Выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали

Название выставки: «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»
Где проходит выставка: Государственный Эрмитаж, залы № 344-349 на третьем этаже Зимнего дворца
Время проведения выставки: 29.10.2016 – 05.02.2017

Государственный Эрмитаж совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, Муниципалитетами Жироны и Фигареса преподнесли жителям и гостям северной столицы образ палящего испанского солнца и шикарный сюрприз в виде выставки семидесяти работ двадцати девяти каталанских художников.

Впервые в России проходит выставка на данную тематику такого масштаба. На ней представлены не только живопись, но и скульптура, и графика, созданные каталанскими мастерами в конце ХІХ - начале ХХ века. Собрав такое количество работ сюрреалистов, организаторы попытались объяснить генезис этого уникального художественного явления на стыке двух прошлых веков.

И если в вопросов не возникает - один лишь восторг! - то Ампурдан стоит объяснить. Дело в том, что в начале ХХ века именно городок Ла-Биспаль-дель-Ампурдан был эпицентром зарождения и развития сюрреализма в контексте каталонского искусства. И это неудивительно. Местные пейзажи - это что-то на грани реальности и фантазий о рае. В таких вдохновенных условиях и сформировалась так называемая «школа Ампурдана», для которой характерны аллюзии и цитирование известных старых европейских мастеров (например, «Явление Делфтского в заливе Розес» Жоана Массанета-и-Жули).

«Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес». Жоан Массанет-и-Жули. 1935-1936

Географически «школу Ампурдана» можно разделить на Кадакес и «школу Фигереса». Основателем последней считается несравненный график Хуан Нуньес. Он повлиял на многих молодых художников, в том числе, на Сальвадора Дали, который её и прославил на весь мир.

На выставке в Эрмитаже представлены такие работы Сальвадора Дали: «Отрубленная рука», «Ретроспективный женский бюст», «Изысканный труп», «Мягкие черепа и арка с черепами», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Венера с выдвижными ящиками», «Сан Нарсис» и «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением». Все работы предоставлены Музеем Тиссена-Борнемиса в Мадриде.

Сюрреализм Кадакеса представлен на выставке такими художниками и скульпторами, как Карлес Ридауре, Элисеу Мейфрен, Рамон Антонио Пичот Жиронес, Зигфрид Бурманн и другие.

На выставке также можно приобрести специально подготовленный каталог «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали», подготовленный испанскими историками искусства и художественными критиками.

Выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» проходит под эгидой V Санкт-Петербургского международного культурного форума.

КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии . Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников, - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда . Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев . - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы .

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе .

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет! Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех.

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых)

29 октября в Государственном Эрмитаже открывается выставка "Сюрреализм в Каталонии".

Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» которая представляет семьдесят работ двадцати девяти каталонских художников. И, хотя эпохальные работы Дали — в фокусе внимания, экспозиция призвана убедительно показать зрителям то, что не Дали единым жив испанский сюрреализм.

Среди экспонатов не только живопись, но и произведения скульптуры и графики, созданные испанскими мастерами в период с конца XIX до конца XX века. Впервые российские зрители получат возможность познакомиться с произведениями испанских сюрреалистов, увидеть и понять генезис одного из самых интригующих и привлекательных художественных явлений XX столетия.


Анхелес Сантос Торроэлья «Планета Земля» (1929)

Анхелес Сантос — женщина-художник, которую знала вся Каталония. Она прожила больше ста лет (1911 — 2013), с ее именем связана история довоенного авангарда. Работы Сантос определили новую живопись первой половины XX века. Она дружила с Лоркой, Хорхе Гильеном, Рамоном Гомесом де ла Серна, Хуаном Рамоном Хименесом; последний поместил её словесный портрет-эссе в книгу «Испанцы трех миров».

Когда речь заходит об испанском сюрреализме, то говорят о сюрреализме Каталонии, и в первую очередь — о сюрреализме Ампурдана. В первой половине ХХ века именно Ампурдан стал главным центром сюрреалистических поисков в блестящем развитии каталонского искусства.

Как говорил сам Сальвадор Дали, «в том, что все мы, родившиеся и живущие в Ампурдане, абсолютно ненормальны, вина трамонтаны». Ураганный северный ветер, периодически срывающийся из-за гор, породил немало легенд об этом крае, и постепенно Ампурданская долина стала у многих ассоциироваться с родиной эксцентричных творческих людей, чудаков и гениев одновременно.


Анжель Планельс-и-Круаньяс, «Тоскующий моряк» (1962)

Древняя культура Ампурданской долины, ее замки и деревеньки, совершенно сказочный и иногда кажущийся нереальным пейзаж, который будит творческую фантазию и накладывает на произведения художников особое своеобразие, позволяет говорить о «школе Ампурдана» в истории европейского сюрреализма. Важнейшей характеристикой ампурданской школы стала ее приверженность художественным ценностям истории европейского искусства. На выставке в Эрмитаже это можно будет проследить, обратив внимание на «цитирование» известных произведений мастеров прошлого.

Жоан Массанет-и-Жули, «Явление Вермеера Делфтского в заливе Розес» (1935−1936)

Три небольших городка — Пуболь, Кадакес и Фигерас — образуют на карте Каталонии треугольник, основание которого приходится на долину Ампурдана. Этот треугольник называют «далинийским». «Ампурданский треугольник Дали» — под таким названием в Каталонии проводят многочисленные экскурсионные туры по местам, где жил и работал великий сюрреалист. Однако, помимо Дали, Ампурдан дал толчок к развитию множества художественных талантов, и многие будут представлены на выставке в Эрмитаже


Сальвадор Дали Доменек, «Ретроспективный женский бюст» (1933−1970)

«Школа Фигереса» возникла в начале ХХ века, благодаря преподавательской деятельности превосходного рисовальщика и графика Хуана Нуньеса («Терпение», 1898; «Автопортрет», 1908; «Галерея в монастыре Вилабертран», «Вилабертран», 1908; «Прелюдия», 1919) и оказала влияние на группу молодых художников, включая самого Сальвадора Дали. Искусство этих мастеров характеризуется необычайной реалистичностью, тщательной и безупречной техникой рисунка, почти всегда графитом или углем. Они создавали натюрморты напоминающие голландскую живопись XVII века, изображения интерьеров наполненных светотенью, пронизанных загадочной, таинственной атмосферой. Именно в Фигересе и его окрестностях творил Жозеп Бонатерра, партриарх ампурданской живописи. Именно здесь сформировался талант Дали.

Анжель Планельс Круаньяс «Луна на берегу моря» (1947)

О Кадакéсе мир впервые узнал благодаря скульпторам Карлeсу Ридауре («Материнство», ХХ в.) и Фредерику Маресу («Женская фигура», 1930). Здесь работали Элисеу Мейфрен, страстный любитель моря, открывший чудесные и укромные уголки Кадакéса и Рамон Антонио Пичот Жиронес, жизнь которого протекала между студией в Париже и продолжительными сезонами в Кадакéсе. В Кадакéсе жил немецкий художник Зигфрид Бурманн в период между двумя мировыми войнами, где писал пейзажи, а также портреты Сальвадора Дали и его сестры Анны Марии в детском возрасте. У мастеров этой плеяды общей чертой является великолепный реалистический рисунок и увлечение ампурданским пейзажем, который часто играет ведущую роль в их произведениях.

«…Наше детство и отрочество — это Фигерас и Кадакес. Фигерас — самое сердце ампурданской долины. Кадакес — побережье; этот маленький город смотрится в Средиземное море, как в зеркало. Оба эти пейзажа, ампурданский и средиземноморский, навеки запавшие нам в души, будут повторяться и повторяться на полотнах брата во всех любовно выписанных подробностях…"

Анна Мария Дали


Сальвадор Дали «Изысканный труп»,

Эварист Вальес-и-Ровира «Свет в эвклидовом пространстве» (1948)

Творчество Сальвадора Дали представлено на выставке работами «Отрубленная рука», «Изысканный труп», «Ретроспективный женский бюст», «Сюрреалистический объект с символическим назначением», «Мягкие черепа и арфа с черепами», «Сан Нарсис», «Венера с выдвижными ящиками» и знаменитой картиной «Сон, вызванный полётом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

Сон, навеянный полетом пчелы вокруг граната, за секунду до пробуждения

Сальвадор Дали

Экспозиция, которую готовили целых четыре года, организована Государственным Эрмитажем совместно с Каталонским агентством культурного наследия при Департаменте культуры Правительства Каталонии, муниципалитами Жироны и Фигереса.

В Зимнем дворце открылась выставка «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали»


«Отрубленная рука» на фоне «Ретроспективного бюста женщины». «Изысканный труп» и «Мягкие черепа…». А еще летающий в синем небе палец, и «Женщина с рыбой», больше похожая на даму с собачкой… Не картины, а клиника! Или, как минимум, дневник криминалиста.

Многие именно так и относятся к произведениям сюрреалистов, главным идеологом которых считается Сальвадор Дали. Ужасный и прекрасный, как его знаменитые усы.

Но сам ли он дошел до жизни такой? Одинок ли был в своем пристрастии к аллюзиям? А это странное сочетание форм на его полотнах, граничащее с паранойей? И только ли на полотнах? Скульптура «Ретроспективного бюста женщины», выставленная в эти дни в Государственном Эрмитаже буквально вопиет: воля ваша, а что-то неладное творилось с автором при работе!

Россию произведения Сальвадора Дали посещают не часто. Полтора года назад Петербургский музей театрального и музыкального искусства, расположившийся в Шереметьевском дворце, в рамках проекта «Другое измерение» представил графику, скульптуру и фарфор несравненного испанца из собрания галереи современного искусства Татьяны Никитиной. Было на что посмотреть! Но порожденные тем вернисажем вопросы остались без ответа. Может, найти их удастся на этот раз? Тем более что помимо Дали выставлены на третьем этаже Зимнего Дворца картины и скульптуры (общим числом 70) его земляков, каталонцев.

«Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали» - так называется эта выставка. Представлены творения мастеров, родившихся и выросших в первой четверти ХХ века в небольшом городке Фигерас. При этом чуть ли не каждый третий - художник, у которых, что ни полотно, то «нечто со сдвигом». То есть, с такой метафорой, что голову сломаешь, пока поймешь.

А. Планельс. «Тоскующий моряк»

А можно и не ломать, просто смотреть. Вот, скажем, «Луна на берегу моря» Анжела Планельса. Буквально - лежит на берегу. Очень большая луна. Девочка рядом с ней кажется куколкой, игрушкой. Что тут к чему? Но смотришь, глаз не оторвать. Потому что яркие краски, сказочные облака. И портрет мужчины на скале с усами как у Дали.

Многие каталонские художники носили усы такой же формы, и так же любили эпатировать, как наш несравненный Сальвадор, - рассказала корреспонденту «Труда» Алисия Виньяс Паломер, известный в Испании искусствовед, инициатор и организатор выставки в Эрмитаже с испанской стороны. - Все это не случайно. В том регионе фантастическая природа! Сказывается близость к Средиземному морю, переменчивость климата. Особое влияние оказывает на живущих там людей северный ветер - трамонтан. Близ Фигераса, родного для Дали города, есть большая равнина Ампурдан, где много кипарисов, эвкалиптовых деревьев. Когда налетает - обычно внезапно, порывами - трамонтан, и так же внезапно утихнет, не узнать равнину. Ничего вокруг не узнать! И так - до следующего урагана. Как тут не разгуляться фантазии? Особенно если ты там родился и вырос. В Фигерасе у людей особая ментальность.

Значит, всё дело в климате, в котором рожден? Судя по творениям Хуана Нуньеса, Жозепа Бонатерра, Анжела Планелье, Эвариста Вальеса, Жоан Массанет, и ещё двух десятков авторов, получается, что так. Но Дали…

С. Дали. «Ретроспективный женский бюст»

Никто из вышеназванных художников все-таки не унаследовал экстравагантности, свойственной автору «Атомной Леды», «Постоянства памяти», «Великого мастурбатора» и многих других картин. Видимо, дело все-таки не в ампурданском трамонтане, а в некой прирожденной склонности к преувеличениям. Своих причуд, в первую очередь. За которые в ХХ веке неплохо платили.

На открытии сюрреалистического вернисажа народ первым делом хлынул к картинам Сальвадора Дали. На берега Невы их прибыло восемь. Прежде всего, к знаменитому полотну «Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната за секунду перед пробуждением» (1944 г.). Но не меньшего внимания заслуживают, безусловно, и его земляки, вызвавшие некогда своими творениями скандалы в Париже.

Впрочем, у парижан всегда так: сначала ужасаются, критикуют, а потом готовы платить миллионы за только что отвергнутые полотна. Не так ли было с импрессионистами? Потом с Пикассо и опять же с Дали...

Большая часть работ, представленных в Петербурге, из частных испанских коллекций. Некоторые до берегов Невы не доехали - пока утрясались детали выставки (семь лет!), пара коллекционеров скончалась, а их родственники отказались предоставлять полотна. В остальном же все удалось. Не заставил себя ждать ожидаемый ажиотаж российской публики, у которой нынче в моде вернисажи.

Выставка с картинами Дали вызвала ажиотаж в первый же день


КОРОЛЬ СЮРРЕАЛИЗМА

Пятница в Эрмитаже выдалась особенно многолюдной. Сотни людей пришли на открытие выставки «Сюрреализм в Каталонии. Художники Ампурдана и Сальвадор Дали».

- У нас представлено семьдесят работ 29 испанских художников , - рассказали в пресс-службе музея.

Это картины, которые захватывают внимание с первого взгляда. Сочные краски и необычные сюжеты заставляют всматриваться в каждое произведение и размышлять над его смыслом. Но «королем вечера» стал, конечно, Сальвадор Дали. Теперь петербуржцы смогут воочию увидеть его легендарную картину «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения». Художник написал ее под впечатлением от цирковой афиши с тиграми и сочинений Зигмунда Фрейда. Главной героиней стала обнаженная супруга Дали Гала.


С. Дали «Сон, вызванный полетом пчелы вокруг плода граната за секунду до пробуждения»Фото: Александр ГЛУЗ

Для человека, далекого от искусства, может показаться, что на холсте изображены совершенно несвязанные между собой предметы. Но все они – части единого сюжета.

На первом плане мы видим небольшой гранат, вокруг которого вьется пчела, что и провоцирует кошмар. А слева – непосредственно сам кошмар – огромный гранат, из которого вылетает рыба-монстр и два тигра, собирающихся атаковать лежащую Галу, но ствол ружья пробуждает ее, - объясняет каталонский куратор выставки Алисия Виньяс Паломер. – Это была первая попытка Дали изобразить сон и объяснить, чем он вызван.

Помимо этой картины посетителям представили еще семь работ великого мастера. В том числе его не самые известные произведения. Например, работу «Сан Нарсис» с изображением католического священника.

С. Дали "Ретроспективный бюст женщины" Фото: Александр ГЛУЗ


С. Дали "Ретроспективный бюст женщины"

ФАНТАСТИКА, ВИТАЮЩАЯ В ВОЗДУХЕ

Организаторы не скрывают, что открытие выставки для них большой праздник, ведь они готовили ее долгие семь лет! Так долго, потому что хотели показать не только Дали, но и его наставников, современников и учеников.

Мы привезли работы учителя Дали - профессор Хуана Нуньеса. Это очень важно, ведь любой художник сначала учиться рисовать, а потом становится великим. Решили выставить его графические произведения, так как графика – это основа изобразительного искусства, - рассказывает другой куратор Юрий Савельев. - Если вы внимательно посмотрите на автопортрет Хуана Нуньеса, то увидите много черт, присущих позднему Дали, включая его знаменитые усы.

Сальвадор Дали Фото.

Вся экспозиция занимает несколько залов, и художники нисколько не уступают друг другу. Каждый – со своими особенностями, которые делают его работы похожими на фантастический мир. К примеру, Анжел Планельс-и-Круаньяс изображает руку, открывающую шкаф, в котором плещется море. «Ящик с сюрпризом» - так он назвал свою работу.

Фантазии сюрреалистам точно не занимать. По мнению экспертов, оригинальные идеи для картин они черпали буквально из воздуха.

Прежде всего, это обуславливается пейзажем Каталонии. Там есть большая равнина Ампурдана, где растут кипарисы. Она сильно меняется, особенно, когда дует северный ветер. Тогда ее общий вид становится фантастическим, - говорит Алисия Виньяс Паломер. - Когда ветер утихает, то устанавливается такая красота и спокойствие, что кажется, словно оказался в театральных декорациях и вокруг тебя что-то фантастическое. Этот пейзаж сильно влияет на местных художников, ведь мы все несем черты нашей Родины. То место, где мы появились на свет, оставляет яркий след в нашей жизни и в нашей работе.

ОТКРЫТИЕ ДЛЯ ВСЕЙ ЕВРОПЫ

Большая часть картин, которые привезли в Эрмитаж, находится в частных коллекциях. Собрать их всех вместе заняло много времени и усилий. Но в результате получилось уникальное собрание.

Идея выставки родилась в мае 2009 года, но в самой Каталонии мы не всегда находили поддержку, - рассказывает Юрий Савельев. - Многие говорили, что выставка не будет пользоваться успехом, и что лучше бы мы привезли исключительно Дали. Я думаю, что это не так, и что в Петербурге происходит настоящее открытие. Некоторые работы, которые сюда привезли, никогда не выставлялись в Европе.

В первый же вечер посмотреть на необычный мир сюрреалистов пришли сотни человек. Люди все прибывали и прибывали, и вскоре к висящим на стенах картинам выстроились небольшие очереди. То ли еще будет!
Выставка проработает до 5 февраля 2017 года и уже сейчас ясно, что она обречена на успех .

КАКИЕ РАБОТЫ ДАЛИ МОЖНО УВИДЕТЬ?

«Отрубленная рука»

«Изысканный труп»

«Ретроспективный женский бюст»

«Сюрреалистический объект с символическим назначением» (известен как туфли Галы)

«Мягкие черепа и арфа с черепами»

«Сан Нарсис»

«Венера с выдвижными ящиками»

«Сон, вызванный полетом пчелы около плода граната, за секунду перед пробуждением»

СКОЛЬКО СТОИТ

По стоимости обычного билета в Эрмитаж (от 400 рублей для взрослых).