Политическая и государственная власть. Государственная и политическая власть: соотношение понятий

Во все времена важнейшие решения принимались небольшой группой людей, а то и одним человеком. Сегодня эксперты говорят о разделении политической и государственной власти, что связано с развитием плюрализма и формированием большого количества центров силы и влияния. Что объединяет, а что разделяет данные понятия? И кто в действительно принимает судьбоносные решения, способные перекроить карту мира?

Государственная власть – это способность общественных институтов контролировать поведение человека, общества и государства, ограниченная территорией, законом, легитимностью и традициями. Государственная машина – это иерархический аппарат, состоящий из множества ветвей. Все они, включая законодательную, исполнительную и судебную, сходятся на верховном органе власти (президент, правительство, парламент).

Политическая власть – это воля конкретной партии или организации бороться за лидерство в государственном аппарате конкретной страны или политического союза. Для достижения целей используются различные методы, которые разнятся в зависимости от условий региона. К примеру, прийти к власти в Германии можно с помощью выборов, а вот легитимно победить в КНДР или Китае – невозможно.

Несмотря на схожесть понятий, они имеют индивидуальные черты. Политическая власть становится государственной лишь тогда, когда партия побеждает на выборах или иным образом завоёвывает симпатию большинства общества. Может произойти и обратная ситуация. К примеру, в начале 90-х годов КПСС формально обладала государственной властью, но не политической, так как потеряла свою легитимность в глазах населения.

В то же время, возможны вариации в концентрации рычагов управления. В странах с развитым государственную власть могут держать сразу несколько политических партий (альянс, объединение). Консенсус между ними достигается путём диалога, разделения полномочий.

Выводы сайт

  1. Форма реализации. Государственная власть осуществляется на основе правовых инструментов: принятие законов, координация работы всех органов. Политическая власть может использовать и другие методы, которые позволены её идеологией (насилие, репрессии, террор).
  2. Характер. Госвласть обязательна не только для общества в целом, но и для каждого индивида в частности. Неподчинение распоряжениям правовых институтов влекут за собой ответственность. Политическая власть зачастую не имеет такого влияния, ограничиваясь членами своей партии.
  3. Обязательность. Государственная власть распространяется на территории всего государства. Политическая – лишь в том случае, если правительство возглавляется её партией.
  4. Изменение. Политическая власть утрачивается тогда, когда идеология перестаёт восприниматься значительной частью общества. Госвласть может быть потеряна как с помощью легитимных институтов (выборы, отставка), так и путём насильственного свержения (революция, война).

Политическая и государственная власть

3. Политическая и государственная власть

Политической властью в обществе обладают все те субъекты, которым добровольно подчиняются другие люди, объединенные некоторой общей им всем (политической) идеей. Политическая идея может быть и не быть принятой всем обществом, т.е. может иметь или не иметь форму (официальной) государственной идеи.

Воплощением государственной идеи является вся совокупность политических законов и институтов, официально признанных и действующих в данном обществе. Власть, которой располагают конкретные субъекты, действующие в рамках этих законов и институтов, есть государственная власть. Власть же субъектов, идея которых не стала государственной и не воплотилась в официально признанные институты данного общества, есть власть просто политическая, и не более. Например, большевики в России до октября 1917 г. обладали просто политической властью (причем весьма ограниченной), а после Октября они стали властью государственной.

Выше мы уже приводили общее определение власти В.Г. Ледяева как "способности субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями". Политическая власть определяется им, соответственно, как "способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики". Следовательно, чтобы понять, что такое политическая власть, по В.Г. Ледяеву, надо прежде понять, что такое политика. Очевидно, в таком случае в самом определении политики не должны присутствовать ссылки на политическое, иначе мы будем иметь определение по принципу "то же через то же", или "масло масляное". Посмотрим, как это ему удается.

Итак, что же такое "сфера политики"? "Политика, -- формулирует В.Г. Ледяев, -- включает в себя все социальные отношения и события, которые оказывают существенное влияние на жизнь социальной общности, она выражается в любых действиях людей, направленных на изменение или сохранение условий их жизнедеятельности". В такой формулировке, очевидно, политика неотличима, например, от экономики, да и вообще от любых форм деятельности людей, направленных на "изменение и сохранение условий их жизнедеятельности". Такое понимание политики просто совпадает с жизнедеятельностью общества вообще.

Видимо, понимая это, В.Г. Ледяев добавляет и еще один "критерий политического". Это -- "связанность с процессом государственного управления и функционированием государственных (публичных) институтов" 9 . Но ведь государство -- это политический институт. Вводя этот "критерий политического", мы "контрабандой" проносим политическое в определение самого политического. Сказать, что политическое -- это все, что связано так или иначе с государством, значит сказать, что политическое -- это связанное некоторым образом с политическим.

Мы определили политическую власть как власть, основанную на определенной политической идее и осуществляемую только в рамках этой идеи. Политическую же идею мы отличаем от всех прочих тем, что она выражает некоторый порядок общественной жизни и главным образом тот, который касается осуществления членами общества своей физической, интеллектуальной и экономической власти над вещами и другими людьми. Иначе говоря, политическая власть -- это метафизическая власть, власть, надстраиваемая над природной властью и регулирующая использование последней в обществе. Приходя в государственную власть, политики получают монопольное право на использование физического насилия, но не в своих собственных интересах, а в интересах того порядка, который выражен в их идее, приведшей их к власти. У В.Г. Ледяева же получается, что политическая власть -- это способность некоторых субъектов добиваться подчинения других субъектов "в своих интересах" в сфере политики. Но там, где начинаются "свои интересы", кончается политика и начинается коррупция, разбой и т.д.

Фундаментальные политические идеи могут возникать как в догосударственных человеческих общностях, и тогда они сразу становятся государствоообразующими идеями (монголы Чингисхана, арабы Магомета и т.д.), так и в рамках уже сложившегося государственного устройства (чаще всего уже "загнивающего"), и тогда они образуют новое "(прото)государство в государстве" (якобинцы и другие политические клубы во Франции XVIII в., марксисты в Европе XIX в. и т.д.). Новая власть, как говорил В.И. Ленин, "не с неба сваливается, а вырастает, возникает наряду со старой, против старой власти, в борьбе против нее".

Отвоевавшая у старой власти умы ее подданных (или ее граждан), новая власть превращается рано или поздно, мирно (как при распаде СССР) или немирно (как при его создании) во власть государственную. Ее легитимность обеспечивается именно тем, что ее идея становится (все)народной. И ее легитимность, а следовательно, и сама (политическая) власть как таковая исчезает, когда ее идея "выдыхается", перестает властвовать над умами всего (или большинства) народа. Именно так, например, утратила власть КПСС в созданном ею государстве.

Даже самые "дикие", деспотические формы абсолютной монархии не являются теми "машинами" голого произвола и насилия, которыми их стало модно изображать в последнее время. В основе таких "машин" всегда лежит некая идея, которой деспот служит так же, как и последний из его подданных. В этом можно убедиться, прочитав, например, переписку Ивана Грозного с Курбским, в которой Грозный, один из самых деспотичных правителей, подробнейшим образом излагает идеи, которым он служит. В этом его служении -- разгадка той народной любви к тирану, которая ставит сегодня в тупик многих историков.

Таким образом, и государственная власть в основе своей власть духовная, а не физическая, экономическая, интеллектуальная и т.д Дибиров А., Пронский Л. О природе политической власти// Вестник МГУ: Социология и политология.- 2002.- №2.- С. 54-56.

Государственная власть

Государственная власть

Государственная власть и государственное управление

Государственная власть: понятие и признаки

Исторические типы государства. Формационный и цивилизационный подходы

Решение современных проблем экономики, и в первую очередь восстановление производства и налаживание воспроизводственного цикла, использование возможностей НТП в условиях многоукладного хозяйства и разнообразия форм собственности...

Методы осуществления государственной власти

Всякая власть по-настоящему устойчива и сильна, прежде всего, за счет своей социальной основы. Государственная власть функционирует в обществе, разделенном на классы, различные социальные группы с противоречивыми...

Министерство финансов Швеции

По территории, составляющей 450 тыс. кв. км (174 тыс. кв. миль), Швеция является одной из крупнейших стран Западной Европы. Однако плотность ее населения относительно низкая...

Основные понятия о государстве

Власть, в какой бы форме она ни находилась, всегда означает, принуждение к чьей-то воле и подчинение ей. Государство распространяет свое влияние на граждан и общество в целом...

Понятие государства, государственной власти и органов государства

В одном из своих исследований В.Герье, определяя учредительную власть как право совершать существенные преобразования в государственном строе, отмечал, что такая власть признавалась принадлежащей королю, нации...

Понятие государства, государственной власти и органов государства

Субъект законодательной власти - парламент, как орган государства, как правило, имеет весьма сложную структуру: состоит из палат, комитетов, комиссий, фракций и т.п....

Понятие государства, государственной власти и органов государства

Основной исполнительной власти субъект - правительство и подчиненные ему органы - призваны исполнять законы, проводить их требования в реальную жизнь. Вместе с тем исполнительная власть сама активно занимается подзаконным нормотворчеством...

Понятие и признаки государственной власти

Системы органов государственной власти субъектов Российской Федерации и штатов Индии (сравнительный анализ)

Помимо штатов в состав федерации входят 6 союзных территорий (столица страны и несколько островов в Индийском океане). Рядом союзных территорий единолично управляют назначенные федеральным правительством администраторы...

Теория государства

…Государственная власть - есть основанная на самостоятельной силе воля одних (властвующих) подчинять себе волю других (подвластных). Г.Ф. Шершеневич. Государственная власть есть система отношений господства и подчинения...

  • 7.Сущность права: основные подходы. Функции права.
  • 8.Исторические типы права. Формально-юридические типы права.
  • Рабовладельческое право
  • Феодальное право
  • Буржуазное право
  • Социалистическое право
  • 9. Принцип правового регулирования: понятие, значение и виды.
  • 11. Нормативный правовой акт: понятие, признаки и виды. Юридическая сила: понятие и значение.
  • 12. Закон: понятие, признаки и разновидности
  • 13. Норма права: понятие и основные признаки.
  • 14.Структура нормы права.
  • 15. Основные виды норм права.
  • 16. Соотношение нормы права и нормативного правового акта.
  • 17. Основные правила и принципы действия норм права во времени, в пространстве и по кругу лиц. Обратная сила нормы права и основания ее применения.
  • 18. Система права: понятие, значение и элементы.
  • Элементы системы права
  • 19.Общая характеристика системообразующих отраслей современного права.
  • 20.Публичное и частное право. Материальное и процессуальное право.
  • 22. Правовое отношение: понятие и виды.
  • 23. Структура правового отношения.
  • 24. Правоспособность, дееспособность и правосубъектность лиц.
  • 25.Основные виды правовых отношений.
  • 26.Юридический факт: понятие и виды. Юридический состав.
  • 1.С точки зрения последствий юридические факты подразделяют на:
  • 2. Одна из важнейших классификаций юридических фактов - это их деление с позиции волевого признака на:
  • 27.Правомерное поведение личности: понятие значение типы
  • 28.Правонарушение: понятие, значение, виды
  • 29. Общая характеристика состава правонарушения.
  • 30. Вина как признак состава правонарушения: понятие и формы
  • 31. Юридическая ответственность: понятие, основание и содержание
  • 32.Виды юридической ответственности
  • 33.Основания, исключающие юридическую ответственность. Основание освобождения от юридической ответственности
  • 34. Правотворческая деятельность общества и государства: понятие и разновидности
  • 35. Законодательный процесс: понятие и основные стадии.
  • 36.Реализация права: понятие, значение формы и основные способы.
  • 37. Применение права как особая форма его реализации. Акты и процедура правоприменения
  • 3. Стадии применения права
  • 4. Акты применения права
  • Виды актов применения права:
  • 38. Толкование права: понятие, значение, основные способы и виды
  • Способы толкования права
  • 39.Систематизация законодательства: понятие, значение и виды
  • 40. Законность и правопорядок в обществе: понятие, основные гарантии и взаимосвязь.
  • 41. Правосознание и правовая культура в рамках правовой системы.
  • 42. Национальная (внутригосударственная) и наднациональная (трансграничная)
  • 43.Соотношение права и государства
  • 44.Правовое государство: понятие и признаки. Особенности гражданского общества.
  • Признаки гражданского права
  • 45.Основные идеи и концепции происхождения и существования государства. Западный и восточный пути происхождения государства.
  • 46.Понятие и основные признаки государства.
  • Понятие государства
  • Признаки государства
  • Общие признаки государства
  • 47.Соотношение государственной, политической и публичной власти
  • 48.Сущность государства: основные подходы
  • 49.Функции государства: понятие, значение, виды.
  • 50.Исторические типы государства
  • 51.Государственный механизм: понятие и элементы.. Соотношение государственного механизма и государственного аппарата.
  • 52.Основные виды государственных органов
  • 53.Соотношение органов государственной власти и органов местного самоуправления
  • 54. Форма правления: понятие, значение и виды
  • 55. Форма государственного устройства: понятие, значение и разновидности
  • Общие признаки государства

    Несмотря на все многообразие видов и форм государственных образований, возникавших ранее и существующих в настоящее время, можно выделить общие признаки, которые в той или иной степени характерны для любого государства. Наиболее полно и аргументированно, на наш взгляд, эти признаки были изложены В. П. Пугачевым.

    К числу таких признаков относятся следующие:

      публичная власть, отделенная от общества и не совпадающая с социальной организацией; наличие особого слоя людей, осуществляющих политическое управление обществом;

      определенная территория (политическое пространство), очерчиваемая границами, на которую распространяются законы и полномочия государства;

      суверенитет - верховная власть над всеми проживающими на определенной территории гражданами, их институтами и организациями;

      монополия на легальное применение силы. Только государство имеет «законные» основания для того, чтобы ограничивать права и свободы граждан и даже лишать их жизни. Для этих целей оно имеет специальные силовые структуры: армию, полицию, суды, тюрьмы ит. п.;

      право на взимание налогов и сборов с населения, которые необходимы для содержания государственных органов и материального обеспечения государственной политики: оборонной, экономической, социальной и т. д.;

      обязательность членства в государстве. Человек получает гражданство с момента рождения. В отличие от членства в партии или других организаций, гражданство является необходимым атрибутом любого человека;

      претензия на представительство всего общества как единого целого и на защиту общих интересов и целей. В реальности же никакое государство или иная организация не в состоянии в полной мере отражать интересы всех социальных групп, классов и отдельных граждан общества.

    Все функции государства можно разделить на два основных вида: внутренние и внешние.

    При выполнениивнутренних функции деятельность государства направлена на управление обществом, на согласование интересов различных социальных слоев и классов, на сохранение своих властных полномочий. Осуществляявнешние функции , государство выступает в качестве субъекта международных отношений, представляющего определенный народ, территорию и суверенную власть.

    47.Соотношение государственной, политической и публичной власти

    Политическая власть неразрывно связана с государственной властью. Действительно, политическая власть доминирующей социальной общности полнее всего реализуется в обычных условиях через государство, его власть, управленческую и иную деятельность. Политическую и государственную власть бывает трудно разграничить и по причине «двойной» (собственно политической и государственной) роли правящих политических партий. В тоталитарном государстве единственно разрешенная законом правящая партия на деле осуществляет власть как «государственная партия». Но и в демократических странах партия, победившая, например, на выборах президента, в парламент и сформировавшая правительство, на деле получает рычаги государственной власти. В США, к примеру, к руководству страной приходят в результате выборов то демократы то республиканцы, в Великобритании государством попеременно правят лейбористы или консерваторы, в Германии у власти менялись социал-демократы и христианские демократы. Политическая власть социальной общности непосредственно не располагает средствами принуждения в отношении всего общества. Но юридическим институтом легализованного принуждения в отношении всего общества, как известно, является только государство. Лишь государственная власть может использовать такое принуждение, которое не только легально, но в большинстве случаев и легитимно. Таким образом, связь государственной и политической власти заключается в том, что государственная власть – это основная форма политической власти и вместе с тем – главный канал реализации последней. Она представляет собой отношение, в котором одной из сторон всегда является особый субъект – государство, представляющий его орган или должностное лицо. Суть этого специфического власте отношения состоит в том, что социальная общность экономически, политически и идеологически определяющая состояние общества, делает свою волю (складывающуюся в ходе противоборства, компромиссов, консенсуса политических и социальных сил) общеобязательной под угрозой особого, государственного принуждения.

    отличие власти государственной от политической:

    Государство, в отличие от политической власти определенной социальной общности, которая хота и вынуждена учитывать интересы других слоев, но прежде всего ориентирована на собственные интересы, – это такой институт, важнейшей задачей которого выступают «общие дела всего общества». Кроме того, государство, государственная власть вынуждены учитывать интересы многих противоборствующих группировок, стремясь к сохранению порядка и стабильности в обществе. Эти задачи не являются существенными для политической власти в силу самой природы, не стремящейся к решению общих дел. В этом государственная власть отчуждается от политической власти, имеет собственное бытие, определенную автономию, свои закономерности развития. Политическую и государственную власть следует различать, но не противопоставлять. В обычных условиях их социальный характер одинаков. Политическая власть – это власть социальной общности (общностей), определяющей в противоборстве и взаимодействии с другими силами, направление развития страны; государственная власть – это имеющая политический характер власть особой организации – государства, его органов, должностных лиц, реализующих в конечном счете волю той политической общности (общностей), которой принадлежит политическая власть. В отличие от политической государственная власть осуществляется в особых процедурных формах, присущих государству средствами и методами. От имени государства ее осуществляют, прежде всего, государственные органы, должностные лица и государственный аппарат, уполномоченные на то конституцией.

    Государственная же власть представляет собой особую разновидность социальной власти. В литературе по-разному понимается соотношение категорий "государственная власть" и "политическая власть".Согласно одной точке зрения, государственная власть - более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: органами местного самоуправления, партиями, политическими движениями, общественными организациями и т.п. Так, в соответствии с Конституцией Российской Федерации органы местного самоуправления не входят в систему органов государственной власти, хотя и осуществляют власть (ст. ст. 3, 12, гл. 8).Вместе с тем если государственная власть выступает от имени всего общества, то политическая - зачастую от какой-либо его части или социальной группы, являющейся субъектом политического властвования. В отличие от власти политической, государственная власть имеет свойственные ей три основные ветви - законодательную, исполнительную и судебную с соответствующими прерогативами (ст. 10 Конституции РФ). Иными словами, подобно тому как политическую систему общества нельзя сводить только к государству, так и политическую власть нельзя отождествлять с властью государственной.Согласно другой точке зрения, понятие "политическая власть" тождественно категории "государственная власть", так как политическая власть исходит от государства и реализуется не иначе как при его (прямом или косвенном) участии, разрешении и пр. Государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Подобная власть осуществляет функцию, связанную с руководством, управлением и координацией волевых действий людей. Государственная власть ведет к установлению таких отношений, в которых она выступает как высший авторитет, добровольно или вынужденно признаваемый всеми членами социального сообщества, сложившегося на данной территории. Властное руководство предполагает, с одной стороны, возможность носителей властных функций определять поведение людей, с другой - необходимость подвластных подчинять свое поведение властному повелению. Подчинение - следствие как убеждения, так и принуждения. Власть есть сила, способная подчинять

    Государство - основной структурный элемент политической системы, в основе которой лежат отношения власти-подчинения. Поэтому государство как общественная надстройка и система управления человеческим обществом немыслимо без государственной власти.

    Государственная власть выступает сердцевиной, сущностным ядром государства. Собственно говоря, государство и есть особая форма организации власти, имеющей внешнее выражение в своих носителях - аппарате управления.

    Власть - эго необходимое и основное связующее звено между государством как управленческой структурой и политической системой общества. Она является фундаментом и смыслом существования любой политической системы, поскольку отношения власти и подчинения всегда присутствуют в политически организованном обществе.

    Что же такое власть? Какова природа и сущность этого феномена социальных отношений?

    В самом общем смысле власть как явление предполагает подчинение воли одних субъектов воле других. Власть - это определяющее воздействие на волю, сознание и поведение субъекта, побуждающее его подчиняться воле носителя власти, основанной на авторитете или принуждении.

    То есть в основе подчинения лежит либо принуждение (или возможность его применения), либо авторитет, проявляющийся в способности убеждения.

    Признаки власти :

    • 1) складывается, проявляется в отношениях между людьми (индивидами);
    • 2) основное предназначение власти - организовать межличностные отношения и взаимодействие;
    • 3) имеет волевой характер. Власть - это проявление воли, выражающееся во взаимодействие воли властвующих и воли подвластных. Воля это элемент сознания индивида, заключающийся в активном, деятельном стремлении что-либо изменить (окружающую среду, поведение другого субъекта, социальные отношения);
    • 4) всякая власть обладает определенными средствами своего осуществления. То есть должны быть инструменты для того, чтобы навязать свою волю. В противном случае воля властвующих, а значит и сама власть, не могут быть реализованы.

    Власть, проявляющаяся в относительно большой общности индивидов и построенная на социально-биологических законах общежития и управления, называется социальной.

    В социальном смысле власть - это соответствующее характеру и уровню общественной жизни средство функционирования всякой социальной общности, заключающееся в способности и возможности определенных субъектов осуществлять свою волю, оказывая воздействие на сознание и деятельность индивидов, их объединений посредством использования авторитета, убеждения, принуждения .

    Признаки социальной власти:

    • 1) складывается, проявляется в отношениях внутри и между группами людей (индивидов);
    • 2) основное предназначение - организовать общественные отношения;
    • 3) направлена на удовлетворение интересов общества в целом.

    К жизни отношения власти и подчинения вызывает, на первоначальных этапах развития общества, необходимость управления и координирования деятельности социальной общности. Власть придает обществу целостность, управляемость, служит важнейшим фактором организованности. Иными словами, это системообразующий элемент, обеспечивающий социуму жизнеспособность. Под воздействием власти общественные отношения становятся целенаправленными, приобретают характер управляемых и контролируемых связей, а совместная жизнь в социуме становится упорядоченной. Следовательно, социальная власть носит в обществе объективный характер, является фундаментальным свойством любой общности индивидов.

    В дальнейшем развитие властеотношений обусловлено появлением у индивидов различных несовпадающих интересов, где одни интересы должны быть подчинены другим или достигнут компромисс. И пока эти интересы носят объективный характер, а цели общества в целом едины, власть продолжает сохранять социальный характер.

    Но как только в системе интересов индивидов и их групп общие интересы заменяются групповыми, власть начинает приобретать политический характер. Как верно отмечает С. Н. Кожевников, «политическая жизнь, а вместе с ней и политическая власть возникла в обществе, где люди разделены неодинаковым положением, разными интересами, а в этой связи вступают в состояние определенной борьбы» .

    Таким образом, политическая власть - это власть в социальнодифферен- цированиом обществе, способная управлять социальными процессами и влиять на принимаемые в обществе решения в интересах определенных социальных групп.

    В государственноорганизованном обществе политическая власть реализуется по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти в целях ее использования как наиболее эффективного средства для удовлетворения интересов властвующей социальной группы.

    Признаки политической власти :

    • 1) возникает только в социальнодифференцированиом обществе (т.е. при наличии несовпадающих интересов у различных социальных групп);
    • 2) оказывает влияние на принимаемые в обществе решения;
    • 3) управляет социальными процессами в интересах определенных социальных групп;
    • 4) в государственноорганизованном обществе реализуется по поводу завоевания, удержания и использования государственной власти.

    Основной разновидностью политической власти является власть государственная или административно-управленческая.

    Государственная власть - это разновидность политической власти, которая обладает монопольным правом издавать веления, обязательные для всего населения, и опирается на специальный государственный аппарат как на одно из средств для соблюдения изданных ею законов и распоряжений.

    Можно сказать, что государственная власть - это публично-политическое отношение господства и подчинения между государством и субъектами социальных отношений, опирающееся на государственное принуждение или возможность его применения. Государственная власть осуществляется государственными органами и должностными лицами либо делегирована (санкционирована) ими другим субъектам, т.е. проводится от имени, по уполномочию и при поддержке государства.

    Особенности (свойства ) государственной власти :

    • 1) всеобъемлющий характер (универсальность) - государственная власть распространяется на всю территорию и на все население государства, на всех лиц, находящихся на этой территории;
    • 2) верховенство государственной власти - государственная власть может разрешить, приостановить, запретить, признать ничтожным проявление любой иной власти на своей территории. Государственная власть стоит выше всех других организаций и общностей страны, которые обязаны ей подчиняться;
    • 3) суверенность государственной власти - ее независимость от какой- либо иной государственной власти как внутри государства, так и вне его;
    • 4) институционалированность государственной власти - власть проявляется вовне в виде особых сложноструктурированных государственных институтов - государственных органов и учреждений, формирующих государственный аппарат;
    • 5) публичность государственной власти - государственная власть осуществляется профессиональным государственным аппаратом, отделенным от общества как объекта власти;
    • 6) обладает исключительным правом (прерогативой) на правотворческую деятельность. Только государственная власть имеет особое средство для придания своим велениям обязательного характера, которых нет у иных видов власти - право, которое является самым эффективным регулятором общественных отношений;
    • 7) имеет особые средства воздействия на общество, которых нет у иных видов власти, - специфическую принудительную силу, реализуемую системой исправительных учреждений, полицией, внутренними войсками, армией и т.д.;
    • 8) осуществляется в специфических, легализованных формах, прежде всего, правотворческой, правоприменительной и правоохранительной деятельности;
    • 9) государственная власть - всегда авторитет, т.е. имеет не просто возможность оказывать влияние на поведение субъекта, но это влияние носит безоговорочный характер. Чаще всего авторитет основан на насилии и принуждении, но может быть и подлинный авторитет, основанный на добровольном признании и подчинении власти. Но в любом случае, все обязаны подчиняться государственной власти;
    • 10) обладает дуалистическим характером выполняемой функции: обще- социальной и классовой.

    Политической властью в обществе обладают все те субъекты, которым добровольно подчиняются другие люди, объединенные некоторой общей им всем (политической) идеей. Политическая идея может быть и не быть принятой всем обществом, т. е., может иметь или не иметь форму (официальной) государственной идеи.

    Воплощением государственной идеи является вся совокупность политических законов и институтов, официально признанных и действующих в данном обществе. Власть, которой располагают конкретные субъекты, действующие в рамках этих законов и институтов, есть государственная власть. Власть же субъектов, идея которых не стала государственной и не воплотилась в официально признанные институты данного общества, есть власть просто политическая, и не более.

    Например, большевики в России до октября 1917 г. обладали просто политической властью (причем весьма ограниченной), а после Октября они стали властью государственной.

    Выше мы уже приводили общее определение власти В.Г. Ледяева как "способности субъекта обеспечить подчинение объекта в соответствии со своими намерениями". Политическая власть определяется им, соответственно, как "способность субъекта обеспечить подчинение объекта в сфере политики". Следовательно, чтобы понять, что такое политическая власть, по В.Г. Ледяеву, надо прежде понять, что такое политика. Очевидно, в таком случае в самом определении политики не должны присутствовать ссылки на политическое, иначе мы будем иметь определение по принципу "то же через то же", или "масло масляное". Посмотрим, как это ему удается. Итак, что же такое "сфера политики"? "Политика, - формулирует В.Г. Ледяев, - включает в себя все социальные отношения и события, которые оказывают существенное влияние на жизнь социальной общности, она выражается в любых действиях людей, направленных на изменение или сохранение условий их жизнедеятельности". В такой формулировке, очевидно, политика неотличима, например, от экономики, да и вообще от любых форм деятельности людей, направленных на "изменение и сохранение условий их жизнедеятельности". Такое понимание политики просто совпадает с жизнедеятельностью общества вообще.

    Видимо, понимая это, В.Г. Ледяев добавляет и еще один "критерий политического". Это - "связанность с процессом государственного управления и функционированием государственных (публичных) институтов". Но ведь государство - это политический институт. Вводя этот "критерий политического", мы "контрабандой" проносим политическое в определение самого политического. Сказать, что политическое - это все, что связано так или иначе с государством, значит сказать, что политическое - это связанное некоторым образом с политическим.

    Мы определили политическую власть как власть, основанную на определенной политической идее и осуществляемую только в рамках этой идеи. Политическую же идею мы отличаем от всех прочих тем, что она выражает некоторый порядок общественной жизни и главным образом тот, который касается осуществления членами общества своей физической, интеллектуальной и экономической власти над вещами и другими людьми. Иначе говоря, политическая власть - это метафизическая власть, власть, надстраиваемая над природной властью и регулирующая использование последней в обществе.

    Приходя в государственную власть, политики получают монопольное право на использование физического насилия, но не в своих собственных интересах, а в интересах того порядка, который выражен в их идее, приведшей их к власти.

    У В.Г. Ледяева же получается, что политическая власть - это способность некоторых субъектов добиваться подчинения других субъектов "в своих интересах" в сфере политики. Но там, где начинаются "свои интересы", кончается политика и начинается коррупция, разбой и т. д.

    Фундаментальные политические идеи могут возникать как в до государственных человеческих общностях, и тогда они сразу становятся государство образующими идеями (монголы Чингисхана, арабы Магомета и т. д.), так и в рамках уже сложившегося государственного устройства (чаще всего уже "загнивающего"), и тогда они образуют новое "(прото) государство в государстве" (якобинцы и другие политические клубы во Франции XVIII в., марксисты в Европе XIX в. и т. д.). Новая власть, как говорил В.И. Ленин, "не с неба сваливается, а вырастает, возникает наряду со старой, против старой власти, в борьбе против нее".

    Отвоевавшая у старой власти умы ее подданных (или ее граждан), новая власть превращается рано или поздно, мирно (как при распаде СССР) или немирно (как при его создании) во власть государственную. Ее легитимность обеспечивается именно тем, что ее идея становится (все)народной. И ее легитимность, а следовательно, и сама (политическая) власть как таковая исчезает, когда ее идея "выдыхается", перестает властвовать над умами всего (или большинства) народа. Именно так, например, утратила власть КПСС в созданном ею государстве.

    Даже самые "дикие", деспотические формы абсолютной монархии не являются теми "машинами" голого произвола и насилия, которыми их стало модно изображать в последнее время.

    В основе таких "машин" всегда лежит некая идея, которой деспот служит так же, как и последний из его подданных. В этом можно убедиться, прочитав, например, переписку Ивана Грозного с Курбским, в которой Грозный, один из самых деспотичных правителей, подробнейшим образом излагает идеи, которым он служит.

    В этом его служении - разгадка той народной любви к тирану, которая ставит сегодня в тупик многих историков.

    Таким образом, и государственная власть в основе своей власть духовная, а не физическая, экономическая, интеллектуальная и т. д.