Лоренцо Лотто: выставка картин из итальянских собраний. Лотто лоренцокартины и биография Марке и Рим

Широко известные алтарные и мифологические композиции зрелого Лотто обычно сочетают внутреннюю вялость чувства с довольно внешней красивостью композиции. Их холодноватый колорит и общая ровная «приятная» фактура тоже, в общем, достаточно банальны и близки стилистически маньеризму. Отсутствие глубокой мысли и чувства восполняется иногда очень остроумно введенными бытовыми деталями, на изображении которых охотно сосредоточивается художник. Так, в его «Благовещении» (конец 1520–х; Реканати, церковь Санта Мария сопра Мерканти) зритель дает себя отвлечь от беспокойно трактованных главных фигур к занятно изображенной испуганной кошке, метнувшейся в сторону от внезапно влетевшего архангела.

Надпись на латинском языке, восхваляющая самоотверженную жизнь Лукреции, несомненно имеет целью связать портрет дамы с героиней древнеримской истории Лукрецией, которая, будучи обесчещена сыном царя Тарквиния, предпочла смерть позорной жизни. Добродетельные женщины времен античности вызывали восхищение в эпоху Ренессанса. Ранние картины Лоренцо Лотто обнаруживают сильное влияние венецианских художников, в том числе Джованни Беллини. Мастер был восприимчив к разнообразным художественным впечатлениям, прежде чем выработал свою особенную манеру, своеобразно претворив в ней преимущества венецианского колоризма.

В творчестве Лотто, работавшего в эпоху кризиса искусства Возрождения, своеобразно переплелись традиции венецианской и ломбардской школ, живописи Рафаэля, Корреджо, мастеров Германии и Нидерландов. Его работам (фрески в оратории Суарди в Трескоре, 1524; алтарь святой Лючии, 1532, Коммунальная пинакотека, Ези; портрет юноши, 1506–1508, Музей истории искусств, Вена) присущи эмоциональная напряженность и экзальтированность образов, острая выразительность в трактовке персонажей, деталей обстановки, пейзажных фонов, разнообразие композиционных решений, изысканность звучного колорита. В религиозных композициях и портретах («Мадонна с младенцем, ангелом и святыми», 1528, Музей истории искусства, Вена; «Андреа Одони», 1527, Королевское собрание, Хэмптон Корт; «Дама в образе Лукреции», 1533, Национальная галерея, Лондон) Лоренцо Лотто сочетал остроту характеристик с эмоциональной напряженностью.

К другим лучшим работам художника Лоренцо Лотто относят:
Алтарный полиптих Сан Бартоломео в Бергамо; «Святой Иероним в пустыне» (Париж, Лувр); «Святой Николай во славе» (Венеция, церковь Санта Мариа дель Кармело); «Успение» (церковь Санта Мариа Ассунта, Челано); «Мадонна со святым Иеронимом и святым Антонием Падуанским» (Художественная галерея, Бирмингем); «Христос с апостолами» (Санкт-Петербург, Эрмитаж); «Портрет молодого ученого» (Галерея Академии, Венеция); «Святой Антоний подает нищим» (Венеция, церковь Джованни э Паоло); «Портрет фра Грегорио Бело из Виченцы» (Музей Метрополитен, Нью-Йорк).

В дальнейшем, особенно в портрете, черты конкретно-жизненного реализма в творчестве художника нарастают («Женский портрет»; Эрмитаж, «Тройной мужской портрет»). При снижении интереса к раскрытию этической значительности личности и силы ее характера эти портреты Лотто в какой-то мере все же противостоят открыто антиреалистической линии маньеризма. Наиболее значительно реалистические и демократические тенденции в творчестве Лотто выразились в его цикле картин из жизни св. Лючии (1529/30), где художник с явной симпатией изображает целые сцены, как бы выхваченные из жизни своего времени (например, погонщики волов из «Чуда святой Лючии» и др.). В них мастер как бы обретает отдохновение и покой от тех полных противоречий чувств, которые возникают у него в условиях нарастающего общего политического и экономического кризиса Италии и которые окрашивают ряд его поздних композиций в тона субъективной нервозности и неуверенности, уводят его от традиции ренессансного гуманизма.

Сохранилась книга расходов Лоренцо Лотто, которая показывает, что творческий путь художника был нелегким и не принес ему финансовой удачи. Одаренный портретист, мастер, способный вдохнуть жизнь в трактовку различных сюжетов, он уехал из родной Венеции и работал в различных городах Северной Италии. В последние годы жизни Лотто нашел приют в монастыре.

Лоре́нцо Ло́тто (итал. Lorenzo Lotto; 1480, Венеция - 1556, Лорето) - один из крупнейших венецианских живописцев. Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения. Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы. После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном. По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана ».

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо, и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал.

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность. В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне ». Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини, находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого. Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер , а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно , был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры.

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо, где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси, который составляли учёные и художники. Портрет епископа, выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего». Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию, подобную «Аллегории целомудрия», написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов.

Для церкви Святой Кристины в Тивероне близ Тревизо Лотто создал в 1505 году алтарь. В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием. Несомненна связь этого алтарного образа с «Алтарём св. Захарии» Беллини и «Алтарём Кастельфранко» Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами.

«Успение Марии» для собора в Азоло и «Портрет молодого человека», (Музей истории искусств, Вена) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо.

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати. С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером.

Это часть статьи Википедии, используемая под лицензией CC-BY-SA. Полный текст статьи здесь →

По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана » .

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо , и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником. Многие свои работы Лотто подписывал и датировал .

Биография

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность . В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне » . Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини , находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого . Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер , а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп. Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений. Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи. Стиль таких художников, как Чима да Конельяно , был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры .

Тревизо

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо , где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси , который составляли учёные и художники . Портрет епископа , выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего» . Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию , подобную «Аллегории целомудрия », написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов .

Для церкви Святой Кристины в Тивероне близ Тревизо Лотто создал в 1505 году алтарь . В центральной части алтаря представлена Дева Мария с младенцем, окружённая святыми, тип изображения Богородицы, называемый Святым собеседованием . Несомненна связь этого алтарного образа с «Алтарём св. Захарии » Беллини и «Алтарём Кастельфранко » Джорджоне. Традиционная иконография у Лотто получает новое развитие. Художник отступает от обычной трактовки Святого собеседования как сцены углублённого созерцания. Взгляды, которыми обмениваются персонажи, их жесты, вносят элемент беспокойства, который усиливается холодным светом и резкими контурами .

«Успение Марии » для собора в Азоло и «Портрет молодого человека», (Музей истории искусств , Вена) в 1506 году стали последними работами для Лотто в Тревизо .

Марке и Рим

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати . С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней. В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером .

После краткого возвращения в Тревизо, в 1509 году он отправился в Рим , вызванный папой Юлием II для того, чтобы принять участие в украшении апартаментов в Ватиканском дворце . Здесь он работал вместе с Содомой и Брамантино , росписи впоследствии были уничтожены, так как требовалось освободить место для произведений Рафаэля .

С определённой долей уверенности можно отнести к римскому периоду «Кающегося Святого Иеронима » (1509, Замок Святого Ангела), к этой теме художник уже обращался в 1506 году (в этой картине искусствоведы усматривают влияние изобразительного искусства Германии и Нидерландов ). Римская версия отличается менее «северным», светлым, но в то же время тревожным пейзажем с антропоморфными деревьями.

Судя по поздним картинам художника, он побывал в Перудже и во Флоренции , где познакомился с работами Перуджино и Рафаэля. Лотто вернулся обратно в Марке, что известно из контракта, подписанного 18 октября 1511 года художником с Братством Доброго Иисуса Ези . Лотто обязался написать «Снятие с креста» для церкви Сан-Флориано (в настоящее время картина хранится в местной художественной галерее).

Бергамо (1513-1526)

В 1513 году Лотто выдержал своего рода соревнование с другими художниками, в результате которого он был выбран доминиканцами Бергамо для исполнения запрестольного образа их церкви (Chiesa dei Santi Domenico e Stefano). Началось его пребывание в городе, где прошли самые спокойные и плодотворные годы жизни художника .

«… отдав дань „grand goût“ века, ориентирующемуся на античность, которая отразилась в творчестве Рафаэля, Микеланджело или Тициана, продолжали идти по другому пути и благодаря своей более выраженной человечности, более смиренной набожности, более верному и тщательно продуманному колориту <…>, сохранили расположенность к лучшему пониманию природы людей и вещей, а это было равнозначно как умению чётко раствориться в безликой толпе, так и возможности идти самостоятельным, без мифологических реминисценций, непроторенным путём» .

В 1524 году Лотто получил заказ от графа Джованни Баттиста Суарди, представителя известной семьи из Бергамо, на украшение часовни у семейной виллы в Трескоре . Представление на фреске капеллы Суарди Христа в виде виноградной лозы соперничает «по странности с загадочными измышлениями средневековой символики» . Сцены из житий святых Варвары , Клары , Бригитты соседствуют с изображениями пророков и сивилл , предсказавших торжество Христа . Эпизоды из житий святых Клары и Варвары Лотто, подобно Мемлингу (см. «Страсти Христовы»), помещает в современную городскую среду.

Создавая фреску с историей святой Бригитты, Лотто был вынужден, следуя интерьеру часовни (где в стенах два оконных и один дверной проёмы), разделить роспись на три части. На каждой из них представлены несколько эпизодов из жизни святой.

Некоторые работы

  • "Мадонна с младенцем и Св. Петром мучеником", 1503, музей Каподимонте, Неаполь
  • " Портрет епископа Бернардо де Росси ", 1505 г.., музей Каподимонте, Неаполь
  • «Аллегорическая композиция», 1505 г.., Вашингтон
  • " Портрет молодого человека с масляной лампой ", ок. 1506 г.., (за припущкенням секретарь Бернардо деи Росси), Музей истории искусств, Вена
  • «Алтарь Тивероне», 1506 г.., церковь Санта Кристина, Тревизо
  • «Портрет неизвестного юноши», 1506 г.., Уффици, Флоренция
  • «Оплакивание Христа», 1508 г.., Пинакотека Комунале, Реканати
  • «Полиптих с Реканати», 1508 г.., Вилла Колоредо МЭЛЗ, Реканати
  • Алтарь Мартиненго, в 1516 г.., Бергамо
  • «Портрет Лючии Брембати», ок. 1518 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • алтарь «Мадонна на троне и святыми», 1521 г.., церковь Св. Бернардино, Бергамо
  • «Мистические помолвке Св. Екатерины», 1 523 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • «Сцены из жизни Св. Варвары», фреска 1524-1525 гг., Оратория СУАР Трискоре (недалеко Бергамо)
  • «Путь на Голгофу», 1526 г.., Лувр, Париж
  • «Портрет неизвестного с золотой лапкой льва», 1527 г.., Музей истории искусств, Вена
  • «Христос и грешница», в тысяча пятьсот двадцать девять г.., Лувр, Париж
  • «Протрет Андрео Одоне», в 1 527 г.., Королевская коллекция, Лондон
  • алтарь "Св. Николай из Бари в славе", в 1529 г.., церковь Санта Мария деи Кармине, Венеция
  • «Мадонна с младенцем, Св. Екатериной Александрийской и апостолом Фомой», 1530, Музей истории искусств, Вена
  • "Мадонна с младенцем и двумя ангелами", Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • "Портрет молодого человека с расчетной книгой", ок. 1530 г.., Галерея академии, Флоренция
  • «Лукреция Валье», тысячу пятьсот тридцать три р., Национальная галерея (Лондон)
  • "Марсилио Казотт с женой и ангелом", +1533 г.., Прадо, Мадрид
  • "Поклонение пастухов младенцу Христу", ок. 1534 г.., Государственный музей истории и искусств, Брешия
  • «Портрет архитектора» , в 1533 (?), частное собрание
  • "Благовещение", в 1 535 г.., Пинакотека Комунале, Реканати
  • "Св. Христофор между Св. Рохом и Св. Себастьяном", одна тысяча пятьсот тридцать пять г.., Апостольский дворец, Лорето.
  • "Св. Семейство с тремя ангелами, Св. Елизаветой и Св. Захарией", один тысяча пятьсот тридцать семь г.., Лувр, Париж
  • « Алтарь с алебардой » , одна тысяча пятьсот тридцать девять г.., Пинакотека Цивик Франческо Подеста, Анкона
  • «Портрет пожилого благородного господина с перчатками», 1 543 г.., Пинакотека Брера, Милан
  • «Портрет пожилого благородного господина с перчатками», Эрмитаж, Санкт-Петербург
  • «Лаура Пола», +1543 г.., Пинакотека Брера, Милан
  • «Портрет Фебо да Брешиа», +1544 г.., Пинакотека Брера, Милан
  • "Св. Иероним в пустыне", 1 544 г.., Галерея Дориа Памфили, Рим
  • « Оплакивание Христа (Лоренцо Лотто) » , 1545 г.., Пинакотека Брера, Милан

Галерея

Лоренцо Лотто родился в Венеции в 1480 году и провёл в этом городе свои детство и юность.

В Венеции он получил начальное художественное образование: Вазари пишет, что Лотто, «подражавший некоторое время манере Беллини, примкнул впоследствии к манере Джорджоне». Исследователи творчества Лотто, однако, предполагают, что он был учеником Альвизе Виварини, находя сходство манеры двух художников в ранних работах первого. Но определённо Беллини, как наиболее известный и значительный венецианский мастер, повлиял на Лотто.

Молодой художник имел возможность также познакомиться с достижениями современной ему северной живописи: в Венеции в 1494-1495 (возможно) и в 1506-1507 годах бывал Дюрер, а гравюры немецкого художника получили широкое распространение и к югу от Альп.

Неспособный к компромиссам и в творчестве, и в области духовной, Лоренцо Лотто прожил беспокойную жизнь и часто испытывал материальные затруднения.

Не подстраиваясь под господствовавшие вкусы, Лотто путешествовал в поисках заказчиков, которые могли бы понять и оценить его работы.

Реконструкция биографии и творческого пути Лотто основана на его переписке, особенно относящейся к периоду его пребывания в Бергамо, и Libro di spese diverse - записи о приходах и расходах и реестре его произведений, составленном самим художником.

Творчество Лотто

Возможно, от Дюрера Лотто перенял реалистичное изображение деталей, и, в то же время, пафос фантастических видений.

Яркий свет, сияющие цвета, чёткие контуры в произведениях Лотто - характерные особенности северной живописи.

Стиль таких художников, как Чима да Конельяно, был гораздо ближе Лотто, чем живопись Джорджоне, Беллини и его учеников с мягким светом, обволакивающим контуры.

Между 1503 и 1504 годами Лотто упоминается впервые в качестве художника в Тревизо, где он получил свой первый важный заказ и испытал первый успех. Культурная жизнь провинциального городка вращалась вокруг двора епископа Бернардо де Росси, который составляли учёные и художники.

Портрет епископа, выполненный Лотто в 1505 году, своим «острым психологизмом предвосхищает портрет будущего».

Для портрета де Росси Лотто создал «крышку» - сложную аллегорию, подобную «Аллегории целомудрия», написанной также около 1505 года, картине, полной загадочных символов.

Приобретший за несколько лет значительную репутацию, художник был приглашён в 1506 году в Марке доминиканцами Реканати. С этим монашеским орденом он поддерживал связь до конца своих дней.

В 1508 году Лотто закончил большой запрестольный образ для церкви Сан Доменико в Реканати (в настоящее время хранится в Городской пинакотеке). Работа завершает цикл первых произведений Лотто, художник стал зрелым, вполне сложившимся мастером.

После краткого периода успеха, он был забыт, а в Венеции осмеян. В конце XIX века (1895) Лотто был открыт вновь для широкой общественности искусствоведом Бернардом Беренсоном.

По мнению Беренсона: «Чтобы понять шестнадцатый век, узнать Лотто так же важно, как узнать Тициана».

Многие свои работы Лотто подписывал и датировал.

Работы художника

  • «Мадонна с младенцем и Св. Петром мучеником», 1503, музей Каподимонте, Неаполь
  • » Портрет епископа Бернардо де Росси «, 1505 г.., музей Каподимонте, Неаполь
  • «Аллегорическая композиция», 1505 г.., Вашингтон
  • » Портрет молодого человека с масляной лампой «, ок. 1506 г.., (за припущкенням секретарь Бернардо деи Росси), Музей истории искусств, Вена
  • «Алтарь Тивероне», 1506 г.., церковь Санта Кристина, Тревизо
  • «Портрет неизвестного юноши», 1506 г.., Уффици, Флоренция
  • «Оплакивание Христа», 1508 г.., Пинакотека Комунале, Реканати
  • «Полиптих с Реканати», 1508 г.., Вилла Колоредо МЭЛЗ, Реканати
  • Алтарь Мартиненго, в 1516 г.., Бергамо
  • «Портрет Лючии Брембати», ок. 1518 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • алтарь «Мадонна на троне и святыми», 1521 г.., церковь Св. Бернардино, Бергамо
  • «Мистические помолвке Св. Екатерины», 1 523 г.., Академия Каррара, Бергамо
  • «Сцены из жизни Св. Варвары», фреска 1524-1525 гг., Оратория СУАР Трискоре (недалеко Бергамо)
  • «Путь на Голгофу», 1526 г.., Лувр, Париж
  • «Портрет неизвестного с золотой лапкой льва», 1527 г.., Музей истории искусств, Вена
  • «Христос и грешница», в тысяча пятьсот двадцать девять г.., Лувр, Париж
  • «Протрет Андрео Одоне», в 1 527 г.., Королевская коллекция, Лондон
  • алтарь «Св. Николай из Бари в славе», в 1529 г.., церковь Санта Мария деи Кармине, Венеция
  • «Мадонна с младенцем, Св. Екатериной Александрийской и апостолом Фомой», 1530, Музей истории искусств, Вена
  • «Мадонна с младенцем и двумя ангелами», Музей изобразительных искусств имени Пушкина, Москва
  • «Портрет молодого человека с расчетной книгой», ок. 1530 г.., Галерея академии, Флоренция