Темное царство в драме Островского Гроза(Дикой и Кабаниха). Дикой и Кабаниха

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является одним из основных отрицательных, образующих сюжет. Отсюда и глубина изображения его драматургом Островским. Сама пьеса показывает, как в недрах отжившего, но еще сильного патриархального общества поборники «темного царства» в самом зародыше душат едва проявившиеся ростки нового. При этом автор произведения изображает два типажа, поддерживающих основы старозаветного, основанного на догмах общества. Это вдовствующая зажиточная купчиха Марфа Игнатьевна Кабанова, а также богатый купец Савел Прокофьич Дикой. Неудивительно, что они называют друг друга кумами.

Купчиха Кабанова как идеолог «темного царства»

Следует признать, что образ Кабанихи в пьесе «Гроза» в градации отрицательных образов занимает более значительную позицию, чем персонаж купца Дикого. В отличие от своего кума, угнетающего окружающих самыми примитивными способами (с помощью ругани, доходящей практически до побоев, унижения), Марфа Игнатьевна прекрасно понимает, что такое «старина» и как ее следует защищать. Ее влияние на окружающих более тонко. Ведь по ходу прочтения драмы читатель видит не только сцены, где она безапелляционно поучает домашних, но и моменты, где она прикидывается «старой да глупой». Более того, купчиха Кабанова выступает в манипуляции своими ближними апологетом двойной морали, ханжества. И в этом смысле образ Кабанихи в пьесе «Гроза» является действительно классическим в русской литературе.

Стремление купчихи - подчинить ближних

Драматургу Островскому удалось одновременно глубоко и понятно для читателя показать, как в купчихе Кабановой уживается показная, неискренняя религиозность с абсолютно нехристианским, аморальным и корыстным стремлением - подчинить людей себе. Марфа Игнатьевна действительно ломает волю и характеры своих ближних, их жизненные устремления, давит настоящую, неподдельную духовность. Ей противостоит образ Катерины в пьесе Островского «Гроза», ее невестки.

Различное понимание старины Кабанихой и Катериной

Если быть точным, Катерина также является представителем патриархального общества. Эту мысль высказал актер и литературный критик Писарев в ответ на известную статью Николая Добролюбова «Луч света в темном царстве».

Однако, если ее свекровь представляет собой «старину» мрачную, догматичную, подчиняющую людей и убивающую их устремления бессмысленными «нельзя» и поучениями «как должно быть», то Катерина, в отличие от нее, питает совершенно другие взгляды на «старину».

Для нее также существуют вековые традиции, однако они выражены совершенно в ином: в любви к окружающим и заботе о них, в по-детски восторженном отношении к окружающему миру, в умении видеть и воспринимать все хорошее вокруг, в инстинктивном неприятии мрачного догматизма, в милосердии. «Старина» для Катерины - красочна, романтична, поэтична, радостна. Таким образом, Катерина и Кабаниха персонализируют два противоположных аспекта русского патриархального крепостного общества - темного и светлого.

Психологический прессинг Кабанихи на Катерину

Трагический образ Катерины в пьесе Островского «Гроза» неизменно вызывает сочувствие и симпатию читателя. Девушка попадает в семью Кабановых, выйдя замуж за Тихона, сына купчихи. До появления в доме Катерины ее будущая свекровь полностью навязала свою волю всем домашним: сыну и дочери Варваре. Причем, если Тихон морально сломлен окончательно и способен лишь следовать указаниям «маменьки», то Варвара лишь делает вид, что согласна, однако поступает всегда по-своему. Впрочем, под влиянием матери ее личность также деформировалась - девушка стала неискренней, двоедушной.

Образ Кабанихи в пьесе «Гроза» антагонистичен к образу Катерины на протяжении всей пьесы. Не зря звучит упрек невестки, что свекровь ее «поедом ест». Кабаниха постоянно оскорбляет ее надуманными подозрениями. Выматывает душу бессмысленными принуждениями «поклониться мужу», «на носу зарубить». Причем купчиха апеллирует к принципам вполне благовидным: поддержанию порядка в семье; гармоничных (как принято в русской традиции) отношениях между родственниками; основах христианской веры. На деле же влияние Марфы Игнатьевны на Катерину сводится к принуждению - слепо следовать своим велениям. Кабаниха желает превратить ее в еще одну подданную своего домашнего «темного царства».

Немилосердие - общая черта Кабанихи и Дикого

Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» Островского показывает ее общую черту с образом купца Дикого, несмотря на их очевидные характерные различия. Это немилосердие к людям. Оба они относятся к своим ближним и к согражданам не по-христиански, потребительски.

Правда, Савел Прокофьич это делает в открытую, а Марфа Игнатьевна прибегает к мимикрии, имитируя христианские убеждения. В разговоре с ближними она предпочитает тактику "лучшая защита - нападение", обвинив их в несуществующих «грехах». Она даже не слышит обратные доводы со стороны детей и невестки. «Поверила бы… кабы своими ушами не слыхивала… каково почитание…» Не правда ли, очень удобная, практически «непробиваемая» позиция?

Характеристика и образ Кабанихи из пьесы «Гроза» А. Островского совмещает ханжество и жестокость. Ведь на самом же деле Кабаниха, исправно ходящая в церковь и не жалеющая милостыни нищим, оказывается жестокой и не способной простить покаявшуюся и признавшуюся в измене мужу Катерину. Более того, она дает указание лишенному собственной точки зрения сыну Тихону избить ее, что он и делает. Мотивируют они это, опять же, традициями.

Кабаниха способствовала суициду Катерины

Именно образ Катерины Кабановой в пьесе Островского «Гроза», постоянно третируемой свекровью, лишенной всяческих прав и заступничества, придает трагизм пьесе Островского. Ни у кого из читателей не вызывает сомнения то, что ее самоубийство - результат неблагоприятного воздействия свекрови, постоянного унижения достоинства, угроз, жестокого обращения.

Ситуацию обостряет тот факт, что Катерина предварительно уже заявляла, что сведет счеты со своей несчастной жизнью. Марфа Игнатьевна, которая прекрасно была осведомлена о всем, что творится в доме, не могла этого не знать. Был ли прямой умысел со стороны свекрови таки довести невестку до самоубийства? Вряд ли. Скорее, Кабаниха мыслила ее «сломить», совершенно, как она уже это сделала со своим сыном. В результате рушится семья купчихи: дочь Варвара обвиняет ее в прямом способствовании трагедии и уходит из дома. Тихон впадает в запой…

Однако жестокосердная Марфа Игнатьевн не кается и после этого. Для нее «темное царство», манипулирование людьми важнее семьи, важнее морали. Такой вывод можно сделать из эпизода проявившегося ханжества Кабанихи даже в этой трагической обстановке. Купчиха привселюдно кланяется и благодарит людей, доставших тело покойной Катерины из Волги. Однако затем заявляет, что та не может быть прощена. Что может быть более антихристианским, чем не простить покойника? Это, пожалуй, может содеять только настоящий вероотступник.

Вместо заключения

Отрицательный характерный персонаж - купчиха Кабанова - раскрывается постепенно по ходу действия. Противостоит ли ему образ Катерины в пьесе А. Н. Островского «Гроза» в полной мере? Скорей всего, нет. Девушке нечего противопоставить удушающей атмосфере вокруг нее, она молит лишь о понимании. Она совершает ошибку. Мнимое освобождение от домашнего «темного царства» Кабановых - роман с Борисом - оказывается миражом. Катерина раскаивается. Казалось бы, мораль Кабанихи победила… Купчихе ничего не стоит превратить девушку в своего союзника. Для этого стоит лишь проявить милосердие. Однако, как говорится, привычка - вторая натура. Кабаниха, «оскорбившись», третирует уже безответную, униженную Катерину с удвоенной силой.

Суицид невестки приносит разрушительные последствия для семьи Марфы Игнатьевны. Мы наблюдаем теперь кризис и в послушной (до появления Катерины) семьи купчихи, которая распадается. Кабаниха уже не может эффективно защищать «старину». Из вышесказанного напрашивается вывод, что на рубеже XIX века уклад жизни российского общества неуклонно менялся.

Фактически, общество уже тогда требовало освободительного декрета, отменяющего крепостное право, позволяющего разночинцам поднять роль просвещения и социальных свобод.

Образы Дикого и Кабанихи в пьесе. Пьеса «Гроза» занимает особое место в творчестве Островско­го. В этой пьесе драматург наиболее ярко обрисовал «мир темно­го царства», мир купцов-самодуров, мир невежества, произвола и деспотизма, домашней тирании.

Действие в пьесе разворачивается в маленьком городке на Волге - Калинове. Жизнь здесь, на первый взгляд, представля­ет собой некую патриархальную идиллию. Город весь утопает в зелени, за Волгой открывается «вид необыкновенный», на высо­ких берегах ее разбит общественный сад, где часто прогуливают­ся жители городка. Жизнь в Калинове течет тихо и неспешно, в ней нет никаких потрясений, никаких исключительных собы­тий. Новости из большого мира приносит в городок странница Феклуша, рассказывающая калиновцам небылицы о людях с пе­сьими головами.

Однако в действительности не все так уж благополучно в этом маленьком, заброшенном мирке. Идиллию эту разрушает уже Кулигин в разговоре с Борисом Григорьевичем, племянником Дикого: «Жестокие нравы, сударь, в нашем городе, жестокие! В мещанстве, сударь, вы ничего, кроме грубости да бедности на­гольной, не увидите… А у кого деньги… тот старается бедного закабалить, чтобы на его труды даровые еще больше денег нажи­вать». Однако согласия нет и между богатыми: они «враждуют другнадруга», «злостные кляузы строчат», «судятся», «торговлю подрывают». Живут же все за дубовыми воротами, за крепкими запорами. «И не от воров они запираются, а чтоб люди не вида­ли, как они своих домашних едят поедом да семью тиранят. И что слез льется за этими запорами, невидимых и неслышимых!..

И что, сударь, за этими замками разврату темного да пьян­ства!» - восклицает Кулигин.

Одним из самых богатых, влиятельных людей в городе явля­ется купец Савел Прокофьевич Дикой. Основные черты Дико­го - грубость, невежество, вспыльчивость и вздорность характе­ра. «Ужтакого-то ругателя, каку нас Савел Прокофьич, поискать еще! Ни за что человека оборвет», - говорит о нем Шапкин. Вся жизнь Дикого основана на «ругательстве». Ни денежные расче­ты, ни поездки на базар - «ничего у него без брани не обходит­ся». Более всего достается от Дикого домашним да приехавшему из Москвы племяннику Борису.

Савел Прокофьевич скуповат. «…Только заикнись мне о день­гах, у меня всю нутреннюю разжигать станет», - говорит он Ка­бановой. Борис приехал к дядюшке в надежде получить наслед­ство, но попал фактически в кабалу к нему. Савел Прокофьевич не платит ему жалованья, постоянно оскорбляет и бранит пле­мянника, упрекая его в лености и тунеядстве.

Неоднократно ссорится Дикой и с Кулигиным, местным ме- хаником-самоучкой. Кулигин пытается отыскать разумную при­чину грубости Савела Прокофьевича: «За что, сударь Савел Про­кофьевич, честного человека обижать изволите?». На что Дикой отвечает: «Отчет, что ли, я стану тебе давать! Я и поважнее тебя никому отчета не даю. Хочу так думать о тебе, так и думаю! Для других ты честный человек, а я думаю, что ты разбойник, - вот и все… говорю, что разбойник, и конец. Что ж ты, судиться, что ли, со мною будешь? Так ты знай, что ты червяк. Захочу- поми­лую, захочу - раздавлю».

«Какое теоретическое рассуждение может устоять там, где жизнь основана на таких началах! Отсутствие всякого закона, вся кой логики -вот закон и логика этой жизни. Это не анархия, но нечто еще гораздо худшее…», - писал Добролюбов о само­дурстве Дикого.

Как и большинство калииовцев, Савел Прокофьевич беспро­светно невежествен. Когда Кулигин проситу него денег на уста­новку громоотвода, Дикой заявляет: «Гроза-то нам в наказание посылается, чтобы мы чувствовали, а ты хочешь шестами да рож­нами… обороняться»

Дикой представляет собой «природный тип» самодура в пье­се. Его грубость, хамство, издевательства над людьми основаны, прежде всего, на вздорном, необузданном характере, глупости и отсутствии противодействия со стороны других персонажей. И только потом уже на богатстве.

Характерно, что практически никто не оказывает Дикому ак­тивного сопротивления. Однако утихомирить его оказывается не так уж и сложно: на перевозе его «обругал» незнакомый гусар, не робеет перед ними Кабаниха. «Нет над тобой старших, вот ты и куражишься», - прямолинейно заявляет ему Марфа Игнать­евна. Характерно, что здесь она пытается и Дикого подогнать под свое видение миропорядка.

Кабаниха объясняет постоянный гнев, вспыльчивость Дико­го его жадностью, однако сам Савел Прокофьевич и не думает отрицать ее умозаключений: «Кому своего добра не жалко!» - восклицает он.

Гораздо более сложным в пьесе является образ Кабанихи. Это выразительница «идеологии темного царства», которая «создала себе целый мирок особенных правил и суеверных обычаев».

Марфа Игнатьевна Кабанова - богатая купчиха, вдова, куль­тивирующая порядки и традиции старины. Она ворчлива, по­стоянно недовольна окружающими. Достается от нее, прежде всего, домашним: она «поедом ест» сына Тихона, читает беско­нечные нравоучения невестке, пытается контролировать пове­дение дочери.

Кабаниха ревностно защищает все законы и обычаи Домо­строя. Жена, по ее мнению, должна бояться своего мужа, быть безмолвной и покорной. Дети должны почитать своих родите­лей, беспрекословно выполнять все их указания, следовать их советам, уважать их. Ни одно из этих требований, по мнению Кабановой, не выполняется в ее семье. Марфа Игнатьевна недо­вольна поведением сына и невестки: «Ничего не знают, никако­го порядка», - рассуждает она в одиночестве. Катерину она по­прекает тем, что та не умеет проводить мужа «по-старинному» - стало быть, недостаточно любит его. «Другая хорошая жена, про­водивши мужа-то, часа полтора воет, лежит на крыльце…», - поучает она невестку. Тихон же, по мнению Кабановой, слиш­ком мягок в обращении с женой, не почтителен вдолжной мере по отношению к матери. «Не очень-то нынче старших уважа­ют», - говорит Марфа Игнатьевна, читая наставления сыну.

Кабаниха фанатично религиозна: она постоянно вспоминает о Боге, о грехе и воздаянии, в доме ее часто бывают странницы. Однако религиозность Марфы Игнатьевны - не что иное, как фарисейство: «Ханжа… Нищих оделяет, а домашних совсем зае­ла», -замечает о ней Кулигин. В своей вере Марфа Игнатьевна сурова и непреклонна, в ней нет места любви, милосердию, все­прощению. Так, в конце пьесы она даже не помышляет о том, чтобы простить Катерине ее грех. Напротив, она советует Тихо­ну жену «живую в землю закопать, чтобы она казнилась».

Религия, старинные обряды, фарисейские жалобы на свою жизнь, игра на сыновних чувствах - Кабаниха все использует для утверждения своей абсолютной власти в семье. И она «доби­вается своего»: в жесткой, подавляющей атмосфере домашней тирании уродуется личность Тихона. «Тихон сам по себе любил жену и готов бы все для нее сделать; но гнет, под которым он вырос, так его изуродовал, что в нем никакого сильного чувства, никакого решительного стремления развиться не может. В нем есть совесть, есть желание добра, но он постоянно действует про­тив себя и служит покорным орудием матери, даже в отношени­ях своих к жене», - пишет Добролюбов.

Простодушный, незлобивый Тихон лишился цельности сво­их чувств, возможности проявить лучшие черты своей натуры. Семейное счастье для него закрыто изначально: в семье, где он вырос, это счастье заменено было «китайскими церемониями». Проявить свою любовь к жене он не может, и не потому что «жена должна бояться мужа», а потому что просто «не умеет» проявить своих чувств, которые с детства жестоко подавлялись. Все это привело Тихона к определенной эмоциональной бесчувствен­ности: он часто не понимает состояния Катерины.

Лишая сына любой инициативы, Кабаниха постоянно по­давляла его мужское начало и одновременно упрекала его в недо­статке мужественности. Подсознательно он и стремится воспол­нить этот «недостаток мужественности» в выпивке да редких «гу­лянках» «на воле». Реализовать себя в каком-то деле Тихон не может - вероятно, маменька не допускает его распоряжаться делами, считая сына непригодным для этого. Кабанова может лишь послать сына с поручением, но все остальное находится под ее жестким контролем. Получается, что Тихон лишен и соб­ственного мнения, и собственных чувств. Характерно, что и сама Марфа Игнатьевна в какой-то степени недовольна инфантилиз­мом сына. Это проскальзывает в ее интонациях. Однако, вероят­но, она не осознает степень своей причастности к этому.

В семье Кабановых сформировалась и жизненная философия Варвары. Ее правило просто: «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара далека от религиозности Катерины, от ее поэтичности, экзальтированности. Она быстро научилась лгать и изворачиваться. Можно сказать, что и Варвара по-своему «ус­воила» «китайские церемонии», восприняв саму суть их. В геро­ине пока сохраняется непосредственность чувств, доброта, од­нако ее ложь -это не что иное, как примирение с калиновской моралью.

Характерно, что в финале пьесы и Тихон, и Варвара, каждый по-своему, восстают против «власти маменьки». Варвара сбегает из дому с Кудряшом, Тихон же впервые открыто высказывает свое мнение, упрекая мать в гибели жены.

Добролюбов заметил, что «некоторые критики хотели даже в Островском видеть певца широких натур», «произвол хотели присвоить русскому человеку как особенное, естественное каче­ство его природы - под названием «широты натуры»; плутов­ство и хитрость тоже хотели узаконить в русском народе под на­званием сметливости и лукавства». В пьесе «Гроза» Островский развенчивает и то, и другое явление. Произвол выходит у него «тяжелым, безобразным, беззаконным», он видит в нем не что иное, как самодурство. Плутовство и хитрость оборачиваются не сметливостью, а пошлостью, оборотной стороной самодурства.


Кабаниха, она же Марфа Игнатьевна Кабанова – центральная героиня пьесы Островского «Гроза», богатая купчиха, вдова, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины.

Кабаниха – человек очень сильный и властный. Она религиозна, однако в прощение и милосердие не верит. Эта героиня полностью погружена в земные дела и практичные интересы. В первую очередь ее интересует неукоснительное соблюдение патриархального порядка. От окружающих она требует обязательного выполнения обряда и чина. Чувства людей и эмоциональная сторона вопроса не вызывают у Кабанихи никакого интереса.

Кабаниха недовольна своей семьей, особенно сыном и невесткой.

Она постоянно пилит их, вмешивается в их дела, высказывает резкие замечания. Ей кажется, что сын в последнее время к ней охладел, а невестка и вовсе не внушает доверия своим поведением. Кабаниха уверена, что правильный семейный уклад основывается на страхе младшего поколения перед старшим, жены перед мужем. Она считает, что страх и приказ – это главные элементы семейной жизни, поэтому тираном себя не ощущает, ведь родители должны быть строги к детям, чтобы научить их добру. Однако Кабаниха чувствует, что хранителей старого уклада жизни становится все меньше, патриархальный строй постепенно разрушается, грядут новые изменения в жизни. Для Кабанихи это является трагедией. Она вовсе не самодурка и даже осуждает кума своего Дикого за его вспыльчивость. Такое своевольное поведение и бесконечные жалобы на домашних Кабаниха считает проявлением слабости характера. Она сама никогда не жалуется другим на свою семью. Кабаниха преданно чтит традиции предков, не размышляя о том, плохие они или хорошие. Она убеждена, что жить нужно так, как завещали отцы, это поможет сохранить мир и порядок на земле. В конце пьесы Кабаниха переживает личную трагедию: невестка публично сознается в своем грехе, сын прилюдно восстает против матери, а дочка убегает из дома. Мир Кабанихи рушится, и она гибнет вместе с ним.

Интересно то, что в пьесе четко прослеживается контрастное сопоставление Кабанихи и главной героини Катерины. Они обладают схожими чертами: обе принадлежат к патриархальному миру с его представлениями и жизненными ценностями, обе имеют необычайную силу в характере и являются максималистками. Героини не допускают возможности компромисса, в прощение и милосердие не верят, хотя обе религиозны. На этом их сходства исчерпываются, подчеркивая контрастность героинь и создавая возможность их сравнения. Катерина и Кабаниха – это два противоположных полюса патриархального мира. Кабаниха прикована к земле, она следит за выполнением порядка и соблюдением уклада во всех его мелочных проявлениях. Внутренняя суть человеческих отношений ее мало волнует. Катерина, наоборот, воплощает собой поэзию, мечтательность, одухотворенность, порыв и дух патриархального уклада жизни в его идеальном проявлении.

В пьесе Кабаниха характеризуется не только при помощи собственных высказываний и поступков, но и благодаря обсуждениям ее другими персонажами. Впервые о Кабанихе читатель узнает от нищей странницы Феклуши, которая благодарит купчиху за ее щедрость. Тут же звучит реплика Кулигина о том, что Кабаниха добра только к нищим, а домашних совсем заела. И только после этих ознакомительных характеристик появляется сама Кабаниха в окружении своей семьи. Читатель убеждается в том, что слова Кулигина имеют под собой правдивую основу. Купчиха пилит своих родных и придирается к ним по пустякам. Не смотря на кротость и искренность невестки, она выказывает ревностное недоброжелательство к ней, сына упрекает в равнодушии по отношению к матери. В то же время, Кабаниха, уверенная в своей правоте, чувствует, что патриархальный мир рушится. Ее апокалипсические ожидания выявляются во время диалога с Феклушей, Сначала Кабаниха еще бодрится и убеждает странницу, что в Калинове пока тишина и порядок. Но в конце разговора, наслушавшись будоражащих рассказов Феклуши, она уже не уверена, что этот порядок долго продержится.

Кабаниха – женщина властная и жестокая, полностью уверенная в своей правоте. Она считает, что поддержание старинного порядка и уклада жизни является гарантией защиты дома от внешнего хаоса. Поэтому управляет она своим хозяйством жестко и твердо, отказавшись от лишних эмоций, не ведая милости и обходясь без прощения. Любой намек на неподчинение со стороны своих домашних она стремится искоренить полностью, а за каждый проступок наказывает сурово и хладнокровно. Унижая и оскорбляя близких, она при этом благочестиво и уважительно относится к посторонним.

Образ Кабанихи монументален, он является живым воплощением «жестоких нравов». Героиня раскрывается в произведении как честная и страшная в строгой своей последовательности хранительница безблагодатного «закона», христианской любовью не просветленного. Она не вызывает жалости, но и осуждать ее сложно. Причиняя боль и страдания близким людям, она искренне уверена, что ее поведение абсолютно правильно и по-другому жить нельзя.

июня 20 2010

Кабаниха очень богата. Об этом можно судить потому, что ее торговые дела выходят за пределы Калинова (по ее поручению Тихон ездил в Москву), что ее уважает Дикой. Но дела Кабанихи мало интересуют драматурга: в ей отведена другая роль. Если в Диком показана грубая сила самодурства, то Кабаниха - это выразитель идей и принципов «темного царства». Она понимает, что одни деньги власти еще не дают, другим непременным условием является покорность тех, кто денег не имеет. И свою главную заботу она видит в том, чтобы пресекать всякую возможность непокорности. Она «поедом ест» домашних, чтобы убить в них волю, всякую способность к сопротивлению. С иезуитской изощренностью она выматывает из них душу, оскорбляет их человеческое достоинство ни на чем не основанными подозрениями. Она умело использует различные приемы.для утверждения своей воли.

Кабаниха умеет говорить и доброжелательно-поучительно («Знаю я, знаю, что вам не по нутру мои слова, да что же делать-то, я вам не чужая, у меня об вас сердце болит»), и лицемерно прибедняться («Мать стара, глупа; ну а вы, молодые люди, умные, не должны с нас, дураков, и взыскивать»), и властно приказывать («Смотри ж, помни! На носу себе заруби!», «В ноги кланяйся!»). Кабаниха старается показать свою религиозность. Слова: «Ох, грех тяжкий! Вот долго ли согрешить-то!», «Только грех один!» - постоянно сопровождают ее речь. Она поддерживает суеверия и предрассудки, строго соблюдает старинные обычаи. Неизвестно, верит ли Кабаниха в нелепые Феклуши и приметы горожан, сама она ничего подобного не говорит. Но она решительно пресекает всякие проявления свободомыслия. Высказывания против предрассудков и суеверий она осуждает, а суеверные пророчества горожан, что «эта даром не пройдет», поддерживает и назидательно говорит сыну: «Ты не осуждай постарше себя! Они больше твоего знают. У старых людей на все приметы есть. Старый на ветер слова не скажет». И в религии, и в старинных обычаях она видит главную цель: запушить человека, держать его в вечном страхе. Она понимает, что только страх может удержать людей в подчинении, продлить пошатнувшееся господство самодуров. На слова Тихона, зачем жене бояться его, Кабанова в ужасе восклицает: «Как, зачем бояться! Как, зачем бояться! Да ты рехнулся, что ли? Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет? Ведь ты, чай, с ней в законе живешь. Али, по-вашему, закон ничего не значит?» Она защищает закон, по которому слабый должен бояться сильного, по которому у человека не должно быть своей воли. Как верный страж этого порядка, она поучает своих домашних на виду у толпы горожан. После признания она громко, с торжеством говорит Тихону: «Что, сынок! Куда воля-то ведет! Говорила я, так ты слушать не хотел. Вот и дождался!»

В сыне Кабанихи, Тихоне, мы видим живое воплощение той цели, к которой стремятся властители «темного царства». Они были бы совершенно спокойны, если б могли сделать всех людей такими же забитыми и безвольными. Благодаря усилиям «маменьки» Тихон настолько пропитался страхом и покорностью, что не смеет даже думать о том, чтобы жить своим умом и своей волей. «Да я, маменька, и не хочу своей волей жить. Где уж мне своей волей жить!» - уверяет он мать.

А ведь Тихон от природы неплохой человек. Он добр, отзывчив, искренне любит и жалеет Катерину, чужд всяких корыстных стремлений. Но все человеческое подавлено в нем деспотизмом матери, он становится покорным исполнителем ее воли. Однако Катерины заставляет даже покорного Тихона поднять голос протеста. Если первые слова Тихона в пьесе: «Да как же я могу, маменька, вас ослушаться!», то в конце ее он с отчаянием бросает в лицо матери страстное, гневное обвинение: «Вы ее погубили! Вы! Вы!»

Невыносимая под гнетом Кабанихи, тоска по свободе, стремление к любви и преданности - все это, не нашедшее отзыва в Тихоне, явилось причиной зарождения чувства Катерины -к Борису. Борис не похож на остальных обитателей Калинова. Он образован и кажется человеком из другого мира. Как и , он тоже угнетен, .и это.вызывает у молодой женщины надежду найти в нем родственную душу, способную ответить на ее горячее чувство. Но Катерина горько обманулась в Борисе. Борис только внешне кажется лучше Тихона, в действительности же он хуже его. Как и Тихон, Борис не имеет своей воли и безропотно подчиняется.

Нужна шпаргалка? Тогда сохрани - » Характеристика образа Кабанихи в пьесе «Гроза» . Литературные сочинения!

Кабанова Марфа Игнатьевна (Кабаниха) - центральная героиня пьесы, мать Тихона и Варвары, свекровь Катерины. В перечне действующих лиц о ней сказано: богатая купчиха, вдова. В системе персонажей пьесы - антагонист главной героини, Катерины, контрастное сопоставление с которой имеет определяющее значение для понимания смысла пьесы. Сходство героинь можно усмотреть как в принадлежности их к миру патриархальных представлений и ценностей, так и в масштабе и силе характеров. Обе они - максималистки, никогда не примирятся с человеческими слабостями, не допускают возможностей никакого компромисса. Религиозность обеих также имеет одну сходную черту: обе они не верят в прощение и не вспоминают о милосердии. Однако этим черты сходства исчерпываются, создавая почву для сравнения и подчеркивая сущностно значимый антагонизм героинь. Они представляют собой как бы два полюса патриархального мира. Катерина - его поэзию, одухотворенность, порыв, мечтательность, дух патриархального уклада в его идеальном значении. Кабаниха - вся прикована к земле и земным делам и интересам, она блюститель порядка и формы, отстаивает уклад во всех его мелочных проявлениях, требуя неукоснительного исполнения обряда и чина, нимало не заботясь о внутренней сути человеческих отношений (см. ее грубый ответ на слова Катерины о том, что свекровь для нее все равно что родная мать; все поучения сыну).

К. в пьесе охарактеризована не только собственными речамц и действиями, но и обсуждается другими персонажами. Впервые о ней говорит странница Феклуша: «Я так довольна, так, матушка, довольна, по горлушко! За наше неоставление им еще больше щедрот приумножится, а особенно дому Кабановых». Перед этой репликой - суждение Кулигина: «Ханжа, сударь! Нищих оделяет, а домашних заела совсем». Вскоре после этих предваряющих характеристик появляется выходящая от вечерни К. в сопровождении своей семьи, которую она не переставая пилит, придираясь к воображаемому охлаждению к ней сына, выказывая ревнивое недоброжелательство к его молодой жене и недоверие к ее искренним словам («Для меня, маменька, все одно, что родная мать, что ты, Да и Тихон тебя любит»). Из этого разговора мы узнаем, что, по мнению К., правильный семейный порядок и домашний уклад держатся на страхе младших перед старшими, она говорит Тихону о его отношениях с женой: «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?» Таким образом, если ключевые слова в представлениях Катерины о счастливой и благополучной жизни в доме «любовь» и «воля» (см. ее рассказ о жизни в девичестве), то в представлениях К., это - страх и приказ. Особенно ярко это видно в сцене отъезда Тихона, когда К. заставляет сына строго следовать правилам и «приказывать жене», как жить без него.
У К. нет никаких сомнений в моральной правоте иерархи-ческих отношений патриархального быта, но и уверенности в их нерушимости уже нет. Напротив, она чувствует себя чуть ли не последней блюстительницей правильного миропорядка («Так-то вот старина и выводится... Что будет, как старшие перемрут, как будет свет стоять, уж и не знаю»), и ожидание, что с ее смертью наступит хаос, придает трагизм ее фигуре. Она не считает себя и насильницей: «Ведь от любви родители и строги-то к вам бывают, от любви вас и бранят-то, все думают добру научить».

Если Катерина чувствует уже по-новому, не по-калиновски, но не отдает себе в этом отчета, то К., напротив, чувствует еще вполне по-старому, но ясно видит, что ее мир гибнет. Конечно, это осознание облекается во вполне «калиновские», средневековые формы простонародного философствования, преимущественно в апокалиптические ожидания. Все это выявляет ее диалог с Феклушей, особенность которого в том, что он характеризует прежде всего мироощущение К., хотя «выговаривает» эти размышления Феклуша, а К. крепится, хочет уверить собеседницу, что у них в городе и правда «рай и тишина», но в конце сцены ее истинные мысли полностью обнаруживаются в двух последних репликах, как бы санкционирующих апокалиптические рассуждения Феклуши: «И хуже этого, милая, будет», - и в ответ на слова странницы: «Нам-то бы только не дожить до этого» - К. веско бросает: «Может, и доживем».

Нельзя принять весьма часто встречающееся определение К. как «самодурки». Самодурство - не порядок патриархального мира, а разгул своеволия властного человека, тоже по-своему нарушающего правильный порядок и ритуал. К. осуждает своего кума Дикого, настоящего самодура (в отличие от самой К., строго придерживающейся порядков и правил), и относится с презрением к его буйству и жалобам на домашних как к проявлению слабости. В силе характера К. не сомневаются окружающие («Нашей бы хозяйке за ним быть, она б его скоро прекратила», - замечает горничная Глаша в ответ Борису, жалующемуся на буйство Дикого). Самой К., сколько бы она ни точила детей за непочтение и непослушание, и в голову не придет жаловаться посторонним на непорядки в своем доме. И потому для нее публичное признание Катерины - страшный удар, к которому скоро присоединится опять-таки открытый, на людях, бунт ее сына, не говоря уже о побеге из дому дочери Варвары. Поэтому в финале «Грозы» не только гибель Катерины, но и крушение К. Разумеется, антагонистка трагической героини не вызывает сочувствия.