Презентация на тему характеристика андрея дубровского. Презентация А.С.Пушкин «Дубровский» презентация к уроку по литературе (6 класс) на тему

«Дубровский» - Дубровский - человек чести. Обречена. Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Основной конфликт. Судьба Маши и Владимира. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца.

«Дубровский урок» - Второстепенные персонажи. Агафья. Троекуровы в гостях у князя Верейского. Парамошка. Дубровский останавливает карету князя Верейского. Обед у Троекурова. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Суд. Архип. Ссора Дубровского и Троекурова. Гриша. Первое свидание Маши и Дубровского. Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский».

«Салтыков-Щедрин Дикий помещик» - Дом, в котором жил и умер писатель М. Е. Салтыков-Щедрин. Сын М.Е.Салтыкова-Щедрина. Художники М.Скобелев и А.Елисеев. Комната, где жил и умер М.Е.Салтыков-Щедрин. М.Е. Салтыков-щедрин «дикий помещик». Рисунок Кукрыниксов. Фотография начала 1880-х годов. М.Е.Салтыков-Щедрин Портрет работы Н.Ярошенко. 1884 г.

«Роман Дубровский» - Пожар в усадьбе Дубровского. Протест Владимира Дубровского против несправедливых порядков, произвола и деспотизма. Авантюра – рискованное, сомнительное по честности дело, предпринятое в расчете на случайный успех. Тема урока: А.С.Пушкин. <<Дубровский>>. Приключение – происшествие, неожиданный случай в жизни, в похождениях.

«Пушкин Дубровский» - Какие качества характера проявил Дефорж в «медвежьей комнате»? Англичанин. Пушкин спланировал дальнейшее развитие сюжета романа. Произведение А.С.Пушкина «Дубровский» - роман. Почему Маша соглашается на побег с Дубровским? Полицмейстер. Маша и Дефорж. Развязка». Почему Владимир опаздывает и венчание Маши и князя состоялось?

«Повесть Пушкина Метель» - Урок литературы в 6 классе Шалановой В.А. МОУ Еласовская сош. Кто является главным героем повести «Метель» ? Кто из героев истинно романтический герой? Произведение А.С.Пушкина «Повести Белкина» «Метель». Чем закончится похищение Марьи Гавриловны? Когда игра кончается и становится страшно за героев?

«Повести Пушкина» - Три года. Сказки А.С. Пушкина 40. 1799-1837. Как звали жену А.С. Пушкина? Где учился А.С. Пушкин? Сказки А.С. Пушкина 10. Выбери вопрос! "Повести Белкина" 20. "Повести Белкина" 10. Литературная игра по творчеству А.С. Пушкина. в Болдино. Царскосельский лицей. Годы жизни А.С. Пушкина?

В музее воссоздана обстановка, характерная для почтовых станций пушкинского времени. Станционный смотритель. До Петербурга 69 верст". В гостях у станционного смотрителя. А.С.Пушкин увидел героев своих произведений. Музей создан по повести А. С. Пушкина «Станционный смотритель» и архивным документам.

«Пушкин Повести Белкина» - Дуняша на могиле отца. Устно: Проанализировать финал повести. Образ «маленького» человека в повести «Станционный смотритель». А.С. Пушкин. «Повести покойного Ивана Петровича Белкина». Как заканчивается повесть? Белкин умирает в 30 лет. Почти ровесники. А. Ванециана. Пушкину на момент написания «Повестей…» около 30 лет.

«Дубровский урок» - Архип. Саша прячет кольцо в дупле. Троекуровы в гостях у князя Верейского. Пожар. Первое свидание Маши и Дубровского. Харитон. Второстепенные персонажи. Похороны Андрея Гавриловича Дубровского. Агафья. Обед у Троекурова. Урок-игра по роману А.С.Пушкина «Дубровский». Люди Троекурова воруют лес в роще Дубровского.

«Пушкин Дубровский» - Маша и Дефорж. Какие качества характера проявил Дефорж в «медвежьей комнате»? А.С.Пушкин «Дубровский» Презентация урока литературы в 6 классе. Почему Маша соглашается на побег с Дубровским? 4. 3. Сцена свидания в саду (гл.12) Почему Владимир отказался от мести? 8. 2. 9. Развязка романа». 5.

Всего в теме 29 презентаций

«Художественный труд» - В учебный текст включены многочисленные репродукции российских музеев для диалога об искусстве. Содержание программы «Художественный труд». Эскиз орнамента для лоскутного коврика. Вид творческой работы: Урок ИЗО Тема урока: Лоскуток к лоскутку. Технология», что позволяет обеспечить интеграцию уроков искусства и художественного труда.

«Вузы культуры и искусства» - 1. Правовые задачи вузов: Лицензионный договор с авторами. Пример решения организационно-технологических задач в ЧГАКИ. Буцык С.В., к.п.н., доцент, проректор по учебной работе ЧГАКИ. Раздел 4 приложения №4; - Приказ Минобразования №1246 от 27.04.2000. «О роли вузов культуры и искусств в создании электронно-библиотечных систем».

«МХК» - Учебники по предмету «Мировая художественная культура». Преподаватель предмета «Мировая художественная культура» в 10-х и 11-х классах. Экологический. Допущено Министерством образования и науки Российской Федерации. 8-е издание, стереотипное. Мировая художественная культура. Эмоционально-волевой. Гносеологический.

«Мировая художественная культура» - Актуальность и новизна курса. Культура -. Культура формирует личность и регулирует поведение человека. «Ars longa, vita brevis». Задачи курса. на учащихся седьмых, девятых классов. Мировая художественная культура-. Курс МХК в нашем лицее рассчитан. Цель курса -. Мировая художественная культура. « Жизнь коротка, искусство вечно».

«Совокупность художественных культур» - Культура. Соотношение принципиально противоположных понятий. Процессы, связанные с искусством. Художественная культура. Искусство. Искусство как компонент культуры. Устойчивые формы существования. Цельность и гармония. Энциклопедический словарь. Ф. Шиллер. Художественное творчество. Классификация, предложенная философом.

«Культурология» - Мировая культура и искусство. История мировой культуры. Культура дома. Садохин, Александр Петрович. Хрестоматия. Культурология: учеб. пособие для студентов вузов / под ред. Для студентов высших учебных заведений. Для студентов, аспирантов, преподавателей вузов, а также всех интересую­щихся культурологией.

Всего в теме 15 презентаций













1 из 12

Презентация на тему:

№ слайда 1

Описание слайда:

№ слайда 2

Описание слайда:

№ слайда 3

Описание слайда:

Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».

№ слайда 4

Описание слайда:

Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».

№ слайда 5

Описание слайда:

Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.

№ слайда 6

Описание слайда:

Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».

№ слайда 7

Описание слайда:

Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.

Описание слайда:

Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.

№ слайда 10

Описание слайда:

Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.

Описание слайда:

Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.


О романе Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем. Роман «Дубровский» написан в Петербурге, начат 21 октября1832 года, закончен 6 февраля 1833 года. Издан же в 1842 году, уже после гибели автора, заглавие «Дубровский» было дано издателем.


Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Повесть «Дубровский» тщательно правившаяся Пушкиным, так и не была издана при жизни писателя и, по общему мнению, считалась незаконченной. Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом». Сохранился один из черновых планов 3- го тома. Но, как пишет профессор В. Г. Маранцман, «незавершённость романа, однако, весьма условна. «Дубровский» в том виде, в котором он существует, представляет собой художественное целое. Финалы многих пушкинских произведений в силу своей нетрадиционности создают впечатление незаконченности действия… в представлении поэта жизнь неисчерпаема. Возможно, по этой же причине не определен жанр произведения: сам Пушкин считал его романом».


Реальные основы произведения У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. У помещика Дубровского из Нижнего Новгорода в 1802 году по суду было отнято имение его родственника. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. Очевидно, что и Болдинские впечатления, когда крестьяне требовали смещения управляющего, тоже нашли отражение в произведении. Да и место действия повести – место многих крестьянских восстаний – Поволжье, время действия – 20-е годы XVIII века. «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге». «Роман «Дубровский» внушен был Нащокиным. Он рассказал Пушкину про одного белорусского небогатого дворянина, по фамилии Островский (как и назывался сперва роман), который имел процесс с соседом за землю, был вытеснен из именья и, оставшись с одними крестьянами, стал грабить, с начала подьячих, потом и других. Нащокин видел этого Островского остроге».


Основной конфликт Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести. Понятнее и размышления Пушкина об отношениях человека и общества, мысль о том, что социальный закон вмешивается в человеческие отношения. «ни дружба, ни любовь не в состоянии соединить людей, стоящих на разных ступенях социальной лестницы…»- пишет профессор В. Г. Маранцман. В основе конфликта – неравенство героев перед законом, правовое бессилие героев. Будучи бедным, гонимым, Владимир Дубровский протестует против беззакония и несправедливости, действует не в соответствии с обстоятельствами, а сообразно своим чувствам. Это и приводит его к поражению во всем, что бы он ни предпринимал. И это возвышает его в глазах читателя: в тяжелых жизненных обстоятельствах он протестует против деспотизма и всегда остается человеком, человеком чести.


Владимир Дубровский Владимир Дубровский Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости». Владимир Дубровский - корнет гвардии, живущий на немалое жалованье отца. Ничем не отличавшийся от своих друзей, будучи в расцвете молодости, Владимир «позволял себе роскошные прихоти, играл в карты и входил в долги, не заботясь о будущем и предвидя себе рано или поздно богатую невесту, мечту бедной молодости».


Дубровский - человек чести Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Герой Пушкина- человек умный и всесторонне образованный. Ему не стоило труда выдавать себя за француза, учителя малолетнего сына Троекурова. Кроме того, Сашу он учил грамматике и географии, а с Машей он занимался пением и танцами. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше. Смелости молодого Дубровского завидовали многие. Что значило только не испугаться разъяренного медведя, а заодно и его хозяина, Кирила Петровича, и застрелить этого медведя. Никто из гостей Троекурова и помыслить не мог об этом. Попасть в немилость к покровскому барину- что могло быть страшнее! А Дубровский не испугался. Более того, этим своим поступком заставил властного барина уважать себя еще больше.


Маша и Дубровский. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего. Искренним, благородным, нежным и робким предстает Дубровский на страницах, посвященных встречам его с Машей Троекуровой. Любовь к девушке так велика, что Владимир отказывается даже от мщения ее отцу, своему заклятому врагу. Иными словами, любовь подводит его к христианской заповеди: не отвечать на зло злом, прощать врага своего.


Маша Троекурова Маша Троекурова Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Маша росла впечатлительной и отзывчивой к чужому горю. Позднее она, «перерыв сочинения всякого рода, остановилась на романах», которые сделали её кроткой, чуткой и мечтательной. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви. Сентиментальные романы, которыми зачитывалась Маша, ее семнадцатилетний возраст стали причиной того, что сердце девушки жило в ожидании красивой и пылкой любви.


Попытка изменить судьбу Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. Когда на свидании, назначенном ей Дефорже, Маша узнает правду, что он не кто иной, как Дубровский, она испугана, но робость и нежность в голосе Владимира заставляют девушку поверить ему и не отказываться от своей любви. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся. На втором тайном свидании, убитая горем от того, что отец собирается выдать ее замуж за старого, нелюбимого человека, Маша, несмотря на общественное мнение, соглашается бежать с возлюбленным. И все же судьба распорядилась иначе - побег не состоялся.


Обречена Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и не- подвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны. Перед венчанием Марья Кириловна была бледна и не- подвижна, «голова её томно клонилась под тяжестью бриллиантов, она слегка вздрагивала, когда неосторожная рука укалывала ее, но молчала, бессмысленно глядясь в зеркало». У алтаря она «ничего не видала, ничего не слыхала» и все еще ждала Дубровского. Но ожидания ее были напрасны.


Судьба Маши и Владимира Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Благородство души, необычайное чувство ответственности и долга перед мужем, хоть и нелюбимым, и перед Богом заставили Машу отказаться от запоздалой помощи Дубровского. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Она не может нарушить клятву верности, потому что для нее это не просто пустые слова, а таинство, совершенное на небесах. Мораль, которую усвоила девушка с детства и которой прониклась вся её душа, научила её отвечать за свои слова и поступки. В этом достоинство и жизненная драма Маши Троекуровой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой. Владимиру остаётся только подчиниться судьбе и исчезнуть из жизни любимой.