План описания картины жатва пластова. Сочинение по картине «Жатва» А.А

Предмет _________________________________________

Класс _________

Дата _____________________

Тема урока: «Р.р. №13. Сочинение – описание картины А. Пластова «Жатва»».

Цель урока: - познакомить с творчеством художника А.А.Пластова; продолжать учить составлять план, интерес к созданию собственного текста; стремление к речевому самосовершенствованию; строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника; формировать умение анализировать произведение живописи и аргументировать свой ответ, делать выводы; развивать творческие способности учащихся; развивать орфографическую зоркость, память, внимание, воображение.

Планируемые результаты:
предметные: строить устное высказывание, используя искусствоведческий текст и картину художника, оформлять письменную речь в соответствии с литературными нормами.

метапредметные: организовывать свою работу, работать с текстом, проводить самооценку, корректировать свою работу.

личностные: достаточный объём словарного запаса и усвоенных грамматических средств для свободного выражения мыслей и чувств при создании текста в письменной форме.

Тип урока. Урок развития речи.

Оборудование: Компьютер, наглядно-демонстративный материал, карточки-задания, слайдовая презентация.

Ход урока.

    Организационный момент.

Начинается урок.

Он пойдёт, ребята, впрок.

Постарайтесь всё понять

Учитесь тайны открывать,

Ответы полные давайте

И на уроке не зевайте!

    Формулирование темы, задачи и цели урока. Слайд №2, №3

III . Подготовка учащихся к активному восприятию картины.

Учитель. Вы ответили правильно. Сегодня у нас урок развития речи. Учащиеся записывают в тетрадях число, классная работа, тему урока: Сочинение -описание по картине А.А.Пластова

« Жатва». Слайд №1

Совсем недавно мы уже писали сочинение, но по опорным словам.

Вспомните, какую картину мы с вами описывали?

Легко ли было описывать эту картину. Действительно, трудностей было немного, т.к. вы пользовались опорными словами и карточками, которые помогали вам составить предложения.

Сегодня нам предстоит открыть удивительный мир русской живописи. Мы познакомимся с творчеством выдающегося русского живописца А. Пластова, увидим его картины.

Поль Гоген говорил, что картины – настоящее сокровище человеческой культуры. Согласны ли вы с этим утверждением?

Сегодня нам предстоит написать сочинение по картине. Но для начала я предлагаю вам стать настоящими учеными, в руки которых попало бесценное творение русского художника. Мы с вами станем первооткрывателями, которые постараются приоткрыть тайну живописи.

Как удавалось мастерам создавать свои шедевры? Какими приемами пользуются художники при создании своих картин.

Готовы, господа ученые к открытиям? Тогда приступим.

Сегодня у вас задача сложнее. Вы будете описывать картину без опорных слов, т.е,используя опыт прошлого урока, вы будете сами подбирать слова.

Давайте вспомним, каким типом речи вы будете пользоваться в своем сочинении

(описание).

IV . Работа над картиной

а) Беседа о художнике А.А.Пластове (знакомство с творчеством художника)

Познакомиться с жизнью и творчеством еще одного известного русского художника Аркадия Александровича Пластова поможет наш учебник. Откройте стр.89, в рубрике «Это интересно» прочитайте краткую статью об этом художнике. Читает Марина Л.

А сейчас посмотрите на экран. Слайд № 5

Перед вами портрет художника. Обратите внимание на его глаза. Говорят: « Глаза - это зеркало души человека. Глаза у него добрые и внимательные". Только истинно добрый человек может любить детей. Большую часть своей жизни художник прожил в деревне, наблюдая за нелегкой жизнью сельских жителей. Его картины раскрывают красоту и силу родной земли, выражают восхищение человеком – тружеником. Любимые герои Пластова – деревенские ребятишки. Они присутствуют почти в каждом его полотне. (« Первый снег», Ужин трактористов», «В деревне»,

«Фашист пролетел» и много других. Слайд № 6, №7

Аркадий Александрович оставил нам в наследство большое количество картин. Его полотна отражают жизнь простого человека. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую.

Физминутка

«Отдых наш - физкультминутка,
Занимай свои места.
Раз - присели, два - привстали,
Руки кверху все подняли.
Сели, встали, сели, встали
Ванькой- встанькой словно стали,
А потом пустились вскачь,
Словно мой упругий мяч.

б) Рассматривание учащимися репродукции картины « Жатва» Слайд №8

Картина « Жатва», над которой мы будем сегодня работать создана Пластовым в 1945 году, очень важном для страны. Что это за год?

Эта картина о горькой цене хлеба военного времени . В каждом куске хлеба, который шел на фронт, жило тепло детских да стариковских рук , сеявших, растивших хлеб все эти длинные военные годы. Вот оно горестное лицо войны.На этом полотне нет явных примет войны, но ощутить ее мы можем через описание картины. На переднем плане пожилой мужчина с маленькими детьми. Сразу возникает вопрос, почему на такой тяжелой работе трудятся старик, которому уже давно надо отдыхать, и дети, которым труд этот непосилен. Да потому что все взрослые крепкие мужчины находятся на фронте, защищают Родину. Вот и пашут, сеют, косят те, кто остался: старики и малолетние дети. Художник, словно волшебник, показал нам маленький эпизод из той, далекой от нас жизни. А мы сможем ощутить и чувство горечи, и чувство гордости за свою великую страну.

в) « Погружение в картину» (в ходе анализа картины учащиеся записывают в тетради ответы)

Учитель. Познакомившись с жизнью и творчеством великого живописца Аркадия Пластова, давайте перенесемся в мир его картины « Жатва».

Репродукция этой картины.

    Что прежде всего привлекло ваше внимание?

    Рассмотрите картину более внимательно. Кого изобразил художник на переднем плане?

    (на переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик- колхозник и трое ребятишек. Они обедают, отдыхают после тяжелой работы)

    Опишите старика, какой он? (бородат, борода почти полностью белая, седые, густые волосы не причесаны ) Слайд №9

    Обратите внимание на руки старика. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки, тяжелые, натруженные руки . Они большие, крупные. В одной руке старик держит кусок черного хлеба, а в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудреную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи старик накинул старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха.. На ногах старые разбитые ботинки.

    Напротив него трое детей. Давайте сначала поговорим о девочке, потому что она ближе к нам. Во что она одета, что делает? (Голова девочки покрыта, повязана белым ситцевым платком, из-под которого выбиваются две косички. Темная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишневого цвета сапожки. В руке у нее тоже ложка Слайд №10

    Что вы можете сказать о мальчиках? Наверное, это ее братья. (около девочки сидит ее братишка- рыжеволосый, вихрастый паренек. Он давно не стрижен: либо некогда, а может, некому привести его голову в порядок. И снова вспоминается:

Война ведь, и мало ли где мать этих детей. Мальчонка тоже сосредоточен на еде, как и все его родные.

    Что вы скажете о втором пареньке? (Мальчик жадно пьет воду из глиняного кувшина, а может и молоко. Видно здорово устал, и замучила жажда, даже не до еды ему. Оба одеты просто - в рубашки, желтую и белую, и темные штаны.).

    Что вы можете сказать о собаке? Слайд №11

(собака пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидает, когда же ей перепадет кусочек)

10.Что находится слева от обедающих? (Слева от обедающих – большая только собранная скирд, на которой навалены косы, грабли). Какая еда у семьи? (на платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка. Немудреная крестьянская еда). Слайд №12

11. Что изображено на заднем плане. (Простирается бескрайнее поле, такие же огромные стога. Над всем этим высится серое предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай).

12. Вспомните из уроков изобразительного искусства о холодных и теплых цветах. Какие (теплые или холодные) использовал художник на картине? (Теплые – красное платье, красно-коричневый кувшин, оранжевый- рыжие волосы, много желтого цвета,

Они делают картину яркой, светлой; холодные – зеленые огурцы, синяя рубаха, коричневое пальто – создают ощущение горечи. (такого цвета немного).

13. Какое настроение появляется у нас при рассматривании картины? Что вы ощутили?

Она радует своими яркими красками, красотой изображенной природы. Особенно привлекает лето – время года, когда вся природа расцветает. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

г) Словарная работа Слайд №13

Чтобы грамотно написать сочинение, необходимо правильно использовать слова в своей речи. Для этого мы выясним с вами значение некоторых слов.

Записываем в тетради: словарь.

Название картины « Жатва». Как вы думаете, что это значит?

Жатва – время уборки хлебов (существительное образовано от глагола жать, то есть срезать, готовые для уборки колосья)

В какое время года проходит жатва? (в конце лета, начале осени)

Стог - куча плотно уложенного сена или сжатых злаков под открытым небом, цилиндрической формы с закругленной вершиной.

Сноп – связанный пук колосьев какого- нибудь злака.

Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы, остатки стеблей сжатых злаков на поле (они очень колются, когда ступаешь по ним босыми ногами).

Чтобы избежать повторов в сочинении, я предлагаю подобрать синонимы к некоторым словам.

А. А.Пластов – художник, живописец, мастер, автор.

Картина – полотно, холст, произведение, репродукция

Жатва – уборка урожая.

При описании картины мы используем прилагательные – определения. Как называются красочные красивые определения (Эпитеты)

Старик – пожилой мужчина, усталый от работы

Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные , волосы не причесаны

Руки старика - натруженные сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые, потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик – труженик .

Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и старые башмаки.

Девочка – белый, ситцевый платочек, светлый, красный, алый, вишневый, ботинки, сапожки

Мальчики:

А) Рыжеволосый, вихрастый, нестриженый .

Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета

Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть

На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый, ярко-желтый , солнечный, соломенный (вспомнить правописание сложных прилагательных)

Есть оттенки коричневого: светло-коричневый , палевый

V . Составление плана

Любое сочинение – это текст, который подчиняется правилам. Чтобы ваш рассказ о картине был логичным, нужно составить план.

Давайте вспомним композицию сочинения. Работа с учебником. Обратить внимание на « Советы помощника».

Как еще называют начало сочинения? (Вступление)

О чем можно писать во вступлении? (О теме картины, об общем впечатлении от нее, о художнике, ее создавшем).

За вступлением следует основная часть (Что вы будете писать в основной части? Описывается картина и то, что на ней изображено).

В заключительной части мы напишем о своем впечатлении о картине. Слайд №14

План (примерный)

I Знаменитый художник – пейзажист Аркадий Александрович Пластов

II Картина « Жатва»

1. Передний план. Люди, изображенные на картине(старик, дети)

2. Задний фон картины (скирды, орудия труда)

III. Мое впечатление от картины.

Напоминаю: каждый пункт сочинения начинаем с красной строки.

VI . Подведение итогов. Рефлексия.

Расскажите о настроении, появившемся у вас при рассмотрении картины Пластова « Жатва».

Какие эмоции вызывает данная репродукция?

VII . Домашнее задание. Составить план описания картины, подготовиться к написанию сочинения.

Перед нами картина А.А.Пластова "Жатва". С большой любовью и мастерством художник раскрывает красоту и силу родной земли. Чувствуется глубокое восхищение человеком-тружеником.

Картина написана в теплых тонах: желтое безграничное поле, золотые стога, красное платьице девочки. Казалось бы, ничего не предвещает беды. И только предгрозовое небо напоминает нам о том, что все происходит в тяжелом 1945 году.

На переднем плане мы видим старика и ребятишек. Закончив нелегкий труд, они обедают. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью белая, а густые волосы не причесаны. Художник тщательно выписал его тяжелые, потемневшие от работы, руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно набирает еду из красноватого глиняного горшка. На плечах старое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах –разбитые ботинки.

Рядом с ним ребятишки. Девочка одета в темную кофту и красное платьице, голова покрыта белым платком. В руке тоже ложка Возле нее мальчишки. Один рыженький, нестриженный, тоже увлечен едой. Другой жадно пьет воду, видно, очень устал. Одеты очень просто: желтую и белую рубашки, темные штаны. На них с любопытством смотрит песик, с нетерпением ожидает, когда же и ему перепадет кусочек.

На заднем плане картины видны скирды. На одну из них навалены косы, грабли. На платке разложены огурцы, черный хлеб, похлебка.

Эта картина оставляет светлое чувство радости, глядя на бескрайние просторы полей. Художник сумел передать свою любовью к людям-труженикам и к Родине.

Художник написал картину летом 1945 года.

Глядя на картину сердце, наполняется любовью и спокойствием. Художник использовал теплую цветовую гамму, которая не волнует зрителя, а наоборот притягивает к себе внимание. От картины исходит тепло.

В самом центре картины Аркадий Александрович изобразил старика и трое детишек, которые присели пообедать после тяжелого труда.

Мы видим старенького старика. Его волосы и борода побелели от прожитых лет. Волосы небрежно растрепаны ветром. Одет в темно-синюю рубашку и штаны. Одежда уже поизносилась, но никто не обращает на это внимание. Так же на старике накинут коричневый пиджак и разношенные сапоги. Хоть это и разгар лета, но старик одет именно так. Возможно, он заболел, но ему нужно помочь убрать урожай, который они смогли спасти от фашистов.

Рядом с ним находятся трое детей. Два мальчика и девочка. Предположительно это его внуки.

Девочка заплела волосы в две косичке, а на голову повязала белоснежный платок. Одета в темный пиджак и красную юбку. На ногах у нее красноватые сапожки.

Рядом с ней сидит рыжеволосый мальчик. У него длинные густые волосы и зеленая рубаха. А за ним стоит на коленях мальчик в белоснежной рубашке и темных штанах. Он пьет из кувшина.

Все вместе они присели пообедать. Для каждого приготовлена деревянная ложка. А в красном глиняном горшке стоит похлебка. В то время это было лакомство. Так же видим, как лежат пару огурцов. Рядом со стариком сидит пес. Он внимательно смотрит на еду в надежде, что ему достанется хоть кусочек. Возле пса стоит небольшая корзинка с колосками. Позади них стоят снопы с зерном, которые они собрали. А на горизонте виднеются повозки людей, они собирают эти снопы. Небо светло – голубого цвета, без единой тучки.

Всем известно, что самое тяжело лето было в 1945 году. Это первое лето после войны. Солдаты еще не все вернулись в свои дома, а люди постепенно восстанавливают целину. Известный русский художник того времени Пластов Аркадий Александрович владел особым талантом. Он мог написать полотно при взгляде, на которое можно было ощутить настроение и переживания момента запечатленное художником. Большинство его работа награждены премиями, но ни какие награды не сравнятся с любовью зрителя к картинам. Одна из таких работ автора это картина «Жатва».

Описание картины Пластова Жатва

Это приятная картина. В смысле – всё красиво, все отдыхают. Обед на природе. Тут продолжается жатва, а это перерыв.

Герои здесь – стар и млад, как говорится. Один дедушка и трое детей (лет по восемь – два мальчика и девочка). Может быть, это его внуки (или внук и соседские дети). И ещё справа собачка. Она почти сливается с цветом ржи, которую они, как я понимаю, собирают. И уже пора! Небо серое-серое, значит, возможен дождь, а собрать нужно до дождя. Но все-таки нужно поесть. Они ничего не подстелили даже. Наверное, земля очень теплая, за лето прогрелась.

Герои сидят вокруг котелка с едой. Наверное, это каша. Едят ложками. Собачка ждёт подачки. Дед сидит в тулупе, ему, как часто старикам, холодно. И, по-моему, он в лаптях. У него борода (сейчас это тоже модно)! Он ещё держит в руке кусок хлеба.

Девочка с косичками и, как полагается в деревне, в платочке. У неё красная юбка, какой-то серый пиджак. За ней мальчик в светло-фисташковой рубашке. А другой – в белой. И этот не совсем сидит, а привстал и пьет из кувшина. Там может быть молоко или вода, компот.

Трапеза эта на фоне стога, он красиво даже подвязан наверху. Тут же брошены всякие инструменты жатвы. Типа вилы и так далее… Какие-то огромные «скребки», тряпки зачем-то. Но всё, конечно, не просто так притащили в поле. За дедом стоит корзина. Видимо, в ней принесли обед.

На заднем фоне ещё снопы, сжатое поле. Может быть, там ещё люди. Мне мерещится вдали телега с лошадью. Какие-то люди тоже…

Наши герои едят спокойно, сосредоточенны. Никаких пока разговоров, никакого баловства. Просто они все устали. Спины сгорблены. А ведь, если они тут едят, то им ещё тут оставаться и работать в поле. А уже ведь темновато!

Только на горизонте светлая полоса. Не рассвет или закат, а просто там кончается пелена облаков.

Картина всё равно мне нравится. Думаю, что они подкрепятся, всё быстро доделают. Не попадут под дождь, всё успеют сжать! А что остаётся делать?

Описание настроения картины Жатва


Популярные сегодня темы

  • Сочинение по картине Рафаэля Сикстинская Мадонна

    Эта картина была написана для святой церкви, в основу был положен библейский сюжет. По своим размерам она огромная, почти три метра в длину и два метра в ширину.

  • Саврасов

    Творческая деятельность известного пейзажиста многогранна по своему содержанию. Если посмотреть ранние работы Саврасова, то среди них можно выделить такие вещи, как «Вид на Кремль от крымского моста в ненастную погоду»

  • Сочинение по картине Дубовского Море 6 класс

    Дубровский один из тех художников, кому работы пейзажной живописи сделали огромное имя. Главное, что использовал в своих работах художник это изображение умиротворенной природы. Также никогда не забывал про патриотизм и гордость за родную природу.

Живопись - уникальный вид искусства. При помощи красок, кистей и карандашей художники могут перенести нас в далёкое прошлое, нарисовать то, что может случиться через столетия и запечатлеть события, которые уже через мгновения станут историей. Живопись понятнее музыки, а часто смысл её яснее и прозрачнее, чем у словесных образов. Она требует от зрителя одного - «соучастия», сопереживания, включения в тот немой диалог, который ведёт с нами художник.

Пластов - певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она - не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва» Пластова А. А.

История создания

Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся - вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие - 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина - «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения.

Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой - деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах - старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками. Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки - вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка - рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы - либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины - общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

Фон картины

Картина «Жатва» Пластова - рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным - хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну - защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Сочинение­описание картины А.Пластова
«Жатва»
 Аркадий Пластов относится к той замечательной
плеяде мастеров кисти, которые оставили
глубокий след в русском искусстве. Его полотна
глубоко народны, потому что отражают жизнь
простого человека со всеми немудрёными её
событиями. А все вместе они складываются в
великую летопись страны, трудную и героическую.
«Русь крестьянская» ­ главный герой всех его
произведений. И это не только люди, но и
природа. Она – не просто фон, помогающий
раскрытию сюжета, но полноправный участник
всех событий. Доказательством тому служит
описание картины «Жатва»

«Мартовское солнце»

«Полдень»

«Фашист пролетел»

«Витя – подпасок»

«Первый снег»

«Ужин
трактористов»

Картина «Жатва»

Жатва – время уборки хлебов
(существительное образовано от глагола жать, то
есть срезать, готовые для уборки хлебные
растения)
­ В какое время года проходит жатва?
Стог ­ куча плотно уложенного сена или сжатых
злаков под открытым небом, цилиндрической
формы с закругленной вершиной.
­ Сноп – связанный пук колосьев какого ­ нибудь
злака.
­ Стерня (стернь) – сжатое поле пшеницы,
остатки стеблей сжатых злаков на поле (они
очень колются, когда ступаешь по ним босыми
ногами).

Жатва Пластова
Татьяна Эйхман
« О, Боже, дай мне год ещё»
Он сел, вздыхая, у копны.
В тылу над золотым жнивьём
Не слышно грохота войны.
И стариковская рука
Погладила вихры мальца.
Глаза прикрыл, издалека
Увидеть бы его отца,
Сказать ему: «Терплю пока,
А ты воюй, мой сын, дерись!
С внучонком терпим. Нелегка
И непроста в деревне жизнь…
О, Боже, мне ещё бы год!»
­ Ковригу хлеба резать стал­
« А там внучонок подрастёт!»
« Я, деда, и сейчас не мал,
Могу серпом и молотком,
Вперёд тебя косить бегу!»
Из крынки тягостным глотком
Старик отпил, но молоку
Не рад, и протянул сосуд
Мальчонке, ведь ему расти.
« О, Боже! Отодвинь твой суд!
И душу грешную прости»
« Ну, что перекусили, друг,
Пора вставать, работа ждёт…»
За кругом – круг, за кругом – круг,
За годом –год, за годом­ год…
« О, Боже!» Дед, а рядом боль…
Бушует на фронтах война.
Далёк ещё победный бой…
Дед знал, что победит страна.

История создания
 Полотно написано в 1945­м году, очень
важном для страны. Последние месяцы
войны, страстное ожидание победы и
непроходящая боль и горечь от того, что
многие полегли на её полях и уже не
вернутся – вот основные настроения того
времени.

Характеристика полотна
 На переднем плане
картины мы видим группу
людей. Это старик­
колхозник и трое
ребятишек. Они обедают,
закончив свой нелёгкий
крестьянский труд.
Мужчина уже совсем
пожилой, его борода почти
полностью бела, а густые
волосы, размётанные
ветром и спорой работой,
сплошь перевиты паутиной
седины.

Характеристика полотна
 Художник тщательно выписал его
заскорузлые, потемневшие от работы,
мозолистые руки. В одной он держит
кусок чёрного хлеба, в другой –
деревянную ложку, которой аккуратно
хлебает немудрёную еду из красноватого
глиняного горшка. На плечи колхозник
набросил старое, протёртое темно­
коричневое пальто, под ним видна синяя
холщовая рубаха. На ногах – старые
разбитые ботинки.

ЗАСКОРУЗЛЫЙ, ­ая, ­ое. 1. Затвердевший;
загрубелый. Заскорузлые руки. Раненый в
заскорузлых бинтах. 2. Чёрствый, грубый.
Заскорузлый мужик. Заскорузлая душа. 3.
Отсталый, закоснелый. Заскорузлый
консерватор, бюрократ. Заскорузлые
привычки. <Заскорузло, нареч.
Заскорузлость, ­и; ж.

Характеристика полотна
 обратим внимание на других её героев.
Это двое мальчиков и девочка, ребята
лет 10­12. Может быть, это дедушка со
своими внуками. Ближе всех к нам
сидит девочка. Голову она повязала
белым ситцевым платочком, из­под
которого трогательно выбиваются две
косички, спускающиеся на тонкую
шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на
солнце светлая чёлочка. Тёмная
кофточка, красное платьице, чулочки
на поджатых под себя ногах и
вишнёвого цвета сапожки – вот и весь
немудрёный наряд внучки. В руке её
ложка. Слегка наклонившись к горшку,
она ест жидковатую крестьянскую
похлёбку, которая в военные годы
была настоящим лакомством. ­

Характеристика полотна
 За нею сидит её братишка – рыжеволосый
вихрастый паренёк. Головы его давно не
касались ножницы – либо некогда, а может, и
некому привести его головку в порядок. И снова
вспоминается: война ведь, и мало ли где мать
ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на
еде, как и его родные. А вот третий из детей
припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду
или молоко. Он в белой рубашке навыпуск,
тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила
жажда, не до еды даже! Пятый герой картины –
общий любимец, забавный пёсик. Он пристально
смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая,
когда наступит его очередь.

Фон картины
 Картина «Жатва» Пластова – рассказ о драматической битве за
урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами
помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым
главным – хлебом. Потому­то и пришлось старику в его преклонные
годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и
грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и
матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят,
работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих ­
большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и
прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее
поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое,
предгрозовое небо. Видимо, из­за непогоды спешили дедушка с
внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва».
Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет
глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

Лексическая работа
А. Пластов – художник, живописец, мастер, автор.
Картина – полотно, холст, произведение, репродукция
Жатва – уборка урожая.
При описании картины нам понадобятся прилагательные – определения.
Старик – пожилой мужчина, усталый от работы, дед
Лицо старика – бородатое, борода с сединой, что указывает на его
возраст. Волосы на голове –взлохмаченные ветром, запутанные.
Руки старика – натруженные, сильные, крепкие, мозолистые, заскорузлые,
потемневшие от работы. Художник хотел показать нам, что этот старик –
труженик.
Одежда старика – темное старое пальто, коричневое, синяя рубашка и
старые башмаки.
Дети. Девочка – белый ситцевый платочек, светлый, красный, алый,
вишневый, ботинки, сапожки
Мальчики:
А) рыжеволосый, вихрастый, нестриженый;
Б) белая рубашка, темные штаны, черного цвета.
Собака – смотрит пристально, жадно, хочет есть
Описание заднего фона. Цветовая гамма.
На картине преобладает желтый цвет, подбираем синонимы: золотистый,
ярко­желтый, солнечный, соломенный.
Есть оттенки коричневого: светло­коричневый, палевый

ПАЛЕВЫЙ, ­ая, ­ое. [от франц. paille]. Бледно­
жёлтый, цвета соломы. Палевое платье.

Урок развития речи в 6 классе

Работа над сочинением по картине А.Пластова «Жатва»

    Сведения о художнике.

Пластов – певец народной России

Аркадий Пластов относится к той замечательной плеяде мастеров кисти, которые оставили глубокий след в русском искусстве. Его полотна глубоко народны, потому что отражают жизнь простого человека со всеми немудрёными её событиями. А все вместе они складываются в великую летопись страны, трудную и героическую. «Русь крестьянская» - главный герой всех его произведений. И это не только люди, но и природа. Она – не просто фон, помогающий раскрытию сюжета, но полноправный участник всех событий. Доказательством тому служит описание картины «Жатва»

Пластова А. А.

2 . История создания Полотно написано в 1945-м году, очень важном для страны. Последние месяцы войны, страстное ожидание победы и непроходящая боль и горечь от того, что многие полегли на её полях и уже не вернутся – вот основные настроения того времени. Всё это можно почувствовать через описание картины «Жатва» Пластова, которая находится в знаменитой Третьяковке в Москве. Художник работал на холсте маслом, размеры полотна достаточно большие – 166х219 см. Историческая основа произведения не случайна в творчестве мастера. До «Жатвы» им была написана другая, поражающая трагизмом, картина – «Фашист прилетел». И хотя на интересующем нас полотне нет явных примет войны, она всё равно передана через общий колорит. Попробуем ощутить его через описание картины «Жатва» Пластова.

3. Характеристика полотна

На переднем плане картины мы видим группу людей. Это старик-колхозник и трое ребятишек. Они обедают, закончив свой нелёгкий крестьянский труд. Мужчина уже совсем пожилой, его борода почти полностью бела, а густые волосы, размётанные ветром и спорой работой, сплошь перевиты паутиной седины. Сразу же описание картины «Жатва» Пластова наталкивает на такие размышления: а почему старик, который и так отдал земле и труду практически всю жизнь, вместо отдыха должен так непосильно надрывать себя? Об этом чуть позже, а пока продолжим рассматривать героя произведения. Художник тщательно выписал его заскорузлые, потемневшие от работы, мозолистые руки. В одной он держит кусок чёрного хлеба, в другой – деревянную ложку, которой аккуратно хлебает немудрёную еду из красноватого глиняного горшка. На плечи колхозник набросил старое, протёртое темно-коричневое пальто, под ним видна синяя холщовая рубаха. На ногах – старые разбитые ботинки. Продолжая сочинение по картине «Жатва» Пластова, обратим внимание на других её героев. Это двое мальчиков и девочка, ребята лет 10-12. Может быть, это дедушка со своими внуками . Ближе всех к нам сидит девочка. Голову она повязала белым ситцевым платочком, из-под которого трогательно выбиваются две косички, спускающиеся на тонкую шейку. Лоб прикрывает выгоревшая на солнце светлая чёлочка. Тёмная кофточка, красное платьице, чулочки на поджатых под себя ногах и вишнёвого цвета сапожки – вот и весь немудрёный наряд внучки. В руке её ложка. Слегка наклонившись к горшку, она ест жидковатую крестьянскую похлёбку, которая в военные годы была настоящим лакомством. За нею сидит её братишка – рыжеволосый вихрастый паренёк. Головы его давно не касались ножницы – либо некогда, а может, и некому привести его головку в порядок. И снова вспоминается: война ведь, и мало ли где мать ребятишек… Мальчонка также сосредоточен на еде, как и его родные. А вот третий из детей припал к глиняному кувшину и жадно пьёт воду или молоко. Он в белой рубашке навыпуск, тёмных штанах. Видно, здорово устал, и замучила жажда, не до еды даже! Пятый герой картины – общий любимец, забавный пёсик. Он пристально смотрит на обедающих, с нетерпением ожидая, когда наступит его очередь.

4. Фон картины Картина «Жатва»

Пластова – рассказ о драматической битве за урожай тех, кто в военные годы остался в тылу и всеми силами помогал ковать победу, обеспечивая фронт и мирных граждан самым главным – хлебом. Потому-то и пришлось старику в его преклонные годы, и ребятишкам, которым бы в школу бегать, взяться за вилы и грабли, косы и серпы, что их взрослые сыновья, отцы и братья, а то и матери ушли на войну – защищать Родину. Вот и пашут, сеют, косят, работают, выбиваясь из сил, те, кто остался. Слева от обедающих - большая свежесмётанная скирда, на которой навалены косы, грабли и прочий сельхозинвентарь. На заднем плане простирается бескрайнее поле и такие же огромные стога. А над всем этим высится серое, предгрозовое небо. Видимо, из-за непогоды спешили дедушка с внуками убрать урожай. Оттого и называется картина «Жатва». Тёплые золотые тона придают ей особый колорит. От полотна веет глубокой искренней любовью к людям и к Родине.

5. Работа со словарем.

6. Составление плана.

7. Устный пересказ.

8 Написание сочинения.

9.Домашнее задание. Сочинение по картине А.Пластова

«Фашист пролетел»

А.Пластова «Фашист пролетел»