Сумароков направление в литературе. А.П.Сумароков — литературное творчество и театральная деятельность
План
Введение
1 Биография
2 Творчество
Список литературы
Введение
Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717-1777) - русский поэт, писатель и драматург XVIII в.
1. Биография
Родился во дворянской семье 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме №6 по Вознесенскому переулку. Обучался дома, продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни - по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского ). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.
Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют «отцом русского театра». За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
Параллельно Сумароков, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год - ряд сборников его стихотворений.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями, разорившийся и спившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
2. Творчество
Творчество Сумарокова развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII - нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном».
Литературная деятельность Сумарокова останавливает внимание своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии; В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.
Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров - басни, комедии, сатиры, эпиграммы.
Сумароковым перед сатирой ставится дидактическая задача - «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем - людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).
Сумароков - один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова.
Список литературы:
1. Донское кладбище
Алекса́ндр Петро́вич Сумаро́ков (1717-1777) - русский поэт, писатель и драматург XVIII в.
Биография
Родился 14 (25) ноября 1717 года в Москве в доме №6 по Вознесенскому переулку. Обучался дома, продолжил образование в Сухопутном шляхетском корпусе, где начал заниматься литературной работой, перелагая стихами псалмы, сочиняя от имени кадетов «поздравительные оды» императрице Анне, песни - по образцу французских поэтов и В. К. Тредиаковского (Тредьяковского). Окончив корпус в 1740 году, был зачислен на службу. Сперва в военно-походную канцелярию графа Миниха, затем адъютантом у графа А. Г. Разумовского.
Известность ему принесла напечатанная в 1747 году и сыгранная при дворе его первая трагедия «Хорев». Пьесы его игрались при дворе выписанной из Ярославля труппой Ф. Г. Волкова. Когда же в 1756 году был учреждён постоянный театр, Сумарокова назначили директором этого театра и он долго оставался главным «поставщиком» репертуара, за что его по праву называют "отцом русского театра". За «Хоревом» последовало восемь трагедий, двенадцать комедий и три оперных либретто.
Параллельно Сумароков
, работавший чрезвычайно быстро, развивался в других областях литературы. В 1755-1758 годах он был активным сотрудником академического журнала «Ежемесячные сочинения», в 1759 году издавал собственный журнал сатирико-нравоучительного оттенка «Трудолюбивая пчела» (первый частный журнал в России). В 1762-1769 годах выходили сборники его басен, с 1769 по 1774 год - ряд сборников его стихотворений.
Несмотря на близость ко двору, покровительство вельмож, похвалы почитателей, Сумароков не чувствовал себя оценённым по заслугам и постоянно жаловался на недостаток внимания, придирки цензуры и невежество публики. В 1761 году он потерял управление театром. Позже, в 1769 году, переселился в Москву. Здесь, заброшенный покровителями и разорившийся, он умер 1 (12) октября 1777 года. Похоронен на Донском кладбище в Москве.
Творчество
Творчество Сумарокова
развивается в рамках классицизма, в том виде, какой он принял во Франции XVII - нач. XVIII вв. Современные почитатели поэтому не раз провозглашали Сумарокова «наперсником Буало», «северным Расином», «Мольером», «российским Лафонтеном».
Литературная деятельность Сумарокова
отличается своим внешним разнообразием. Им испробованы все жанры: оды (торжественные, духовные, философские, анакреонтические), эпистолы (послания), сатиры, элегии, песни, эпиграммы, мадригалы, эпитафии. В своей стихотворной технике он использовал все существовавшие тогда размеры, делал опыты в области рифмы, применял разнообразные строфические построения.
Однако классицизм Сумарокова отличен, например, от классицизма его старшего современника Ломоносова. Сумароков «снижает» классическую поэтику. «Снижение» выражается в устремлении к менее «высокой» тематике, во внесении в поэзию мотивов личного, интимного порядка, в предпочтении «средних» и «низких» жанров жанрам «высоким». Сумароков создает большое количество лирических произведений в жанре любовных песен, произведения многих сатирических жанров - басни, комедии, сатиры, эпиграммы.
Сумароковым
перед сатирой ставится дидактическая задача - «издевкой править нрав, смешить и пользовать прямой её устав»
: Сумароков высмеивает пустое сословное чванство («не в титла, в действии быть должно дворянином»), предостерегает от злоупотребления помещичьей властью (см. в особенности «Хор к превратному свету», где «синица» рассказывает, что «за морем - людьми не торгуют, деревень на карту не ставят, с крестьян кожи не сдирают»).
Сумароков
- один из зачинателей русской пародии, цикла «Вздорных од», высмеивающих «неистовый» одический стиль Ломоносова.
Русский дворянин, поэт, писатель и драматург XVIII века. Его часто называют называют «отцом русского театра».
В 1756 году по указу императрицы Елизаветы Петровны Сенату был учреждён постоянный театр и А.П. Сумарокова назначили его директором. Для облагорожения в глазах малообразованной публики звания актёров, новый директор выхлопотал последним дворянское отличие - право носить шпагу.
А.П. Сумароков писал для театра многочисленные пьесы. Работая для театра, он в то же время писал: оды, элегии, басни, сатиры, притчи, эклоги, мадригалы, статьи и т. п. В отличие от М.В. Ломоносова , он считал, что поэзия должна быть, в первую очередь, не величественной, а «приятной».
В январе 1759 года А.П. Сумарокову удалось добиться нового указа Елизаветы : «русского театра комедиантам и прочим... отныне быть в ведомстве Придворной конторы и именоваться им придворными». На содержание труппы прибавлялось 3000 рублей. Актёрам увеличили жалованье, положение их стало более прочным.
«Но характер Российского театра резко изменился. Он начисто потерял самостоятельность и даже в выборе репертуара теперь полностью зависел от Придворной конторы и возглавлявшего её невежественного гофмаршала Карла Сивсрса. Сумароков без устали ссорился с ним, жаловался на него столько сделавшему для русской культуры и, казалось бы, по-прежнему влиятельному , вымещая обиды на ни в чём не повинных актерах.
«Я прошу только о том, - досадуя и обижаясь, писал он в одном из писем , - что ежели я заслужил быть отброшен от театра, то по крайней мере, чтобы без продолжения это сделано было... За мои по театру труды, которые кажется мне больше, нежели то, что Волков шишаки сделал, и у Волкова в команде быти мне нельзя, а просити, чтобы я отрешён был от театра, я не буду прежде, покамест не сойду с ума».
В письмах Сумароков то просил отставки, то угрожал, что, если его отставят, он сочинителем, во всяком случае драматическим, быть перестанет. Он клялся в том своей честью, своей фамилией, надеясь, что его угроза испугает Елизавету и он сумеет отстоять себя как директора театра. Но Елизавете Петровне давно уже надоели его жалобы. Далеко не всё нравилось ей и в его трагедиях, в которых постоянно подчёркивалась мысль о том, что потворство монарха собственным страстям ведет к несчастью его подданных. И хотя в трагедиях этих всегда велся разговор об идеальном монархе, под которым якобы подразумевалась Елизавета, она не могла не понимать истинного смысла назиданий их создателя. После очередного письма Сумарокова Шувалову летом 1761 года отставка его была санкционирована. Сумароков метал громы и молнии. Но он был отходчив. И страстно любил театр. К тому же Российский театр продолжал играть его сочинения, - нерасторжимую связь Сумарокова с русской сценой не смогли разорвать никакие указы».
Куликова К.Ф., Российского театра первые актёры, Л., «Лениздат», с. 50-51.
А.П. Сумароков оставил нам впечатления о русском театре своего времени: «Подьячему соплетать похвалы... толь маловместно, коль неприлично... съезжавшимся видеть Семиру, сидеть возле самого оркестра и грызть орехи и думать, что, когда за вход заплачены деньги в позорище, можно в партере в кулачки биться, а в ложах рассказывати истории своей недели громогласно. Вы, путешествователи, бывшие в Париже и в Лондоне, скажите, грызут ли там во время представления драмы орехи, и когда представление в пущем жаре своем, секут ли поссорившихся между собою пьяных кучеров ко тревоге всего партера, лож и театра?».
Луначарский М.В., Русская критика от Ломоносова до предшественников Белинского, в Сб.: М.В. Ломоносов: pro et contra / Cост. М.А. Маслин, СПб, «Русская христианская гуманитарная академия», 2011 г., с. 640.
Надпись на постаменте Медного всадника: «Petro Primo Catharina Secunda» - «Петру Перьвому Екатерина Вторая» предложена именно А.П. Сумароковым .
После учреждения Петром I газеты «Санкт-Петербургские ведомости», правительство сохраняло монополию на печатное слово, но в 1759 году А.П. Сумарокову было разрешено издавать первый частный журнал в России: «Трудолюбивая пчела», вышедший тиражом 1200 экземпляров.
А в 1759 году он написал эпиграмму, ставшую знаменитой:
Танцовщик! Ты богат. Профессор! Ты убог.
Конечно, голова в почтеньи меньше ног.
Александр Петрович Сумароков (1718 – 1777). Сын генерала и аристократ. В 14 лет поступил в Шляхетный кадетский корпус, открытый в 1732 году правительством Анны Иоанновны. В корпусе существенное место занимало искусство, в том числе литература. Сумароков – первый, кто взялся за литературное дело профессионально.
Жизнь Сумарокова была крайне печально. Это был нервный человек, остро реагировавший на окружающую дикость нравов; имел чрезвычайные понятия о служении Отечеству, чести, культуре, добродетели. Он был создателем нового типа драматургии, первым режиссером, директором театра.
Первые стихотворения Сумарокова – оды 1739 года в брошюре под заглавием: «Ее императорскому величеству, всемилостивейшей государыне Анне Ивановне, самодержице всероссийской поздравительные оды в первый день нового 1740 года от кадетского корпуса, сочиненные чрез Александра Сумарокова.
На него оказало влияние творчество Тредиаковского, а затем Ломоносова, с которым он был дружен. В конце 40х – нач. 50х – расхождение с Ломоносовым.
Сумароков считал, что его поэтическая деятельность является служением обществу, формой участия в политической жизни страны. По политическим взглядам он дворянин-помещик. Считал крепостное право необходимым, считал, что государство зиждется на двух сословиях – крестьянстве и дворянстве. Тем не менее дворянин, по его мнению, не имеет право считать крестьян своей собственностью, обращаться с ними, как с рабами. Он должен быть судьей и начальником своих вассалов и имеет право получать от них прокормление. Сумароков полагал, что царь должен подчиняться законам чести, воплощенным в государственных законах.
С января 1759 года Сумароков начал издание собственного журнала «Трудолюбивая пчела». Выходил ежемесячно, печатался в АН. Издавался в основном одним лицом. В глазах правительства такой орган независимого дворянского общественного мнения был нежелательным, журнал пришлось закрыть.
Будучи одним из друзей Никиты Панина, после переворота, в результате которого у власти оказалась Екатерина Вторая, Сумароков был близок ко дворцу, получал поддержку как писатель. Однако к концу 60х годов оказался в опале, т.к. Екатерина начала расправу со всяческим вольномыслием. Сумароков постепенно наживал себе врагов. Была в жизни Сумарокова и несчастная любовь. Он полюбил простую девушку – свою крепостную, женился на ней. Родственники первой жены Сумарокова начали против него процесс, требуя лишить прав его детей от второго брака. Хоть дело и завершилось в пользу Сумарокова, оно нанесло ущерб его здоровью, он начал пить; обнищал так, что когда умер, денег не было даже на похороны. Гроб писателя несли на руках до кладбища актеры Московского театра. Кроме них провожать его пришло два человека.
Как поэт и теоретик Сумароков завершил построение стиля классицизма в России. Основа конкретной поэтики Сумарокова – требование простоты, естественности, ясности поэтического языка. Поэзия должна избегать фантастического и туманно-эмоционального. Проповедует простоту в стихе и прозе.
Сумароков много полемизирует с Ломоносовым, не соглашается с его грамматикой, словоупотреблением. Иногда обращается непосредственно к разбору произведений Ломоносова. Сумароков рассматривал изменение значения слова как нарушение правильности грамматического характера.
В 1747 году Сумароков издал свою первую трагедию – «Хорев», в следующем году – «Гамлет». «Хорев» был поставлен в кадетском корпусе в 49 году. Создалось нечто вроде кадетской труппы, которая играла при дворе. Душой ее был Сумароков. Позже он был директором театра, организованного Ф. Волковым. (см. билет про трагедию)
Сумароков писал трагедии и комедии. Он был ярким комедиографом, но вскоре в этом его превзошли Фонвизин, Княжнин, Капнист. Как автор трагедий он превзойден не был. Всего Сумароков написал 12 комедий: «Тресотиниус», «Пустая ссора» и «Чудовищи», написанные в 1750 году. Затем через 14 лет – «Приданое обманом», «Опекун», «Лихоимец», «Три брата совместники», «Ядовитый», «Нарцисс». Затем три комедии 1772 – «Рогоносец по воображению», «Мать совместница дочери», «Вздорщица». Комедии Сумарокова имеют минимальное касательство к традициям французского классицизма. Все его комедии написаны прозой, ни одна не имеет полноценного объема и правильного расположения композиции классической трагедии Запада в пяти действиях. Восемь комедий имеют одно действие, четыре – по три. Это маленькие пьески, почти интермедии. Сумароков весьма условно выдерживает и три единства. Единства действия нет никакого. В первых комедиях есть рудимент сюжета в виде влюбленной пары, в конце сочетающейся браком. Состав комических персонажей в них определен составом устойчивых масок итальянской народной комедии. Их оживляет язык Сумарокова – живой, острый, развязный в своей неприкрашенности.
Шесть комедий 1764 – 1768 годов заметно отличались от первых трех. Сумароков переходит к типу комедии характеров. В каждой пьесе в центре внимания – один образ, а все остальное нужно либо для его оттенения, либо для создания фикции сюжета. Несомненным шедевром всего комедийного творчества Сумарокова является его комедия «Рогоносец по воображению». (Вообще, я думаю, про комедию шибко подробно не надо, потому что проходили в основном трагедию, так что, думаю, хватит.)
Поэтическое творчество Сумарокова поражает своим разнообразием, богатством жанров, форм. Считая себя создателем русской литературы, Сумароков стремился показать своим современникам и оставить потомкам образцы всех видов литературы. Он писал исключительно много и, по-видимому, быстро. Сумароков писал песни, элегии, эклоги, идиллии, притчи (басни), сатиры, эпистолы, сонеты, стансы, эпиграммы, мадригалы, оды торжественные, философские и т.д. Он также переложил Псалтырь.
Всего Сумароковым написано 374 притчи. Именно он открыл жанр басни для русской литературы. Он многое позаимствовал у Лафонтена. Притчи Сумарокова часто злободневны, направлены на осмеяние конкретных неустройств русской общественной жизни его времени. Иногда они были очень малы по объему. Важнейшая тема басен – русское дворянство. Язык басен живой, яркий, пересыпанный поговорками, разговорными оборотами.. В середине 18 века определилось главное направление в развитии басни. 1-я модель: басня пишется средним стилем, александрийским стихом. Нравоучительный рассказ.2-я модель(модель Сумарокова): предлагает разностопный стих, элементы низкого стиля – басенный рассказ. В сатирических произведениях Сумарокова чувствуется желчность, самомнение, скандальный темперамент.
В Лирике Сумароков стремится дать обобщенный анализ человека вообще. Любовная лика дает изображение любви в «чистом виде». В песнях и элегиях Сумароков говорит только о любви счастливой или несчастной. Другие чувства и настроения не допускаются. Мы не найдем также черт индивидуальной характеристики любящих и любимых. В лирических стихах нет фактов, событий подлинной жизни. Сумароков писал песни от лица мужчины и женщины. Текст состоит из повторяющихся формул, лишенных специфики выражения характера. Сумароков создал язык любви как высокого чувства. Сумароков не печатал своих песен. В ряде песен и в идиллиях появляются пасторальные мотивы. Элегии и эклоги написаны шестистопным ямбом, песни дают всевозможные ритмические комбинации.
1747 г. «Эпистола о языке», «Эпистола о стихотворстве». В «Эпистоле о языке» даны общие принципы усвоения античности. В «Эпистоле о стихотворстве» - своя теория, образцовые писатели, жанры. (сначала общие характеристики, затем главные образцы, затем характеристики отдельных жанров.)
Трагедия Сумарокова.
Сумароков, автор первых русских трагедий, воспользовался примером французских трагиков 17-18 веков. Ряд характерных признаков их системы – александрийский стих (шестистопный ямб с цезурой на 3-ей стопе), 5 актов, отсутствие внесюжетных вставок и отступлений, отсутствие комических элементов, «высокий слог» и т.д. Сумароков перенес в свои трагедии. Однако нельзя сказать, что Сумароков заимствовал трагедию у французов, т. к. там она постоянно развивалась, и, заимствуя, он должен бы был перенести на русскую почву окончательный вариант, т.е. вариант Вольтера. Сумароков построил свою трагедию на принципах крайней экономии средств, упрощенности, сдержанности, естественности. Простота драматического сюжета его пьес не позволяет говорить об интриге, т.к. нет узла событий, все действие стремится ограничиться одной перипетией. Исходная ситуация тянется через всю трагедию и в конце снимается. Роли Сумарокова также обычно неподвижны. Трагедия заполняется в значительной мере раскрытием основной ситуации в ее значимости для каждой пары героев в отдельности. Диалоги, в особенности центральных героев (влюбленных) получают лирическую окраску. Нет повествовательных вставок. Центральное место драмы – третий акт, отмечается по преимуществу внесюжетным приемом: герои извлекают из ножен мечи или кинжалы. (т.к. нет сюжетной кульминации). Действие большинства трагедий Сумарокова отнесено к древней Руси; здесь Сумароков нарушает обычай изображать в трагедии далекие эпохи и далекие страны. В отличие от французской трагедии, у Сумарокова почти нет наперсников, их роль чрезвычайно мала. Он либо превращается в вестника, либо напротив, становится отдельным героем. Отход от системы наперсничества обусловил развитие и обилие монологов, поскольку монолог может заменить ложный диалог с наперсником. Монолог используется для сообщения зрителю о мыслях, чувствах и намерениях героев. Стремление к сокращению общего числа персонажей. Таким образом, Сумароков создал весьма единую композиционную систему трагедии, в которой все элементы слиты и обусловлены принципом простоты и экономии.
Сумароков полагал, что «трагедия делается для того… чтобы вложить в смотрителей любовь к добродетели, а крайнюю ненависть к порокам.».Сумароковские пьесы стремятся возбудить в зрителе восторг перед добродетелью, подействовать на его эмоциональную восприимчивость. Она хотела исправлять души зрителей, а не умы, не государственный аппарат. Отсюда преобладание счастливых развязок. (Трагически для героев заканчиваются только «Хорев» и «Синав и Трувор».) Наличие отчетливой морально-оценочной характеристики. Перед нами или мудрые добродетельные герои (Семира, Димиза, Трувор) или же черные злодеи (Димитрий Самозванец, Клавдий в «Гамлете»), злодеи гибнут, добродетельные герои выходят из бедствий победителями.
Конфликт понимается как конфликт между жизнью человека и тем, как он должен жить. («Димитрий Самозванец») – не конфликт между чувством и долгом. Трагедия человека, живущего не так, как он должен жить. Столкновение человека с судьбой. В эти моменты прояаляется масштаб личности героя. В трагедиях не важно место действия. Герои лишены характерных черт. Классицизмом негативно воспринималось все конкретное – воспринималось как искажение человеческой натуры. Экзистенциальное изображение жизни. Трагический герой должен быть несчастным. Куприянова пишет, что «герой классической трагедии не должен быть ни хорошим, ни плохим. Он должен быть несчастным». Трагедия возвышает зрителей и читателей (катарсис… бла-бла-бла ).
Трагедия Сумарокова породила традицию. Его продолжатели – Херасков, Майков, Княжнин – тем не менее вносили в трагедию новые черты.
СУМАРОКОВ Александр Петрович родился в старинной дворянской семье - писатель.
Его отец, Петр Панкратьевич, был военным петровского времени и дослужился до чина полковника. В 1737 Петр Панкратьевич перешел на гражданскую службу с рангом статского советника, в 1760 получил чин тайного советника, а при отставке в 1762 - действительного тайного советника.
Александр Петрович получил хорошее домашнее образование под руководством отца («должен я за первые основания в русском языке отцу моему») и иностранных гувернеров, среди которых называется имя И. А. Зейкана, обучавшего в это же время будущего Петра II.
30 мая 1732 Сумароков был принят в только что учрежденный Сухопутный шляхетский кадетский корпус («рыцарскую академию», как его еще тогда называли) - первое светское учебное заведение повышенного типа, готовившее своих питомцев к «должностям офицеров и чиновников». Преподавание в корпусе носило довольно поверхностный характер: кадетов обучали, прежде всего, хорошим манерам, танцам и фехтованию, но интерес к поэзии и театру, широко распространившийся среди воспитанников «рыцарской академии», оказался полезным для будущего поэта. Кадеты участвовали в придворных празднествах (выступали в балетных дивертисментах, драматических спектаклях), подносили императрице поздравительные оды своего сочинения (вначале без имени авторов - от всей «Шляхетской академии наук юношества», а затем к ним стали добавляться стихи за подписью Михаила Собакина).
В 1740 состоялся первый литературный опыт в печати, известны две поздравительные оды Анне Иоанновне «в первый день нового года 1740, от кадетского корпуса сочиненные чрез Александра Сумарокова.
В апреле 1740 Александр Петрович был выпущен из Шляхетского корпуса и назначен на должность адъютанта к вице-канцлеру гр. М. Г. Головкину, а вскоре после ареста последнего стал адъютантом гр. А. Г. Разумовского - фаворита новой императрицы Елизаветы Петровны. Должность генерал-адъютанта майорского ранга открыло ему доступ во дворец.
В 1756 уже в чине бригадира, был назначен директором только что открывшегося постоянного Российского театра. На плечи Сумарокова легли почти все заботы о театре: он был режиссером и преподавателем актерского мастерства, подбирал репертуар, занимался хозяйственными вопросами, составлял даже афиши и газетные объявления. В течение пяти лет неустанно трудился он в театре, но в результате ряда осложнений и неоднократных столкновений с К. Сиверсом, ведавшим придворной конторой, в подчинении, у которого оказался театр с 1759, вынужден был уйти в отставку в 1761.
С 1761 писатель больше нигде не служил, всецело отдав себя литературной деятельности.
В 1769 переехал в Москву, где, за редкими выездами в Петербург, прожил до конца своих дней.
Общественно-политические взгляды Александра Петровича носили явно выраженный дворянский характер: он был сторонником монархии и сохранения крепостного права в России. Но требования, которые он предъявлял и к монархам, и к дворянам, были очень высокими. Монарх должен быть просвещенным, для него превыше всего «благо» его подданных, он неукоснительно должен соблюдать законы и не поддаваться своим страстям; дворянство тоже должно оправдывать свои привилегии ревностным служением обществу («не в титле - в действии быть должно дворянином»), образованностью («а если не ясней ум барский мужикова, || так я различая не вижу никакого»), гуманным отношением к крепостным («Ах! Должно ли людьми скотине обладать? || Не жалко ль? Может бык людей быку продать?»). Но, так как со временем царствующая императрица и окружающее писателя дворянство все меньше соответствовали созданному Сумароковым идеалу, его творчество приняло более резкую сатирико-обличительную направленность. Будучи по своим философско-эстетическим взглядам в основном рационалистом, он был не чужд и сенсуализму. Категорически заявив, что «ум завсегда гнушается мечты», Сумароков в то же время мог сказать:
«Трудится тот вотще,
Кто разумом своим лишь разум заражает:
Не стихотворец тог еще,
Кто только мысль изображает,
Холодную имея кровь;
Но стихотворец тот, кто сердце заражает
И чувство изображает,
Горячую имея кровь» («Недостаток изображения» ).
Как и большинство поэтов XVIII в., Александр Петрович начал свой творческий путь с любовной лирики. Любовные стихотворения (песни, эклоги, идиллии, элегии), которые он писал в течение всей своей литературной деятельности, были еще достаточно условны, но в лучших из них поэту удалось выразить искренние душевные переживания, непосредственность чувств
«О существа состав без образа смешенный» ,
«Тщетно я скрываю сердца скорби люты» ,
«Не плачь гак много, дорогая» и другие.
В некоторых своих песнях использовал элементы народной поэтики
«В роще девки гуляли» ,
«О, ты крепкой, крепкой Бендерград» ,
«Где ни гуляю, где ни хожу» и других.
Любовные произведения писателя завоевали большую популярность среди светского общества, вызвав немало подражателей, проникли они и в демократическую среду (в рукописные песенники). Разнообразные со стороны строфики, богатые в ритмическом отношении, простые по форме, песни его выгодно отличались от предшествующей любовной лирики и сыграли положительную роль в развитии русской поэзии. Наибольшую славу среди своих современников Сумароков завоевал как драматург, и в первую очередь как автор трагедий. Им было написано девять трагедий:
«Хорев» (1747),
«Гамлет» (1748),
«Синав и Трувор» (1750),
«Аристона» (1750),
«Семира» (1751),
«Демиза» (1758, позже переделанная в «Ярополка и Демизу»),
«Вышеслав» (1768),
«Димитрий Самозванец» (1771),
«Мстислав» (1774).
Трагедии Сумарокова выдержаны в строгих правилах поэтики классицизма, которые для русской литературы были сформулированы им же самим в «епистоле» о стихотворстве (в брошюре «Две епистолы». В первой предлагается о русском языке, а во второй - о стихотворстве», Спб., 1748).
В трагедиях писателя соблюдены единства действия, места и времени; резко проведено разделение персонажей на положительных и отрицательных; характеры статичны, и каждый из них являлся носителем какой-либо одной «страсти»; стройная пятиактная композиция и небольшое число действующих лиц помогали сюжету развиваться экономно и в направлении раскрытия основной идеи. Стремлению автора донести свои мысли до зрителя служил относительно простой и ясный язык; «александрийский» стих (шестистопный ямб с парной рифмовкой), которым написаны все трагедии, порой приобретал афористическое звучание.
В трагедиях выводились лица из аристократической среды; сюжеты для большинства из них драматург брал из отечественной истории. Хотя историзм трагедий писателя был весьма условен и ограничивался в основном использованием исторических имен, все же историко-национальная тематика явилась отличительной чертой русского классицизма: западноевропейская классицистическая трагедия строилась преимущественно на материале античной истории. Основной конфликт в трагедиях Сумарокова А.П. обычно заключался в борьбе «разума» со «страстью», общественного долга с личными чувствами, и побеждало в этой борьбе общественное начало. Подобная коллизия и ее разрешение были призваны воспитывать гражданские чувства у дворянского зрителя, внушить ему мысль о том, что государственные интересы должны быть превыше всего. К тому же общественное звучание сумароковских трагедий усугублялось еще тем, что они все больше стали получать политическую направленность, в них все резче подвергались обличению тиранствующие самодержцы («Вельможа ли, иль вождь, победоносец, царь || Без добродетели презрительная тварь»), а в «Димитрии Самозванце» драматург потребовал свергнуть с престола царя-тирана: он «Москвы, России враг и подданных мучитель». При этом характерно, что низвергнуть властителя-злодея должен был «народ», впервые появившийся здесь на русской сцене. Перенеся действие трагедии в сравнительно недалекое прошлое Русского государства, автор наполнил «Димитрия Самозванца» жгучими вопросами его современности - о характере политической власти в стране. Конечно, Сумароков не мог открыто объявить правление Екатерины II деспотическим, но многими злободневными и достаточно прозрачными намеками вполне определенно выразил свое отрицательное отношение к екатерининскому режиму. Однако ярко выраженная тираноборческая направленность этой трагедии не должна восприниматься как осуждение С. самого монархического принципа правления: даже в самых патетических местах «Димитрия Самозванца» речь шла о замене царя-тирана «добродетельным» монархом. Но объективное воздействие трагедии могло оказаться значительно шире субъективного, классово-ограниченного замысла драматурга. Поэтому нет ничего удивительного в той интерпретации, которая была дана ее переводу на французский язык, изданному в Париже в 1800 («сюжет ее, почти революционный, очевидно, находится в прямом противоречии с нравами и политической системой этой страны...»). «Димитрий Самозванец» положил начало русской политической трагедии.
К заслугам Сумарокова - трагедиографа следует отнести также создание им целой галереи разнообразных, привлекательных женских образов. Нежные и кроткие, мужественные и во левые, они отличались высокими нравственными принципами.
Кроме трагедий, Александром Петровичем в разное время было написано 12 комедий, драма «Пустынник» (1757), оперы «Цефал и Прокрис» (1755) и «Альцеста» (1758).
Его комедии пользовались меньшим успехом, чем трагедии, так как затрагивали менее существенные стороны общественной жизни и служили добавлением к основной части спектакля. Все же в процессе становления русской национальной драматургии его комедии заняли определенное место. Как и трагедия, комедия, по Сумарокова, преследовала воспитательные цели, сатирически осмеивала личные и общественные недостатки. Ее персонажами чаще всего были лица, взятые из окружающей среды («подлинники»). Отсюда памфлетный характер большинства сумароковских комедий:
«Тресотиниус» ,
«Третейный суд» ,
«Ссора у мужа с женой»
«Опекун» ,
«Лихоимец» и другие. На связь своих комедий с живой действительностью указывал сам драматург: «Мне прозаические комедии сочиняти... видя ежедневные в невежах глупости и заблуждения, очень легко». В комедийном творчестве Сумароков осмеивались невежественные дворяне, галломанствующие щеголи и щеголихи, взяточники-чиновники, скупцы, сутяжники, педанты- «латынщики». Это уже был мир обыденного, рядового человека, резко отличный от мира героев трагедии.
К числу лучших достижений в творческом наследии Сумарокова А.П. следует отнести и его басни («притчи»). Он создал 378 басен, большинство из которых было издано при его жизни (2 части «притч» напечатаны в 1762, 3 часть - в 1769). Наполненные злободневным сатирическим содержанием, написанные простым (с включением «низких» слов), живым языком, близким к разговорному, басни Сумарокова заслужили высокую оценку его современников: «Притчи его почитаются сокровищем российского Парнасса; и в сем роде стихотворения далеко превосходит он Федра и де ла Фонтена, славнейших в сем роде» (Н. И. Новиков). Притчи Сумарокова во многом облегчили путь Крылова -баснописца.
Из других его произведений следует отметить сатиру «О благородстве» и «Хор ко превратному свету» .
«Хор ко превратному свету» - пожалуй, самое резкое сатирическое произведение Сумарокова. В нем писатель осудил многие стороны социальной действительности.
Писатель-просветитель, поэт-сатирик, всю жизнь боровшийся с общественным злом и людской несправедливостью, пользовавшийся заслуженным уважением и Н. И. Новикова, и А. Н. Радищева , Сумароков в истории русской литературы XVIII в. занимает видное место. Позже многие русские писатели отказывали писателю в литературном таланте, но все же прав был В. Г. Белинский , заявивший, что «Сумароков имел у своих современников огромный успех, а без дарования, воля ваша, нельзя иметь никакого успеха ни в какое время».
Личная жизнь писателя сложилась неудачно. С первой женой Иоганной Христиановной (камер-юнгферой тогда еще великой княгини Екатерины Алексеевны) он разошелся, последующий брак с крепостной девушкой Верой Прохоровной привел к скандалу и окончательному разрыву с дворянской родней. Незадолго до своей смерти писатель женился третий раз и тоже на крепостной девице Екатерине Гавриловне.
Последние годы жизни Александр Петрович провел в нищете, дом и все его имущество были проданы в погашение долгов.
Умер - , Москве.