Петр проскурин биография личная жизнь. Виктор проскурин - биография, информация, личная жизнь

22 января 1928, посёлок Косицы, Севский уезд, Брянская губерния, РСФСР, СССР - 26 октября 2001, Москва, РФ.

Русский писатель.
Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М. Горького (1964).

Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин».
Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987-1990).
В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января).
В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Похоронен в Брянске.

Вячеслав ОГРЫЗКО

призы и награды

Герой Социалистического Труда (21.01.1988)
орден Ленина (21.01.1988)
орден Трудового Красного Знамени (23.01.1978)
орден «Знак Почёта»
медали
Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
Государственная премия РСФСР имени Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
Почётный гражданин города Орёл (2000)
Почётный гражданин Брянской области

Виктор Алексеевич Проскурин. Родился 8 февраля 1952 года в Атбасаре Акмолинской области (Казахстан). Советский и российский актёр театра и кино. Народный артист Российской Федерации (1995).

По отцу имеет казахские корни.

Родители работали на железной дороге. Именно будучи в командировке по делам службы мать и родила его в Атбасаре.

Свидетельство о рождении Виктора было оформлено в Актюбинске. Затем мальчик оказался с родителями в Москве.

Детство прошло в бараках на окраине столицы.

С ранних лет его тянуло к творчеству. Начинал с литературного кружка в школе. Далее стал посещать театральную студию при Доме пионеров имени Павлика Андреева на улице Большая Полянка, 43. Именно в театральной студии его приметила ассистентка режиссёра киностудии им. Горького и предложила сняться в кино.

И в 1968 году Виктор Проскурин дебютировал на экране в роли молодого бойца-чапаевца Витьки в фильме «Орлята Чапая» режиссёра Юрия Победоносцева. А сниматься начал с 14 лет (в 1966-м), на время съемок, которые проходили в Крыму, Проскурин был зачислен на учёбу в одну из Ялтинских школ.

Виктор Проскурин в фильме "Орлята Чапая"

Из средней школы после съемок ушел, устроился на завод, работал станочником в экспериментальном цехе на фетрообувной фабрике. Десятый класс Виктор доучивался в вечерней школе.

Затем решил поступить в театральное училище, однако этот процесс для него оказался непростым. В Школе-студии МХАТ ему сказали, что ни внешностью ни ростом он не вышел. В ГИТИСе ему указали на дверь вместе с советом возвращаться на завод.

Дважды поступал в Щукинское училище. Как он вспоминал, в первый раз ему указали на разрез глаз, доставшийся от отца-казаха: «Молодой человек, у вас же нет глаз. Что вы будете делать с таким лицом на сцене?». Во второй раз он также недобрав проходной балл - по рассказам актера, написанное им на вступительных экзаменах сочинение вошло в историю училища как рекордное по числу грамматических и стилистических ошибок. Однако все-таки был принят по дополнительному набору.

В 1973 году окончил театральное училище им. Б. Щукина.

Поначалу был принят в Театр на Таганке, но там не сработался в коллективе и очень скоро ушел оттуда.

В 1973-1988 годах - актер Московского театра им. Ленинского комсомола, среди его работ: «Тиль», мюзикл Г. И. Гладкова и Г. И. Горина по Ш. де Костеру - Палач; «Автоград XXI» Ю. И. Визбора и М. Захарова - Студент; «Трубадур и его друзья» Ю. С. Энтина и В. Б. Ливанова - Его Величество Глупый король; «В списках не значился» Ю. И. Визбора по повести Б. Л. Васильева - Сальников; «Колонисты» Ю. Мочалова по мотивам книг А.С. Макаренко - Братченко; «Конец Хитрова рынка» А. Гинзбурга по одноименной повести А. Безуглова и Ю. Кларова - Володька Хиромант; «Парень из нашего города» К. М. Симонова - Сергей Луконин; «Гамлет» Шекспира - Могильщик; «Революционный этюд» М.Ф. Шатрова - Корреспондент РОСТа Долгов; «Вор» В. Мыслёвского - Валек; «Люди и птицы» Б. Штейна и Ю. А. Махаева - Анатолий Черепанов; «Проводим эксперимент» В.К. Черных и М.А. Захарова - Борис Петрович Костин; «Оптимистическая трагедия» В.В. Вишневского - Вайнонен, матрос-финн, коммунист; «Диктатура совести» Михаила Шатрова - генерал Карбышев.

В 1988 году ушел из театра Ленинского комсомола со скандалом.

В 1988-2012 годах - актер Московского театра им. М.Н. Ермоловой (реально играл только до 1994 года), среди его работ: «Прощай, Иуда...» И. Иредыньского - Иуда; «Приглашение на казнь» по роману В. Набокова - Жанпьер; «Бесноватая» Н. Климонтовича по роману Ф. М. Достоевского «Идиот» - Мышкин.

Играл на сцене Театра Антона Чехова: «Гамлет» Шекспира - Клавдий. В Театре «Арт Хаус» был задействован в постановке «Эскориал» М. де Гельдерода - Король.

В 2010-м актер представил в Московском Доме Музыки моноспектакль «Жизнь - удача в лабиринтах» (продюсер - Ирина Хонда).

Широкую известность актеру принесли роли в кино.

Еще будучи студентом он снялся в телевизионном сериале «Назначение» (вышел на экраны в 1973-м) с Еленой Кореневой в главной роли. Благодаря ей он познакомился с её отцом - режиссёром Алексеем Кореневым. Последний и позвал Виктора в звездный для него фильм «Большая перемена», в котором он сыграл роль Генки Ляпишева.

Виктор Проскурин в фильме "Большая перемена"

Далее актер стал регулярно сниматься в кино, как в ярких второплановых ролях, так и в главных: «Двое в пути» (Юра), «12 стульев» (Коля), «Весенний призыв» (рядовой Сергей Конов), «Время выбрало нас» (Пётр Молчанов), «День возвращения» (Вилли).

Виктор Проскурин в фильме "12 стульев"

Виктор Проскурин в фильме "Весенний призыв"

В начале 1980-х исполнил главные роли в картинах «Однажды, двадцать лет спустя» (Кирилл Круглов) и «Единственный мужчина» (Дмитрий Тимофеев). Заметной стала роль в фильме «Военно-полевой роман» (заместитель председателя исполкома Новиков).

Но самыми звездными работами 1980-х стали роли Василия Данилыча Вожеватова в драме «Жестокий романс» и пограничника Александра Блинова в мелодраме «Выйти замуж за капитана».

Виктор Проскурин в фильме "Жестокий романс"

Виктор Проскурин в фильме "Выйти замуж за капитана"

Снимался в 1990-е годы. Среди наиболее запомнившихся зрителю работ - фильмы «Шкура» (Гриша Храпунков), «Чокнутые» (террорист Иван Иванович Иванов), «Отражение в зеркале» (Виктор).

Виктор Проскурин в фильме "Чокнутые"

Востребованным остался актер и в 2000-е годы. Его постоянно приглашали в отечественные фильмы и сериалы.

Сыграл главные роли в таких проектах как «Игры в подкидного» (Земляника), «Кобра» (Сергей Страхов), «День хомячка» (Степаныч), «Экстренный вызов» (Сергей Иванович Корнеев), «Автобус» (Валерий Петрович), «Фарфоровая свадьба» (Михаил Николаевич Утешин).

Также стоит отметить роли Сталина в фильме по повести Б. Пильняка «Повесть непогашенной луны», Терентия Шапорина в «Формуле стихии», капитана Афанасьева в военной драме «И была война», отца Юрия Гагарина в биографической ленте «Гагарин. Первый в космосе», полковника спецназа в отставке Михаила Сергеевича Соколова в криминальном детективе «Ищейка».

Виктор Проскурин в сериале "Ищейка"

Рост Виктора Проскурина: 170 сантиметров.

Личная жизнь Виктора Проскурина:

Пять раз был женат. Имеет дочь.

Первая жена - Ольга Васильевна Гаврилюк, актриса-травести, его однокурсница. Она была старше Проскурина на 5 лет. У пары родилась дочь Александра Проскурина, актриса (имеет сына и дочь).

Через год после рождения их дочери Саши Проскурин влюбился в другую - актрису Татьяну Дербенёву. Он ушел к ней, оставив жену и маленькую дочь.

"Мы прожили вместе меньше года. Пока я возилась с крохотной дочуркой, муж пропадал на работе в театре. Там-то, в «Ленкоме», он и влюбился в актрису Татьяну Дербеневу. И ушел к ней. Я рыдала в подушку, думала, как бы мне все это пережить. И справилась", - вспоминала Ольга Васильевна. После расставания с Проскуриным Ольга вышла замуж за артиста Михаила Васькова.

Ольга Гаврилюк - первая жена Виктора Проскурина

Вторая жена - Татьяна Дербенёва (ныне Якобсен), актриса. Вместе прожили 3 года. Ныне Татьяна проживает в Копенгагене (Дания).

Третья жена - Светлана Проскурина (Колганова), режиссёр (её фильм «Перемирие» завоевал главный приз на «Кинотавре-2010»). Вместе они прожили 20 лет.

Светлана Колганова - третья жена Виктора Проскурина

Четвёртая жена - Ирина, она была намного младше его. Брак продлился недолго.

Пятая жена - Ирина Хонда. Она была с ним в самые трудные годы жизни.

Болезнь Виктора Проскурина

В середине 1990-х годов он попал в тяжелую автомобильную катастрофу: зимой его машину занесло на скользкой трассе, столкнувшись с другим авто, артист сильно ударился головой о руль. Медики сделали сложнейшую операцию. Также получил травму ноги, после которой несколько лет ходил с палочкой.

В мае 2007 года перенёс сложную операцию на суставах кисти руки из-за старой травмы.

Весной 2016 года пятая жена актера Ирина Хонда сообщила, что . Он похудел до 42 килограмм.

Ирина призналась, что актер тихо и незаметно для всех угасал от анорексии, а затем и алкоголизма: "Когда у меня на глазах человек похудел до 42 килограмм, я не знаю, как он вообще выжил, когда он даже запил. Это было тоже жестко. Я прошла тоже как женщина глубочайшие трансформации от ненависти к этому человеку, потому что я никогда не общалась с людьми пьющими, и для меня это было удивление, когда я увидела его первый раз пьяным. И это было очень жестко. Я и ругалась, и ссорилась, а потом я себе сказала: "только молитва, больше ничего". Я просто за него молилась...".

«Он похудел до 42 кг и тихо умирал...» Исповедь жены Виктора Проскурина. Прямой эфир.

Пишет стихи, увлекался энтомологией.

Фильмография Виктора Проскурина:

1968 - Орлята Чапая - Витька, чапаевец
1970, 1971 - Звёзды не гаснут (Ulduzlar Sönmür) - курсант (нет в титрах)
1970 - Белорусский вокзал - Петька
1971 - Офицеры - красноармеец (нет в титрах)
1972-1973 - Большая перемена - Генка Ляпишев
1973 - Назначение - Петя
1973 - Двое в пути - Юра
1974 - Незабытая песня - Петя «Улыбка»
1975 - Последняя жертва - гусар, подельник Салай Салтаныча
1976, 1978 - Время выбрало нас - Пётр Никандрович Молчанов
1976 - Весенний призыв - Сергей Владимирович Конов, рядовой
1976 - Будёновка - дядя Егор Собакин
1976 - 12 стульев - Коля
1977 - Школьный вальс - прораб
1977 - И это всё о нём - Боря Маслов
1978 - Шла собака по роялю - авиамеханик
1978 - Поворот - Кобозев, водитель "Волги"
1978 - Парень из нашего города (фильм-спектакль) - Сергей Луконин
1978 - Осенние колокола - придворный
1978 - Летняя поездка к морю - летчик
1979 - Путешествие в другой город - Герман Николаевич Репин, проектант
1979 - По данным уголовного розыска... - Валентин Червяков, механик с автобазы
1979 - Задача с тремя неизвестными - Геннадий Потапов
1979 - День возвращения - Вилли
1980 - Однажды, двадцать лет спустя - Кирилл Круглов, муж Нади, многодетный отец
1980 - Два долгих гудка в тумане - Вадим Петрович Чекин, директор дворца культуры
1981 - Трижды о любви - Саша (озвучил Игорь Ефимов)
1981 - Рожденные бурей - Пшигодский
1981 - Родительский день (короткометражный) - Николай Алексеевич, отец
1981 - Кто остался на трубе? (короткометражный)
1981 - Единственный мужчина - Дмитрий Михайлович Тимофеев
1981 - Вакансия - Онисим Панфилыч Белогубов
1982 - Пиковая дама - Германн
1982 - Дом, который построил Свифт - Джек, констебль
1982 - День рождения - Виталий Тихонович Деревякин
1983 - Рядовой Прохоров (короткометражный)
1983 - Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона - Тадеуш Шолто / Бартоломью Шолто
1983 - Обещаю быть! - Альберт Жмуркин, физрук
1983 - Военно-полевой роман - Новиков, заместитель председателя исполкома
1983 - Взятка. Из блокнота журналиста В. Цветкова - Куров, следователь прокуратуры
1984 - Булат Окуджава поёт свои песни (документальный) - зритель на концерте
1984 - ТАСС уполномочен заявить... - сотрудник КГБ, в засаде на АЗС
1984 - Под чужим именем (Voora nime all) - офицер контрразведки
1984 - На миг оглянуться... - Борис Степанович Житков
1984 - Лев Толстой (Lev Tolstoj) - Андрей Львович Толстой, сын
1984 - Заморозки имели место (короткометражный) - Зотов
1984 - - Василий Данилыч Вожеватов
1985 - Когда становятся взрослыми - Владимир Кузнецов
1985 - Дикий ветер (Дивљи ветар) - Николай
1985 - Выйти замуж за капитана - Александр Петрович Блинов, пограничник
1986-1988 - Жизнь Клима Самгина - Тагильский
1987 - Детская площадка - Карпов
1988 - Диктатура совести (фильм-спектакль) - генерал Карбышев
1988 - Бич божий - Леонид
1988 - Без мундира - Пётр Леонидович Шухов, "журналист"
1989 - Случайный вальс - Виктор Степанович
1990 - Последняя осень - Игорь Дмитриевич Корнеев, майор московского уголовного розыска
1990 - Повесть непогашенной луны - Сталин
1990 - Гол в Спасские ворота - Николай Николаевич Романов, председатель Спорткомитета
1991 - Шкура - Гриша Храпунков
1991 - Чокнутые - Иван Иванович Иванов, специалист по переворотам
1991 - Семь дней после убийства - Шурик, сосед по даче
1991 - Афганский излом - Симаков
1992 - Очень верная жена - Влас Искрин, журналист
1992 - Отражение в зеркале - Виктор, известный театральный артист
1992 - Время вашей жизни - Блик
1993 - У попа была собака... - Олег Иванович Шевцов, следователь
1993 - И увидел во сне
1993 - Эскадрон (Squadron / Szwadron) - врач
1995 - Дорога на край жизни
1996 - Карьера Артуро Уи. Новая версия - Эмануэле Гири, гангстер
1997 - Убить лицедея - Гриша Попов, театральный актёр
1999 - Очаровательные негодники
2000 - Любовь.ru - Атаманчик
2000 - Два товарища - Сергей Важенин, отец Валеры
2000 - Дальнобойщики - Скворцов
2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе - Тадеуш Шолто (Бартоломью Шолто)
2001 - Кобра - Сергей Страхов, подельник Раудсеппа
2001 - Игры в подкидного - Земляника
2002 - Приключения мага - Утаров / двойник Утарова
2003 - Чистые ключи - Николай Потапыч, фельдшер
2003 - Замыслил я побег - отец Олега
2003 - Желанная - Евгений Кондратьевич, следователь
2003 - День хомячка - Степаныч
2004 - Усадьба - писатель
2004 - Против течения - Семен
2004 - Место под солнцем - Бориска
2005 - Человек войны - Семин, майор госбезопасности
2005 - Сыщики-4 - Роман Вишняков, начальник страховой компании
2005 - Персона нон грата - Монгол
2005 - Ой, мороз, мороз! - Начальник колонии
2006 - Кинофестиваль, или Портвейн Эйзенштейна - генерал, начальник 2-го Главного управления КГБ / его дед
2006 - Вызов-1 - Григорий Аркадьевич Перескоков
2007 - Формула стихии - Терентий Васильевич Шапорин
2007 - Спецгруппа - Глебов (Нобель)
2007 - Наблюдатель (Beholders, The / Спостерiгач) (не был завершен)
2007 - Экстренный вызов - Сергей Иванович Корнеев
2008 - Срочно в номер-2 - Волоков Игорь Сергеевич, врач
2008 - Наталья Гундарева. Наша Наташа (документальный)
2008 - Автобус - Валерий Петрович
2009 - Черчилль - Дмитрий Степанович Могдановский, актер
2009 - Час Волкова - 3 - Грач, уфолог
2009 - И была война - капитан Афанасьев (озвучил Александр Андриенко)
2010 - Грозное время - новгородский боярин
2011 - Фарфоровая свадьба - Михаил Николаевич Утешин, отец Нины
2012 - Топтуны - Бессмертный, уголовный авторитет
2012 - Тайны советского кино. Однажды двадцать лет спустя (документальный)
2012 - Лесник - Фомич
2013 - Царевна Лягушкина - Илья Ильич Лягушкин, отец Насти
2013 - Истребители - дед Трофим
2013 - Гагарин. Первый в космосе - Алексей Иванович Гагарин, отец Юрия
2014 - Скорый "Москва-Россия" - Грызодуб
2014 - Бессонница - Олег, адвокат
2015 - Ищейка - Михаил Сергеевич Соколов, полковник спецназа в отставке
2015 - Власик. Тень Сталина - старик Николай Угодник
2015 - Вакантна жизнь шеф-повара - комик
2015 - А зори здесь тихие... - Макарыч, почтальон
2016 - Наше счастливое завтра - дядя Коля
2017 - Триптих
2017 - Магдалина
2017 - Легенда о Коловрате
2018 - Хор

Пётр Луки́ч Проску́рин (1928-2001) - советский русский писатель. Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Государственной премии СССР (1979). Член КПСС с 1971 года.

Биография

П. Л. Проскурин родился 22 января 1928 года в посёлке Косицы (ныне Севского района Брянской области) в крестьянской семье. До 1950 года работал в колхозе. После службы в СА (1950-1953) он остался на Дальнем Востоке, ра­ботал - среди прочего - на лесоповале и лесосплаве, там начал и литературную деятельность. Печатается с 1958 года. В 1957-1962 годах жил в Хабаровске, в 1962-1964 годах - в Москве, в 1964-1968 годах - в Орле, затем окончательно посе­лился в Москве. Окончил Высшие литературные курсы при Литературном институте имени А.М.Горького (1964). В 1980-ых годах был членом редакционной коллегии журнала «Роман-газета».

Некоторые семейные тайны писатель впервые приоткрыл лишь во второй книге своего автобиографического романа «Порог любви», которая появилась в печати уже после его смерти.

Семья

Отец - Лука Захарович Проскурин в 1928 году выступил на своей родине, в посёлке Косицы, организатором колхоза имени Ильича. Потом взялся за раскулачивание соседей. Односельчане ему этого не простили. Поэтому он в какой-то момент предпочёл перебраться на юг, в Назрань. Там он стал главбухом мукомольного комбината и попал в номенклатуру. Но при первой же ревизии у бывшего брянского крестьянина обнаружили недостачу. Его арестовали. На малую родину он вернулся уже в конце 1930-х годов.

«Года за два до начала войны и случилось несчастье, перекосившее всю жизнь не только его самого, но и его семьи, и всех связанных с ним людей. У него случилось заражение правой руки, чуть ли не гангрена, был отнят указательный палец, и рука стала сохнуть - таких в народе зовут сухорукими. Ему выдали белый билет, призыву в армию он не подлежал, и когда Севск заняли немцы, он тотчас очутился в концлагере. Отец был черноволос и черноглаз, и его приняли за цыгана. Его же начальник, заведующий Севским гортопом - Ковалёв, как партийный, тоже оказался в концлагере под Глуховом, на Украине (километров семьдесят от Севска). Он был вдов, жил со старушкой-матерью и двумя сыновьями. Отец вышел из концлагеря уже сломленный, согласился сотрудничать с немцами.»
- Пётр Проскурин, Чёрные птицы. «Роман-газета», 2005, № 22.

Будучи старостой, отец проявил рвение, позже отступил совместно с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились матушку Проскурина совместно с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели невзначай проезжавший мимо глава района.

Жена - Лилиана Рустамовна Проскурина

Дети:

  • Сын Алексей - главный редактор «Экономической и философской газеты», член Союза журналистов России.
  • Дочь Екатерина - журналистка.

Творчество

Повести и рассказы:

  • «Цена хлеба», 1961;
  • «Любовь человеческая», 1965,

Романы:

  • «Глубокие раны», 1960;
  • «Горькие травы», 1964;
  • «Исход», 1966;
  • «Корни обнажают­ся в бурю», 1962
  • «Камень сердолик», 1968
  • «Черта», 1972
  • «Судьба», 1973
  • «Имя твоё», 1978
  • «Словом не убий». Главы из автобиографической книги // «Наш современник», 1982, № 6
  • «Чёрные птицы», «Роман-газета», 1983
  • «Полуден­ные сны», 1985
  • «Порог любви». Повесть встреч и дорог, 1986
  • «Отречение» // «Москва», 1987, № 9-12, 1990, № 7-9 (кн.2)
  • «Число зверя»
Романы Проскурина «Судьба» (1972) и «Имя твоё» (1977) представляют собой монументальное произведение необычайной широ­ты охвата, изображающее несколько десяти­летий советской истории (1 часть: 1929-1944, 2 часть: до наших дней), здесь и деревенская жизнь, и полёты в космос, и персонажи из всех слоёв населе­ния, и лично Сталин, и общественная крити­ка, и пропаганда русского великодержавия. В сво­ём творчестве Проскурин приспосабливает пережи­тое на личном опыте к некоей тогда не со­всем обычной картине советской истории, он подчёркивает ответственность руководителей, роль партии. Он пишет широкими мазками, не проявляя особого интереса к форме произведения.

Награды и премии

  • Герой Социалистического Труда (21.1.1988)
  • орден Ленина (21.1.1988)
  • орден Трудового Красного Знамени (23.1.1978)
  • орден «Знак Почёта»
  • медали
  • Государственная премия СССР (1979) - за сценарии фильмов «Любовь земная» (1974) и «Судьба» (1977)
  • Государственная премия РСФСР имени М. Горького (1974) - за роман «Судьба» (1972)
  • Международная премия имени М.А. Шолохова в области литературы и искусства
  • Почётный гражданин города Орёл (2000)
  • Почётный гражданин Брянской области

Петр Лукич Проскурин

Проскурин Петр Лукич (22.01.1928-2001), писатель и общественный деятель. Родился в крестьянской семье на Брянщине в пос. Косицы Севского р-на. Подростком пережил фашистское нашествие и был свидетелем многих славных подвигов и дел своих соотечественников по спасению, а затем и укреплению державы.

После службы в армии Проскурин работал на Камчатке лесорубом, шофером, сплавщиком, плотником.

Первый рассказ его «Цена хлеба» появился в газете «Тихоокеанская звезда». В 1960 в Москве выходит сборник его рассказов «Таежная песня», а в Хабаровске - роман «Глубокие раны» (1960). В 1964 Проскурин заканчивает Высшие литературные курсы в Москве. В последующие годы в журналах и издательствах публикуются его романы: «Корни сближаются в бурю», «Горькие травы» (1964), «Исход» (1966), «Камень сердолик», «Судьба» (1972), «Порог любви», «Имя твое» (1977), «Отречение» (1987-90), повести: «В старых ракитах», «Черные птицы», «Тайга», «Полуденные сны», «Шестая ночь», сборники рассказов «Любовь человеческая», «Улыбка ребенка», «День смятения» и др.

В произведениях Проскурина отражен сложный, созидающий и героический путь русского народа на протяжении всего трагического ХХ в.: духовный поиск русского человека на своем историческом пути, его стремление к созданию новых форм социального обустройства общества. Центральной темой его творчества стала Великая Отечественная война 1941-45, ее влияние на нравственное самосознание народа, укрепление патриотизма и духовной силы. Особый этап творчества Проскурина представляют его произведения последнего периода после распада Советского Союза. Романы «Седьмая стража», «Число зверя», книги повестей и рассказов «Азъ воздам, Господи», «Мужчины белых ночей», публицистические статьи и очерки характеризуются углубленным философским и психологическим проникновением в самые трагические противоречия, доходящие до хаотического состояния и распада в русской жизни послеперестроечной России, тяжко обретающей свой насильственно обрубленный исторический путь.

Шевцов И.

Использованы материалы сайта Большая энциклопедия русского народа - http://www.rusinst.ru

ПРОСКУРИН Пётр Лукич (22.01.1928, пос. Косицы, Брянская обл. - 26.10.2001, Москва). Вырос в крестьянской семье. Когда фашисты захватили родные места, отец Проскурина стал сельским старостой. Позже он отступил вместе с немцами. После освобождения Брянщины наши поторопились мать Проскурина вместе с детьми повести на расстрел. Спас Проскурина от гибели случайно проезжавший мимо руководитель района. После войны работал в колхозе. В 1950 году был призван в войска ПВО. Почти вся служба прошла в подмосковном Реутово. Тогда же под псевдонимом Павел Росин опубликовал первые (правда, очень слабые) стихи в окружной газете «Красный воин». Демобилизовавшись в 1955 году, отправился сначала к тёте в Грозный. Но на юге он так и не прижился, поэтому вскоре завербовался на Камчатку, где три года крутил баранку в северных леспромхозах. В 1957 году по пути на Брянщину остановился в Хабаровске, где случайно ему попалась редакция журнала «Дальний Восток». Видно, это был знак свыше. Дело в том, что домой Проскурин возвращался не с пустыми руками: в чемодане лежали бумаги с текстами нескольких рассказов и черновики романа. Первым читателем рукописей стал Сергей Рослый. По его протекции один из рассказов - «Цена хлеба» появился в 1958 году на страницах газеты «Тихоокеанская звезда». Но Рослый считал, что Проскурин должен всё бросить, чтобы прежде всего дописывать роман. В Хабаровске через полгода ждали знаменитостей из московских журналов. Как полагал Рослый, рукопись Проскурина будет в жилу. Так оно и оказалось. Дементьев, представляя в Хабаровске интересы «Нового мира», признал, что для его журнала проскуринское сочинение ещё не дотягивает, но местных издателей оно даже очень может заинтересовать. И уже в 1960 году в Хабаровске читатели получили первую книгу Проскурина. Она называлась «Глубокие раны» и рассказывала о партизанском движении на Брянщине. Естественно, автор в этом произведении о многом умолчал. Всю правду о своём отце он боялся рассказать вплоть до самой смерти. Пока издатели набирали и верстали первый роман, Проскурин вчерне завершил второй. Это уже была книга о жизни камчатских лесорубов «Корни обнажаются в буре». Ею сразу заинтересовались московские издатели. Роман вышел в 1962 году. Но теперь писатель услышал не только похвалы. Больше всех его принялся громить Г.Бровман. Тем не менее в том же 1962 году писателя приняли на Высшие литкурсы в Москве. Через два года, окончив курсы, он уехал в Орёл, где жил вплоть до 1968 года. В Орле Проскурин задумал свои главные романы о Захаре Дерюгине, которые в конечном счёте вылились в трилогию «Судьба» (1972), «Имя твоё» (1977) и «Отречение» (1987 - 1990). В начале 1980-х годов Проскурин написал три повести «В старых ракитах», «Полуденные сны» и «Чёрные птицы», в которых писатель ярко показал, как в общественном сознании обострялся кризис. В перестройку чуть ли не каждая статья Проскурина вызывала шквал откликов. Он первым заявил о ненормальной ситуации с «толстыми» журналами, которые, в какой-то момент утратив всякий интерес к текущему литпроцессу, увлеклись републикациями эмигрантских сочинений и архивными публикациями. Проскурин это увлечение сравнил с некрофилией. Естественно, либеральная критика тут же упрекнула писателя в агрессивном невежестве. Хотя доля правды в размышлениях Проскурина, несомненно, была. Позже, на излёте перестройки писатель удивился, почему вдруг в прессе стали стесняться слова «коммунист». Это уже потом выяснилось, что верхушка партии, предвидя крах господствовавшей тогда идеологии, вовсю готовила себе запасные аэродромы и пыталась навязать обществу иную лексику. Гнев ультрарадикалов вызвали и рассуждения Проскурина в 1988 году о Сталине. Проскурин тогда сказал: «В литературе и искусстве сейчас модно обращаться к фигуре Сталина. Но моё убеждение, за такие колоссальные фигуры, как Сталин, должны браться люди огромного художественного дарования, типа Шекспира или Достоевского. Только тогда художники смогут в трагической, разрушительной личности Сталина выявить созидательные для времени моменты и параллельно увидеть все те тенденции, которые нёс этот образ» («Книжное обозрение», 1988, 22 января). В 1995 году Проскурин опубликовал роман «Седьмая стража». Как считает Николай Федь, «в «Седьмой страже» тесно переплелись, смешались мощные потоки реалистического и фантастического, образуя фантасмагорию. Именно здесь автор пытается выявить глубинные причины неприязни стоящих над русским народом правителей всех мастей к слову «русский» и особую, почти зоологическую ненависть к нему разноплеменной литературной братии, выбравшей для обеспечения своей затратной и прожорливой жизнедеятельности именно русский язык, но и на дух не принимающей слово «русский». Последним романом писателя стала книга «Число зверя». Герой Социалистического Труда (1988). Лауреат Госпремии России (1974) и Госпремии СССР (1979). В 2000 году стал почётным гражданином Орла.

Вячеслав ОГРЫЗКО

Петр Проскурин
Фото Виктора Миненкова.

Проскурин Петр Лукич (1928 - 2001), прозаик.

Родился 22 января в поселке Косицы Севского района Брянской области, в крестьянской семье. Детские и юношеские годы прошли в родном селе, во время Отечественной войны оккупированном фашистами (1941 - 43). Несмотря на юный возраст, партизанил.

В послевоенные годы, до призыва в ряды Советской Армии, работал в колхозе. Военную службу (1950 - 53) проходит на Дальнем Востоке, где остается после демобилизации, работает сплавщиком, лесорубом, шофером. Здесь начинается его литературная деятельность.

Первые рассказы были опубликованы в газете "Тихоокеанская звезда" и журнале "Дальний Восток" в 1958. С 1957 по 1962 живет в Хабаровске. В 1960 пишет рассказы, вошедшие в сборник "Таежная песня", и роман "Глубокие раны". В 1961 - "Цена хлеба" (повести и рассказы).1962 - "Корни обнажаются в бурю" (роман) и "Роса на рельсах" в Библиотечке дальневосточного рассказа.

В 1962 - 64 учится в Москве на Курсах повышения квалификации при Литературном институте им. М. Горького. В 1964, окончив курсы, поселяется в Орле. Пишет и публикует романы "Горькие травы" (1964) "Исход" (1966), "Камень сердолик" (1968). Выходят в свет сборники повестей и рассказов: "Любовь человеческая" (1965), "Тихий, тихий звон" (1970),"Шестая ночь" (1970), "Снова дома" (1970), "День смятения: Избранное" (1971), "Черта" (1972)

С 1968 Проскурин живет в Москве. В 1971 году вступает в КПСС. Становится лауреатом Государственной премии РСФСР и СССР в1974 и 1979 гг. Награждался орденами: Ленина, Трудового Красного Знамени, "Знак Почета".

Использованы материалы книг:

Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Писатели Москвы. Биобиблиографический справочник. Составители: Е.П.Ионов, С.П.Колов. М. 1987

Проскурин Пётр Лукич - прозаик.

Проскурин родился в крестьянской семье. «Самые ранние впечатления детства, - вспоминал он, - неохватный разлив весенних или летних полей, цветущие в высоких, прохладных травах луга, ручей, за ним вставал сухой, звонкий, дубовый лес». Природа средней России, трудная крестьянская работа, рассказы бабушки о домовых, ведьмах, несчастных сиротах и добрых королевичах формировали поэтическое отношение мальчика к миру. Оно обрело трагическое звучание в годы Великой Отечественной войны, когда подростку пришлось в 1941-43 пережить все ужасы фашистской оккупации, видеть в непосредственной близости страдание и смерть. Позднее эти страшные впечатления найдут свое воплощение в его романах о войне. «Я тщательно смог их выписать только потому, - замечал Проскурин, - что сам умирал не однажды. Смерть невозможно описать, если ты не умирал сам» (Огонек. 1979. № 47. Нояб.). С 14-летнего возраста Проскурин начинает писать стихи, занимается стихосложением около 20 лет, по собственному признанию, «уже методически, тупо, находя какое-то мрачное, болезненное наслаждение от самого процесса писания» ([Подборка стихов П.] // Огонек. 1979. № 20). До 1950 Проскурин работает в колхозе.

С 1950 по 1953 служит в армии, в газете Московского военного округа «Красный воин» публикует некоторые стих, под псевдонимом Павел Росин. В это время пишет поэму «Пути-дороги», которая позднее легла в основу романа «Глубокие раны». После демобилизации Проскурин уезжает на 3 года «по оргнабору рабсилы» (организованный набор рабочей силы) на Камчатку, работает на лесосплаве, лесоповале, заканчивает курсы шоферов.

С 1957 по 1962 живет в Хабаровске, знакомится с литературной жизнью Дальнего Востока, встречает С.Л.Рослого, опытного журналиста, который поддерживает начинающего писателя, помогает ему в творческой работе. В газете «Тихоокеанская звезда» в 1958 появляется в печати рассказ Проскурина «Цена хлеба». Рассказ был написан в условной манере с некоторыми элементами дидактики, хотя в нем удачно соединялись и наблюдения автора, недавно еще работавшего лесорубом, и воспоминания о войне.

С 1960 в Хабаровске регулярно начинает публиковать прозу. У Проскурина выходит в свет первый роман о молодых подпольщиках «Глубокие раны» (1960), сборник рассказов «Цена хлеба» (1961), «Роса на рельсах» (1962). В Хабаровске Проскурина принимают в члены СП СССР, посылают учиться в Москву на Высшие литературные курсы. За время учебы на курсах (1962-64) Проскурин завершает работу над романом «Горькие травы», где преобладал критический взгляд на развитие послевоенного хозяйства в стране. Безрезультатно пытается его опубликовать в московских журналах. При помощи писателя А.Иванова он опубликован в журнале «Сибирские огни» (1964).

С 1964 по 1968 живет в Орле, затем переезжает в Москву, некоторое время работает спецкором в газете «Правда», сотрудничает в журнале «Дальний Восток», «Сибирские огни», «Москва», «Огонек», «Наш современник», «Молодая гвардия» и др.

Произведения Проскурина 1960-х тематически распадаются на два потока. Один связан с изображением военного времени («Глубокие раны», «Исход», 1966, и др.), другой посвящен осмыслению совр., послевоенной жизни («Корни обнажаются в бурю», 1962; «Горькие травы», 1964). Объединяет эти темы в творчестве Проскурин образ художника, пытающегося примирить современную обытовленно-прагматическую жизнь с мучительной памятью о военном прошлом («Камень-сердолик», 1968). Героям Проскурин присущи лучшие черты, воспитанные той эпохой: уважение к духовному и физическому здоровью, способность к активным действиям, всегда приносящим результат и пользу, интерес к общественным процессам, уважение к черновому труду, брезгливость к эгоизму и нарочитому эстетизму. Главным героем, как правило, был человек трудной судьбы, мятущегося характера, поставленный жизнью перед трудным, порой невозможным выбором.

Проскурин как писатель-романист начинал в русле шолоховской традиции. Его прозе было свойственно неторопливое, эпическое течение, внимание к быту, деталям, яркому, колоритному слову. Начиная с повести «Тайга» (1967) в прозе Проскурина ощущается появление новых стилистических возможностей, связанных с традициями Л.Леонова. Со страниц «Тайги» исчезает буйство красок, свойственное ранним произведениям Проскурина, становится меньше массовых сцен, внутри которых нередко разрешался конфликт, усложняется композиция, вводится элемент притчи. Два человека - добродушный рабочий Рогачев и замаскированный под «наполеончика» бухгалтер Горяев, несовместимые по психологическим типам и нравственным установкам, попадают в чрезвычайные обстоятельства. Действие повести развивается в снежном пространстве тайги.

Подобное сосуществование человека-творца и его антипода Проскурин считает извечным законом равновесия в народной жизни, а «открытие противостояния» связывает с героями романа Л.Леонова «Русский лес» Вихровым и Грацианским (см. об этом: Проскурин П. Живая вода // Молодая гвардия. 1969. №5). Этот принцип противостояния лежит в основе многих произведений Проскурина, несущих отсвет философской прозы («Камень-сердолик», «Тайга», «Шестая ночь», «В старых ракитах», «Черные птицы»). Тот же структурообразующий момент обнаруживается и в самом известном произведении Проскурина - дилогии «Судьба» (1972) и «Имя твое» (1977). Действие романов формируется вокруг двух полярных образов - Захара Дерюгина и Родиона Анисимова. Но если Захар спокойно существует без Анисимова, то последний - подобно леоновскому Грацианскому - неумолимо преследует Захара, в этом злом преследовании сосредоточивается весь смысл жизни Родиона Анисимова. События, в которых участвуют герои, разворачиваются на большом хронологическом отрезке советской истории - от эпохи массовой коллективизации до 1970-х.

В «Судьбе» и «Имени твоем» Проскурин совместил и попытался синтезировать все свои предыдущие творческие поиски. Не случайно В.Чалмаев главной особенностью Проскурина-художника считает «возвращение к особому кругу тем, в знакомую уже читателю среду нравственных искании» (Чалмаев В. Сотворение судьбы. С.155). В дилогии представлены фрагменты и деревенского, и производственного, и военного, и исторического романа, и даже романа о космонавтах. Здесь, как и в более ранних произведениях Проскурина, появляется образ Сталина, который, по собственному признанию писателя, стал «объектом пристального, даже в чем-то болезненного исследования». Стиль романа неровный, импульсивный, соединяет и конкретное вещественное описание, жанровые сцены, и картины символического звучания. Перипетии судьбы Захара Дерюгина, прошедшего коллективизацию, войну, плен, лагеря, история жизни его родственников, знакомых, односельчан и врагов являются отражением сложной, многоликой народной жизни, которая в борениях и страданиях побеждала злой Рок. Проскурин утверждал мысль о том, что «всему началом был народ - бесконечный, беспредельный, со своей неистребимой жизнестойкостью и неисчерпаемый, несущий в себе прямую тайну жизни, творящий вечные законы и непонятный» (Наш современник. 1982. №6. С.76). Этот пафос, столь характерный для литературы 1970-80-х, был скрытой оппозицией власти и отражал надежду на изменение жизни, на спасение, веру в неизбывные силы народа, который, пробудившись, все исправит и поставит на свои места. Критика благожелательно встретила романы Проскурина, считая главной заслугой автора создание образа Захара Дерюгина, которого называли «мужицким Прометеем», «олицетворением самого корня жизни», «магнитом, притягивающим все самое ценное, трудовое, человеческое», «глубинным русским характером» и т.д. Н.Пашкевич считал, что «Захар Дерюгин должен превратиться, по существу, в символ мощи и неистребимости народного духа», хотя критика удивляло какое-то «стихийное самовозгорание страстей героя» (Литературное обозрение. 1973. №1). Др. критики высказывались и о том, что «социальный конфликт предстает у Проскурина следствием витальных увлечений: воли к власти, телесных страстей», а философия народа подчинена «зоологическим детерминантам» (Ермолин Е. Сокровенная языческая тайна, или Зверь на котурнах // Нева. 1988. №11).

В 1987 появляется в печати 1-я книга, а в 1990 - 2-я книга романа «Отречение». Хотя в романе действуют многие герои, знакомые по предыдущим произведениям, это уже другое повествование о других людях, других временах. Роман посвящен эпохе «застоя», отмеченной разгулом лжи, фарисейства, фальши, бюрократического и партийного всевластия. Роман, по отзывам критики, перегружен излишними деталями и подробностями, не выстроен композиционно, излишне публицистичен. Заканчивается роман утверждением: «Быть русским не только право. Жизнь - обязанность. Нам всем сейчас надо крепко держаться».

В последние годы жизни Проскурин пишет рассказы, роман «Число зверя» о брежневских временах, повесть «Молитва предчувствия» (2001) об отношении творческой личности к православию.

Т.М.Вахитова

Использованы материалы кн.: Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 3. П - Я. с. 141-143.

Далее читайте:

Анна ФЕДОРОВА. "Что делать?" и "Кто виноват?". Ответы на вечные вопросы Игоря Аверьяна и Петра Проскурина. (журнал "МОЛОКО").

Анатолий ПАРПАРА. Я прожил много жизней в своих книгах . Последняя беседа с Петром Проскуриным.

Русские писатели и поэты (биографический справочник).

Сочинения:

Глубокие раны: Роман. - Хабаровск, 1960;

Цена хлеба. - Хабаровск, 1961;

Корни обнажаются в бурю: Роман. - М., 1962;

Горькие травы: Роман. - М., 1964;

Исход: Роман. - М., 1967;

Камень сердолик. - М., 1968;

Шестая ночь. - М., 1970;

Черта. - М., 1972;

Судьба. - М., 1973;

Имя твоё. - М., 1978;

Собрание сочинений: В 5-ти т. - М., 1981 - 1983;

Чёрные птицы. - М., 1983;

Порог любви. - М., 1986;

Отречение. - М., 1997;

Азъ воздам, Господи: Рассказы. - М., 1998;

Зов вершин. - М., 1998;

Число зверя. - М., 1999.

Собр. соч.: в 5 т. / вступ. статья В.Чалмаева. М., 1981-1983;

Избранные произведения: в 2 т. М., 1976;

Полуденные сны: повести и рассказы. М., 1985;

Порог любви: повести. М., 1986;

Отречение. Кн.1 // Москва. 1987. №9-10;

Отречение. Кн.2 // Москва. 1990. №7-9;

Седьмая строка // Роман-газета. 1995. №21-22;

Молитва предчувствия // Наш современник. 2001. №5.

Литература:

Шагалов А. Пётр Проскурин. - М., 1979;

Казак В. Лексикон русской литературы ХХ века. - М., 1996;

Вахитова Т. // Русские писатели, ХХ век. - Ч. 2. - М., 1998;

Майданюк П. Философско-публицистические аспекты в прозе Петра Проскурина. - М., 1998;

Ланин Б. // Русские писатели 20 века. - М., 2000.

Чалмаев В. Сотворение Судьбы. Творческий путь П. Проскурина. М., 1983.

Шагалов А. Пётр Проскурин. М., 1979;

Чалмаев В. Сотворение Судьбы. М., 1983;

Горбачев В. Жизнь охватить духовным взглядом // Горбачев В. Постижение. М.; 1989. С.100-139.