Жил-был сказочник. Жил-был сказочник (к юбилею Е.Шварца) Жил сказочник

12 января 2018, 09:22

12 января 1628 года родился Шарль Перро - французский сказочник, автор всем известных сказок "Кот в сапогах", "Золушка" и "Синяя борода". Тогда как волшебные истории, вышедшие из-под пера автора, знают все от мала до велика, о том, кем был, как жил и даже как выглядел Перро, мало кто догадывается. Братья Гримм, Ганс Христиан Андерсон, Гофман и Киплинг… Имена, знакомые нам с детства, за которыми скрываются неизвестные нам люди. Предлагаем вам познакомиться с тем, как выглядели и жили известные сказочники. Ранее мы рассказывали об известных детских авторах СССР.

Шарль Перро (1628-1703).
Такие сказки как Кот в Сапогах, Спящая красавица, Золушка, Красная шапочка, Пряничный домик, мальчик-с-пальчик и Синяя борода - все эти произведения знакомы каждому. Увы, но крупнейшего французского поэта 17 века узнают далеко не все.

Одной из ключевых предпосылок столь низкого интереса к внешности творца стала неразбериха с именами, под которыми была опубликована большая часть литературных творений Шарля Перро. Как оказалось позже- критик сознательно использовал имя своего 19-и летнего сына- д Арманкура. По всей видимости, боясь запятнать свою репутацию работой с таким жанром как сказка, автор решил не использовать свое, уже прославленное, имя.

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов.

В 1660-х годах он во многом определял политику двора Людовика XIV в области искусств, был назначен секретарем Академии надписей и изящной словесности.

Уже в 1697 году у Перро вышел один из его наиболее популярных сборников- "Сказки матушки Гусыни", который содержал восемь сказок, представлявших собой литературную обработку народных преданий.

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859) и Якоб (1785-1863).
Одними из самых известных произведени авторов стали сказки, уже ставшие классикой. Многие творения братьев по праву считаются мировой классикой. Для того, чтобы оценить их вклад в мировую культуру достаточно лишь вспомнить такие сказки, как "Белоснежка и Алоцветик", "Соломинка, уголек и боб", "Бременские уличные музыканты", "Храбрый портняжка", "Волк и семеро козлят", "Гензель и Гретель" и многие-многие другие.

Судьбы двух братьев-лингвистов были на столько переплетены друг с другом, что многие ранние поклонники их творчества называли исследователей немецкой культуры никак иначе, как творческими близнецами.

Стоит отметить, что такое определение, отчасти, было правдивым: Вильгельм и Якоб были неразлучны с самых ранних лет. Братья на столько были привязаны друг к другу, что предпочитали проводить время исключительно вместе, а страстная любовь к общему делу лишь объединила двух будущих собирателей фольклора вокруг главного дела их жизни- писательства.

Несмотря на столь схожие взгляды, характеры и стремления, на Вильгельма сильно повлияло то, что в детстве мальчик рос слабым и часто болел... Несмотря на самораспределение ролей в творческом союзе, Якоб всегда чувствовал своим долгом поддерживать брата, что лишь способствовало глубокой и плодотворной работе над публикациями.

Помимо своей основной деятельности в качестве лингвистов, Братья Гримм также были правоведами, научными деятелями, а в конце жизни они занялись созданием первого словаря немецкого языка

Хотя Вильгельм и Якоб и считаются отцами-основателями германской филологии и германистики, свою широкую известность они получили именно благодаря сказкам. Стоит отметить, что большая часть содержания сборников считается современниками вовсе не детскими, а скрытый смысл, вложенный в каждую опубликованную историю, по сей день воспринимается публикой гораздо глубже и тоньше, нежели просто сказка.

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875).
Датчанин - автор всемирно известных сказок для детей и взрослых: "Гадкий утенок", "Новое платье короля", "Дюймовочка", "Стойкий оловянный солдатик", "Принцесса на горошине", "Оле Лукойе", "Снежная королева" и многих других.

Талант Ганса начал проявляться еще в раннем детстве- мальчик отличался недюжинной фантазией и мечтательностью. В отличии от сверстников, будущий прозаик обожал кукольные театры и казался заметно чувствительнее своего окружения.

Казалось-бы, если бы Андерсон во время не решил попробовать самовыражаться через написание стихов, чувствительность юноши могла бы сыграть над ним злую шутку.

Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене.

Одним из наиболее мрачных периодов своей жизни Ганс всегда считал школьную пору. Закончивший обучение еще в 1827 году, Андерсон до конца жизни продолжал страдать от дислексии: талантливейший писатель современности делал множество ошибок на письме и так и не смог должным образом освоить грамоту.

Несмотря на очевидную безграмотность, свою первую, заслужившую огромный успех у зрителя пьесу, юноша написал в возрасте всего 15 лет. Творческий путь Андерсона привел датского писателя к настоящему признанию: в свои 30 лет мужчина смог выпустить первую книгу сказок, которую и по сей день читают и любят не только дети, но и взрослые.

Андерсен никогда не был женат и не имел детей.

Роковым для Андерсона стал 1872 год. Писатель случайным образом упал с кровати и сильно расшибся. Несмотря на то, что после падения прозаик прожил еще три счастливых года, главной причиной смерти принято считать именно то роковое падение, после которого писатель так и не смог оправиться.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822).
Пожалуй самой известной сказкой немецкогоа втора является “Щелкунчик и мышиный король”.

Писательский талант Гофмана крайне-трудно уживался с откровенным отвращением к "мещанским", "чайным" обществам. Не желая мириться с ходом общественной жизни, юноша предпочитал проводить свои вечера и ночи в вином погребке.

Гофман все-же стал известным писателем-романтком. Помимо изощренного воображения, Эрнст продемонстрировал также успехи и в музыке, создав несколько опер, а затем выставив их на суд публике. То самое "мещанское" и ненавистное общество с почестями приняло талантливое дарование.

Вильгельм Гауф (1802-1827).
Немецкий сказочник - автор таких произведений как "Карлик Нос", "История о калифе-аисте", "История о маленьком Муке".

После окончания университета Гауф сочинил для детей знакомого знатного чиновника волшебные сказки, которые впервые были опубликованы в "Альманахе сказок января 1826 года для сыновей и дочерей знатных сословий".

Астрид Линдгрен (1907-2002).
Шведская писательница - автор ряда всемирно известных книг для детей, в том числе "Малыш и Карлсон, который живет на крыше" и историй про Пеппи Длинныйчулок.

Джанни Родари (1920-1980).
Известный итальянский детский писатель, сказочник и журналист - “папа” всем известного Чиполлино.

Еще будучи студентом, вступил в молодежную фашистскую организацию "Итальянская ликторская молодежь". В 1941 году, став учителем начальной школы, вступил в фашистскую партию, где пребывал до момента ее ликвидации в июле 1943 года.

В 1948 году Родари стал журналистом в коммунистической газете "Унита" и начал писать книжки для детей. В 1951 году в качестве редактора детского журнала опубликовал первый сборник стихов - "Книжка веселых стихов", а также свое известнейшее произведение "Приключения Чиполлино".

Редьярд Киплинг (1865-1936).
Автор "Книги Джунглей", главным героем которой стал мальчик Маугли, а также сказок "Кошка, которая гуляет сама по себе", "Откуда у верблюда горб?", "Как леопард получил свои пятна" и других.

Павел Петрович Бажов (1879-1950).
Самые известные сказки автора: "Медной горы хозяйка", "Серебряное копытце", "Малахитовая шкатулка", "Две ящерки", "Золотой волос", "Каменный цветок".

Народная любовь и известность настигла Бажова лишь к 60-и годам. Запоздавшая публикация сборника рассказов "Малахитовая шкатулка" была приурочена исключительно к юбилею писателя. Важно отметить то, что ранее-недооцененный талант Павла Петровича в итоге все-таки нашел своего преданного читателя.

Балаева Карина

Исследовательская работа о жизни известного сказочника, рассказчика, ветерана Великой Отечественной войны Ивана Макаровича Полозова.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Жил-был сказочник.

Балаева Карина.

Сегодня, в канун 73-летия Великой Победы, мы чествуем героическое поколение, прошедшее самую тяжёлую войну. Откликнувшись на призыв Родины, все люди встали на защиту, выстояли и победили.

Мы, благодарные потомки героев Великой Отечественной войны, всегда будем помнить ратный подвиг тех, кто в годину испытаний отстоял право нашего народа на свободу и независимость. Нет ни одной семьи в нашей необъятной стране, которую бы война обошла стороной.

В нашей семье я не застала в живых непосредственных участников Великой Отечественной войны, но мы их помним и чтим, и память о них передаётся от старших поколений.

Сижу, просматриваю дедушкин фотоальбом. На глаза мне попалась необычная старая, ветхая, выгоревшая от солнечных лучей и потрёпанная от времени фотография.

Прадедушка и прабабушка Полозовы, прадедушкины сёстры и их дети

На ней изображена большая семья: взрослые и дети. Взгляды их наполнены верой в завтрашний день, в их счастливое будущее. Я заинтересовалась этой фотографией и решила узнать больше. К моему удивлению, людьми на снимке оказались, мои прадедушка и прабабушка, прадедушкины сёстры и их дети. Прадедушку звали Иван Макарович (на Фото он в центре, чуть справа), прабабушку – Анна Григорьевна (справа от дедушки, с младшим сыном на руках). Конечно, я много о них слышала от мамы и дедушки, но и подумать не могла, что история их жизни окажется такой интересной.

И прадедушка Иван Макарович, и прабабушка Анна Григорьевна Полозова (в девичестве – Куринова) родились в 1923 году и жили в селе Черновское Большеболдинского района. Они были ровесниками, но ближе познакомились в 1947-м году, когда прадедушка вернулся с войны и военной службы. По рассказам моей мамы, вначале дедушка ухаживал за подругой моей прабабушки. Обе девушки были красивые и весёлые, несмотря на то, что в годы войны им пришлось взять на свои хрупкие плечи все тяготы военной жизни. Но всё же Нюра (так все называли мою прабабушку) нравилась больше за сильный певучий голос. Выйдут, бывало, девушки на колхозное поле вязать снопы, Нюра как запоёт! Слышно было всему селу. А Иван сразу узнавал её голос.

По словам тех, кто знал моего прадедушку Ивана, он тоже был весёлым человеком, любил и шутить, и песни петь. А ещё мой прадедушка очень хорошо рассказывал сказки про людей и животных. Иван Макарович ещё в детстве полюбил русские народные сказки. Эта любовь в старинной крестьянской семье Полозовых, наверное, наследственная, потому что известными знатоками-сказочниками были на селе в свое время и отец и дед Ивана Макаровича.

Вот как о нём вспоминает мой дедушка Борис Иванович Полозов: «Отец мой был высокий худощавый. Работал в колхозе трактористом. В свободное время любил ходить в лес по грибы, на рыбалку. Часто случалось так, что из леса отец приходил с пустой корзинкой. Мы, дети, спрашиваем: «Папа, а почему ничего нет? Грибы не нашел?». Он сядет на завалинку, не спеша достанет кисет с табаком, закрутит себе «самокрутку» и начинает рассказывать про лисичку и зайцев, про сороку, про других лесных жителей. Как он с ними встретился, расспросил об их жизни в лесу, говорил с ними. И так интересно было его слушать, что мы забывали про все свои ребячьи дела, усаживались рядом с ним и слушали не дыша. Со всех дворов сбегались ребятишки послушать про зверей и птиц, про их повадки. А ещё отец хорошо подражал пению птиц. Даже на березу, которая росла возле его дома, он прикрепил скворечник. Каждую весну в нём селилась, по его словам, одна и та же семья скворцов и прадедушка всегда узнавал «своего» скворца, пересвистывался с ним, разговаривал. У него была отличная память. Он хорошо рисовал, занимался гравировкой, резьбой по дереву, любил делать различные поделки для дома. Также отец участвовал в сельском народном театре, играл на местной сцене в спектакле «Гроза» Островского.

Отец был по натуре весёлым человеком и ничего не боялся, но когда было нужно, он был серьёзным и очень ответственным. Всю жизнь: и дома, и на фронте его звали Макарычем. После окончания войны отец ещё два года оставался на службе. Домой возвратился в 1947-м году в одной солдатской шинели, но с боевыми орденами и медалями. Окончил курсы трактористов с отличием, работал в колхозе. За свою отличную работу не раз награждался почётными грамотами»

О том, как воевал, прадедушка рассказывать не любил, эти воспоминания вызывали у него тягостные чувства, слёзы наворачивались на его глаза. Вот то немногое, что удалось узнать от его детей: прадед ушёл воевать в ноябре 1942 года, когда ему исполнилось 19 лет, и после недлительного обучения военному делу оказался на фронте. Так молодой колхозный тракторист становится связистом. В его военном билете написана специальность – линейный надсмотрщик, то есть он обеспечивал бесперебойную работу связи батальона и дивизии, всё время был на передовой. В случае потери связи выходил в разведку и устранял неполадки. Работать в основном приходилось ночью. Линию связи подвешивали на деревья, но немцы её снимали и «перекусывали». Наши связисты её вновь перебирали и связывали. Иван Макарович неоднократно сталкивался с немцами, глядел в глаза смерти (был дважды контужен), но с достоинством выходил из любых переделок. Воевал прадедушка на Орловско-Курской дуге, освобождал территории Украины, Белоруссии, Польши, Германии.

И во время войны Иван Макарович не забывал про своё сказочное мастерство. В ту нелегкую годину его сказки не раз серьезно помогали бойцам, поднимая их дух своим неисчерпаемым остроумием и оптимизмом.

А ещё прадедушка вёл дневник. В перерывах между боями, когда появлялась свободная минутка, он писал письма домой и делал записи в дневнике. К сожалению, весь дневник не сохранился, а лишь отдельные листочки, но они очень дороги для нас. Несколько интересных случаев описано в дневнике Ивана Макаровича. Не написал он только, за что его наградили медалью «За отвагу». Он не любил хвалиться, говорил, что не он один был таким храбрым, «на войне иначе нельзя…», и прекращал разговор.

На сайте Министерства обороны «Подвиг народа» мы нашли сведения о том, за что прадедушка был достоин такой награды.

Вот выдержка из Приказа о награждении: «…за образцовое выполнение боевых заданий Командования на фронте борьбы с немецкими захватчиками и проявленные при этом доблесть и мужество…». Из Наградного листа: «Линейный надсмотрщик Полозов в батальоне связи находится с момента его формирования. За время наступательных операций он не раз, находясь в сложной обстановке, когда от связи зависел успех боя, всегда поддерживал устойчивую связь на участке своей линии.

02.05.45 г. линия связи и КП 395 СД проходила по лесу. На участке линии, где дежурил связист Полозов, произошёл порыв. Выйдя на линию, тов.Полозов устранил порыв за 10 минут, тем самым не допустил перебоя в связи.

06.05.45 г. на линии связи в местечке Шмитеборг произошёл порыв. Расстояние до порыва было около 5 км. Тов.Полозов в течении 30 минут покрыл это расстояние и устранил порыв. Связь работала бесперебойно. Тов.Полозов за проявленное мужество при обеспечении командования связью достоин правительственной награды – медали «За отвагу».

Иван Макарович награжден также медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.», орденом Отечественной войны II степени, юбилейными медалями, медалью «Ветеран труда».

Вернувшись с фронта в родное село, И. М. Полозов не оставил своего замечательного искусства. Он нередко рассказывал тогда старинные сказки из репертуара отца и деда, пересказывал новые, привезенные с войны и из армии. Старожилы Черновского до сих пор с уважением вспоминают, как зимой 1969 года Иван Макарович почти целый месяц выступал со своими сказками в их сельском клубе. И каждое выступление сказочника неизменно привлекало в клуб немало почитателей его таланта!

В семидесятых годах прошлого века Горьковским государственным университетом имени Н.И.Лобачевского были организованы экспедиции по сбору и записи сказок Поволжья. Члены экспедиций несколько раз приезжали к Ивану Макаровичу. В ходе экспедиций было записано 16 сказочных текстов, которые рассказал, несмотря на загруженность в летнюю пору колхозными делами, мой прадедушка. Его сказки вошли в сборники, выпущенные в разные годы. Вот названия некоторых этих сказок:

«Волшебная корзина», «Прутья», «Как обманули птиц», «Данилушка», «Опрятная девушка», «Горе и счастье семейное», «Даша, трёхглавый змей и Кощей Бессмертный», «Как поп учил закону божьему», «Царя слуга», «Капризный муж», «Грозный царь», «Два брата», «Как богатый барин стал бедным мужиком», «Плачущая кукушка», «Русалка», «Сова».

Мой прадедушка прожил недолгую, но счастливую жизнь. Вместе со своей женой, моей прабабушкой Анной Григорьевной, воспитал троих сыновей, дождался внуков.

Очень жаль, что мне не довелось увидеть его, послушать его сказки, ведь прадедушки не стало задолго до моего рождения. Умер Иван Макарович 20 октября 1999 года.

Я считаю, нам многому нужно поучиться у поколения наших «дедов и прадедов»: стойкости, мужеству, воле к Победе, научиться жить так, чтобы не было стыдно перед самим собой.

Я горжусь, что у нашей семьи был такой близкий и родной человек. Человек с большой буквы – это мой прадедушка Иван Макарович Полозов!

Ганс Христиан Андерсен (1805-1875)

На произведениях датского писателя, сказочника и драматурга выросло не одно поколение людей. С раннего детства Ганс был фантазером и мечтателем, он обожал кукольные театры и рано начал писать стихи. Его отец умер, когда Гансу не было и десяти лет, мальчик работал подмастерьем у портного, потом – на сигаретной фабрике, в 14 лет от уже играл второстепенные роли в Королевском театре в Копенгагене. Первую пьесу Андерсен написал в 15 лет, она пользовалась большим успехом, в 1835 году вышла его первая книга сказок, которые с восторгом читают многие дети и взрослые по сей день. Из его произведений наиболее известны «Огниво», «Дюймовочка», «Русалочка», «Стойкий оловянный солдатик», «Снежная королева», «Гадкий утенок», «Принцесса на горошине» и многие другие.

Шарль Перро (1628-1703)

Французский писатель-сказочник, критик и поэт в детстве был примерным отличником. Он получил хорошее образование, сделал карьеру адвоката и литератора, он был принят во Французскую Академию, написал немало научных трудов. Первую книгу сказок он опубликовал под псевдонимом – на обложке было указано имя его старшего сына, поскольку Перро опасался, что репутация сказочника может повредить его карьере. В 1697 году вышел его сборник «Сказки матушки Гусыни», принесший Перро мировую славу. По сюжету его сказок созданы известные балеты и оперные произведения. Что касается наиболее известных произведений, мало кто не читал в детстве про Кота в Сапогах, Спящую красавицу, Золушку, Красную шапочку, Пряничный домик, Мальчика-с-пальчика, Синюю бороду.

Сергеевич Пушкин (1799-1837)

Не только поэмы и стихи великого поэта и драматурга пользуются заслуженной любовью людей, но и замечательные сказки в стихах.

Александр Пушкин начал писать свои стихи еще в раннем детстве, он получил хорошее домашнее образование, окончил Царскосельский лицей (привилегированное учебное заведение), дружил с другими известными поэтами, в том числе и «декабристами». В жизни поэта были как периоды взлетов, так и трагические события: обвинения в вольнодумстве, непонимание и осуждение властей, наконец, роковая дуэль, в результате которой Пушкин получил смертельную рану и скончался в возрасте 38 лет. Но его наследие остается: последней сказкой, написанной поэтом, стала «Сказка о золотом петушке». Также известна «Сказка о царе Салтане», «Сказка о рыбаке и рыбке», Сказка о мертвой царевне и семи богатырях», «Сказка о попе и работнике Балде».

Братья Гримм: Вильгельм (1786-1859), Якоб (1785-1863)

Якоб и Вильгельм Гримм с юности и до самой гробовой доски были не разлей вода: их связывали общие интересы и общие приключения. Вильгельм Гримм рос болезненным и слабым мальчиком, только в зрелом возрасте его здоровье более-менее пришло в норму, Якоб всегда поддерживал брата. Братья Гримм были не только знатоками немецкого фольклора, но и лингвистами, правоведами, научными деятелями. Один брат выбрал стезю филолога, изучая памятки древненемецкой литературы, другой – стал научным деятелем. Мировую известность братьям принесли именно сказки, хотя некоторые произведения считают «не детскими». Наиболее известные – «Белоснежка и Алоцветик», «Соломинка, уголек и боб», «Бременские уличные музыканты», «Храбрый портняжка», «Волк и семеро козлят», «Гензель и Гретель» и другие.

Павел Петрович Бажов (1879-1950)

Русский писатель и фольклорист, первым выполнивший литературную обработку уральских сказаний, оставил нам бесценное наследие. Он родился в простой рабочей семье, но это не помешало ему закончить семинарию и стать преподавателем русского языка. В 1918 году отправился добровольцем на фронт, вернувшись, решил обратиться к журналистике. Только к 60-летию автора был опубликован сборник рассказов «Малахитовая шкатулка», который принес Бажову народную любовь. Интересно, что сказки выполнены в виде сказаний: народная речь, фольклорные образы делают каждое произведение особым. Самые известные сказки: «Медной горы хозяйка», «Серебряное копытце», «Малахитовая шкатулка», «Две ящерки», «Золотой волос», «Каменный цветок».

Видео: Видеоурок "Бажов Павел Петрович"

Редьярд Киплинг (1865-1936)

Известный писатель, поэт и реформатор. Редьярд Киплинг родился в Бомбее (Индия), в возрасте 6 лет его привезли в Англию, те годы он называл позже «годами страдания», поскольку люди, воспитывавшие его, оказались жестокими и равнодушными. Будущий писатель получил образование, вернулся в Индию, а затем отправился в путешествие, побывав во многих странах Азии и Америки. Когда писателю было 42 года, ему присудили Нобелевскую премию – и по сей день он остается самым молодым писателем-лауреатом в своей номинации. Самая известная детская книга Киплинга – это, конечно, «Книга Джунглей», главным героем которой стал мальчик Маугли, также очень интересно читать и другие сказки: «Кошка, которая гуляет сама по себе», «Откуда у верблюда горб?», «Как леопард получил свои пятна», все они повествуют о далеких странах и очень интересны.

Эрнст Теодор Амадей Гофман (1776-1822)

Гофман был человеком очень разносторонним и талантливым: композитор, художник, писатель, сказочник. Он родился в Кенингсберге, когда ему было 3 года, его родители расстались: старший брат уехал с отцом, а Эрнст остался с матерью, больше Гофман своего брата не видел. Эрнст всегда был озорником и фантазером, его частенько называли «возмутителем спокойствия». Интересно, что рядом с домом, где жили Гофманы, был женский пансион, и Эрнсту настолько понравилась одна из девушек, что он даже начал рыть подкоп, чтобы познакомиться с ней. Когда лаз был почти готов, об этом узнал дядя и приказал засыпать ход. Гофман всегда мечтал, чтобы после смерти о нем осталась память – так и случилось, его сказки читают и по сей день: наиболее известные – «Золотой горшок», «Щелкунчик», «Крошка Цахес по прозванию Циннобер» и другие.

Алан Милн (1882-1856)

Кто из нас не знает забавного медведя с опилками в голове – Винни Пуха и его забавных друзей? – автором этих веселых сказок и является Алан Милн. Свое детство писатель провел в Лондоне, он был прекрасно образованным человеком, затем служил в Королевской армии. Первые сказки о медведе были написаны в 1926 году. Интересно, но Алан не читал своих произведений собственному сыну Кристоферу, предпочитая воспитывать его на более серьезных литературных рассказах. Кристофер прочитал сказки своего отца уже будучи в зрелом возрасте. Книги переведены на 25 языков и пользуются большим успехом во многих странах мира. Кроме повестей о Винни Пухе известны сказки «Принцесса Несмеяна», «Обыкновенная сказка», «Принц кролик» и другие.

Видео: Алан Милн "Обыкновенная сказка"

Алексей Николаевич Толстой (1882-1945)

Алексей Толстой писал во многих жанрах и стилях, получил звание академика, во время войны был военным корреспондентом. В детстве Алексей жил на хуторе Сосновка в доме своего отчима (его мать ушла от его отца, графа Толстого, будучи беременной). Несколько лет Толстой провел за границей, изучая литературу и фольклор разных стран: так и возникла идея переписать на новый лад сказку «Пиноккио». В 1935 году вышла его книга «Золотой ключик или приключения Буратино». Также Алексей Толстой выпустил 2 сборника собственных сказок, получивших название «Русалочьи сказки» и «Сорочьи сказки». Наиболее известные «взрослые» произведения – «Хождение по мукам», «Аэлита», «Гиперболоид инженера Гарина».

Александр Николаевич Афанасьев (1826-1871)

Это выдающийся фольклорист и историк, с юности увлекавшийся народным творчеством и исследовавший его. Сначала он работал журналистом, в архиве Министерства Иностранных дел, в это время он и начал свои исследования. Афанасьев считается одним из самых выдающихся ученых 20 века, его сборник народных русских сказок – единственный свод русских восточнославянских сказок, который вполне можно назвать «народной книгой», ведь на них выросло не одно поколение. Первая публикация датируется 1855 годом, с тех пор книга не раз переиздавалась.

Описание презентации по отдельным слайдам:

1 слайд

Описание слайда:

2 слайд

Описание слайда:

3 слайд

Описание слайда:

4 слайд

Описание слайда:

Жил - был сказочник Шварц Евгений Львович /1896-1958/ Сегодня мы с Вами поговорим о человеке, благодаря которому были экранизированы сказки знаменитых сказочников, таких как Шарль Перро, Ганс Христиан Андерсен и др. По его сценариям были поставлены фильмы, на которых выросло ни одно поколение и до сих пор их с интересом пересматривают взрослые и дети. Это фильмы: «Принцесса и Свинопас», «Золушка», «Снежная королева», «Тень». По его сценарию экранизирован знаменитый роман Мигеля Сервантеса «Дон Кихот». Он автор пьес:"Голый король", «Убить дракона», «Сказка о потерянном времени» ,"Обыкновенное чудо", "Повесть о молодых супругах" и др. Написал множество книг для детей, у него есть также произведения о блокадном Ленинграде. Евгений Львович Шварц - писатель, драматург и киносценарист. 21 октября 2016 года в «календаре знаменательных дат» этот день отмечен как день памяти великого драматурга. Ему исполнилось бы 120 лет со дня рождения. В творчестве любого писателя отражается его жизнь. Сегодня мы ближе познакомиться с этим замечательным человеком, вспомним его произведения, заглянем в биографию Леонида Львовича.

5 слайд

Описание слайда:

Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье православного еврея -врача Льва Шварца и Марии Шелковой. РОЖДЕНИЕ И ДЕТСКИЕ ГОДЫ ЕВГЕНИЯ ШВАРЦА Евгений Шварц родился 9 октября 1896 года в городе Казань в семье православного еврея-врача Льва Шварца и Марии Шелковой, которая была акушеркой. Оба родителя происходили из зажиточных и интеллигентных семей. Евгений Шварц с семьей в раннем детстве переехал сначала в подмосковный Дмитров, а после в Майкоп. Там и прошла молодость будущего сказочника.

6 слайд

Описание слайда:

После окончания майкопского реального училища, в 1914 году Евгений решил поступить на юридический факультет Московского университета. Впрочем, диплом юриста Шварц так и не получил – уже через пару лет учебы он понял, что выбрал не тот путь. Его с детства манили театр и литература. В 1917 году был призван в армию. После Октябрьского переворота вступил в Добровольческую армию генерала Корнилова. Во время одного из штурмов прапорщик Шварц получил контузию, от которой страдал всю последующую жизнь – у него очень сильно дрожали руки. После травмы, Евгений был демобилизован. Поступил в университет в Ростове-на-Дону и твердо решил связать свое будущее с творчеством. В это же время он начал работать в «Театральной мастерской». Критики весьма благосклонно отзывались об актерской игре молодого Евгения Шварца и пророчили ему блестящее будущее в театре. Однако, после двух лет актерства, Евгений оставил сцену.

7 слайд

Описание слайда:

С.Я.Маршак К.И.Чуковский Е.Л.Шварц Помимо работы на театральных подмостках, Шварц писал фельетоны и являлся литературным секретарем Корнея Чуковского, пробовал себя в роли журналиста в городе Донецк. Как фельетонист творил под псевдонимом Дед Сарай для газеты «Кочегарка» и журналов «Забой» и «Ленинград». В 1924 году началось сотрудничество Евгения Шварца с Самуилом Маршаком. В это время Шварц начал работать в Ленинграде в детской редакции Госиздата. Главной обязанностью его тогда была помощь новичкам. По свидетельствам дебютантов, Евгений обладал исключительным творческим чутьем и способностью дополнять чужие замыслы. Многим новичкам он помог определить свой литературный путь. Шварц писал рассказы и стихи для детей в журналы «Чиж» и «Еж». В 1925 году издал первую собственную детскую книгу «Рассказы старой балалайки». Книга Евгения Львовича имела большой успех, но членом Союза писателей СССР Евгений Шварц стал в 1934 году. Его пьесы снимали с репертуара театра, так как цензоры усматривали в них политическую сатиру и скрытый подтекст. При жизни Сталина его произведения в театрах не ставились. Первый сборник пьес Евгения Шварца увидел свет лишь после кончины Иосифа Сталина. В 1956 году состоялось знаменательное для творца событие – премьера его эпохального произведения «Обыкновенное чудо», над которым автор работал более 10 лет.

8 слайд

Описание слайда:

Толубеев Ю.В. Черкасов Н.К. Гарин Э.П. Раневская Ф.Г. В роли Золушки: Янина Жеймо В его фильмах снимались такие блистательные актеры, как Фаина Раневская, Янина Жеймо, Толубеев, Черкасов, Гарин.

9 слайд

Описание слайда:

Гаянэ Халайджиева Екатерина Зиильбер Любимые женщины. В молодости он долго ухаживал за Гаянэ Халайджиевой - будущей женой, но она не поддавалась, так как он был сказочно нищ, хотя и обещал ей золотые горы как настоящий сказочник. Она была актрисой театра в Ростове-на-Дону. Шварц долго добивался согласия на брак и добился благодаря своему экстравагантному поступку – в ноябре прыгнул в ледяной Дон на глазах у возлюбленной. Второй женой была Екатерина Ивановна. С Екатериной Ивановной Шварц познакомился благодаря Вениамину Каверину, который познакомил его со своим братом Александром, композитором, приобретшим широкую известность под псевдонимом(Зильбер) Ручьев. Шварц с первого взгляда влюбился в его красавицу-жену Екатерину Ивановну – и очень скоро, через полгода, ушел из собственной семьи. После объяснения с первой женой Гаяне Хайладжиевой, для которой его уход в 1927 году был полнейшей неожиданностью. С Екатериной Ивановной Шварц прожил тридцать лет до последнего своего вздоха.

10 слайд

Описание слайда:

О чём молчал сказочник Шварц писал дневники в которых рассказывал всё, что с ним происходило день за днём…но некоторые детали своей биографии он не решался доверить бумаге. «Зима будет долгой. Надо приготовиться»

11 слайд

Описание слайда:

«Обыкновенное чудо» «Дон-Кихот» Евгений Автор пьес: "Голый король", "Тень", "Дракон", "Обыкновенное чудо", "Повесть о молодых супругах" и др. По сценариям Шварца сняты фильмы: "Золушка", "Первоклассница", "Дон Кихот", "Марья-искусница", "Каин XVIII", "Снежная королева"; существуют киноверсия "Дракона«(это фильм Марка Захарова «Убить дракона») и два фильма по "Обыкновенному чуду". Читал он колоссально много и быстро: вечером возьмет книгу или рукопись, а утром уже идет возвращать. Круг чтения его был тоже очень широк. Перечитывал классиков, следил за современной прозой, выписывал "Иностранную литературу", любил сказки, приключения, путешествия, мемуары, читал книги по философии, по биологии, социологии, современной физике… Книг он не собирал, как вообще ничего в жизни не копил, но покупать книги было для него наслаждением. Особенно любил ходить к букинистам, откуда приносил покупки самые неожиданные. То холмушинский сонник, то настенный календарь за 1889 год, то потрепанный, без переплета томик Корана, то сборник воспоминаний декабристов, то книгу по истории Петербурга, то лубочное сытинское издание русских сказок…

12 слайд

Описание слайда:

Умер Евгений Шварц 15 января 1958 года в Ленинграде от инфаркта в 61-летнем возрасте. Последние годы жизни он страдал от сердечной недостаточности. Писатель похоронен на Богословском кладбище. Обычно недуги, как известно, подкрадываются незаметно. Тут было по-другому. Был человек здоров, курил, пил, купался в ледяной воде, ходил на десятикилометровые прогулки, работал зимой при открытом окне, спал, как ребенок, сладко и крепко - и вдруг сразу всему пришел конец. Конечно, не совсем всему и не совсем сразу, но все-таки быстро, ужасно быстро протекала его болезнь. Началось с того, что Евгений Львович стал болезненно полнеть и стал жаловаться на сердце. В разговоре появились слова, о каких мы раньше не слыхивали: стенокардия, бессонница, обмен веществ, валидол, загрудинные боли... Перед смертью, а умирал он очень тяжело, он пытался обмануть судьбу и даже подписался на полное собрание сочинений Чарльза Диккенса, однако умер задолго до выпуска последнего тома. Скончался Шварц Евгений Львович 15 января 1958 года. Его похоронили на Богословском кладбище в Ленинграде. О талантливом писателе было снято несколько биографических документальных фильмов - Читайте подробнее на FB.ru:

13 слайд

Описание слайда:

Пьесы Евгения Шварца: «Ундервуд» пьеса в 3-х действиях 1928; «Пустяки» пьеса для кукольного театра 1932; «Клад» сказка в 4-х действиях 1934; «Принцесса и свинопас» 1934 ; «Голый король» сказка в 2-х действиях 1934; «Похождения Гогенштауфена» пьеса 1934, «Красная шапочка» сказка в 3-х действиях 1936; «Снежная королева» сказка в 4-х 1939; «Кукольный город» пьеса для кукольного театра 1939; «Тень» сказка в 3-х действиях 1940; «Сказка о потерянном времени» в 3-х действиях 1940;«Брат и сестра» 1940; «Под липами Берлина» (совместно с М. М. Зощенко) антифашистская пьеса-памфлет 1941; «Далекий край» 1942; «Одна ночь» пьеса в 3-х действиях 1943; «Дракон» сказка в 3-х действиях 1944; «Сказка о храбром солдате» пьеса для кукольного театра 1946; «Сто друзей» пьеса для кукольного театра 1948; «Два клёна» сказка в 3-х действиях 1953; «Обыкновенное чудо» сказка в 3-х действиях, 1956 (редакция под названием «Медведь» написана в 1954, но не опубликована); «Повесть о молодых супругах» пьеса в 3-х действиях 1957. Сценарии Евгения Шварца: Настоящие охотники. Автор надписей 1931 Товарный 717. Немой фильм.(Соавтор В. Петров. Режиссёр Н. И. Лебедев) 1934; Разбудите Леночку (в соавторстве с Николаем Олейниковым) 1936; На отдыхе (в соавторстве с Николаем Олейниковым) 1936; Леночка и виноград (в соавторстве с Н. М. Олейниковым) 1938; Доктор Айболит 1945; Зимняя сказка (в соавторстве с И.Ивановым-Вано), мультипликационный, на музыку П. И. Чайковского 1947; Золушка (сценарий 1945 года) 1948; Каин XVIII сценарий 1947 года, по сказке «Два друга», Первоклассница 1957; Дон-Кихот 1959; Марья-искусница 1963;Снежная королева 1966. Другие произведения Евгения Шварца: «Рассказ старой балалайки», 1925 «Два брата» (сказка) «Новые приключения кота в сапогах» (сказка) «Первоклассница» (повесть), 1949 «Приключения Шуры и Маруси» (рассказ) «Рассеянный волшебник» (сказка) «Сказка о потерянном времени» (сказка) Стихи (1920-е - 1950-е гг.) «Чужая девочка» (рассказ) Мемуары. Париж, 1982 Дневники (опубликованы в 1989 г.) Экранизации произведений Евгения Шварца: 1947 Золушка (режиссёры Н. Кошеверова и М. Шапиро); 1959 Марья-искусница (режиссёр А. А. Роу); 1963 Каин XVIII по сказке «Два друга»; 1964 - Обыкновенное чудо (авторы сценария и режиссёры Э. П. Гарин и Х. А. Локшина); 1964 Сказка о потерянном времени (автор сценария В. А. Лифшиц, режиссёр А. Л. Птушко); 1966 Снежная королева(режиссёр Г. Казанский); 1971 «Тень» (авторы сценария Ю. Т. Дунский, В. С. Фрид, режиссёр Н. Н. Кошеверова); 1978 « Обыкновенное чудо»автор сценария и режиссёр (М.Захаров); 1978 Заколдованные братья (нем. Die verzauberten Brüder) австрийский телефильм по пьесе «Два клена»; 1988 « Убить дракона»авторы сценария Г. И. Горин, М. А. Захаров);1991 «Тень, или Может быть, все обойдется»; 1977 «Два клёна»; 1990 « Сказка о потерянном времени» музыкально-кукольный фильм-спектакль(режиссёр Д. Генденштейн»; 2001 «Два брата: История из России» (англ. «The Two Brothers: A Story from Russia»); 2004 «Новогоднее приключение двух братьев» (Анимос).

В Ростовской области в селе Генеральском живет настоящий сказочник - лауреат литературной премии имени Петра Ершова.

Старую саманную хатенку Юрия Харламова и его музы - жены Светланы, даже не зная адреса, найти не сложно. Нужно лишь остановить прохожего и спросить: "Где писатель живет?"

Со стороны неширокой сельской улочки подворье писателя закрыто от посторонних глаз изгородью, завешенной зеленым ковром плюща. Не видна и круглая беседка в глубине сада - летний рабочий кабинет Харламова. На самом почетном месте в ней - старинная пишущая машинка «Континенталь», какую можно сейчас увидеть разве что в антикварном магазине или музее.

Родился Юрий Харламов в 1936 году в Луганске. Отец его был директором школы, мама — учительницей. В конце пятидесятых Харламов приехал в Ростов, поступил работать на ткацкую фабрику и стал расспрашивать: «Где тут кучкуются поэты?»

В Ростове тогда собирался клуб молодых литераторов. Туда ходили Петр Вегин, Борис Примеров, Слава Саксин, Куликов, Тер-Маркарьян — ростовские «шестидесятники», — вспоминает Юрий Ильич. — Вегин работал на телевидении и позвал туда меня. Я стал помрежем и писал — стихи, прозу, печатался в журнале «Дон».

Отослал свои творения одновременно в два института — во ВГИК и в Литинститут.

Положительные отзывы пришли из обоих вузов, и Юрий Ильич выбрал сценарное отделение ВГИКа. Поступил на заочное, учился в мастерской знаменитого кинодраматурга Алексея Каплера вместе с будущей сценаристкой Викторией Токаревой и Геннадием Бокаревым - автором нашумевшей в свое время пьесы "Сталевары" . Собственную творческую жизнь начинал на донской земле, считая ее с тех пор своей малой родиной.

Первые очерки в журнале "Дон", проба сил в разных жанрах, работа над первой книгой, встречи в клубе молодых литераторов, куда хрущевская оттепель собирала талантливых шестидесятников - Антона Геращенко, Анатолия Гриценко, Бориса Примерова.

Многие сверстники и собратья по ремеслу всеми силами стремились попасть в столицу. А Юрию Харламову хотелось " жизнь посмотреть и себя показать" совсем в иных местах великой страны.

К этому времени на телевидении его назначили начальником киноцеха, но эта работа пришлась не по душе начинающему писателю, и он уехал в Сочи. Целый год проработал там редактором газеты.

Но мне стало скучно в этом пляжном городе, — признается Харламов. — Хотелось романтики. С другом, поэтом Иваном Машкиным, мы собирались поехать на Чукотку, спасать там вымирающее племя юкагиров.

Но вместо Чукотки Харламов отправился в Таджикистан . Работал в газете, на киностудии.

Однажды Харламов решил сбежать от городской суеты, чтобы творить в тиши природы. Устроился метеонаблюдателем в заповедник с чарующим названием Тигровая балка.

Я жил, как Робинзон Крузо. Вокруг ни души, только с шакалами здоровался. Каждый день садился за пишущую машинку и писал, писал так, что правая рука опухала и болела… Ничего не получилось! И только когда вернулся в Душанбе, в привычную обстановку: друзья, общение, - за месяц написал книжку «В краю исчезнувшего тигра» .

В Тигровой балке Юрий познакомился с егерем, русским парнем, выросшем в туркменской семье — о нем он написал сценарий документального фильма. Вскоре Таджикфильм объявил анонимный конкурс на лучшие сценарии художественного, документального и мультипликационного фильмов. Победили оба харламовских сценария — и про егеря, и про «тигра» (по этому сценарию был снят фильм «Требуется тигр» ). Юрий Ильич объездил весь Таджикистан.

В каждом горном кишлаке в окошках крайних домов всегда горит огонь, чтобы путник не заблудился, — вспоминает писатель. — Подходишь к кишлаку, а на пороге уже стоит ребенок, протягивает воду и лепешку — любому путнику, кем бы он ни был, хорошим человеком или плохим. Все вокруг очень часто было настолько фантастическим и сказочным, что тогда-то и появились на свет мои первые сказки.

В качестве автора сценариев Харламова начали приглашать в киноэкспедиции и командировки на съемки. Постоянной спутницей молодого писателя была его жена Светлана Цой - выпускница медицинского института. Со временем она стала и его редактором, и корректором, и критиком. Юрия Ильича приняли в творческие союзы писателей и кинематографистов. С получением квартиры в Душанбе жизнь, казалось, окончательно наладилась.

Когда в 1980 году супруги решили обзавестись дачей на донской земле и присмотрели для этой цели старенький домишко в селе Генеральском, никто и представить себе не мог, что когда-нибудь он останется единственным их богатством и приютом. Но до этого было еще довольно далеко. Добрый десяток лет Юрий Ильич с женой каждую весну самолетом преодолевали пять тысяч километров до своей дачи и проводили здесь весь летний сезон.


Соседская бабушка долго не могла понять, что это за профессия у Харламова, если все лето сидит он в беседке за пишущей машинкой, а на работу никуда не ходит.

Да ты, верно, кочегаром работаешь, - решила она однажды. - Ясное дело - у кочегара летом нет работы.

Эта история - ну чем не сказка? - улыбается Юрий Ильич. - А между тем ничего не выдумано, все так и было на самом деле.


Война в Таджикистане лишила супругов всего нажитого. Став беженцами, они после долгих мытарств в конце концов поселились в саманном своем домишке.

В обычное время эта комната - рабочий кабинет сказочника. Все свои произведения он пишет от руки, потом перепечатывает на машинке - "чтоб текст видеть", вносит пометки. Только когда все готово, принимается, как сам говорит "за типографскую работу": перенабирает на компьютере и распечатывает для рассылки обычной почтой.

По всему дому разложены отпечатанные листы: Юрий Ильич неустанно работает. Позади — книжки сказок, сценарии фильмов и мультиков, пьесы. Одна из его пьес — «Высотка» — в течение нескольких сезонов шла во МХАТе.

Юрий Ильич сам печку выложил, баньку построил, - рассказывает его жена Светлана. - Я, признаюсь, только здесь впервые в жизни живую корову увидела.

На солнце греется пара кошек, рядом гуляют куры и утки. Живут все дружно, как в сказке.

Птица у нас больше декоративная. Суп из нее варить - рука не поднимается, - говорит Юрий Ильич.

Непрактично, конечно, но по-другому и быть не может. Ведь все эти птицы и животные для Харламова - сказочные герои. Понаблюдает так за ними, а потом в сказку переносит. Читатели и критики только удивляются: как у Харламова так бойко да живо все написано.

Но если я сразу не написал сказку, она как-то уходит, - продолжает Юрий Ильич - происходит как-то: если ты ей изменил, то и она тоже уходит от тебя. Творчество - это какая-то живая вещь… Я люблю старые вещи, у меня стоит машинка «Континенталь», сейчас у меня другая уже, но все равно я люблю эту машинку, поскольку у нее есть судьба: она и на верблюдах путешествовала по Средней Азии в песках, и у меня самого было с ней много приключений. Однажды я долго не писал, в машинке этой поселилась мышка, натаскала туда травы, ниток всяких, гнездо свила. Но потом я ее изгнал, конечно…



Это стихи Юрия Ильича. О них он говорит так:

Стихи есть высшая форма сказки. Если писать просто стихи, отражать действительность, это будут стихи, но не поэзия…это были не стихи, а я их назвал состояние души.(Стихи Ю. И. Харламова.)

В 2006 году Юрий Харламов стал лауреатом первой Всероссийской литературной премии имени Петра Ершова за книги для детей и юношества. Высокой награды писатель был удостоен за свою книгу «Сказки бабы Груши» (инсценировка фрагмента сказок).

Памятный знак литературного конкурса имени Ершова - статуэтку из лосиного рога, изображающую знаменитого сказочного Ивана на не менее знаменитом сказочном Коньке-Горбунке Юрию Ильичу прислали из Сибири.

Лично присутствовать на церемонии вручения премии донскому писателю не пришлось - по состоянию здоровья его не отпустили врачи. Кстати, глава администрации сибирского города Ишима Виктор Рейн , учредивший совместно с Союзом писателей России эту премию, официально предложил Харламову переехать на постоянное жительство в Ишим , где гарантировал ему предоставление достойного жилья.

Меня до глубины души тронуло это предложение, - говорит Юрий Ильич, - но я поблагодарил уважаемого Виктора Александровича и отказался. В Ростове я начинал свою творческую биографию. А Генеральское стало моей малой родиной. Здесь очень легко и привычно работать. "Сказки бабы Груши" родились именно на этой земле. Здесь мои друзья.

В письме к В.А.Рейну он написал:

«...я считаю, в жизни мне трижды очень сильно повезло. Родился в одном городе (Луганске) с великим творцом русского толкового словаря - Владимиром Ивановичем Далем. Живу на овеянной мировой славой земле Михаила Александровича Шолохова. Премию получил на родине непревзойденного мастера поэтической сказки Петра Павловича Ершова. Под пристальным взглядом таких титанов слова, мысли и духа стыдно писать не на пределе своих творческих возможностей».

Он пишет свои сказки, а не придумывает. О том, что близко ему самому, о наболевшем. Ведь жизнь самого Юрия Ильича так похожа на сказку, где всегда есть трудности, но и обязательно есть какое-то маленькое чудо.


- Сказка, как и браки, рождается на небесах.
А оттуда кто-то их сталкивает - такой глиняный обожженный кувшинчик. И вот тебе попадается, вдруг, осколочек этого разбившегося кувшинчика и начинаешь потом его складывать.
- Искать оставшиеся части?..
- Которые оказываются - больше того - обломочком. И вот это, как для всякого археолога или человека науки, - самые счастливые минуты, когда чувствуешь, что этот кувшинчик у тебя в руках вдруг сложился, ожил, заиграл и потом, наконец, увидел читателя.
(Из интервью в программе радио Дон-ТР "Площадь культуры") .

В выпуске программы "Площадь культуры " , посвященному Международному дню детской книги, слово предоставляется детям-читателям, детским писателям (интервью с Ю. И. Харламову , Н. А. Сухановой ) и, конечно, героям детских книг. Также в программе беседа о детском чтении с библиотекарями Ростовской областной детской библиотеки.



Именно о такой жизни и пишет Юрий Харламов в своей книге про бабу Грушу. Сетует Груша на свою нелегкую жизнь, но не унывает. В этих сетованиях отражается все житье-бытье наших пенсионеров и русской деревни вообще («как мы живем: зарплату не получаем, свет отключают, лекарств не дают, кушаниями по телевизору пытают» ). Живет баба Груша в маленькой деревушке. Отведала она за свою жизнь много горя — «в самое сердце поцеловала моего суженого пуля-разлучница» . Но и добрые чудеса не обходят бабу Грушу — наградила ее судьба мальчиком Ванечкой из волшебного зернышка.

Любознательный и ловкий Ваня помогает бабе Груше по хозяйству, чистит трубы соседу, вместе с кротом роет метро, помогает мышам освободиться от проклятия; ловко выпутывается из неприятностей и вместе с читателем познает мир. Здесь стоит заметить, что появление мальчика из зернышка перекликается с мотивами сказок про Мальчика-с-пальчика и Дюймовочку. Содержание отдельных сказок книги напоминает русские народные сказки, сюжеты которых Юрий Харламов преподносит со свойственным ему юмором и в современном контексте, благодаря чему книга только выигрывает.

В «Сказках...» звучит и живой народный язык — язык бабы Груши, и язык молодого поколения — Ванечки, так что он будет понятен и бабушкам, читающим книгу внукам («ихний» , «райцентр» , «ниврмаг» , «короладский жук» ), и подрастающему поколению («...если встретите моего Ванечку в Интернете, вы уж мне обязательно скажите, а то там, говорят, паутина и собаки ишо какие-то бегают...» ).

Этого нельзя сказать с полной уверенностью о понимании маленькими детьми социального контекста «Сказок бабы Груши». Хотя утверждать, что он здесь лишний, тоже нельзя. Такие сказки «на злобу дня», но в то же время по-своему добрые, необходимы в наше время. Ведь на то они и современные сказки, чтобы актуальные проблемы поднимать.

Несмотря на замкнутый образ жизни, слава всё-таки нашла Юрия Харламова и в донской глубинке. После публикации «Сказок бабы Груши», писателю пришло письмо:
«Здравствуйте… Спасибо, что написали обо мне… Требую продолжения…»
Так получилось, что героиня серии сказок Харламова Груша не только внешне напоминала реальную женщину, но и истории, которые происходили с ней, были как будто взяты из жизни автора письма.

После получения премии сказки Харламова напечатали на родине Ершова, в Тюменской области, а теперь и у нас выпустили первую за пятнадцать последних лет его книжку.

— Я никуда не ходил, ничего не выбивал. Просто в библиотеке дети стали просить мои сказки. И обо мне вспомнили. И вот он, первый тираж, — показывает Юрий Ильич стопки книг на полу. — Несколько дней назад привезли.

Часть тиража, которую Харламов взял вместо гонорара, сказочник собирается раздарить деревенским детишкам. Ведь в селе знают, что в маленьком саманном домике живёт писатель, а о чём он написал, не имеют представления.

В сборник «Зеленый мальчик» , вышедший в издательстве ЗАО «Книга» Ростова-на Дону в 2007 году , кроме «Сказок бабы Груши» вошли три повести-сказки Юрия Ильича «Зеленый мальчик» , «Волшебная тюбетейка» , «Требуется тигр» .

Именно за эти три повести-сказки он стал лауреатом конкурса «Золотой листопад-2009» им. Г. Михасенко в номинации «Новое детство ждет своих сказок» .

«В детстве я никогда не задумывался, откуда берутся сказки - я считал, что сказки были всегда.
Но вот я стал старше и узнал, что было время, когда не существовало ни Тридевятого царства, ни Змея Горыныча, ни Принцессы на горошине. Мне стало грустно: я подумал о детях, которые жили до того, как появились эти сказки.
Когда я стал взрослым, я понял, что мне тоже не придется узнать многих сказок, потому что они появятся после меня. Но если они не написаны, это же не значит, что их нет! Сказки живут вокруг нас - мы их просто не замечаем. А бывает, и не хотим замечать. Но вспомните - даже короли бросали важные государственные дела и с удовольствием участвовали в сказках. Глупые короли шли на войну, а умные - в сказки. И что же? У тех королей, которые завоевали целые страны, эти страны отняли потом другие короли. А те короли, которые предпочли сказку, так навсегда в ней и остались. Сказку нельзя ни завоевать, ни отнять, ни убить: она никому не принадлежит, а значит, принадлежит всем.
И вот однажды я решил во что бы то ни стало побывать в сказке. Но ждать, когда сказка найдет тебя, можно всю жизнь прождать. И я сам отправился на поиски сказки».

Так начинается повесть-сказка «Требуется тигр», но эти слова можно отнести ко всем сказкам Юрия Ильича.

Автор в этой сказке отправляется наблюдателем погоды в заповедный лес, который сначала назывался Тигровым лесом, затем лесом Тигрового следа (так как от тигра остался один след), а потом и вовсе его стали называть лесом Исчезнувшего Тигра.

Герои сказки: Одарен, Зеленая Челка и Кирилл ведут борьбу против разбойника Лютика, который убивает в лесу беззащитных животных. Но, когда злодей был пойман, и было решено обменять его на тигра, оказалось, что сделать это не так-то просто: «уничтожить тысячи тигров было легче, чем добыть теперь двух тигрят».

А вот герои сказочной повести «Волшебная тюбетейка» ворбышек Чирка и скворец Пашка из-за урагана не попали в Африку, а очутились в Солнечном царстве, Хлопковом государстве, где правил царь Навруз - владелец волшебной тюбетейки со своей красавицей дочкой Маликой.

Любовь помогает делать настоящие чудеса. И Чирка, полюбив принцессу Малику, спасает ее от Пузана-Паукана, укравшего волшебную тюбетейку, и все Хлопковое государство от прожорливых бабочек и их королевы Зу-Зу.

Но принцесса и воробей не могут быть вместе! В чудесную ночь Летящей звезды, когда исполняются самые заветные желания, принцесса Малика, попросила звезду превратить Чирку в принца, но тот заснул, а звезда выполняла только желания тех, кто не спал. Тогда Малика сама стала воробышком. И долгих десять лет они дружно жили, не жалуясь на судьбу. В награду за их любовь, Летящая звезда нашла их и превратила в принца и принцессу и подарила королевство по имени Страна сказок.

«Ну а страна сказок, как вы догадались, находится не за тридевять земель, а прямо в вашей комнате. Стоит лишь снять с полки увлекательную детскую книжку и раскрыть ее».

Удивительные приключения пришлось пережить мальчику Горошку из города Тысячи роз в повести-сказке «Зеленый мальчик» . В городе появился знаменитый маэстро Тиран-Полосат, укротитель, которого ненавидели все звери. Горошек отправился в цирк, чтоб попытаться сорвать представление и прекратить издевательства над бедными животными. Но после представления он … пропал.

Горошек подслушал разговор Тирана-Полосата с дочкой Сюзанной, которая собралась дрессировать…бабочек! Он помчался в лес, чтобы предупредить их о беде, о тюльпанах-капканах, с помощью которых и должны были их ловить.

Бабочки выкупали Горошка в чудесном соке растений и он стал невидимкой, то есть зеленым в зеленом лесу.

Чудесные занятия в школе бабочек помогли узнать Горошку о том, как Господь сотворил Землю и все живое на ней, об Адаме и Еве, о всемирном потопе, о злейшем враге Господа антихристе и о плохих людях, которые без жалости убивают живую красоту, созданную Богом.

Горошек смог спасти цветок Превращений, ведь если бы он погиб, на Земле настал бы вечный холод, времена года не сменяли бы друг друга.

А фея Весны рассказала, что из-за вражды людей Земля, которая была когда-то единым целым, разделилась на разные материки, и так будет до тех пор, пока люди не возьмутся за руки и не соединят ее. Только тогда на Земле наступит вечный мир и счастье.

Но это уже зависит от нас, людей.

Все эти сказки пронизаны любовью ко всему живому на Земле, в них действуют и вымышленные, сказочные, и реальные герои, в них четкий ориентир на добро, дружбу, взаимопомощь.

Новая сказка Юрия Харламова «Девочка и царь» (читать) основана на реальных исторических событиях, которые произошли в Ишиме - том самом городке, где родился автор "Конька-Горбунка" Петр Ершов и где в его честь учредили литературную премию.

В этом городе стоит памятник Прасковье Луполовой, - рассказывает автор. - Она была дочерью отставного военного, сосланного в Ишим в 1798 году. Известна Прасковья тем, что отправилась пешком в Санкт-Петербург к императору Александру I, чтобы вымолить милость для отца. По дороге она самостоятельно освоила грамоту, сумела написать прошение и добилась аудиенции у царя. Государь помиловал ее батюшку, а девушка, исполняя обет, удалилась в женский монастырь. Вот об этом и сказка.

Книга - вот самое большое чудо, которым надо дорожить, которое нужно беречь, таков лейтмотив всех сказок Харламова. То, что происходит с детским чтением сейчас, не может не волновать писателя.

— Мир изменился. Люди мало читают. Опять же телевизор, все эти приставки, засилие всех этих мультипликационных фильмов детских компьютерных западных - все это как-то отбивает интерес к литературе. Это тоже большой ущерб, который еще аукнется, может быть, не так уж долго придется ждать, когда появляется поколение, которое не интересуется книжками,- с горечью говорит писатель. - Это страшно, потому что в книгах вся мудрость, вся поэзия.

Каждый библиотекарь мечтает о такой книге, с которой бы начался Читатель, Чтение на всю жизнь. Именно о такой книге пишет Юрий Харламов в своей сказке «Королевский экземпляр» .

«Мальчик спал. На полу возле его кровати валялась книга. Это были скучные нравоучения одного из преуспевающих придворных сочинителей. Великий сказочник взял ее за обложку, хорошенько встряхнул, и все его герои высыпались на пол как тараканы из банки.
- Куда же мы теперь? - захныкали они.
- К тому, кто вас придумал! - ответил Великий сказочник.
И поскольку каждое его слово обладало волшебной силой, они тут же исчезли, как кошмарный сон.
Говорят, эти безобразники в самом деле поселились в доме своего создателя, целыми днями бездельничали, куролесили, несли всякую чушь и строили гадости автору. Пока он не догадался их переиздать.
А мальчик, проснувшись утром, обнаружил у себя под подушкой книгу Великого сказочника, новенькую, еще пахнущую краской, с цветными картинками и портретом автора. Не берусь описывать его радость и удивление. Но еще удивительней оказались сами сказки - он не мог оторваться от них, пока не прочитал все до одной. С картинками, правда, произошла маленькая неразбериха: ночью, в темноте и спешке, они перепутали, где чья сказка, и оказались на чужих страницах. Голый король попал в царство Снежной королевы, на горошине вместо принцессы оказался Скверный мальчишка, а принцесса вышла замуж за Трубочиста. Но от этого книга стала еще веселей, надо было угадать, кто из какой сказки.
Книгу прочитал сначала мальчик, потом его друзья. Она переходила из рук в руки, ею зачитывались взрослые и дети, люди переставали ссориться и обижать друг друга, столько мудрости и доброты было в сказках и волшебных историях Великого сказочника. Книга растрепалась, страницы ее были закапаны воском (тогда ведь еще не было электричества) и слезами (а слезы были всегда), несколько раз ее подклеивали и заново переплетали, но ведь это обычная судьба всякой интересной книги…»

Писатели уходят в шоу-бизнес или пишут тексты для юмористов, — говорит сказочник. - Не осталось ни приличных драматургов, ни детских писателей…

Но Харламов остался. И в детской литературе, и в маленькой избушке на окраине Генеральского. Каждый день он садится за старенькую печатную машинку и уходит в мир, где добро всегда побеждает зло. Ведь на то он и сказочник!


Выражаем особую благодарность
журналисту телерадиокомпании «Дон ТР» Джичоевой Елене Георгиевне,
за материалы радиопередач, интервью с Ю. И. Харламовым,
любезно предоставленные ею из собственного архива,
для работы библиотекарям РОДБ им. В. М. Величкиной

Список использованной литературы:

  1. Егоров, Н. Сказочник из романтиков/ Н. Егоров //Приазовский край.- 1994.- № 23.- 9 июня.
  2. Иванов, Ю Судьбы и сказки/ Ю. Иванов //Наше время.- 2006.- 29 дек.- С. 5.
  3. Ковалева, Т. Юрий Харламов: монетизация разума и сердца/ Т. Ковалева //Культура.- 2008.- 27 авг.-3 сент.
  4. Кривошапко, Ю. Как в сказке/ Ю. Кривошапко //Российская газета. -2009.- 18 июня.-(Неделя - Юг России).
  5. Ломакина, С. Жил-был сказочник/ С. Ломакина //Аргументы и факты на Дону.- 2008.- № 5.- 30 янв.

Источники Интернет.

  1. http://www.ren-tv.com/news/culture/6954-2009-08-03-17-23-33
  2. http://www.province.ru/newspapers/img/12/14(382)/text

Харламов