Методика подготовки и проведения занятия по чтению художественной литературы в первой младшей группе. Конспект открытого интегрированного занятия по ознакомлению с художественной литературой в первой младшей группе Нод по литературе в первой младшей групп

Цель: Закрепление с детьми содержания сказки «Теремок».

Задачи:

Помочь детям вспомнить знакомые сказки, потешки;

Формировать эмоциональную отзывчивость и интерес к литературным произведениям и малым фольклорным формам;

Развивать умение сопереживать персонажам сказок, песенок, потешек.

Воспитывать любовь, доброжелательность, чуткость к героям сказок и окружающему миру;

Закреплять навыки драматизации.

Материал и оборудование:

Рамка для фотографий, картинки теремка, картинки: мышки, лягушки, лисы, волка, медведя.

Предварительная работа:

1.Чтение русской народной сказки «Теремок».

2.Рассматривание иллюстраций к сказке «Теремок».

3.Словесно – дидактическая игра «Кто, кто в теремочке живет?

Словарные слова: зайка, лисичка, мышка, медведь, волк, теремок.

Ход занятия

Дети входят в группу и рассаживаются на стульчики, расставленные полукругом.

(Стук в дверь,)

Воспитатель :- Ребята, пойду посмотрю, кто там стучится?

Воспитатель:- Это почтальон, он принес нам посылку.

Воспитатель:- Давайте посмотрим, что у нас в посылке?

Дети : - ДА! Посмотрим!

(Показываю картинку теремка)

Воспитатель : - Ребята, что это?

Ответы детей

Воспитатель :- Правильно, теремок!

- Стоит в поле теремок.

Он не низок не высок, не высок!

Воспитатель: - Ребята, вы узнали какая это сказка? (Предполагаемые ответы детей: сказка про теремок, про мышку, зайку и медведя).

Бежит мимо мышка-норушка.

Воспитатель:- Ребятки, а вы знаете, как мышка пищит?

(Ответы детей)

Воспитатель :-Правильно,-пи-пи-пи.
Увидела теремок, остановилась и спрашивает:
-Терем-теремок! Кто в тереме живёт?

Никто не отзывается.
Вошла мышка в теремок и стала в нём жить.

(Прикрепляю в окно теремка картинку мышки)

Прискакала к терему лягушка-квакушка и спрашивает:

Воспитатель:- Ребятки, а вы знаете как лягушка говорит?

(Ответы детей)

Воспитатель:- Правильно,- ква-ква-ква.
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт
- Я, мышка-норушка! А ты кто?
- А я лягушка-квакушка.
- Иди ко мне жить!

Лягушка прыгнула в теремок. Стали они вдвоём жить.

(Прикрепляю в окно теремка картинку лягушки)

Бежит мимо зайчик-побегайчик. Остановился и спрашивает:

Воспитатель:- Ребятки, а вы знаете как зайка прыгает?

(Дети показывают)

Воспитатель:- Молодцы. Прыг-скок, прыг-скок. Так зайка прыгает.

- Я, мышка-норушка!
- Я, лягушка-квакушка. А ты кто?
- А я зайчик-побегайчик
- Иди к нам жить!

Заяц скок в теремок! Стали они втроём жить.

(Прикрепляю в окно теремка картинку зайца)

Идёт лисичка-сестричка. Постучала в окошко и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- А ты кто?
- А я лисичка-сестричка.
- Иди к нам жить!

Забралась лисичка в теремок. Стали они вчетвером жить.

(Прикрепляю в окно теремка картинку лису)

Прибежал волчок-серый бочок, заглянул в дверь, и спрашивает:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- А ты кто?
- А я волчок-серый бочок.
- Иди к нам жить!

Волк и влез в теремок. Стали впятером жить.

(Прикрепляю в окно теремка картинку волка)

Вот они все в теремке живут, песни поют.
Вдруг идёт мимо медведь косолапый.

(Прикрепляю картинку медведя)

(так внимательно мы слушаем сказку)

Воспитатель:- Ребята, давайте покажем,как мишка косолапый идет.

Физминутка «Мишка косолапый»

Мишка косолапый

По лесу идёт,

Шишки собирает

И в карман кладёт.

Вдруг, упала шишка.

Прямо мишке в лоб.

Рассердился Мишка

И ногою - топ!

Больше я не буду

Шишки собирать,

Сяду на машину

И поеду спать!

Увидел медведь теремок, услыхал песни, остановился и заревел во всю мочь:
- Терем-теремок! Кто в тереме живёт?
- Я, мышка-норушка.
- Я, лягушка-квакушка.
- Я, зайчик-побегайчик.
- Я, лисичка-сестричка.
- Я, волчок-серый бочок.
- А ты кто?
- А я медведь косолапый.
- Иди к нам жить

Медведь и полез в теремок.
Лез-лез, лез-лез - никак не мог влезть и говорит:
- Я лучше у вас на крыше буду жить.
- Да ты нас раздавишь!
- Нет, не раздавлю.
- Ну так полезай!

Влез медведь на крышу.
Только уселся - трах! - раздавил теремок.
Затрещал теремок, упал на бок и весь развалился.
Еле-еле успели из него выскочить: мышка-норушка, лягушка-квакушка, зайчик-побегайчик, лисичка-сестричка, волчок-серый бочок - все целы и невредимы.
Принялись они брёвна носить, доски пилить - новый теремок строить.
Лучше прежнего выстроили!

(Показываю новую картинку теремка)

Воспитатель:- Ребята, а давайте мы свами поиграем, и тоже построим теремок.

Пальчиковая гимнастика «Строим дом».

Целый день – тук да тук,

Раздаётся звонкий стук. (Стучать кулачок о кулачок.)

Молоточки стучат,

Строят дом для зверят. (Стучать кулачок о кулачок.)

Пусть мой домик кос и крив,

Посмотри, как он красив!

Видишь – из окошка

Выглянула кошка! (Сложить ладони, образовав «крышу)

Ветер воет: «У-у-у!

В клочья домик разорву! (Сильно подуть на домик.)

Но он крепкий домик мой,

Пусть неделю ветер воет –

Домик мой меня укроет! (Поднять «крышу» над головой.)

Воспитатель:- Какие вы молодцы! И сказку послушали, и новый теремок построили.

Воспитатель : -Вам понравилась сказка?

Дети:- ДА!

Воспитатель: - Давайте попращаемся с героями.

Дети: - До свидания!

Наталья Гринько
Конспект НОД «Чтение художественной литературы в первой младшей группе. Берестов «Котёнок»

МБДОУ Детский сад «Снежинка»

Методическая разработка

Непосредственно образовательной деятельности

Направление деятельности : «Познавательно-речевое развитие»

Образовательная область : «Чтение художественной литературы » .

Тема : «Стихотворение В. Берестова «Котёнок » .

Возрастная группа : 1 младшая

Подготовила Ахмедьянова

Лариса Маратовна

Воспитатель 1 квалификационной

П. Тюльган 2014

Тема : Стихотворение В. Берестова «Котёнок » .

Цель : Ознакомление детей с содержанием произведения В. Берестова «Котёнок » .

Задачи :

Образовательные : учить определять животное по описанию. Пополнить словарный запас : «котёнок » , «мяу» , «прыг-скок» , «цап-царап» .

Развивающие : развивать способность понимать содержание стихотворения.

Воспитательные : воспитывать любознательность, интерес к животным.

Планируемые результаты : умеет по словесному описанию взрослого отгадывать животное, проявляет эмоциональную отзывчивость на стихотворение В. Берестова «Котёнок » , активность при исполнении песни «Кошка» , отвечает на простые вопросы.

Материалы и оборудование : иллюстрация к стихотворению, игрушка котёнок , платок.

Виды детской деятельности : игровая, коммуникационная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы .

Интеграция ОО : познание, музыка, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы .

Приёмы руководства деятельностью детей :

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей, сюрпризный момент.

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД : создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.

3. Приёмы поддержания интереса у детей : физкультминутка, исполнение песенки, чередование видов деятельности.

4. Приёмы оценки : поощрение.

Ход НОД

1. Вводная часть.

(Дети занимают свои места. На столе игрушка, накрытая платком) .

Воспитатель : Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать : «Мурр…мяу…» Кто же он? (Ответы детей) . Значит о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей) . Да, это котёнок . (Снимает платок с игрушки) . Котёнок маленький , у него нет имени. Давайте придумаем ему имя.

(Пушок) .

2. Основная часть.

Воспитатель : Котёнок Пушок – это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться.

(Показ иллюстрации) .

Послушайте стихотворение про котёнка .

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется .

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится ,

Прыг-скок. Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!

Про кого рассказывается в стихотворении? (Ответы детей) .

Как прыгает котёнок Пушок ? (Прыг-скок.)

Как ловит котёнок Пушок клубок ? (Цап-царап) .

Как котёнок мяукает ? (Мяу) .

(Ответы детей хором и индивидуально) .

Воспитатель : А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками.

(Дети встали возле стульчиков) .

Физкультминутка

Все котятки мыли лапки

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшко

Вот так, вот так!

А потом они играли

Вот так, вот так (прыжки)

А потом они устали

Сладко-сладко засыпали

Вот так, вот так!

Воспитатель : Молодцы, ребятки!

Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска» .

(Дети подпевают звукоподражательные слова) .

3. Рефлексия

Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок ) .

Как его зовут (Пушок) .

Покажите, как Пушок прыгает?

Воспитатель : Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу,мяу,мяу) , это он говорит вам

До свидания.

Длительность 8 минут .

Леворукие дети в детском саду заслуживают особого внимания, т.к. многие из них могут иметь набор трудностей обучения. Леворукому ребёнку не так-то просто в нашем мире, т.к. всё у нас приспособлено...

Сценарий занятия, с помощью которого вы расскажете дошкольникам о ябедничестве. Учитель-логопед проводит занятие совместно с педагогом-психологом. ДЛЯ КОГО, ЗАЧЕМ И КАК Участники: дети старшего дошкольного возраста Цель: сформировать нравственные представления о добре и зле в контексте ябедничества Задачи: упражнять слоговой анализ, синтез и подбор синонимов; развить...

Какие стороны готовности к школе особенно важны Это умение точно воспринимать и выполнять задание; запоминать последовательность действий, необходимых для его выполнения; развитие мелкой моторики и зрительно-моторных координаций; умение осуществлять звуковой анализ...

Конкурс чтецов на тему: «Книга - источник мудрости» Задачи конкурса: создание условий для познавательно-речевого развития детей; воспитание положительного эмоционального отношения к литературным поэтическим произведениям; развитие художественно- речевых исполнительских навыков при чтении стихотворений; выявление лучших чтецов...

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

«Детский сад общеразвивающего вида № 24»

В.Берестов «Котёнок»

Конспект НОД по чтению художественной литературы в первой младшей группе № 11.

Составил воспитатель

Загидуллина Г.И.

г. Нижнекамск

Образовательная область: «Чтение художественной литературы».

Тема: «Стихотворение В. Берестова «Котёнок».

Цель: Ознакомление детей с содержанием произведения В. Берестова «Котёнок».

Задачи:

Образовательные:

Учить определять животное по описанию.

Пополнить словарный запас: «котёнок», «мяу», «прыг-скок», «цап-царап».

Развивающие:

- Развивать способность понимать содержание стихотворения.

Воспитательные:

Воспитывать любознательность, интерес к животным.

Планируемые результаты: уметь по словесному описанию взрослого отгадывать животное, проявлять эмоциональную отзывчивость на стихотворение В. Берестова «Котёнок», активность при исполнении песни «Кошка», отвечать на простые вопросы.

Материалы и оборудование: иллюстрация к стихотворению, игрушка котёнок, платок.

Виды детской деятельности: игровая, коммуникационная, познавательно-исследовательская, музыкальная, восприятие художественной литературы.

Интеграция ОО: познание, музыка, коммуникация, здоровье, чтение художественной литературы.

Приёмы и методы:

1. Приёмы постановки целей и мотивации деятельности детей, сюрпризный момент.

2. Приёмы активизации деятельности детей в процессе НОД: создание развивающей среды, создание проблемной ситуации.

3. Приёмы поддержания интереса у детей: физкультминутка, исполнение песенки, чередование видов деятельности.

4. Приёмы оценки: поощрение.

Структура НОД:

I. Вводная часть -2 мин.

II. Основная часть – 4 мин.

III . Заключительная часть -2 мин.

ХОД НОД

1. Вводная часть.

(Дети занимают свои места. На столе игрушка, накрытая платком) .

Воспитатель: Кто же это спрятался у нас под платочком? У него мягкая шубка, острые коготочки, пушистый хвостик и длинные усы. Не узнаёте? Ещё наш гость умеет мурлыкать и мяукать: « Мурр… мяу… » Кто же он? (Ответы детей). Значит о ком мы сегодня будем говорить? (Ответы детей). Да, это котёнок. (Снимает платок с игрушки). Котёнок маленький, у него нет имени. Давайте придумаем ему имя.

(Пушок) .

2. Основная часть.

Воспитатель: Котёнок Пушок – это детёныш мамы- кошки. Как и всякий маленький ребёнок, он очень любит бегать, прыгать, а иногда не прочь и побаловаться.

(Показ иллюстрации) .

Послушайте стихотворение про котёнка.

Если кто-то с места сдвинется,

На него котёнок кинется.

Если что-нибудь покатится,

За него котёнок схватится,

Прыг-скок. Цап-царап!

Не уйдёшь из наших лап!

Вопросы

Про кого рассказывается в стихотворении? (Ответы детей) .

Как прыгает котёнок Пушок? (Прыг-скок.)

Как ловит котёнок Пушок клубок? (Цап-царап) .

Как котёнок мяукает? (Мяу) .

(Ответы детей хором и индивидуально) .

Воспитатель: А сейчас вы, мои ребятки, станете котятками.

(Дети встали возле стульчиков) .

Физкультминутка

Все котятки мыли лапки

Вот так, вот так!

Мыли ушки, мыли брюшко

Вот так, вот так!

А потом они играли

Вот так, вот так (прыжки)

А потом они устали

Сладко-сладко засыпали

Вот так, вот так!

Воспитатель: Молодцы, ребятки!

Давайте нашему котёнку Пушку споём песенку «Киска».

(Дети подпевают звукоподражательные слова) .

3. Рефлексия

Кто сегодня был у нас в гостях? (Котёнок) .

Как его зовут (Пушок) .

Покажите, как Пушок прыгает?

Воспитатель: Слушайте, что говорит вам Пушок (Мяу, мяу, мяу), это он говорит вам

До свидания.

Длительность 8 минут.


Интеграция образовательных областей: коммуникация, чтение художественной литературы, познание, физкультура.

Цель: прививать детям любовь к русской народной сказке

Задачи:

Образовательные:

  • продолжать формировать у детей умение понимать обращенную к нему речь; отвечать на вопросы
  • развивать речевое общение не только со взрослыми, но и со сверстниками с использованием первичных средств общения (мимика, жест, действие и прочее)
  • побуждать детей участвовать в инсценировке сказки.

Развивающие:

  • развивать у детей сенсорное восприятие: различать предметы по цвету
  • развивать внимание, образное мышление
  • формировать умение использовать различные обследовательские действия.

Воспитательные:

  • способствовать установлению доброжелательных отношений между детьми, формированию умения действовать согласованно в игре
  • воспитывать у детей нравственные качества: доброту, заботу, внимание
  • прививать навыки трудолюбия.

Оборудование:

  • атрибуты к сказке «Репка»
  • модуль «грядка»
  • овощи: помидоры, огурцы, репа, баклажаны
  • коробочки разных цветов (красный, желтый, фиолетовый)
  • «дорожка из камушков» - кружки
  • аудиозапись русской народной музыки.

Ход занятия:

Дети входят в группу

Воспитатель:

Утром встали малыши
В детский садик свой пришли.
Вам мы рады как всегда,
Гости здесь у нас с утра

Поздоровайтесь, друзья.

Дети: Здравствуйте, дорогие гости.

Воспитатель: Дети, а вы любите сказки?

Воспитатель: Сейчас мы с вами отправимся в сказку. Вот, беда, я забыла в какую. В этом нам поможет «волшебный мешочек» . В волшебном мешочке лежат разные предметы. Вы должны не глядя в мешочек, на ощупь, определить предмет круглой формы и взять его.

Воспитатель: Вы догадались в какую сказку мы будем играть?

Дети: В сказку «Репка» .

Воспитатель: Дети вспомните героев сказки «Репка» .

Дети: Дедушка, бабушка, внучка, собачка Жучка, кошка Мурка, мышка.

Воспитатель: Правильно. В сказке есть дедушка, бабушка, внучка, собачка, кошка, мышка и сам предмет овощ - репка, которую посадил дедушка.

Воспитатель: Сейчас мы с вами обыграем эту сказку.

(Дети инсценируют сказку)

Воспитатель: Молодцы, герои сказки, вытянули репку, да еще какую большую. Вставай репка в круг.

Игра «Репка»

В огороде дедка
Репку посадил (присели)
И водой из лейки
Репку он полил (тихо поднимаются)

расти, расти, репка
И сладка, и крепка (тянутся вверх на носочках)
Выросла репка
Всем на удивление (подняли плечики)

Большая, пребольшая
Всем хватит на угощенье (руки в сторону) .

Воспитатель: Скажите, ребята, смог ли дедушка один вытянуть такую большую репку?

Дети: Нет.

Воспитатель: А все вместе вы смогли вытянуть репку?

Воспитатель: Правильно, мы с вами всегда должны помогать друг другу, проявлять взаимопомощь. Но на этом сказка наша не заканчивается. Дедушка с бабушкой посадили у себя в огороде еще и другие овощи и они выросли. Их нужно собрать. Поможем им собрать урожай?

Дети: Поможем.

Воспитатель: В огород с грядками ведет узенькая дорожка, нужно пройти ее аккуратно. Не трогать урожай.

Подвижная игра «По узенькой дорожке»

По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
Топ, топ, топ
В ямку плюх-плюх-плюх.

Воспитатель: Ребята, посмотрите сколько овощей выросло у бабушки с дедушкой. Какие овощи выросли у них?

Дети: Помидоры, огурцы, редиска, репка.

Воспитатель: Ребята, давайте поможем собрать урожай в коробки. Но коробочки у дедушки не простые. Посмотрите, они все разноцветные. Вот красная коробочка, а в эту коробочку что мы положем?

Дети: Помидор.

Воспитатель: Правильно, помидор. Он красным цветом. Вот коробочка зеленым цветом.

Дети: огурцы.

Воспитатель: Правильно, огурец потому что он зеленый.

(Дети раскладывают овощи в свои коробочки)

Воспитатель: Молодцы, ребята, что помогли дедушке и бабушке собрать урожай. Весь урожай убрали, а теперь возвращаемся обратно по дорожке домой.

Подвижная игра «По узенькой дорожке»

По узенькой дорожке
Шагают наши ножки
Топ, топ, топ
В ямку плюх-плюх-плюх.

Воспитатель: Дедушке с бабушкой собрали урожай. А в какую сказку мы сегодня играли?

Дети: В сказку «Репка» .

Воспитатель: Вам понравилось играть?

Воспитатель: А скажите герои сказки «Репка» какие по характеру?

Дети: добрые, трудолюбивые.

Воспитатель: Молодцы, правильно ребята. Вот и подошло к концу наше путешествие в сказку.