята, какие вы молодцы! Конечно есть много сказок о людях , о волшебстве, о животных. Сегодня мы прочитаем сказку , а о ком она вы узнаете отгадав загадки. Хитрая плутовка, рыжая головка, Хвост пушистый – краса, а зовут её. (лиса) Кто зимой холодной бродит в лесу злой, голодный. (волк ) Кто же герои сказки ? (Лиса и волк ) . Итак, сказка , которую я сейчас вам прочитаю называется «Лисичка- сестричка и серый волк . (чтение сказки ) . ИГРА «НА ЧТО ПОХОЖЕ» Кто – ни будь из детей выходит из комнаты, пока остальные договариваются, о ком будут отгадывать загадку. Потом они говорят, на что похож тот, о ком они загадали. А вышедший ребёнок должен отгадать загадку. Игра проводиться 3-4 раза Основная часть (содержательный, деятельностный этап) Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики) Восприятие Социально коммуникативное, Познавательное. Музыкально – художественное Чтение сказки Сценическое упражнение «Мимика» Театрализованная игра Учить детей играть роли персонажей художественных произведений. Обогащать словарный запас детей, закреплять и уточнять значения слов; Развивать у детей умение выражать разнообразные эмоциональные состояния (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалобность) ; Вызывать интерес у детей к театрализованной деятельности, желание выступать вместе с коллективом сверстников; Воспитывать доброжелательные отношения между детьми, чувство уважения друг к другу. Дети умеют играть роли персонажей, у детей обогащен словарный запас, дети выражают разнообразные эмоции (грусть, радость, сердитость, удивление, восхищение, жалость, дети участвуют в театрализованной деятельности, доброжелательно относятся друг другу. Воспитатель читает русскую народную сказку «Лисичка – сестричка и волк » . Вопросы по сказке :. Понравилась ли вам сказка ? Кто запомнил, как она называется? Какая по характеру лиса? (хитрая, плутовка, обманщица) Какой в сказке волк ? (голодный, добрый, доверчивый) Расскажите, как лиса посоветовала ловить рыбу? Почему лиса обманула волка ? Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать других людей и относиться к ним по -доброму., тем более лиса и волк были приятелями . А в какое время года происходит действие сказки ? Как вы это поняли? По каким словам? (Холодно и морозно) . А вы боитесь морозов? Тогда давайте с вами поиграем. Физкультминутка. «Я мороза не боюсь» Я мороза не боюсь, С ним я крепко подружусь. Подойдёт ко не мороз Тронет щёки, тронет нос Значит надо не зевать Много прыгать и скакать. Заключительная часть (рефлексивный этап) Образовательная область (вид деятельности) Формы работы Образовательные задачи Целевые ориентиры (характеристики) Восприятие Музыкально – художественная. Чтение Театрализованное представление. Рефлексия Пополнение словарного запаса; развивать диалогическую речь, Дети пополнили словарный запас, развили диалоговую речь. Дети получили позитивные эмоции от занятия . Воспитатель : Ребята, вы помните хорошо сказку ? Давайте вспомним, чем она закончилась? Я вам сейчас напомню. Чтение сказки . Что сказала лиса ? Что ей волк ответил ? Давайте сейчас разыграем этот отрывок. Вот наши участники. Воспитатель : Едет лиса на волке . (один за другого держится) и приговаривает. Лиса : Битый небитого везёт. Волк : Что ты мне лисонька говоришь? Лиса : Битый- битого везёт! Волк : Да правильно. Воспитатель : Довёз волк лису до норы , соскочила она, спряталась, а сама над волком …Что ? Зрители : Смеётся- посмеивается. Понравилось вам представление? Давайте похлопаем нашим артистам. Рефлексия : Что мы сегодня делали? Что понравилось?. На примере сказки мы убедились , что нельзя обижать друзей. Вот поэтому мы и читаем сказки , чтобы лучше узнать какие поступки хорошие, а какие плохие. Вы молодцы! Конспект урока по литературному чтению Раздел: Сказки. Тема: Русские народные сказки. «Лисичка – сестричка и волк». Цель урока: систематизировать знания учащихся по теме «Русские народные сказки»; учить оценивать характер персонажей, их поступки, настроение. Планируемый результат: систематизация знаний учащихся по сказкам; умение оценивать героев по их поступкам. Личностные: - развитие самостоятельности; Развитие навыков сотрудничества. Предметные: Развитие устной речи; образное и логическое мышление, артикуляционный аппарат; умение анализировать и обобщать Метапредметные: Личностные УУД: Формирование учебной мотивации, адекватной самооценки, осознания смысла учения и личной ответственности за будущий результат; готовность открыто выражать свою позицию на уроках. Регулятивные УУД: Формирование умения осуществлять действие по образцу; оценивания процесса и результата деятельности. Познавательные УУД: Подведение под понятие на основе выделения существенных признаков; осуществление смыслового чтения; поиск и выделение необходимой информации из текста; заполнение предложенных схем с опорой на прочитанный текст; работа с двумя источниками информации Коммуникативные УУД: Формирование умения слышать и слушать учителя, одноклассника; вести устный диалог; чтение по ролям; сотрудничать с другими людьми в решении учебных задач; адекватно оценивать себя, работу других учеников. Задачи урока: формирование учебно-информационных умений (умения работать с текстом, с таблицей, находить главное, существенное); учить оценивать персонажей по их поступкам и особенностям речи развитие коммуникативных навыков (умения общаться, взаимодействовать друг с другом); воспитывать уважение к истокам культуры своего народа; нравственность через анализ содержания художественного произведения; Основные понятия урока: сказка, персонаж, кластер. Оборудование : учебник «Литературное чтение», сигналы, карточки с таблицами, изображения животных, проектор, компьютер, I . Самоопределение к деятельности и постановка учебной задачи.(организационный момент) Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне; проговаривание темы и цели урока в виде вопросов. Методы: подводящий к теме диалог. Прозвенел опять звонок. Мы начинаем наш урок. Любознательные в классе дети Обо всём хотят знать на свете. С добрым утром! Начат день. Первым делом гоним лень. На уроке не скучать, Сегодня на уроке мы не только начнём знакомство с новым произведением, но и вспомним классификацию сказок, а также поработаем над обогащением словарного запаса. На протяжении всего урока вы будете не просто слушателями, а внимательными, думающими читателями и исследователями. А что значит быть внимательными читателями? II . Актуализация знаний. Цель:закрепить знания учащихся о классификации сказок. Метод: диалог. Продуктивное задание: дополнение схемы Мотивирующий приём: загадки. Перед вами иллюстрации к знакомым вам произведениям. К какому жанру литературы они относятся? Чем отличается сказка от других жанров литературы? Посмотрите, на какие две большие группы можно разделить все сказки? Назовите народные сказки. Дополните предложенную схему. Сказки просят: А сейчас вы, друзья, узнайте нас! 1. А дорога – далека, А корзина – нелегка. Сесть бы на пенёк, Съесть бы пирожок… 2.Возле леса, на опушке, 3. Нет ни речки, ни пруда. Где воды напиться? Очень вкусная вода В ямке от копытца!... 4. Колотил да колотил По тарелке носом – Ничего не проглотил И остался с носом. Подумайте, какая сказка будет «лишняя» и почему? Это всё сказки. В сказкебывает всегда все необычное, волшебное, там звери, птицы и вещи умеют разговаривать, носят одежду. Еще бывают разные волшебные вещи: ковер-самолет, волшебное зеркальце, скатерть-самобранка и другие. В сказках есть необычные существа: Баба-Яга, гномы, Кощей Бессмертный и т.д. - «Доктор Айболит», «Сказка о царе Салтане» - «Репка», «Колобок», «Кот, лиса и петух». Сказки о животных, бытовые сказки и волшебные. «Маша и медведь» «Три медведя» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка» «Лиса и журавль» «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка», потому что это волшебная сказка, а остальные о животных. III . «Открытие нового знания» Способы: диалог, парная работа. Мотивирующий приём: викторина, «волшебная шкатулочка», прослушивание сказки в исполнении актёров. - Отгадайте ребус и вы узнаете имя героя сказки, о котором мы будем вести речь. Лиса – один из самых известных героев русских народных сказок. Проведём небольшую викторину. Подсказка: во всех сказках главная героиня – лиса. 1) Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает: терем-теремок! Кто в тереме живёт? 2) А она им с печи: Как выскочу, как выпрыгну, пойдут клочки по закоулочкам! Собаки испугались и убежали! 3) Лиса влезла на чердак и до половины мёд-то и поела. Опять воротилась и легла, а медведь-то её и спрашивает: кума, а кума, как назвали-то? 4) Пустили её. Легла лисичка на лавочку, хвостик под лавочку, скалочку под печку. 5) Заяц побежал к лисе. А медведь и волк стали думать, где бы спрятаться. Медведь говорит: Я полезу на сосну. А мне что же делать? – спрашивает волк. Спрячь меня, Михайло Иванович, куда-нибудь! Медведь завалил волка сухими листьями, а сам влез на сосну. 6) А лисичка собрала всю разбросанную рыбку в кучку, уселась на дорогу и кушает себе. Приходит к ней Серый Волк. Сейчас вы познакомитесь ещё с одной сказкой, героями которой будут лиса и волк. Это русская народная сказка «Лисичка-сестричка и волк». Но вначале проведём словарную разминку. Словарная разминка: чув-ство со-чув-ство-вать чув-ство-вать бес-чув-ствен-ный Как вы понимаете слова: «свернуться калачиком»? Найдите значения слов в словаре: СМЕКНУТЬ, УЛУЧИТЬ ВРЕМЯ, ПОЛЕГОНЬКУ, ПРОРУБЬ, КОРОМЫСЛО, НАХОДЧИВЫЙ. Все эти слова мы опустим в нашу волшебную шкатулочку. А сейчас мы с вами прослушаем первую часть этой сказки в исполнении замечательной актрисы Т.Пельтцер. Это лиса. «Теремок» «Заюшкина избушка» «Лиса и медведь» «Лисичка со скалочкой» «Котофей Иванович» «Лисичка-сестричка и волк» Сжаться, согнуть ноги в коленях, тесно прижать голову. IV . Первичное закрепле-ние. Цель: Способы: фронтальная работа. Любовь Бараухина
Чтение русской народной сказки «Лисичка- сестричка и волк » Конспект образовательной деятельности в средней группе по развитию речи Подготовила воспитатель Бараухина Любовь Васильевна Цель : Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка – сестричка и волк » (обработка М. Булатова, помочь оценить поступки героев. Задачи : Учить участвовать в беседе, понятно для слушателя отвечать на вопросы. Развивать диалогическую форму речи. Развивать и активизировать словарный запас. Обогащать словарь детей словами : прорубь, квашня. Воспитывать активный интерес к сказкам, добрые отношения друг к другу. Материалы : Одежда для Сказочницы, сказка «Лисичка - сестричка и волк » , иллюстрации к сказке. Предварительная работа : Накануне в уголок книги поместить иллюстрированное издание книги. Обратить на неё внимание, предложить рассмотреть рисунки, догадаться, о ком эта сказка. (Я накидываю на плечи большой яркий платок и поворачиваюсь к детям) Здравствуйте, ребята, я – Сказочница, пришла к вам в гости. А вы знаете, кто такая Сказочница? (ответы детей) . А как вы думаете, зачем я пришла к вам? (прочитать новую интересную сказку) . А вы знаете, что такое сказка? (ответы детей) А какие сказки вы знаете? (ответы детей) Как много вы знаете сказок, молодцы! Я хочу познакомить вас ещё с одной интересной сказкой, а кто её герои попробуйте догадаться. Слушайте внимательно, вспоминайте, кто так говорил : -«Ой, мне плохо тебя слышно, Колобок, сядь ко мне на нос, да спой свою песенку погромче». Кто так говорил? (ответы детей) Молодцы, угадали! Это лиса. Слушайте ещё. «Он набрал в пасть ещё больше воздуха и подул на соломенный домик. И в тот же миг домик разлетелся в разные стороны». Кто это был? (ответы детей) Да, это волк ! Молодцы! Угадали правильно. О ком будем читать сказку? (Ответы детей) Да, ребята, я сегодня прочитаю сказку, которая называется «Лисичка – сестричка и волк » . Садитесь поудобнее на стульчики. Русская народная сказка «Лисичка – сестричка и волк » . Итак, я начинаю. (Чтение сказки) Ребята, вам понравилась сказка? (Ответы детей) Кто запомнил, как она называется? (Ответы детей) Давайте вспомним всех героев сказки (ответы детей) . Динамическая пауза : «Хоровод животных» (Дети ходят, как лошадка, лисичка-сестричка , волк , как плавают рыбки. Снова садятся на стулья). Как называется сказка, которую мы читали? (Ответы детей) Скажите, ребята, а вам все слова были понятны в сказке или были какие-то слова незнакомые? (ответы детей) Кто знает, что такое прорубь? (ответы детей) Что такое квашня (ответы детей) Как лиса испачкалась квашнёй (ответы детей) Какая по характеру лиса в сказке? (Ответы детей) Какой в сказке волк по характеру ? (глупый, доверчивый) Почему лиса обманула волка ? (Она была хитрая и жадная, а волк голодный ) . Правильно ли поступила лиса? (Нет, нужно уважать друг друга, относиться по-доброму, ведь лиса и волк были приятелями ) Кого в сказке можно пожалеть? Почему? (Волка побили на реке , он остался без хвоста, а лиса обманула и ещё ехала на нём). Кто помнит, как лиса сидя в норке посмеивалась над волком ? (Лиса говорила : «Нету у волка ни разума , ни толку!» ) Ребята, сказки учат нас отличать добро от зла, поэтому мы их и читаем. Вы сегодня внимательно слушали сказку «Лисичка – сестричка и волк » , спасибо вам, молодцы! Я принесла вам книги с иллюстрациями к сказке «Лисичка – сестричка и волк » , можно взять и посмотреть их. А мне пора уходить, до свидания! (Сказочница снимает платок, поворачивается к детям, как воспитатель, вместе с детьми садится рассматривать книги.) Публикации по теме: Цель занятия: учить детей преобразовывать базовую форму в разные поделки,развивать вариативность мышления. Задачи:Формировать умения. Цель: ознакомление детей подготовительной группы с русской народной сказкой «Лиса и волк» с напевами, с включением дидактической игры по. Конспект НОД по развитию речи «Чтение детям русской народной сказки «Лисичка-сестричка и волк» Цель: Познакомить детей с русской народной сказкой «Лисичка-сестричка и волк», помочь оценить поступки героев, драматизировать отрывок из. Конспект НОД по развитию речи. Чтение отрывка и инсценировка сказки «Лисичка-сестричка и волк», чтение потешек в средней группе. Составила. |