Выставка цай. Цай Гоцян

Китайский художник Цай Гоцян с выставкой-размышлением о русской революции

В год столетия Октябрьской революции Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина пошел на эксперимент. Он пригласил современного художника для создания масштабной выставки-размышления о важнейшей для истории России дате. Речь идет о Цай Гоцяне, китайском художнике, известном своими экспериментами с порохом. Выставка получила название "Октябрь".

Философия пороха

Цай Гоцян - художник, изучавший сценический дизайн в Шанхайской театральной академии, работал в различных видах искусства - от графики до перформансов. Применять в своих работах порох он начал после переезда в Японию в 1986 году. С тех пор это основной его художественный инструмент, а вместе с тем - знаковый для китайской культуры материал.

"В моей родной провинции находится много предприятий, производящих пиротехнику. Я экспериментировал с этим материалом еще до переезда в Японию. Помимо него, я использовал и просто огонь. Но порох непредсказуем, я почувствовал в этом некую свободу, вызов и борьбу. В этой непредсказуемости рождается нечто новое", - говорит Цай Гоцян.

Цай Гоцян на фоне своей "пороховой" работы

Первыми его широко известными "пороховыми" работами стали "Проекты для инопланетян". Это серия инсталляций, каждую из которых, как мечтал Цай Гоцян, можно было бы увидеть из космоса. Так, в 1993 году он "расширил" Великую китайскую стену на 10 тысяч метров в сторону пустыни Гоби. Огненная стена на 15 минут осветила дюны.

Фрагмент "Великой китайской стены", сделанный художником

Цай Гоцян стал первым человеком с китайским паспортом, который посетил ядерный полигон правительства США в Неваде. Это было в 1996 году, когда он работал над произведением "Век с Грибными Облаками: проект для XX века". На фотографии того времени художник стоит на пустынном хребте на полигоне, а над ним расползается облако дыма в форме "ядерного гриба".

Цай Гоцян неоднократно говорил о ядерных катастрофах с помощью своих работ. В Хиросиме он создал инсталляцию "В Земле тоже есть черная дыра". Сотни шаров, наполненных гелием, подняли в небо порох, образовав спираль. Вспыхнув, она начала опускаться, исчезая в "черной дыре".

"Порох - очень подходящий инструмент для того, чтобы раскрыть невидимую часть мира в нашем сознании. Я творю на грани", - говорит Цай Гоцян.

Другая популярная работа художника - полукилометровая "Лестница в небо" - осветила Цюаньчжоу в 2015 году. Цай Гоцян посвятил инсталляцию своей бабушке. Когда он был маленьким, женщина продавала морепродукты, чтобы помочь ему стать художником.

"Все, что я делаю, я делаю через призму взгляда мальчика, который никогда не повзрослеет. Вечного ребенка. Он любит мечтать и находится в постоянной игре. У меня так много поклонников по всему миру, потому что я изображаю детство каждого из нас", - рассказывает художник.

Работы Цай Гоцяна отмечены различными наградами: он получил "Золотого льва" на Венецианской биеннале, премии крупнейших музеев мира, а также стал лауреатом Императорской премии за достижения в области искусства. В 2008 году он был назначен директором по созданию визуальных и специальных эффектов на церемониях открытия и закрытия летних Олимпийских игр в Пекине.

Проект фейерверка для церемонии открытия Олимпийских игр в Пекине

Цай Гоцян называет себя кочевником: он создает инсталляции по всему миру, работая с культурой каждой из стран. Его персональные выставки проходили в крупнейших музеях мира, например, в Метрополитен-музее в Нью-Йорке.

Инсталляция художника, показанная в рамках 17-й биеннале в Сиднее

О влиянии русской культуры

У Цай Гоцяна особое отношение к русской культуре. По его признанию, она оказала большое влияние на него в детстве.

"Я родился в 1957 году в Цюаньчжоу, это время теснейшей дружбы между Китаем и СССР. Многие китайцы в те годы не могли и слова написать по-английски, но владели русским языком. Когда я учился живописи, мы подражали русским художникам. Мой преподаватель был выпускником Академии художеств имени Репина в Санкт-Петербурге", - говорит Цай Гоцян.

Он рассказывает, как делал копии "Неизвестной" Ивана Крамского, изучая низкопробные репродукции в журналах, как ходил по десяткам деревенских прудов в поисках места, схожего с картиной "У омута" Исаака Левитана. Но особенно Цай Гоцян выделяет Константина Максимова. Советский художник, представитель соцреализма, два года - с 1955-го по 1957-й - преподавал в Китае искусство масляной живописи. Он внес большой вклад в развитие изобразительного искусства в стране.

"Портрет китайского матроса" и " Ци Байши за работой" Константина Максимова

"Константина Максимова не так хорошо знают на родине, но в моей стране он стал основоположником собственной школы. Хотя формально ее не существует, но эта традиция сохраняется до сих пор. Можно проследить его влияние на мои ранние картины. В позднее время я собрал более двухсот его работ и организовал три выставки в крупнейших городах Китая", - продолжает художник.

Картина"Закат на берегу", написанная Цай Гоцяном в 1970-е

По словам Цай Гоцяна, он мечтал о выставке в России с детства. "Октябрь" - это первый его проект, представленный в нашей стране. Все произведения искусства были созданы специально для выставки, при этом "собирал" он их на месте, в музее и на дополнительных площадках.

"Октябрь"

Инсталляция "Осень" - первое, что видит посетитель выставки. Она расположена у входа в музей. Это метафорическая гора, основа которой - детские кроватки и коляски. Из них прорастают десятки молодых берез. Музей выращивал деревья в питомнике специально для выставки.

Кроватки и коляски музею пожертвовали жители Москвы. Цай Гоцян часто привлекает к созданию своих работ простых людей. "Эти детские коляски символизируют мечты, детство, социалистическую утопию в сердцах людей", - рассказывает художник.

Инсталляция "Осень"

Над главной лестницей музея Цай Гоцян растянул шелковое полотно, на котором порохом выведена цитата из "Интернационала": "Никто не даст нам избавленья: ни бог, ни царь и не герой". Работа получила название "Звук". Дальше - инсталляция "Земля", которая была создана из сухих растений. Советские символы скрыты среди колосьев, но они отражаются в зеркальной поверхности над ними.

"Звук"

"Земля" символизирует русскую ниву, художник хотел воссоздать ощущение тайны, которое возникало у него в детстве при просмотре советских фильмов. Он говорит о романтических идеях - свободе и красоте жизни, которые сам испытывал в юные годы.

В то же время "Земля" находится между двумя полотнами - "Река" и "Сад". Они были созданы с помощью волонтеров в традиционном для художника "пороховом" стиле. Черно-белая "Река" символизирует поток ушедших воспоминаний.

Как создавалась работа "Река" в 22-м павильоне на ВДНХ

Пороховая композиция "Сад" выполнена в цвете. Красные маки и гвоздики на ней расположены рядом с советскими пропагандистскими плакатами. Они воплощают идеалы прошлого. Все это, включая посетителей зала, отражается в зеркальной поверхности над "Землей".

"Сад"

Кульминация выставки - видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади": в небе над главной площадью страны один за другим взрываются огни под музыку Петра Чайковского. Завершается перформанс 100 секундами залпов. Они оставляют после себя огромное белое облако, которое медленно уносит ветер.

Видеопроект "Октябрь. Дневные фейерверки на Красной площади"

Выставка будет работать с 13 сентября по 12 ноября в Главном здании ГМИИ им. А.С. Пушкина. Генеральный спонсор выставки - ПАО Сбербанк.

Над проектом работали:

{{role.role}}: {{role.fio}}

КИТАЙСКИЙ ТУРИСТ О РУССКОЙ РЕВОЛЮЦИИ
В сквере перед знаменитым портиком цветаевского музея уменьшенная копия кладбища в Ментоне (Лазурный берег). Тому, кто там не был сообщаю: это скала над морем, ставшая кладбищем русской революционной эмиграции: знаменитые дворянские фамилии. Инсталляция-гора состоит из остовов детских кроваток, имитирующих кладбищенские ограды, сквозь которые проростает русский березняк. Пока он не засох окончательно, надо выставку посетить!

Эта внушительная по размерам метафора дополнена второй исталляцией, искусно вписанной в объём знаменитого Белого зала музея. Их соединяет стяг-полог из тончайшего белого шелка над парадной лестницей со строчкой из «Интернационала»: НИКТО НЕ ДАСТ НАМ ИЗБАВЛЕНЬЯ: НИ БОГ, НИ ЦАРЬ И НЕ ГЕРОЙ. Пол Белого зала- гигантского размера ковёр из вертикально стоящих, буквально, как в поле, подстриженных стебельков какой-то жухлой травы. Каждая травинка вставлена в персональное отверстие в листе фанеры, которыми устлан пол. Этих стеблей МИЛЛИОНЫ. Это - ЗЕМЛЯ (так написано на стенке). На травяном ковре «вытканы» два гиганских же «серпа-и-молота» в обрамлении пятиконечныз звёзд. Причём вытканы так, чтобы в гигантском же подвесном зеркале, образущем потолок зала, этот ковёр отражался именно зеркально: то, что выглядит в зеркальном отражении на потолке как выпуклое, рельефное, на «Земле», на самом деле. является «впуклым» - это метафора того, как мы видим сегодня события вековой давности. Есть и другие метафоры: череда событий столетней истории представлены чёрно-белым потоком архивных негативов-позитивов - это «Река», а на противоположной стене цветной «Сад» мечт и надежд.
Наконец,в нефе Белого зала - парящий в воздушном потоке белый бумажный змей, собирющий в одну точку Эпилога все потоки метафор этой выставки. Но это,оказывается, не точка, МНОГОТОЧИЕ...

Как понимаете, всё просто.
И созерцается под звуки выстрелов/взрывов, диссонирующих с «Октябрём» из ВРЕМЁН ГОДА П.И. Чайковского

И
главное: АВТОР, его бессмертное «Я» художника, которое одно и заслуживает вечной жизни в искусстве - об этом видеоповествования на плазменных панелях и видеопроекции + Красная площадь + Кремль и фейерверки - эти образы нам понятны, пускай и с китайским акцентом. К чести автора, он предпочёл всё-таки художественный язык почти неизбежным в такой теме социолгическим и политическим абстракциям

В завершение могу сказать, что смотрел я на всё это с искренним интересом, и никакого внутреннего протеста у меня не было. Но когда я прошелся после по анфиладе старой недерландско-германской живописи, то понял, что никогда прежде не испытывал от неё такого острого наслаждения

И всё же, «ЦАЙ ГОЦЯН. ОКТЯБРЬ» - самое значительное из прозвучавших в этом году в Москве высказываний о русской революции 1917 года

В Пушкинском музее открывается проект известного опытами с порохом китайского художника Цая Гоцяна, для которого музей все лето собирал детские коляски. Директор Марина Лошак рассказала Forbes Life о выставках Цая Гоцяна и Хаима Сутина, как устроен бюджет музея, где музей берет средства на миллионные выставки и почему так заинтересован в законе о меценатстве.

Огромная инсталляция перед входом в музей, созданная одним из самых известных современных художников Цаем Гоцяном - главное событие выставки «Октябрь». Гигантская конструкция представляет собой гору детских колясок и колыбелей, из которых растут березы. Этот проект является осмыслением революции 1917 года и готовится совместно с очень важным для нас партнером-Сбербанком, с которым уже была реализована выставка «Видеть невидимое».

В середине октября мы покажем графику крупнейших представителей австрийского искусства начала XX века - Густава Климта и Эгона Шиле.

Затем откроется масштабная выставка-ретроспектива Хаима Сутина. Более 50 работ художника будут показаны в историческом контексте полотен старых мастеров, которые повлияли на его формирование, и современных авторов, вдохновлявшихся творчеством самого Сутина. Произведения на выставку предоставят крупнейшие музеи Франции (Центр Помпиду, Музей Оранжери, Парижский музей современного искусства) и частные коллекционеры из Европы и России.

Еще один из знаковых проектов осени – выставка, которую готовит Ирина Александровна Антонова, связанная с искусством импрессионистов.

Мы мечтаем бы сделать выставку вместе с Национальным музеем Дамаска, обладающим уникальной коллекцией древнего искусства, и мои сотрудники летали в Сирию изучать экспонаты в разгар боевых действий.

- Каков ежегодный бюджет ГМИИ и как он формируется?

В прошлом году бюджет нашего музея составил около 1 млрд рублей. Причем, с гордостью могу сказать, что мы вступили в удивительную фазу существования, когда только половина бюджета–это субсидии государства, а остальное – это те средства, которые мы сами зарабатываем или привлекаем.

Спонсорские средства и пожертвования составляют не более 15%, в основном зарабатывает музей самостоятельно: на входных билетах, магазине, лекциях, образовательных программах и пр.

Но нам есть к чему стремиться. Например, в США почти все музеи финансируются частными лицами или компаниями. Основной доход нью-йоркского музея Метрополитен, примерно 60-70% бюджета, поступает из эндаумент-фонда (один из крупнейших в США $2,7 млрд) и в виде пожертвований. Остальные средства идут от продажи билетов и музейного магазина. Кстати, их система попечительства очень хорошо продумана. Так, если вы жертвуете $60 в год, то получаете 10% скидки в музейном магазине, он один из лучших в мире, за $550 - право бесплатно посещать танцевальные вечеринки в галерее, за $4000 в год - бесплатно завтракать до посещения музея, за $8 тыс. в год-посещать концерты, за $20 000 -доступ на приемы президента музея. А подобные концерты и приемы приносят музею порядка $20-30 млн. Естественно музею дарят не только деньги, но и картины. Самый крупный дар – от миллиардера и одного из наследников империи Estée Lauder Леонарда Лаудера. Он отдал музею Метрополитан 78 картин, включая работы Пабло Пикассо, Жоржа Брака и Фернана Леже, стоимостью более $1 млрд.

В прошлом году у другого крупнейшего нью-йоркского музея – МоМА доходы от фондов, включая эндаумент, составили $70 млн, от посещений – $30 млн и от магазинов и ресторанов – $50 млн.

Выставки такого уровня, как недавние «Венеция Ренессанса» с картинами Тициана, Тинторетто и Веронезе, ли предстоящая выставка Сутина по стоимости приближаются к €1 млн, откуда музей берет такие средства?

Как правило, мы делаем обменные выставки, что значительно удешевляет весь процесс. Но, несмотря на это, большие выставки, действительно стоят не меньше €1 млн. И делаются они за счет меценатов.

Прерафаэлитов и Тернера спонсировал фонд «Искусство, наука и спорт» Алишера Усманова , а уникальные картины Кранахов зрители увидели благодаря финансовой поддержке ВТБ , банка–генерального спонсора музея. Пиранези и некоторые другие традиционные итальянские выставки поддерживает ЮниКредитБанк. Такое тематическое сотрудничество достаточно распространенная история. Коллекцию импрессионистов и постимпрессионистов, например, поддерживает Росбанк, как официальный партнер Галереи искусства.

Меня не удивляет, что на выставки дают охотно, - это престижно. Поражает другое, наши меценаты постепенно превращаются в филантропов. Они дают средства на образовательные программы, социальные проекты, причем, делая это, настаивают на анонимности. Эти люди не мотивированы ни законами, ни сниженными налогами, ни славой. Вообще ничем, кроме внутреннего, личной ответственности перед обществом, и это абсолютный тренд сегодняшнего дня.

Какие у ГМИИ есть источники пополнения коллекции? Например, в музее практически нет западного современного искусства .

Мы надеемся, что современное искусство станет важной частью нашего музея, а здание нового музея появится не на территории музейного квартала, а где-нибудь в городе. Мы планируем собрать экспертный совет, куда войдут представители международных музеев, который разработает концепцию коллекции современного искусства в ГМИИ, а уж потом будем искать средства. Учитывая цены на современное искусство, рассчитываем только на внешние деньги. Хочется показывать многих: Ансельма Кифера, Герхарда Рихтера, Сидни Шерман, Марину Абрамович, Кристиана Болтански.

Мировая практика создания музейных коллекций разнообразна, у каждого свой путь. Плюс ко всему я верю в удачу, и надеюсь на то, что работа над репутацией в области современного искусства приведет к тому, что нам начнут и дарить. Рассчитывать только на щедрость сограждан трудно, но мы сделаем все возможное, чтобы захотели дарить именно ГМИИ.

К тому же, когда к 2024 году завершится масштабная стройка и реконструкция, появится музейный квартал-появится и пространство для современной скульптуры. В нашем музейном ландшафте будут работы Александра Кольдера, Генри Мура, Эмиля Антуана Бурделя и других важнейших скульпторов. Мы эти произведения будем арендовать сроком на пять – семь лет, а потом менять.

Кроме того, в планах музея предоставлять площади для временного хранения частных коллекций. К тому же я верю, что скоро будет закон о меценатстве, который значительно облегчит положение музеев.

Например, вся американская музейная система построена на дарах коллекционеров. Но у них совсем другая система налогов, и донаторы мотивированы.

Тема передачи «Музейные палаты» в субботу, 30 сентября – китайский художник Цай Гоцян и его выставка в ГМИИ им. Пушкина.

Гость передачи – куратор выставки Александра Данилова, заместитель заведующего отделом искусства стран Европы и Америки XIX – XX вв.

Фасад ГМИИ им. Пушкина принял сейчас несколько необычный вид. Точнее, его вообще почти не видно за инсталляцией Цая Гоцяна, чья выставка проходит в главном здании музея.

Инсталляция составлена из деревьев и… детских кроваток, колясок и колыбелек. Летом их специально собирали по Москве для этого произведения.

Не менее необычен и вид большого зала с колоннадой.

В центре его – инсталляция «Земля», и она действительно составлена из стеблей растений.

Ну, а чтобы лучше разглядеть рисунок, стоит поднять глаза к потолку, временно ставшему зеркальным.

Это, впрочем, с точки зрения технологии нам понятно. А вот два больших панно по сторонам зала – что это? Вроде бы живопись. Но экспликация гласит: холст – и не масло, не акрил, не темпера, а… порох!

Но прежде чем мы перейдем к разговору о технологии, посмотрим, с чего автор начинал.

Да, вот именно. Вполне академичная живопись, причем не в традиционном китайском, а в европейском стиле (чуть ли не подражание Левитану).

Ну, а со временем автору пришла в голову мысль использовать для создания своих произведений пиротехнику. Живопись это или перформанс? С одной стороны, для создания своих работ автор использует трафареты. С другой, эффект горения пороха – то есть взрыва – никогда не может быть до конца предсказуем. Ну, а сам, процесс, разумеется, зрелищен.

И вот, кстати, автопортрет художника.

Поклон Малевичу – черный квадрат.

И вот одна из больших композиций для московской выставки – «Река» – исполнена как раз в этой манере. В основе изображений – старые фотографии из советских газет.

Ну хорошо, это все черно-белые работы, скажет зритель. Но уж цветные-то – наверно, обычная живопись?

А вот и композиции для Москвы.

Хроника изготовления (дело происходило на ВДНХ).

В залах ГМИИ представлена и видеодокументация процесса.

Текст: Татьяна Пелипейко

Часть изображений любезно предоставлена пресс-службой ГМИИ.

Грозное оружие как средство выразить любовь, показать красоту мира и создать произведения искусства. Кто бы мог подумать, что порох можно использовать в таких целях? Китайский художник Цай Гоцян покажет московской публике как рисовать пеплом, как взрыв сделать мирным и доказать, что слеза ребенка перевешивает все исторические катаклизмы.

Белый зал Пушкинского музея, каким вы его еще не видели. Под ногами - символ эпохи. Над головой - отражение эпохи. В одних местах колосок к колоску вытаптывали, в других выпрямляли. У тех, кто монтирует выставку, уже в глазах рябит. А тот, кто ее придумал, полон энтузиазма.

Вот так, под, кажется, бесконечным количеством углов, на советский серп и молот посмотрел китайский художник Цай Гоцян. Вдохновленный революцией 1917-го, привез в Москву выставку. Засеял зал Пушкинского музея - просо. И устроил несколько взрывов в одном из павильонов ВДНХ.

Несколько десятков зрителей и помощников. Ну, не может Цай Гоцян творить в маленькой мастерской. Называет себя мастером пороховой живописи. Взрыв. Полотно засыпано пеплом. Под пеплом трафарет, а значит рисунок появится только там, где надо.

Я дам знак, когда приступить к тушению, к участкам, которые не охвачены взрывом, подходить не нужно.

Родился в Китае. Жил в Японии. Сейчас творит в Нью-Йорке. Однажды предпочел холсту - воздух, а краскам - порох. Его пиротехнические шоу, словно вырвавшиеся из музейных рам полотна импрессионистов.

Холст «Река» - это тоже пороховая техника. Трафареты - 100 фотографий с главными событиями столетия. Смешал в один большой портрет эпохи: и лица солдат на фронте и глаза строителей светлого будущего. Но их тут надо еще отыскать. Думайте о смысле и ищите образы.

«Это про человеческую жизнь, индивидуальная жизнь очень важна. Как у Достоевского, слеза ребенка перевешивает все исторические потрясения», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Картина в картине. Здесь Цай спрятал «Портрет Незнакомки» Крамского. Русских художников обожает. Признается, в Третьяковке плачет от восторга. И все время фотографирует.

«В преддверии выставки я решил посмотреть снова картину в Третьяковке. Я был удивлен, когда увидел, что ее кто-то срисовывает и решил сделать селфи на фоне. И вчера, когда я нарисовал свою картину «Река», я решил это поставить в конец реки, чтобы объединить историю моей личной жизни с историей России», - рассказал Цай Гоцян.

Цай делает выставку о революции, а заодно и творит свою. В пространстве. Холодный классицизм здания Пушкинского музея тоже ведь взорвал своими объектами. Не только внутри, но и снаружи.

Классическое искусство спряталось за искусством современным. Вот так теперь выглядит вход в музе: десятки и десятки детских кроваток и колясок. Из них как бы растут березы. Сразу столько символов новой жизни. Этой огромной инсталляцией Пушкинский показывает: готов впустить в свои окна ветер перемен.

«Мы живем в храме, но храм обязательно нужно проветривать. И, конечно, должен быть живой воздух сегодняшней жизни, и конечно на лучших образцах», - говорит директор Государственного музея изобразительных искусств им. А. С. Пушкина Марина Лошак.

Спрятанный фасад и теперь закрытый двор, в котором раньше выстраивалась очередь в музей, в Москве обсуждают не меньше, чем будущую выставку. Кто-то понимает, а кто-то нет. Обычное дело для современного художника.

«Был и Рембрандт, и Гойя. Когда они появлялись, они тоже вызывали много вопросов у своих современников. И тут вопрос в том, что художник опережает время, очень тонко чувствуя его», - говорит куратор выставки Александра Данилова.

Одни осуждают, другие помогают мастеру творить. Старые коляски и кроватки сюда принесли москвичи. Тех, кто когда-то качал эти колыбели и тех, кто когда-то в них спал, художник считает своими главными соавторами.