Урок музыки «Диалог ритма и метра» - Урок. Урок роль языка в обществе

Музыка 6 класс

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

    Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

    Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

    Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – урок концерт

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2. Подготовка к восприятию темы

Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

Сформулируйте тему урока?

Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

3. Работа по теме

Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

А теперь простучите только метр

Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

Молодцы.

Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

«Любимая школа»

Школа смотрит добрыми глазами,

И сияет взгляд от чистоты,

Украшает красками холсты.

С самого начала объяснила нам,

Что душа дороже серебра,

Наша школа самая любимая -

Колыбель искусства и добра.

Припев: Ты даришь звуки

Ты даришь краски,

И оживают детские сказки.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

Высоки и помыслы, и чувства

И бегут твои ученики

В храм благословенного искусства

Быстрой стайкой наперегонки.

Это дверь, открытая для каждого,

И, покуда вертится земля,

Самое заветное и важное

Открывают нам учителя.

Припев:

По огромным просторам России

Разлетаются выпускники

И несут широко и красиво

Свет небесный во все уголки.

От души пожелать тебе хочется,

Чтобы ныне и через века

Пробивалось в сердцах твоё творчество

Серебристой водой родника.

Припев

7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

    Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

    Каковы их отличительные особенности?

    С какими размерами мы сегодня познакомились?

    Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

8. Рефлексия

    Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

    На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

9.Домашнее задание

Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!

Дополнительный материал для проведения уроков музыки по разделу ­
ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ для 6 класса
На тему Ритм: Диалог метра и ритма
Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим
быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в
целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни
ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и
называется ритмом.
Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то,
что он может существовать сам по себе ­ в барабанной дроби африканских
племен, например, ­ в классической музыке, редко можно услышать ритм без
мелодии или гармонии.
Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм ­
это не одно и то же. Метр ­ это регулярное и равномерное повторение
музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической
организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с
одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например,
вальс ­ это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на
первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе
ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных
вальсов Шопена ­ Вальс ми­бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля­
бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).
Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп­
музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в
классической музыке они чаще используются для пунктуации или
подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными
инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно
различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами
под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то
существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр»
циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр»
жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня
наших гормонов и ­ наиболее очевидный ­ биение нашего сердца.

Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может
зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не
волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается:
иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для
того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени.
Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к
"Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо
разбираетесь в музыке.
В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм
полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще
встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает
в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть
сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится
необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с
метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то
прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте
из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».
Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом
обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость,
непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в
живое и яркое эмоциональное сопереживание.
Бывает, что ритму удается ­ пусть на короткое время ­ вырваться из
ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе,
вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании
слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой­
нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом
всего последующего образного развития.
Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является
очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из
короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:
Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так
судьба стучится в дверь»­ слова, ставшие в дальнейшем крылатыми.
Многочисленные варианты этого мотива­эпиграфа пронизывают всю первую
часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив­эпиграф вложен
не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается

как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и
неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.
Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная
всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!
Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного
притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности
в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или
замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если
проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится,
что оно не всегда одинаково: где­то ритм поддерживает спокойное и
неторопливое повествование, где­то, наоборот, включается в стремительное
движение музыкального потока, где­то нарочито замедляется и даже как
будто замирает.
Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные
события. Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро
сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).
Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности
музыки ­ ее скорости, или темпу.
Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования
научилась движению во множестве темпов ­ от медленных до самых
стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно
на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно»,
moderato (модерато) ­ «умеренно», allegro (аллегро) ­ «скоро», presto (престо)
­ «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) ­ «в высшей степени
быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения
усиливающего (molto ­ мольто ­ «очень») или сдерживающего характера (mа
non troppo ­ ма нон троппо ­ «но не слишком»).
Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки
скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени
зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и
эмоций, которые в нем преобладают.
О чем же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой
неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как
все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное,
совершенное и гармоничное целое ­ музыкальное произведение?
Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в
развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире
«катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти
волны катились и сто, и двести лет назад. В них ­ наши радости и надежды,
поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке
подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения ­
движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка
доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.
Источник http://www.music­fantasy.ru/content/vyrazitelnye­sredstva­muzyki­
dialog­metra­i­ritma

В музыке звуки организованы во времени. В связи с этим речь идет о двух терминах, довольно близких по применению, но имеющих все же большое различие. Это ритм и метр, с которыми мы уже встретились на предыдущем уроке. Повторим на всякий случай:


Ритм - чередование и соотношение различных музыкальных длительностей и акцентов (ударений).
То есть, некий "рисунок" или "узор", который разворачивается во времени.
Сравним это с понятием "метра". Метр означает пульсацию, которая всегда есть в музыке.
Ритм - это рисунок, а метр - это координатная сетка.
Ритм записывается нотами, а метр считается на "раз-два" или "раз-два-три" и т.д.
Метр - система организации музыкального ритма.
Для измерения метра есть специальный прибор в виде четырехгранной пирамиды с маятником – он называется метроном Метцеля (его изобрёл немецкий музыкант Метцель)
Щелчки метронома называются долями.

Из долей складывается каждый такт произведения.

Количество долей в такте может быть разным, а первая доля такта называется сильной долей , т.к. она самая сильная по ударению.

Т.е. такт – это промежуток между двумя соседними сильными долями .
А то ударение, которое мы делаем на сильной доле при исполнении музыки, называется акцентом .
Доли, не имеющие ударений, называются слабыми долями.
Равномерное чередование сильных и слабых долей времени называется и метром - тот же смысл, но другими словами.
Доля метра может быть выражена различной длительностью: целыми, половинными, восьмыми или шестнадцатыми длительностями.
Метр, в котором акценты (сильные доли) повторяются равномерно через одну долю, называется двухдольным.
Метр, в котором акценты повторяются равномерно через две доли, называется трехдольным.

Самые частые метры: 2/4, 3/4 , 4/4, 6/8

ТЕМП
От лат. Tempus - время
Музыкальный темп - скорость музыкального процесса; скорость смены долей
Темпы подразделяются на три основные группы: медленные, умеренные и быстрые. Для определения темпов применяются, главным образом, итальянские обозначения.
Основными музыкальными темпами (в порядке возрастания) являются:
- ларго (очень медленно и широко);

Адажио (медленно, спокойно);

Анданте (в темпе спокойного шага);

Модерато (умеренно, сдержанно);

Аллегретто (довольно оживленно);

Аллегро (быстро);

Виваче (быстро, живо);

Престо (очень быстро).

Темп в музыке является одним из средств выразительности.

От того, какой темп в данном музыкальном произведении, зависит его характер: весёлые, радостные произведения обычно имеют быстрый темп, а грустные, печальные – наоборот, медленный.


Но так бывает не всегда – иногда медленный темп означает торжественность момента, в том числе и радостного, таковы бывают марши, они изображают движение большой массы людей, охваченных общим чувством, чаще всего бодрым. Например, Триумфальный марш из оперы "Аида" Дж.Верди.

И наоборот – быстрый темп не всегда означает веселье, иногда композитор использует его, чтобы выразить бурные чувства, которыми могут быть и не радостными: отчаяние, ужас, страдание и т.п.

ВЫРАЗИТЕЛЬНЫЕ СРЕДСТВА МУЗЫКИ
Ритм: Диалог метра и ритма

Когда мы говорим, то на одних словах замедляем темп, а другие произносим быстро, делая акцент на главных моментах, чтобы придать смысл всей фразе в целом. То же самое в музыке: ее также можно разделить на фразы, и одни ноты будут звучать сильнее других. Временная организация этих нот и называется ритмом.

Ритм является, пожалуй, основной характеристикой музыки. Несмотря на то, что он может существовать сам по себе - в барабанной дроби африканских племен, например, - в классической музыке, редко можно услышать ритм без мелодии или гармонии.

Другим важным временным аспектом в музыке является метр. Метр и ритм - это не одно и то же. Метр - это регулярное и равномерное повторение музыкального рисунка, тогда как ритм относится к специфической организации длительности нот внутри каждой музыкальной фразы. Пьесы с одним и тем же метром могут иметь абсолютно разный ритм. Например, вальс - это танец на три четверти с тремя ударными долями и с акцентом на первой: РАЗ, два, три, РАЗ, два, три, но это не значит, что в каждом вальсе ритм будет идентичным. Для сравнения возьмите начало трех фортепианных вальсов Шопена - Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), Вальс ля-бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент).

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, подъема и падения уровня наших гормонов и - наиболее очевидный - биение нашего сердца.

Стремление различить метрический рисунок музыкальной пьесы может зачастую сделать доступным даже самое сложное произведение, но не волнуйтесь, если временами вам будет казаться, что это не получается: иногда композиторы намеренно делают его мало различимым, возможно, для того, чтобы создать ощущение пространства или остановившегося времени. Например, совершенно невозможно стучать в такт известному началу к "Тристану и Изольде" Вагнера (фрагмент), даже если вы очень хорошо разбираетесь в музыке.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета А. Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями».

Своей необыкновенной образной выразительностью эта музыка во многом обязана именно ритму: его бесконечно подвижная игра, изменчивость, непредсказуемость всегда безотказно действуют на слушателя, вовлеченного в живое и яркое эмоциональное сопереживание.

Бывает, что ритму удается - пусть на короткое время - вырваться из ритмических оков. Это не означает, что он начинает действовать сам по себе, вне связи с общей ритмической организацией сочинения. Однако в сознании слушателей, а порой и в памяти многих слушательских поколений какой-нибудь ритмический оборот может стать самым ярким образом, сигналом всего последующего образного развития.

Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот:

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь» - слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Удивительна эта концентрация мощной музыкальной энергии, заключенная всего в четырех нотах, к тому же почти лишенных мелодического начала!

Извечное стремление музыкального ритма к преодолению «Земного притяжения» метрической пульсации – одно из проявлений эмоциональности в музыке. Ведь и у человека пульс бьется не всегда ровно, он ускоряется или замедляется в зависимости от его переживаний, волнений и тревог. Если проследить поведение ритма в музыкальном произведении, то обнаружится, что оно не всегда одинаково: где-то ритм поддерживает спокойное и неторопливое повествование, где-то, наоборот, включается в стремительное движение музыкального потока, где-то нарочито замедляется и даже как будто замирает.

Пульс соответствует частоте, с которой разворачиваются музыкальные события. Сравните медленный пульс "Грезы" Дебюсси (фрагмент) с быстро сменяющимися темами и мотивами его "Игры волн" (фрагмент).

Здесь мы подходим к еще одному средству ритмической выразительности музыки - ее скорости, или темпу.

Музыка, будучи искусством временным, за долгие века своего существования научилась движению во множестве темпов - от медленных до самых стремительных. Каждый из музыкальных темпов имеет свое название, обычно на итальянском языке. Так, например, Adagio (адажио) означает «медленно», moderato (модерато) - «умеренно», allegro (аллегро) - «скоро», presto (престо) - «быстро», presto prestissimo (престо престиссимо) - «в высшей степени быстро». Рядом с этими названиями могут применяться обозначения усиливающего (molto - мольто - «очень») или сдерживающего характера (mа non troppo - ма нон троппо - «но не слишком»).

Как видим, в темповых обозначениях отражены даже различные оттенки скорости. Это связано с тем, что музыкальный темп в огромной степени зависит от содержания и характера произведения, от тех настроений и эмоций, которые в нем преобладают.

О чем же рассказывает музыкальный ритм?

Что слышится нам в мерной поступи метра, в причудливом и порой неожиданном рисунке ритма; какую загадку таят музыкальные темпы? И как все это, сочетаясь множеством связей, преобразуется в стройное, совершенное и гармоничное целое - музыкальное произведение?

Из всех искусств только музыка способна показать нам красоту в движении, в развитии, в ее становлении шаг за шагом. А. Блок говорил, что в мире «катятся звуковые волны, волны духа». Но точно так же, как сейчас, эти волны катились и сто, и двести лет назад. В них - наши радости и надежды, поражения и разочарования, все, чем полна человеческая жизнь. Лишь музыке подвластно выражение этого грандиозного непрекращающегося движения - движения звезд и земли, океанов и рек, людских судеб и чувств. Лишь музыка доносит до нас живой ритм давно ушедших времен.

Презентация

В комплекте:

1. Презентация ppsx, 13 слайдов;
2. Звуки музыки:
Бетховен. Симфония № 5, часть I, mp3;
Вагнер. Тристан и Изольда. Прелюд, акт I (фрагмент), mp3;
Дебюсси. Греза (фрагмент), mp3;
Дебюсси. Море, вторая часть - «Игра волн», mp3;
Хачатурян. Балет «Гаянэ». Танец с саблями (3 действие), mp3;
Шопен. Вальс ля минор, соч. 34, № 2 (фрагмент), mp3;
Шопен. Вальс ля-бемоль мажор, соч. 42 (фрагмент), mp3;
Шопен. Вальс ми-бемоль мажор, соч. 18 (фрагмент), mp3;
3. Сопроводительная статья, docx.

Музыка 6 класс

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» - «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная:

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально - слуховые представления). Развивать вокально - хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная:

Музыкальный материал урока:

  • Слушание и анализ - А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

Тип урока - комбинированный

Вид урока - урок концерт

Просмотр содержимого документа
«Диалог ритма и метра»

Музыка 6 класс

Тема урока: Диалог метра и ритма.

Цель урока: Подчеркнуть значение и роль непрерывного развития диалога между понятиями «метр» – «ритм» в музыке и жизни человека в целом.

Задачи:

Образовательная: Продолжить знакомить с понятиями диалога «метра» и «ритма» в музыке и жизни; сравнить музыкальные ритм и метр «Танец с саблями» А. Хачатуряна и Симфония №5 Л. Бетховена.

Развивающая: Развивать музыкальнее способности обучающихся (чувство ритма, ладовое чувство, музыкально – слуховые представления). Развивать вокально – хоровые навыки обучающихся через песенный материал урока. Умение слушать и анализировать прослушанный материал.

Воспитательная: Воспитание у обучающихся слушательскую и исполнительскую культуру, музыкальный вкус и интерес к предмету.

Музыкальный материал урока:

    Работа с музыкальным ритмом на примере детской пени «Елочка» М. Карасева

    Слушание и анализ – А.И. Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаяне»; Л. Бетховен симфония №5 1 часть

    Исполнение песни «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова)

Техническое оборудование урока: экран, мультимедийный проектор, компьютер, диск «Искусство. Музыка 6 класс», электронная презентация.

Тип урока – комбинированный

Вид урока – урок концерт

ХОД УРОКА

1. Организационный момент. Эмоциональный настрой

Все расселись по местам,

Никому не тесно.

По секрету скажу вам:

«Будет интересно!»

2. Подготовка к восприятию темы

Учитель включает запись метронома, а затем начинает выстукивать ритм песенки «Елочка» М. Карасева.

Как, вы думаете, ребята, о чём пойдёт сегодня на уроке речь?

Сформулируйте тему урока?

Сегодня мы продолжаем своё знакомство со средствами музыкальной выразительности, а именно с понятиями ритм и метр, рассмотрим их отличительные особенности и постараемся проследить их неразрывную связь, а также познакомимся с разновидностями размеров.

3. Работа по теме

Некоторые люди полагают, что метр и ритм - это одно и тоже, но мы - то знаем, что это не так. Давайте вспомним, что такое ритм? (это соотношение длительностей звуков в их последовательности.). А что мы называем метром? (Чередование сильных и слабых долей).

Доля метра может быть выражена различной длительностью.

Какие длительности вы знаете? (целая, половинная, четвертная, восьмая, шестнадцатая). Что отличает их одну от другой? (долгота звучания)

Простучите, пожалуйста, на столе ритмический рисунок детской песенки «Ёлочка» М.Красева

А теперь простучите только метр

Теперь поделимся на две группы: одна стучит ритм, другая метр.

Очень хорошо. Молодцы. Теперь простучим только сильную долю фразы.

Расстояние от одной сильной доли до другой будет называться тактом. Значит получается, что в песне «Ёлочка» в одном такте 2 доли или 2 четверти.

Теперь мы с вами создадим оркестр ударных инструментов. Мы разделимся на 3 группы и под музыку песни «Елочка» будем играть на ударных инструментах. Каждый инструмент будет играть свой ритм. Итак начнем.

Есть музыкальные произведения, которые написаны в двухдольном (привести пример), а также в трёхдольном, четырёхдольном и других размерах.

Барабаны и другие ударные инструменты почти всегда используются в поп-музыке для поддержания метроритмической основы, в то же время в классической музыке они чаще используются для пунктуации или подчеркивания ритма, установленного настроенными музыкальными инструментами. Даже без барабанов в классической музыке нетрудно различить метр: вы, как правило, воспринимаете его, постукивая пальцами под музыку. Если отнести метр к равномерному повторению событий, то существует «метр» Вселенной и нашей повседневной жизни. Есть «метр» циклического повторения времен года, месяцев и дней, так же как «метр» жизнедеятельности человека: дыхания, ходьбы, и наиболее очевидный - биение нашего сердца.

В музыке практически не найдешь произведения, в котором бы метр и ритм полностью совпадали, сливались в неразрывное целое. Гораздо чаще встречаются произведения, в которых взаимодействие метра и ритма вступает в диалог, а порой и в спор, где ритм то и дело пытается преодолеть сдерживающую размеренность метра. В таких сочинениях ритм становится необыкновенно изобретательным: он всячески избегает совпадения с метрическими долями, то перенося их с сильной доли на слабую, то прерываясь акцентами и синкопами, как, например, в знаменитом фрагменте из балета Арама Хачатуряна «Гаянэ», получившем название «Танец с саблями», который написан в четырехдольном размере.

(Слушание музыки: Арам Хачатурян «Танец с саблями» из балета «Гаянэ»)

Давайте охарактеризуем произведение при помощи «Таблицы эмоциональных состояний».

Повторное слушание фрагмента, простукивание ритма и метра (1 мин).

Иногда ритм или даже короткий ритмический оборот может стать основой яркого образа всего музыкального произведения. Таково, например, начало симфонии № 5 Л. Бетховена, которое является очень известным и значительным сочинением, однако вырастает оно из короткого мотива, состоящего всего из четырех нот.

Известно, что композитор сам сказал о своем музыкальном эпиграфе: «Так судьба стучится в дверь»- слова, ставшие в дальнейшем крылатыми. Многочисленные варианты этого мотива-эпиграфа пронизывают всю первую часть симфонии, проникают и в ее остальные части. В мотив-эпиграф вложен не только мрачный и угрожающий смысл. Одновременно он воспринимается как призыв к неустанной героической борьбе, которая с огромной силой и неукротимой энергией развертывается на протяжении всей первой части.

Анализ произведения. Простукивание ритма и метра.

- Как вы думаете: Могут ли совпасть полностью метр и ритмический рисунок?

(Теоретически возможно, но тогда закончится или прервется понятие диалог).

4. Физкультминутка (Артикуляционные и дыхательные упражнения)

5. Распевание. (Звук «м», «а», «о»).

6. Работа над песней «Любимая школа» (Муз. Александра Ермолова, сл. Вадима Борисова).

«Любимая школа»

Школа смотрит добрыми глазами,

И сияет взгляд от чистоты,

Украшает красками холсты.

С самого начала объяснила нам,

Что душа дороже серебра,

Наша школа самая любимая -

Колыбель искусства и добра.

Припев: Ты даришь звуки

Ты даришь краски,

И оживают детские сказки.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

От классики до рок-н-рола:

Всё дарит любимая школа.

Высоки и помыслы, и чувства

И бегут твои ученики

В храм благословенного искусства

Быстрой стайкой наперегонки.

Это дверь, открытая для каждого,

И, покуда вертится земля,

Самое заветное и важное

Открывают нам учителя.

По огромным просторам России

Разлетаются выпускники

И несут широко и красиво

Свет небесный во все уголки.

От души пожелать тебе хочется,

Чтобы ныне и через века

Пробивалось в сердцах твоё творчество

Серебристой водой родника.

7.Подведение итогов
Замечательно! Пришло время подвести итоги.

    Как вы думаете, могла бы музыка существовать без ритма и метра?

    Каковы их отличительные особенности?

    С какими размерами мы сегодня познакомились?

    Назовите произведения, прозвучавшее на уроке, их авторов.

8. Рефлексия

    Ребята, чему вы сегодня научились на уроке?

    На каких учебных занятиях вам могут пригодиться эти знания?

9.Домашнее задание

Выучить текст песни «Любимая школа» наизусть, подготовить доклады о жизни и творчестве композиторов Л. Бетховена и А.Хачатуряна(по вариантам).

Я благодарю вас за хорошую работу на уроке. Думаю, вы все поработали на «5» и надеюсь, что вы с нетерпением будете ждать новой встречи с музыкой. До встречи на следующем занятии!