Литература выпрямляет душу. Какой предстает природа в лирике С.Есенина? Темы эссе по русскому языку и литературе

Самый счастливый человек тот, кто дает счастье наибольшему количеству людей.
Д. Дидро

Важно ли для человека чувствовать себя любимым? Конечно же, да, ведь всем необходимо чувствовать себя кому-то нужными, ощущать заботу и внимание со стороны близких людей. Это делает нас счастливыми.
Бесспорно, быть любимым - это много значит для каждого человека, но разве совсем неважно любить самому? У каждого из нас есть потребность не только получать, но и отдавать. Мы не будем чувствовать себя по-настоящему счастливыми, если не сможем дарить любовь другим людям, выражать свои чувства в поступках. Любя, мы становимся лучше, учимся быть чуткими, понимаем, что такое сопереживание. Вспомним рассказ Б. Екимова «Ночь исцеления». Внук Гриша приехал к бабушке. Ему известно, что она часто кричит по ночам: сказываются пережитые ею трудные военные годы. Мама предупредила его: если бабушка будет мешать спать, нужно крикнуть на нее: «Молчать!» Сначала внук так и хочет поступить, но потом в его сердце рождается сострадание к бабушке. Любовь к близкому человеку заставила его прозреть. Он понял, что все, что нужно, чтобы пришло исцеление, - это забота. И ночью вместо того, чтобы крикнуть на бабушку, он начинает успокаивать, утешать ее. И читатель понимает: чтобы быть человечным, достаточно просто любить.
Так что же важнее: любить или быть любимым? Размышляя над этим вопросом, нельзя не прийти к ответу: сердце человека предназначено и для того, чтобы принимать, и для того, чтобы дарить любовь. Это две стороны одного целого, и невозможно отрицать важность ни одной из них.

Чаще всего человек счастлив тогда, когда он влюблен. Изменяется время, изменяется жизнь и мировоззрение людей. Но неизменной остается человеческая потребность в любви. Неразгаданной остается тайна души, в которой горит священное чувство любви, такой любви, о которой писал В. Шекспир:
Любовь – над бурей поднятый маяк,
Не меркнущий во мраке и тумане.
Любовь – звезда, которою
Моряк определяет место в океане.
Жизнь устроена так, что человек постоянно нуждается в чьей-то любви. Любят друг друга женщина и мужчина, родители и дети любят друг друга. Да, это разная любовь, но без нее человек счастливым быть не может.
Счастливый человек – это человек, который достигает своей цели. Наверное, высшим счастьем является состояние удовлетворения от успеха. Эти счастливые минуты заставляют человека не останавливаться на достигнутом, а идти дальше, что-то искать, открывать, добиваться. Может быть, для некоторых это и есть счастье? Но если человек думает только о себе и ищет во всем своей выгоды, он не может быть счастливым. Чтобы быть счастливым, нужно иметь доброе сердце. Такой человек никогда не будет одиноким. Он не будет страдать, а будет наслаждаться тем, что может помочь другим, а если надо, к такому человеку всегда придут на помощь друзья. Человек, имеющий друзей, – счастливый человек.
428 слов.

39. В чём суть поэзии? (по творчеству Б.Пастернака)

Когда строку диктует чувство,
Оно на сцену шлет раба,
И тут кончается искусство,
И дышат почва и судьба.
Б. Пастернак
Поэзия часто говорит о себе самой - устами авторов. Те или иные аспекты поэтического предназначения привлекают к себе внимание разных поэтов, едва ли не всех. В русской литературе эта градация представлена величайшими ее именами, такими, как Пушкин, Лермонтов, Тютчев, Некрасов, Блок, Маяковский, Ахматова. Свое, оригинальное мнение по этому вопросу высказал и Борис Пастернак. Оно явилось следствием его общих мировоззренческих и эстетических взглядов и представляет собой последовательную, выдержанную в едином ключе систему.
Первое, что привлекает внимание в стихах Пастернака, посвященных теме искусства, это его уподобление губке, впитывающей все вокруг:
Поэзия! Греческой губкой в присосках
Будь ты, и меж зелени клейкой
Тебя б положил я на мокрую доску
Зеленой садовой скамейки.
Что значит поэзия для людей? На этот вопрос Пастернак уверенно отвечает, что в ней - наше право на бессмертие: “А в рифмах умирает рок”. В рифмах рождается та правда, которая невозможна в мире обыденности, та правда, с которой в эту жизнь входит “миров разноголосица”.
Поэзия имеет своим истоком саму жизнь - во всех ее проявлениях. И так же, как сама жизнь, согласно Пастернаку, есть непреходящее чудо поэзия является “и творчеством, и чудотворством”. Поэзия творит “образ мира в слове явленный”. Искусство открывает человеку глаза на мир, на его чудесное существование - в этом его нравственная задача, в этом - утверждение принципов добра и красоты.
Искусство и простота - тема, которая волновала Пастернака. Его самого нередко упрекали в ненужной, чрезмерной сложности образов и приемов.
Сам Пастернак всей своей жизнью подтверждал свою верность провозглашенным им принципам поэтического предназначения. Все, что им создано, несет на себе отпечаток тех идеалов духовности, которые он проповедовал в своих стихах.

Борис Пастернак не склонен был приписывать поэзии цели конкретные, практические, как делал это в какой-то мере тот же Маяковский. Поэт лишь отчасти заимствует у классической традиции представления о предназначении поэзии и дает ей новое определение - поэзия-губка. Она впитывает мир целиком, чтобы потом, будучи выжатой, явить его людям, открыть им его - в этом ее высокое предназначение, ведь у поэта особое, полное и первичное знание о мире. Личность самого Пастернака - пример для многих его собратьев: к примеру, А. Ахматова писала в своих стихах о желании “Пастернака перепастерначить”. Пастернак - явление для русской литературы сакральное: он - Поэт.

Слов.

Литература выпрямляет душу?

Каждый человек имеет душу. При размышлении об этом вспоминается стихотворение Николая Заболоцкого «Некрасивая девочка», где поэт сравнивает человека с сосудом, в котором может быть пустота, а может гореть огонь. От самого человека зависит, какой будет его душа. Если он будет стремиться к духовному росту, к гармонии с самим собой и окружающим миром, если его помыслы будут чисты, а дела полезны, то на душе у него будет легко и спокойно.
Еще одним средством воспитания души является искусство, музыка. Талантливыми художниками и музыкантами создано столько великих произведений, что все даже невозможно запомнить, но, вглядываясь в картины, слушая музыкальные произведения, нельзя не задуматься о том, что в жизни есть гораздо более важные вещи, чем простое бренное существование. Духовно развиваться человеку помогает и литература. На примере героев художественных произведений мы знакомимся с жизнью, сочувствуем им или восхищаемся ими, и в этом тоже содержится глубокий воспитательный момент для нашей души.Наконец, еще одно, пожалуй, самое важное воспитательное средство, благодаря которому душа способна развиваться, – это природа. Восхищаясь прекрасным, любуясь природой, мы наполняем свой внутренний мир новым содержанием, делаем его интересным и богатым.
Нельзя забывать о своей душе, она играет в жизни человека куда более важную роль, чем тело. Только тот человек может быть счастливым, который живет в согласии с самим собой и думает о своей душе.

Таким образом, роль литературы во все времена и в современности- помочь человеку постичь самого себя и окружающий мир, разбудить в нем стремление к истине, счастью, научить уважению к прошлому, к знаниям и принципам морали, передающимся из поколения в поколение. Воспользоваться этой возможностью, которую предоставляют книги, или нет- это личный выбор каждого человека.

Слов.

Трагедия Е.Онегина

В романе А.С.Пушкина «Евгений Онегин» отражены двадцатые годы 19 в. Это знаменитое время в жизни России. В передовых кругах общества зреет недовольство режимом рабства и деспотизма. Под влиянием войны 1812 г. Формируются убеждения передовых дворян. В своем произведении Пушкин изображает типичного представителя большей части русской интеллигенции, критически относящегося к светскому обществу. Онегин не является человеком исключительным, случайно появившимся в этом обществе. Пушкин создал типичного героя этой эпохи.

Ненужность Онегина развивается на протяжении романа, нам ее последовательно доказывает сам поэт. Она начинается еще в детстве. Онегин, родившийся в среде столичного дворянства, растет под надзором иностранцев-гувернеров, которые воспитывают его на иностранный лад в отрыве от русской действительности:

«Сперва Madame за ним ходила,
Потом Monsieur ее сменил.
Ребенок был резов, но мил.
Monsieur l’Abbe, француз убогий,
Чтоб не измучилось дитя,
Учил его всему шутя…»

В результате из Онегина вырастает человек с разносторонними способностями, с широкими, но не глубокими знаниями. Он эрудирован, так, например, читает английского экономиста Адама Смита. Это говорит о том, что Онегин – человек очень умный, но его ум нельзя применить нигде.

Сначала Онегин ведет в Петербурге жизнь светского повесы, полную забав, развлечений, роскоши. Предоставленный самому себе, он рано взрослеет:

«Как рано мог он лицемерить,
Таить надежду, ревновать,
Разуверять, заставить верить,
Казаться мрачным, изнывать,
Являться гордым и послушным,
Внимательным иль равнодушным!»

И у Онегина происходит неизбежное охлаждение – следствие бестолковой жизни, неумения приложить к чему-либо свои способности:

«Нет: рано чувства в нем остыли;
Ему наскучил света шум».
«Но разлюбил он наконец
И брань, и саблю, и свинец».

Как человек умный, Онегин понимает никчемность своего существования и стремится заняться полезной деятельностью. Жизнь «без цели, без трудов» привела его к тому, что он

«Хотел писать – но труд упорный
Ему был тошен; ничего
Не вышло из пера его…»

Трагедия Онегина в ненужности его способностей и знаний, в разочаровании его в жизни, в человеческих отношениях (дружбе, любви). Человек, наделенный умом, способный тонко чувствовать, он не смог оценить любви Татьяны и прошел мимо чистого, прекрасного чувства. Онегин стремился уйти от светских забав: уезжал в деревню, путешествовал, но и там он не нашел себе применения.

Все быстро надоело ему. Разочарованный, охладевший к жизни, он едет путешествовать по России.

Тема трагедии умного светского человека не нова. Она прошла через творчество выдающихся русских поэтов того времени. Мы встречались с Чацким в комедии Грибоедова «Горе от ума» и еще встретимся с Печориным в романе Лермонтова «Герой нашего времени».

Слов.

42. «И дым Отечества нам сладок и приятен» (по комедии А. Грибоедова «Горе от ума») А.С. Грибоедов вывел на сцену два противостоящих друг другу лагеря лагерь - молодой России и лагерь крепостников. Их борьба была явлением русской жизни десятых - двадцатых годов XIX века. В это время из общей массы дворянства выделяются дворяне-революционеры - сторонники борьбы со всем отжившим в социальном и политическом строе, сторонники боя за новое за движение страны вперед. Александр Андреевич Чацкий по своему общественному положению принадлежит к дворянскому классу, но образ мыслей его и поведение находятся в резком противоречии с окружающей средой. Детство его прошло в Москве он часто бывал в доме Фамусова, учился у тех же гувернеров что и Софья, любил Софью Для завершения образования уехал за границу. Он не богат, не заботится о своем небольшом имении, управляет им «оплошно», служил некоторое время, имея связь с министрами, побывал в армии Чацкий возвращается в Москву в дом Фамусова из-за того что любит Софью «Чуть свет», не заезжая домой, он стремительно появляется в доме Фамусова и выражает Софье свою горячую любовь. Уже это характеризует его как страстного человека. Ни разлука, ни странствия не охладили в нем чувства которые он выражает поэтически горячо. Чацкий говорит языком литературным, для выражения любви к родине цитирует Державина: И дым Отечества нам сладок и приятен Ряд афоризмов свидетельствует об остром и тонком уме Чацкого «Блажен кто верует тепло ему на свете». «Ум с сердцем не в ладу». А многие афоризмы звучат как эпиграммы:
Господствует еще смешенье языков
французского с нижегородским
Его эпиграммы обличают защитников крепостничества и самодержавия. Чацкий - оратор, деятель того периода истории русского общества когда формировались взгляды декабристов, когда лучшие люди из дворян боролись словом против старого мире. Уже в первом выступлении Чацкого в гостиной Фамусова слышится негодование, острая бичующая насмешка. Он требует службы «долу, а не лицам» и заявляет: «Служить бы рад, прислуживаться тошно». Карьеризм и низкопоклонство ему ненавистны, он с презрением отзывается о тех, «кто не в войне, а в мире брали лбом; стучали об пол, не жалея» и «лесть как кружево плели».

Ум Чацкого - это прежде всего передовые взгляды, вольнолюбивые идеи, независимые убеждения. Чацкого удерживает в чужом ему по духу обществе только любовь к Софье. Однако выяснилось, что Софья изменила былым чувствам и именно она пустила сплетню о сумасшествии Чацкого. Горе от ума - это трагедия умного, частного, гордого человека, который чужд тому миру, в котором живет.
Взгляды Чацкого близки идеям декабристов. Его образ полон глубокого общечеловеческого значений. Об этом говорил писатель Гончаров. «Чацкие неизбежны при каждой смене одного века другим.. Чацкие живут и не переводятся в обществе, где длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Вот отчего не состарился до сих пор и едва ли состарится когда-нибудь грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Слов.

43. В каждой строке доброта (по произведениям В. Распутина)

Знаменитый русский писатель Валентин Распутин родился в Сибири, в простой и очень бедной крестьянской семье. Очень часто в своём творчестве писатель рассказывал о невзгодах и радостях жителей далёких сибирских сёл, их положительных и отрицательных поступках, их нелёгких жизнях. Сам пройдя тяжёлый жизненный путь, Распутин описывал жизнь простых людей настолько реалистично, что каждый человек может узнать себя в персонажах его произведений, в не зависимости от возраста.

Рассказ Валентина Распутина «Уроки французского» основан на реальных событиях, которые имели место быть в жизни писателя. Прототипом учительницы французского языка Лидии Михайловны стала его собственная преподавательница, женщина с большим и очень добрым сердцем. Сюжетная линия «Уроков французского» довольно проста, но в то же время, очень интересна. Маленький мальчик из далёкого сибирского села, голодное детство которого заставляет играть с другими мальчишками на деньги в «чику». При этом он сам остаётся очень добрым, искренним и чистым душою мальчиком. Главный герой справедливый человек, поэтому он не может мириться с обманами, ложью. Однако отстоять справедливость ему не дают другие ребята, которые его постоянно бьют, унижают. Вытащить ребёнка из неприятностей берётся его учительница – Лидия Михайловна, узнавшая о том, что ребята играют на деньги. Узнав, что главный герой играет в азартные игры только для того, чтобы иметь деньги на еду, она начинает его подкармливать. Мальчик в свою очередь начинает делиться с ней своими переживаниями, открывается ей. Для того чтобы ученик начал лучше питаться Лидия Михайловна приглашает его домой после уроков – дополнительно позаниматься французским языком. Но гордый характер главного героя не позволяет ему принимать продукты от учительницы. Тогда добрая женщина решает схитрить – и предлагает ему играть с ней на деньги. И хоть парень пытался проследить, чтобы она не поддавалась ему, иногда ей это удавалось. Благодаря этому доброму и бескорыстному поступку, мальчик смог начать нормально питаться и ушёл из плохой компании. Я считаю, что Валентин Распутин в рассказе «Уроки Французского» хотел показать то, какие чудеса может творить доброта, и то, что не надо проходить мимо бед окружающих людей.

Литература выпрямляет душу?

Ученая литература спасает людей от невежества, а изящная от грубости и пошлости.Николай Гаврилович Чернышевский

Безусловно, литература выпрямляет и обогащает душу, дает стимул для умственного и духовного развития. Книги учат правильно расставлять приоритеты, прививают нравственность, учат ценить важнейшие жизненные ценности. Прочитав «Капитанскую дочку» А. Пушкина, мы поняли, что честь нужно беречь смолоду; познакомившись с трагедией «Моцарт и Сальери», осознали, что зависть губительна; проанализировав произведение «Скупой Рыцарь», мы извлекли урок о том, что жадность – порок. И таких примеров, когда книга заполняла душу светом духовности, великое множество.
Литература – это мысли, чувства, переживания, надежды, мечты, в общем, целый мир. Благодаря ей, мы воспринимаем окружающую действительность во всем многообразии, становимся более открытыми, а значит, просвещенными. Литература выпрямляет душу по многим причинам.
Во-первых, она учит думать, анализировать, исследовать, находить общее и различное. Знакомясь с произведением, читатель вступает в диалог с автором, принимая или отвергая его позиции, по-своему воспринимая написанное, создавая свою интерпретацию написанного. Анализируя художественные детали, символы, цвета, пейзаж, читатель получает возможность уловить посыл автора, найти ответы на актуальные вопросы. Детальный анализ произведения способствует интеллектуальному развитию, позволяет совершить экскурс в мир писателя, воссоздать все богатство действительности, сконцентрированное в художественном тексте. Поэтому, чтобы диалог был продуктивным, требуется внимательность читателя, желание распознать авторские интенции. Знакомясь с произведением, нужно не просто поглощать страницу за страницей, а улавливать скрытую информацию, читать между строк.
Во-вторых, литература способствует воспитанию. Например, проследив судьбу литературного героя, читатель может выстроить для себя правильную модель поведения, чтобы не повторить ошибок, описанных в книге.
В- третьих, она помогает понять свой внутренний мир, свой уникальный настрой чувств и научиться управлять им. Чтение помогает каждому найти место в мире, разобраться в себе и прийти к гармонии со своим внутренним «я».
В-четвертых, литература учит нас ценить возвышенное и благоговеть перед прекрасным.
Таким образом, литература – путь к спасению души, поэтому нужно много читать.


Приложенные файлы

С самого детства нас сопровождают различные литературные произведения: сказки, загадки, рассказы, поэмы, романы, пьесы и так далее. Все они играют огромную роль в становлении человека. Еще в раннем возрасте литературные произведения закладывают в нас основные моральные принципы и нормы. Сказки, загадки, притчи и прибаутки учат нас ценить дружбу, делать добро, не обижать слабых, уважать родителей, обдумывать свои поступки. Все это изложено доступным языком для детей языком, поэтому им это быстро и легко запоминается.

Именно поэтому роль литературы

И книг, в общем, в жизни человека огромна. Они не только участвуют в формировании человека, но составляют основную часть морального воспитания каждого из нас. За время изучения школьной литературы, мы не просто узнаем новых авторов, новые произведения, новые течения, но и сближаемся с литературой настолько, что она становится неотъемлемой нашей частью. Знаменитый педагог В. П. Острогорский сказала: “Правильно и широко воспитанное общее эстетическое настроение возвышает и облагораживает человека путем благороднейшего наслаждения, которое становится потребностью. Оно делает для него привлекательною, интересною всю жизнь, открывая в ней, в природе, в человеке, прекрасное существование, коего он доселе и не подозревал…

Таким образом, это чувство, подавляя в нас эгоизм, выводит нас из ежедневного круга обыденности, в то же время пробуждая и в эту обыденность вносить мысль и добро, – выводит в широкое общение с природою, обществом, родиной, человечеством… Все же это, вместе взятое, т. е. все эти эстетические отношения к самому себе, природе, людям, искусству, обществу, и создает в человеке особый духовный мир с самим собой, то доброе настроение, то единение с миром, то постоянное стремление к духовной красоте, к служению общей пользе, к честному труду и борьбе со злом – словом, то, что единственно только и составляло во все времена человеческое счастье”. На мой взгляд, эти слова очень глубоко и ярко отражают роль литературы и искусства, в общем, в жизни человека. Книги учат нас любить окружающих и дарят нам настоящее человеческое счастье.

Именно поэтому, люди, читающие книги и любящие литературу, могут чувствовать на себе все прелести окружающего нас мира: видеть красоту природы, любить и быть любимыми. К тому же, благодаря литературе, пополняется наш словарный запас и обогащается духовный мир. Исходя из вышесказанного, можно сделать вывод, что литература очень важна в жизни человека: она влияет на наше мировоззрение. Формирует наш внутренний мир, обогащает нашу речь. Именно поэтому мы должны как можно больше читать, любить и уважать книгу, ведь без нее наш мир будет серым и пустым.

(3 оценок, среднее: 5.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Зачем мне нужно читать книги? Этот вопрос как нельзя актуален в наше время. Мы живем в эпоху всеобщей компьютеризации. Любую...
  2. Роль русской литературы очень трудно переоценить. Эта роль многогранна, как и сама литература. Горький писал: “Наша литература – наша гордость”....

В душе каждого человека есть клапан, отворяющийся только поэзией...

Н. А. Некрасов

"Литература - это храм..." - сказал литературный критик С. Г. Шаумян. Действительно, это величественный храм - храм нашей души, нашей жизни, нашей истории. Все великие писатели, создавая свои произведения, стремились к достижению главной цели - помочь людям понять самих себя, пробудить в их душах истинные чувства, сделать людей "благородно сильными", чтобы они могли, по словам М. Горького, "одухотворить свою жизнь святым духом красоты". Писатели и поэты не дают наставлений, не издают нравоучительных трактатов, они просто учат нас жить. Сквозь призму своей жизни, своей души, с помощью своих мыслей в своих произведениях они проникают в наши сердца, делают их лучше, добрее. И мы уже не можем жить иначе, их песня уже звучит внутри нас!

Конечно, писать может каждый. Многие даже способны слагать рифмованные строки, которые звучат, как музыка. Но по-настоящему бесценные литературные памятники создаются только людьми с возвышенными чувствами, светлой душой и чутким сердцем. Ф. Шиллер писал: "...недостаточно для поэта излагать чувствования возвышенным тоном; следует также ощущать их возвышенною душою. Недостаточно одного непосредственного вдохновения; требуется вдохновение образованного духа. Все, что нам может дать поэт, - это его индивидуальность. Она должна быть достойна того, чтобы она могла быть выставлена перед светом и потомством".

Действительно, только тогда, когда писатель чувствует внутри себя что-то новое, важное, когда у него возникает непреодолимое стремление донести это до сознания других людей, открыть свою душу, передать свои чувства, только тогда появляются прекрасные стихи, романы, поэмы, которые становятся достоянием многих поколений людей. По-настоящему великие произведения не утрачивают своей актуальности и свежести ни через десять лет, ни через двадцать, ни через сто. Потому что такие чувства, как любовь, доброта, сострадание, отзывчивость, жажда жизни, ненависть к подлости и жестокости, восхищение мужеством и отвагой, бессмертны. Бессмертно стремление к красоте и гармонии, счастью, справедливости и свободе. Бессмертны души поэтов, в которых живут эти чувства, стремления и мечты!

Смотрите ещё:

Мы можем по-разному оценивать те или иные произведения, мы готовы спорить с автором, не соглашаться с ним и не разделять его чувства, но мы не можем оставаться равнодушными! Мне кажется жалким тот человек, который не понимает и не ценит литературу. Он не способен ощутить те прекрасные чувства, которые стремится передать прозаик или поэт. Такие чувства неведомы ему, их нет в его душе, его душа слепа, глуха и нема, она попросту мертва!

Критик В. Г. Белинский говорил: "...литература есть сознание народа, цвет и плод его духовной жизни". Каждый писатель несет в своей душе высокий идеал - добра, света, истины; его произведения являются отражением его внутреннего мира, его мыслей, его стремлений; писатель стремится поднять все общество, всех людей к вершинам этого идеала. Почему великие музыкальные произведения так волнуют наши сердца? Почему любимая музыка заставляет нас плакать и смеяться, грустить и радоваться, надеяться, верить, любить, вспоминать, мечтать?.. Почему слова известных песен так врезаются в нашу память, что мы то и дело сами начинаем их петь? Потому что музыка пробуждает в наших душах все самые лучшие, самые возвышенные чувства.

Так же происходит и с художественной литературой. Не случайно, когда нам грустно или тревожно, мы берем в руки любимую книгу и погружаемся в ее волшебный мир, снова и снова встречаемся с любимыми героями, переживаем вместе с ними, живем их стремлениями и мечтами, так похожими на наши. А кто из нас, особенно в юные годы, в период первой влюбленности, не пробовал писать стихи?! Пусть это часто бывают наивные строки, сбивчивые и лишенные рифмы. Но это чудесная возможность для нашей души выплеснуть свои чувства, поведать если не миру, то хотя бы листку бумаги все то, что уже не может скрываться внутри, все то, что стремится вырваться на свет, полететь, как птица или как страстная песня - песня нашей души.

"Живу для того лишь, чтоб песни слагать", - писал французский поэт Беранже. И мне кажется, с этими строками согласен любой поэт и прозаик, потому что их творчество - это не работа, не увлечение, не игра - это сама жизнь.

Да, действительно, литература - песнь души, и не только души писателя! Эта песнь проникает в самые дальние уголки сердец, заставляя наши души откликаться и вторить автору книги. Это подтверждают строки А. Франса: "Прекрасный стих подобен смычку, проводимому по звучным фибрам нашего существа. Не свои - наши мысли заставляет поэт петь внутри нас. Повествуя нам о женщине, которую он любит, он восхитительно пробуждает у нас в душе нашу любовь и нашу скорбь. Он кудесник. Понимая его, мы тоже становимся поэтами, как он".