"Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил. Раненая амазонка Поликлет раненая амазонка скульптура

Античные свидетельства

Тип «Амазонки Скьярра»

«Амазонка Скьярра» , высотой 1,94 м, относится к эпохи Тиберия . Она является римской копией с греческого оригинала либо Поликлета , либо Кресила . Данную скульптуру обнаружили в Риме, в 1868 году в садах Саллюстия . В данный момент она находится в Карлсбергской Глиптотеке в Копенгагене. Левая рука амазонки покоится на колонне-подставке, её правая рука поднята над головой так, чтобы ладонь была позади. Лицо женщины склоняется в сторону. Нос, часть правой руки, левая рука над локтем, обе кисти, правая стопа и лодыжка - результат реставрации. Есть другие копии этого типа: «Амазонка Лэнсдаун» находится в музее Метрополитен , другая скульптура - в Берлине .

Тип «Амазонки Сосикла»

«Амазонка Сосикла» , Луврская копия, в длинном пеплосе, закрывающем ноги

Этот тип известен благодаря скульптуре высотой 2,02 м, относящейся ко II в. н. э., копии, подписанной именем «Сосикл». Она, как и предыдущая, сделана по оригиналу либо Поликлета , либо Кресила . Данный памятник был обнаружен в 1733 г., попал в коллекцию кардинала Альбани, и в настоящий момент находится в Капитолийских музеях. Амазонка держит левую руку перед грудью, а правая, с открытой ладонью, поднята. Она глядит вниз. Реставрации подлежали нос, нижняя губа, левое предплечье и рука с драпировкой.

Также существуют относящиеся к этому типу и более ранние, чем работа Сосикла бюст (герма) и бронзовые статуэтки. Копия статуи, изображающая амазонку в длинных одеяниях, находится в Лувре

См. также

  • «Раненая амазонка», 1903 - картина Франца фон Штука

Примечания

Ссылки


Wikimedia Foundation . 2010 .

Википедия

Амазонки - Раненая амазонка. Римская мраморная копия с греческого оригинала Фидия (440 430 до н.э.). Капитолийский музей. Рим. АМАЗОНКИ, в греческой мифологии племя женщин воительниц в Малой Азии или в предгорьях Кавказа. Вступали в близкие отношения с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

- (Amazones, Αμαξόνες). Мифический народ воинственных женщин, живший близ реки Фермодонта в Каппадокии. В своей стране они не терпели мужчин, но для продолжения своего племени вступали в сношения с народом, жившим у подошвы Кавказа. Девочкам,… … Энциклопедия мифологии

- (Polэkleitos) из Аргоса, древнегреческий скульптор и теоретик искусства второй половины V в. до н. э. Один из ведущих представителей высокой классики. Работал в Аргосе. Творчеству Поликлета свойственно тяготение к художественной… … Художественная энциклопедия - «Дорифор» Поликлет Старший (Πολύκλειτος) древнегреческий скульптор и теоретик искусства, работавший в Аргос … Википедия

"Раненая амазонка" Поликлет, Фидий, Кресил. гипсовые реплики. Мюнхенская гипотека.

Развитие социальной культуры в Греции способствовало возникновению новых отношений между художником и обществом. С целью удовлетворения наилучшим образом своих проектов заказчиками стали устраиваться конкурсы. Одному из таких конкурсов на создание скульптуры раненой амазонки для храма в Эфесе мир обязан появлению фигур воительниц исполненными выдающимися мастерами той эпохи. По дошедшим до нас описаниям Плиния Старшего в конкурсе участвовали представители разных художественных центров: Фидий (Афины), Поликлет (Сикион), Кресилай (Кидон), Фрадмон (Аргос) и Кидон. Интересен тот факт, что победитель был определён по количеству голосов, отданных за второе место после опроса самих исполнителей. Естественно, первое место каждый мастер присуждал себе. Места распределились так: 1 место – Поликлет, 2 место – Фидий, 3 место – Кресил, 4 место Кидон и 5 место Фрадмон. По дошедшим до нас копиям, созданными римскими мастерами, мы можем судить о работах только троих ваятелей: Фидия, Поликлета и Кресила и можем сравнить, как эту тему по-разному, но чрезвычайно интересно смогли раскрыть эти прекрасные скульпторы.

Все три скульптуры построены на принципе хиазма, когда композиция развивается вокруг опорной ноги. У амазонки Кресила (фотография слева) опорная нога вынесена несколько вперёд четырёхгранной колоны, символизирующей жизненные устои. Переступить колону - это перейти некую черту, отделяющею жизнь от смерти и вступить в царство мёртвых. Голова, наклонившаяся в сторону сделанного шага, трагически вскинутая рука, и постепенное угасание, выраженное в ниспадающем с тела пеплосе, оставляющим его беззащитным, поникшая кисть другой руки, опирающейся на колону это всё говорит о печальном конце.

У Фидия (фотография справа) композиция более динамична и насыщена деталями. Мы можем сделать вывод, что воительница пала от боевого топора. Что она пыталась противостоять противнику. Этому свидетельствует, твёрдо стоящая опорная нога, гордый взгляд из под вскинутой руки, ломающей оружие врага. Но опять же – ниспадающий пеплос, обнажающий тело и вторая уже склонённая и слабеющая нога говорит о неминуемой смерти.

Наконец скульптура победителя, Поликлета (центральная фотография). Идея такая же, как и у Кресила – вступление в чертоги Аида, но более ситуационно разработанная и более понятная для обыкновенного человека. Мы видим, как девушка отодвинула часть пеплоса, обнажив место ранения. Взгляд её, направленный на рану, понимающе печален. Вскинутая к небу рука с раскрытыми пальцами взывает к богам о помощи, но плащ обвился вокруг шеи и тянет тело к земле.

Используемые материалы:
http://professionali.ru/Soobschestva/skulptura_/ranenaya_amazonka/
А. П. Чубова, Г. И. Конькова, Л. И. Давыдова "Античные мастера"

ПОЛИКЕТ
ДОРИФОР
V в. до н.э. Римская копия
Национальный музей,
Неаполь

« Д орифор» («Копьеносец») - самое известное произведение Поликлета из Аргоса, в котором идеально представлен образ свободного эллина, тонко передана пластика здорового мускулистого тела. «Дорифора» за совершенство телесных пропорций называли Ахиллом в память о мифическом герое Троянской войны.

Поликлет был младшим современником Мирона, он также создавал статуи атлетов-победителей на состязаниях, работал в бронзе, и так же, как у Мирона, сохранились только копии его скульптур. Лучшие повторения «Дорифора» были найдены в Италии. Иногда римские копиисты выбирали для работы темно-зеленый камень, чтобы точнее имитировать бронзовый оригинал.

Диадумен, или Юноша, повязывающий голову.

В древности самого «Дорифора» иногда называли «каноном Поликлета», считая, что мастер создал статую для того, чтобы другие художники пользовались ею как моделью. На самом деле «Каноном», или «Мерой», назывался несохранившийся трактат скульптора по эстетике (остались отрывочные сведения в двух фрагментах).

В трактате Поликлет разработал теорию правильного соотношения пропорций человеческого тела в скульптурном изображении. Согласно канону Поликлета, пропорции должны быть подчинены математическому расчету, подобно построению архитектурного сооружения. Идеальные пропорции художник выработал, измеряя многочисленную натуру и выбирая среднее арифметическое. Размер головы нормальной мужской фигуры по канону должен равняться 1/7 его роста, профиль должен приближаться к квадрату, а линия лба и носа составлять одну линию.

Дискофор (держащий диск).
Ок. 420–410 гг. до н. э. Национальный музей, Афины

Так называемый греческий профиль являлся частью канона древнегреческой скульптуры классической и эллинистической эпох, важнейшей характеристикой красоты, согласно которой линия носа прямо переходит в лоб без какого-либо выделения переносицы. Еще канонической чертой лица можно назвать относительно тяжелый подбородок. В основе ритмической композиции скульптур Поликлета лежит принцип асимметрии: правая сторона - опорная нога и повисшая вдоль тела рука, несмотря на статичность, полны скрытой энергии, левая сторона - оставшаяся сзади нога и рука с копьем - расслаблены, чем нарушают симметрию скульптуры. Торс дается в легком изгибе. Поликлет делает и другие горизонтальные оси в построении фигуры непараллельными, и поэтому человеческое тело, находясь в состоянии равновесия, покоя или медленной ходьбы, кажется живым и подвижным.

Ясные формы скульптуры «Дорифор» повторяются в большинстве произведений мастера и его школы. Известны скульптуры «Диадумен» и «Дискофор» (держащий диск).

Раненая амазонка.
440–430 гг. до н. э. Пергамский музей. Берлин

Когда Поликлет участвовал в конкурсе на лучшее исполнение статуи раненой амазонки для храма Артемиды в Эфесе (Малая Азия), то победил других лучших скульпторов - Фидия, Кресилая и Фрадмона. Его раненая амазонка представлена в канонической, характерной для скульптора форме. Она опирается одной рукой на столб, другую закинула за голову, как будто боясь коснуться раны у правой груди.