Основные течения в протестантизме.

Одним из основных современных направлений в христианстве является Протестантизм, учение, фактически выступающее против официальной Католической Церкви, и мы намерены сегодня поговорить об этом подробнее, рассмотрев его основные идеи, суть, принципы, и философию протестантизма, как одного из самых массовых на сегодня религиозных учений мира.

Возникнув как самостоятельное течение, Протестантство вместе с католицизмом и православием, стало одним из трех главных направлений в христианстве.

Что такое Реформаторство в христианстве?

Иногда протестантизм называют реформаторами, течением реформации или даже революционерами христианства, за их идеи о том, что сам человек должен отвечать за себя, а не Церковь.

Как считают протестанты-реформаторы что, после раскола христианства на католиков и православие, Христианская Церковь превратилась в чиновников, отошедших от первоначального учения Апостолов, а стала скорее зарабатывать деньги на прихожанах и увеличивать свое влияние в обществе и на политиков .

История появления Протестантизма

Считается, что протестантизм появился в Европе в XVI веке в виде оппозиции Римско-католической церкви . Учение протестантов называют еще иногда Реформацией, так как протестанты решили, что католики отошли от принципов истинного христианства, основанного на учении апостолов.

Возникновение протестантизма связывают с Мартином Лютером , родившемся в Саксонии. И именно его считают инициатором Реформации, выступавшим против продажи индульгенций Римско-католической церковью. Кстати уже сейчас она отменена, возможно именно благодаря ему.

Индульгенция у католиков

В современной католической церкви принято положение, что от грехов можно освободиться, если совершить покаяние во время таинства исповеди. Но во время эпохи Возрождения или Ренессанса, иногда индульгенцию просто на просто раздавали за деньги.

Увидев, до чего дошли католики, Мартин Лютер и стал выступать открыто против этого, а также утверждал, что христианство нужно срочно и существенно реформировать.

Принципы Протестантизма и протестантской веры

Религиозные принципы в протестантизме выражаются в виде богословия или изложении веры Реформации, то есть преобразовании католического христианства. Данные принципы включаю в себя следующее:

  • Слово Бога изложено только в Библии и поэтому именно Библия - это единственный источник и документ для верующего человека;
  • Неважно какие поступки совершает человек - прощение можно заслужить лишь верой, но никак не деньгами ;
  • Спасение в протестантизме вообще рассматривается как Божья благодать и это не заслуга человека, а это дар от Бога ради Иисуса Христа и для людей, живущих на земле. А спасение согласно Библии - это избавление человека от его грехов и соответственно от тяжких последствий, а именно от смерти и ада. И говорится о том, что спасение возможно по причине проявления любви Бога к человеку ;
  • Церковь не может быть даже посредником между Богом и человеком . И единственным посредником является Христос. И потому спасение возможно не через веру в церковь, а через веру в Иисуса и в Бога непосредственно;
  • Поклонятся можно лишь Богу, так как спасение приходит только через него. Потому, как верит человек в искупление грехов через Иисуса, так и вера в Бога также является спасением;
  • Любой верующий может и имеет право излагать и истолковывать слово Божье.

Основные идеи Протестантизма

Все основные идеи протестантизма начались с Мартина Лютера, когда он стал выступать против индульгенции Римской католической церкви, когда отпущение грехов продавалось за деньги и для каждого преступления существовала своя такса или цена.

Сам же Мартин Лютер утверждал, что отпущение грехов совершает не Римский Папа, а Бог . Так же в протестантизме серьезно утверждается идея, что Библия - это единственный источник учения христианства.

В результате Мартин Лютер был отлучен от Католической Церкви, что повлекло раскол Церкви на католиков и протестантов (лютеранцев ) и способствовало возникновению многих войн на религиозной почве.

Сторонников или последователей Мартина Лютера, стали звать протестантами , после того как они выступили в его защиту. Это случилось после того, как Шпейрский рейхстаг (высшая законодательная власть Римской церкви) объявил Мартина Лютера еретиком.

Суть Протестантизма

В своей сути учение протестантизма опирается, как православие и католики на веру в Единого Бога, а также на Библию, как на единственный источник учения христианства.

У протестантов признается непорочное зачатие Иисуса Христа и его смерть за грехи человеческие. Так же у них существует вера в воскресение Иисуса после свое смерти.

И они ждут мессию или возвращение Христа во плоти в будущем. Лютеранцам в 20 веке даже удалось добиться запрета на преподавание теории Чарльза Дарвина в некоторых штатах США , как «антибожественной».

Философия Протестантизма

Философия протестантизма основана на реформации Римского католичества, которое как считается, отошло от истинного учения Библии.

К тому же, католическая церковь на Западе владела до 1/3 обрабатываемой земли, где использовался труд крепостных, то есть практически рабов . А протестантизм делает упор на личную ответственность перед Богом и обществом, а также не одобряет рабство.

В Англии лютеранцы требовали даже уничтожения Папской системы власти. Так известный лютеранец Джон Виклиф утверждал, что Римская церковь после раскола отошла от истинного учения. И он говорил о том, что Иисус Христос, а не папа римский является главой церкви и авторитетом для верующего является Библия, а не Церковь.

Сторонники протестантизма

Лютеранскую Реформацию поддерживали крестьяне, которых практически разоряла церковная десятина, а также ремесленники, обложенные непосильным налогом.

Протестантизм отвергает все постановления Римского Папы и все его декреты, утверждая, что достаточно одного Священого Учения или Библии. В свое время Мартин Лютер даже прилюдно сжег один из папских указов.

Естественно вскоре после недовольства в сторону крупного церковного бизнеса с оборотом в десятки, если не сотни миллиардов долларов год, начались преследования протестантов, и хотя сам Мартин Лютер не пострадал, все же двое монахов протестантов были сожжены . Философию лютеранцев уже по-своему использовали народные массы в своих рыцарских и крестьянских войнах.

Позднее Мартином Лютером для сторонников протестантизма были написаны две книги: одна для пасторов, где говорится как правильно проповедовать, и другая для обычных верующих, где были изложены Десять Заповедей, Символ Веры и молитва Отче Наш.

Направления в Протестантизме

Одним из известных направлений в лютеранстве является Евангеликализм - сюда входят меннониты и баптисты . Так в России известны евангельские баптисты , пятидесятники и прохановцы .

К основным принципам Евангеликализма можно отнести утверждение Библии как единственного утверждения Бога, а также активную миссионерскую деятельность.

Так же к направлениям в протестантизме можно отнести фундаментализм , Либерализм и Диалектичесую теологию . Все они основываются на Библии - как на единственном учении от Бога.

Особенности учения Протестантизма

У протестантов существуют общие идеи с другими традициями христианства, такие как о Едином Боге, о Триединстве, о Рае и Аде, а также признаются таинства Крещения и Причащения.

Но с другой стороны не существует традиции молитв за умерших и молитв святым, как это происходит у католиков или православных.

В богослужениях протестантов может использоваться любое помещение , и оно основано на проповеди, молитве и пении псалмов.

Численность Протестантов

Протестантизм считается вторым по количеству верующих в христианстве и насчитывает до 800 миллионов человек. Протестантизм распространен в 92 странах мира .

Вывод

Что и говорить, Мартину Лютеру удалось распространить свое учение, о чем он всегда мечтал. И возможно протестанты пошли глубже, в сторону личной свободы каждого человека в отличии от более традиционного церковного и коммерческого христианства.

И все же, Бог все еще выступает в роли чего-то внешнего по отношению к человеку. И почему-то все проходят мимо главного – мимо Бога, а «Бог есть Любовь», как говорил Иисус Христос.

Ведь если Бог - это Любовь, то она невидима, ее можно лишь почувствовать, она просто есть. Я Есмь, то что Я Есмь. Любовь - это само бытие, это любовь к каждому это действительно г , и о чем не стоит забывать даже протестантам со своим желанием реформировать лишь внешнюю часть этого учения, собственно также, как и любовь к природе и ко всему остальному.

Надеюсь на дальнейшие встречи на нашем портале Обучения И Саморазвития, где мы уже писали не только о философии, сути, идеях протестантской церкви и протестантов, но и про другие виды христианства, например, можете или и о .

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.)

В обществе существует такое явление, как протестантские церкви, или как их часто называют у нас - «секты». Некоторые люди относятся к этому нормально, другие отзываются о них очень негативно. Часто можно услышать, что баптисты, которые относятся к протестантам, приносят в жертву младенцев, а пятидесятники на собраниях выключают свет.

Мы хотим в этой статье предоставить вам информацию о протестантстве: раскрыть историю возникновения протестантского движения, основные доктринальные принципы протестантства, коснуться причин негативного отношения к нему в обществе.

Большой Энциклопедический Словарь открывает значение слов «Секта», «Сектантство», «Протестантизм»:
СЕКТА (от лат. secta - учение, направление, школа) – религиозная группа, община, отколовшаяся от господствующей церкви. В переносном смысле - группа лиц, замкнувшихся в своих узких интересах.

СЕКТАНТСТВО - религиозное, обозначение религиозных объединений, оппозиционных по отношению к тем или иным доминирующим религиозным направлениям. В истории форму сектантства нередко имели социальные, национально-освободительные движения. Некоторые секты приобрели черты фанатизма и экстремизма. Ряд сект прекращает существование, некоторые превращаются в церкви. Известны: адвентисты, баптисты, духоборы, молокане, пятидесятники, хлысты и др.

ПРОТЕСТАНТИЗМ (от лат. protestans, род. п. protestantis - публично доказывающий), одно из основных направлений в христианстве. Откололся от католицизма в ходе Реформации 16 в. Объединяет множество самостоятельных течений, церквей и сект (лютеранство, кальвинизм, англиканская церковь, методисты, баптисты, адвентисты и др.). Для протестантизма характерны отсутствие принципиального противопоставления духовенства мирянам, отказ от сложной церковной иерархии, упрощенный культ, отсутствие монашества, целибата; в протестантизме нет культа Богородицы, святых, ангелов, икон, число таинств сведено к двум (крещению и причащению).

Основной источник вероучения - Священное писание. Протестантизм распространен главным образом в США, Великобритании, Германии, Скандинавских странах и Финляндии, Нидерландах, Швейцарии, Австралии, Канаде, Латвии, Эстонии. Таким образом, протестанты - это христиане, которые принадлежат к одной из нескольких независимых христианских церквей.

Они являются христианами, и вместе с католиками и православными разделяют основополагающие принципы христианства. Например, все они принимают Никейский символ веры, принятый первым Собором Церкви в 325 году, а также НикеоЦареградский символ веры, принятый Халкидонским собором в 451 году (Смотри вставку). Все они верят в смерть, погребение и воскресение Иисуса Христа, в Его божественную сущность и грядущее пришествие. Все три течения принимают Библию как Слово Божье и соглашаются, что покаяние и вера необходимы, чтобы иметь вечную жизнь.

Однако взгляды католиков, православных и протестантов на некоторые вопросы отличаются. Протестанты превыше всего ценят авторитет Библии. Православные же и католики ценят свои традиции более высоко и верят, что только руководители этих Церквей могут толковать Библию верно. Несмотря на свои отличия, все христиане соглашаются с молитвой Христа, записанной в Евангелии от Иоанна (17:20-21): «Не о них же только молю, но и о верующих в Меня по слову их, да будут все едино...».

ИСТОРИЯ ВОЗНИКНОВЕНИЯ ПРОТЕСТАНТСТВА Одним из первых протестантских реформаторов был священник, профессор богословия Ян Гус, славянин, живший на территории современной Чехии и ставший мучеником за веру в 1415 году. Ян Гус учил, что Писание важнее традиций. Протестантская Реформация распространилась в 1517 году по всей Европе, когда другой католический священник и профессор богословия по имени Мартин Лютер призвал католическую Церковь к обновлению. Он говорил, что когда Библия вступает в конфликт с церковными традициями, нужно подчиняться Библии. Лютер заявил, что Церковь поступает неправильно, продавая возможность попасть в рай за деньги. Он также считал, что спасение приходит через веру во Христа, а не через попытку «заработать» вечную жизнь добрыми делами.

Протестантская Реформация распространена сейчас по всему миру. В результате сформировались такие Церкви, как лютеранская, англиканская, голландская реформаторская, а позже - баптистская, пятидесятническая и другие, в том числе харизматическая. По сведениям агентства «Операция мир», по всему миру насчитывается около 600 миллионов протестантов, 900 миллионов католиков и 250 миллионов православных.

На первый взгляд может показаться, что протестанты появились на территории СНГ только с распадом СССР и пришли с Америки. На самом деле, впервые протестанты пришли в Россию еще во времена Ивана Грозного и к 1590 году были уже даже в Сибири. За девятилетний период (с 1992 по 2000 год) на территории Украины были зарегистрированы 11192 христианские общины, из которых 5772 (51,6%) - православного и 3755 (33,5%) протестантского направления (По данным Государственного Комитета Украины по делам религии).

Таким образом, протестантство в Украине давно вышло за пределы «группы лиц, замкнувшихся в своих узких интересах», так как более трети всех церквей в стране нельзя назвать «сектой». Протестантские церкви официально зарегистрированы государством, они открыты для всех и не скрывают свою деятельность. Основной их целью остается донести людям Евангелие о Спасителе.

ДОКТРИНАЛЬНЫЕ ПРИНЦИПЫ

ЦЕРКОВНЫЕ ТРАДИЦИИ Протестанты не имеют ничего против церковных традиций, кроме тех случаев, когда эти традиции противоречат Писанию. Они обосновывают это в первую очередь замечанием Иисуса в Евангелии от Матфея (15:3, 6): «...Зачем и вы преступаете заповедь Божию ради предания вашего?... Таким образом вы устранили заповедь Божию преданием вашим».

КРЕЩЕНИЕ Протестанты верят в утверждение Библии, что крещение должно следовать только за покаянием (Деян.2:3) и считают, что крещение без покаяния бессмысленно. Протестанты не поддерживают крещение младенцев, так как младенец не может покаяться из-за своего незнания добра и зла. Иисус сказал: «Пустите детей и не препятствуйте им приходить ко Мне, ибо таковых есть Царство Небесное» (Матф. 19:14). Протестанты основываются на том, что в Библии не описывается ни одного случая крещения младенцев, тем более, что даже Иисус ждал своего крещения до 30 лет.

ИКОНЫ Протестанты считают, что десять заповедей (Исх. 20:4) запрещают использование образов для поклонения: «Не делай себе кумира и никакого изображения того, что на небе вверху, и что на земле внизу, и что в воде ниже земли». В Книге Левит (26:1) записано: «Не делайте себе кумиров и изваяний, и столбов не ставьте у себя, и камней с изображениями не кладите на земле вашей, чтобы кланяться перед ними; ибо Я Господь Бог ваш». Поэтому протестанты не используют образов для поклонения из опасения, что некоторые люди могут поклоняться этим образам вместо Бога.

МОЛИТВЫ СВЯТЫМ Протестанты предпочитают следовать наставлениям Иисуса, где Он учил нас молиться говоря: «Молитесь же так: Отче наш, сущий на небесах!» (Матф. 6:9). К тому же в Писании нет примеров, где кто-либо молился бы Марии или святым. Они считают, что Библия запрещает обращать молитвы к людям, которые умерли, даже к христианам, находящимся в раю, основывая это на Второзаконии (18:10-12), где говорится: «Не должен находиться у тебя... вопрошающий мертвых». Бог осудил Саула за то, что тот вошел в контакт со святым Самуилом после его смерти (1-я Пар. 10:13-14).

ДЕВА МАРИЯ Протестанты считают, что Мария была прекрасным примером христианского послушания Богу и что она оставалась девой до того, как родился Иисус. Основанием для этого являются Евангелие от Матфея (1:25), где говорится, что Иосиф, ее муж, «не знал Ее, как наконец Она родила Сына Своего первенца», и другие отрывки из Библии, где говорится о братьях и сестрах Иисуса (Матф. 12:46, 13:55-56, Марк. 3:31, Иоан. 2:12, 7:3). Но они не верят, что Мария была безгрешна, потому что в Евангелии от Луки (1:47) она назвала Бога своим Спасителем; если бы Мария была без греха, ей не нужен был бы Спаситель.

ЦЕРКОВЬ Протестанты верят, что есть только одна истинная Церковь, но не считают, что она является частью какой-либо организации, созданной человеком. Эта истинная Церковь состоит из всех людей, которые любят Бога и служат Ему через покаяние и веру в Иисуса Христа, независимо от того, к какой конфесии они относятся.

ОТЦЫ ЦЕРКВИ Протестанты уважают и ценят учения отцов Церкви (церковных руководителей, живших после апостолов), когда эти учения находятся в согласии с Писанием. Это основано на том факте, что часто отцы Церкви не согласны друг с другом.

МОЩИ СВЯТЫХ Протестанты не верят, что в мощах святых заключена какая-либо особенная сила, потому что Библия не учит этому. Протестанты считают, что в Библии нет указаний на то, что христиане должны почитать тела умерших.

СУТАНЫ И ТИТУЛ «ОТЕЦ» Протестантские служители не носят сутан потому, что ни Иисус, ни апостолы не носили какой-то специальной одежды. В Новом Завете на этот счет также нет никаких указаний. Обычно их не называют «отец» потому, что Иисус сказал в Евангелии от Матфея (23:9): «И отцом себе не называйте никого на земле...», что, по их мнению, означает, что мы не должны объявлять кого-либо своим духовным повелителем.

КРЕСТНОЕ ЗНАМЕНИЕ И КРЕСТ Протестанты не возражают против крестного знамения, но так как Писание этому не учит, то они также не учат этому. Протестантская и католическая Церкви, в отличие от православной, предпочитают использовать простой крест.

ИКОНОСТАСЫ Протестанты и католики верят, что иконостас символизирует завесу, отделяющую людей от Святое Святых в Иерусалимском храме. Они считают, что когда Бог разорвал ее надвое в момент смерти Иисуса (Матф.27:51), то тем самым Он сказал, что мы больше не отделены от Него благодаря крови, которую Он пролил для того, чтобы мы были прощены.

МЕСТА ПРОВЕДЕНИЯ БОГОСЛУЖЕНИЙ Иисус сказал в Евангелии от Матфея (18:20): «Ибо, где двое или трое собраны во имя Мое, там Я посреди них». Протестанты верят в то, что богослужение освящается не местом проведения служения, не зданием, а присутствием Христа в среде верующих. Библия также говорит, что храмом Божьим являются христиане, а не здания: «Разве не знаете, что вы храм Божий, и Дух Божий живет в вас?» (1-е Кор.3:16). Библия показывает, что первые христиане проводили служения во многих различных местах: в школе (Деян.19:9), в еврейских синагогах (Деян.18:4, 26;19:8), в еврейском храме (Деян.3:1), и в частных домах (Деян.2:46; 5:42; 18:7; Филип.1:2; 18:7; Кол.4:15; Рим.16:5 и 1-е Кор.16:19). Служения благовестия, согласно Библии, проходили возле реки (Деян.16:13), в уличной толпе (Деян.2:14) и на площади (Деян.17:17). Нет ни одного свидетельства в Библии, что первые христиане проводили богослужения в церковном здании.

ПРИЧИНЫ НЕГАТИВНОГО ОТНОШЕНИЯ К ПРОТЕСТАНТАМ Официально православие пришло на территорию нынешней Украины в 988 году, тогда правители Руси ввели православное христианство как государственную религию. Намного раньше ученики Христа приходили на землю скифов с целью донести Благую весть о Спасителе для варварских народов. Самым известным является приход в Киев ученика Иисуса - Андрея, которого в народе назвали «Первозванный». В то время не существовало разделения христианства на Римское и Византийское, то есть на католическое и православное, и Андрей представлял вполне протестантские взгляды - проповедовал, основываясь только на слове Божьем; проводил собрание везде, где была возможность, (церквей еще не было); крестил только взрослых.

С укреплением позиций православной церкви на Руси, а затем и в царской России, все неправославное перешло в ранг противогосударственного. Сначала это было связано с войнами, в которых католики воевали против православных, а затем - с укреплением власти государя, так как управлять одним вероисповеданием намного проще, чем несколькими. Протестантов или «иноверов» высылали в отдаленные регионы, а все, кто оставался, скрывались от гонений. Власть и руководство православной церкви всячески поощряло унижение прав других вероисповеданий.

После 1917 года новая власть попыталась полностью избавиться от «опиума для народа» путем разрушения церквей и физического уничтожения верующих. Но после определенных трудностей и недовольства населения, власть советов оставила для существования только одну церковь - православную. И протестанты, вместе с католиками, греко-католиками, представителями других деноминаций или отбывают срок в лагерях, или прячутся от власти. В таких условиях единственным способом для проведения собраний протестантов стали дома и подвалы, а для защиты от глаз «доброжелателей» выключали свет. В это же время, для дискриминации антигосударственных вероисповеданий в прессе и среди народа распространяются истории о жертвоприношениях баптистов, низком культурном и образовательном уровне пятидесятников, колдовстве харизматов и другое. Тем самым, в обществе десятилетиями подсознательно воспитывалось негативное отношение ко всему неправославному. И теперь людям очень трудно преодолеть эти негативные стереотипы и принять протестантов как христиан.

Теперь, когда Вы знаете историю протестантского движения, его основные доктринальные принципы, понимаете причины негативного отношения к протестантству в обществе, Вы можете сами решить принимать или нет протестантов как христиан. Но сегодняшний день говорит следующее: протестанты - это 3755 церквей на Украине за 9 лет!

Да, они имеют отличия от привычной православной церкви в некоторых вопросах, но цель и у православных, и у католиков, и у протестантов одна - проповедовать Евангелие и приводить людей к Спасению. И протестанты справляются с ней в последнее время все лучше. Именно протестанты проводят массовые евангелизации и собрания, на которых все больше и больше людей приходит к Иисусу Христу. Именно протестанты через все виды средств массовой информации говорят людям о Спасителе.

Основывая свое служение непосредственно на Библии, протестанты предоставляют людям еще один путь ко Христу, путь к спасению. Исполняя поручение Иисуса Христа, протестанты приближают Его Спасение!

Роман КОТ

христианская газета "Слово пробуждения" http://gazetasp.net/


Основой протестантизма является концепция М.Лютера об "Оправдании одной только верою". Это значит, что связь каждого христианина с Богом может быть достигнута непосредственно личной верой в искупительную роль Иисуса Христа. Таким образом, протестантское вероучение устанавливает, что для спасения посредничество церкви между человеком и Богом не является необходимым. Протестанты видят в церкви сообщество "оправданных верой" людей, равным образом наделенных благодатью. Отсюда отсутствие в протестантизме деления на священников и мирян . Каждый член церкви уже в силу своей веры имеет право на совершение богослужений, произнесение проповедей, чтение и толкование Библии.

Единственным источником вероучения, священной книгой у протестантов является Библия, а потому постановления церковных соборов, творения Отцов церкви и т.п. не имеют статуса священных. Однако чтение подобных источников не воспрещено и рассматривается как душеполезное.

Из положения об "Оправдании одной только верой" следует отношение к таинствам. В протестантизме признаются два таинства – крещение и причащение . Например, крещение производится после осознанного принятия веры, после достижения совершеннолетия ("крещение по вере"). В то же время некоторые протестантские направления (лютеране, англикане, реформаты) не исключают крещение во младенчестве с обязательным подтверждением принятия веры в более зрелом возрасте.

Протестанты отрицают культ Богородицы, почитание икон, крестное знамение. В круг праздников включают лишь те, что связаны с Иисусом Христом. Наряду со специальными церковными зданиями признается возможность совершения богослужения в любом помещении.

Протестантская церковная община представляет собой сплоченный коллектив со строго контролируемым членством. Руководство общинами осуществляется пресвитерами (пасторами) и их помощниками, которых выбирают из числа членов общины.

Важное положение протестантского вероучения содержится в концепции о предопределении. Считается, что каждый человек еще до своего рождения предопределен спастись или погибнуть. Иными словами, предопределена не только судьба человека, но и посмертное существование – пребывание в аду или раю после смерти. При этом никто не может знать, что ему предуготовлено. Лишь по косвенным признакам (например, успех в бизнесе) человек может догадаться об особом расположении к нему Бога. Необходимо указать, что спасение не является заслугой человека. Ни добрыми делами, ни молитвой, ни даже искренней верой нельзя добиться Божьей Благодати. Спасение есть исключительно дар Божий.

Протестантизм значительно упростил и удешевил культовую деятельность, что привлекло большое количество последователей. Признается, что идеология и вероучение протестантизма дали непосредственный толчок появлению "духа предпринимательства" в Европе. Если католическое мировоззрение состоит в осознании зависимости индивида (в результате своей греховности человек не может сам обратиться к Богу), то протестантизм открывает двери пониманию мирской деятельности как выполнению Божьих заповедей, данных в Священном Писании. Идеи протестантизма явились главной духовной предпосылкой формирования европейской буржуазной цивилизации.

Основные направления протестантизма

Протестантизм являет собой сложное религиозное образование, включающее большое количество направлений. Начавшись в XVI в., процесс образования новых христианских церквей не закончился до наших дней. Естественно, что, противопоставив себя Римско-католической церкви, развивая свое вероучение, протестантизм находил различные пути воплощения новых идей. Исторически первым течением в протестантизме является лютеранство.

Лютеранская (Евангелическая) церковь. Образовалась под влиянием идей Мартина Лютера. Лютеранство признает Никео-царьградский Символ веры, имеет свои вероучительные книги – "Аугсбургское вероисповедание" (1530 г.), катехизисы Лютера, "Книгу согласия" (1580 г.). Священной книгой почитается исключительно Библия. Основной принцип лютеранства – "оправдание верой" в искупительную жертву Иисуса Христа. Из таинств лютеранство признает только крещение и причащение. Наиболее широко лютеранство распространено в Германии, Швеции, Дании, Норвегии, Финляндии, США. Немало лютеранских общин находится и в России. Сегодня в мире насчитывается около 80 млн. последователей этого протестантского направления.

Кальвинизм. Кальвинизм (реформатская и пресвитерианская церкви), как и лютеранство, является одним из самых ранних направлений протестантизма. Решающую роль в его формировании сыграла религиозная концепция Жана Кальвина (1509-1564 гг.).

Кальвинизм отрицает общеобязательный Символ веры. Единственной священной книгой считается Библия, но пользуются особой популярностью "Наставления в христианской вере" (1536-1559 гг.), "Церковные установления", "Женевский катехизис" (1545 г.) и другие произведения Кальвина. В кальвинизме не признаются такие предметы культа, как иконы, свечи, крест. Крещение и причащение для кальвинистов – не более чем символические обряды. Большое значение играет в кальвинизме концепция предопределения.

По общему признанию исследователей, кальвинизм, сильно реформировав католическую веру, явился наиболее радикальным направлением в протестантизме.

Кальвинизм широко распространен во Франции, Нидерландах, Венгрии, Чехии, США, Канаде, Австралии. Из кальвинизма выделилась такая его разновидность, как конгрегационализм.

В современном мире насчитывается около 55 млн. кальвинистов.

Англиканская церковь. Образовалась путем придания государственного статуса протестантизму в английском королевстве. Символом веры англиканства является документ под названием "39 статей" (1571 г.). Как и в других направлениях протестантизма, отвергается Священное Предание, а Священное Писание почитается как первоисточник вероучения. Главой англиканской церкви считается король или королева. В противоположность лютеранству и кальвинизму в англиканстве сочетаются положения о спасении личной верой с положением о спасающей роли церкви, сохранена иерархия священнослужителей, а сами священники рассматриваются как посредники между Богом и человеком.

Англиканство более других протестантских церквей вобрало в себя католические традиции (церковная иерархия, проведение мессы).

Кроме самой Англии, это течение распространено в Шотландии, США, Индии, ЮАР, Пакистане, Канаде, Австралии, т.е. в тех странах, что входили некогда в состав Британской империи. Количество англикан в мире – около 58,5 млн. человек.

Баптизм возник в XVII веке в Англии. Основа вероучения баптизма – Библия. Вера в Иисуса Христа и его искупительную жертву считается достаточным основанием к спасению. Верит же только тот, кого избрал Бог. Особую важность в баптизме приобретает учение о "духовном возрождении", происходящем под воздействием входящего в человека "Святого Духа", что означает единение духа каждого верующего с Иисусом Христом.

В баптизме практикуют таинства крещения и причащения как символические обряды духовного единения с Христом. Крещение есть сознательный акт обращения к вере. Отличительной особенностью баптизма является обряд катехимента (приближения): перед крещением и вступлением в общину "приближенные" проходят годовой испытательный срок.

Обрядовая и культовая практика в баптизме отличается скромностью, ненапыщенностью. Молельный дом принципиально не отличается от своего светского аналога, отсутствуют также предметы культа.

Баптизм является одной из самых распространенных направлений протестантизма в мире и, в частности, в России. Число последователей баптизма достигает сегодня 72 млн. человек.

Адвентизм

Адвентизм своему происхождению обязан баптизму, из которого выделился в начале 30-х годов XIX века.

Особенностью адвентизма является ожидание скорого пришествия Иисуса Христа . В рамках адвентизма разработана оригинальная эсхатологическая концепция – вера в то, что грядет скорое уничтожение мира, после которого будет создана новая земля и установится тысячелетнее царство Иисуса Христа. Человек, по учению адвентистов, умирает и телесно, и духовно. Но воскреснут лишь праведники – последователи адвентизма. По окончании царствования Христа будут воскрешены также и неправедники, но только для того, чтобы служить праведникам.

Наибольшее распространение получило направление, называемое "Адвентисты Седьмого дня", в котором выдвинут ряд новых положений. Первое положение провозглашает празднование седьмого дня (субботы). Второе – "санитарную реформу", предуготовление тела человека к воскресению. В последнем случае вводятся запреты на употребление свинины, чая, кофе, табака, алкоголя.

Церковь «Адвентистов Седьмого дня» укрепляет свои позиции в мире и быстро развивается в России. В настоящее время в мире насчитывается 16 млн. адвентистов.

Пятидесятничество

Пятидесятничество является еще одним крупным направлением протестантизма. По Новому Завету (книга "Деяния святых апостолов"), на пятидесятый день после смерти Христа на апостолов сошел Святой Дух, после чего они получили способность пророчествовать и говорить на разных языках. Пятидесятники близки по своему вероучению и обрядности к баптизму, но подчеркивают возможность непосредственного мистического общения с Богом. Пятидесятники веруют в то, что можно получить пророческий дар, подобно апостолам, каждому члену их церкви. Число пятидесятников в мире приближается, по некоторым оценкам, к 119 млн. человек.

Рассмотренные протестантские направления являются крупнейшими. Существует еще множество течений, таких, как: меннониты, унитарии, моравские братья, квакеры, мормоны и т.д. В современном мире есть и такие (достаточно широко распространенные) ответвления протестантизма, которые в своем вероучении настолько сильно отошли от традиционного христианства, что едва ли могут считаться христианскими – это Свидетели Иеговы и т.п.

Протестантская Библия

Единой протестантской Библии не существует: все протестантские Библии представляют собой переводы, сделанные в XVI в. в ходе Реформации или после нее. Даже Библия короля Якова (King James Version ) так и не приобрела статуса официального перевода Англиканской церкви, хотя ее часто и называют Официально одобренным переводом (Authorized Version ).

В Средние века Римско-католическая церковь не поощряла переводы Вульгаты из страха, что без церковного руководства текст может быть искажен или, что слова Библии могут быть ложно поняты. Однако протестантские реформаторы начала XVI в. считали, что Бог через Библию прямо обращается к человеку и что чтение и изучение Библии – право и долг каждого христианина.

Переводы были нужны для того, чтобы дать Библию большинству христиан, для которых латынь была мертвым языком. «Как людям размышлять над тем, что они не в силах понять?» – вопрошает один из переводчиков в предисловии к Библии короля Якова . Реформаторы не были первыми переводчиками Библии (в период после изобретения книгопечатания и до появления лютеровской Библии в Германии было выпущено 17 изданий на немецком языке). Протестантские реформаторы либо содействовали переводам, либо сами брались за перевод Библии на языки своих стран. За основу они брали не Вульгату, а еврейский текст Ветхого Завета и греческий текст Нового Завета. В начале 20-х годов XVI в. Мартин Лютер перевел Новый Завет на немецкий язык, Якобус Фабер – на французский язык, а Уильям Тиндал – на английский язык. Переводы Ветхого Завета были осуществлены теми же переводчиками, но в следующем десятилетии. С тех пор вышло в свет множество протестантских переводов.

Протестантские обряды и праздники

Важнейшим элементом культа многих протестантских церквей является хлебопреломление. Чаще всего этот обряд входит в качестве составного действия в более широкое "Установление Христово" – Вечерю Господню, молитвенное собрание, проводимое раз в месяц. Хлебопреломление состоит из двух действий – разламывания и раздачи хлеба и причащения вином или фруктовым соком. Основанием обряда является ряд новозаветных текстов для "воспоминания" страданий Иисуса Христа. По утверждению богословов, "хлеб ломимый" есть символ тела Господня , избитого, израненного и обезображенного за грехи людей, а вино – это символ крови Господней , излившейся также за эти грехи. К хлебопреломлению допускаются лишь те, кто уже прошел обряд водного крещения.

В некоторых протестантских церквях хлебопреломлению предшествует обряд омовения ног. Основанием этого обряда являются строки из Евангелия от Иоанна: "... Если я, Господь и Учитель, умыл ноги вам, то и вы должны умывать ноги друг другу" (13:14). Этот обряд направлен на то, чтобы верующие продемонстрировали свое "смирение и любовь друг к другу". Он проводится в конце молитвенного собрания следующим образом. В тазы наливается вода, и к ним выстраиваются верующие: первые моют ноги вторым, вторые – третьим, а последние моют ноги первым, каковыми обычно бывают священнослужители. Вода и полотенца периодически меняются.

У нас в стране данный обряд совершают христиане евангельской веры.

Почти во всех течениях протестантизма отсутствуют посты, столь характерные для православия, однако нет специального деления пиши на постную и скоромную .

В крупных протестантских течениях – лютеранстве, англиканстве, кальвинизме и методизме – нет регламентации питания, указаний на запрещение определенных продуктов или методов их кулинарной обработки. Поэтому во время немногих религиозных праздников (например, Рождества), различия в ритуальных блюдах названных протестантских церквей в разных странах обусловлены национальными пищевыми особенностями. Однако в некоторых течениях протестантизма пищевым традициям придается важное значение. Прежде всего, это относится к адвентистам седьмого дня и квакерам.

Один из значимых праздников в ряде протестантских течений (баптистов, евангелистов, адвентистов и др.) – праздник Жатвы, отмечаемый в сентябре. Это осовремененный древнееврейский праздник окончания сельских работ. В ветхозаветной книге «Исход» (23:16) говорится: "Наблюдай и праздник Жатвы первых плодов труда твоего, какие ты сеял в поле, и праздник собирания плодов... когда уберешь с поля работу твою". В современном празднике Жатва понимается как в прямом смысле – сбор урожая, так и в переносном – подведение итогов годовой деятельности на Божией ниве, т. е. миссионерства.

Евангельские христиане-баптисты на территории бывшего СССР отмечают День единства, призванный напомнить об истории создания союза евангельских христиан-баптистов.



Протестантизм (от лат. protestatio - провозглашать) - одно из основных направлений христианства, представляющее собой совокупность независимых церквей и деноминаций, связанных своим происхождением с Реформацией - антикатолическим движением XVI века в Европе. Основателем протестантизма считается Мартин Лютер (1483–1546), который выразил не только идеи реформирования церкви, которые высказывались еще с XIV века (предшественниками Реформации считаются вальденсы, гуситы, катары), но в большой степени свой собственный духовный опыт (так же как и другие деятели Реформации, современники Лютера Жан Кальвин, Ульрих Цвингли, Филип Меланхтон). В 1517 году Лютер начал борьбу за очищение церкви и прибил к дверям замковой церкви в Виттенберге «95 тезисов против индульгенций», где выступил против торговли церковью небесной благодатью. Впоследствии «Тезисы» Лютера разошлись по всей Европе, помогли вызреванию активного народного движения и борьбы светской власти за религиозную и национальную независимость от папства. В основу протестантизма легло пять принципов: Sola Scriptura («только Писанием»), Sola fide («только верой»), Sola gratia («только благодатью»), Solus Christus («только Христос»), Soli Deo gloria («только Богу слава»). В различных вариациях и в разной степени этих принципов придерживаются все течения протестантизма. С самого начала своего существования протестантизм стал широким движением, в которое входили самые многообразные течения без единого центра и одного духовного лидера. В настоящее время это движение включает в себя несколько десятков крупных направлений и до двух тысяч более мелких. В мире насчитывается около 600 млн протестантов.

Лютеранство - национальные церкви в ряде стран Европы (Германии, странах Скандинавии, России), а также в США. Государственные церкви в европейских странах, как правило, либеральные, в США - консервативные (Миссурийский Синод, Висконсинский Синод). Отличаются централизованной иерархической структурой, следуют литургической традиции в богослужении. В России лютеранство появилось еще при жизни Мартина Лютера в последние годы правления Василия III (1524–1533), впоследствии немецкая и скандинавская традиции (Церковь Ингрии) существовали наравне друг с другом, в 2000-е годы появились чисто русские лютеранские юрисдикции.

Кальвинизм и реформатство - второе крупное течение европейской Реформации после лютеранства. Жан Кальвин (1509–1564) систематизировал протестантское богословие в труде «Наставления в христианской вере». Кальвин развил и четко сформулировал идею двойного (полного) предопределения: Бог изначально, еще до сотворения мира, предначертал спасение или осуждение людей, и люди обязаны довериться его приговору. Но человек в земной жизни может увидеть знак своей избранности и правильности своих действий. Таким критерием служит успех в земном труде, к которому Бог призвал человека. В России к концу XVI века уже существовали постоянные реформатские общины в Москве, Архангельске, Вологде и других торговых городах. С

О чем речь? Протестантизм - одно из трех основных направлений в христианстве, возникшее в XVI в. в ходе Реформации.

Сколько протестантов? Протестантизм занимает второе место среди мировых течений христианства по численности последователей после католиков (свыше 600 млн чел.; по некоторым данным – около 800 млн чел.). В 92 странах протестантизм – крупнейшая христианская конфессия, в 49 из них протестанты составляют большинство населения. В России протестанты – около 1% населения (1,5 млн чел).

Откуда взялся термин? Термин «протестанты» возник в Германии на Шпейерском рейхстаге 1529 г., на котором было предложено отменить решение предыдущего рейхстага о том, что князья и т.н. имперские города имеют право выбирать вероисповедание до созыва общегерманского собора. Сторонники Реформации не согласились с этим и, составив протестный документ, покинули заседание. Подписавшие протест стали называться протестантами. Впоследствии этот термин стал применяться ко всем последователям Реформации.

Во что верят протестанты? В основе протестантизма лежат пять«только»:

человек спасается только верой («только верой», sola fide)

верить следует только в одного Посредника между Богом и человеком – Христа («только Христос», solus Christus);

человек обретает веру в Него только через милость Божию («только благодать», sola gratia);

добрые дела человек делает только по милости Божьей и только для Бога, поэтому вся слава должна принадлежать Ему («только Богу слава», soli Deo gloria);

Кого относят к протестантам? Протестантизм, возникнув как совокупность различных течений, никогда не был единым. К его крупнейшим направлениям относятся лютеранство, кальвинизм и англиканство, которые принято называть «классическим» протестантизмом или первой волной Реформации. С ними связаны другие самостоятельные деноминации, возникшие в XVII-XIX вв. (вторая волна Реформации), которые отличаются друг от друга догматикой, культом и организацией: баптисты, квакеры, меннониты, методисты, адвентисты и др. Пятидесятничество, которое появилось в ХХ в., относят к третьей волне Реформации.

А кого не относят? Свидетелей Иеговы, Церковь Иисуса Христа последних дней (мормоны), Общество христианской науки, Церковь Христа (Бостонское движение), которые генетически связаны с протестантизмом, но в своём идейном развитии далеко вышли за его рамки (как и христианства в целом), обычно относят к новым религиозным движениям.

Как разобраться с конфессиями, когда кто возник и во что верит? Последовательно рассмотрим историю протестантизма. Выступив в 1517 в Виттенберге с 95 тезисами против индульгенций, Лютер положил начало процессу Реформации и новой конфессии - лютеранству. В дальнейшем учение Лютера об оправдании верой, ставшее краеугольным камнем протестантизма в целом, вызвало широкий резонанс в обществе и осуждение со стороны папства; в 1521 г. папской буллой Лютер был отлучён от церкви. Особое отношение Лютера к Писанию (большим вкладом в культуру стал его перевод Библии на немецкий язык), особенно к новозаветным текстам как к главному авторитету послужило причиной именования его последователей евангелическими христианами (впоследствии этот термин стал синонимом слова «лютеране»).

Второй крупный центр Реформации возник в Швейцарии среди последователей цюрихского священника Ульриха Цвингли. Доктрина Цвингли имела общие черты с лютеранством – опора на Писание, резкая критика схоластического богословия, принципы «оправдания верой» и «всеобщего священства» (отрицание рукоположенного священства в качестве посредника для спасения человека, священство всех верующих). Главное отличие состояло в более рационалистичной трактовке Евхаристии и более последовательной критике церковных обрядов. С середины 1530-х гг. развитие реформационных идей и их воплощение в жизнь в Швейцарии связаны с именем Жана Кальвина и его деятельностью в Женеве. Последователи Кальвина и Цвингли стали называться кальвинистами. Главные положения учения Кальвина – учение о предопределении ко спасению и неразрывной связи государства и церкви.

Третье крупное направление протестантизма, англиканство, появилось в ходе реформационных преобразований в церкви Англии, начатых по инициативе короля Генриха VIII. Парламент в 1529–1536 гг. принял ряд документов, сформировавших независимую от Рима национальную церковь, с 1534 г. подчинённую королю. Главным идеологом английской Реформации был архиепископ Кентерберийский Томас Кранмер. Проведение Реформации «сверху», компромиссный характер преобразований (сочетание положений католической церкви и Кальвина), сохранение церковной иерархии с апостольским преемством рукоположений позволяют считать англиканство самым умеренным протестантским течением. Англиканство в идейном плане делится на т.н. высокую церковь (она выступает за сохранение дореформационного богослужения), низкую церковь (близкую к кальвинистам) и широкую церковь (выступает за христианское единство и дистанцируется от доктринальных споров). Англиканская церковь называется епископальной, как правило, за пределами Великобритании.

Со второй половины XVI в. расхождения в протестантской теории и практике послужили причиной образования различных течений в реформационном движении. В кальвинизме произошло разделение по принципу устройства общин на пресвитериан (управляемых выборной консисторией во главе с пресвитером) и конгрегационалистов (провозгласивших полную автономию общин). Общины континентально-европейского происхождения, преимущественно французские, нидерландские и швейцарские, стали называться реформатскими. Реформатские церкви обычно признают централизованное управление, и у некоторых из них, в отличие от пресвитериан и конгрегационалистов, есть епископы. В Англии появились пуритане, выступавшие за очищение англиканской церкви от католического наследия в духе идей Кальвина. Полемизировавший с Кальвином испанский богослов теолог Мигель Сервет стал одним из первых проповедников унитарианства – учения, отвергающего догмат о Троице и Богочеловечестве Иисуса Христа. Во второй половине XVI в. унитарианство распространилось в Польше, Литве, Венгрии, в XVII в. – в Англии, в XIX в. – в США.

Реформация нашла широкую поддержку всех слоёв европейского общества, представители низов получили возможность выразить социальный протест с апелляцией к библейским заповедям. В Германии и швейцарском Цюрихе активную проповедь об утверждении социальной справедливости в обществе начали анабаптисты, вероучительными особенностями которых было требование крестить только взрослых и не брать в руки оружие. Подвергшиеся жестоким гонениям и от католиков, и от «классических» протестантов анабаптисты бежали в Голландию, Англию, Чехию, Моравию (гуттериты), позднее – в Северную Америку. Часть анабаптистов слилась с последователями т. н. Моравской церкви (последователей Яна Гуса, проповедника, жившего в XV в.) и в XVIII в. образовали общину гернгутеров. Наиболее известная анабаптистская деноминация – меннонитство (1530), названная по имени её основателя голландского священника Менно Симонса, последователи которого эмигрировали в знак социального протеста. От меннонитов во второй половине XVII в. отделились амиши. Под влиянием идей анабаптистов и меннонитов в середине XVII в. в Англии появилось квакерство, отличающееся учением о «внутреннем свете», необычной для XVII в. социальной этикой (отрицание социальной иерархии, рабства, пыток, смертной казни, бескомпромиссный пацифизм, веротерпимость).

Для протестантского богословия XVII–XVIII вв. характерна идея, что церковь должна состоять только из сознательно обращённых людей, переживших личную встречу со Христом и деятельное покаяние. В «классическом» протестантизме выразителями этой идеи стали пиетисты (от слова pietas – «благочестие») в лютеранстве и арминиане (провозгласившие свободу воли) в кальвинизме. В конце XVII в. в Германии из пиетистов в отдельную деноминацию выделилась закрытая община данкеров.

В 1609 г. в Голландии из группы английских пуритан образовалась община последователей Джона Смита – баптисты, заимствовавшие анабаптистское учение о крещении взрослых. Впоследствии баптисты разделились на «общих» и «частных». В 1639 г. баптизм появился в Северной Америке и ныне является самой крупной протестантской деноминацией в США. Последователями баптизма являются известные проповедники и писатели: Чарльз Сперджен (1834–1892), Мартин Лютер Кинг, Билли Грэм (род. в 1918 г.).

Главной особенностью методизма, возникшего из англиканства в Великобритании в нач. XVIII в., является учение об «освящении»: свободное обращение человека ко Христу проходит в два этапа: сначала Бог освящает человека праведностью Христа («оправдывающая благодать»), затем даёт ему дар святости («освящающая благодать»). Методизм быстро распространился, прежде всего в США и в англоязычных странах, благодаря своеобразным формам проповеди – массовым богослужениям под открытым небом, институту странствующих проповедников, домашним группам, а также ежегодным конференциям всех служителей. В 1865 г. в Великобритании на базе методизма появилась Армия Спасения, которая является международной благотворительной организацией. Из методизма также выделились Церковь Назарянина (1895 г.) и Уэслианская церковь (1968 г.), упрекавшие методизм в излишнем доктринальном либерализме.

Реформационные процессы затронули и православную Россию. В XVII–XVIII вв. среди русских появилось т.н. духовное христианство – христоверы (хлысты), духоборы, молокане, вероучение которых отчасти было сходно с протестантским (в частности, отрицание икон, почитания святых, отказ от обрядности и т. п.).

Деноминация Плимутских братьев (дарбистов), появившаяся в Великобритании в 1820-е гг. из англиканства, придерживается доктрины, согласно которой история человечества делится на отд. периоды, в каждом из которых действует характерный для него закон Бога (диспенсационализм). В 1840-е гг. произошёл раскол на «открытых» и «закрытых» дарбистов.

Адвентизм появился в 1830-е гг. в США на основе толкования библейских текстов о Втором пришествии Иисуса Христа и возможности его точного вычисления. В 1863 г. создана организация самого крупного течения в адвентизме – Церковь адвентистов седьмого дня. Во время 1-й мировой войны выделились адвентисты-реформисты, недовольные частичным отказом адвентистов от пацифизма. Адвентисты седьмого дня отличаются отрицанием бессмертия души и вечных мук (грешники будут просто уничтожены во время Страшного Суда), почитанием субботы как «седьмого дня» служения Богу, признанием восстановления дара пророчества и видений через основательницу церкви Элен Уайт, а также рядом пищевых запретов и предписанием здорового образа жизни («санитарная реформа»).

Отличительной особенностью Новоапостольской церкви, возникшей во второй половине XIX в. в Великобритании на основе общин т. н. ирвингиан (общины, отколовшейся от пресвитериан), является культ «апостолов» – руководителей церкви, чьё слово – такой же вероучительный авторитет, как Библия.

В XIX в. наметилась тенденция к объединению протестантских церквей. В англоязычном мире этому способствовал т.н. ривайвелизм – движение, призывавшее христиан к покаянию и личному обращению. Результатом стало появление Учеников Христа (Церкви Христа), т.н. евангеликов (Evangelicals) и объединённых церквей. Ученики Христа (Церковь Христа) появились в начале 1830-х гг. в США из пресвитерианства. В эту деноминацию вошли протестанты, которые провозгласили полный отказ от любых догматов, символов и установлений, не указанных в Новом Завете. Ученики Христа допускают разномыслие даже по таким важным вопросам, как Троица, считая, что этот и многие другие догматы не разъяснены точно в Писании. Евангелики, появившиеся в США в XIX в., проповедуют внеденоминационное личное обращение, «рождение свыше» при особом действии Бога, изменяющего сердце верующего, веру в крестную жертву Христа и активное миссионерство. Консервативное крыло евангеликов создало диспенсационализм, либеральное – социальный евангелизм (изменение социальной реальности с целью приближения её к Царству Божьему). На базе евангеликализма возник фундаментализм (название по серии брошюр «Фундаменталии», изданных в 1910–1915 гг.). Фундаменталисты настаивали на абсолютной достоверности общехристианских догматов и буквалистском прочтении Библии. Т.н. неоевангеликализм появился в 1940-х гг., объединив тех, кто критиковал либеральных евангеликов за нравственный релятивизм, а фундаментализм – за закрытость, и выступал за активную проповедь современными средствами. Неоевангеликализм породил в США т.н. мегацеркви – церковные организации, в которых существует «центр» (главная церковь во главе с руководителем, которая вырабатывает стиль богослужения и проповеди, пособия для воскресных школ и социальной работы и т.д.) и «филиалы» (многочисленные церковные общины, находящиеся в прямом и жёстком подчинении «центру»).

В середине XIX–нач. XX вв. появились т.н. объединённые церкви в результате слияния разных протестантских деноминаций – лютеран, англикан, реформатов, пресвитериан, методистов, баптистов, квакеров и др. В большинстве случаев слияние происходило добровольно, иногда навязывалось государством. Объединительной основой этих церквей является их историческая причастность Реформации и вероучительная близость. В конце XIX в. появились т. н. свободные церкви – протестантские общины, существующие независимо от государственных протестантских церквей.

Развитие богословия протестантизма в XX в. характеризуется идеями, что в церковь должны вернуться мистические дары древней церкви и что христианство нужно адаптировать к неевропейским культурам. Так, в начале XX в. из методистской группы «Движение святости» образовалось пятидесятничество, которое характеризуется исключительную ролью в церкви Святого Духа, даром глоссолалии (произнесения специфических звуков, напоминающих неизвестные языки во время молитвы) и т.п. В 1960–70-х гг. пятидесятничество получило новый импульс развития за счёт представителей христианских деноминаций, использующих пятидесятнические практики. Под влиянием т.н. пятидесятничества в XX в. возникли самобытные азиатские и африканские церкви, отличающиеся сочетанием христианских и языческих практик.