Виталий Соломин в кадре и за кадром: почему обаятельного доктора Ватсона называли Каменным Цветком. Виталий соломин Соломины братья отношения между ними

Виталий Соломин – советский и российский актер, одна из значительнейших фигур отечественного театра и кино. У большинства зрителей он ассоциируется с ролью доктора Ватсона в экранизации «Приключения Шерлока Холмса и Доктора Ватсона». Также в его биографии такие знаменитые картины как «Зимняя вишня», «Сильва», «Летучая мышь» и многие другие. За большие достижения в области искусства, Соломин был удостоен звания народный артист РСФСР, а также был членом Союза театральных деятелей и Союза кинематографистов России.

Виталий родился в Чите, а оба его родителя имели прямое отношение к творчеству. Мать Зинаида Ананьевна и отец Мефодий Викторович были преподавателями музыки, которые не только привили сыну любовь к этому виду искусства, но и обучили его игре на фортепиано. Впрочем, Виталий не очень стремился к многочасовым урокам за черно-белыми клавишами, так как в детстве ему больше нравилось заниматься в различных спортивных секциях. Особенно много времени он уделял боксу.


В 1959 году, вслед за старшим братом , Виталий уезжает в Москву, чтобы учиться в Высшем театральном училище имени Щепкина. Он попал на курс Николая Анненкова, а его соседями по классу стали будущие звезды отечественного кино и . Любопытно, что мир мог не узнать такого артиста, ведь будучи максималистом он чуть было не ушел из вуза после первого курса. Все дело в том, что Соломин, привыкший учиться только на «отлично», на одном из экзаменов очередной сессии получил всего лишь «хорошо», и его первым порывом было бросить занятия.

Театр

Уже на 2-ом курсе молодой актер дебютирует на профессиональной сцене Малого театра в пьесе «Твой дядя Миша». Окончив училище, Виталий Соломин становится полноправным членом этой труппы. В театре он в основном играл ярких героев русской классики – Чацкого, Астрова, Хлестакова, Протасова. В 70-х годах Соломин начинает пробовать себя в режиссуре. Очень высоко были оценены его постановки «Живой труп» по пьесе и «Мой любимый клоун» по повести Василия Ливанова.


Кроме Малого театра, около двух лет Виталий Мефодьевич сотрудничал с Театром имени Моссовета. Также актер хорошо известен как превосходный литературный чтец. До сих пор большой популярностью пользуются детективные романы из серии «Похождения отца Брауна» и знаменитый памятник древнерусской литературы «Слово о полку Игореве» в исполнении Виталия Соломина.

Фильмы

Первой киноработой в карьере Виталия Соломина стала роль молодого филолога Боярцева в студенческой драме «Улица Ньютона, дом 1». У него было немного сцен, но опыт оказался полезным, и вскоре он сыграл Женю, сына главной героини в мелодраме «Женщины». Эта роль подарила ему первую популярность.


Но всесоюзную славу принесла актеру роль правой руки знаменитого специалиста по дедукции в многосерийном фильме «Приключения Шерлока Холмса и доктора Ватсона». Партнером Соломина стал легендарный актер . Первый фильм, состоящий из 2-х частей, вышел в 1979 году. Затем режиссер Игорь Масленников снял еще 4-ре картины, состоящие из нескольких серий. В целом Ливанов и Соломин воссоздали на экране 12 произведений .


Советская экранизация получила признание не только у отечественного зрителя, но и во всем мире, а на родине Шерлока Холмса дуэт актеров был официально признан лучшим из всех, кто пытался воспроизвести в кино образы знаменитых сыщиков. В качестве признания английское правительство инициировало установку памятника Шерлоку Холмсу и доктору Ватсону на Смоленской набережной в Москве, напротив посольства Великобритании. Причем во внешности персонажей монумента безошибочно угадываются фигуры и лица Виталия Соломина и Василия Ливанова.


Еще один культовый фильм с участием Виталия Мефодьевича – мелодрама «Зимняя вишня». У актера в этой картине неоднозначная, разноплановая и интересная роль женатого эгоиста-любовника Вадима Дашкова. Но Соломин сумел привнести в этот образ частичку себя и сделал Дашкова еще и обаятельным человеком. Популярность картины, особенно у женской половины зрителей, привела к тому, что с промежутками в 5 лет было снято два продолжения этой драматической истории.


Также усиливали популярность актера его комедийные роли в экранизации классических оперетт «Сильва» и «Летучая мышь» режиссера Яна Фрида. В этих фильмах в полной мере раскрывается комический талант актера, который привносит легкость и шуточность в целом драматичную линию сюжета.

Личная жизнь

Виталий Соломин был женат дважды. Первой его супругой была актриса Наталья Рудная. Они познакомились в 1962 году на одном из студенческих спектаклей, а через год стали мужем и женой. Впрочем, этот брак не был долгим, а после развода Виталий дал себе слово больше не идти под венец. Более пути Рудной и Соломина не пересекались, и они никогда не виделись.


Через несколько лет актер проходил пробы для фильма «Городской романс». Туда же ассистент режиссера пригласила студентку текстильного института , которую увидела на улице и предложила попробовать себя в кино. Соломин в актерский состав картины не попал, а вот девушку заметил, сделал ей предложение, и в 1970 году они поженились.


В этом браке родились две дочери – Анастасия и Елизавета. Младшая дочь пошла по стопам родителей и тоже стала актрисой. Виталий Соломин был известен своей любовью к вечеринкам и праздникам. Например, однажды, чтобы поднять всем друзьям настроение, он организовал встречу Нового года посреди весны.

Смерть

Актер долгое время страдал гипертонией, и эта болезнь дала о себе знать 24 апреля 2002 года, когда Виталий Соломин находился на сцене Малого театра, играя роль в спектакле «Свадьба Кречинского». Плохое состояние он почувствовал в этот день еще раньше, но все же решил выйти на сцену. Виталий Мефодьевич отыграл первый акт, после чего его пришлось уносить оттуда на руках. В больнице ему диагностировали инсульт, и врачи более месяца боролись за жизнь великого актера, хотя большую часть этого времени Соломин находился в коме.


Виталий Мефодьевич неоднократно говорил, что хотел бы повторить путь и , подразумевая, что они умерли на сцене. Можно считать, что желание великого актера исполнилось, так как он до последней минуты своей жизни был предан театру. 27 мая 2002 года Виталий Соломин скончался и был похоронен на Ваганьковском кладбище в Москве.

Фильмография

  • 1966 - Женщины
  • 1971 - Даурия
  • 1978 - Сибириада
  • 1979-1986 - Шерлок Холмс и доктор Ватсон
  • 1979 - Летучая мышь
  • 1981 - Сильва
  • 1985 - Зимняя вишня
  • 1992 - Чёрный квадрат
  • 2000 - Воспоминания о Шерлоке Холмсе
  • 2002 - Казус Белли

Виталий Соломин сыграл более 50 ролей в кино, но у большинства зрителей он ассоциируется с доктором Ватсоном из советской экранизации расказов о Шерлоке Холмсе. Удивительно, но в реальной жизни актёр на благовоспитанного и хладнокровного англичанина походил мало: о вздорном характере «парня из Читы» слагали легенды. В юбилей Соломина АиФ.ru вспоминает, каким на самом деле был любимый артист советского экрана.

На белом коне

Родители Соломина были музыкальными педагогами и мечтали видеть младшего сына новым Рихтером. Однако мальчик их надежд не оправдал: он терпеливо учился играть на фортепиано, а сам спешил на занятия в спортивные секции. В Чите не было такого спортивного кружка, где бы не занимался будущий доктор Ватсон: волейбол, баскетбол, гимнастика, лёгкая атлетика, особенно юноше нравился бокс. Но этим увлечениям так и не суждено было перерасти в профессию.

Виталий говорил, что всегда завидовал своему старшему брату, Юрию Соломину , который с самого начала решил, что станет артистом, и упорно шёл к намеченной цели. «В школе он был солистом хора. И я однажды решил своим талантом всех убить. Выучил слова одной детской песенки, но когда заиграла музыка, не смог от волнения издать ну хоть какой-то похожий на песню звук. Вот таким был мой первый выход на сцену», — вспоминал будущий народный артист.

Братья Юрий и Виталий Соломины. Фото: www.globallookpress.com

Юрий поступил в театральное училище, когда Виталию было всего 11 лет. А когда будущий Ватсон окончил школу, то поспешил отправиться вслед за братом в Москву в Щепкинское училище. От отца амбициозный юноша получил напутствие: «Всё правильно, сын. Падать — так с белого коня!» Но упасть Соломину не довелось, наоборот, он «въехал на белом коне» сначала в Щепкинское театральное училище, а затем в большое кино.

Фото: www.russianlook.com

Вредный герой

Уже со второго курса Соломин играл в Малом театре, и кинокарьера начинающего артиста складывалась не менее удачно. Первой его серьёзной работой на большом экране стала сентиментальная мелодрама «Женщины», которая раз и навсегда принесла 25-летнему артисту любовь зрителей. «Через несколько дней после начала проката я понял, что такое популярность», — вспоминал актёр. А впереди его только ожидали роли в 30 спектаклях и более чем 50 кинокартинах. Вадим Дашков из мелодрамы «Зимняя вишня», прохиндей Паша из картины «Искренне ваш…», Фальк из «Летучей мыши» — Соломин одинаково легко примерял самые разнообразные маски и образы, от нелепого простачка до элегантного героя-любовника.

Виталий Соломин в фильме «Женщины» (1965) Фото: Кадр из фильма

Зрители были очарованы обаянием советской звезды, а новые знакомые оказывались под впечатлением от его сложного характера. В частной жизни артист был угрюмым и задумчивым человеком, на репетициях часто был несдержан, а благодаря своей категоричности наживал немало проблем и врагов. Андрон Кончаловский , который снимал Соломина в «Сибириаде», даже прозвал его «каменным цветком»: так бескомпромиссен и твёрд казался актёр в спорах. Да и сам Соломин не скрывал своих недостатков: «Все, кто меня знает достаточно близко, считают, что у меня очень тяжёлый характер. Я упрямый, а порою даже вредный».

Виталий Соломин в фильме «Вишнёвый сад» (1976) Фото: Кадр из фильма

Ревнивый ловелас

Лучше всех непростой характер артиста изучила его вторая жена — Мария (от первой супруги — актрисы Натальи Рудной — Соломин ушёл ещё в молодости, взяв с собой лишь чемодан с одеждой). Знаменитый артист познакомился с ней на пробах фильма «Городской романс», и хотя роль в картине так и не получил, зато нашёл свою любовь.

После неудачного первого брака Ватсон решил, что никогда не женится на актрисе, и данное себе обещание сдержал, поставив перед Марией ультиматум: никакого кино. Его аргументы были такими: «Станешь сниматься — нужно будет куда-то ехать. В поездах женщин мало, а мужчины настырны. Целое купе актрисе никто не купит, а значит, чтобы я был спокоен, мне придётся доплачивать за три места из своих денег. Дальше — поселят тебя в гостинице. Вечером выйти никуда нельзя: красивая женщина, одна. Да и было бы ради чего сниматься: платят копейки, а выкладываться приходится по максимуму». Но, будучи страшно ревнивым человеком, сам он казался довольно любвеобильным и всегда купался в женском внимании.

Мария и Виталий Соломины в фильме «Сильва», 1981 год. Фото: Кадр из фильма

«Как Андрей Миронов»

Несмотря на свой скверный характер и постоянные разногласия с руководством Малого театра, своей родной сцене Соломин «изменил» лишь однажды, на два года уйдя в Театр им. Моссовета. Там он сыграл в спектакле по пьесе Астафьева «Печальный детектив». Но когда художественным руководителем Малого стал Юрий Соломин , Виталий поддался на уговоры брата и вернулся «домой».

В последние годы жизни Соломин работал особенно много: играл сам, ставил спектакли как режиссёр. «Когда он поставил "Свадьбу Кречинского", то буквально светился от счастья. Он купался в своей роли, выделывая на сцене невероятное, например, с разбега садился на шпагат. И это в 60 лет», — вспоминал актёр Василий Ливанов , который предостерегал друга от проявлений такого азарта.

Однажды Соломин сказал, что хочет умереть на сцене, как Андрей Миронов . И эти страшные слова оказались почти пророческими.

Та самая «Свадьба Кречинского» и стала для артиста последним спектаклем. 23 апреля 2002 года Соломин в последний раз вышел на сцену. Во время первого акта актёру внезапно стало плохо, и его увезли в больницу. Позже выяснилось, что у Соломина произошёл ишемический инсульт, а через месяц он скончался в больнице.


Кадр из фильма «Женщины»


Кадр из фильма «Старшая сестра»


Кадр из фильма «Крепкий орешек»


Кадр из фильма «Даурия»


Кадр из фильма «Сибириада»


Находясь на волосок от смерти, я видел туннель с ярким светом в конце. Двигался по нему, но не быстро - будто что-то мешало, не пускало...Потом всякий раз, когда выходил на сцену или знакомился с необыкновенным человеком, думал: «Вот и для этого тоже Господь сохранил мне жизнь...»

В начале девяностых рядом с Малым театром была устроена барахолка. Китайское тряпье висело даже на памятнике Островскому. Торговцы обтирали спинами только что покрашенные стены театра, оставляли после себя груды мусора. С утра до вечера - шум, гвалт, ругань. Случались и драки, в одной из которых был убит человек. В тот день, выйдя из театра, я пробирался сквозь строй торговцев к своей машине. Вдруг из припаркованного по соседству «мерседеса» выходят три парня - высокие, крепкие, красивые. Сразу понимаю, что имею дело со «смотрящими», которые контролируют рынок и собирают дань. Ребята почтительно здороваются, говорят обычные для поклонников слова, после чего спрашивают:

Может, есть проблемы?

Поблагодарив, указываю в сторону барахолки:

Вы же сами видите, что творится у храма искусства. Мы с таким трудом достали денег на ремонт, а все стены уже в темных пятнах.

Парни кивают:

Понятно.

Рынок, конечно, не убрали, но уже на другой день торговцы стояли в метре от стен театра и тряпки на бронзового Островского больше никто не вешал.

Некоторые из коллег, когда рассказывал об этой встрече, в ужасе округляли глаза: «Как ты не боялся с ними общаться?!»

Во-первых, ко мне эти парни отнеслись с уважением. Во-вторых, в детстве родители никогда не запрещали нам водиться с ребятами, которых сегодня назвали бы «неблагополучными». К слову сказать, многие из них впоследствии стали достойными людьми. Из детства я вынес и знание о том, что в преступном мире пустые обещания не в ходу. Вот и «смотрящие» за барахолкой тоже сдержали слово.

Мое первое воспоминание связано с арестом деда - маминого отца Анания Моисеевича Рябцева. Был канун какого-то праздника. Я проснулся от голосов и, путаясь в ночной рубашке, вышел из маленькой комнаты в коридор. Дед стоял в дверном проеме, одетый в длинное пальто. Рядом - чужие люди. Когда его уводили, он обернулся, сказал: «Берегите Юрочку» - и помахал рукой.

При нас с братом взрослые о деде не говорили - видимо из опасения, что я или Виталик поделимся семейной тайной с приятелями, а те станут тыкать пальцем во внуков «врага народа». И я до поры до времени держал давнее воспоминание при себе. Рассказал о нем только в 1956 году, когда приехал домой на каникулы и бабушка попросила проводить ее до прокуратуры: «Нужно получить документ». В учреждение она вошла одна, я остался на улице. Ждал долго, пока наконец бабушка не появилась в дверях, держа в руках листок бумаги. «Вот и все... - прошептала она. - Дедушку реабилитировали. Посмертно».

Тогда-то я и рассказал, каким дед остался в моей памяти. Грустно улыбнувшись, бабушка покачала головой: «Вряд ли ты можешь это помнить. Тебе два с половиной года было. Наверное, что-то такое в книжке прочитал или в кино видел».

В конце восьмидесятых, когда открыли архивы НКВД, забайкальские газеты стали публиковать дела репрессированных в тридцатые годы. Одна из статей была посвящена деду. Там было все: имя следователя, какие вопросы он задавал... Дед отвечал односложно или молчал. Он никого не оговорил, не предал, хотя протокол и заканчивался записью: «Был унесен в камеру». В материалах дела я нашел дату ареста - тридцатое декабря 1937 года. Выходит, это действительно случилось в канун праздника и запомнившееся прощание деда с семьей - не кадр из фильма. Допрос проводился в день ареста, а первого января 1938-го дед умер. Но родным сказали: приговорен к десяти годам без права переписки. Семья надеялась, что по окончании этого срока дед вернется или хотя бы напишет письмо. Конец надеждам положила та самая бумага из прокуратуры о посмертной реабилитации.

Многие знают великолепного актера, народного артиста России, режиссера и театрального педагога Юрия Соломина. Но его биография, личная жизнь известна не многим.

В его долгой жизни немало произошло интересного. Об этом пойдет речь в этой статье.

Юрий Соломин родился в 1935 году. Его биография началась в городе Чите. Родители работали учителями музыки. В семье Соломиных был небольшой личный оркестр. В нем Юра исполнял партию ложек. Жизнь мальчика была окружена музыкой. Но, ни он, ни его брат, Виталий не переняли музыкальных способностей.

Родители были талантливыми людьми. Мама обладала абсолютным слухом. Папа умел играть на многих музыкальных инструментах. Юрий Соломин с детства был увлечен театром. Его актерская биография началась рано.

Он принимал участие в спектаклях театрального кружка в Доме пионеров. Личную любовь к театру он открыл в себе после того, как посмотрел документальный фильм о работе Малого театра. После этого события его жизнь изменилась. Он твердо решил стать актером.

Виталий тоже разделил это намерение и сказал родителям, что тоже будет актером. Они немного расстроились, что дети не пошли в них музыкальными талантами. Но потом смирились, решив, что этот вид искусства тоже неплох.

Обучение и начало актерской карьеры

После окончания школы Юрий Соломин, недолго думал, кем быть, поскольку он давно уже определил, что его биография будет неразрывно связана с театром. Он поехал в Москву и подал документы в Театральный институт им. Щукина.

На вступительном экзамене он по личному выбору читал стихи Маяковского. Это было важное событие в жизни юного парнишки. Его внешний аристократический вид плохо сочетался с патриотическим настроем стихов. С улыбкой, но педагоги решили оставить его на второй тур. На фото тех лет он выглядит совсем худеньким юношей с большими выразительными глазами.

По совету отца Юрий подошел к председателю приемной комиссии, замечательной артистке Веры Пашенной, и спросил о том, есть ли у него шанс быть принятым. Она ответила утвердительно. Так он был зачислен в студенты Театрального института.

Как и мечтал Юрий Соломин, его биография оказалась тесно связана с Малым театром. Впервые на его сцену он вышел на втором курсе. Пусть его личная роль была совсем небольшой (он сыграл ремесленника в «Иване Грозном»), но в его жизни это было сильное потрясение. После окончания института он, не раздумывая, стал актером Малого театра. Причиной этому было сильная любовь к этому театру с детства и желание до самой смерти служить этому виду искусства.

Роли они исполнял разные, начиная от малых, переходя постепенно на главные роли. Его талант не мог не остаться незамеченным. Он участвовал в «Ревизоре» Гоголя, «Живом трупе», «Дяде Ване».

Актер играл в спектакле «Ревизор»

Вскоре он стал сниматься в кино. Его преподавательница Вера Пашенная порекомендовала его режиссеру И.Анненскому. Он взял его в свой фильм «Бессонная ночь», где актер сразу сыграл главную роль. Это произошло в 1960 году. Однако эта роль не принесла ему большого успеха. Стать знаменитым актеру помогла совсем другая роль.

Кадры из сцены «Бессонная ночь»

Театральная и преподавательская деятельность

Актер исполнил более 50 ролей в разных спектаклях. Но лучше всего у него получалось играть в спектаклях по произведениям А.П.Чехова. Вскоре Соломина стали называть «чеховским актером». Критики отмечали его богатый талант и умение перевоплощаться в разных людей. Больше всего зрителям и специалиста нравилась его роль в «Дяде Ване».

Кроме чеховских инсценировок, актер принимал участие в спектаклях: «Сирано де Бержерак» Э.Ростана, «Ярмарка тщеславия» В.Теккерея, «Пучина» Островского, «Любовь яровая» Тренева, «Игра» Бондарева, «Пигмалион» Б.Шоу и многих других.

Роль Николая II в пьесе «И Аз воздам» потрясла многих зрителей и критиков. Все отмечали несомненный талант и внешнее сходство артиста с последним царем-мучеником.

С 1961 года Соломин занимается преподавательской деятельностью в Институте им. Щукина, там, где он учился. Сейчас он имеет должность профессора. Ведет активную деятельность в обучении студентов, в том числе иностранцев.

В 1988 году Соломин стал худ. руководителем родного театра. Но это вовсе не вызвало в нем тщеславия. Напротив, Юрий Мефодьевич открыт и общителен со всеми. В нем нет напускной важности. Его всегда отличала особая интеллигентная утонченность, тактичность.

С 1980 года Юрий Мефодьевич трудится на поприще режиссера в театре. К его режиссерским постановкам относятся: «Бесприданница» Островского, «Чайка» и «Три сестры» Чехова, «Ревизор» Гоголя, «Власти тьмы» Л.Толстого, «Таинственный ящик» Каратыгина, «Молодость короля Людовика XIV» Дюма.

Роли в кинематографе

После дебюта в кино Юрия Соломина еще ждало еще несколько ролей в различных фильмах. Это были в основном кинокартины о войне. Его кинематографическая биография не начиналась сразу с бурного успеха. Режиссеры видели в нем почему-то военного человека. Наверно благодаря его сдержанности, краткости в словах, целеустремленности, он сподоблялся играть военных командиров. Эти роли не приносили ему знаменитости, хотя и сыграны были отлично.

Но после личного участия в одном фильме, актер проснулся знаменитым. Это был первый опыт всенародной популярности в его жизни. Фильм назывался «Адъютант его превосходительства». Это был черно-белый многосерийный фильм, в котором актер играл капитана Кольцова, адъютанта генерала Ковалевского.

После выхода на экраны этого шедевра, его стали узнавать на улице даже дети! Фото актера стали все чаще красоваться на обложках журналов и в киосках. Благодаря красоте, обаянию молодого актера, его интеллигентности, зрители полюбили белого офицера. Странновато, что в самый разгар советского времени, когда белогвардейцы обычно показывались отрицательными персонажами, в этом фильме персонаж Юрия Соломина был образцом для подражания. Актер изобразил его умным, тактичным, порядочным человеком. На него хотелось смотреть снова и снова.

Фильм этот появился на экранах в 1969 году и сразу завоевал сердца советских зрителей. Затем было еще несколько выдающихся ролей в кино. В кинокартине «Мелодии белой ночи» Юрий Мефодьевич сыграл лирическую роль, молодого влюбленного. Это трогательная история о любви двух людей разной национальности-русского мужчины и японской девушки.

Кадры из фильма «Мелодии белой ночи»

Затем был музыкальный фильм по оперетте Штрауса «Летучая мышь». Там он играл вместе с братом- Виталием. Жаль, что брат его, талантливый актер, запомнившийся зрителям в образе Доктора Ватсона из «Шерлока Холмса», ушел из этого мира так рано! Кстати, братья очень мало общались в жизни. У них был плотный график съемок и спектаклей. Об этом Юрий жалел после смерти брата…

В фильме «Свет в окне» по повести В.Токаревой актер великолепно сыграл отца, оставшегося вдовцов с двумя детьми. Жизненный сюжет, заставляющий людей сопереживать героям фильма, хорошая игра актеров понравились зрителям.

Кадры из фильма «Свет в окне»

В советские годы буквально взорвал умы людей детективный телесериал «ТАСС уполномочен заявить». В нем актер сыграл полковника КГБ. Вместе с ним в кинокартине снялись известные актеры того времени. Фильм раскрывал тайны советской разведки, реально происходившие события.

Юрий Мефодьевич работал в качестве режиссера над созданием некоторых фильмов: «Берег его жизни», «В начале было слово», «Оставайся со мной».

Награды актера

Юрий Соломин заслужил многие награды как актер и выдающийся деятель. Первой в биографии актера личной наградой была Государственная премия РСФСР им. братьев Васильевых за великолепное исполнение роли капитана в фильме «Адъютант его превосходительства».

Затем он получил звание заслуженного деятеля искусств Республики Марий Эл. Впервые в жизни звания Заслуженного артиста РСФСР актер удостоился в 1971 году. Потом в 1974 году он стал народным артистом РСФСР, а в 1974 году- народным артистом СССР. В то время он уже был любимым актером для многих взрослых зрителей и детей.

Актер удостоился премии КГБ за исполнение роли в фильме «Адъютант его превосходительства».

Актер удостоился премии КГБ

А сколько раз он получал Орден «За заслуги перед Отечеством»! Русская православная церковь награждала актера Орденами святого преподобного Андрея Рублева и святого князя Даниила Московского.

Через несколько лет актер удостоился Высшей Российской общественной награды-знак ордена св. Александра Невского «За труды и Отечество». Также ему вручили Орден почета и Орден дружбы народов.

Актер получил орден св. Александра Невского

В интернете можно найти видео, на котором президент Путин вручает актеру важные награды.

Многим будет интересно узнать, что в честь Юрия Соломина названа планета!

Личная жизнь, семья

Юрий Соломин на редкость однолюб. В его биографии есть только одна женщина – его жена. Свою личную жизнь он связал с Ольгой Николаевной Соломиной. С ней он встретился еще в годы обучения в институте. Она подсела к нему нечаянно, но как оказалось позже, эта случайность сыграла важную роль в его жизни. На следующий год молодые люди расписались.

Позже у них родилась дочь, которую назвали Дарьей. Его жена вскоре ушла из театра и посвятила себя целиком семье, мужу и дочери. Юрий Мефодьевич 60 лет живет счастливо со своей женой. Они почти не ссорятся. У них большой дом, в котором кроме семьи живут домашние животные, которых актер очень любит.

Недавно у него родилась внучка Александра. Сейчас Юрию Соломину 81 год. Он обладает завидной бодростью, здоровьем и счастливым настроем.

«Я видел его вживую два раза, и ни я его не узнал, ни он меня. Потом стало понятно, что это был брат дедушки, но общения у нас никакого не было», – рассказал Кирилл. Раньше братья хорошо общались, ходили друг к другу в гости. После того, как их мама Зинаида Ананьевна ушла в мир иной, они перестали поддерживать связь. Женщина всю жизнь пыталась сблизить двух сыновей, часто приглашала их на семейные праздники.

capelino.com

«Они общались, когда была бабушка жива. Ходили друг к другу в гости, Юра к нам приходил: один и с семьей», – рассказала дочка Виталия Соломина, Елизавета.


1tv.ru

Сам Юрий Мефодьевич утверждает, что они с братом никогда не соревновались и не завидовали друг к другу. Всем хватало ролей в фильмах. Виталию Соломину было под силу играть комедийных персонажей, а Юрию – драматических. Вся страна любила актеров и никогда не сравнивала их. Каждый смог внести свой вклад в отечественный кинематограф.


trust.ua

«Виталий – он несерьезный человек. Когда он что-то говорил серьезно, всегда казалось, что несет какую-ту «пургу» сознательно. Вот эта готовность к улыбке, – она давала ему определенный шарм и обаяние. Его старший брат – артист драматический, у него с комедией сложнее», – подытожил Андрей Кончаловский.

Очень жаль, что в этой жизни, братья так и не смогли помириться.