Почему роман «Евгений Онегин» называют энциклопедией русской жизни? (Пушкин А. С.)

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»
Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни» 1.Роман в стихах «Евгений Онегин» — отражение основных тенденций социально-экономического развития общества XIX века. 2.Петербургское дворянское общество. 3. Москва патриархальная. 4.Провинциальные помещики. 5.Быт крестьян века в XIX романе «Евгений Онегин». А. С. Пушкин писал свой реалистический роман в стихах «Евгений Онегин» около восьми лет. Писатель мастерски отразил русское общество начала XIX века, дал широкое художественное обобщение основных тенденций социально-экономического развития. Сам Пушкин говорил, что в его романе «отразился век и современный человек и изображен довольно верно». Известный критик В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением». Такое определение очень меткое, ведь в произведении описаны даже мелкие детали быта, нрава, воспитания, вкусов общества того времени. В «Евгении Онегине» отразилась вся русская действительность: глухая помещичья провинция, крепостная деревня, барская Москва, светский Петербург, губернские города, увиденные Онегиным в путешествии. Петербургское дворянское общество является той средой, в которой много лет вращался Онегин. Именно тут происходит формирование характера главного героя, отсюда Онегин выносит жизненные привычки, определившие его судьбу в целом. С первых страниц романа Пушкин изображает особенности воспитания молодых дворян того времени. Сам поэт являлся активным противником домашнего образования, и авторская позиция отражается в произведении. Он считал такой тип обучения поверхностным («чему-нибудь и как-нибудь»), приводящему к формированию определенного отношения молодых дворян к искусству (Онегин зевает в театре) и литературе («Не мог он ямба от хорея… отличить»), являющемуся основной причиной «тоскующей лени», неспособности к труду. Сам Пушкин, являясь аристократом, прекрасно знал атмосферу, царящую в дворянских салонах. Это находит объективное отображение в романе. Вот, как автор описывает первый выход Онегина в свет: Он по-французски совершенно Мог изъясняться и писал; Легко мазурку танцевал И кланялся непринужденно; Чего ж вам больше? Свет решил, Что он умен и очень мил. Быт и нравы петербургского дворянского общества того времени очень напоминают грибоедовскую «барскую» Москву. Там также царят скука, клевета, зависть. Люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу, что порождает холодность сердец, пустоту мыслей, преждевременное старение души. В XVIII главе Пушкин дает откровенное описание этому обществу: Тут был, однако, цвет столицы, И знать, и моды образцы, Везде встречаемыелицы, Необходимые глупцы… Постоянная суматоха приводит к тому, что жизнь сводится к однообразной и пестрой, внешне ослепительной, но в то же время лишенной смысла суете. Сам Пушкин говорит об этом устами Татьяны: А мне, Онегин, пышность эта, Постылой жизни мишура, Мои успехи в вихре света, Мой модный дом и вечера, Что в них? Ой» нет ничего. В наследие, полученное от «высшего света», главному герою достается отвращение к труду, привычка к свободе и покою, безволие и эгоизм. Онегин утрачивает интерес к жизни, впадая в глубокую хандру: Хандра ждала его на страже, И бегала за ним она, Как тень иль верная жена. В произведении описаны особенности жизненного уклада и московского общества. Пушкин описывает Москву с иронией, как «ярмарку невест». В его понимании она провинциальная и патриархальная. Изображая московское дворянство, Пушкин не скрывает сарказма: в гостиных он подмечает «бессвязный пошлый вздор». В VII главе перед читателем предстают типичные представители этого общества: лгунья Любовь Петровна, глупый Иван Петрович, скупой Семен Петрович. Пушкин дает точную и исчерпывающую характеристику московскому барству: Все в них так бледно, равнодушно; Они клевещут даже скучно; В бесплодной сухости речей, Расспросов, сплетен и вестей Не вспыхнет мысли в целы сутки, Хоть невзначай, хоть наобум… Но, несмотря на это, Пушкин любит Москву. Вот строки, которые посвятил поэт этому городу: «Москва… как много в этом звуке для сердца русского слилось». Поэт гордится исходом войны 1812 года: Напрасно ждал Наполеон, Последним счастьем упоенный, Москвы коленопреклоненной С ключами старого Кремля. Художественное воплощение провинциальное дворянство получает в образах семейства Лариных и Ленских. Пушкин детально описывает их увлечения, особенности проведения досуга. Эти люди жили, как бы в прошлом, не читали книг, опирались на старинные традиц
ии. Это видно, например, по строкам об отце Татьяны Лариной: Отец ее был добрый малый, В прошедшем веке запоздалый, Но в книгах не видал вреда; Он, не читая никогда, Их почитал пустой игрушкой… Ярчайшими образцами помещичьей породы являются гости на именинах Татьяны. Пушкин наделяет их говорящими фамилиями, раскрывающими их сущность: Скотинины, Буянов, Пустяков. Характерные черты «поместных владетелей» — глухость, ограниченность, узость интересов. Разговоры в этом обществе не идут дальше «земных» тем: сенокос, вино, псарня. Они так оскудели умом и так опустились, что немногим отличаются от животных. Желая подчеркнуть ужас сложившейся ситуации, Пушкин представляет провинциальных помещиков в образах чудовищ во сне Татьяны. Патриархальный уклад жизни помещиков сближает их с крестьянами. Например, мать Татьяны жила просто и естественно. Она солила грибы, ходила в баню по субботам, била служанок, отдавала крестьян в солдаты, заставляла девушек, собирающих ягоды, петь песни, «чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели». Сама Татьяна умывается снегом, как обычные крестьянские девушки. Самый близкий человек для нее — няня, крепостная крестьянка. > Няню тринадцатилетней девочкой выдали замуж против ее воли. Стремясь объективно отразить действительность, Пушкин не рисует перед читателем страшных картин крепостного гнета и эксплуатации, но одной фразой, одним этим эпизодом он метко отражает жестокие порядки, царившие в деревне. Роман в стихах «Евгений Онегин» является одной из блистательных страниц мировой литературы. В. Г. Белинский писал о произведении следующее: «»Онегин» есть самое задушевное произведение Пушкина, самое любимое дитя его фантазии, и можно указать слишком на немногие творения, в которых личность поэта отразилась бы с такою полнотою, светло и ясно, как отразилась в «Онегине» личность Пушкина. Здесь вся жизнь, вся душа, вся любовь его; здесь его чувства, понятия, идеалы… Не говоря уже об эстетическом достоинстве «Онегина», эта поэма имеет для нас, русских, огромное историческое и общественное значение».

Роман А. С. Пушкина «Евгений Онегин» как «энциклопедия русской жизни»

Другие сочинения по теме:

  1. Сочинения по литературе: Роман Евгений онегин — энциклопедия русской жизни Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Александра Сергеевича...
  2. Немало литературоведов старались определить жанр романа «Евгений Онегин». Его называли и социально-бытовым, и социально-психологическим, и социально-аналитическим, даже «энциклопедией» русской жизни....
  3. Сочинения по литературе: Роман Евгений онегин занимает центральное место в творчестве А. С. Пушкина ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН РОМАН «ЕВГЕНИЙ ОНЕГИН» ЗАНИМАЕТ...
  4. «Евгений Онегин»… Читая строки романа, стараешься вообразить себе жизнь людей XIX столетие. Чем жили они, о чем думали, что их...
  5. Роман «Евгений Онегин» Роман «Евгений Онегин» — любимое детище Пушкина. Роман писался в течение восьми лет. Начал писать свой роман...
  6. Образ Татьяны Лариной в романе «Евгений Онегин» изображен Пушкиным с большой сердечностью и теплом. Сначала мы встречаемся с Татьяной —...
  7. У Пушкина чувствуется и критическое отношение к героям романа. В изображении поэта Онегин близок к тем персонажам западноевропейского реалистического романа,...
  8. Роман «Евгений Онегин» создавался в течение восьми лет. Начал писать свой роман Пушкин, когда общественное движение набирало силу, в период...
  9. Мы не знаем, как следует ни первоначального плана «Евгения Онегина», ни подробностей изменения его содержания и композиции. Из того, что...
  10. Все лучшее в русском обществе — возвышенные души, как Ленский, умные люди, как Онегин, верная своему долгу и своему сердцу...
  11. Сюжетная линия Онегин и Ленский выполняет очень важную функцию в романе А. С. Пушкина «Евгений Онегин». Что объединило этих двух...
  12. Перечитав роман, мы заметили, что сам поэт указал на три особенности его художественной формы: «собранье пестрых глав», «свободный роман», роман,...
  13. Роман «Евгений Онегин» занимает центральное место в творчестве Пушкина. Это его самое крупное художественное произведение, оказавшее наиболее сильное влияние на...
  14. Татьяна Ларина, героиня романа А. С. Пушкина «Евгений Онегин», открывает собой галерею прекрасных образов русских женщин. Она нравственно безупречна, ищет...

Средняя общеобразовательная школа №125

с углубленным изучением математики

Реферат

Тема: «Евгений Онегин» – энциклопедия русской жизни»

Выполнил: ученик 9-А класса

Пичурин Алексей

Проверил: учитель русского языка

Любимова В.А.

Снежинск, 2011

I. Вступление

II. Жизнь дворянства

III. Экономика России и политика самодержавия

IV. Новые тенденции в русской общественно-политической жизни

V. Широчайшая география романа

VI. Другие классы России

VII. Русская культура

VIII. Лирические отступления

IX. Русская история и русский фольклор

X. Заключение

XI. Список литературы

I . Вступление

Нужно быть действительно гениальной личностью, чтобы решиться на создание романа о своих современниках, о русской жизни девятнадцатого столетия, да еще в стихах.

Роман в стихах “Евгений Онегин” был написан в 20-30е годы позапрошлого столетия. Работал над ним Пушкин в течение нескольких лет. Этот роман явился важнейшим событием в истории русской литературы. Он был первым произведением, в котором автору удалось создать широчайшую панораму русской действительности, раскрыть важнейшие проблемы своего времени.

За широкий охват современной Пушкину жизни, за глубину вскрытых в романе ее проблем великий русский критик В. Г. Белинский назвал роман “Евгений Онегин” энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением.

II . Жизнь дворянства

1) воспитание «золотой молодёжи петербургской»

Пушкин на примере главного героя показывает образ жизни "золотой дворянской молодежи". Онегин, утомленный шумом бала, возвращается поздно и просыпается только "за полдень". Мы понимаем, почему Онегин был разочарован в окружающем обществе. Ведь этот высший свет составляют люди эгоистичные, равнодушные, лишенные высоких помыслов. Пушкин описывает это общество более подробно в восьмой главе:

Тут был, однако, цвет столицы,

И знать, и моды образцы,

Везде встречаемые лица,

Необходимые глупцы...

2) образование

Из первой главы мы можем получить полное представление о том, как воспитывали детей в дворянских семьях: им нанимали учителей (чаще всего французов), которые учили “всему шутя”, не докучали моралью и не очень бранили за шалости. Но зато после такого обучения молодые люди разговаривали по-французски почти в совершенстве, легко танцевали, умели вести непринуждённые разговоры на различные темы. Этого было достаточно, чтобы быть принятым и блистать в высшем свете.

3) времяпрепровождение

Описав всего лишь один день из жизни Онегина, Пушкин смог рассказать о том, как проводили время молодые столичные дворяне XIX века. Мы можем видеть, что день их был насыщен разнообразными событиями:

Бывало, он ещё в постели:

К нему записочки несут.

Что? Приглашенья? В самом деле,

Три дома на вечер зовут.

Утро Онегина начинается поздно, скорее всего, во второй половине дня. Онегин едет на прогулку на бульвар, “пока недремлющий брегет не прозвонит ему обед”. Затем обед с приятелями в модном ресторане, поход в театр на балет и, наконец, бал до рассвета. Распорядок дня главного героя не совпадает с распорядком “неугомонного Петербурга”. Вот пример. Когда Онегин ещё только едет с бала, город уже просыпается и начинает работать:

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробуждён.

Встаёт купец, идёт разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтинка спешит

Под ней снег утренний хрустит.

4) отношение к свету и «законам жизни»

У Онегина было отрицательное отношение к свету. Онегин, устав от балов, светских обедов, бежит из столицы в деревню. Ему наскучил свет шумной. Евгений потерял интерес к жизни. Он впадал даже в глубокую хандру:

Хандра ждала его на страже,

И бегала за ним она,

Как тень иль верная жена.

Я считаю, что Онегин соблюдал законы чести, потому что, например, он убил Ленского, следуя именно этим законам светского общества.

5) прогрессивность Онегина

Онегин был прогрессивным человеком, потому что он осуществил в своем имении прогрессивное социально-экономическое преобразование: “Ярем он барщины старинной оброком легким заменил; и раб судьбу благословил”

В провинции Онегин знакомится с образованным, романтичным молодым поэтом Ленским, который верил в прогрессивное преобразование общества, “верил, что друзья готовы за честь его приять оковы...

6) обречённость дворянства

В лице Онегина «типизирована историческая обреченность дворянского сословия», в силу чего ни о каком возрождении дворянства не может быть и речи.

III . Экономика России и политика самодержавия

1) внешняя торговля не изменилась со времён Петра

Пушкин описал положение России в мире в первой четверти XIX века: чем она торговала, с кем поддерживала связи. Например, он пишет, что Лондон “за лес и сало ввозит нам все, что в Париже вкус голодный, полезный промысел избрав, изобретает для забав”, то есть “гребенки, пилочки стальные, прямые ножницы, кривые”. Это говорит о том, что Россия меняла природные богатства на безделушки.

2) прогрессивные тенденции в экономике

Молодое поколение всерьёз начало заботится о политической жизни страны:

И был глубокий эконом,

То есть, умел судить о том,

Как государство богатеет,

И чем живет, и почему

Не нужно золота ему,

Когда простой продукт имеет.

3) аракчеевские военные поселения

Онегин во время своего путешествия по России должен был побывать на Нижегородской ярмарке и увидеть аракчеевские военные поселения. Набоков называл аракчеевские военные поселения прообразом сталинских колхозов.

IV . Новые тенденции в русской общественно-политической жизни

1) тайные общества

Наиболее активная, передовая часть дворянства создавала тайные общества, чтобы установить в стране более прогрессивный государственный строй.

Другие, менее деятельные, но умные, честные, критически мыслящие представители общественной элиты, сознавая несправедливость государственного строя, никчемность, пошлость праздного образа жизни с множеством отживших светских условностей, не находили в себе достаточно решительности, смелости, ясных представлений о способе изменения социального строя, впадали в депрессию, состояние подчеркнутого безразличия к духовной и общественной жизни.

Евгений Онегин из числа таких пассивно протестующих, критически настроенных мыслящих людей, не видящих путей выхода из кризиса, не находящих применения своим недюжинным способностям и от этого страдающих, отторженных от живой жизни и переживающих личную драму душевной неустроенности, непонятности, ненужности.

V . Широчайшая география романа

1) аристократический Петербург

Образ Петербурга имеет ключевое значение, поскольку он начинает и замыкает сюжет. В Петербурге происходит действие первой и восьмой глав. Из героев романа Онегин социально и культурно связан преимущественно с Петербургом.

Петербург первой главы изображается в бытописательской, отчасти сатирической манере (показан дворянский быт, люди и вкусы, охарактеризованы особенности воспитания молодого дворянина).

Петербург восьмой главы – город светского общества, но в этот раз оно изображается в очень отрицательном свете.

2) грибоедовская Москва

Пушкин над грибоедовской Москвой смеется. Быт московского барства хорошо знаком ему. Эти старые, полуживые княжны, живущие событиями полувековой давности, их престарелые слуги, вяжущие чулки в передних, чтоб хоть как-нибудь заполнить тупое существование, эти жеманные восклицания, смешивающие языки "французский с ижегородским"

В обществе царит скука, клевета, зависть. Как и тогда, люди тратят свои внутренние силы на сплетни и злобу. Это и порождает пустоту мыслей, холодность сердец; преждевременное старение души и постоянная суматоха, царящие в свете, превращают жизнь в однообразную и пеструю, внешне ослепительную, но в то же время лишенную смысла суету.

3) поместное дворянство

Описывая образ жизни поместного дворянствв (утренняя прогулка на бульваре, обед в модном ресторане, посещение театра и, наконец, поездка на бал), автор в своих отступлениях дает очерк светских нравов («Причудницы большого света!»).

Описывая в своем романе дворянское сословие, Пушкин избегает однозначных оценок. Уездная глубинка, как и столичный свет, пронизана противоречивыми влияниями прошлого и настоящего, отражает светлые и темные стороны жизни.

4) вся Русь

Всю Русь Пушкин описывает в странствиях Онегина из Петербурга в Москву. Он пишет про Н.Новгород, Астрахань, Кавказ, Крым, Одессу, Петербург.

VI . Другие классы России

1) помещики и их нравы

Описывает Пушкин и такой знакомый ему патриархальный уклад помещичьей России на примере семейства Лариных. Они справляют народные праздники, соблюдают исконно русские традиции: гадают, колядуют, варят варенья и т.д.

Они хранили в жизни мирной

Привычки милой старины;

У них на масленице жирной

Водились русские блины;

Два раза в год они говели;

Любили круглые качели,

Подблюдны песни, хоровод;

В день Троицын, когда народ

Зевая слушает молебен,

Умильно на пучок зари

Они роняли слезки три;

Однако, Ларина, хлебосольная барыня, “служанок била осердясь” и приказывала петь песни во время сбора ягод, “чтоб барской ягоды тайком уста лукавые не ели”.

2) трудовой Петербург

Трудовой Петербург, выразительно и лаконично изображенный Пушкиным, живет по другому времени. Их пути с Онегиным не пересекаются.

Что ж мой Онегин? Полусонный

В постелю с бала едет он:

А Петербург неугомонный

Уж барабаном пробужден.

Встает купец, идет разносчик,

На биржу тянется извозчик,

С кувшином охтенка спешит,

Под ней снег утренний хрустит...

3) крепостное крестьянство

Во время жизни Онегина в России всё ещё существовало крепостное право, которое тормозило развитие страны. На протяжении всего романа мы узнаем о жизни и быту крепостных их песен простых русских девушек.

В своей "энциклопедии" Пушкин показывает нам и жизнь крестьян и трудового народа. Судьба няни; утренний Петербург, по которому едет в карете Онегин, возвращающийся с бала; бурлаки; нищая Россия с серыми избами, которые видит Онегин, плывя по Волге; девушки, собирающие ягоды, при этом поющие, чтобы не съесть барской ягоды, вот они, картины жизни простого народа, в которые вглядывается читатель

VII . Русская культура

1) театр

Поэт очень подробно описывает балет своего времени, вписывая в роман имена деятелей этого искусства. Мы можем узнать, что наиболее известным постановщиком был Дидло, или прочитать описание известной в те годы балерины Истоминой, которая “блистательна, полувоздушна, смычку волшебному послушна”.

Очень популярен в те годы был “Фонвизин, друг свободы”, “сатиры смелый властелин”, драматург “Озеров, невольный дани народных слёз, рукоплесканий с младой Семёновой делил”.

2) русский язык

Очень часто, читая произведения русских классиков, мы удивляемся их художественному совершенству, богатству языка, преклоняемся перед образностью выражений, используемых авторами, не говоря уже о глубоком нравственном общечеловеческом содержании русской литературы.

Текст романа «Евгений Онегин» пестрит историзмами – словами, в которых, как в зеркале, отражается ушедшая эпоха. Такие устаревшие слова часто непонятны, а значение их очень интересно.

Кроме историзмов, в романе есть еще одна группа слов – заимствованные слова. Эти слова, заимствованные из европейских языков, используются в описании дворянского петербургского быта, а особенно для характеристики главного героя – Евгения Онегина (например, брегет, лорнет).

Мир вещей, окружающих Онегина, ориентирован не на русскую, а на западную, европейскую традицию. Поэтому некоторые слова в романе даже написаны латиницей, они еще совсем были не освоены русским языком. Обилием заимствованных слов Пушкин возражает тем писателям, которые хотели бы полностью оградить русский язык от заимствований.

VIII . Лирические отступления

Еще в начале работы над романом в письме к Дельвигу Пушкин признавался: "Пишу теперь новую поэму, в которой забалтываюсь донельзя". Уже тогда он почувствовал необходимость лирического самораскрытия с невидимым, но многоликим читателем. На протяжении всего роман эта потребность не ослабевает, а наоборот, все с большей силой дает о себе знать. Все свободнее и проникновеннее говорит Пушкин от первого лица.

Формы и темы авторского обращения к читателю неисчерпаемо многообразны. Вот невзначай подвернувшаяся непритязательная шутка: "читатель ждет уж рифмы "розы", на вот, возьми ее скорей". А вот горестные раздумья о том, как могла бы сложиться жизнь и судьба Ленского. Каждое новое вступление Пушкина в рассказ радует, восхищает, поражает. Невозможно насытиться общением с таким собеседником!

Я помню море пред грозою:

Как я завидовал волнам,

Бегущим бурной чередою

С любовью лечь к ее ногам!

Как я желал тогда с волнами

Смирились вы, моей весны

Высокопарные мечтанья,

И в поэтический бокал

Воды я много подмешал.

Иные нужны мне картины:

Люблю песчаный косогор,

Перед избушкой две рябины,

Калитку, сломанный забор...

Но в то же время в этом признании не только горечь, но и полемический задор. Это своеобразный манифест художника, который проделал путь от романтизма к реализму. И теперь перед художником - жизнь, ее повседневная простота.

IX . Русская история и русский фольклор

1) няня Лариной

Образ няни – это образ простой русской крестьянки, женщины из народа. Именно няня оказывается другом Татьяны в решающую минуту. Она символизирует подлинную душевно - культурную среду Татьяны. Она сыграла большую роль в формировании душевного мира Татьяны.

2) сон Татьяны

Сон Татьяны – один из самых важных и интересных сюжетных ходов Пушкина, и неспроста он расположен в пятой главе – ровно посередине романа. Сон этот определяет дальнейшее развитие событий в жизни героев, предсказывая не только ближайшее будущее (дуэль), но и гораздо более отдалённое.

X . Заключение

Таким образом, мы видим, что роман в стихах А.С. Пушкина – произведение действительно эпохальное, где поэт силой гения коснулся очень многих сторон российской общественно-политической и культурной жизни. О некоторых её аспектах он говорит серьёзно и подробно, другие намечены контуром, часто одним лишь емким, «легким» и «несерьёзным» пушкинским предложением, но за этой кажущейся легковесностью встают серьёзнейшие, злободневные и всегда сугубо российские проблемы.

В этом и заключается непреходящее значение романа. И именно это дало право критику назвать «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни»

XI. Список литературы:

1. Белинский В.Г. Сочинения Александра Пушкина. Статья 4-11я.

2. Томашевский Б. Пушкин Книга первая и вторая. М.,-Л., 1956-1961.

3. Макогоненко Г. Роман Пушкина “Евгений Онегин”. М., 1963.

4. Благой Д.Д. Творческий путь Пушкина. М., 1967.

Роман "Евгений Онегин" "энциклопедия русской жизни и в высшей степени народное произведение" Годы создания "Евгения Онегина" приходятся на первую половину... , его действие обрывается накануне восстания. "Евгений Онегин" реалистический роман, то есть А. С. ...

  • Быт и интерьер в романе Евгений Онегин

    Курсовая работа >> Литература и русский язык

    Известное определение Белинского, назвавшего «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» , подчеркнуло совершенно особую роль бытовых... определение Белинского, назвавшего «Евгения Онегина» «энциклопедией русской жизни» , подчеркнуло совершенно особую роль...

  • Образ Татьяны Лариной в романе Евгений Онегин АСПушкина

    Сочинение >> Иностранный язык

    Татьяны Лариной в романе "Евгений Онегин" А.С.Пушкина Белинский назвал "Евгения Онегина" "энциклопедией русской жизни" , так как в нем... как в зеркале отразилась вся жизнь русского дворянства...

  • Золотойй век русской литературы

    Реферат >> Культура и искусство

    Романом в стихах «Евгений Онегин» (1823-1831 гг.). В «Онегине» дана широкая картина жизни русского общества, а в... с. 228]. В. Г. Белинский назвал роман Пушкина «Евгений Онегин» «энциклопедией русской жизни» . Особое внимание Пушкина привлекает...

  • «Евгений Онегин» не лишен налета поэтического романтизма, присущего Пушкину. Но это уже в большей степени реалистичное произведение, показывающее быт и нравы российской действительности 20-х годов XIX века. Не случайно Белинский в своем критическом разборе произведений Пушкина назвал роман «Евгений Онегин» энциклопедией русской жизни. «…Великая заслуга со стороны поэта, что он так верно умел схватить действительность известного мгновения из жизни общества…»

    В романе яркими красками представлена русская природа во всех временах года. Причем, эти зарисовки выполнены настолько великолепно и реалистично, что по ним исследователи определяли годы, в которые происходили описываемые события. В поэме читатель найдет немало лирических строк, описывающих прелестную русскую природу (к примеру или ).

    Роман начинается знакомством с , летевшим в российскую глубинку «на почтовых» из Петербурга.

    Насколько все-таки многогранен и красочен русский язык! Одной фразой «молодой повеса» сказано многое: наш главный герой — человек несколько легкомысленный и праздный. Подтверждение сказанному читатель непременно встретит в дальнейшем повествовании.

    Онегин родился в Петербурге, получил типичное домашнее образование. В тот период дворяне повсеместно отдавали предпочтение французскому языку. Тому было несколько причин. Французский язык был непонятен простым людям, которые не всегда умели читать и писать даже по-русски, и отличал дворянина от простолюдина. Поэтому в России был повышенный спрос на французских учителей.

    Спрос, как известно, порождает предложение, и французы летели в Россию, как пчелы на мед. Не все из них были хорошо образованы, и способны дать дворянским недорослям достойное образование, но у них было главное достоинство – они знали французский.

    Мы все учились понемногу
    Чему-нибудь и как-нибудь.

    Причисляя себя к подобным недорослям, Александр Сергеевич явно скромничает. Ведь он получил прекрасное образование в Царскосельском лицее.

    Пушкин подробно показывает один день молодого человека в Петербурге. Так жили многие представители высшего светского общества. Как говорится, от частного к общему. Балы, вечеринки с друзьями, театры.

    Пушкин любил театр и не мог не послать туда своего героя. Но Онегин сюда приехал не столько ради постановки, сколько «на людей посмотреть и себя показать».

    Всех пора на смену;
    Балеты долго я терпел,
    Но и Дидло мне надоел.

    Пушкин любил театр. С восторгом и восхищением говорит он об артистах, которых видел сам во время пребывания в столице. Его поэма сохранила для нас некоторые имена и названия постановок.

    Но, говоря театральным языком, начинается второй акт, декорации меняются. Читатель переносится в русскую деревню, куда уже прискакал Евгений, дядя уже умер, и поправлять подушки молодому человеку не придется.

    Начинается описанием деревни, «где скучал Евгений». Дальнейшие события разворачиваются здесь, в уезде, между поместьями Онегина, Лариных и Ленского. Описание дома, несколько штрихов показывают, как жил дядя Евгения. Онегин дичился недалеких и простоватых соседей, и, избегая общения с ними, покидал дом, как только видел подъезжавшую к его имению, кибитку.

    Как антипод Онегина, в свое имение вернулся еще один молодой помещик – . Через него читатель знакомится с семейством Лариных. В отличие от Онегина, Ленский не бегал от своих соседей, но разговоры «о сенокосе, о вине, о псарне, о своей родне», были ему мало интересны. Кстати, в этой фразе Пушкин не просто показывает интересы русских помещиков. Из нее мы можем понять, что в описываемой губернии сельское хозяйство базировалось на животноводстве. В деревнях делали вино и наливки из фруктов и ягод, мужчины увлекались охотой, держали и разводили охотничьих собак, которые были гордостью многих помещиков.

    И пока отцы занимались хозяйством и собаками, их дочки с увлечением читали французские романы, мечтали о загадочной и романтической любви, а матушки подыскивали им женихов из числа холостых соседей. Таковы были нравы. Брак нередко был способом решения некоторых экономических проблем.

    Новая смена декораций свершается, когда матушка Ларина вместе с приезжает в Москву. Другие люди, другие картины. Кузины принимают нашу Татьяну в свое общество, ее вывозят в свет. Юная провинциалочка производит на мужчин неоднозначное впечатление. Ее осматривают, обсуждают, о ней говорят. И в один прекрасный день на нее обратил внимание некий генерал. Это был герой Отечественной войны 1812 года, человек принятый при дворе и матушка сделала все, чтобы уговорить Татьяну на брак. Уговорить свою дочь она могла, силой принудить – нет. В XIX уже существовали определенные правила и ограничения в этом вопросе.

    Но, как следует из дальнейшего повествования, Татьяне с мужем повезло. Он любил свою жену и ценил ее.

    Но шпор внезапный звон раздался,
    И муж Татьянин показался,
    И здесь героя моего,
    В минуту, злую для него,
    Читатель, мы теперь оставим,
    Надолго… навсегда.

    В этих строках читается, что муж Татьяны не даст свою жену в обиду. И если только заподозрит малейшее посягательство на честь его жены, а значит, на его честь, Онегину не поздоровится.

    Можно бесконечно рассуждать на тему достоверности и энциклопедичности романа. Каждая строка в ней дышит русскостью. И неважно, о ком или о чем пишет Пушкин: о девушках, собиравших ягоды в саду Лариных, или о светском рауте, описывает ли петербургский бал или провинциальное празднество, каждая строка поэмы показывает, что в ней изображено действительно существовавшее общество.

    /В.Г. Белинский. Сочинения Александра Пушкина. Статья девятая. "Евгений Онегин" (окончание)/

    Итак, в лице Онегина, Ленского и Татьяны Пушкин изобразил русское общество в одном из фазисов его образования, его развития, и с какою истиною, с какою верностью, как полно и художественно изобразил он его! Мы не говорим о множестве вставочных портретов и силуэтов, вошедших в его поэму и довершающих собою картину русского общества высшего и среднего; не говорим о картинах сельских балов и столичных раутов; всё это так известно нашей публике и так давно оценено ею по достоинству... Заметим одно: личность поэта, так полно и ярко отразившаяся в этой поэме, везде является такою прекрасною, такою гуманною, но в то же время по преимуществу артистическою. Везде видите вы в нем человека, душою и телом принадлежащего к основному принципу, составляющему сущность изображаемого им класса; короче, везде видите русского помещика... Он нападает в этом классе на всё, что противоречит гуманности; но принцип класса для него — вечная истина... И потому в самой сатире его так много любви, самое отрицание его так часто похоже на одобрение и на любование... <...>

    "Онегин" писан был в продолжение нескольких лет, — и потому сам поэт рос вместе с ним, и каждая новая глава поэмы была интереснее и зрелее. Но последние две главы резко отделяются от первых шести: они явно принадлежат уже к высшей, зрелой эпохе художественного развития поэта. О красоте отдельных мест нельзя наговориться довольно, притом же их так много! К лучшим принадлежат: ночная сцена между Татьяною и нянею, дуэль Онегина с Ленским и весь конец шестой главы.

    В последних двух главах мы и не знаем, что хвалить особенно, потому что в них всё превосходно; но первая половина седьмой главы (описание весны, воспоминание о Ленском, посещение Татьяною дома Онегина) как-то особенно выдается из всего глубокостию грустного чувства и дивно-прекрасными стихами... Отступления, делаемые поэтом от рассказа, обращения его к самому себе исполнены необыкновенной грации, задушевности, чувства, ума, остроты; личность поэта в них является такою любящею, такою гуманною. В своей поэме он умел коснуться так многого, намекнуть о столь многом, что принадлежит исключительно к миру русской природы, к миру русского общества!

    "Онегина" можно назвать энциклопедией русской жизни и в высшей степени народным произведением. Удивительно ли, что эта поэма была принята с таким восторгом публикою и имела такое огромное влияние и на современную ей и на последующую русскую литературу? А ее влияние на нравы общества? Она была актом сознания для русского общества, почти первым, но зато каким великим шагом вперед для него!.. Этот шаг был богатырским размахом, и после него стояние на одном месте сделалось уже невозможным... Пусть идет время и приводит с собою новые потребности, новые идеи, пусть растет русское общество и обгоняет "Онегина": как бы далеко оно ни ушло, но всегда будет оно любить эту поэму, всегда будет останавливать на ней исполненный любви и благодарности взор...

    Читайте также другие темы статей В.Г. Белинского о поэме А.С. Пушкина "Онегин":

    Сочинения Александра Пушкина. Статья восьмая

    Роман «Евгений Онегин» - истинно народное произведение и вершина творчества Александра Сергеевича Пушкина . Не зря известный критик В. Г. Белинский называл этот роман «энциклопедией русской жизни». В связи с тем, что роман писался в первой половине 19 века, в нем правдоподобно описаны картины русской жизни 1820-х годов. Это описание великосветского общества Москвы и Петербурга, дворянской интеллигенции, старого дворянства, их нравов и культурных особенностей.

    В этот период в стране происходили огромные перемены, последовавшие после победы в Отечественной войне 1812 года и после выступления декабристов в 1825 году. В свете последних событий на печать была наложена жестокая требовательность. Поэтому мысли и поступки героев должны стали осмотрительнее.

    Однако писателю все же удалось в точности осветить некоторые аспекты русской жизни. Так, например, затрагивая культурно-экономическую сферу, он упоминает, что в страну ввозились разнообразные декоративные безделушки, начиная от гребней для волос и заканчивая пилочками для ногтей, в обмен на лес и сало. В точности он описал балет и театр своего времени, упоминая некоторых известных персон из этой сферы.

    Примечательно то, что Пушкину удалось на фоне развивающихся событий описать практически все социальные группы русской нации, начиная от столичной аристократии и заканчивая крепостным крестьянством. Он четко разграничил и свое личное отношение к каждому сословию.

    Петербургская аристократия, например, или так называемая «золотая молодежь» была обрисована не в выгодном свете. В их праздном образе жизни смешались день и ночь. Их не интересовал здоровый, целеустремленный труд. Такое существование было бессмысленно, так как не давало пищи ни для ума, ни для сердца, а приводило лишь к хандре или душевной опустошенности.

    Все в них так бледно, равнодушно;
    Они клевещут даже скучно…

    Несмотря на явную симпатию поэта к провинциальному дворянству, к их простоте и хлебосольству, он и для этого слоя населения нашел пару сатирических строк. А деревенских помещиков во сне Татьяны он и вовсе предпочел изобразить получудовищами.

    Их разговор благоразумный
    О сенокосе, о вине

    Правдиво изображена и жизнь крестьян, их мировосприятие, устои. Когда няни Татьяны с характерной крестьянской непосредственностью делится рассказом о своем неудачном замужестве, в ее словах отражается смиренность и терпеливость русского народа.

    А. С. Пушкину мастерски удалось воспроизвести картину русского общества в определенный исторический момент его развития. Можно сделать вывод, что произведение «Евгений Онегин» является воистину исторической поэмой, хотя среди ее героев не замечено ни одного исторического лица.