Олеша годы жизни. Писатель Юрий Олеша: биография, фото и интересные факты

Из Элеи (ок. 540 до н. э. или 520 до н. э. — ок. 450 до н. э.) — древнегреческий философ и политический деятель. Свои взгляды выразил в поэме «О природе». В первых же стихах поэмы Парменид провозглашает главенствующую роль разума в познании и подсобную роль чувств. Он разграничивает (вслед за Ксепофаном) истину, основанную на рациональном познании, и мнение, основанное на чувственных восприятиях, которые знакомят нас лишь с видимостью вещей, но не дают знания их истинной сущности. Философию он разделил на философию истины философию мнения, назвав критерием истины разум, в чувствах же, говорил он, точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами.

Центральной идеей Парменида является бытие, соотношение мышления и бытия. Мышление всегда относится к чему-то, ибо без сущего, о котором оно высказывается, мы не найдем мысли. Гениальна идея Парменида о том, что нет и не может быть пустого пространства и времени вне изменяющегося бытия. Сущее Парменид считал лишенным изменчивости и многообразия. Парменид тем самым создал непроходимую пропасть между миром, как он дан нам в восприятии, полным движения, и миром единого и неподвижного бытия, открывающегося мышлению.

Парменид занимался вопросами бытия и познания. Разделил истину и субъективное мнение.

Доказывал, что существует только вечное и неизменное Бытие, тождественное мысли. Основные его тезисы таковы:

Помимо Бытия нет ничего. Также и мышление есть Бытие, ибо нельзя мыслить ни о ч?м. Бытие никем и ничем не порождено, иначе пришлось бы признать, что оно произошло из Небытия, но Небытия нет. Бытие не подвержено порче и гибели, иначе оно превратилось бы в Небытие, но Небытия не существует. У Бытия нет ни прошлого, ни будущего. Бытие есть чистое настоящее. Оно неподвижно, однородно, совершенно и ограниченно, имеет форму шара. Учитель Зенона Элейского.

Тезис. «Бытие есть, а небытия — нет».

Небытия нет, так как про него нельзя мыслить, так как такая мысль была бы противоречива, так как это сводилось бы к: «есть то, чего нет».

Бытие одно, и не может быть 2 и более бытий. Иначе они должны были бы быть отграничены друг от друга — небытием, его нет. Бытие сплошно (едино), то есть не имеет частей. Если имеет части, значит части отграничены друг от друга Небытием. Его — нет. Если нет частей и если бытие одно, то нет движения и нет множественности в мире. В противном случае, одно Бытие должно двигаться относительно другого. Так как не существует движения и множественности и Бытие одно, то нет ни возникновения, ни уничтожения. Так при возникновении (уничтожении) должно быть Небытие. Если нет движения, возникновения, уничтожения, то и времени не существует. Так как Время должно быть отнесено к какому-то процессу. Бытие лежит (покоится), оно пребывает в вечности, а не во времени.


Кратко о философии: самое главное и основное про философию в кратком изложении
Элейская школа: Парменид

Парменид (кон. VI - сер. V в. до н. э.) - философ и политический деятель, центральная фигура Элейской школы.

Парменид вкладывает свое учение в уста некой богини, символизирующей Истину. Она говорит Пармениду: «Необходимо, чтобы ты Единое изучил», - и указывает ему три пути:

1) путь абсолютной истины;

2) путь изменчивых мнений, ошибок и фальши;

3) путь мнений, достойных похвалы.

Наиважнейшим принципом Парменида является принцип истины: бытие есть и не может не быть; небытия нет и не может нигде и никак быть.

Бытие, в контексте размышлений Парменида, есть чистая позитивность, небытие - чистая негативность. Первое есть абсолютная противоположность второго. Этот принцип Парменид аргументировал так: все, о чем говорится и думается, есть. Невозможно думать (значит, и говорить), иначе как думая (значит, говоря) о чем-то, что есть. Думать ничто - все равно, что не думать, говорить о ничто - значит ни о чем не говорить. Ничто немыслимо и невыразимо.

Парменид считал невозможным сосуществование противоречащих друг другу суждений: если есть бытие, необходимо, чтобы не было небытия.

Бытие есть то, что не порождено и неуничтожимо.

Бытие не имеет прошедшего и будущего, оно есть вечное настоящее, без начала и конца.

Бытие неизменно и неподвижно, во всем равно, не может быть «более бытия» или «менее бытия».

Бытие является для Парменида «законченным» и «совершенным», представленным в форме сферы как самой совершенной фигуры.

Путь правды есть путь разума, путь ошибок есть неизбежно данные чувства. В чувствах точности нет: не доверяйте чувственным восприятиям, не вращайте бесцельно глазами, не слушайте ушами, в которых раздается только шум, и не болтайте праздно языком, но разумом исследуйте высказанные доказательства. Путь заблуждений объемлет все позиции, осмысляющие и применяющие небытие, ибо небытия нет, оно немыслимо и неразрешимо.

Парменид полагал, что и позитивное начало (бытие), и негативное начало (небытие) принадлежат бытию. Они могут быть поняты, лишь будучи включенными в высшее единство бытия.

Элейская школа: Зенон и рождение диалектики

Зенон Элейский (ок. 490-430 гг. до н. э.) - философ и политический деятель, ученик и последователь Парменида. Он формулирует принцип приведения к абсурду. Впервые использует диалектический метод при аргументации опровержения принципов движения и множественности.

Противоречия понятия о движении выявляются в знаменитой апории «Ахилл», где анализируется положение, при котором быстроногий Ахиллес никогда не может догнать черепахи. Почему? Всякий раз, при всей скорости своего бега и при всей малости разделяющего их пространства, как только он ступит на место, которое перед тем занимала черепаха, она несколько продвинется вперед. Как бы ни уменьшалось пространство между ними, оно бесконечно в своей делимости на промежутки, и их надобно все пройти, а для этого необходимо бесконечное время.

Апории Зенона связаны с диалектикой дробного и непрерывного в движении. Если считать, что «время» измеряется количеством отрезков, то заключение справедливо. Обычно, однако, указывают, что Зенону просто не было знакомо понятие суммы бесконечного ряда, иначе он увидел бы, что бесконечное число слагаемых дает все же конечный путь, который Ахиллес, двигаясь с постоянной скоростью, без сомнения, преодолеет за надлежащее (конечное) время.

Против множественности Зенон приводил следующие аргументы: если все состоит из многого, то каждая из частей оказывается одновременно и бесконечно малой, и бесконечно великой. Каждая частица одновременно и составляет бесконечно малую частицу всего, и, слагаясь сама из бесконечного множества частиц (которые делимы до бесконечности), представляет величину бесконечно большую. Если же признать, что многое, то есть частицы всего, не имеют никакой величины и потому неделимы, то выходит новое противоречие: все оказывается равным ничему. В самом деле, то, что не имеет величины, не может, присоединяясь к другому, его увеличивать (нуль не есть слагаемое). Поэтому и все состоящее из неделимых, лишенных величины, само не имеет никакой величины или есть (материально) ничто.

Мелисс Самосский и систематизация идей элеатов

Мелисс (кон. VI - нач. V в. до н. э.) был искусным флотоводцем и способным политиком. Известна его книга «О природе и бытии», но лишь по фрагментам.

Мелисс систематизировал дедуктивную доктрину элеатов и частично ее откорректировал. Прежде всего, он считал, что бытие «бесконечно», поскольку в нем нет ни временны́х, ни пространственных границ, а если бы оно было конечным, то ограничивалось бы пустотой, а значит - небытием, что невозможно. Как бесконечное бытие едино, поскольку если бы их было два, то они ограничивали бы друг друга. Это единое-бесконечное бытие Мелисс квалифицирует как бестелесное, но не в значении нематериального, а как то, что лишено фигуры, даже если это совершенная фигура сферы, как представлял Парменид.

Второй корректирующий момент состоит в том, что Мелисс элиминирует всю сферу мнений.

1. Есть множество вещей, которым наши чувства приписывают существование, наше чувственное познание было бы правдоподобно, но при условии, что хотя бы одна из них оставалась равной себе и неизменной, каковым является Единое Бытие.

2. Но тот же источник знаний говорит нам о том, что ничего из мира вещей не остается и не пребывает, в противоположность бытию и истине.

3. Значит, есть противоположность между тем, что разум понимает как абсолютное условие бытия и правды, с одной стороны, и тем, что устанавливают чувства и опыт - с другой. Поэтому Мелисс решительно отрицает ценность всего чувственного (ведь чувства утверждают небытие) и признает лишь устанавливаемое разумом. «Если бы было многое, - говорит он, - должно быть нечто, что было бы всем, Единым».

Так мысль приводит элеатов к Бытию вечному, бесконечному, единому, неизменному, неподвижному, бестелесному, где отрицаются множественность и сила феноменов. Однако ясно, что не все бытие, а лишь бытие привилегированное - Бог - отвечало требованиям элеатов. .....................................

03.03.1899, Елисаветград - 10.05.1960, Москва

русский писатель

Родным языком Юрия Карловича Олеши был польский. Олешам полагался родовой герб: олень с золотой короной, надетой на шею. В разговорах с друзьями Юрий Карлович не без гонора упоминал, что он дворянин, шляхтич.
Он родился в Елисаветграде, но считал себя, конечно, одесситом. Он говорил, что мир делится на окончивших Ришельевскую гимназию и не окончивших ее. Выйдя из ворот дома на Карантинной и взглянув на синий сияющий в конце ее круг моря, следовало идти в гимназию через весь город, по Греческой и Дерибасовской, притом во что бы то ни стало наступать на определенные плитки тротуара. Мимо проплывали, поскрипывая боками, как корабли, листья платанов. По воскресеньям надлежало посещать костел, где статуи ангелов отворачивались от входящих - последний, казалось, уткнулся в стенку и плачет. А цирк всегда приближался сквозь снег, если посчастливится - сквозь особый его сорт, филигранный. Уличного освещения не было, и те, кому нравилось бродить по городу лунными летними ночами, видели: плющ на белой стене, кошачий силуэт, блеск на спине майского жука.
Своим предводителем молодые одесские поэты признавали Эдуарда Багрицкого. Компанию ему составляли - из известных впоследствии имен - Валентин Катаев, Юрий Олеша, Зинаида Шишова.

«…И конюхи выводят тонконогих
И злых коней в пурпурных чепраках…»


(Из юношеских стихов Олеши
времен литературного
объединения «Зеленая лампа»)


Он приехал в Москву в начале НЭПа. Поселился в одной квартире с Ильей Ильфом. Комнаты, наподобие спичечных коробков, выгораживались фанерными перегородками. Олеша поступил на работу в газету профсоюза железнодорожников «Гудок» и быстро сделался популярным фельетонистом с подписью «Зубило».
В 1920-е годы он написал два своих первых и последних романа: «Зависть» и «Три толстяка». Если бы для советской литературной критики той поры существовали какие-либо камни преткновения, «Зависть» по праву стала бы этим камнем. Но, какой бы ни была в романах Олеши «постановка вопросов классовой борьбы», его проза оказалась ошеломительно виртуозна и вдохновенна - на поверку любая страница, раскрытая наугад:

«Я пересекаю «Трубу», размышляя о сказочном фехтовальщике, который прошел под дождем, отбивая рапирой капли. Рапира сверкала, развевались полы камзола, фехтовальщик вился, рассыпался, как флейта, - и остался сух».

(«Зависть», глава XV)

«Зависть» насчитывала 300 черновых начал, Олеша остановился на 301-м.
«Я болен, - сокрушался он, - у меня болезнь фразы: она вдруг на третьем или четвертом звене провисает… Я почти конкретно вижу это выгнувшееся книзу брюхо… Писательство, как писание подряд, как бег строчек одна за другой, становится для меня недоступным».
Свою писательскую славу, к которой относился чрезвычайно ревностно, он подкреплял пересказами замыслов, публикациями коротких рассказов и очерками, пьесами, сценариями. Он привык работать над рукописью, сидя перед огромным, с видом на Кремль, окном в кафе «Националь». Иные, видевшие тогда Олешу, говорили потом, что он был похож на Бетховена, иные - что на короля Лира или на Чарли Чаплина. По Москве ходили слухи о его новом, вполне законченном романе, вернее - витали призраки его романа.
- Это правда, что вы написали роман?
- Нет.
- Боже мой, а говорят, такой замечательный роман.
Себе Олеша уже признался, что писать романы с действующими лицами ему «было бы уныло». Зато накапливались записи под девизом: «Слова, слова, слова», или «Ни дня без строчки». Он думал собрать из них книгу, но это пришлось сделать уже после его смерти литературоведу Михаилу Громову и жене Юрия Карловича - Ольге Густавовне Суок.
За час до смерти Олеша попросил: «Снимите с лампы газету! Это неэлегантно». Когда его положили в гроб, в петлицу пиджака ему вдели маленькую красную розу.
«Из всех красок самая красивая - кармин. И название ее прекрасное и цвет», - как-то заметил Олеша.

Светлана Малая

ПРОИЗВЕДЕНИЯ Ю.К.ОЛЕШИ

ИЗБРАННОЕ / Вступ. ст. В.Б.Шкловского. - М.: Худож. лит., 1974. - 576 с.: ил.
Содерж.: Зависть: Роман; Три Толстяка: Роман для детей; Рассказы; Строгий юноша: (Пьеса для кинематографа); Ни дня без строчки.

ЗАВИСТЬ; НИ ДНЯ БЕЗ СТРОЧКИ; РАССКАЗЫ; СТАТЬИ. - М.: Гудьял-Пресс, 1999. - 560 с. - (Гранд Либрис).
«Скажите себе «вот сейчас я вспомню что-нибудь из детства». Закройте глаза и скажите это. Вспомнится нечто совершенно непредвиденное вами».

«Ни дня без строчки»

ТРИ ТОЛСТЯКА: Роман для детей / С 25-ю рис. М.Добужинского. - [Репринт. воспроизведение изд. 1930 г.]. - М.: Изобразит. иск-во, 1993. - 188 с.: ил.
«Три Толстяка» - революционная сказка. Восставший народ прогоняет Трех Толстяков из дворца, сажает в железную клетку и торжествует на площади. Но тот, кто когда-либо прочел эту сказку, уже вряд ли забудет доктора Гаспара Арнери, гимнаста Тибула, наследника Тутти и девочку по имени Суок. Вам слышно? - как будто кто-то «раскрыл маленькую деревянную круглую коробочку, которая трудно раскрывается»: Суок!
ПЬЕСЫ; СТАТЬИ О ТЕАТРЕ И ДРАМАТУРГИИ. - М.: Искусство, 1968. - 390 с.: ил.
В эту книгу, кроме пьес для взрослого читателя и зрителя («Заговор чувств» и «Список благодеяний»), включена пьеса «Три толстяка», которую Ю.К.Олеша написал по своему роману в 1929 году для Московского Художественного театра.

С. М.

ЛИТЕРАТУРА О ЖИЗНИ И ТВОРЧЕСТВЕ Ю.К.ОЛЕШИ

Воспоминания о Юрии Олеше. - М.: Сов. писатель, 1975. - 304 с.
Катаев В.П. Алмазный мой венец. - Л.: Сов. писатель, 1979. - 222 с.
(Здесь автор называет Ю.Олешу - «ключик»).
Перцов В.О. «Мы живем впервые»: О творчестве Ю.Олеши. - М.: Сов. писатель, 1976. - 239 с.
Чудакова М.О. Мастерство Юрия Олеши. - М.: Наука, 1972. - 100 с.
Шкловский В. Глубокое бурение // Олеша Ю.К. Зависть; Три толстяка; Ни дня без строчки. - М.: Худож. лит., 1989. - С. 3-11.

С. М.

ЭКРАНИЗАЦИИ ПРОИЗВЕДЕНИЙ Ю.К.ОЛЕШИ

- ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ФИЛЬМЫ -

Ангел: . Реж. Л.Шепитько. Комп. А.Шнитке. СССР, 1967. В ролях: Л.Кулагин, С.Вольф, Г.Бурков, Н.Губенко и др.
Болотные солдаты. Реж. А.Мачерет. СССР, 1938. Сцен. А.Мачерета и Ю.Олеши.
Строгий юноша. Реж. А.Роом. СССР, 1936. В ролях: В.Серова, О.Жизнева и др.
Три толстяка. Реж. А.Баталов и И.Шапиро. Комп. Н.Сидельников. СССР, 1966. В ролях: Лина Бракните, Петя Артемьев, А.Баталов, В.Никулин, П.Луспекаев, Р.Зеленая, Е.Моргунов и др.

- МУЛЬТИПЛИКАЦИОННЫЙ ФИЛЬМ -

Разлученные: По мотивам повести Ю.К.Олеши «Три толстяка». Авт. сцен. и реж. Н.Серебряков. Комп. Г.Гладков. СССР, 1980. Песни на стихи Д.Самойлова поют: М.Боярский, А.Фрейндлих и др.

Ю́рий Ка́рлович Оле́ша - русский советский писатель-прозаик, поэт, драматург, сатирик.

Псевдонимы: Зубило.

Родился в семье обедневших белорусских дворян. Род Олеши (первоначально православный) ведёт начало от боярина Олеши Петровича, получившего в 1508 году от князя Федора Ивановича Ярославича-Пинского село Бережное на Столинщине. Впоследствии род полонизировался и принял католичество.
В 1902 году его семья переехала в Одессу. Здесь Юрий поступил в Ришельевскую гимназию; ещё в годы учёбы начал сочинять стихи. Стихотворение «Кларимонда» (1915) было опубликовано в газете «Южный вестник».
Окончив гимназию, в 1917 году Олеша поступил в Одесский университет, два года изучал юриспруденцию. В Одессе он вместе с молодыми литераторами Валентином Катаевым, Эдуардом Багрицким и Ильей Ильфом образовал группу «Коллектив поэтов».
В годы Гражданской войны Олеша оставался в Одессе, в 1921 году переехал по приглашению В.Нарбута на работу в Харьков. Работал журналистом и печатал стихи в газетах. В 1922 году родители Олеши эмигрировали в Польшу. Но он не поехал с ними.
В 1922 году Олеша переехал в Москву, писал фельетоны и статьи, подписывая их псевдонимом Зубило. Эти произведения публиковались в отраслевой газете железнодорожников «Гудок» (в ней печатались также Михаил Булгаков, Валентин Катаев, Илья Ильф и Евгений Петров). В Москве Олеша жил в знаменитом «писательском доме» в Камергерском переулке.Олешу часто можно было видеть в Доме литераторов, но не выступающим в залах, а внизу в ресторане, где он просиживал со стаканом водки. Денег у него не было, удачливые советские литераторы почитали за честь угостить истинного писателя, прекрасно осознавая его огромный талант и невозможность реализации его. Однажды, узнав, что существуют разные категории похорон советских писателей, он поинтересовался, по какой категории похоронят его. Его хоронили бы по самой высшей, самой дорогой категории. Олеша на это спросил фразой, вошедшей в историю Дома литераторов: нельзя ли похоронить его по самой низкой категории, а разницу вернуть сейчас?
Жена: Ольга Густавова Суок
Олеша скончался в Москве 10 мая 1960 года. Похоронен в Москве, на Новодевичьем кладбище.

В отличие от многих других писателей, оставил после себя не так уж много произведений Олеша Юрий Карлович. Биография его хотя и печальна, но она полна ярких моментов. Как и многие авторы революционного периода, Олеша достиг вершин славы, став культовым писателем в огромной молодой стране. Почему же тогда он на пике популярности практически перестал творить и превратился в жалкого пьяницу-попрошайку?

Благородные родители будущего писателя

Юрий Олеша (писатель, которого многие, по недоразумению, считают детским) появился на свет в семье потомков разорившихся польских дворян. Часто в биографиях этого автора пишут, что его отец был выходцем из знатного рода из Беларуси. Это не совсем верно. Действительно, Олеша - это фамилия знаменитых белорусских дворян XVI в. Однако со временем они приняли католичество и переехали в Польшу. По этой причине, к началу XX в. семейство Юрия Карловича Олеши было стопроцентными поляками.

Хотя мать будущего писателя (Олимпия Владиславовна) и его отец (Карл Антонович) - были людьми благородного происхождения, из-за финансовых проблем семейству приходилось жить скромно. Карл Олеша состоял на службе в качестве акцизного чиновника.

После революции Олимпия и Карл Олеши эмигрировали из Российской империи в Польшу, где и прожили до конца своих дней. Сам писатель отказался покидать родину, но очень переживал разлуку с родными. Кто знает, может быть, на старости лет даже сожалел, что отказался уехать с родителями Юрий Олеша. Биография его тогда могла бы сложить совершенно по-другому. Хотя, возможно, его талант мог полноценно раскрыться лишь у него на родине.

Юрий Карлович Олеша: краткая биография детских лет

В первые 3 года жизни ничем примечательным не отличился Юрий Олеша. Биография для детей в учебниках, как правило, опускает елесаветградский период его жизни, делая акцент на переезде родителей писателя в Одессу. Ведь именно этот город стал для него настоящей родиной, а также колыбелью для его таланта.

Через несколько лет после переезда Юрий Карлович Олеша поступил в Ришельевскую гимназию. Здесь он увлекся игрой в футбол и даже участвовал в городских соревнованиях на стороне гимназии. Однако из-за проблем с сердцем юноше скоро пришлось оставить любимое хобби. Но скоро он нашел новое - сочинения стихов.

Очарованный произведениями Гумилева, еще в годы учебы в гимназии начал писать собственные стихи юный Юрий Олеша. Писатель, биография которого публикуется во всех учебниках страны - вот каким видел свое будущее талантливый гимназист. Особо внушало надежды то, что его «Кларимонду» опубликовали в «Южном вестнике». Однако руководству гимназии не очень нравилось увлечение их воспитанника, поэтому юноше запретили сочинять стихи, и на время он оставил свои литературные опыты.

В революционный 1917 г. Олеша благополучно окончил гимназию и поступил в местный университет на юридический факультет.

Участие в одесском «Коллективе поэтов»

Однако так и не стал юристом Олеша Юрий Карлович. Биография его была изменена Революцией 1917 г. и последовавшими за ней перемены в общественном укладе страны.

Как и многие его друзья-литераторы - В. Катаев, И. Ильф, Э. Багрицкий, Олеша встретил все это с радостью и надеждами на появление нового, более совершенного и справедливого мира. Желая стать частью него, через 2 года учебы юноша бросил университет и сосредоточился на построении своей литературной карьеры. Возможно, толчком к этому также послужило то, что в 1919 г. будущий писатель переболел тифом и едва остался в живых.

Как бы ни было на самом деле, но уйдя из университета, Олеша, вместе с Ильфом, Катаевым и другими соратниками, организовал литературную группу «Коллектив поэтов».

Это учреждение просуществовало 2 года. За это время в его рядах побывало около 20 известных литературных деятелей (включая Владимира Сосюру, Веру Ибнер и Зинаиду Шишову).

На собраниях «Коллектива поэтов» его участники читали собственные произведения, а также декламировали стихи Маяковского, который был для них эталоном поэзии нового времени.

Помимо литературных вечеров, Олеша с товарищами занимались образовательной деятельностью. В частности они распространяли книги среди рабочих и красноармейцев, а также создали собственную библиотеку.

Активная и весьма плодотворная деятельность «Коллектива поэтов» была замечена в Москве, и к 1922 г. многих из них пригласили переехать в столицу СССР или работать в других важных городах страны. Из-за того, что главные руководители литературной группы уехали из Одессы - она распалась.

Юрий Карлович уехал из города у моря на год раньше этого события - его пригласили работать в Харькове.

Три музы Юрия Олеши

У начинающего писателя было несколько причин уехать из родного города. Одна из них - женщина.

Еще будучи одним из руководителей «Коллектива писателей», состоял в любовных отношениях с Серафимой Густавовной Суок Юрий Олеша.

Биография возлюбленной писателя ярко свидетельствует, что была она женщиной сомнительных моральных устоев. Однако в тот период в богемной сфере такое поведение казалось модным и даже прогрессивным.

Состоя в фактическом браке с Олешой, Серафима (Сима) завела кратковременный роман с одним из коммерсантов. Ходили слухи, что это сделано было чуть ли не по просьбе самого Олеши и Катаева. Якобы мужчины надеялись, что красавица Сима сможет раздобыть у состоятельного ухажера продуктовые карточки или другие дефицитные товары, которых так не хватало в то голодное время. Однако когда Суок переехала жить к «спонсору», Юрий Карлович испугался, что потеряет любимую навсегда, и увез ее домой.

К сожалению, после возвращения в скором времени ветреная Симочка увлеклась советским поэтом Владимиром Нарбутом и ушла от Олеши, став женой своего нового и перспективного избранника.

В отчаянье брошенный писатель женился на ее сестре Ольге, которая стала его верной спутницей на всю жизнь.

Обе сестры Суок стали прообразом главной героини «Трех толстяков». Причем если официально это произведение было посвящено жене Олеши, то сам характер героини был скопирован с неугомонной Симочки, которая успела еще дважды побывать замужем после развода с репрессированным Нарбутом.

Помимо сестер Суок, была у Юрия Карловича еще одна муза, для которой он и написал «Трех толстяков». Имя этой красавицы - Валентина Леонтьевна Грюнзайд. Хотя когда они познакомились - она была еще девочкой по имени Валя. Олеша был очарован ее детской грацией и пообещал написать для нее сказку, что впоследствии и сделал. Также он иногда шутил, что когда Грюнзайд вырастет - жениться не ней. Но повзрослев, Валентина стала женой его друга - Петрова.

Фельетонист в «Гудке»

Переехав в 1921 г. в Харьков, стал трудиться в качестве автора стихотворений и фельетонов Юрий Олеша. Биографию кратко его в тот период можно описать как: работа и еще раз работа. Произведения Юрия Карловича в то время становятся все более популярными. А чтобы не думать о сердечной ране после разрыва с Симой, Олеша полностью сосредотачивается на работе - и не зря. Уже через год работы в Харькове его переводят в столицу СССР.

Здесь он становится активным участником литературной жизни и знакомится со многими своими кумирами.

Получив должность в газете «Гудок», писатель публикует в ней свои колкие, искрометные фельетоны, которые завоевывают любовь читателей по всей стране. При этом он использует псевдоним «Зубило».

Успех на литературном поприще и признание властей заставляет писателя задуматься над написанием крупной прозы.

Революционно-романтическая сказка «Три толстяка»

Первым крупным произведением Юрия Карловича Олеши стала обещанная Вале Грюнзайд сказка - «Три толстяка». Хотя опубликована она была в 1929 г., написал автор ее значительно раньше - в 1924 г.

В этой истории о борьбе трудолюбивого народа с толстяками-дармоедами писатель воплотил все свои революционные идеалы. Эта книга полна метафор и сказочности, хотя в ее сюжете нет места волшебству.

Несмотря на то, что написана данная книга была для Валентины Грюнзайд, главную героиню этой сказки (акробатку Суок), Юрий Карлович назвал в честь бывшей возлюбленной и нынешней супруги.

Хотя прошло уже много лет с момента создания "Трех толстяков" - без сомнения, это самое оптимистическое произведение, которое написал Юрий Олеша. Биография его, к сожалению, после создания этой сказки постепенно стала превращаться в кошмар. Ведь советская власть понемногу занялась угнетением инакомыслящих. Трагизм этой ситуации заключался еще и в том, что большинство деятелей искусства стали перед выбором: подчиниться власти и самому стать угнетателем или сдаться и быть раздавленным тоталитарной машиной.

В будущие годы многие из друзей и знакомых писателя в той или иной мере становились жертвами новой культурной политики. Свое разочарование Юрий Карлович описал в другом крупном произведении - романе «Зависть».

«Зависть» Юрия Олеши

В 1927 г. в «Красной нови» впервые публикуется роман Олеши - «Зависть». Строго говоря, это произведение не было первым крупным произведением Юрия Карловича. Поскольку к тому моменту уже были написаны «Три толстяка», но опубликованы они будут спустя 2 года.

Роман «Зависть» был очень тепло встречен критиками и читателями. Вероятнее всего, это было связано с тем, что Олеша описал в нем трагичность судьбы современного ему интеллигента, который оказывается не нужным в новом советском обществе.

Однако всего через пару лет роман «Зависть» был поддан жесткой критике, поскольку не соответствовал социалистическому реализму.

А между тем, в нем Юрий Олеша биографию кратко изложил не только свою, но и сотен других деятелей культуры, которые оказались не нужны новой стране, но при этом не имели возможности ее покинуть. Ходили слухи, что образ Андрея Бабичева был списан с Маяковского.

Этот роман наделал много шума и вознес своего создателя на вершину. А после публикации «Трех толстяков» его автор стал признанным советским писателем. Теперь практически в любом учебнике встречалась большая или малая биография Юрия Олеши. Казалось, впереди его ждет долгожданное светлое будущие - но этого не случилось.

Творческая депрессия Олеши

Как человек творческий, Юрий Карлович был довольно чувствительным и не замечать изменения в обществе в конце 20-х - начале 30-х гг. попросту не мог. Помимо горького разочарования в идеалах революции, Олешу постигла другая трагедия. То, о чем он хотел писать, не интересовало власть. Более того, оно не просто считалось не актуальным, но и постепенно приобретало статус незаконного.

В условиях советского реализма нужно было писать либо то, что от тебя ждет Партия, либо не писать вообще. Вот только на что жить, если ничего не писать? Тем более что не публикующийся автор автоматически причислялся к тунеядцу. А это уже было преступлением.

Разочаровавшись в современной литературе, Юрий Олеша впал в депрессию и стал часто выпивать. Через пару лет он стал хроническим алкоголиком. Усугубляло его состояние известия о репрессиях его коллег. А самоубийство Маяковского (который когда-то был для писателя светочем в литературе) и вовсе пошатнуло здоровье Юрия Карловича.

Последние годы

Несмотря на проблемы со здоровьем, хронический алкоголизм и депрессию писателя, он прожил еще 30 лет и умер в мае 1960 г.

Самым ярким достижением Олеши в этот период были его дневники. Их опубликовали отдельной книгой «Не дня без строчки» уже после смерти автора.

Однако если дневники - это творчество для души, то на жизнь «для тела» Юрий Карлович зарабатывал написанием пьес и киносценариев. Большинство из них - адаптации произведений Чехова, Достоевского, Куприна, а также «Трех толстяков» и «Зависти».

При этом были и пьесы собственного сочинения. В частности «Смерть Занда». В этом неоконченном произведении о судьбе писателя-коммуниста Занды, Олеша пытался изложить свои взгляды на окружающую его социалистическую действительность.

В последние десятилетия своей жизни практически нищенствовал Олеша Юрий Карлович. Биография для детей, которая подается во многих учебниках, редко уделяет внимание этому факту. Однако в этот период писатель вел практически жизнь бомжа.

Дело в том, что у него не было своего жилья, и автор «Зависти» чаще всего жил у кого-то из друзей или знакомых. Кроме редких литературных заработков, получить деньги на еду ему помогало банальное попрошайничество на улице. А выпить удавалось за счет более удачливых молодых советских писателей, которые угощали его из уважения к великому таланту.

Будучи в молодости франтом, на старости лет Юрий Карлович вынужден был ходить в лохмотьях.

Умер писатель от банального сердечного приступа.

Как бывшего литератора, его похоронили на Новодевечьем кладбище г. Москвы. В первом ряду первого участка.

Еще в годы своей алкогольной депрессии Юрий Олеша шутил, что предпочел бы, чтобы его похороны были гораздо скромнее, чем ему положены за литературные заслуги. При этом он хотел бы при жизни получить в деньгах разницу стоимости обеих церемоний.

Юрий Олеша: биография, интересные факты