Сочинение ЕГЭ. Проблема искусства

Сочинение по тексту:

Михаил Осипович Гершензон (1869 – 1925) – русский литературовед, философ, публицист и переводчик. В своей статье описывает проблему искусства.
Актуальность данной проблемы очевидна, особенно в наши дни, так как многие люди стали уделять особое внимание искусству. Для некоторых оно стало частью жизни, а для других увлекательным хобби.
Михаил Осипович пишет: «Всякое искусство открывает тайны» Своими словами автор говорит о таинственности.
Литературовед повествует, «внешняя пленительность искусства важна». Автор говорит о том, что искусство играет большую роль на земле, сравнивая его с растительным миром.
Переводчик говорит. «Искусство дается каждому вкушать его по силам». Философ говорит о том, что не каждому дано постигнуть полную глубину искусства. Оно не откроется каждому!
Автор считает, что искусство дано для саморазвития человека. И каждый выбирает для себя то, что считает нужным.
Я согласна с автором. Действительно, искусство захватывает человека с головой в свою нежную и теплую среду.
Во-первых, давайте вспомним необычайную картину И. И. Шишкина «Утро в сосновом лесу». Эта прекрасная картина вдохновляет многих художников на создание чего-то необыкновенного и прекрасного.
Во-вторых, давайте вспомним прекрасного и великого художника России – Никаса Сафронова, вдохновляемый природой родной страны, пишет великолепные картины.
Таким образом, я хочу сделать вывод. Искусство является важной частью человечества, без которой нам было бы трудно представить нашу жизнь!

Текст Михаила Осиповича Гершензона:

(1)Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. (2)Дело художника - выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет. (3)Но таков таинственный закон искусства, что видение во вне выражается тем гармоничнее, чем оно само в себе своеобразнее и глубже. (4)Здесь, в отличие от мира вещественного, внешняя прелесть есть безошибочный признак внутренней правды и силы. (5)Пленительность искусства - та гладкая, блестящая, переливающая радугой ледяная кора, которою как бы остывает огненная лава души художника, соприкасаясь с наружным воздухом, с явью.

(6)Эта внешняя пленительность искусства необыкновенно важна: она играет в духовном мире ту же роль, какую в растительном царстве играет яркая окраска цветка, манящая насекомых, которым предназначено разносить цветочную пыль. (7)Певучесть формы привлекает внимание людей, ещё не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчетно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар. (8)Но вместе с тем блестящая ледяная кора скрывает от них глубину, делает её недоступной; в этом - мудрая хитрость природы. (9)Красота - приманка, но красота и преграда. (10)Прекрасная форма искусства всех манит явным соблазном. (11)Поистине красота никого не обманет; но слабое внимание она поглощает целиком, для слабого взора она непрозрачна: он осуждён тешиться ею одной. (12)Лишь взор напряжённый и острый проникает в неё и видит глубины, тем глубже, чем сам он острей. (13)Искусство дает каждому вкушать по силам его: одному всю свою истину, потому что он созрел, другому - часть, а третьему показывает лишь блеск её, прелесть формы, для того чтобы огнепалящая истина, войдя в неокрепшую душу, не обожгла её смертельно и не разрушила её молодых тканей.

(14)Так и поэзия Пушкина таит в себе глубокие откровения, но толпа легко скользит по ней, радуясь её гладкости и блеску, упиваясь без мысли музыкой стихов, чёткостью и красочностью образов. (15)Только теперь мы начинаем видеть эти глубины подо льдом и учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты.

(16)В науке разум познаёт лишь отдельные ряды явлений, но есть у человека и другое знание, целостное, потому что целостна самая личность его. (17)И это высшее знание присуще всем без изъятия, во всех полное и в каждом иное. (18)Это целостное видение мира несознаваемо реально в каждой душе и властно определяет её бытие в желаниях и оценках. (19)Оно также плод опыта. (20)Между людьми нет ни одного, кто не носил бы в себе своего, неповторимого видения Вселенной, как бы тайнописи вещей. (21)И не знаем, что оно есть в нас, не умеем видеть, как оно чудным узором выступает в наших разрозненных суждениях и поступках. (22) Лишь изредка и на мгновение озарит человека его личная истина, горящая в нём потаённо, и снова пропадёт в глубине. (23)Только избранникам дано длительно созерцать своё видение, хотя бы частично, в обрывках целого; и это зрелище опьяняет их такой радостью, что они как бы в бреду спешат поведать о нём всему свету. (24)Оно не изображается в понятиях; о нём можно рассказать только бессвязно, образами. (25)И Пушкин в образах передал нам своё знание; в образах оно тепло укрыто и приятно на вид. (26)Я же вынимаю его из образов и знаю, что, вынесенное на дневной свет, оно покажется странным, а может быть и невероятным.

(По М. Гершензону*)

*Михаил Осипович Гершензон (1869-1925 гг.) - российский литературовед, философ, публицист и переводчик.

Искусство превращает нашу жизнь в нечто прекрасное, обладающее способностью к раскрытию внутренней сути человека, и обучению его способам постижения истины. Что же в произведении искусства считается наиболее важным – форма или содержание? Проблема соотношения двух этих составляющих затронута автором в своих рассуждениях.

С целью обоснования собственной мысли, выдающемуся российскому филологу и переводчику М. Гершензону пришлось прибегнуть к использованию эффектного образа.

Им описывается форма в качестве сверкающей ледяной корки, которая становится результатом преображения “огненной лавы души художника”. Ее блеск скрывает глубокое содержание, открывающееся не всякому, а исключительно человеку, обладающему внимательным и пытливым умом. Кому-то дано больше понять в произведении, а кому-то меньше, при этом существуют и те, кто сумел увидеть внешнюю красоту, не постигнув глубины данного творения.

содержания считается внешняя его гармония. Примером, подтверждающим данную истину, выступает, по мнению М. О. Гершензона, поэзия Пушкина, в которой каждому удается отыскать столько, сколько вмещается в его собственную душу. Согласно утверждению автора, в искусстве действует закон, подразумевающий единство формы и содержания, но зачастую нам не под силу прийти к осознанию скрытой в глубине мысли художника.

Действительно, во время прочтения стихов или прослушивания музыки, часто мы переживаем эмоции восхищения мастерством композитора, ставшего создателем произведения, поразившего нас. Но глубину мысли художника мы не всегда можем постичь сразу. Нам кажется произведение достаточно простым, так как в нем невесомо все, и легко, аналогично полету бабочки. Но спустя годы, к нам приходит осознание мудрой истины, которой автор шедевра поделился с нами. Форме характерно прояснять содержание, хотя, любуясь ею, важно проявлять стремление к осознанию того, что скрывается между строк.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Каждый человек, который занимается изучением истории, осознает, что она наполнена как героическими страницами, и трагическими. Но существуют и такие, в которых воедино сливаются героизм с...
  2. Жизнь современного человека немыслима без литературы, роль книги невозможно переоценить. Писатель Юрий Бондарев в своем повествовании рассуждает о значении печатного слова для каждого человека. Автор...
  3. Теме культуры многие авторы посвятили свои произведения. Д. С. Лихачев в своем тексте снова стремиться затронуть проблему, связанную с бескультурьем и отсутствием духовности в обществе...
  4. Музыка считается вещью настолько удивительной, что сердце умеет слушать все, что она говорит! Иногда человеческая душа остается глухой, а все потому, что важно дорасти до...

Всякое искусство открывает тайны, и всякое в своём совершенстве непременно пленительно. Дело художника - выразить своё видение мира, и другой цели оно не имеет.

Сочинение

Зачастую, анализируя тот или иной объект искусства, мы обращаем внимание лишь на одну из его сторон: внешнюю, совсем не задумываясь о том, что она может значить и к чему она может вести. В данном тексте М.О. Гершензон поднимает проблему взаимодействия формы и содержания в искусстве.

Анализируя эту проблему, автор приводит в пример поэзию А.С. Пушкина: многие обращают внимание лишь на форму стихотворения, скользят по ней, «радуясь её гладкости и блеску», наслаждаясь музыкальностью строк и красочностью образов. А ведь все это было задумано для того, чтобы передать «глубокие откровения» поэта, которые, вынесенные «на дневной свет» могут показаться странными или даже невероятными. Литературовед делает акцент на том, что не каждый может разглядеть потайную суть предмета искусства за его формой: «Только теперь мы…учимся познавать мудрость Пушкина сквозь ослепительное сверкание его красоты». Так бывает и с картинами, и с музыкой. Автор подводит нас к тому, что форма служит для привлечения внимания людей к содержанию, и вместе тем делает его недоступным для неокрепших умов – в этом и состоит «мудрая хитрость природы».

М.О. Гершензон считает, что в искусстве форма и содержание неразрывны: сначала форма привлекает внимание ко всему произведению в целом, а затем вызывает интерес к его сути, содержанию.

Я полностью согласна с мнением автора и тоже считаю, что форма и содержание в искусстве являются неразделимым тандемом, способным подарить человеку невероятное наслаждение, философское упоение или сокрушительную тайну. Одно служит для привлечения внимания и эстетического наслаждения, а другое дарит тайны и откровения творца.

Творчество В.В. Маяковского известно не только своей экспрессией, но и совершенно новой, необычной для того времени формой. Знаменитая «лесенка» поэта привлекает большинство людей своей формой и звучностью, и служила она не для обогащения В.В. Маяковского на количестве строк, как утверждали многие завистники, - такая форма является неотъемлемой частью его поэзии, она служила и продолжает служить для передачи настроения стихотворения, его посыла. Так, в стихотворении «Лиличка!» подобная форма передает отрывистость речи лирического героя, его волнение, учащенное сердцебиение на почве расставания с любимой. Все это полнее выражает образ лирического героя и его возлюбленной и является криком отчаяния самого В.В. Маяковского.

Иногда максимальное сокращение слов в стихотворении способствует глубине передачи его смысла. Мацуо Басе, будучи основоположником жанра «хокку», использовал в своих стихотворениях своеобразную, притягательную форму, славящуюся своими «сцепленными строфами». Трехстишья, наподобие «Тропы на север», служили для того, чтобы передавать внутреннюю красоту описываемого явления или предмета, его «душу», «внутреннюю жизнь» в простой, немногословной форме. Такой «скупостью» строк поэт привлекал внимание к сути своих произведений и давал читателю возможность погрузиться в них как можно глубже.

Таким образом, можно сделать вывод, что форма и содержание в искусстве служат для более глубокой и яркой передачи мыслей творцов. Они неразрывны и неразделимы: форма без сути является пустышкой, а суть без формы не сможет обрести своего читателя.

Что такое искусство? Каково его влияние на сознание человека? Каким должно быть искусство? Эти и другие вопросы затрагивает М. О. Гершензон. Однако наиболее детально автор рассматривает проблему пленительного искусства.

Чтобы привлечь внимание читателей к этой проблеме, автор рассуждает о том, что искусство непременно пленительно. Оно привлекает людей своей красотой, своеобразием, гармоничностью. Искусство хранит в себе тайны, которые всегда интересуют людей: “Певучесть формы привлекает внимание людей, еще не зная, какая ценность скрыта в художественном создании, люди безотчетно влекутся к нему и воспринимают его ради его внешних чар”. Проблема пленительного искусства является актуальной на сегодняшний день, так как современное искусство хранит в себе множество нераскрытых тайн.

В доказательство вышесказанного приведу следующий пример. Вспомним рассказ А. П. Чехова “Скрипка Ротшильда”. Яков Матвеевич, герой произведения, нашел мелодию, изумительную по красоте, трогательную и печальную, заставляющую сделать философские обогащения гуманного характера. Мелодия пленила героя своей красотой, музыкальностью.

В качестве аргумента можно привести следующий пример. Выдающийся русский поэт Василий Жуковский, рассказывая о своих впечатлениях от картины Рафаэля “Сикстинская мадонна”, говорил, что час, который он провел перед ней, принадлежит к счастливейшим часам его жизни, и ему казалось, что эта картинка рождена в минуту чуда.

Я с интересом прочитала текст М. О. Гершензона. Считаю, что искусство способно пленить душу, сознание человека, обогащая го внутренний мир, вдохновляя на хорошие поступки.

(1 оценок, среднее: 1.00 из 5)



Сочинения по темам:

  1. Какое влияние оказывает истинное искусство на человека? Способно ли оно нравственно его преобразить? Над этими вопросами нас заставляет задуматься автор...
  2. Тяга к прекрасному сопровождала человека во все времена. Свое выражение она находила в картинах, фресках, скульптурах, литературе и прочих предметах...
  3. Искусство является неотъемлемой частью жизни каждого государства, города и человека. Слово “искусство” имеет множество определений, характеристик и особенностей, но каждый...
  4. Искусство – часть духовной культуры человечества, специфический род духовно-практического освоения мира. К искусству относят разновидности человеческой деятельности, объединяемые художественно-образными формами...
  5. Серой и неинтересной была бы жизнь наших современников, если бы не культурное наследие предков, которое планомерно совершенствуется талантливыми писателями и...
  6. Искусство – это все самое прекрасное, что создано руками и разумом человека. Великолепие природного мира своей нерукотворной красотой сподвигает человека...
  7. Никто точно не знает, когда появилось театральное искусство. Оно было актуально и являлось показателем высокой культуры практически во все времена....