Виктор цой 21 июня день рождения. День рождения Цоя

Цой Виктор Робертович - талантливый музыкант, интересная личность и основатель легендарной группы "Кино". Как простому парню с азиатской внешностью удалось добиться всесоюзной славы? Когда празднуется день рождения Цоя? Ответы на эти и другие вопросы содержатся в статье.

Биография

Известный исполнитель появился на свет 21 июня 1962 года в Ленинграде (ныне Санкт-Петербург). Мать Виктора, Валентина Васильевна, преподавала физкультуру в школе. Отец, Роберт Максимович, работал инженером.

Наш герой с ранних лет проявлял свои творческие способности. Маленький Витя любил рисовать и лепить разные фигурки из пластилина. А петь и играть на гитаре он начал в 5 классе.

Родители отдали сына в художественную школу. Педагоги хвалили мальчика за его прилежность и старательность. Но сам Витя вскоре понял, что больше не испытывает интереса к рисованию.

Творчество

В 12-летнем возрасте наш герой стал участником рок-группы «Палата №6». Основателем и идеальным вдохновителем коллектива был его школьный приятель - Максим Пашков.

В 15 лет Виктор поступил в художественное училище им. Серова. Но хорошего студента из него не вышло. Практически все свое время Цой посвящал музыке. На занятия он не являлся. В итоге через год парня отчислили из училища за неуспеваемость. Витя понимал, что одной музыкой сыт не будешь. Известность и народное признание еще нужно заслужить. Он поступил в одно из питерских училищ, где освоил специальность «резчик по дереву».

Поиск себя

В какой-то момент Виктор Цой понял, что перерос мальчиковую группу «Палата №6». Он и другой участник коллектива, Алексей Рыбин, отправились в свободное плавание. Молодые люди посещали квартирники и просто слонялись по питерским подворотням.

В 1981 году Цой Виктор Робертович предложил своим друзьям - Алексею Рыбину и Олегу Валинскому - создать рок-группу под названием «Гарин и гиперболоиды». Парни ответили согласием. Через год коллектив выпустил свой первый альбом «45». Песни понравились многим слушателем. А вот название группы плохо запоминалось и выговаривалось. Тогда ребята решили его поменять. В итоге коллектив стал называться «Кино». Об этой группе заговорили. Ребятам начали поступать предложения о выступлении на квартирниках и концертных площадках Ленинграда.

Вскоре о новой рок-группе узнали московские слушатели. Организаторам удалось договориться о большом концерте в столице. Народ подпевал Виктору и не хотел отпускать его со сцены. Это был настоящий успех. Его и коллег ждали долгие гастроли по всей стране. А поклонники группы «Кино» стали отмечать день рождения Цоя как один из государственных праздников.

В 1983 году наш герой, в перерывах между выступлениями, умудрился побывать в психбольнице. Правда, об этом эпизоде его жизни известно немногим. Пребывание в таком учреждении никак не отразилось на музыкальной карьере Цоя. Ведь из стен психбольницы он вышел, имея на руках «белый билет».

В 1985 году группа «Кино» выпустила сразу два альбома. Один назывался «Ночь», а другой - «Это не любовь». Фанаты буквально за несколько дней смели все кассеты с прилавков.

Через год Виктор Цой решил попробовать себя в новой сфере. Он стал киноактером. Впервые на экранах популярный рок-исполнитель появился в фильме «Конец каникул». Затем Виктор сотрудничал с режиссером Алексеем Учителем. Он снялся в его фильме «Рок». Но это еще не все. В творческой копилке Цоя роли в таких картинах, как «Асса» и «Игла».

Смерть

15 августа 1990 года известный музыкант погиб в автокатастрофе. Произошло это в Латвии, под Тукумсом (неподалеку от Риги). Виктор Цой на своем «Москвиче» ехал по трассе. В какой-то момент автомобиль рок-звезды вылетел на встречную полосу и врезался в рейсовый автобус. У Цоя не было ни малейших шансов на выживание.

Похороны легенды русского рока состоялись 19 августа 1990 года. Могила исполнителя находится на Богословском кладбище в Санкт-Петербурге. Многие поклонники и сегодня отмечают день рождения Цоя.

Личная жизнь

Певец Виктор Цойбыл объектом обожания многих женщин. Но произошло это только после того как созданная им группа приобрела всесоюзную известность.

В юности худощавый парень азиатской внешности не пользовался особой популярностью у представительниц противоположного пола. Да и сам он никогда не хотел стать покорителем женских сердец. Цой Виктор Робертович мечтал о настоящей любви. И вскоре его молитвы были услышаны.

В 1982 году у группы «Кино» появился администратор - молодая и привлекательная девушка по имени Марьяна. Виктор влюбился в нее буквально с первого раза. Его чувства оказались взаимными. Музыкант долго и красиво ухаживал за Марьяной. Вскоре пара сыграла свадьбу. На торжестве присутствовали самые близкие люди - родственники с обеих сторон, а также музыканты из группы «Кино».

В 1985 году у Марьяны и Виктора родился первенец - сын Александр. В своем плотном рабочем графике музыкант старался выкроить больше времени для общения с малышом. Спустя какое-то время в семье начался разлад. И даже общий ребенок не смог восстановить былые отношения между супругами. В 1987 году Виктор и Марьяна официально развелись.

Последней любовью Цоя была переводчица Наталья Разлогова. Он души не чаял в новой избраннице. Виктор хотел прожить с ней до старости. Но судьба распорядилась по-другому.

В заключение

Теперь вы знаете все о знаменитом музыканте из группы «Кино». Мы рассказали о том, когда празднуется день рождения Цоя, какой путь к славе он прошел. Причина его гибели тоже была озвучена в статье.

Цой Виктор Робертович – легендарный советский рок-музыкант, певец, гитарист и автор песен, основатель и солист культовой группы «Кино». Кроме того, Виктор Цой стал известен благодаря своим работам в кино, сыграв в знаменитых фильмах эпохи перестройки «Асса» и «Игла».

Семья и детство

Виктор Цой родился 21 июня 1962 года в Ленинграде. Его родителями были преподаватель физкультуры Валентина Васильевна и инженер Роберт Максимович. Корейской фамилией и внешностью Виктор обязан деду со стороны отца – корейцу, приехавшему в Северную Столицу из Казахстана. Виктор был единственным ребенком в семье.


Он с раннего детства много читал, любил рисовать и лепить, а в пятом классе увлекся игрой на гитаре. Когда мальчику было одиннадцать, его родители развелись. Отец покинул семью, однако через год бывшие супруги сошлись вновь. Но более теплые отношения у Виктора всегда были с матерью. «Я полностью доверяла ему... Мне самой было интересно, как формируются талантливые люди. Главное, хотелось помочь Вите раскрыться, развить его способности», – позже написала она.


Образование

Параллельно с общеобразовательной школой в 1974-1977-е Виктор ходил в «художку». По словам учителя рисования, у мальчика были прекрасные способности, но он был совсем не склонен к регулярному и кропотливому труду: «Если хочет – рисует, и рисует замечательно, но если не хочет – не заставишь».


После окончания восьмого класса в 1978 году Виктор поступил в художественное училище имени В. Серова. Уделяя все больше времени занятиям музыкой и не желая рисовать агитационные плакаты и вообще заниматься тем, что не приносит морального удовлетворения, Виктор забросил учебу и был отчислен из училища за неуспеваемость.


Затем в 1979 году юноша поступил в СГПТУ-61 и получил профессию резчика по дереву. В те же годы он проникся уважением к культовым советским певцам и актерам Михаилу Боярскому и Владимиру Высоцкому, а позже к этому добавилось серьезное увлечение творчеством Брюса Ли . Виктор начал заниматься каратэ и подражать своему кумиру.

Начало творческой деятельности

Впервые Виктор начал играть в группе еще 13-летним школьником – это был коллектив «Палата № 6» во главе с его товарищем по «художке» Максимом Пашковым. По воспоминаниям Пашкова, Виктор очень любил музыку, но играть на гитаре поначалу совершенно не умел. Скинувшись втроем, ребята купили ему в комиссионном магазине бас-гитару: они подумали, что на ней научиться играть проще, потому что там «всего четыре струны». Третий участник группы стучал в пионерский барабан, и вместе они исполняли хард-рок в стиле Оззи Осборна и «Black Sabbath». Ребята взрослели и очень быстро прогрессировали в игре.


В конце 1970-х годов Виктор познакомился с Алексеем Рыбиным, который играл в любительской группе «Пилигримы». Они стали много общаться и начали играть вместе с Майком Науменко («Зоопарк») и Андреем Пановым, известным по прозвищу Свин. На рубеже 1970-х и 1980-х Свин считался «главным панком Ленинграда», и у него в квартире стала репетировать новая панк-группа «Автоматические удовлетворители», в которую вошли Виктор Цой и Алексей Рыбин. Благодаря многочисленным квартирникам группа обрела известность и за пределами Ленинграда и стала регулярно ездить в Москву на квартирники Артемия Троицкого.


Добираться до Москвы иногда приходилось на «собаках» – нескольких электричках с пересадками, и во время одной из таких поездок поющего в вагоне Цоя заметил Борис Гребенщиков , лидер рок-движения того времени. Позже он написал об этой встрече: «Когда слышишь правильную и нужную песню, всегда есть такая дрожь первооткрывателя, который нашел драгоценный камень или амфору Бог знает какого века – вот у меня тогда было то же самое». Гребенщиков пообещал молодому музыканту свою поддержку, а позже познакомил с Андреем Тропилло, Сергеем Курехиным и другими известными людьми.


Летом 1981 года Виктор Цой, Алексей Рыбин и Олег Валинский организовали новую группу под названием «Гарин и гиперболоиды», и уже осенью эта группа стала членом ленинградского рок-клуба. Но вскоре один из основателей, Олег Валинский, ушел служить в армию, а группа сменила свое название на лаконичное «Кино».

«Гарин и Гиперболоиды» – Мое настроение

Становление группы «Кино»

Обретя новое имя, группа сразу начала работать над записью первого альбома. Покровительство БГ и в этом деле сыграло немаловажную роль: именно он привел Виктора и его команду на студию Андрея Тропилло в Дом юного техника, а также «поделился» недостающими музыкантами из своей группы «Аквариум».

Альбом был готов летом 1982 года. Общая продолжительность песен на нем составила 45 минут, что и определило его название – «45». В период работы над альбомом группа сыграла свой первый электрический концерт на фестивале ленинградского рок-клуба, причем весь концерт шел под драм-машину, поскольку своего барабанщика у «Кино» пока не было.


Осенью того же года группа записала несколько песен с барабанщиком «Зоопарка» на студии Андрея Кускова, включая песни «Весна» и «Последний герой», но эта запись по неизвестной причине была забракована Цоем и не получила распространения.

Кино – Последний герой (1990, live в Олимпийском)

19 февраля 1983 года был дан большой совместный концерт групп «Кино» и «Аквариум», на котором были исполнены песни «Электричка», «Алюминиевые огурцы» и «Троллейбус». Тогда же в основной состав группы вошел Юрий Каспарян, а вскоре после этого Алексей Рыбин покинул группу.


После репетиций с новым гитаристом был записан альбом «46», который планировался как демо-запись будущего альбома «Начальник Камчатки», но потихоньку стал расползаться среди слушателей как самостоятельный альбом. К сожалению, музыкальную деятельность пришлось ненадолго прервать: в 1983 году над Виктором «висел» призыв в армию, и чтобы избежать его, певец симулировал попытку суицида и лег на полтора месяца на обследование в психиатрическую больницу на Пряжке.


После выписки Цой написал песню «Транквилизатор», а весной 1984 года группа «Кино» выступила на втором фестивале рок-клуба, где была удостоена звания лауреата. Фестиваль открывался композицией «Я объявляю свой дом безъядерной зоной», которая была признана лучшей антивоенной песней. Тогда же в 1984 году к группе присоединился Георгий Гурьянов («Густав») в качестве барабанщика, бэк-вокалиста и аранжировщика.


Расцвет музыкальной карьеры

Летом 1984 года группа «Кино» начала запись альбома «Начальник Камчатки» в студии «Антроп» Андрея Тропилло, и вновь на помощь пришел Борис Гребенщиков, к которому присоединился Сергей Курехин. Вскоре был сформирован окончательный, «золотой» состав группы: Виктор Цой, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов и новый участник – бас-гитарист Игорь Тихомиров.


В 1985 году в той же студии «Антроп» группа стала работать над альбомом «Ночь», но дело продвигалось медленно: музыканты хотели найти новое звучание и приемы игры. Оставив на время работу над этим альбомом, Виктор Цой перешел в студию Алексея Вишни и быстро, за неделю с небольшим, записал альбом «Это не любовь». «Ночь» вышла чуть позже, в январе 1986 года, и в нее вошли знаменитые песни «Видели ночь» и «Мама Анархия». С подачи Андрея Тропилло поклонники любя называли этот альбом «музыкой подворотен» – музыкой, «которую играет шпана».

Жизнь как кино. Документальный фильм о Викторе Цое

В том же 1986 году началась работа над альбомом «Группа крови». Американская подруга музыкантов, известная рок-энтузиастка Джоанна Стингрей привезла в Ленинград домашнюю четырехканальную портативную студию «Yamaha МТ 44», и музыканты прочно обосновались у Густава дома. Здесь вся группа, по словам Артемия Троицкого, «тусовалась, репетировала, рисовала картины и – время от времени – слушала и записывала новые песни».


В 1987 году альбом «Группа крови» вышел в свет, и на группу обрушилось широкое признание и настоящая слава. На волне популярности, отыграв знаменитый совместный концерт с «Аквариумом» и «Алисой» в ДК МИИТ в Москве, музыканты «Кино» отправились в триумфальные гастроли по городам России, Белоруссии и Украины. В конце 1988 года был записан альбом «Звезда по имени Солнце», а в 1989 году группа приобрела нового продюсера – Юрия Айзеншписа.


«Мне нравилось его творчество, нравилось своей искренностью, своей энергетикой, и с первых же минут общения понравился сам автор: спокойный, обстоятельный, доброжелательный», – вспоминал Айзеншпис. Новый продюсер стал организовывать многочисленные выступления и съемки на телевидении: популярность «Кино» быстро обрела всесоюзный масштаб, началась молодежная «киномания».


Альбом «Последний герой» был записан в 1989 году уже во Франции. 24 июня 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и группы Кино – на стадионе «Лужники» в Москве, где в честь этого события впервые после Олимпиады-80 был зажжен олимпийский огонь. После этого Цой и Каспарян закрылись от всех на даче под Юрмалой и стали работать над новым, последним альбомом. Он вышел уже после смерти Виктора Цоя и получил неофициальное название «Черный альбом».

Работы в кино

Дебютной работой Виктора Цоя в кино стала роль в дипломном фильме Сергея Лысенко «Конец каникул», снятом в 1986 году. Этот фильм состоит из четырех клипов группы «Кино», связанных между собой повествованием с другим сюжетом, в котором Виктор также сыграл одну из главных ролей. После фильма «Конец каникул» в 1986 году Цой снялся в фильме «Йя-Хха» режиссера Рашида Нугманова, короткометражной неигровой картине о ленинградском роке и его «отцах».


В 1987 году музыкант принял участие в съемках культовой картины «Асса» режиссера Сергея Соловьева, в которой был задействован блестящий актерский состав: Станислав Говорухин , Татьяна Друбич, Сергей Бугаев («Африка»), Александр Баширов, Александр Домогаров и др. И хотя роль Виктора в этом фильме была не велика и прозвучала всего одна его песня («Перемен!»), многие люди узнали и полюбили его именно после этого исполнения, а песня «Перемен!» стала неофициальным гимном Перестройки.

Фрагменты фильмов с Виктором Цоем

Вершиной актерской карьеры Цоя можно считать главную роль в полнометражном художественном фильме Рашида Нугманова «Игла» с участием Петра Мамонова – фильм снимался в Алма-Ате, и ради съемок группе «Кино» пришлось на время прервать концертную деятельность. И эта жертва не была напрасной: фильм получил несколько призов на престижных кинофестивалях, стал одним из лидеров проката, а Виктор Цой был признан лучшим актером 1989 года по результатам опроса журнала «Советский экран».


Личная жизнь Виктора Цоя

Виктор Цой был спокойной по характеру, но довольно замкнутой отстраненной личностью. По воспоминаниям Александра Титова, «он был человеком абсолютно неброским, не умеющим себя подать, даже стеснительным в компании».

5 марта 1982 года в гостях у общих приятелей 19-летний Цой познакомился с Марьяной Игоревной Родованской, которой в тот день исполнилось 23 года. В то время Марьяна была далека от музыкальной жизни. Она работала в цирке заведующей цехами постановочной части и мечтала поступить в Мухинское училище и получить художественное образование.


У нее было несколько знакомых музыкантов, к творчеству которых она относилась прохладно, но Виктор Цой стал счастливым исключением. Позже, в своей повести «Точка отсчета» Марианна написала: «Чувство, которое я испытала, услышав его впервые, скорее можно назвать изумлением, а не восторгом... не ожидала я от девятнадцатилетнего Цоя такой прыти!». Девушка полюбила Виктора и всерьез увлеклась его музыкой, вскоре бросила цирк и стала администратором группы «Кино», надежным помощником и соратником музыкантов.


В феврале 1984 года Марьяна и Виктор поженились. На их свадьбе гуляли практически все известные рок-исполнители того времени: Борис Гребенщиков, Майк Науменко, Александр Титов, Юрий Каспарян, Георгий Гурьянов («Густав») и многие другие. «В нашу несчастную квартиру набилось человек сто», – вспоминала Марьяна. 5 августа 1985 года родился единственный ребенок Виктора Цоя, сын Александр.


В 1987 году пара разошлась, но официально развод не был оформлен. Последний период жизни Виктор прожил в Москве с переводчицей и киноведом Натальей Разлоговой, которая после его смерти повторно вышла замуж и уехала в США. Наталья была не только последней любовью Виктора, но и его хорошим и верным другом. Кинокритик и эстет, она серьезно повлияла и на внешний образ Цоя: по словам Юрия Айзеншписа, «он превратился из голодного и злого в вальяжного и загадочного».


Чтобы иметь официальное место работы, как это требовалось в СССР, и избежать уголовного преследования за «тунеядство», Виктору Цою, как и многим другим людям, связанным с неформальным искусством, приходилось искать себе какую-нибудь не слишком обременительную должность.


Например, летом 1986 года Виктор был уборщиком в бане на проспекте Ветеранов, где ему нужно было мыть помещение, окатывая водой из брандспойта. Работа занимала всего один час в сутки, но этот час приходился на вечер, когда музыкальная жизнь была в самом разгаре – и это было неудобно.


Осенью того же года Сергей Фирсов пригласил Цоя поработать кочегаром в котельной «Камчатка», где они оба и проводили время вплоть до 1988 года. В этой знаменитой котельной в разное время работали и другие известные музыканты: Александр Башлачев , Святослав Задерий, Андрей Машнин и т. д. Здесь же проходили «тусовки» и неофициальные концерты. Нужно было только время от времени подкидывать уголь в топку, а в остальном кочегар мог чувствовать себя, по словам самого Цоя, «совершенно свободным». Сейчас в этой котельной устроен клуб-музей Виктора Цоя.


Смерть Виктора Цоя

Виктор Цой погиб в автокатастрофе 15 августа 1990 года в 12 часов 28 минут. Это произошло на трассе «Слока – Талси» близ поселка Кестерциемс в Латвии, недалеко от той дачи, где они с Каспаряном работали над альбомом. По официальной версии Виктор заснул за рулем, и его темно-синий «Москвич» вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом марки «Икарус».


Похороны состоялись 19 августа в Ленинграде, среди многотысячной толпы поклонников. Смерть Виктора Цоя вызвала настоящий шок и волну самоубийств среди фанатов «Кино».


Песни его остаются популярны и востребованы по сей день, и он навсегда останется одним из «столпов» русского рока. После смерти музыканта было выпущено около десятка кинофильмов с использованием ранее снятых материалов о Викторе Цое и группе «Кино», самыми известными из которых стали «Последний герой» Алексея Учителя (1992) и «Цой – „Кино“» Натальи Разлоговой и Евгения Лисовского (2012). В июне 2018 года также состоялась премьера художественного фильма Кирилла Серебренникова «Лето» о молодости Цоя (при этом в августе 2017 года съемки были заморожены из-за дела о хищении Серебренниковым бюджетных средств).


Виктору Цою установлено несколько памятников: на шоссе «Слока – Талси» на месте его гибели, у железнодорожного вокзала в городе Окуловка Новгородской области (ранее этот памятник стоял на Невском проспекте во дворе у кинотеатра «Аврора», а затем внутри самого кинотеатра), памятник-барельеф у котельной «Камчатка» и памятник в Барнауле. В 2017 году был установлен новый памятник в Караганде.


Ожидают установки памятники в Вильнюсе, Санкт-Петербурге и Москве – впрочем, в столице в Кривоарбатском переулке существует «стихийная» памятная стена с фотографиями Цоя, многочисленными надписями «Цой жив» и цитатами из его песен. Аналогичные стены существуют и в городе Днепр (ранее - Днепропетровск) в Днепропетровской области, а также в Минске и Могилеве.

В честь Виктора Цоя названы улицы в четырех населенных пунктах России, а также два сквера – в Санкт-Петербурге и Красноярске. Кроме того, его именем назван астероид № 2740.

Музыкант и киноактер, он стал кумиром поколения перестройки. Творческое наследие, которое певец оставил за свою недолгую жизнь, неоднократно переосмысливалось его современниками и следующими поколениями музыкантов.

Явление, которое представляла группа «Кино» на постсоветском пространстве, было уникальным: проблемы, поднимаемые в песнях Цоя, до сих пор продолжают волновать юные умы.

Иногда трудно понять и объяснить, чем же Виктор Цой заслужил такую тотальную всенародную любовь. Голос народа, символ эпохи русского рока, дыхание перемен – такие обозначения очень кстати, когда вспоминают имя легендарного музыканта.

Детство и юность

Виктор Цой родился летом 1962 года в ленинградской семье научно-технической интеллигенции. Отец музыканта Роберт Цой работал инженером, а мама, коренная петербурженка Валентина Васильевна, преподавала в школе физкультуру. Цой Сын Дюн (русское имя – Цой Максим Максимович), дедушка Виктора Цоя по отцу, родился в Корее. Несмотря на корейские корни, рост Виктора составлял 184 см (общепринятая версия).


С раннего детства мальчик любил рисовать, и родители, чтобы развить его талант, отдали Виктора в художественную школу, где тот проучился три года. В средней школе он не мог порадовать родителей успехами, а преподаватели не видели в нем способного к знаниям ученика, обращая внимание на других детей.

Уже с пятого класса круг интересов школьника резко изменился в сторону музыки. В пятом классе у Цоя появилась первая гитара, мальчик увлеченно начинает заниматься музыкой и даже собирает с товарищами первую группу «Палата №6».


Увлечение подростка музыкой было огромным: чтобы купить 12-струнную гитару, школьник потратил все деньги, которые родители оставили ему, уехав на отдых. На оставшиеся три рубля Цой накупил беляшей и наелся их на голодный желудок. Результат был предсказуем, и после этого музыкант сделал единственно верный для себя вывод: никогда не есть беляшей.

После девятого класса Виктор Цой решил продолжить учебу в Ленинградском художественном училище имени , чтобы стать художником-оформителем. Но страсть к изобразительному искусству быстро остыла, так как большую часть времени юноши занимала музыка. Цой был отчислен со второго курса за неуспеваемость.


Виктор пошел работать на завод, а затем устроился в Художественно-реставрационный профессиональный лицей №61, где осваивал профессию резчика по дереву. Музыкант нередко вырезал китайские фигурки нэцкэ из дерева.

Тем не мене все эти жизненные интересы не являлись для Виктора главной целью. Музыка всегда была рядом, и со временем он все больше понимал, что это единственное занятие, которому хотелось бы посвятить свою жизнь.

Музыка

В конце 1981 года Виктор Цой совместно с Алексеем Рыбиным и Олегом Валинским создали рок-группу под названием «Гарин и Гиперболоиды», но спустя несколько месяцев переименовали коллектив в «Кино» и в таком составе вступили в знаменитый Ленинградский рок-клуб. Новоиспеченная команда при содействии и музыкантов его группы записывает первый альбом «45». Название альбома произошло от продолжительности звучания его записей.


Новое творение стало популярным на ленинградских квартирниках. В непринужденной обстановке аудитория слушателей тесно общалась с исполнителями. Уже тогда Виктор Цой четко говорил о своих жизненных принципах, от которых не намерен отступать.

Виктор Цой - "Восьмиклассница"

Следующий свой альбом, названный «Начальником Камчатки» в честь названия котельной, где Виктор трудился кочегаром, группа записала в 1984 году в новом составе: теперь вместо Рыбина и Валинского в состав коллектива входили гитарист , басист Александр Титов, а за барабанной установкой сидел Густав (Георгий Гурьянов). В том же году группа «Кино» была лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале, став подлинной сенсацией для слушателей.

Виктор Цой - "Война"

На следующий год фестиваля группа «Кино» повторила свой оглушительный успех, и музыканты решили записать альбом «Ночь», который задумывался стать новым словом в жанре рок-музыки, полностью отвечающим последним тенденциям западных рок-исполнителей. Работа над «Ночью» затянулась, а вместо нее «Кино» записали магнитоальбом под названием «Это не любовь».

В ноябре 1985 года в составе группы «Кино» состоялась еще одна замена: Александра Титова на посту басиста сменил Игорь Тихомиров. Этот состав команды не менялся до самого конца ее существования.


Виктор Цой и группа "Кино"

1986 год стал годом пиковой популярности «Кино». Секрет ее состоял в уникальном для того времени сочетании свежих музыкальных находок с простыми и жизненными текстами Виктора Робертовича. Кроме того, песни «Кино» было легко исполнять под гитару, этим группа обязана тысячам «киноманов», распевающих композиции Цоя в каждом дворе.

В 1986 году группа представила зрителям дописанный альбом «Ночь» и дала знаковый концерт на совместном московском фестивале петербургского рок-клуба и московской рок-лаборатории. Альбомы группы становились все более популярными, а новые клипы коллектива смотрели миллионы зрителей по всему Советскому Союзу.

Виктор Цой - "Группа крови"

После выхода альбома «Группа крови» (представлен в 1988 году) «киномания» распространилась за пределы СССР. Коллектив давал концерты во Франции, Дании и Италии, а фото группы все чаще появлялись на обложках популярных музыкальных журналов. Через год «Кино» выпускает первый профессиональный студийный альбом под названием «Звезда по имени Солнце», и музыканты сразу же приступают к работе над следующей пластинкой.

Виктор Цой - "Звезда по имени Солнце"

Лучшие песни из альбома «Звезда по имени Солнце» сделали Виктора Цоя и группу «Кино» бессмертными, а композиция «Пачка сигарет» стала хитом уже для каждого последующего молодого поколения государств бывшего СССР.

В 1989 году концерты группы «Кино» прошли во Франции и США.

В июне 1990 года состоялся последний концерт Виктора Цоя и его коллектива в Олимпийском комплексе «Лужники» в Москве.

Виктор Цой - "Кукушка"

«Кино» – последний альбом в дискографии коллектива. Песни «Кукушка» и «Следи за собой» стали наиболее популярными композициями, которые в дальнейшем неоднократно исполняли другие музыканты и группы.

Песни Цоя перевернули сознание многих советских людей. В первую очередь имя музыканта ассоциируется с переменами и изменениями. Такое стремление представляет песня «Хочу перемен!» (в оригинале - «Перемен!»), которая впервые прозвучала на IV фестивале ленинградского Рок-клуба в ДК «Невский» 31 мая 1986 года.

Виктор Цой - "Перемен!"

На первый взгляд может показаться, что Цой был приверженцем радикальных решений, но на самом деле он воспринимал жизнь несколько иначе.

Цой о музыке:

«Музыка должна охватывать: она должна, когда надо – смешить, когда надо – веселить, а когда надо – и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать».

Однажды в интервью представителям СМИ он признался, что считает себя противником перевоплощения, а оставаться самим собой – главное для него. Вполне возможно, что музыкант размышлял над профессиональной актерской карьерой, а не комментировал отношение к политическим тенденциям того времени.

Цой сказал о своем видении изменений в советском обществе:

«Я подразумевал под переменами освобождение сознания от всяческих догм, от стереотипа маленького, никчемного равнодушного человека, постоянно посматривающего «наверх». Перемен в сознании я ждал, а не конкретных там законов, указов, обращений, пленумов, съездов».

Фильмы

Кинодебютом Виктора Цоя как актера кино стало участие в дипломной работе молодого киевского режиссера , своеобразном музыкальном киноальманахе «Конец каникул». Съемки фильма проходили на озере Тельбин в Киеве. Участие в этой картине ознаменовало для Цоя новый этап в творчестве.


Виктор Цой в фильме "Игла"

Популярность группы «Кино» привела к тому, что Виктора Цоя стали приглашать для участия в съемках фильмов «новой формации». Фильмография Цоя-киноактера составила четырнадцать фильмов, среди которых нужно отметить важные картины того времени, в полной мере отражающие суть «эпохи перемен».


Виктор Цой в фильме "Асса"

Это знаменитая «Асса» кинорежиссера , картина, наполненная терпким ощущением «начала конца», характерного в годы перестройки. Это и драматический триллер «Игла», в котором лидер группы «Кино» исполнил главную роль. Герой Цоя Моро решает вступить в схватку с наркомафией, но все оказывается не так просто. Его антипода, наркодилера Артура, сыграл . Фильм стал лидером проката 1989 года, а Виктор Цой получил титул «Лучшего актера года» по результатам опроса среди читателей «Советского экрана».

Личная жизнь

В старших классах Виктор Цой не пользовался популярностью у одноклассниц, всему виной была его национальность, но уже к 20 годам личная жизнь артиста изменилась. Девушки толпами дежурили у подъезда любимого музыканта. А вскоре молодой человек встретил вторую половинку. Знакомство произошло на одной из вечеринок, где присутствовал музыкант. Марианна была на три года старше музыканта. Первые полгода влюбленные ходили на свидания в парк, после чего решили жить вместе.


Каждые пять лет поклонники Цоя отмечают очередную юбилейную дату со дня рождения Виктора Цоя праздничными рок-концертами и акциями памяти. В 2017 году в честь очередной юбилейной даты на песню «Звезда по имени Солнце» в Санкт-Петербурге сняли клип одним кадром. В этот год артисту бы исполнилось 55 лет.

Дискография

  • 1982 - «45»
  • 1983 - «46»
  • 1984 - «Начальник Камчатки»
  • 1985 - «Это не любовь»
  • 1986 - «Ночь»
  • 1988 - «Группа крови»
  • 1989 - «Звезда по имени Солнце»
  • 1990 - «Кино» («Черный альбом»)

Виктор Цой – легенда российского рока, невероятно талантливый музыкант, основатель и лидер группы «Кино», творчеством которой и по сей день восхищаются миллионы поклонников.

Детство

Виктор Робертович Цой родился 21 июня 1962 года. У певца восточные корни – его отец, Роберт Максимович, по происхождению кореец. Папа Виктора был инженером, мама, уроженка Санкт-Петербурга Валентина Васильевна – учителем физкультуры в школе.

С детства маленького Витю тянуло к миру искусства – сначала мальчик увлекся рисованием, тогда родители отдали его в художественную школу. Проходив туда три года, Виктор перестал ее посещать.

Виктор Цой в детстве

Окончив девятый класс, юноша решил продолжить свое художественное образование. Тогда Цой поступил в Ленинградское художественное училище на художника-оформителя. Однако любовь к рисованию быстро остыла, уступив место музыке, и парень перестал посещать пары. На втором курсе его отчислили за неуспеваемость.

После отчисления Виктор недолго проработал на заводе, а затем поступил в профессиональный лицей на специальность резчика по дереву.

В молодости Виктор был поклонником творчества Михаила Боярского и Владимира Высоцкого. Затем Цой стал подражать Брюсу Ли, под вилянием которого Виктор увлекся восточным единоборствами.

Музыкальная карьера

Летом 1981 года образовалась новая группа «Гарин и Гиперболиды», в состав которой вошли Виктор Цой, Алексей «Рыба» Рыбинский и Олег «Базис» Валинский. Той же осенью коллектив стал членом Ленинградского рок-клуба. Вскоре Валинского забрали в армию, а оставшиеся участники группы решили заняться продвижением на музыкальном олимпе – они поменяли название группы на «Кино» и начали запись дебютного альбома.

Первая пластинка записывалась под руководством знаменитого Бориса Гребенщикова на музыкальной студии Андрея Торопилло. Записывать альбом новоиспеченной группе помогали музыканты из группы «Аквариум».

Альбом, выпущенный в 1982 году, получил название «45» . Число 45 обозначает общую продолжительность песен в альбоме. После выпуска пластинки группа начинает завоевывать первых фанатов, музыкантов начинают все чаще приглашать на квартирники в Москве и Ленинграде.

В том же году группа записывает две новые песни, «Последний герой» и «Весна», однако обе композиции были забракованы и Виктор забрал их себе. Также на протяжении 82 года коллектив дает концерты в столице.

Февраль следующего года ознаменовался совместным концертом групп «Аквариум» и «Кино». Успешное выступление принесло обеим группам новых поклонников. Однако в этом году состав «Кино» кардинально поменялся. Из-за ссоры с Цоем Алексей Рыбин ушел из группы, и все лето коллектив в новом составе потратил на репетиции с новым гитаристом.

Результатом трудов стал альбом «46», который изначально предполагался как демозапись альбома «Начальник Камчатки», однако благодаря Алексею Вишне труд восприняли как полноценный альбом группы.

В мае 1984 группа «Кино» представила новую пластинку «Начальник Камчатки». Записывался альбом в студии Андрея Торопилло, продюсером пластинки снова выступил Борис Гребенщиков.

Группа записала этот альбом уже в новом составе: неизменный лидер Виктор Цой, гитарист Юрий Каспарян, бас-гитарист Александр Титов и барабанщик Георгий «Густав» Гурьянов. В том же году группа с обновленным составом стала настоящей сенсацией для российского рока, став лауреатом на втором Ленинградском рок-фестивале.

В следующем году музыканты снова произвели фурор на этом фестивале. Вдохновленные успехом, они решают записать четвертый по счету альбом под названием «Ночь». Над альбомом участники группы работали дольше, чем предполагали изначально, поэтому перед выходом «Ночи» «Кино» выпускает в 1985 магнито-альбом «Это не любовь».

Виктор Цой и группа «Кино»

В ноябре состав группы снова поменялся – бас-гитаристом стал Игорь Тихомиров, сменив Александра Титова. После этого состав группы не менялся до самого ее роспуска.

Зимой 1986 года Андрей Торопилло самиздатом выпускает долгожданную пластинку «Ночь». В том же году летом группа отправилась в Киев на съемки в кинокартине «Конец каникул». По возвращению «Кино» совместно с «Аквариумом» и «Алисой» дает концерт в столице. В том же году в США выходит пластинка «Red Wave» («Красная волна»), в которую вошли записи группы «Кино», «Алиса», «Аквариум» и «Странные игры».

Летом того же года Цой работает в бане. Работать надо было всего час с 22.00 до 23.00, но именно в это время музыкант работал с группой, поэтому на этой должности Цой задержался недолго. Позже Виктору поступает предложение работать кочегаром в котельной «Камчатка», на которое он соглашается.

Новую волну популярности группе принес выход в 1988 году альбома «Группа крови». Тогда поклонники у группы начали появляться далеко за пределами Советского Союза. Группа выступала с концертами в Италии, Дании и Франции.

В следующем году «Кино» порадовали слушателей новой пластинкой «Звезда по имени солнце», которая впервые за историю коллектива была записана в профессиональной студии.

Успех группы увеличивался с каждым днем, количество поклонников с невероятной скоростью вырастало, весь мир, казалось, захватывает «киномания». Однако трагические события 1990 года сломали все планы коллектива.

Фильмография

Также Виктор прославился как талантливый актер.

В 1986 году исполнитель сыграл в двух кинолентах – документальном фильме «Йя-Хха» Рашида Нугманова и картине «Конец Каникул». Следующий год приносит фанатам документальный фильм «Рок» с участием Цоя. Знаменитая кинокартина «Асса» вышла в том же году. Следующей крупной работой Виктора стала роль в драматическом триллере «Игла», за который исполнитель получил звание лучшего актера 1988 года.

Личная жизнь

Лидер группы «Кино» женился на Марианне Цой. Вскоре после бракосочетания, в августе 1985 года, у пары родился первенец Александр. С матерью своего ребенка Виктор жил недолго – в 1987 году Цой ушел от Марианны к Наталье Разлоговой. С Натальей исполнитель познакомился на съемках, тогда девушка была ассистентом режиссера. Между ними завязались отношения, которые привели к разрушению семьи и переезду Виктора в Москву. Официально брак с Марианной расторгнут не был.

Виктор и Марианна Цой с сыном Сашей

Трагическая смерть

Виктора не стало в возрасте 29 лет. 15 августа 1990 года в полдень произошла автокатастрофа. Как известно из милицейской хроники, автомобиль певца двигался по трассе Слока-Талси со скоростью 130 км/ч. Певец, не сумев справиться с управлением, вылетел на встречную и столкнулся с автобусом «Икарус». Люди, находившиеся в автобусе, не пострадали, но Виктор получил серьезные травмы и скончался на месте.

Актер был абсолютно трезв и не употреблял алкоголь. Анализ показал, что Цой уснул за рулем, возможно от переутомления. Известие о гибели легендарного музыканта потрясло весь мир. Некоторые фанаты совершили самоубийство, узнав об ужасной гибели их кумира. На похороны 15 августа пришли тысячи поклонников.

Для многих он запомнился как лидер культовой рок-группы «Кино». Но в то же время Виктор был обычным парнем, который работал кочегаром в питерской котельной. Именно эта его простота и неподдельная искренность и явились главной причиной любви к этому человеку.

Прирожденный талант

Маленький Витя.

Еще будучи юным Виктор Цой играл в группе под названием «Палата № 6». Кроме того, с раннего детства проявились склонности и к рисованию. Поэтому родители с четвёртого класса определили его в художественную школу, где он и проучился до 1977 года. Так постепенно Виктор научился рисовать и понимать искусство.

Виктор Цой в гримерке.

«Ночь, день - Спать лень - Есть дым - Чёрт с ним»

На знаменитой «Камчатке» Цой стал высококлассным кочегаром, хоть и был туда вынужден устроиться для того, чтобы не попасть под статью «Тунеядство». Многие друзья говорят, что он не был таким уж трудоголиком. Из воспоминаний того же Рыбина: «Витька был страшный лентяй! Как и все мы. Просто написание песен не было для него трудом. Он этим между делом занимался. А вообще любимое времяпрепровождение Цоя было лежать на диване. Помню, я прихожу, а он, задрав ноги, с „Беломором“ в зубах книжку читает».

Кино

Виктор Цой и «Кино».

«Я ждал это время, и вот это время пришло, те кто молчал, перестали молчать»

В начале 1984 года Цой и уже новоиспеченный гитарист Юрий Каспарян приступили к записи настоящего второго альбома. Популярность «Кино» с годами постоянно росла, если вначале музыканты играли лишь на квартирниках и подвергались жёсткой критике как со стороны официальной, так и подпольной прессы, то в конце десятилетия их пластинки распространялись уже миллионными тиражами, а на концерты собирались целые стадионы поклонников. Группа породила феномен «киномании».

Виктор и Марианна Цой, фото из семейного архива.

«Смерть стоит того, чтобы жить, а любовь стоит того, чтобы ждать...»

Из всех девушек Виктора Цоя наибольшее влияние на него оказала его жена - Марианна Цой. Именно она всячески поддерживала еще никому не известную группу «Кино». По воспоминаниям участников, она обеспечила им уникальный концертный гардероб, состоявший из списанных цирковых костюмов. «Мы были бедны как церковные крысы», - вспоминала она. «Снимали комнату в коммуналке, питались чем бог пошлет. Даже приличную свадьбу не смогли сыграть. Вместо свадебного платья я надела белый пиджачок и светленькую юбочку в полоску». Несмотря на то, что вскоре Цой полюбил переводчицу Наталью Разлогову, они решили не разводиться официально и продолжали общаться.

Кадры со съемок фильма «Игла», 1988

«Вместо тепла - зелень стекла, вместо огня - дым. Из сетки календаря выхвачен день. Красное солнце сгорает дотла»

Кроме музыкального творчества Виктор Цой был известен и своими работами в кино. Он снимался в фильмах «Йя хха!», «Конец каникул», «Рок» и «Асса». В фильме Рашида Нугманова «Игла» Виктор сыграл главную роль Моро. Кстати, после Иглы Цою предлагали играть Маугли в мюзикле, но ему эта идея не понравилась. «Я ведь не актер. И заниматься этим профессионально, изображать кого-то, перевоплощаться в других людей мне как-то совершенно не в кайф. Не интересно. Поэтому я бы с удовольствием снимался в кино, если бы мне предоставили право там вообще не актерствовать, а выражать себя» - говорил он.

«Кино» на Западе

Виктор, Джоанна и Юрий во время поездки в США, 1989.

«Я считаю, что человек живет на планете, а не в государстве»

Обретя популярность, группа стала получать приглашения из разных социалистических республик и даже из некоторых стран дальнего зарубежья. В рамках движения «Next Stop» состоялся благотворительный концерт в Дании, в крупнейшем французском рок-фестивале в Бурже, а также в США.

Полная отдача

Кадры с концертов группы «Кино».

«Пой свои песни, пей свои вина, Герой. Ты опять видишь сон о том, что все впереди»

Люди, окружавшие группу «Кино» на гастролях, отмечают их феноменальную отдачу. Уходя за кулисы после концерта, Цой почти всегда падал в изнеможении и минут десять лежал на полу без движения. Приходил в себя, потому что на сцене всегда выкладывался по полной.

Последний концерт Виктора Цоя, 1990 год.

«Музыка должна охватывать всё: она должна, когда надо, смешить, когда надо, веселить, а когда надо, и заставлять думать. Музыка не должна только призывать идти громить Зимний дворец. Ее должны слушать»

Гибель Виктора Цоя

Виктор Цой незадолго до своей смерти, Юрмала, 1990.

«Если есть стадо - есть пастух, если есть тело - должен быть дух»

В июне 1990 года, окончив тяжёлый гастрольный сезон, музыканты хотели записывать новый альбом, но перед этим решили взять небольшие каникулы и разъехались отдыхать. В полной мере планам не суждено было осуществиться, поскольку 15 августа, возвращаясь с рыбалки, Виктор Цой погиб в автокатастрофе на 35 километре старого шоссе «Слока-Талси». Согласно наиболее правдоподобной официальной версии, Цой заснул за рулём, после чего его «Москвич-2141» светло-серого цвета вылетел на встречную полосу и столкнулся с автобусом Икарус.

Виктор Цой у станции метро Кантемировская.

«Я хотел бы остаться с тобой, просто остаться с тобой, но высокая в небе звезда зовёт меня в путь»

Будучи одной из самых ярких советских групп второй половины 1980-х, «Кино» оказала большое влияние на становление многих молодых коллективов, и, в определённой степени, продолжает оказывать влияние до сих пор. Память о Викторе Цое жива в его стихах, музыке, фильмах.

В Кривоарбатском переулке (Москва) появилась «стена Цоя», которую поклонники группы исписали надписями «Кино», «Цой жив», цитатами из песен и признаниями в любви музыканту. У поклонников творчества Цоя до сих пор принято оставлять в специальной пепельнице у Стены надломленную прикуренную сигарету.