Произведения метерлинка список. Морис метерлинк биография

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 г. в Генте. Отец будущего писателя был нотариусом, мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. Морис учился в иезуитском колледже.

В 1885 г. Метерлинк получил диплом Гентского университета, где он изучал право. После получения диплома он отправился в Париж, чтобы совершенствовать свои знания. Сердце его было отдано литературе, однако юриспруденция занимала в жизни Метерлинка не менее важное место.

Морис Метерлинк, фото ок. 1900

В 1886 г. в парижском ежемесячнике «Плеяда» была напечатана новелла «Убийство невинных», в 1889 г. вышел поэтический сборник «Теплицы» и пьеса-сказка «Принцесса Мален». Метерлинком были написаны символические пьесы: «Непрошеная» (1890 г.), «Слепые» (1890 г.), «Семь принцесс» (1891 г.), «Пелеас и Мелисанда» (1892 г.). В 1894 г. были написаны пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид», «Там, внутри», «Смерть Тентажиля». Метерлинк примкнул к литературному направлению символистов , став одним из крупнейших его представителей.

В 1895 г. Метерлинк познакомился с незаурядной женщиной, певицей и актрисой Жоржеттой Леблан. Она стала не только его женой, но и помощницей, исполняла обязанности секретаря и импресарио.

Гении и злодеи. Морис Метерлинк

Публика не всегда благосклонно принимала творения Метерлинка. Поэтому в 1896 г. Метерлинк и его жена вынуждены были уехать из Гента. Они отправились в Париж. Здесь Метерлинк написал метафизические произведения.

В 1908 г. была впервые поставлена пьеса «Синяя птица», которая известна во всем мире.

В 1911 г. Морис Метерлинк был удостоен Нобелевской премии «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией».

Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда, а также португальский орден Меча Св. Якова. В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Во время Первой мировой войны Метерлинк не остался в стороне от политики. Его преклонный возраст не позволял участвовать в сражениях, но писатель читал пропагандистские лекции в Европе и США. После войны Метерлинк расстался с Леблан, и в 1919 г. он женился на молодой актрисе Рене Даон.

С 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений. Очень известным является произведение «Жизнь термитов» (1926 г.). Некоторые философские трактаты, написанные в этот период, вошли в сборники «Жизнь пространства» (1928 г.), «Большая феерия» (1929 г.) и «Великий закон» (1933 г.).

Метерлинк мог бы стать членом Французской академии. Однако это предложение драматург вынужден был отклонить. Ведь в противном случае он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

Его отец был нотариусом, а мать – дочерью богатого юриста. С 1874 по 1881 г. М. посещал иезуитский колледж. Мальчик интересовался поэзией, литературой, однако родители настояли, чтобы он изучал право в Гентском университете. Получив в 1885 г. диплом, М. едет в Париж для совершенствования в юриспруденции, однако те 6 месяцев, которые он провел в Париже, целиком были отданы литературе. В Париже М. знакомится с поэтами-символистами Стефаном Мал и Вилье де Лиль-Аданом. По совету писателя-декадента Жориса Карла Гюисманса М. читает книгу фламандского мистика XIV в. Яна ван Раусбрука «Украшение духовного брака», которую в 1891 г. переводит на французский язык.

По возвращении в Гент М. работает юристом, продолжает заниматься литературой. В парижском ежемесячнике «Плеяда» ("La Pleiade") печатается новелла М. «Убийство невинных» ("Le Massacre des innocents", 1866), а в 1889 г. он выпускает поэтический сборник «Теплицы» ("Serres chaudes") и пьесу-сказку «Принцесса Мален» ("La Princesse Maleine»), хвалебную рецензию на которую помещает в «Фигаро» влиятельный французский критик Октав Мирбо: Мирбо назвал «Принцессу Мален» шедевром, а ее автора сравнил с Шекспиром. Ободренный похвалой знаменитого критика, М. оставляет юридическую практику и целиком посвящает себя литературе.

В последующие годы М. пишет символические пьесы: «Непрошеная» ("L"lntruse", 1890) – драма, практически лишенная действия, в которой семья ждет, пока умрет роженица (это первая пьеса драматурга о смерти, одиночестве); «Слепые» ("Les Aveugles", 1890) – здесь метафорой смерти является группа слепых, потерявшихся в темном лесу; «Семь принцесс» ("Les Sept Princesses", 1891) – сказка о принце, который должен разбудить от смертельного сна семь принцесс, принц приходит вовремя и спасает всех, кроме своей возлюбленной; «Пелеас и Мелисанда» ("Pelleas et Melisande", 1892) – история преступной страсти с трагическим финалом (существует одноименная опера Клода Дебюсси, 1902). Для всех этих пьес характерна таинственная атмосфера сказки; герои говорят мало, короткими, многозначительными фразами, многое остается в подтексте.

В 1894 г. М. пишет три пьесы для марионеток: «Алладина и Паломид» («Аlladine et Palomides"), «Там, внутри» ("Interieur") и «Смерть Тентажиля» ("La Mort de Tintagiles"). К театру кукол драматург обращается потому, что, в отличие от живых актеров, куклы могут сыграть символ, передать архетип его героев.

В 1895 г. М. встретил Жоржетту Леблан, актрису и певицу, которая стала его спутницей на 23 года. Леблан, волевая, образованная женщина, совмещала обязанности секретаря и импресарио М., оберегала его спокойствие, ограждала от посторонних. Кроме того, Жоржетта исполняла главные роли, в основном властных женщин, в таких пьесах драматурга, как «Аглавена и Селизетта» ("Aglavaine et Selysette", 1896), «Ариана и Синяя Борода» ("Ariane et Barbe-Bleue", 1901), «Монна Ванна» ("Monna Vanna", 1902) и «Жуазель» ("Joyzelle", 1903). Эти пьесы являются более традиционными и, по мнению биографа М. Беттины Кнапп, более слабыми, чем пьесы-сказки и пьесы для марионеток.

В 1896 г. М. и Леблан переехали из Гента, где его пьесы стали предметом насмешек, в Париж. В эти годы М. пишет метафизические эссе и трактаты, которые вошли в сборники «Сокровище смиренных» ("Le Tresor des humbles", 1896), «Мудрость и судьба» ("La Sagesse et la destinee", 1898), и «Жизнь пчел» ("La Vie des abeilles, 1901), где проводится аналогия между активностью пчелы и человеческим поведением.

«Синяя птица» ("L"Oiseau bleu"), возможно самая популярная пьеса М., была впервые поставлена в 1908 г. Станиславским в Московском Художественном театре; играли «Синюю птицу» и в Лондоне, Нью-Йорке, Париже. В этой пьесе М. возвращается к символической сказочной манере своих произведений 1890-х гг. «Синяя птица» завоевала популярность не только своей сказочной фантазией, но и иносказательностью. Рассказ об одном из героев этой пьесы, Тильтиле, М. продолжает в пьесе-феерии «Обручение» ("Les Fiancailles", 1918).

В 1911 г. М. была присуждена Нобелевская премия «за многогранную литературную деятельность, в особенности за драматические произведения, отмеченные богатством воображения и поэтической фантазией». В своей речи член Шведской академии С.Д. Вирсен особо выделил пьесу «Аглавена и Селизетта», что не согласуется с довольно низкой оценкой этой пьесы сегодня. Из-за болезни М. не смог присутствовать на торжественной церемонии, и награда была вручена бельгийскому послу в Швеции Чарлзу Ваутерсу. Вскоре М. предложили стать членом Французской академии, но драматург отклонил это предложение, поскольку ради этого он должен был отказаться от бельгийского гражданства.

Лучшие дня

Во время первой мировой войны М. попытался записаться в бельгийскую гражданскую гвардию, но не попал в нее из-за возраста. Патриотическая деятельность драматурга состояла, таким образом, в чтении пропагандистских лекций в Европе и в Соединенных Штатах. В это время его отношения с Леблан испортились, и после войны они расстались. В 1919 г. М. женится на Рене Даон, актрисе, игравшей в «Синей птице». В последние годы жизни М. писал больше статей, чем пьес; с 1927 по 1942 г. вышло 12 томов его сочинений, наиболее интересным из которых является «Жизнь термитов» ("La Vie des termites", 1926), иносказательное осуждение коммунизма и тоталитаризма, превращающих людей в термитов – хорошо организованных, но тупых существ. Другие философские трактаты этого периода вошли в сборники «Жизнь пространства» ("La Vie de l"espace", 1928), «Большая феерия» ("La Grande feerie", 1929) и «Великий закон» ("La Grande Loi", 1933).

B 1939 г., когда нацистская Германия угрожала Европе, М. переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.

Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, М. вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк «Пчельник» в 1947 г. М. умер 6 мая 1949 г. от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, М. получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча св. Якова (1939). В 1932 г. король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией М. обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси «Пелеас и Мелисанда» входит в репертуар многих оперных театров мира..

«М. ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, – писала в1967 г. Жоанна Патаки Козофф. – Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии». В монографии «Морис Метерлинк» (1975) критик Веттина Кнапп предполагает, что М. часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является «глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам».

бельгийский писатель, драматург и философ

Морис Метерлинк

Краткая биография

Мори́с Полидо́р Мари́ Берна́р Метерли́нк (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент - 6 мая (по некоторым источникам - 5 мая) 1949, Ницца) - бельгийский писатель, драматург и философ. Писал на французском языке. Лауреат Нобелевской премии по литературе за 1911 год. Автор философской пьесы-притчи «Синяя птица», посвящённой вечному поиску человеком непреходящего символа счастья и познания бытия - Синей птицы. Произведения Метерлинка отражают попытки души достичь понимания и любви.

Бельгийский период

Морис Метерлинк родился в Бельгии, в семье богатого нотариуса. Отец также был владельцем нескольких теплиц. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений (в основном, юридические наработки) не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.

В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском колледже. В этом колледже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.

Во время учёбы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.

В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета. В 1888 году увидел свет изданный за счёт средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» (La Princesse Maleine ) - первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо. В последующие годы Метерлинк написал серии символистских пьес, характеризующихся фатализмом, мистицизмом, из которых наиболее известны «Непрошенная» (1890), «Слепые» (1890) и «Пеллеас и Мелизанда» (1892). В 1889 году вышел сборник стихов «Теплицы» (Les Serres chaudes ), в 1896-м - сборник «12 песен» (в 1900-м - «15 песен»).

Метерлинк во Франции

С 1896 года Метерлинк живёт во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с Жоржеттой Леблан, с которой он встречался с 1895 по 1918 год. Она повлияла на все его работы, написанные за два десятилетия. В произведениях Метерлинка начали появляться персонажи, особенно женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Леблан играла этих персонажей на сцене. Хотя мистицизм и метафизика влияли на его творчество всю жизнь, он всё же заменил свой символизм более экзистенциалистскими чертами.

В 1895 году родители Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем за испанцем, а церковь не давала ей права на развод. В этот период Метерлинк со своей гражданской женой принимают много гостей, путешествуют по Нормандии. В этот период он публикует стихи «Двенадцать песен» (1896), «Сокровище смиренных» (1896) и «Жизнь пчёл» (1901).

Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка (книга «Сокровище смиренных», 1896). Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», (обе 1890) - пьесы о неудовлетворённости, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пеллеас и Мелизанда», 1892 - символическая драма идеальных влюблённых, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намёков и недомолвок». Главные темы его творчества - смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.

В 1906 году Метерлинк и Леблан переехали на виллу Грасс. Там он проводил время в раздумьях и прогулках. В этот период ему диагностируют неврастению и он арендует Бенедиктинское аббатство, таким образом спасая его от разорения. В это время он написал эссе «Разум цветов» (1906), в котором выражал симпатию социалистическим идеям.

В 1909 году была поставлена знаменитая «Синяя птица» (1908), в которой герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Феномен неудовлетворённости человека и поисков счастья продолжает исследоваться Метерлинком в продолжении феерии «Синяя птица» - пьесе «Обручение» (1918).

В его поздних пьесах, таких как «Мария Виктория» и «Мария Магдалина», главные роли сыграла Леблан. Но с этих пор она перестала вдохновлять писателя.

В июне 1910 года умерла мать писателя, что стало поводом для последующей депрессии автора. В этом же году Метерлинк познакомился с 18-летней актрисой Рене Даон на репетиции «Синей птицы». Она стала его компаньонкой.

В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».

С 1913 года писатель выступает на стороне рабочих и начинает изучать мистицизм.

После оккупации Бельгии в 1914 году Метерлинк пожелал поступить во Французский иностранный легион. Читал лекции о германской оккупации и героических сражениях бельгийцев. Появляется военная пьеса «Бургомистр Стильмонда» (1919).

В феврале 1919 года Метерлинк женился на актрисе Даон и принял приглашение от США. Сэмюель Голдвин предложил писателю написать несколько сценариев для фильмов.

В поздних пьесах Метерлинк обращался к Библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.

После 1920 года Метерлинк больше не писал пьесы, но продолжил работать в жанре эссе. В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчёл» , «Жизнь термитов» (1926) и «Жизнь муравьёв» (1930) писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой. Эжен Маре, африканский поэт и исследователь, обвинил автора в плагиате из-за написанных автором двух последних эссе. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес к его творчеству остался неизменным. В 1930 году Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году стал графом, по инициативе бельгийского короля Альберта I.

В 1940 году Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947 году.

Тематика и стиль

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 гг. Герои этих пьес имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

Как сторонник идей Шопенгауэра , Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками, и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» (1894) и «Смерть Тентажиля» (1894) для кукольного театра.

Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения.

Сочинения

Пьесы

  • Принцесса Мален
  • Слепые (Les Aveugles, 1890).
  • Непрошенная (L’Intruse, 1891).
  • Семь принцесс (Les Sept princesses, 1891).
  • Пеллеас и Мелизанда (Pelléas et Mélisande, 1892).
  • Алладина и Паломид (Alladine et Palomides, 1894).
  • Там внутри (Intérieur, 1894).
  • Смерть Тентажиля (La Mort de Tintagiles, 1894).
  • Аглавена и Селизетта (Aglavaine et Sélysette, 1896).
  • Ариана и Синяя Борода, или Бесполезное освобождение (Ariane et Barbe-Bleue, 1896).
  • Сестра Беатриса (Sœur Béatrice, 1900).
  • Монна Ванна (Monna Vanna, 1902).
  • Жуазель (Joyzelle, 1903).
  • «Чудо Святого Антония» (Le Miracle de saint Antoine, 1903).
  • «Синяя птица» (L’Oiseau bleu, 1908).
  • Мария Магдалина (Marie-Magdeleine, 1913).
  • Бургомистр Стильмонда (Le Bourgmestre de Stilmonde, 1919).
  • Обручение (Les Fiançailles, 1922).
  • Беда проходит (Le Malheur passé, 1925).
  • Мария Виктория (Marie-Victoire, 1925).
  • Могущество мертвых (La puissance des morts, 1926).
  • Иуда Искариот (Judas de Kerioth, 1929).
  • Берникель (Berniquel, 1929).
  • Принцесса Изабелла (La Princess Isabelle, 1935).
  • Жанна д’Арк (Jeanne d’Arc, 1945).

Философские эссе

  • Сокровище смиренных (Le Trésor des humbles, 1896).
  • Мудрость и судьба (La Sagesse et la destinée, 1898).
  • Жизнь пчёл (La Vie des Abeilles, 1901).
  • Сокровенный храм (Le temple enseveli, 1902).
  • Двойной сад (Le Double Jardin, 1904).
  • Разум цветов (L’Intelligence des Fleurs, 1907).
  • Смерть (La Mort, 1913).
  • Мелочи войны (Les Débris de la guerre, 1916).
  • Жизнь термитов (La Vie des Termites, 1926).
  • Жизнь пространства (La Vie de l’Espace, 1928).
  • Великая феерия (La Grande Féerie, 1929).
  • Жизнь муравьёв (La Vie des Fourmis, 1930).
  • Стеклянный паук (L’Araignée de verre, 1932).
  • Великий закон (La Grande Loi, 1933).
  • Перед великим молчанием (Avant le grand silence, 1934).
  • Песочные часы (1936).
  • Тень крыльев (L’Ombre des ailes, 1936).
  • Перед лицом Бога (Devant Dieu, 1937).
  • Широкие врата (1939).
  • Иной мир, или Солнечные часы (L’Autre Monde ou le cadran stellaire, 1942).

Стихи

  • Оранжереи (Serres chaudes,1889)
  • Двенадцать песен (Douze Chansons, 1896)
  • Пятнадцать песен (Quinze chansons, 1900)

Мемуары

  • Голубые пузыри (Счастливые воспоминания, Bulles bleues, 1948). (Отрывки в русском переводе К. О. Рагозиной в «Лавке Языков»)

Издание сочинений в русском переводе

  • Сочинения в трёх томах. - СПб., 1902-1906.
  • Двенадцать песен в переводе Георгия Чулкова. СПб, 1905.
  • Полное собрание сочинений в шести томах. - СПб, 1910.
  • Полное собрание сочинений в четырёх томах (двух книгах). - Пг., 1915.
  • Пьесы. - М., 1958.
  • Пьесы. - М., 1972.
  • Избранные произведения. - М., 1996.
  • Жуазель. Пьесы. - СПб, 2000.
  • Тайная жизнь термитов. - СПб, 2002.

Влияние на современное творчество

В «Эвакуаторе» Дмитрия Быкова в предисловии даётся полная версия стихотворения «Пришли и сказали…» из сборника «Пятнадцать Песен» в переводе Ксении Рагозиной, а затем главный герой часто по тексту повторял цитату.

Стихотворение Мориса Метерлинка из сборника «Пятнадцать песен» легло в основу песни «А если бы он» пятого альбома фолк-рок группы «Мельница» «Дикие травы».

Марсель Пруст в 4-м томе эпопеи «В поисках утраченного времени», романе «Содом и Гоморра», неоднократно приводит аналогии поведения влюблённых людей с поведением насекомого около цветка, навеянные ему книгой Мориса Метерлинка «Разум цветов».

Один из альбомов группы Белая Гвардия называется «Сказки Метерлинка». В одноимённой песне с альбома имеются отсылки к пьесе «Синяя Птица».

Пьеса Мориса Метерлинка «Слепые» легла в основу одноименной оперы композитора Леры Ауэрбах, поставленной режиссёром Дмитрием Белянушкиным на сцене МАМТ им. К. С. Станиславского и В. И. Немировича-Данченко в 2012 году в рамках фестиваля «Лаборатория Современной Оперы».

Морис Метерлинк родился 29 августа 1862 года в городе Гент, Бельгия. Появился на свет в семье состоятельного юриста. С детства интересовался литературой и поэзией, но родители настояли на юридическом образовании. Семья была франкоговорящей, поэтому Метерлинк позже написал большую часть своих произведений на французском языке. Многие из его первых произведений не сохранились, так как были уничтожены автором, сохранились лишь фрагменты.

В сентябре 1874 года родители отправили писателя учиться в Иезуитском колледже. В этом колледже почитали только работы писателей на религиозные темы, а чтение произведений французских писателей-романтиков воспрещалось. Именно это отношение развило в писателе осуждение католической церкви и религиозных организаций.

Во время учебы Метерлинк написал несколько стихов и рассказов, но его отец настоял на том, чтобы он занялся юридической карьерой.

В 1883 году на страницах журнала «Jeune Belgique» было опубликовано первое стихотворение Метерлинка. В 1885 году он получил право заниматься адвокатской практикой, окончив юридический факультет Гентского университета.

В 1888 году увидел свет изданный за счет средств семьи автора поэтический сборник «Оранжереи», а год спустя была написана «Принцесса Мален» - первая пьеса Метерлинка, снискавшая похвалу Октава Мирбо. В последующие годы Метерлинк написал серии символистских пьес, характеризующихся фатализмом, мистицизмом, из которых наиболее известны «Непрошенная», «Слепые» и «Пеллеас и Мелизанда». В 1889 году вышел сборник стихов «Теплицы», в 1896-м - сборник «12 песен».

С 1896 года Метерлинк живет во Франции, преимущественно в Париже. Здесь он сближается с символистами, которые оказывают на него огромное влияние. У него также завязались отношения с Жоржеттой Леблан, с которой он встречался с 1895 по 1918 год. Она повлияла на все его работы написанные за два десятилетия. В произведениях Метерлинка начали появляться персонажи, особенно женские, которые оказываются под контролем их судьбы. Лебланк играла этих персонажей на сцене. Хотя мистицизм и метафизика влияли на его творчество всю жизнь, он, все же заменил свой символизм более экзистенциалистскими чертами.

В 1895 году родители Метерлинка осудили его связь с актрисой, которая была замужем за испанцем, а церковь не давала ей права на развод. В этот период Метерлинк со своей гражданской женой принимают много гостей, путешествуют по Нормандии. В этот период он публикует стихи «Двенадцать песен», «Сокровище смиренных» и «Жизнь пчел».

Идеализм и символизм нашли отражение в ранних художественных произведениях Метерлинка. Известность Метерлинку приносит пьеса-сказка «Принцесса Мален» 1889; одноактные пьесы «Непрошенная», «Слепые», - пьесы о неудовлетворенности, которая заставляет искать и не находить счастье и любовь в повседневной жизни; драма «Пеллеас и Мелизанда», 1892 - символическая драма идеальных влюбленных, которые уничтожают сами себя в поисках совершенства. Критики охарактеризовали это как «драматургия молчания, намеков и недомолвок». Главные темы его творчества - смерть и значение человеческой жизни, место и роль человека в обществе, в истории. В 1902 году увидела свет пьеса «Монна Ванна», в которой появляется тема протеста человека против всевластия рока.

В 1906 году Метерлинк и Лебланк переехали на виллу Грасс. Там он проводил время в раздумьях и прогулках. В этот период ему диагностируют неврастению и он арендует Бенедиктинское аббатство, таким образом спасая его от разорения. В это время он написал эссе «Разум цветов», в котором выражал симпатию социалистическим идеям.

В 1909 году была поставлена знаменитая «Синяя птица», в которой герои путешествуют по свету в поисках счастья, а находят его у себя дома. Феномен неудовлетворенности человека и поисков счастья продолжает исследоваться Метерлинком в продолжении феерии «Синяя птица» - пьесе «Обручение».

В его поздних пьесах, таких как «Мария Виктория» и «Мария Магдалина», главные роли сыграла Лебланк. Но с этих пор она перестала вдохновлять писателя.

В июне 1910 года умерла мать писателя, что стало поводом для последующей депрессии автора. В этом же году Метерлинк познакомился с 18-летней актрисой Рене Даон на репетиции «Синей птицы». Она стала его компаньонкой.

В 1911 году Морис Метерлинк стал лауреатом Нобелевской премии по литературе «за его многостороннюю литературную деятельность и особенно его драматические произведения, отличающиеся богатством воображения и поэтической фантазией».

С 1913 года писатель выступает на стороне рабочих и начинает изучать мистицизм.
После оккупации Бельгии в 1914 году Метерлинк пожелал поступить во Французский иностранный легион. Читал лекции о германской оккупации и героических сражениях бельгийцев. Появляется военная пьеса «Бургомистр Стильмонда».

В феврале 1919 года Метерлинк женился на актрисе Даон и принял приглашение от США. Сэмюель Голдвин предложил писателю написать несколько сценариев для фильмов.
В поздних пьесах Метерлинк обращался к библейским, сказочным и историческим сюжетам. Мотив смерти постоянно присутствует в произведениях писателя, а в позднем творчестве нарастает интерес к мистике и оккультизму.

После 1920 года Метерлинк больше не писал пьесы, но продолжил работать в жанре эссе. В философских эссе Метерлинк обращается к философии и эстетике символизма. В самых известных философских произведениях «Жизнь пчел» , «Жизнь термитов» и «Жизнь муравьев» писатель пытался объяснить жизнь и деятельность человека через аналогии, взятые из наблюдений за природой. Эжен Маре, африканский поэт и исследователь обвинил автора в плагиате из-за написанных автором двух последних эссе. После изменения тематики творчества его популярность упала во многих странах, но во Франции интерес к его творчеству остался неизменным. В 1930 году Метерлинк купил замок в Ницце, а в 1932 году стал графом, по инициативе бельгийского короля Альберта I.

В 1940 году Метерлинк бежал от германской оккупации в США, из-за проблем со здоровьем вернулся во Францию в 1947 году.

Метерлинк стал популярен благодаря своим ранним пьесам, написанным между 1889 и 1894 годами. Герои этих пьес имеют ограниченное понимание своей природы и мира, в котором они живут.

Как сторонник идей Шопенгауэра, Метерлинк считал, что человек бессилен против судьбы. Считал, что актеров можно легко заменить куклами-марионетками и даже написал такие пьесы, как «Там внутри» и «Смерть Тентажиля» для кукольного театра.

Таким образом, была сформулированная идея «статической драмы», в соответствии с которой задачей автора было создать что-то, что не выражало бы эмоций, но вместо них внешние причины человеческого поведения.

29 августа 2012 г. - 150 лет со дня рождения Мориса Метерлинка (фр. Maurice (Mooris) Polydore Marie Bernard Maeterlinck; 29 августа 1862, Гент — 6 мая (по некоторым источникам — 5-го мая) 1949, Ницца) — бельгийского писателя, драматурга и философа .

Maurice Maeterlinck, Nobel laureate in Literature 1911

Морис Полидор Мари Бернар Метерлинк родился 29 августа 1862 года в бельгийском городе Генте в особняке по адресу 6, Rue Du Poivre, в зажиточной фламандской семье.

Метерлинки происходили из старой фламандской семьи, которая поселилась в четырнадцатом веке в Renaix, местности Западной Фландрии на границе между французской и фламандской частью Гента, одного из самых богатых городов герцогства Бургундского. Один из предков, судебный пристав, во время голода, раздавал нищим меры зерна. От термина, используемого для обозначения этой "меры", и произошла фамилия Метерлинк. В награду он получил звание рыцаря, право на оружие и девиз: «Когда захочет Бог".

Его отец, Полидор, нотариус, "владелец аннуитета" принадлежал к французской католической буржуазии девятнадцатого века. Отец получил образование в иезуитском колледже в Намюре. Он был справедливым человеком, но жестким и холодным. Отец был любителем садоводства и рыбалки, много времени проводил в саду и на пасеке, предпочитал книги по садоводству произведениям сына: "Мой отец имел большую библиотеку, но вы вряд ли найдете там что-то, кроме книг по садоводству", - писал Метерлинк.


Полидор Метерлинк

Мать была "маленькая, худая с приятным лицом" и доброй улыбкой, прекрасная хозяйка, дочерью гентского юриста Van Den Bossche.


У Мориса было два брата и сестра. Оскар (умер в возрасте 21 года в мае 1891 г.), Эрнест (умер в 1922 году), был нотариусом, Мария (ум. 1940), у которой были художественные наклонности (она хотела стать художником), была замужем за судьей, который развелся с ней, всю свою любовь она отдала единственному сыну

B 1939 году, когда нацистская Германия угрожала Европе, Метерлинк переехал в Португалию под покровительство диктатора Португалии Антониу Салазара.


Maurice Maeterlinck

Когда же стало очевидным, что Португалия тоже может оказаться под пятой Гитлера, Метерлинк вместе с женой уезжает в Соединенные Штаты, где он прожил всю войну и вернулся в Ниццу в свой особняк "Пчельник" в 1947 году. Метерлинк умер 6 мая 1949 года от сердечного приступа. Поскольку при жизни писатель был убежденным атеистом, он был похоронен не по церковному обряду.

Помимо Нобелевской премии, Метерлинк получил почетную докторскую степень университета Глазго, бельгийский Большой крест ордена Леопольда (1920) и португальский орден Меча святого Якова (1939). В 1932 году король Бельгии пожаловал драматургу титул графа.

Своей по-прежнему высокой репутацией Метерлинк обязан в основном пьесам, которые ставятся до сих пор. Драматург считается одним из родоначальников театра абсурда, его произведения оказали особое влияние на пьесы Сэмюэла Беккета. Опера Дебюсси "Пелеас и Мелисанда" входит в репертуар многих оперных театров мира.


Maurice Maeterlinck (1862-1949) at the Société des gens de lettres in 1925

"Метерлинк ни к чему не призывает и не выносит никому приговоров, - писала в 1967 году Жоанна Патаки Козофф. - Его искусство никогда не превращается в пропаганду, ибо оно апеллирует к фундаментальным ценностям, которые находятся вне политики и психиатрии". В монографии "Морис Метерлинк" (1975) критик Веттина Кнапп предполагает, что Мерлинк часто обращался к жанру сказки потому, что сказка является "глубочайшим и простейшим выражением коллективного сознания, она взывает к человеческим чувствам".