Полярный богатырь: зачем России нужен новый военный ледокол. Атомный ледокольный флот

Универсальный патрульный корабль арктической зоны ледового класса проекта 23550 разработан специалистами ЦМКБ «Алмаз». Представляет собой проект принципиально новых кораблей, объединяющих в себе качества ледокола, буксира и патрульного корабля. Корабль может использоваться в любых зонах мореплавания, от арктических до тропических морей, при этом он в состоянии преодолевать льды толщиной до 1,5 метра. В настоящее время запланирована постройка двух кораблей данного типа, первый из них, «Иван Папанин», уже заложен и строится на «Адмиралтейских верфях».

Как рассказал генеральный директор предприятия «Адмиралтейские верфи» Александр Бузаков в интервью журналистам РИА «Новости», первый многофункциональный патрульный корабль ледового класса «Иван Папанин» будет спущен на воду в 2019 году, передача корабля заказчику (ВМФ России) запланирована на 2020 год. Бузаков также рассказал журналистам о том, что закладка второго корабля серии «Николай Зубков» того же проекта 23550, скорее всего, состоится в 2019 году, срок сдачи корабля - 2022 год. Контракт на постройку серии из двух патрульных кораблей арктической зоны был подписан 25 апреля 2016 года.

Патрульное судно арктического класса проекта 23550 предназначено для охраны и мониторинга водных ресурсов в Арктике; сопровождения и поддержки судов обеспечения; конвоирования и буксировки в порт задержанных судов; перевозки спецгрузов; участия в спасательных операциях на море; помимо этого корабль может использоваться для самостоятельного нанесения артиллерийских ударов по морским, береговым и воздушным целям.

По заверениям разработчиков, новый корабль сможет эффективно решать задачи в арктической зоне как в составе группировок (отрядов) боевых кораблей, так и самостоятельно, также патрульное судно сможет осуществлять эскортные функции на арктических коммуникациях.

Закладка многофункционального патрульного корабля ледового класса проекта 23550 «Иван Папанин», 17.04.2017.

Проект 23550, безусловно, является уникальным для России и в целом практически не имеет аналогов в мире. Что-то подобное имеется сегодня только у Норвегии, речь идет о патрульных кораблях ледового класса типа Svalbard, состоящих на вооружении береговой охраны Норвегии. Данный корабль также может использоваться в качестве патрульного и в настоящее время является одним из крупнейших кораблей, находящихся на вооружении ВМС Норвегии. Корабль вооружен 57-мм автоматической артиллерийской установкой «Бофорс» и может нести на борту один вертолет - NH-90 или «Линкс».

Совершенно точно российский патрульный корабль арктической зоны превзойдет Svalbard по водоизмещению (более чем на 2000 тонн), размерам, вооружению и возможности работать во льдах. Норвежский ледокол в состоянии преодолевать ледовые поля толщиной до метра, тогда как корабль проект 23550 сможет передвигаться во льдах толщиной 1,5 метра (как отмечал в интервью генеральный директор «Адмиралтейских верфей» А.Бузаков, возможно, этот параметр составит и 2 метра). Разработка российских инженеров представляется более многофункциональной, а наличие на борту ледокола различного вооружения делает его надежным средством охраны арктического водного района.

Основные тактико-технические характеристики корабля проекта 23550, которые представлены в пресс-релизах предприятия «Адмиралтейские верфи», следующие:
водоизмещение - 8500 тонн;
длина - порядка 110 метров;
ширина - около 20 метров;
осадка - 6 метров;
максимальная скорость хода - 16 узлов;
экипаж/дополнительный экипаж - примерно 60/50 человек;
автономность плавания - 60 суток;
район плавания - неограничен.

Будет на борту корабля и специальное оборудование, которое представлено мощной буксирной лебедкой тягой порядка 80 тонн и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами, каждый из которых будет обладать грузоподъемностью 28 тонн.

Вооружением корабля станет автоматическая 76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА. Дополнительно на корабле будет иметься ангар и посадочная площадка для размещения противолодочного или поисково-спасательного вертолета Ка-27. Также на его борту будут расположены два скоростных катера типа «Раптор», которые могут нести на борту стрелковое вооружение и перевозить до 20 десантников. Планируется, что на борту ледокола также смогут базироваться беспилотные летательные аппараты.

76,2-мм артиллерийская установка АК-176МА является последней на сегодняшний день модификацией артиллерийской системы, принятой на вооружение еще в 1979 году. Ее успешные полигонные испытания были завершены в первом квартале 2017 года. По сравнению с предыдущими модификациями у модернизированной установки АК-176МА более чем в два раза была повышена точность наведения приводов, в два раза повышена кучность ведения огня, существенно выросла скорость наведения установки на цель, при этом ее масса уменьшилась до 9 тонн.

Как отмечают в пресс-службе Машиностроительного завода «Арсенал» (Санкт-Петербург), ВМФ России получат современную корабельную 76,2-мм артустановку, которая будет сопоставима с иностранными аналогами, а по ряду параметров сможет их превзойти. Всего до 2020 года флот получит 22 таких модернизированных артустановки, которые появятся в основном на кораблях ближней морской зоны.

Макет корабля проекта 23550

Скорее всего, на борту корабля проекта 23550 можно будет разместить и ракетное вооружение. В частности Club-K - контейнерный комплекс ракетного оружия, который размещается в стандартных морских контейнерах, является модификацией ракетной системы «Калибр». Всего 2х4 вертикальных пусковых установки, расположенных на корме корабля. Благодаря наличию ракетного вооружения российский «боевой ледокол» сможет не только «пробивать» коридоры для прохода гражданских судов и обеспечивать стабильность и безопасность перевозки грузов, но и в случае необходимости уничтожать нарушителей российских морских границ.

Справедливости ради, надо отметить, что официально наличие на борту ледокола ракетного вооружения не подтверждено. Но косвенно на это указывают многочисленные рендеры, макеты и раздаточные материалы, которые демонстрировались на различных выставках. Также об этом, опять же косвенно, свидетельствуют слова главнокомандующего ВМФ России адмирала Владимира Королёва, который говорил, что вооружение корабля может варьироваться в зависимости от решаемых задач.

По словам главнокомандующего военно-морским флотом России адмирала Владимира Королёва, патрульный корабль арктической зоны проекта 23550 был специально спроектирован по заказу флота с учетом активизации присутствия ВМФ России в арктической зоне. Данное присутствие является гарантией обеспечения безопасности морской деятельности нашей страны в зоне Северного морского пути, а также приполюсных районах. Адмирал особо подчеркнул, что речь идет не о каких-то агрессивных действиях в Арктике, а о способности российского флота исключить любые возможные угрозы, которые могут возникнуть на этом важном для нашей страны стратегическом направлении.

Адмирал Владимир Королёв подчеркнул и тот факт, что новый патрульный корабль станет первым военным судном, которое целенаправленно построено для решения различных сложных задач в арктических условиях. Вооружение корабля проекта 23550 будет варьироваться под решение тех или иных задач (построено по модульному принципу). Безусловно, основной задачей новых кораблей данного проекта станет обеспечение действий группировок и отрядов в арктических морях. Наряду с этим корабль сможет выполнять отдельные поисково-спасательные функции и решать задачи эскортирования судов обеспечения. В этом и заключается его уникальность.

Через четыре года в арсенале Военно-Морского Флота появятся два оригинальных корабля. Минобороны России и ОАО «Адмиралтейские верфи» заключили контракт на строительство новейших патрульных кораблей ледового класса. Проект 23550 - уникальный не только для нашей страны, но и для остальной планеты. Что-то похожее делали в Норвегии, но там эти корабли не имели даже половины того функционала, который получит проект 23550. Российская разработка объединит в себе функции и ледокола, и буксира, и полноценного патрульного корабля. А мощное вооружение сделает его надежным средством охраны любого водного района.Svalbard vs « 23550»: кто кого?
23550-й проект - действительно новый для отечественного кораблестроения. Пожалуй, впервые страна создает такой корабль, который: а) будет способен выполнять максимально широкий спектр задач и б) сможет ходить в любых зонах мореплавания - от тропиков до Арктики, где будет взламывать лед толщиной до 1,5 метров. Ближайший конкурент - норвежский корабль береговой охраны Svalbard - едва способен преодолевать метровые ледяные заторы.
Значительно уступает норвежец российскому кораблю и по вооружению. Если Svalbard имеет на борту только незначительные средства артиллерии, то будущие российские военные ледоколы, по слухам, получат и тактическое ракетное вооружение (не исключая даже ракеты типа «Калибр»), и универсальную пушку калибром 100-мм, и противолодочный вертолет Ка-27, который разместится в закрытом ангаре.

По имеющимся данным, новые корабли ВМФ России, в качестве основных задач, будут проводить охрану и мониторинг арктических водных ресурсов страны, участвовать в недопущении незаконной экономической деятельности в этой зоне. Кроме того, суда проекта 23550 будут в состоянии конвоировать и даже буксировать в порты задержанные суда, нарушающие конвенционные требования. В спектре других задач этого многофункционального корабля - участие в спасательных операциях, снятие судов с мелей, пожаротушение на плавучих и береговых объектах, перевозка спецгрузов в контейнерах. Корабли получат и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов.

Возвращаясь к норвежскому Svalbard, стоит отметить, что новый российский корабль будет превосходить своего конкурента и по показателям мореходности. Как минимум на 500 тонн - по водоизмещению, на пару узлов - по скорости, на добрый десяток метров - по длине корпуса. Уникальной обещает стать и другая характеристика нашего корабля: количество принимаемых на борт людей. Помимо штатного экипажа в 49 человек, судно проекта 23550 сможет взять еще столько же: например, в случае эвакуации полярной станции или при спасении экипажа потерпевшего бедствие корабля.Стража ледовых маршрутов

Справедливости ради стоит сказать, что создание ледокольного флота военного назначения для нашей страны - дело не новое. Еще до 1941 года разрабатывались планы, по которым «гражданские» ледоколы могли получать вооружение боевых кораблей. С начала Великой Отечественной войны советские ледоколы были включены в состав Военно-Морского Флота. Ледокол «Сталин», например, имел 10 орудий и 14 пулеметов. Все годы войны он принимал участие в обеспечении навигации на Северном морском пути.

Кстати, послевоенные корабли ледокольного флота, по сути, тоже были кораблями двойного назначения. Например, атомоходы типа «Арктика» могли нести две спаренные 76-мм установки АК-726 и четыре АК-630. А наличие на борту вертолета делало корабль отличным патрульным кораблем. Известно, что корпорация «Росатом» даже выступала с предложением создания на базе одного из своих ледоколов передвижного арктического командного пункта Минобороны России.Однако сегодня ставка сделана на создание собственного ледокольного флота военного ведомства - с широким ареалом применения, с большим потенциалом возможностей. Не секрет, что в последние годы на островах Северного Ледовитого океана и прибрежной полосе восстанавливаются базы Вооруженных Сил. Корабли, которым предстоит обслуживать эти гарнизоны, должны уметь ходить по льдам. В прошлом году в интересах ВМФ уже был заложен ледокол проекта 21180 «Илья Муромец» - первый из четырех запланированных. Правда, это все же мирный корабль, который будет выполнять функции прибрежного ледокольного судна сопровождения. В то же время в числе преимуществ «Ильи Муромца» - его внушительная мореходность. Он может совершать походы на дальность около 12 тысяч миль, а это весомый показатель, если учитывать, что протяженность Севморпути от Карских Ворот до бухты Провидения составляет около 5.600 километров.
На «перекрестках» Арктики Востребованность новых кораблей ледокольного класса для ВМФ России в последние годы обозначается все более зримо. Во время прошлогоднего учения Северного флота для выполнения задач по доставке личного состава и техники тактической группы на остров Котельный архипелага Новосибирские острова пришлось привлекать суда Мурманского морского пароходства и ледоколы «Росатомфлота». Именно по итогам этого учения министр обороны России генерал армии Сергей Шойгу сообщил, что «в Арктике планируется в обозримом будущем создать специальное соединение патрульных кораблей ледового класса».

По мнению многих экспертов, Россия всерьез настроена не только осваивать Арктику, но и при необходимости - защищать свои интересы в данном регионе. К слову, о готовности развивать собственный ледокольный флот военного назначения заявила не так давно Канада. Правда, ее морской арсенал будет базироваться на уже упомянутом норвежском проекте Svalbard. Как считает эксперт по российскому Северу, кандидат исторических наук Михаил Ургалкин, «постройка значительного числа ледокольных кораблей для российского ВМФ и позволит стране создать на своей северной границе надежный рубеж обороны».

Одновременно, как обращают внимание эксперты, стоит учитывать и возрастающую роль Северного морского пути как средства коммуникации. Так, недавно появилась информации о том, что Китай готовится строить целую серию контейнеровозов океанского класса с усиленным ледокольным дизайном. Естественно, что их основной маршрут проляжет именно в Арктической зоне России, и наша страна, как союзник Китая, в этом случае обеспечит надежное прикрытие своему стратегическому партнеру.

По сравнению с другими государствами, желающими использовать богатства Арктики, Россия находится в более выгодном положении. Преимущество заключается в наличии атомного ледокольного флота, которого нет ни в одной стране мира, а также большого опыта работы в высоких широтах.

С целью прочно закрепить позиции Военно-Морского Флота России в Арктической зоне руководством страны было принято решение построить головной военный ледокол. «Илья Муромец» проекта 21180 станет первым многофункциональным судном, созданным в интересах российского ВМФ и Министерства обороны в последние сорок пять лет.

Всего планируется пополнить Северный и Тихоокеанский флоты четырьмя вспомогательными суднами. При этом ледоколы будут строиться как отдельная серия. Одним из них станет ледокол «Илья Муромец» проекта 21180. Фото корабля представлено в статье.

История создания

В свое время работниками "Адмиралтейской верфи" был построен «Илья Муромец» (проект 97). На Тихоокеанском флоте он служил с 1965 по 1993 год. За историю Советского Союза на основе данного ледокола было построено не менее 32 суден. Все они предназначались исключительно для военных целей. Восемь из них выполняли задачи пограничных сторожевых кораблей, а один объект использовался в качестве гидрографического судна. В отличие от своего аналога ледовые корабли проекта 21180 создаются как многофункциональные. Они могут использоваться как военными, так и военно-научными экспедициями.

Что собой представляет корабль?

Ледокол «Илья Муромец» проекта 21180 является однопалубным многофункциональным российским вспомогательным дизель-электрическим судном. Он принадлежит к кораблям нового поколения, использующим мощные энергетические комплексы и современные гребные электроустановки. Кроме того, по планам российских разработчиков, наличие расширенных функциональных возможностей и помещений больших объемов должно стать одной из характерных особенностей ледокола «Илья Муромец».

Разработчики

Техническое проектирование нового ледокола «Илья Муромец» производилось сотрудниками ОАО конструкторского бюро по проектированию судов «Вымпел» под руководством главного конструктора М. В. Бахрова. Рабочей конструкторской документацией занимались сотрудники предприятия «Адмиралтейская верфь», с которым 21 марта 2014 года Министерство обороны России заключило договор. Судно разрабатывалось под техническим проектом № 21180.

Закладка корабля

Строительные работы осуществлялись с учетом всех требований, изложенных в Государственной программе по военному кораблестроению. В апреле 2015 года на предприятии «Адмиралтейская верфь» была проведена церемониальная закладка военного ледокола «Илья Муромец».

По заявлению главкома ВМФ РФ адмирала Виктора Чиркова, закладка ледокола осуществлялась с учетом характеристик, присущих кораблям завтрашнего дня. Уже через год данное судно было спущено на воду, где по сегодняшний день на нем осуществляются достроечные работы.

Когда судно будет готово?

Согласно планам разработчиков, ледокол «Илья Муромец» после завершения всех конструкторских работ будет проходить обязательные испытания. Предположительно, они состоятся в октябре 2017 года. Затем, как и планировалось, ледокол «Илья Муромец» направят в Арктическую зону для несения службы в составе ВМФ России.

Как собираются использовать судно?

Ледокол «Илья Муромец» доставят в Арктическую зону для эффективной самостоятельной ледовой проводки боевых судов и кораблей российского ВМФ. Корабль будет выполнять следующие задачи:

  • Патрулировать территории Арктической зоны.
  • Осуществлять буксировку других кораблей.
  • Транспортировать грузы. Для этой цели планируется использовать грузовой трюм корабля, а также палубы, на которых будут установлены специальные контейнеры-рефрижераторы. Погрузочно-разгрузочные операции станут возможны благодаря установленному на корабле 21-метровому крану грузоподъемностью 26 тонн. Дополнительно на ледоколе будет установлен кран-манипулятор. Его грузоподъемность будет составлять две тонны. Носовую часть судна планируют оснастить вертолетной площадкой. На палубе ледокола имеется место для многофункционального рабочего катера БЛ-820, использующего надувной борт.
  • Ледокол будут использовать в качестве перевозчика дополнительных экипажей (в количестве пятидесяти человек).
  • Прокладывать путь по поверхности льда кораблям не ледового класса.
  • Снабжать береговые, островные базы и аэродромы, расположенные в Арктической зоне.
  • Ледокол будет также использоваться учеными при проведении гидрографического исследования.

В случае возникновения чрезвычайных происшествий на аварийных объектах судно задействуют при тушении огня. Специально для этой цели ледокол оснащен двумя лафетными водопенными стволами и пожарным насосом. Также, используя данный насос и многофункциональный катер, можно будет осуществлять локализацию и сбор в случае утечки нефти. Для сбора нефтепродуктов с поверхности воды в ледоколе предусмотрены 400-метровые боновые заграждения.

Таким образом, при помощи ледокола «Илья Муромец» (фото представлено в статье) будет осуществляться базирование и развертывание сил ВМФ России в Арктической зоне. Это позволит усилить военное присутствие РФ в территориальных водах Арктики.

Конструкция

Обычные ледоколы содержат надстройки с вертикальной передней стенкой. Поскольку «Илья Муромец» предназначается и для выполнения боевых функций, его надстройки располагают наклонной передней стенкой. Подобную конструкцию имеют фрегаты и эсминцы. На ледоколе «Илья Муромец» в случае необходимости можно будет устанавливать артиллерийские орудия. Предположительно, в новом ледоколе будет использоваться АК-306. Преимущественно именно этой артиллерийской установкой вооружаются вспомогательные мобилизируемые судна.

В чем уникальность корабля?

Судно «Илья Муромец» обладает показателями, типичными для многих судов ледового класса, обеспечивающих российское военное присутствие в Арктической зоне. Судно характеризируется высокой мореходностью, маневренностью и многофункциональностью. Эти концептуальные принципы были заложены в программе по кораблестроению в 2015 году.

Тем не менее в головном вспомогательном судне имеется свое новшество. Как утверждают разработчики ледокола, оно проявится, когда речь зайдет о дальности плавания и автономности. «Илья Муромец» рассчитан на двухмесячные плавания. По мнению экспертов, данная способность является хорошим показателем для ледокола, не использующего атомную силовую установку. Таким образом, данное судно в состоянии преодолевать расстояния в пределах 12 тыс. морских миль.

Использование новых гребневых винтов

Ледокол оснащен четырьмя дизель-генераторами мощностью по 2600 кВт каждый. Таким образом, общая мощность составляет 10 600 кВт. Отдельные винто-рулевые колонки оборудованы двумя гребневыми электродвигателями. Каждый из них обладает мощностью 3500 кВт. Планируется, что питать их будут четыре дизель-генератора. Уникальность данного ледокола заключается в наличии гребневых электродвигателей, вынесенных за пределы корпуса. Винты, таким образом, получают возможность осуществлять свое вращение на валах на 360 градусов. За счет этого ледокол сможет выполнять движение в любом направлении. Данная способность особенно важна во время пребывания судна среди льдов. Как утверждают специалисты, в Арктической зоне ледоколам очень часто приходится давать задний ход. Для оборудованного гребневыми винтами нового ледокола не будет проблематичным и выполнение бокового хода.

Двигатели

«Илья Муромец» оснащен двигателями, относящимися к типу «Азипод». Данные рулевые колонки используют знаменитые вертолетоносцы «Мистраль» и арктические танкеры проекта Р-70046. В свое время рабочими "Адмиралтейской верфи" было построено также судно «Михаил Ульянов», оснащенное такими же колонками. В российских ледоколах применение двигателей «Азипод» осуществляется впервые. Особенностью «Ильи Муромца» можно считать и то, что он будет оборудован отечественными винто-рулевыми колонками. Их конструированием и производством занимаются сотрудники петербуржского Центрального Научно-Исследовательского Института судовой электроники и технологий.

Тактико-технические характеристики

  • «Илья Муромец» принадлежит к классу ледовых кораблей. Он пригоден к выполнению операций при толщине льда, не превышающей полтора метра.
  • Страна-изготовитель - Россия.
  • Производитель - предприятие «Адмиралтейские верфи».
  • Предназначается для ВМФ РФ.
  • Экипаж состоит из 32 человек.
  • Водоизмещение - 6 тыс. тонн.
  • Длина судна - 84 м.
  • Ширина - 20 м.
  • Высота борта 10 м.
  • Для ледокола характерна осадка 6,8 м.
  • Скорость хода - 11 узлов (экономная) и 15 узлов (полная).
  • «Илья Муромец» способен осуществлять беспрерывное движение при толщине льда не более одного метра.

Заключение

Отсутствие поставок вспомогательных судов для российского военного флота существенно ограничивало возможности его маневрирования в арктических водах. Ожидается, что введение в эксплуатацию ледокола «Илья Муромец» восполнит данный пробел. Как утверждают разработчики, в отличие от своего былинного тезки, ледокол не будет ждать «тридцать лет и три года», а встанет на защиту родины в самое ближайшее время. Ледокол спустят на воду в начале 2018-го.

Проект патрульного ледокола "Иван Папанин"

В Санкт-Петербурге 19 апреля на "Адмиралтейских верфях" был заложен первый патрульный ледокол для Военно-морского флота РФ. Он получил имя "Иван Папанин".

Всего Минобороны заказало два корабля ледового класса проекта 23550. "Иван Папанин" должен быть передан флоту в 2019 году, второй корабль - до конца 2020 года.

Технические характеристики этих сторожевиков не имеют аналогов в мире. Как неоднократно отмечали в военном ведомстве, представители этого проекта будут совмещать в себе качества буксира, ледокола и патрульного корабля.

Немецкий журнал Stern уже назвал этот проект "стальным кулаком русской ледовой армады", отметив, что эти корабли будут "доминировать в Северном Ледовитом океане безраздельно". По оценке издания, в последние годы Россия строит много именно малых кораблей, которые оснащены "чрезвычайно тяжелым вооружением".

ОХРАНЯТЬ И УНИЧТОЖАТЬ

Головной корабль серии "Иван Папанин", заложенный на "Адмиралтейских верфях", спроектирован Санкт-Петербургским конструкторским бюро "Алмаз".

"АДМИРАЛТЕЙСКИЕ ВЕРФИ". СПРАВКА

Старейшее судостроительное предприятие страны в 2014 году отметило 310 лет со дня основания. Со стапелей завода сошли почти три тысячи судов различного назначения, в том числе первый в мире мореходный миноносец, так называемое потаенное судно - прообраз первой подводной лодки. Здесь также были построены легендарный крейсер "Аврора" и первый атомный ледокол "Ленин".

Сейчас петербургское предприятие является центром неатомного подводного судостроения России. На "Адмиралтейских верфях" строятся подлодки проектов 636.3 и 677 "Лада", а также дизель-электрический ледокол "Илья Муромец", который планируется сдать флоту в этом году.

Подобные корабли собирается строить Канада, но у них будут меньшие возможности, рассказал ТАСС военный эксперт Александр Мозговой.

По своему водоизмещению они близки к российским кораблям проекта 23550. Но наши обладают более широкими возможностями. Тем более мы уделяем большое внимание военным вопросам Арктики, в том числе обороне, развертыванию там Вооруженных сил РФ. Учитывая определенные сложности и экстремальные условия, создание таких ледокольных патрульных кораблей необходимо и целесообразно
Александр Мозговой
военный эксперт

По данным открытых источников, российский сторожевик будет иметь водоизмещение около 7 тыс. тонн и длину корпуса 114 метров. Скорость - 18 узлов (33,3 км/ч). Он сможет преодолевать лед толщиной до полутора метров. Дальность плавания - 6 тыс. морских миль (около 11 тыс. км). Корабль оборудуется буксирным устройством и двумя грузовыми электрогидравлическими кранами грузоподъемностью около 28 тонн каждый.

В корпусе "Ивана Папанина" реализованы все последние достижения российского судостроения. Кроме того, корабль оснащен только отечественным оборудованием.

Самое главное, что все оборудование на этом ледоколе будет российским. На других наших ледоколах смешанное, а на этом только российское, и в этом его основное отличие

Патрульный корабль проекта 23550 предназначен для охраны и мониторинга арктических водных ресурсов, конвоирования и буксировки задержанных судов. Также он сможет сопровождать суда обеспечения, участвовать в спасательных операциях и перевозить различные специальные грузы. Боевой ледокол способен не только осуществлять охрану кораблей, но и при необходимости уничтожать неприятельские суда.

АРКТИЧЕСКИЙ КАЛИБР

Строительство подобных кораблей стало следствием активного развития военной инфраструктуры в Арктике. Такую задачу перед армией поставил Верховный главнокомандующий, президент РФ Владимир Путин. Эффективно выполнять военные задачи в арктической зоне такие ледоколы смогут как самостоятельно, так и в составе группировок боевых кораблей.

Надо обеспечить не просто прохождение каравана, а создать условия соблюдения режимов охраны нашего судоходства в соответствии с законодательством. На этом сторожевом корабле будет соответствующее вооружение, которое обеспечит ему выполнение задач
источник в судостроительной отрасли

По открытым данным, ледоколы проекта 23550 получат тактическое ракетное вооружение - российские крылатые ракеты "Калибр-НК".
Как считает Мозговой, на ледоколе может быть установлено восемь пусковых установок "Калибр-НК".

Опыт установки "Калибров" на ледоколы - это впервые такое. Официально это нигде не говорится, но на картинках этих судов, которые распространены в сети Интернет, можно разглядеть в кормовой части два контейнера с пусковыми установками ракет "Калибр", в каждой по четыре
Александр Мозговой
военный эксперт

Специалист отметил, что "Калибры" имеют низкую радиолокационную заметность, а также могут следовать к цели, огибая рельеф местности на сверхмалых высотах. Из-за этого они тяжело обнаруживаются любыми средствами ПВО. Точность поражения цели "Калибрами" составляет несколько метров, несмотря на дальность применения - до полутора тысяч километров.

Там много модификаций. Есть те, которые часть полета осуществляют на одной скорости, а при подходе к цели - сверхзвуковая. Есть вариант, где стреляют дозвуковой ракетой, но большой мощности (450 кг боевая часть). Имеется вариант, когда стреляют по береговым целям (более 1,5 тыс. километров), и есть "стратегические", которые стреляют до 2,6 тыс. километров с ядерным боезапасом
Александр Мозговой
военный эксперт

Наличие комплекса "Калибр" на борту "Ивана Папанина" сделает ледокол многофункциональным боевым кораблем арктической зоны, считает эксперт.

ПУШКА-НЕВИДИМКА

Ледокол также сможет наносить артиллерийские удары по морским и береговым целям - он будет вооружен артиллерийской установкой АК-176МА. Она может размещаться в специальной "угловатой" башне со сниженной радиолокационной заметностью.
По данным газеты "Известия", решение об установке пушек было принято в конце 2016 года и в настоящее время проектные работы завершены: пушка будет стоять в носовой части корабля.

По данным Петербургского машиностроительного завода "Арсенал", модернизированная артустановка АК-176МА предназначена для вооружения кораблей ближней морской зоны ВМФ. В ней по сравнению с базовой версией более чем в два раза повышена кучность стрельбы, увеличена скорость наведения. Масса пушки стала меньше девяти тонн (у АК-176 - более 11 тонн).

Как отмечают разработчики, 76-мм корабельная установка включена в состав вооружения современных проектов кораблей (22160, 22800, 12418, 23550), а также может устанавливаться на корабли более ранней постройки. Всего до 2020 года ВМФ получит 22 модернизированные артустановки.

"Иван Папанин" также получит и широкий перечень палубного оборудования: от буксирного устройства до мощных грузовых кранов. Предусмотрено базирование многоцелевого вертолета Ка-27 и двух скоростных катеров типа "Раптор".

У нас есть ледоколы, но они выполняют именно патрульные функции. А эти - более серьезные и рассчитаны уже на ведение боевых действий в Арктике и поддержку сухопутных сил и морской пехоты в этом регионе
Александр Мозговой
военный эксперт

В 2016 году на "Адмиралтейских верфях" был спущен другой военный ледокол проекта 21180 - "Илья Муромец". До конца 2017 года он должен войти в состав Северного флота. Однако этот корабль не будет нести на борту вооружения, а вертолет сможет принимать на носовую площадку только временно, так как не оборудован для базирования винтокрылой машины.