Русская матрёшка. История происхождения

Про русскую матрешку написано так много, что можно запутаться во всей информации. Но практически везде упоминается один и тот же рассказ об истории создания русской матрешки. Пишут, что самая первая русская матрешка "родилась" в 1890 году в усадьбе Абрамцево близ Москвы в мастерской прикладного искусства "Детское обозование", это мнение упорно кочует из одной статьи в другую и стало неким мифом. Почему мифом? Да потому, что не все так складно было, как пишут везде.

Одна из первых изданных в России красочно иллюстрированных книг о русской матрешке, ее истории, разных стилях была написана Ларисой Соловьевой. Книга была переведена на другие языки и пользовалась большим спросом в 90-х годах. Но надо признать, что книга была чисто комерческим иллюстрированным альбомом, а не научным исследованием. А для коммерческой идеи важна не только сама голая суть, но и некоторая фабула, история, сказка, легенда, миф.

Это очень большая и в то же время тонкая хитрость торговцев и производителей, как продать нечто, когда это нечто никому уже не нужно, потом, кода спрос насыщен - нужно продавать не сам товар, а некоторую иллюзию, фикцию - людям уже мало обладать просто вещью, имеющей утилитарное или эстетическое назначение, им нужно, чтобы эта вещь служила им признаком их особенности, отличия от других людей. Но оставим эту тему для философов и социологов, не будем лишать их куска хлеба.

Опыт продажи матрешек показывает, что люди намного охотнее покупают не саму матрешку, а рассказ об этой матрешке. В свое время я знал одного человека (не буду называть его имени, он здравствует и поныне и дай Бог ему многих лет жизни), который мастерски рассказывал всякие истории и сказки о всех матрешках, которые он продавал. Люди заслушивались, просили записать или рассказать снова, но он отказывался это делать - он был мастером экспромта, второй раз он уже не мог повторить придуманную им на ходу историю. Он мне сознался, что не помнил этих историй и сказок и забывал тут же, как будто это и не он их сочинил.

Легенда о создании матрешки выглядела красиво, здорово выглядела, но вот когда дотошные исследователи стали "раскапывать" все тонкости, то многое не стыковалось. Не сходилось время, когда первая русская матрешка была выточена и раскрашена, не сходилось авторство самого эскиза, приписываемого Сергею Малютину, не сходилось авторство изобретения самой формы русской матрешки, оно, как известно, приписывается мастеру-игрушечнику Василию Звездочкину. Ну да Бог с ним, с этим авторством, скажем просто - автором матрешки был народ, как авторство множества деревянных игрушек. А то сейчас потомки Звездочкина и Малютина начнут судебный процесс об авторском праве и потребуют свою долю с продажи каждой матрешки, это дело модное и выгодное (конечно выгодное, еще как выгодное, особенно адвокатам).

И так, русская матрешка возникла в России в конце 19 - начале 20 века и получила большую популярность и признание, многие художники и ремесленники стали повторять ее, придумывая, однако, свои собственные рисунки (как бы сейчас сказали - дизайнерские решения). Параллельно мастера по изготовлению деревянных игрушек освоили технологию вытачивания деревянных заготовок матрешек. Впрочем, для них это не было таким сложным и необычным делом, так как подобные многоместные игрушки с разъемом посередине и помещающиеся друг в друга (например, деревянные яйца) и ранее вытачивались умельцами, здесь требовалось только приноровиться к новой форме, а также приспособиться к вытачиванию более тонких стенок игрушек.

Надо сказать, что принцип и технология вытачивания заготовок матрешек остался практически неизменным с тех самых времен, когда стали изготавливаться первые русские матрешки. Главное условие при изготовлении матрешек - использование правильно подготовленной и высушенной древесины. Лучшим материалом для вытачивания матрешек является липа, легкий и податливый материал, но иногда используют ольху и березу, но из этих пород дерева можно изготовить матрешки с небольшим количеством мест в наборе, так как труднее получить тонкую стенку, кроме того матрешки из этих пород получаются тяжелыми.

Деревья для вытачивания матрешек спиливают ранней весной, когда еще не началось сокодвижение. Бревна очищают от коры, оставляя в нескольких местах кольцами для того, чтобы предотвратить растрескивание бревен в процессе сушки. Сушка проводится на открытом воздухе, но под навесом, защищающем бревна от осадков и прямых солнечных лучей. Такие условия обеспечивают постепенное высушивание древесины, которое длится 2 года и более - чем больше диаметр бревен, тем больше времени требуется для его сушки.

Когда бревно высушено, его режут на чурки длиной сантиметров 50. Если требуется выточить матрешку большого диаметра, то используют чурку как есть, а если меньшего, то чурки раскалывают на несколько частей, затем их обтесывают топоров, стараясь придать круглую форму. Затем заготовку закрепляют в токарном станке. Станки самые простые, самодельные. В качестве привода использую электродвигатель и ременную передачу, которая передает вращение так называемому стакану, стальному полому цилиндру, в которые забиваются деревянные заготовки. Основная особенность вытачивания матрешки состоит в том, что деревянная заготовка крепится не в двух точках, как это обычно делается при вытачивании изделий из дерева, а в одной, в том самом стакане.

Ну дальше все просто (правда это "просто" осваивается в течении многих лет, начиная с детского возраста, когда начинают вытачивать относительно простые изделия вроде яиц) - сначала заготовка выравнивается, ей придается строго круглая форма. Затем треугольным резцом вытачивается внешний контур матрешки. Затем специальным круюкообразным резцом ("крючком") выбирается внутренняя часть. Причем сначала вытачивается нижняя часть, а затем верхняя (голова), последовательно, так как обе части должны точно подогнаны друг к другу, чтобы плотно закрывались. Хороший мастер все делает "на глаз", улавливая десятые доли миллиметра, все матрешки получаются ровные, практически одного размера.

Матрешка с фабрики "Вятский сувенир"

В России сформировалось много стилей матрешек, но настоящих, образованных не правительственными постановлениями об открытии в каждой республике СССР фабрик по изготовлению художественных изделий, а естественным образом существует несколько. Это прежде всего Сергиев-Посадская матрешка, Семеновская матрешка , Полхов-Майданская матрешка и Кировская (Вятская) матрешка . Все они возникли в старинных центрах игрушечных промыслов, естественным образом впитав в себя характерный художественный стиль промыслов. Более подробно об этих матрешка и истории матрешечных промыслов можно почитать на соответствующих страницах.

Полхов-майданская матрешка

Вскоре матрешки стали изготавливать ив других центрах деревянных промыслов, прежде всего в Семенове под Нижним Новгородом, а затем и в Полховском Майдане в той же губернии, но на самой ее окраине в 250 километрах от губернского центра. Матрешки в этих регионах расписывались в характерном для них стилях, немного простоватом, если сравнивать со Сергиев-Посадской матрешкой, но ярком и красочном, захватывающем глаз ребенка - ведь это все-таки игрушка!

Семеновские матрешки отличались свей характерной вытянутой формой, именно здесь стали изготавлить многоместые матрешки, состоящие из 10, 12, 15 и более кукол. Интересны семеновские матрешки разнообразием форм, под каждого персонажа вытачивались матрешки особой формы. И в Семенове, и в Полховском Майдане для росписис использовались анилиновые красители, обычно употребляемые для окрашивания тканей. Поэтому эти матрешки быля яркие, цвета насыщенные, преобладали желтые и красные тона.

Всем нам знакома матрешка – деревянная раскладная куколка, давно уже ставшая символом русского народного творчества и традиционным сувениром, который принято покупать в России. Но родителям стоит обратить внимание на матрешку и как на уникальную развивающую игрушку, которую непременно стоит приобрести для ребенка. Матрешка проста, как и всё гениальное, но от этого не менее интересна для детей.

Матрешка: описание игрушки

Традиционная матрешка представляет собой деревянную расписную куклу с вложенными в нее куклами меньшего размера. Форма матрешки близка к форме яйца, при этом игрушка имеет плоское донышко для устойчивости. Каждая кукла, кроме самой последней, разбирается на две части – верхнюю и нижнюю. Всего кукол в матрешке обычно не менее трех. Существуют сувенирные варианты из 20, 30 и даже 50 элементов!

Привычная для нас матрешка изображает женщину в красном сарафане и платке. Однако в настоящее время существуют самые разнообразные вариации росписи игрушки: девушки, семьи (дедушка, бабушка, папа, мама, ребенок), герои сказок (Репка, Теремок, Колобок, Курочка Ряба) и т.д. В качестве сувенира популярны матрешки с изображением политических деятелей, а также портретные.

Матрешек делают преимущественно из дерева мягких пород: липы, реже березы и ольхи. Сушат бревна в течение нескольких лет, при хорошей вентиляции. Внимательно следят за качеством сушки древесины – она должна быть не сырой и не сухой. Начинают изготовление с самой маленькой неразборной куклы. Последующие делают из заготовок нужного размера (их разрезают на две части и удаляют лишнюю древесину, чтобы кукла меньшего размера плотно держалась внутри большей). Самая большая кукла имеет специальную подставку для устойчивости.

Каждую фигурку полируют, грунтуют, а затем раскрашивают. Чаще всего используется гуашь, реже – акварель, темпера, масляные краски. Далее матрешек покрывают масляным лаком и сушат.

Размеры игрушки матрешки зависят от количества элементов. Верхняя кукла у маленьких матрешек из 3 элементов имеет размер 8-10 см, у стандартных из 5 элементов – 16-18 см, из 7 элементов – 18-21 см, из 10 элементов – 20-25 см. Огромные матрешки из 50 кукол имеют высоту 65-75 см.

Матрешка – игрушка или сувенир?

До рождения ребенка матрешка обычно ассоциируется у взрослых с традиционным русским сувениром. Да, действительно, это очень красивая и яркая памятная вещь, которая станет украшением любого дома. И все-таки матрешка не является обычным сувениром.

На вопрос, матрешки относятся к игрушкам или представляют собой лишь предмет интерьера, можно однозначно ответить: матрешка – это отличная игрушка для детей! Помимо того, что традиционная матрешка сама по себе привлекательна для ребенка и с ней можно играть, как с куклой, она еще и раскладывается, а значит – можно придумать огромное количество вариантов игры с ней.

Во-первых, матрешка – это игрушка, развивающая первоначальные движения и восприятия . Она развивает зрительное восприятие и осязание, учит восприятию форм и цветов, способствует улучшению координации движений. Простая форма матрешки и экологичность делает ее отличной развивающей игрушкой для самых маленьких детей.

Во-вторых, матрешка относится к игрушкам, способствующим физическому развитию ребенка . Как и другие сборно-разборные игрушки, она тренирует мышцы рук и пальцев, способствует развитию мелкой моторики.

Кроме того, матрешка – это дидактическая игрушка . Данный тип игрушек способствует умственному и сенсорному развитию и обучению детей, расширению общего кругозора. Играя с матрешкой, ребенок решает задачу, которая заключена в самой конструкции игрушки – собрать и разобрать матрешку. В процессе игры развивается внимание и память малыша, растет сообразительность и наблюдательность.

История матрешки – русской народной игрушки для детей

История деревянной игрушки матрешки туманна, поскольку разные источники описывают ее по-разному. Большинство публикаций в СМИ и Интернете рассказывают о том, что первая матрешка была создана в конце XIX века, во время расцвета интереса общества к собственной национальной культуре. В московской мастерской «Детское воспитание», созданной специально для сохранения традиций русской народной игрушки, токарь Василий Звездочкин выточил первую разъемную куклу. Прообразом матрешки, как утверждают источники, является японская фигурка Фукурумы (варианты написания – Фукурими, Фукурама, Фукурокуджу, Фукурокудзю), одного из семи богов удачи, бога мудрости и учености.

Художник Сергей Малютин, пропагандист «русского стиля», считается автором эскиза, «отцом матрешки», кроме того, именно он и раскрасил получившуюся игрушку. Она являла собой круглолицую женщину-крестьянку, одетую в вышитую рубашку и сарафан. На ней был передник и цветастый платок, а в руках она держала черного петуха. Внутри куклы помещалось еще 7 фигурок: три сестренки, одна из которых с серпом, а другая с караваем, братик в расписной рубахе, еще две сестренки и спеленатый младенец – самая маленькая, неразделяемая кукла. В 1900 году матрешка получила признание на Всемирной выставке в Париже, что привело к росту спроса на эту игрушку.

На самом деле, авторство матрешки доподлинно не установлено. С одной стороны, исследователи единогласно приписывают его художнику Малютину. Однако токарь Звездочкин в своих воспоминаниях утверждает, что придумал и создал игрушку именно он. Кроме того, в наследии художника Сергея Малютина действительно отсутствует эскиз матрешки.

Также существует путаница с датой происхождения матрешки. Называют и 1893, и 1896, и 1898 годы. Сам Звездочкин вообще упоминает 1900 год – но в апреле уже состоялась Всемирная выставка, и, возможно, автор допускает неточность в датировке (мемуары были написаны 50 лет спустя). Кстати, Звездочкин говорит о создании трех- и шестиместной матрешек, хотя в Музее игрушки в Сергиевом посаде хранится матрешка из 8 элементов, и именно она считается первой.

Что касается японского происхождения матрешки, то и на этот счет вопрос остается открытым. Действительно, японцы были отличными мастерами токарного дела. Однако идея разъемных игрушек была традиционной в русском народном промысле – вспомните хотя бы о пасхальных яйцах. Всем известна и сказка о железном сундуке, внутри которого сидит заяц, а внутри него утка, в утке яйцо – и вот там-то и находится смерть Кощея… Возможно, именно таков глубинный смысл матрешки: чтобы дойти до истины, необходимо до нее буквально докопаться, сорвав все покровы-крышечки.

Первая русская матрешка не имела имени. Матрешка, по всеобщему мнению исследователей – это сокращенная форма популярного в России имени Матрёна, которое, в свою очередь, имеет латинские корни и переводится как «знатная женщина». Кроме того, имя матрешки перекликается с древнеиндийским словом «матри», что переводится как «мать». Индуистская мифология описывает матри как женские проявления божественных начал, число матри колебалось от 7 до 16. Похоже на нашу матрешку, не правда ли?

Матрешка – развивающая игрушка! Польза любимой матрешки в развитии детей

Матрешка в развитии детей – неоценимое подспорье, несмотря на свою кажущуюся простоту. Чем же полезна матрешка для ребенка?

  • Матрешка знакомит малыша с русским народным творчеством, традиционной русской культурой.
  • Ребенок, играя с матрешкой, развивает мелкую моторику, укрепляет мышцы рук и пальцев, что немаловажно для развития речи.
  • Данную игрушку можно рекомендовать как одну из первых для ребенка: она является не только привлекательной, но и экологичной, а также безопасной благодаря своей округлой форме.
  • Матрешка помогает познакомиться с цветами в игре, развивает тактильное и зрительное восприятие.
  • Необходимость собирания и разбирания игрушки, обусловленная ее конструкцией, тренирует внимание и мышление ребенка.
  • С помощью матрешки легко объяснить малышу понятия «большой-маленький», «больше-меньше», «перед-за-между», познакомить с основами счета.
  • Матрешка – отличная игрушка для ролевых игр. Сама идея матрешки подразумевает игру в семью, где есть матрешка-мама и ее дети разного возраста.

Чтобы матрешка была именно обучающей игрушкой, не делайте ее привычным предметом интерьера, который постоянно находится в поле зрения малыша. Доставайте матрешку только на время занятия, чтобы сохранить интерес ребенка к ней. Кроме того, не забывайте, что положительные эмоции являются залогом успеха развивающих занятий – проводите игры, когда кроха к ним расположен.

Игры с матрешками для детей

Матрешка сама по себе является привлекательной игрушкой для ребенка, но лучше всего родителям не просто дать ее малышу, но и научить простым играм.

Игры с матрешкой для самых маленьких (примерно от 1 года)

  1. Научите ребенка открывать матрешку. Удивитесь и обрадуйтесь вместе с малышом, что внутри большой куклы есть еще одна, поменьше. Неужели внутри нее тоже кто-то есть?
  2. Покажите ребенку, что каждая фигурка собирается из двух конкретных половинок. Если же половинки не подходят, собрать целую куколку не получится.
  3. Скажите крохе: «Маленькая матрешка испугалась и просит большую спрятать ее». Пусть ребенок попробует сам вкладывать элементы игрушки один в другой.
  4. Когда малыша не будет в комнате, расставьте матрешек на видных местах. Предложите вошедшему ребенку разыскать потерявшихся сестричек.

Обучающие игры с матрешкой 2-3 лет

  1. Попросите малыша дать вам самую большую, двух самых маленьких матрешек, матрешку среднего размера. Предложите выстроить куколок по росту – по возрастанию или по убыванию. Можете придумать историю: матрешки пошли в гости, мама впереди, а дочки за ней, от той, что побольше, до самой маленькой. А домой матрешки возвращаются уже в обратном порядке.
  2. Расставьте матрешек по росту, а одну «забудьте». Пусть ребенок догадается, где именно она должна стоять.
  3. Поставьте самую большую и самую маленькую матрешек на некотором расстоянии друг от друга. Попросите ребенка разделить несколько заранее подготовленных вами игрушек большого и маленького размера, отправив маленьких «в гости» к маленькой матрешке, а больших к большой.
  4. Предложите ребенку разместить матрешек в «кроватках» (например, колечках от пирамидки) или домиках (их можно сделать из картонных коробок разного размера). Для этого ему сначала нужно будет распределить матрешек и их кроватки/домики по размеру. Еще один вариант подобной игры – сделать заранее несколько картонных ворот разного размера. Ребенку необходимо найти для каждой матрешки подходящие по высоте ворота.
  5. Если у вас есть два набора матрешек, перемешайте их и попросите малыша рассортировать. А два набора из одинакового количества элементов можно предложить выстроить парами.
  6. Обведите основания матрешек на листе бумаги или картона. Пусть ребенок подберет для каждого «стульчика» свою хозяйку. Или можно представить кружочки как вагоны поезда, лодочки, места в кинотеатре и т.д.
  7. Объясняйте, а потом и сами задавайте вопросы о понятиях «больше-меньше», «выше-ниже», «спереди-сзади», «справа-слева».
  8. С помощью матрешек можно изучать числительные, названия дней недели. Назовите матрешек именами, созвучными нужным понятиям. Надев верхние половинки кукол на пальцы, учите с ребенком названия пальцев руки.
  9. Спрячьте маленькую матрешку в любую из других, побольше. Попросите ребенка на слух определить, где прячется матрешка-малышка.

Игры с матрешкой для детей постарше (с 3-4 лет)

  1. Внутрь матрешек можно складывать бусинки/горошинки или картонные кружки, по возрастанию размера. Если вы хотите помочь ребенку освоить цифры, напишите на донышке каждой матрешки, сколько в ней горошинок. Покажите малышу цифру, а потом вместе посчитайте горошинки.
  2. Матрешка замечательно подходит для ролевых игр. Обычно самая большая матрешка – это мама, а меньшие – ее дочки. Но у кого-то большая матрешка может быть и папой. Обыгрывайте с матрешками ситуации, близкие ребенку (или детям). Общение мамы с ребенком, который не слушается, отношения старших и младших детей, конфликты на детской площадке. Несколько наборов матрешек смогут изобразить несколько семей.
  3. Детям старше 4-5 лет можно предложить раскрасить заготовку матрешки. Чем старше ребенок, тем более самостоятельной и аккуратной будет его работа.

Виды матрешек

Существуют как классические деревянные (с разными видами росписи), так и нестандартные матрешки: мягкие, пластиковые, матрешки-елочные игрушки и другие. На фото ниже представлены разнообразные вариации матрешек:

Деревянные игрушки-матрешки:

(матрешка, хохлома);

(матрешка, гжель);

(дымковская игрушка-матрешка);

(матрешка, филимоновская роспись);

(матрешка, городецкая роспись);

(вятская матрешка);

(семеновская матрешка).

Деревянные матрешки, изображающие героев сказок

Курочка Ряба:

Мягкая игрушка-матрешка

(матрешка, игрушка-антистресс от «Смолтойс»);

(вязаная матрешка, рукодельная).

Матрешка-каталка, пластиковая

Новогодняя матрешка

Как видите, матрешка – это целый мир! Неспроста она полюбилась и «прижилась» в русской культуре… Экологичная, яркая, раскрывающая множество возможностей для игры, матрешка обязательно станет одной из любимых игрушек для вашего ребенка.

Внутри которой находятся подобные ей куклы меньшего размера. Число вложенных кукол обычно от трёх и более. Обычно они имеют форму в виде яйца с плоским донцем и состоят из двух частей: верхней и нижней. По традиции рисуется женщина в красном сарафане и платке. В наше время темы для росписи разнообразны: это сказочные персонажи, девушки, а также семьи. Стали нередки и матрёшки пародийного характера с изображением политических деятелей. Сравнительно недавно стала набирать популярность матрёшка с изображением портрета на ней - портретная матрёшка.

Версия возникновения

Русская деревянная расписная кукла появилась в России в 90-х годах XIX века, в период бурного экономического и культурного развития страны. Это было время подъёма национального самосознания, когда в обществе всё настойчивее стал проявляться интерес к русской культуре вообще и к искусству в частности. В связи с этим возникло целое художественное направление, известное под названием «русский стиль». Восстановлению и развитию традиций народной крестьянской игрушки уделялось особое внимание. С этой целью в Москве была открыта мастерская «Детское воспитание». Первоначально в ней создавались куклы, демонстрировавшие праздничные костюмы жителей разных губерний, уездов России, и достаточно точно передававшие этнографические особенности женской народной одежды. В недрах этой мастерской и зародилась идея создания русской деревянной куклы, эскизы к которой были предложены профессиональным художником Сергеем Малютиным (1859-1937), одним из активных создателей и пропагандистов «русского стиля» в искусстве. Идея создания разъёмной деревянной куклы была подсказана С. В. Малютину японской игрушкой, привезённой с острова Хонсю женой С. И. Мамонтова . Это была фигура добродушного лысого старика, мудреца Фукурамы , в которой находилось ещё несколько фигурок, вложенных одна в другую.

Его матрёшка представляла собой круглолицую крестьянскую девушку в вышитой рубашке, сарафане и переднике, в цветастом платке, держащую в руках чёрного петуха.

Русскую деревянную куклу назвали матрёшкой. Сделано это было неслучайно. В дореволюционной провинции имена Матрёна, Матрёша считались одними из наиболее распространённых женских имён, в основе которых лежит слово «матерь». Эти имена ассоциировалось с матерью многочисленного семейства, обладавшей хорошим здоровьем и дородной фигурой. Впоследствии оно сделалось нарицательным и стало означать токарное разъёмное красочно расписанное деревянное изделие. Но и по сей день матрёшка остаётся символом материнства, плодородия, поскольку кукла с многочисленным кукольным семейством прекрасно выражает образную основу этого древнейшего символа человеческой культуры.

Первая русская матрёшка, выточенная по эскизам С. В. Малютина лучшим игрушечником из Сергиева Посада В. Звёздочкиным , была восьмиместная. За девочкой с чёрным петухом следовал мальчик, затем опять девочка. Все фигурки отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала спелёнатого младенца.

Технологию изготовления матрёшки российские мастера, умевшие вытачивать деревянные предметы, вкладывающиеся друг в друга (например, пасхальные яйца), освоили с лёгкостью. Принцип изготовления матрёшки остаётся неизменным до настоящего времени, сохранив все приёмы токарного искусства русских умельцев.

Музеи матрёшки

В нескольких городах работают музеи матрёшки: в Москве - в Леонтьевском переулке, в Нижнем Новгороде , в Нолинске , Калязине , Вознесенском и в Сергиевом Посаде .

Изготовление матрёшек

Сейчас матрёшки делают в различных мастерских.

Сначала подбирают подходящий вид древесины. Из-за мягкости в основном выбирают липу , реже ольху или берёзу . Деревья обычно срубают ранней весной, снимают кору, но не полностью, чтобы во время сушки древесина не давала трещин. Затем брёвна складируют и сушат в течение нескольких лет в хорошо вентилируемом месте.

К обработке древесины необходимо приступать тогда, когда она не сухая, но и не сырая. Каждая заготовка проходит более десятка операций. Самую маленькую куклу - неразборную - делают первой.

Когда матрешка готова, приступают к следующей фигурке, в которую войдёт первая. Заготовка необходимой высоты обрабатывается и разрезается на верхнюю и нижнюю части. Первой делается нижняя часть. Затем удаляют древесину изнутри обеих частей второй куклы так, чтобы меньшая кукла плотно вставлялась внутрь. Потом процесс повторяется для куклы бо́льшего размера, в которую войдут две предыдущие и т. д. Количество кукол может быть различным.

В заключение процесса каждую куклу покрывают масляным лаком. После окончательной сушки и полировки художник приступает к раскраске. В качестве красок используется акварель, гуашь, темпера, реже масляные краски. Несмотря на разнообразие красок, мастера по-прежнему отдают предпочтение гуаши.

См. также

Напишите отзыв о статье "Матрёшка"

Примечания

Ссылки

  • , Екатерина Маврикова, Timeout, 1 ноября 2005
  • , Фонд народных художественных промыслов Российской Федерации
  • , Сельская новь № 9, сентябрь 2004 года
  • Лиля Пальвелева. Радио Свобода , 23 марта 2007
  • , РИА «Время Н», 11 июня 2014 года

Отрывок, характеризующий Матрёшка

В этот же день к Пьеру приехал полицеймейстер с предложением прислать доверенного в Грановитую палату для приема вещей, раздаваемых нынче владельцам.
«Вот и этот тоже, – думал Пьер, глядя в лицо полицеймейстера, – какой славный, красивый офицер и как добр! Теперь занимается такими пустяками. А еще говорят, что он не честен и пользуется. Какой вздор! А впрочем, отчего же ему и не пользоваться? Он так и воспитан. И все так делают. А такое приятное, доброе лицо, и улыбается, глядя на меня».
Пьер поехал обедать к княжне Марье.
Проезжая по улицам между пожарищами домов, он удивлялся красоте этих развалин. Печные трубы домов, отвалившиеся стены, живописно напоминая Рейн и Колизей, тянулись, скрывая друг друга, по обгорелым кварталам. Встречавшиеся извозчики и ездоки, плотники, рубившие срубы, торговки и лавочники, все с веселыми, сияющими лицами, взглядывали на Пьера и говорили как будто: «А, вот он! Посмотрим, что выйдет из этого».
При входе в дом княжны Марьи на Пьера нашло сомнение в справедливости того, что он был здесь вчера, виделся с Наташей и говорил с ней. «Может быть, это я выдумал. Может быть, я войду и никого не увижу». Но не успел он вступить в комнату, как уже во всем существе своем, по мгновенному лишению своей свободы, он почувствовал ее присутствие. Она была в том же черном платье с мягкими складками и так же причесана, как и вчера, но она была совсем другая. Если б она была такою вчера, когда он вошел в комнату, он бы не мог ни на мгновение не узнать ее.
Она была такою же, какою он знал ее почти ребенком и потом невестой князя Андрея. Веселый вопросительный блеск светился в ее глазах; на лице было ласковое и странно шаловливое выражение.
Пьер обедал и просидел бы весь вечер; но княжна Марья ехала ко всенощной, и Пьер уехал с ними вместе.
На другой день Пьер приехал рано, обедал и просидел весь вечер. Несмотря на то, что княжна Марья и Наташа были очевидно рады гостю; несмотря на то, что весь интерес жизни Пьера сосредоточивался теперь в этом доме, к вечеру они всё переговорили, и разговор переходил беспрестанно с одного ничтожного предмета на другой и часто прерывался. Пьер засиделся в этот вечер так поздно, что княжна Марья и Наташа переглядывались между собою, очевидно ожидая, скоро ли он уйдет. Пьер видел это и не мог уйти. Ему становилось тяжело, неловко, но он все сидел, потому что не мог подняться и уйти.
Княжна Марья, не предвидя этому конца, первая встала и, жалуясь на мигрень, стала прощаться.
– Так вы завтра едете в Петербург? – сказала ока.
– Нет, я не еду, – с удивлением и как будто обидясь, поспешно сказал Пьер. – Да нет, в Петербург? Завтра; только я не прощаюсь. Я заеду за комиссиями, – сказал он, стоя перед княжной Марьей, краснея и не уходя.
Наташа подала ему руку и вышла. Княжна Марья, напротив, вместо того чтобы уйти, опустилась в кресло и своим лучистым, глубоким взглядом строго и внимательно посмотрела на Пьера. Усталость, которую она очевидно выказывала перед этим, теперь совсем прошла. Она тяжело и продолжительно вздохнула, как будто приготавливаясь к длинному разговору.
Все смущение и неловкость Пьера, при удалении Наташи, мгновенно исчезли и заменились взволнованным оживлением. Он быстро придвинул кресло совсем близко к княжне Марье.
– Да, я и хотел сказать вам, – сказал он, отвечая, как на слова, на ее взгляд. – Княжна, помогите мне. Что мне делать? Могу я надеяться? Княжна, друг мой, выслушайте меня. Я все знаю. Я знаю, что я не стою ее; я знаю, что теперь невозможно говорить об этом. Но я хочу быть братом ей. Нет, я не хочу.. я не могу…
Он остановился и потер себе лицо и глаза руками.
– Ну, вот, – продолжал он, видимо сделав усилие над собой, чтобы говорить связно. – Я не знаю, с каких пор я люблю ее. Но я одну только ее, одну любил во всю мою жизнь и люблю так, что без нее не могу себе представить жизни. Просить руки ее теперь я не решаюсь; но мысль о том, что, может быть, она могла бы быть моею и что я упущу эту возможность… возможность… ужасна. Скажите, могу я надеяться? Скажите, что мне делать? Милая княжна, – сказал он, помолчав немного и тронув ее за руку, так как она не отвечала.
– Я думаю о том, что вы мне сказали, – отвечала княжна Марья. – Вот что я скажу вам. Вы правы, что теперь говорить ей об любви… – Княжна остановилась. Она хотела сказать: говорить ей о любви теперь невозможно; но она остановилась, потому что она третий день видела по вдруг переменившейся Наташе, что не только Наташа не оскорбилась бы, если б ей Пьер высказал свою любовь, но что она одного только этого и желала.
– Говорить ей теперь… нельзя, – все таки сказала княжна Марья.
– Но что же мне делать?
– Поручите это мне, – сказала княжна Марья. – Я знаю…
Пьер смотрел в глаза княжне Марье.
– Ну, ну… – говорил он.
– Я знаю, что она любит… полюбит вас, – поправилась княжна Марья.
Не успела она сказать эти слова, как Пьер вскочил и с испуганным лицом схватил за руку княжну Марью.
– Отчего вы думаете? Вы думаете, что я могу надеяться? Вы думаете?!
– Да, думаю, – улыбаясь, сказала княжна Марья. – Напишите родителям. И поручите мне. Я скажу ей, когда будет можно. Я желаю этого. И сердце мое чувствует, что это будет.
– Нет, это не может быть! Как я счастлив! Но это не может быть… Как я счастлив! Нет, не может быть! – говорил Пьер, целуя руки княжны Марьи.
– Вы поезжайте в Петербург; это лучше. А я напишу вам, – сказала она.
– В Петербург? Ехать? Хорошо, да, ехать. Но завтра я могу приехать к вам?
На другой день Пьер приехал проститься. Наташа была менее оживлена, чем в прежние дни; но в этот день, иногда взглянув ей в глаза, Пьер чувствовал, что он исчезает, что ни его, ни ее нет больше, а есть одно чувство счастья. «Неужели? Нет, не может быть», – говорил он себе при каждом ее взгляде, жесте, слове, наполнявших его душу радостью.

Матрешка считается традиционным русским сувениром, самым популярным среди россиян и иностранных гостей, но далеко не каждый знает историю возникновения матрешки.

Появилась матрешка в 1890 году. Ее прообразом стала точеная фигурка буддийского святого Фукурума, которую привезли с острова Хонсю в подмосковную усадьбу Абрамцево. Фигурка изображала мудреца с вытянутой от долгих раздумий головой, она оказалась разъемной, и внутри была спрятана фигурка поменьше, которая тоже состояла из двух половинок. Всего таких куколок оказалось пять.

По образу этой игрушки токарь Василий Звездочкин выточил фигурки, а художник Сергей Малютин расписал их. Он изобразил на фигурках девочку в сарафане и платке с черным петухом в руках. Игрушка состояла из восьми фигурок. За девочкой шел мальчик, затем опять девочка и т.д. Все они чем-нибудь отличались друг от друга, а последняя, восьмая, изображала завернутого в пеленки младенца. Распространенным именем в то время было имя Матрена - так и появилась всеми любимая Матрешка.

Появление в России в самом конце прошлого века матрешки не было случайным. Именно в этот период в среде русской художественной интеллигенции начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, а также пытались творчески осмыслить национальные художественные традиции. Помимо земских учреждений на средства меценатов организовывались частные художественные кружки и мастерские, в которых под руководством профессиональных художников обучались мастера и создавались предметы быта и игрушки в русском стиле. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде на все русское, распространившейся в начале XX века благодаря "русским сезонам" С.П. Дягилева в Париже.

Массовому экспорту матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге. С 1909 года русская матрешка стала так же постоянной участницей Берлинской выставки и ежегодного базара кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Благодаря передвижной выставке, организованной "Русским обществом пароходства и торговли", с русской матрешкой познакомились жители приморских городов Греции, Турции и стран Ближнего Востока.

Роспись матрешек становилась все красочней, разнообразней. Изображали девушек в сарафанах, в платках, с корзинами, узелками, букетами цветов. Появились матрешки, изображающие пастушков со свирелью, и бородатых стариков с большой палкой, жениха с усами и невесту в подвенечном платье. Фантазия художников не ограничивала себя ничем. Матрешки компоновались так, чтобы отвечать основному своему назначению - преподносить сюрприз. Так, внутри матрешки "Невеста и жених" помещались родственники. Матрешки могли быть приурочены к определенным семейным датам. Кроме семейной тематики были матрешки, рассчитанные на определенный уровень эрудиции, образованности.

В начале XX века большое влияние на тематику оказало общее увлечение русской историей, поощряемое Московским губернским земством. В период с 1900 по 1910 год появились серии матрешек, изображаюших древнерусских витязей и бояр, причем и те и другие иногда вытачивались в шлемовидной форме. В честь столетия Отечественной войны в 1912 году были изготовлены "Кутузов" и "Наполеон" с их штабами. Не был обойден вниманием и любимый народный герой Степан Разин с его ближайшими сподвижниками и персидской княжной.

В качестве сюжетов росписи матрешек использовались и литературные произведения русских классиков: "Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке" А.С. Пушкина, "Конек - Горбунок " П.П. Ершова, басня "Квартет" И.А. Крылова и другие.

100 -летний юбилей Н.В. Гоголя в 1909 году был отмечен появлением серии матрешек, изображавших героев его произведений. Нередко создавались и этнографические образы по эскизам художников - профессионалов и достоверно отражавшие характерные черты и детали традиционной одежды Прибалтики, Крайнего Севера и других регионов.

Сейчас матрешки создают народные мастера разных регионов России. Отличаются они пропорциями токарной формы, росписью, которая ориентирована на демонстрацию особенностей национальной женской одежды, характерным цветом и деталями костюма.

История матрешки началась, когда в девяностых годах XIX века в Московскую игрушечную мастерскую Мамонтова "Детское воспитание", его супруга привезла из Японии фигурку добродушного лысого старика мудреца Фукурума. Считается, что именно эта игрушка послужила прообразом современной матрешки.

Вообще, Япония – страна множества богов и каждый из них за что-то отвечает: либо за урожай, либо помогает праведникам, либо является покровителем счастья и искусства. В ту разъемную фигурку старца-мудреца были вложены еще четыре фигурки его известных учеников.

Целые комплекты фигурок-божков были популярны тогда в Японии. Фукурума, лысый старичок отвечал за счастье, процветание и мудрость.
Если попытаться проследить дальше, то корни от Японии пойдут в Китай, в Индию, где тоже были популярны разъемные, пустотелые куклы. В Китае издавна существовали резные костяные шары.

Создателями первой матрешки считаются Василий Петрович Звездочкин и Сергей Васильевич Малютин. Звездочкин тогда работал в мастерской Мамонтова «Детское воспитание» и выточил из дерева подобные фигурки, которые вкладывались одна в другую, а художник Сергей Малютин, будущий академик живописи, расписал их под девочек и мальчиков. На первой матрешке была изображена девушка в простонародном городском костюме: сарафане, переднике, платочке с петухом. Игрушка состояла из восьми фигур. Изображение девочки чередовалось с изображением мальчика, отличаясь друг от друга. Последняя, изображала спеленатого младенца. Раскрашена была гуашью.
Эта первая матрешка сейчас находится в Музее игрушки в Сергиевом Посаде.

Есть множество версий почему имя для этой игрушки было выбрано Матрена – самая расхожая – что это было самое распространенное имя тогда. Также в его основе лежит латинское слово "mater", что в переводе означает "мать". Это имя ассоциировалось с матерью огромного семейства, с крепким здоровьем и дородной фигурой и отлично подходило новой русской деревянной кукле. Еще говорят, на абрамцевских вечерах проводившихся в усадьбу у Мамонтова, чай подавала прислуга с таким именем.

Вообще-то матрешка как игрушка и явление появилась в России не случайно. Именно в этот период времени в конце XIX-XX в среде русской художественной интеллигенции не только начали всерьез заниматься коллекционированием произведений народного искусства, но и пытались творчески осмыслить богатейший опыт национальных художественных традиций. На средства меценатов создавались художественные мастерские, различные кружки, в моде были разнообразные предметы быта и игрушки в русском стиле, считается, что мода на «все русское» в начале XX века появилась во многом благодаря “русским сезонам” С.П. Дягилева в Париже.
В 1900 -х годах мастерская «Детское воспитание» закрылась, но изготовление матрешек стало продолжаться в Сергиевом Посаде, что в 70 километрах севернее Москвы, в учебно-показательной мастерской.
Сергиев Посад очень старый центр специализирующийся на производстве деревянных игрушек, часто его даже называют «игрушечной столицей», еще в XV веке при Троице-Сергиевом монастыре существовали специальные мастерские, в которой монахи занимались объемной и рельефной резьбой по дереву.
Скорее всего, массовое производство матрешек в Сергиевом Посаде началось после всемирной выставки в Париже 1900 года, после успешного дебюта в Европе новой русской игрушки. Также популярности матрешки способствовали и ежегодные ярмарки в Лейпциге, а с 1909 года ежегодный Берлинский базар кустарных изделий, проходившего в начале XX века в Лондоне. Позднее “Русское общество пароходства и торговли”, создало передвижную выставку и познакомила с русской матрешкой Грецию, Турцию и Ближний Восток.

В 1911 году с Лейпцигской ярмарки даже была привезена японская подделка, которая представляла собой точную копию сергиевской матрешки, отличаясь от нее лишь чертами лица и отсутствием лакового покрытия. В 1904 мастерская Сергиева Посада получила из Парижа официальный заказ на изготовление большой партии матрешек. Интерес к матрешке объясняется не только оригинальностью ее формы и декоративностью росписи, но и, вероятно, своеобразной данью моде. Спрос на матрешек с каждым годом увеличивался. В этом же году товарищество "Русские кустари" открыло в Париже свой постоянный магазин, в котором широко были представлены изделия нижегородских мастеров (производили в г. Семенове и Семеновском уезде Нижегородской губернии) - ложки, мебель, посуда с хохломской окраской, игрушки. В этом году за границей был сделан первый заказ на поставку деревянной куклы-матрешки.

Сейчас существует множествовидов матрешек, самыми популярными считаютсяМайдановские(из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки.

С начала 1990 -х годов росписью матрешки начинают заниматься не только в традиционных районах, но и в крупных городах – Москве, Санкт-Петербурге, отдельных туристических центрах. За основу чаще всего берутся форма и стиль, свойственные именно сергиевской матрешке, поэтому сейчас на матрешечных базарах встречаются изделия москвичей и петербуржцев, очень напоминающие матрешки Сергиева Посада.
Несмотря на разнообразие сегодняшнего ассортимента, уже можно выявить определенную тенденцию в формировании стиля “матрешка 1990 -х годов”. Для него характерна проработка костюма в подчеркнуто русских традициях с платками и шалями по мотивам знаменитых Павловских.

В настоящее время на лотках можно найти не только матрешки, расписанные в традиционном стиле, но также очень популярны, так называемыеавторские матрешки , выполненные художником-индивидуалом, профессионалом. Цена на такую игрушку зависит и от известности автора, и от качества работы. Сейчас можно найти матрешки которые были сделаны в единственном экземпляре, некоторые даже, могут быть копии известных картин художников, таких как, Васнецов, Кустодиев, Брюллов и т.д.

Виды матрешек:

Сергиевская матрешка - это круглолицая девушка в платке и сарафане с передником, роспись яркая с использованием 3-4 цветов (красный или оранжевый, желтый, зеленый и синий). Линии лица и одежды обведены черным контуром. После переименования Сергиев Посад в Загорск, в 1930 году, такой тип росписи стал называться загорским.

Сейчас существует множество видов матрешек – семеновская, мериновская, полховская, вятская. Самыми популярными считаютсяМайдановские (из Полхова Майдана) иСеменовские матрешки .

Полховский Майдан - известнейшийцентр по изготовлению и росписи матрешек , расположенный на юго-западе Нижегородской области. Основной элемент полховско-майдановской матрешки - многолепестковый цветок шиповника ("роза"), рядом с которым может быть полураскрытые бутоны на ветках. Роспись наносится по предварительно нанесенному контуру, сделанному тушью. Окраска производится по грунтовке крахмалом, после нее изделия дважды или трижды покрывают прозрачным лаком.

Длясеменовской матрешки характерны яркие цвета, в основном желтый и красный. Платок обычно раскрашен в горошек. Первая матрешечная артель в Семеново была организована в 1929 году, она объединила мастеров-игрушечников Семенова и близлежащих деревень, хотя сам город знаменит в основном, хохломской росписью и изготовление игрушек было побочным ремеслом для семеновских умельцев.

Вятская матрешка - наиболее северная из всех российских матрешек. Вятка издавна славилась изделиями из бересты и лыка – коробами, корзинами, туесами - в которых помимо искусной техники плетения,использовался и тисненый орнамент. Особое своеобразие вятская расписная деревянная кукла получила в 60 -е годы, когда матрешку стали не только расписывать анилиновыми красками, но и инкрустировать соломкой, это стало своеобразным нововведением в оформлении матрешек. Для инкрустации использовали ржаную соломку, которую выращивали на специальных участках и аккуратно срезали серпами вручную.

Матрешки - технология производства

Сначала надо выбрать дерево. Как правило, это липа, береза, осина, лиственница. Дерево должно быть срублено обязательно ранней весной или зимой, чтобы в нем было мало сока. И быть оно должно ровным, без сучков. Ствол обрабатывают и хранят так, чтобы древесина была обдуваема. Важно не пересушить бревно. Срок сушки примерно два-три года. Мастера говорят, что дерево должно звенеть.

Первой на свет появляется самая маленькая матрешка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Первые матрешки были шестиместные - восьмиместные, максимум, а в последние годы появились 35 -ти местные, даже 70 -ти местные, матрешки (в Токио демонстрировалась семидесятиместная семеновская матрешка ростом в метр). Верхняя часть второй матрешки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрешки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
Когда тело матрешки готово, его шкурят и грунтуют. А затем начинается процесс, который придает каждой матрешке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Порой рисунок выжигают, а потом тонируют акварелью.

Потом намечаются контуры рта, глаз, щек. И уж затем матрешке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. Мастера Полховского Майдана, как и мериновские и семеновские соседи, расписывают матрешку анилиновыми красками по предварительно загрунтованной поверхности. Красители разводятся спиртовым раствором. Роспись же сергиевских матрешек производится без предварительного рисунка гуашью и лишь изредка акварелью и темперой, а интенсивность цвета достигается при помощи лакировки.

Хорошая матрешка отличается тем, что: все ее фигурки легко входят друг в друга; две части одной матрешки плотно прилегают и не болтаются; рисунок правильный и четкий; ну, и, конечно же, хорошая матрешка должна быть красивой. Первые матрешки покрывали воском, а лаком их стали покрывать тогда, когда они стали детской игрушкой. Лак предохранял краску, не давал им так быстро портиться, обкалываться, сохранял дольше цвет. Самое интересное, что в первых матрешках было выжигание контуров лица и костюма. И даже если краска облезала, то, что сделано выжиганием, оставалось надолго.

Русская матрешка – настоящее чудо света. Настоящее, поскольку была и остается творением человеческих рук. Чудо света – потому что удивительным образом игрушечный символ России перемещается по всему миру, не признавая никаких расстояний, границ, политических режимов.

Матрёшка – это полая внутри деревянная ярко разрисованная кукла в виде полуовальной фигуры, в которую вставляются другие такие же куклы меньшего размера.
(Словарь русского языка. С.И.Ожегов)

Считается, что русская матрёшка была выточена по образцу, привезённому из Японии. По некоторым данным, матрёшки появились в России только после Русско-японской войны и возвращения из Японии в Россию военнопленных.

Япония – страна множества богов. Каждый из них за что-то отвечал: либо за урожай, либо помогал праведникам, либо был покровителем счастья искусства. Японские божки разнообразны и многолики: весёлые, разгневанные, мудрствующие … Йоги верили, что человек имеет несколько тел, каждому из которых покровительствовал какой-либо бог. Целые комплекты фигурок-божков были популярны в Японии. И вот в конце XIX столетия кто-то решил поместить несколько фигурок одна в другую. Первой такой забавой стала фигурка буддийского мудреца Фукурумы, добродушного лысого старика, который отвечал за счастье, процветание и мудрость.

Оказывается, метод клонирования хорошо знали в конце XIX века. Посудите сами. Японский папа Фукуруму стал родоначальником... Мамы при этом не было. А клонирование произошло в 1890 году в усадьбе Мамонтова в подмосковном Абрамцеве. Владелица усадьбы привезла из Японии забавного божка. Игрушка была с секретом: в старичке Фукуруму пряталась вся его семья. В одну из сред, когда в усадьбу наезжала художественная элита, хозяйка показала всем забавную фигурку.

Портрет Саввы Мамонтова

Автопортрет Сергея Малютина

Василий Звездочкин.

Первая русская матрешка - Девочка с петухом

Разъемная игрушка заинтересовала художника Сергея Малютина, и он решил сделать нечто подобное. Японское божество он, конечно, повторять не стал, сделал эскиз круглолицей крестьянской барышни в цветастом платочке. А чтобы она выглядела поделовитее, пририсовал ей в руку черного петуха. Следующая барышня была с серпом в руке. Еще одна с караваем хлеба. Как же сестричкам без братца - и он появился в расписной рубахе. Целое семейство, дружное и трудолюбивое.

Изготовить свою небывалинку он заказал лучшему токарю Сергиево-Посадских учебно-показательных мастерских В. Звездочкину.

Первую матрешку хранит ныне Музей игрушки в Сергиевом-Посаде. Раскрашенная гуашью, выглядит она не очень-то празднично.
Вот мы все матрешка, да матрешка... Но ведь у этой куклы и названия-то не было. А когда токарь ее сделал, а художник раскрасил, то и название пришло само собой - Матрена. Еще говорят, на абрамцевских вечерах чай подавала прислуга с таким именем. Переберите хоть тысячу имен, и ни одно лучше к этой деревянной кукле не подойдет.

Новая игрушка мгновенно стала популярной. В том же году, как эта кукла появилась на свет, российский консул доносил, что в Германии нюрнбергская фирма “Альберт Герх” и токарь Иоганн Вильде начали подделывать русскую матрешку. Такое же известие пришло из Франции. Но, как показало время, эти игрушки там не привились.

Всемирный триумф матрешки состоялся на выставке в Париже в 1900 году. В 1911 году заказы на игрушку поступили уже от 14 государств мира.

Женщина с узелком (матрешка 10-местная),

Матрешка появилась в Сергиевом Посаде в начале XX века. Потомственный мастер по росписи С.А.Рябышкин вспоминал, как его отец в 1902 году привез из Москвы матрешку и все соседи ходили на нее смотреть, они удивлялись и восхищались необыкновенной куклой. Надо заметить, что в те времена матрешка стоила очень дорого, по сообщению Н.Д.Бартрама стоимость игрушки доходила до 10 рублей за штуку, тогда это были огромные деньги. Впоследствии многие иконописцы занялись росписью матрешек, среди них А.И.Сорокин, Д.Н.Пичугин, А.И.Токарев, а также мастерские Р.С.Бусыгина, братьев В.С. и П.С.Ивановых и другие. Старые матрешки отличались благородством и теплотой колорита, в них использовались живописные эффекты иконописи: роспись "тычком", "контуровка", тщательная прорисовка лица. Заготовки для росписи поставляли в посад из Бабенок Подольского уезда, где впервые была налажена промысловая выточка матрешки. Подольским мастерам в токарном искусстве не было равных.

Бояре
(матрешка 12-местная),

Женщина со сложенными руками
(матрешка 10-местная),
Сергиев Посад, начало XX века

В 1891 году в Сергиевом Посаде по инициативе земства была открыта учебно-показательная мастерская игрушек, руководителем которой был Владимир Иванович Боруцкий, на ее базе в 1913 году организовали кустарно-промышленную артель игрушечников, которая после революции стала называться артелью имени РККА, а затем в 1928 году она была преобразована в фабрику игрушек (ныне фабрика игрушек №1). Там и стали изготавливать матрешек после закрытия в Москве мастерской "Детское воспитание". В 1905 году в Сергиевскую мастерскую В.И.Боруцкий пригласил токаря В.П.Звездочкина, который обучил сотни учеников. В 30-х годах в Загорск (так переименовали Сергиев Посад в 1930 году) приехали подольские токари Ромахины, Кузнецовы, Березины, Белоусовы, Нефедовы, Новизенцевы. Мастера С.Ф.Нефедов, Д.И.Новизенцев, В.Н.Кожевников до сих пор остаются лучшими изготовителями матрешек.

Ревизор
(к столетию Н.В.Гоголя),

Тарас Бульба
(к столетию Н.В.Гоголя),
художник Н.Бартрам, Сергиев Посад, начало XX века

Степан Разин,
мастер Бусыгин,
мастерская Московского губ. земства, Сергиев Посад, начало XX века

Матрешка пользовалась большим спросом не только в России, но и за границей. После Всемирной Выставки в Париже (1900г.) земская мастерская получила на нее заказы, ежегодно игрушка появлялась на ярмарке в Лейпциге, дошло даже до того, что матрешку начали подделывать иностранцы, о чем сообщил в Санкт-Петербург из Германии российский консул в 1908 году (занималась этим нюрнбергская фирма "Альберт Лерх").

Постепенно ассортимент матрешек в Сергиевом Посаде расширился. Кроме матрешек изображавших девушек в сарафанах и платках с корзинками, узелками, серпами, букетами цветов, снопами стали изготавливать девушек в полушубке с шалью на голове и валенками в руках, пастушка со свирелью, старика с окладистой бородой и большой палкой, старообрядку в черном сарафане с четками, жениха и невесту со свечками в руках, внутри помещались родственники.

Кутузов со своим штабом
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года, мастер И.Прохоров,
Сергиев Посад, начало XX века

Наполеон
(матрешка 8-местная)
к столетию Отечественной войны 1812 года,

Была выпущена большая серия бояр. В 1909 году к столетию со дня рождения Н.В.Гоголя были сделаны матрешки Тарас Бульба, Городничий, в котором помещалась Анна Андреевна, Хлестаков, судья, почтмейстер и другие персонажи комедии "Ревизор". В 1912 году к 100-летнему юбилею Отечественной войны с французами были выпущены восьмиместные матрешки, изображавшие Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались члены их штабов. Мастера изготавливали матрешек на темы сказок и басен: "Репка", "Квартет", "Золотая рыбка", "Конек-Горбунок", "Иван-царевич", "Жар-птица". Пытались также изменить форму матрешек, стали выпускать фигуры в виде древнерусского шлема, а также конусообразные, но эти игрушки не нашли спроса, их производство прекратилось. До настоящего времени выпускаются матрешки традиционной формы. Надо заметить, что матрешками называются не все деревянные фигурки, а лишь те, которые вкладываются друг в друга.

Народы Прибалтики
(матрешки 8- и 12-местные),
мастер Д.Пичугин, Сергиев Посад, начало XX века

Стрелец-неваляшка,
Сергиев Посад, начало XX века

В 1911 году Сергиевская земская учебно-показательная мастерская выпускала двадцать один вид 2-24-местных матрешек. Самыми ходовыми были 3-, 8- и 12-местные. В 1913 году для выставки игрушек в Петербурге была выточена 48-местная матрешка бабенским токарем Н.Булычевым.

В двадцатых годах прошлого века производство матрешек было налажено в Нижегородской губернии (сейчас Горьковская область) в городе Семенове, деревне Меринове, в селе Полхов-Майдан. Мастер А.Ф.Майоров (1885-1937) привез матрешку из Сергиевого Посада, игрушка понравилась, стали делать своих матрешек: расписывали по крахмальному грунту, рисунок пером расцвечивался анилиновыми красками.

Семья
(матрешка 10-местная),
Мастерская Московского губ. земства,
Сергиев Посад, начало XX века

Семеновская матрешка более стройная и вытянутая, вместо сарафана и передника на кукле изображаются цветы. Загорская (Сергиевская - в 1991г. Загорску было возвращено старое название - Сергиев Посад) матрешка расписывалась гуашью, иногда покрывалась лаком.

В 1918 году в Москве был создан Музей игрушки, при котором была открыта мастерская, в которой изготавливали игрушки. В 1931 году Музей игрушки переехал в Загорск.

Богатырь и девушка
(матрешки 6-местные)
в виде древнерусского шлема,
мастер И.Прохоров, Сергиев Посад, начало XX века

Репка
(матрешка 8-местная)
по мотивам одноименной сказки,
мастер Шарпанов, Сергиев Посад, начало XX века

В 1932 году в Загорске был открыт первый в мире научно-экспериментальный институт игрушки, среди многочисленных образцов разных игрушек была выточена 42-местная матрешка к 42 году Советской власти. При содействии института игрушки производство матрешек разошлось по многим областям СССР. В каждом районе матрешка имела свой собственный облик, так кировская матрешка отделывалась соломкой, матрешка из Уфы (предприятие "Агидель") сохраняла башкирский национальный колорит.

Царевна-лебедь
(матрешка конусообразная
с иллюстрациями к сказке А.С.Пушкина "Царь Салтан"),
Сергиев Посад, начало XX века

Конек-горбунок
(матрешка 12-местная по мотивам одноименной сказки П.П.Ершова),
Сергиев Посад, начало XX века

Неискушённый, да и искушённый иностранный турист в первую очередь везёт из России матрёшку. Она давно уже стала символом нашей страны, наряду с водкой, медведем и тому подобными клише, сложившимися в массовом сознании. С другой стороны русская матрёшка – это блестящий образец народного таланта, слабо поддающйеся влиянию массовой культуры.

История русской матрёшки

Самое удивительное, что до конца XIX века никаких матрёшек в России вообще не было. Во второй половине столетия Великая реформа Александра II даёт свои плоды: бурно развивается промышленность, строятся железные дороги. Одновременно растёт уровень национального самосознания, появляется интерес к отечественной истории и культуре, возрождаются народные промыслы. С 60-х годов XIX век аначинает формироваться новая ветвь изящных искусств, получившее название «русский стиль». В советское время он презрительно именовался “псевдорусским” или, даже, “петушиным” стилем – по резным и вышитым “петухам” – излюбленному мотиву художника и архитектора И.П.Ропета. Многие знаменитые художники, включая В.М. Васнецова, К.А.Сомова, М.А. Врубеля, В.А.Серова, Ф.А.Малявина, К.А.Коровина, С.В.Малютина, Е.Д.Поленову самым активным образом участвовали в создании русского стиля в искусстве. Их поддерживали известные меценаты: Савва Иванович Мамонтов – создатель Абрамцевского художественного кружа, пригласивший этих живописцев в своё подмосковное имение Абрамцево. У Мамонтова художники обсуждали пути развития русского искусства и тут же, на месте, создавали его. Также Мамонтовы старались возродить старинные народные промыслы, коллекционировали предметы народного искусства, включая крестьянские игрушки. Брат Саввы Ивановича, Анатолий Иванович Мамонтов был владельцем магазина-мастерской «Детское воспитание».

А.И.Мамонтов нанимал на работу высококвалифицированных кустарей-игрушечников и требовал от них нестандартного подхода при изготовлении игрушек. Для расширения кругозора мастеров и развития их творческой фантазии в мастерской выписывали образцы игрушек из разных стран мира. В это время возникает повышенный интерес к восточному, в особенности японскому искусству. Выставка японского искусства, состоявшаяся в Петербурге во второй половине 90-х годов, немало способствовала возникновению и развитию моды на “всё японское”. В числе экспонатов на этой выставке была представлена фигурка буддийского мудреца Фукуруму, добродушного лысого старика, в которую было вложено ещё несколько деревянных фигурок. Статуэтка Фукуруму была привезена с острова Хонсю, согласно японскому преданию первым такую фигурку вырезал некий русский монах, неведомыми путями попавший в Японию. Считается, что фигурка Фукуруму и стала прообразом русской матрёшки.

Автор русской матрёшки

Автор первой русской матрёшки неизвестен, но её появление было предопределено широким интересом к национальному искусству во всех сферах жизни общества, желанием владельца и мастеров магазина-мастерской «Детское воспитание» заинтересовать публику, создать что-то новое и необычное в русском духе. Наконец, появление фигурки Фукуруму на выставке японского искусства стало некоей точной кристаллизации этой идеи.

Первая русская матрёшка была вырезана в мастерской А.И.Мамонтова. На ней стоит штамп: «Детское воспитание». Выточил её потомственный мастер-игрушечник Василий Петрович Звёздочкин, а расписал С.В. Малютин, который сотрудничалс А.И.Мамонтовым, иллюстрируя детские книги.

Почему матрёшка так называется

Название “матрёшка” для деревянной разъемной расписной фигурки оказалось впору. В старой русской провинции имя Матрёна было одним из самых распространённых и любимых женских имён. Это имя происходит от латинского «mater», что означает ” мать”. Имя Матрёна вызывает образ настоящей русской женщины, матери многочисленных детей, с настоящим крестьянским здоровьем и типичной дородной фигурой.

Первая русская матрёшка выглядела примерно так.

Василий Звёздочкин выточил первую русскую матрёшку. Её расписаннал Сергей Малютин, Она состояла из 8 мест: девочка с чёрным петухом, потом мальчик, за ним следовала опять девочка и т. д. Все фигурки художник расписал по-разному, а последняя изображала спелёнутого младенца.

Из чего сделана русская матрёшка

Матрёшку обычно режут из липы, берёзы, ольхи и осины. Более твёрдые и прочные хвойные породы для такого “баловства” не используют. Самый лучший материал для изготовления матрёшек – это липа. Дерево, из которого будут резать матрёшки, заготавливают весной, обычно в апреле, когда древесина в соку. Дерево очищают от коры, обязательно оставляя кольца коры на стволе, иначе оно потрескается при сушке. Брёвна укладывают в штабель, оставляя между ними зазор для воздуха. Древесину выдерживают на открытом воздухе два года и более. Только опытный резчик может определить степень готовности материала. Токарь проделывает с липовой чуркой до 15 операций, прежде чем она станет готовой матрёшкой.

Самой первой вытачивают маленькую неразъемную фигурку. Для раскрывающихся матрёшек сначала вытачивают нижнюю часть – донышко. После токарной работы деревянную куклу тщательно зачищают, грунтуют клейстером, добиваясь идеально гладкой поверхности. После грунтовки матрёшка готова к росписи.
Первенцем в изготовлении матрёшек стала мастерская«Детское воспитание», а после её закрытия этот промысел освоили в Сергиевом Посаде. Тамошние мастера создали собственный тип матрёшки, которая по сей день именуется сергиево-посадской.

Роспись русской матрёшки

В 1900 году русская матрёшка была представлена на Всемирной выставке в Париже, где получила медаль, и мировую известность. Тогда же пошли международные заказы, выполнить которые было по силам только высококвалифицированным мастерам из Сергиева Посада. Для работы в мастерской этого города приехал и В. Звёздочкин.

Первые русские матрёшки были очень разнообразны и по форме и по росписи. Среди ранних сергиево-посадских образцов помимо девушек в русских сарафанах с корзинками, серпами, букетиками цветов либо в зимних полушубках с шалью на голове, часто встречаются и мужские персонажи: жених и невеста, держащие в руках венчальные свечи, пастушок со свирелью, старик с окладистой бородой. Иногда матрёшка представляла из себя целую семью с многочисленными чадами и домочадцами.

Модный русский стиль привёл к появлению исторической матрёшки изображавшей бояр и боярынь, представителей русской знати, былинных богатырей. На украшение матрёшки влияли и различные памятные даты, например, столетие со дня рождения Н.В.Гоголя, отмечавшееся в 1909 году. К юбилею была выполнена серия матрёшек по произведениям писателя («Тарас Бульба», «Плюшкин», «Городничий»).


Матрёшка “Тарас Бульба”

К 100-летней годовщине войны 1812 года появляются матрёшки, изображающие М.И.Кутузова и Наполеона, внутри которых помещались фигурки русских и французских военачальников.

Очень популярны были матрёшки, расписанные по мотивам сказок, легенд и, даже, басен:«Царь Додон» и «Царевна-лебедь» из сказок А.С. Пушкина, «Конёк-горбунок» из сказки П.П.Ершова, персонажи басен И.А.Крылова. В Сергиевом Посаде делали также матрёшки, украшенные выжиганием. Обычно выжиганием выполняли орнаментальный узор по всей матрёшке, её одежду, лицо, руки, платок и волосы.

Международное признание русской матрёшки

Матрёшка получает международное признание: в 1905 году в Париже был открыт магазин, куда сразу же поступил заказ на изготовление партии матрёшек-бояр. В 1911 году сергиево-посадские мастера выполнили заказы из 14 стран мира. В прейскуранте Сергиевской земской учебно-показательной мастерской в 1911 году перечисдег двадцать один вид матрёшек. Они отличались росписью, размерами, количеством вкладышей. Сергиево-посадские матрёшки имели от 2 до 24 вкладышей. В 1913 году токарь Н.Булычёв выточил 48-местная матрёшку специально для проходившей в Петербурге выставки игрушек.

Сергиево-посадские матрёшки

В начале ХХ века токарь играл довольно важную роль в создании матрёшки, вытачивая фигурки с тончайшими стенками. В это время резчики резонно считали себя авторами матрёшек, роспись матрёшки играла второстепенную роль. Профессиональные художники, которые расписывали первые игрушки, относились к этому занятию не особенно серьёзно.

Самая большая сергиево-посадская матрёшка была выточена токарем Мокеевым в 1967 году. Она состоит из 60 (!) мест. Матрёшку из Сергиева Посада отличает приземистая форма, верх, плавно переходящий в расширяющуюся нижнюю часть фигурки, роспись гуашью, покрытая лаком. Предпочтительная пропорция матрёшки – 1:2 – это соотношение ширины матрёшки к её высоте.

Семёновская матрёшка

Огромная популярность сергиево-посадской матрёшки привела к появлению конкуренции. Мастера из других мест могли увидеть новинку на ярмарках, в особенности на крупнейшей в стране Нижегородской. Сергиево-посадские матрёшки привлекли внимание нижегородских резчиков-игрушечников. В Нижегородской губернии появляется свой крупный кустарный центр по производству матрёшки – город Семёнов (по нему матрёшка зовётся семёновской).

Традиции росписи семёновской матрёшки ведут своё начало от потомственных мастеров-игрушечников Майоровых из деревни Мериново. Деревня расположена недалеко от Семёнова. В 1922 году Арсентий Фёдорович Майоров привёз из Нижнего Новгорода нераскрашенную сергиево-посадскую матрёшку. Его старшая дочь Люба гусиным пером нанесла на матрёшку рисунок и расписала её кисточкой анилиновыми красками. На голове она изобразила русский кокошник, а в центре расположила ярко-алый цветок, похожий на ромашку.

Почти 20 лет Мериновские матрёшечники занимали первое место среди мастеров Нижегородской области на протяжении 20 лет.

Роспись семёновской матрёшки, который более яркая и декоративная по сравнению с сергиево-посадской. Роспись семёновских матрёшек берёт свое начало в народных традициях «травного» орнамента Древней Руси. У мастеров-семёновцев оставлено больше некрашеных поверхностей, они применяют более современные анилиновые краски также покрытые лаком.

Основа композиции в росписи семёновской матрёшки – это фартук, на котором изображается пышный букет цветов. Современные мастера создают роспись в три цвета – красный, синий и жёлтый. Они меняют сочетание цветов фартука, сарафана и платка. Букет на фартуке по традиции пишут не в центре, а несколько сместив вправо. Семёновские токари придумали особую форму матрёшки. Она, в отличие от сергиево-посадской, более стройная. Верхняя её часть относительно тонкая резко переходит в утолщённую нижнюю.

Семёновская матрёшка отличается от других тем, что она многоместная и состоит из 15-18 разноцветных фигурок. Именно в Семёнове была вырезана самая большая 72-местная матрёшка. Её диаметр – полметра, а высота 1 метр.
Семёнов считается крупнейшим центром по созданию матрёшек в России.

Матрёшка из Полховского Майдана

На юго-западе Нижегородской области находится ещё один знаменитый центр изготовления и росписи матрёшек – это село Полховский Майдан.
Это старинный кустарный центр, жители которого специализировались на резьбе по дереву и изготовлении деревянных игрушек. Первые полховские матрёшки, выполненные по примеру сергиево-посадских, были отделаны выжиганием. Позже местные жители стали расписывать их, используя растительный орнамент. Мастера Полховского Майдана, также как и Семёнова, пишут анилиновыми красками. Колорит

Полховско-майдановская матрёшка отличается ещё более яркой, звучной цветовой гаммой и более крупной росписью.


Полховско-майдановская матрёшка по стилю относится к т.н. крестьянскому примитиву, её роспись напоминает собой детский рисунок., Художники Полховского Майдана, подобно мастерам Семёнова уделяют главное внимание цветочной росписи на фартуке, опуская все бытовые детали костюма.

Главный мотив их росписи – это многолепестковый цветок шиповника(«роза»). Этот цветок издавна считается символом женского начала, любви и материнства. Изображение “розы” обязательно присутствует в любом варианте росписи, созданным мастерами Полховского Майдана.

Матрёшка, инкрустированная соломкой

Вятская матрёшка – самая северная из всех русских матрёшек. Особое своеобразие она получила в 60-е годы ХХ века. Тогда матрёшку стали не только -расписывать, но и инкрустировать соломкой. Это очень сложная, кропотливая работа, включающая в себя подготовку особого вида соломы и её использование в украшении деревянной фигурки. Соломенная инкрустация делает вятские изделия уникальными.

Авторская матрёшка

С конца 80-х, начала 90-х годов 20-го века начинается новый этап в развитии искусства матрёшки – так называемый период авторской матрёшки. Политические и экономические изменения, известные как горбачёвская “перестройка” вызвали огромный интерес в мире к русской культуре, её самобытному, народному началу. Экономические изменения позволили открыть частные мастерские. Мастер-ремесленник получил возможность свободно продавать свои изделия, как это было 100 лет назад.

Среди тех, кто охотно занялся росписью матрёшек, были и профессиональные художники. На место стандартной одинаковой матрешки, сложившейся в советское время, пришла новая, авторская. Прежде всего матрёшечники вернули то тематическое разнообразие в росписи, которое существовало в ранний сергиево-посадский период.

Современная матрёшка

Характерная черта современной авторской матрёшки – её необычайная живописность. Её рисунок похож на цветистую ткань и создает приздничное настроение. Одной из основных тем росписи становится окружающий мир. Многие художники обращаются к мотивам из русской истории- от похода князя Игоря до современной истории. Получилось, что в матрёшке заложен огромный потенциал для передачи событий, развёрнутых во времени и пространстве. Это движение как бы на глазах возникает и так же на глазах может быть «свёрнуто и убрано» в футляр матрёшки.

Скажем, так называемая политическая матрёшка представляет портретную галерею русских государей, отечественных и зарубежных государственных деятелей. Матрёшки с изображением современных политиков больше похожи на добрые шаржи – традиция, идущая от раннего периода развития матрёшки. Известна, к примеру, матрёшка-шарж, расписанная В.А.Серовым. В турецких костюмах были представлены С.И.Мамонтов, сам В.А.Серов, Н.А.Римский-Корсаков и другие участники мамонтовских театральных постановок.

«Субординация» в матрёшке политического характера выражена очень чётко. Стоит упомянуть, что для инаугурации Билла Клинтона в России специально заказывались матрёшки с изображением будущего президента США и его ближайших соратников.

Очень часто современные художники обращаются к традиционным темам росписи матрёшки – «Семья», «Материнство». Впервые мать с младенцем на руках изобразили в своих матрёшках мастера из села Крутец Нижегородской области. Подобной традиции росписи мы не встречаем в матрёшках раннего сергиевского типа, но в период расцвета авторской матрёшки эта тема стала активно развиваться.