Бессмертное произведение грибоедова. Анализ «Горе от ума» Грибоедов Почему комедия горе от ума бессмертна

Отправить свою хорошую работу в базу знаний просто. Используйте форму, расположенную ниже

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Сюжет комедии А. С. Грибоедова “Горе от ума” составляет конфликт человека прогрессивных убеждений -- Александра Андреевича Чацкого -- с консервативным фамусовским обществом. Единственный персонаж, задуманный как близкий Чацкому-- это Софья Павловна Фамусова. Ради встречи с ней Чацкий приезжает в Москву после трехлетнего отсутствия. Он и не подозревает, что ее избранником стал Молчалин: возникает типичная ситуация “любовного треугольника”. Развитие сюжета определяется и желанием Чацкого выяснить, кому отдано сердце Софьи. Но герой постоянно вступает в конфликт с окружающими ее людьми и прежде всего с ее отцом Павлом Афанасьевичем Фамусовым. Взгляды Чацкого несовместимы с воззрениями фамусовского общества, а скрывать их он не умеет. Грибоедов блистательно показывает, насколько Чацкий чужд этому обществу, в котором живет Софья. Таким образом, девушка оказывается как бы на пересечении всех “силовых линий” этой комедии. Грибоедов, создавая столь сложный и.противоречивый образ, писал: “Девушка, сама неглупая, предпочитает дурака умному человеку...” Он представил женский характер большой силы и глубины. Образу Софьи довольно долго “не везло” с критикой. Даже Пушкин считал этот образ неудачей автора. И только Гончаров в “Мильоне терзаний” в 1878 году впервые понял и оценил по достоинству образ Софьи и ее роль в пьесе. “Это смесь хороших инстинктов с ложью, живого ума с отсутствием всякого намека на идеи и убеждения, путаница понятий, умственная и нравственная слепота -- все это не имеет в ней характера личных пороков, а является как общие черты ее круга”,-- пишет Гончаров.

Софья -- персонаж бытовой драмы, а не социальной комедии, так же как и Чацкий, она натура страстная, живущая сильным и настоящим чувством. И пусть предмет ее страсти убог и жалок -- это не делает ситуацию смешной, а, напротив, усугубляет ее драматизм. У Софьи очень сильно чувство любви, но в то же время любовь ее безрадостна и несвободна. Она прекрасно отдает себе отчет в том, что ее избранник, Молчалин, никогда не будет принят отцом: в фамусовском обществе браки совершаются по расчету. Отец мечтает выдать дочь за Скалозуба, но она способна адекватно оценить личность жениха:

Он слова умного не выговорил сроду,

Мне все равно, что за него, что в воду.

Софья мечтает о любви, причем о необыкновенной любви. Мысль о браке со Скалозубом омрачает жизнь девушки, и внутренне она уже готова к борьбе. Чувства настолько переполняют ее душу, что она исповедуется в своей любви сначала служанке Лизе, а затем и Чацкому. Софья настолько влюблена и одновременно так удручена необходимостью постоянно таиться от отца, что ей попросту изменяет здравый смысл: “Да что мне до кого? До них? До всей вселенной?”

Софья выбрала и полюбила человека удобного: мягкого, тихого и безропотного (таким предстает Молчалин в ее характеристиках). Как ей кажется, она относится к нему здраво и критически:

Конечно, нет в нем этого ума.

Что гений для иных, а для иных чума,

Который скор, блестящ и скоро опротивет...

Да эдакий ли ум семейство осчастливит?

Вероятно, ей кажется, что, мечтая о браке с Молчалиным, она поступает очень практично. Но в финале, когда она становится невольной свидетельницей “ухаживания” Молчалина за Лизой, для нее открывается истинная сущность ее возлюбленного. Молчалин так низок, так подл в сцене с Лизой, что по сравнению с ним Софья ведет себя в этой ситуации с большим достоинством:

Упреков, жалоб, слез моих

Не смейте ожидать, не стоите вы их.

Как же случилось, что умная и глубокая девушка не только предпочла Чацкому подлеца, бездушного карьериста Молчалина. но и совершила предательство, пустив слух о безумии любящего ее человека?

Вероятно, проблема заключалась не в самой Софье, а во всей системе женского образования, которое имело конечной целью дать девушке необходимые знания для удачной светской карьеры, т. е. для благополучного замужества. Софья не умеет думать, не способна отвечать за каждый свой шаг -- вот в чем ее беда. Жизнь свою она строит по общепринятым образцам, не стремясь найти собственный путь. С одной стороны, ее воспитывают книги. Она зачитывается сентиментальными историями любви бедного юноши и богатой девушки, восхищается их верностью и преданностью. Молчалин так похож на романтического героя! Нет ничего дурного в том, что юная девушка хочет чувствовать себя героиней романа. Но она не видит различия между романтическим вымыслом и жизнью, не умеет отличить истинное чувство от подделки. С другой стороны, Софья неосознанно строит свою жизнь в соответствии с общепринятой моралью. В комедии женские образы представлены так, что мы видим весь жизненный путь светской дамы: от девичества до глубокой старости, от княжон Тугоуховских до графини-бабушки. Такова удачная, благополучная жизнь светской дамы, повторить которую стремится любая барышня, и Софья тоже: замужество, законодательница в светских гостиных, почтение окружающих, и так до того момента, когда “с бала да в могилу”. И для этой жизни Чацкий не подходит, а вот Молчалин -- просто идеал! Ей необходим “муж-мальчик, муж-слуга, из жениных пажей -- высокий идеал московских всех мужей”. Поэтому, даже отказавшись от Молчалина, Софья, скорее всего, не откажется от поклонника “молчалинского типа”.

Софья, безусловно, натура неординарная: страстная, глубокая, самоотверженная. В комедии Грибоедова Софья благодаря своему характеру оказывается в совершенно особом положении, занимая в конфликте Чацкого и фамусовского общества как бы срединное место. Отдельными чертами своей натуры Софья близка Чацкому, но в конечном итоге оказывается его противником. Это противоречие делает Софью одним из самых оригинальных образов комедии Грибоедова “Горе от ума”.

Подобные документы

    Сюжетная основа комедии Грибоедова "Горе от ума" - конфликт молодого дворянина с обществом. Характеристика литературного образа Чацкого - патриота, защитника "свободной жизни", язвительно критикующего крепостнический произвол. Линия любви Чацкого и Софьи.

    сочинение , добавлен 08.11.2010

    А.С. Пушкин о судьбе Грибоедова. Детство и юность Грибоедова. Ссылка в Персию, служба на Кавказе. Успех комедии "Горе от ума", особенности ее поэтики. А.С. Пушкин о главном конфликте комедии и об уме Чацкого. Фамусовский мир, драма Чацкого и Софьи.

    реферат , добавлен 18.07.2011

    Главная тема комедии Грибоедова "Горе от ума" - столкновение и смена двух эпох русской жизни. Ознакомление с драматическим образом Софьи Фамусовой - вначале романтической и сентиментальной, а вскоре - раздраженной и мстительной московской барышни.

    сочинение , добавлен 08.11.2010

    История создания и публикация комедии "Горе от ума"; идейно-философское содержание произведения. Характеристика образов Чацкого, Софьи, Молчалина, Фамусова и Хлестовой. Особенности речи в произведении Грибоедова как средства индивидуализации героев.

    реферат , добавлен 16.10.2014

    Историческое значение комедии "Горе от ума", выявление основного конфликта произведения. Ознакомление с критическими интерпретациями структуры пьесы Грибоедова. Рассмотрение особенностей построения образов Чацкого, Софии Фамусовой и других персонажей.

    курсовая работа , добавлен 03.07.2011

    Комедия "Горе от ума" Александра Грибоедова - первое произведение с точной реакцией на текущие события и политическая декларация декабристов. Характеристики и трактовки образа главного героя Чацкого. Тип приспособленца – Молчалин. Критика Катенина.

    курсовая работа , добавлен 25.02.2009

    Актуальность, стилевое своеобразие, новаторство и идейный смысл произведения А. Грибоедова. Проблема ума как ключевая проблема пьесы, типы ума: "интеллектуальность" и "приспособляемость". Комедия "Горе от ума" - зеркало феодально-крепостнической России.

    сочинение , добавлен 08.02.2009

    Классификация основных литературных элементов произведения А.С. Грибоедова "Горе от ума" (классицизм, романтизм, реализм); характеристика главных героев (Загорекого, Хлестова, Софьи, Чацкого, Скалозуба); определение эпизодов, цитат и деталей сочинения.

    презентация , добавлен 07.06.2011

    Биографические сведения о знаменитом русском драматурге и поэте А. Грибоедове. Творческая история комедии "Горе от ума". Общее понятие крылатых выражений. Афористические строки в стихах русских поэтов. Крылатые фразы в комедии Грибоедова "Горе от ума".

    презентация , добавлен 16.12.2014

    Комедия Грибоедова "Горе от ума" входит в число самых известных произведений русской литературы. Конфликт Чацкого с московским обществом наиболее ярко проявился на балу у Фамусова. Чацкий открыл в русской литературе галерею "лишних" людей.

Комедия "Горе от ума", написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней.
Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными. Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита "века покорности и страха". Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: "Учились бы, на старших глядя". А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который "не то на серебре — на золоте едал". Максим Петрович, вельможа времен "матушки Екатерины", является для Фамусова образцом для подражания, потому что "когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб". Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии.
Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага. При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг:

А у меня, что дело, что не дело,
Обычай мой такой:
Подписано, так с плеч долой.

А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня "протекционизмом". Герой комедии признается:

При мне служащие чужие очень редки,
Все больше сестрины, свояченицы детки...
Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку,
Ну как не порадеть родному человечку.

Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги. Своей дочери Софье он говорит: "Кто беден, тот тебе не пара". Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он "не нынче — завтра генерал".
В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника. Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых.
То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба. Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к "легкому" хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу:

Во-первых, угождать всем людям без изъятья
--
Хозяину, где доведется жить,
Начальнику, с кем буду я служить,
Слуге его, который чистит платья,
Швейцару, дворнику, для избежанъя зла,
Собаке дворника, чтоб ласкова была.

В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до "степеней известных". Этот герой к своим достоинствам относит "умеренность и аккуратность", умение промолчать, когда тебя бранят.
Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот "хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки" гоняется за чинами, орденами и богатой невестой.
На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне. Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны.
Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам. Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам "века минувшего". Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.
Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о "Несторе негодяев знатных", обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые "не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели", о тех, "чья чаще гнулась шея".

Он презирает людей, готовых
У покровителей зевать на потолок,
Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает "век минувший": "Прямой был век покорности и страха". Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся "вписаться в полк шутов".

Критически относится к засилью иностранцев:
Воскреснем ли когда от чужевластья мод?
Чтоб умный, бодрый наш народ
Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя "искусствам творческим высоким и прекрасным". Чацкий стремится "служить", а не "прислуживаться", причем служить "делу", а не "лицам".
Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке "века минувшего" и "века нынешнего". По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал: "При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым..."
Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют "белыми воронами", так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью. Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим:

С ума сошел!.. Ей кажется, вот на!
Недаром? Стало быть... с чего б взяла она!

Гончаров в своей статье "Мильон терзаний" писал о "Горе от ума", — что оно "все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности". Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей. Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Комедия «;Горе от ума»;, написанная А. С. Грибоедовым в начале XIX века, актуальна и для сегодняшней России. В этом произведении автор со всей глубиной раскрывает пороки, поразившие российское общество начала прошлого века. Однако, читая это произведение, мы находим в нем и героев нынешних дней. Имена персонажей комедии, собранных Грибоедовым в доме московского барина Павла Афанасьевича Фамусова, не случайно стали нарицательными.

Давайте посмотрим на хозяина дома. Каждая реплика Фамусова, каждый его монолог — это рьяная защита «;века покорности и страха»;. Этот человек зависим прежде всего от традиций и общественного мнения. Он поучает молодежь, что, мол, нужно брать пример с отцов: «;Учились бы, на старших глядя»;.

А что является, в понимании Фамусова, тем самым опытом старших поколений? Это ярко видно на примере его отзывов о покойном дядюшке Максиме Петровиче, который «;не то на серебре — на золоте едал»;. Максим Петрович, вельможа времен «;матушки Екатерины»;, является для Фамусова образцом для подражания, потому что «;когда же надо подслужиться, он и сгибался вперегиб»;. Лесть и низкопоклонство в цене у этого персонажа комедии. Занимая большой пост, Фамусов признает, что служит он для того, чтобы добыть чины и иные блага.

При этом он даже не вникает в суть подписываемых им бумаг: А у меня, что дело, что не дело, Обычай мой такой: Подписано, так с плеч долой. А. С. Грибоедов блестяще отразил в образе Фамусова также такую черту чиновничества, какую мы называем сегодня «;протекционизмом»;. Герой комедии признается: При мне служащие чужие очень редки, Все больше сестрины, свояченицы детки… Как станешь представлять к крестишку ли, к местечку, Ну как не порадеть родному человечку. Мерой ценности человека для Фамусова являются чины и деньги.

Своей дочери Софье он говорит: «;Кто беден, тот тебе не пара»;. Полковник Скалозуб, как считает Фамусов, подошел бы Софье в качестве мужа, потому что он «;не нынче — завтра генерал»;. В образе Фамусова мы без труда можем найти знакомые черты нашего современника.

Ведь до сих пор многие используют в своей жизни ту же шкалу ценностей, какая была у русского барства начала XIX века. А бюрократия, ставшая уже общественным явлением, держится на этих самых Фамусовых. То же можно сказать про Молчалина и Скалозуба.

Главной целью их жизни является карьера, положение в обществе и все, что с этим связано. Они привыкли к «;легкому»; хлебу, которого добиваются, выслуживаясь перед вышестоящими. Они любят красивую жизнь, которой вознаграждаются за низкопоклонство, подхалимство. Так, например, Молчалин живет по принципу: Во-первых, угождать всем людям без изъятья — Хозяину, где доведется жить, Начальнику, с кем буду я служить, Слуге его, который чистит платья, Швейцару, дворнику, для избежанъя зла, Собаке дворника, чтоб ласкова была. В лице Молчалина Грибоедов создал выразительный обобщенный образ циника, лишенного нравственных ценностей, который сумеет дойти до «;степеней известных»;.

Этот герой к своим достоинствам относит «;умеренность и аккуратность»;, умение промолчать, когда тебя бранят. Что же касается полковника Скалозуба, то в нем Грибоедов воссоздал тип тупого, самовлюбленного и невежественного героя парадных учений, ярого противника всего нового. Этот «;хрипун, удавленник, фагот, созвездие маневров и мазурки»; гоняется за чинами, орденами и богатой невестой. На мой взгляд, это страшно, когда в обществе есть такие люди, как Фамусов, Молчалин, Скалозуб. Из-за того, что молчалины молчат, страдают невинные люди, хотя правда на их стороне.

Эти герои Грибоедова составляют ту прослойку общества, которая всегда безропотно выслуживается перед властью, какой бы она ни была. Именно такие люди служат опорой в антидемократическом государстве, в чем убеждает история нашей страны. Поэтому мы можем говорить и об актуальности для сегодняшнего дня таких героев, как Чацкий. В нем писатель воплотил многие качества передового человека своей эпохи. По своим убеждениям он близок к декабристам.

Он отрицательно относится к крепостному праву, жестокости помещиков, карьеризму, чинопочитанию, невежеству, к идеалам «;века минувшего»;. Чацкий провозглашает гуманность, уважение к простому человеку, службу делу, а не лицам, свободу мысли. Он утверждает прогрессивные идеи современности, процветание науки и искусства, уважение к национальному языку и культуре, к просвещению.

Убеждения героя раскрываются в его монологах и спорах с представителями фамусовской Москвы. Его неприятие крепостного права звучит в воспоминаниях о крепостном театре, о «;Несторе негодяев знатных»;, обменявшем своих верных слуг на трех борзых собак. Выслушав восторженный рассказ Фамусова о Максиме Петровиче, Чацкий с презрением говорит о людях, которые «;не в войне, а в мире брали лбом, стучали об пол, не жалели»;, о тех, «;чья чаще гнулась шея»;. Он презирает людей, готовых У покровителей зевать на потолок, Явиться помолчать, пошаркать, пообедать.

Он не принимает «;век минувший»;: «;Прямой был век покорности и страха»;. Он одобряет тех молодых людей, которые не торопятся «;вписаться в полк шутов»;. Критически относится к засилью иностранцев: Воскреснем ли когда от чужевластья мод? Чтоб умный, бодрый наш народ Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, «;вперить ум»; в науки или посвятить себя «;искусствам творческим высоким и прекрасным»;. Чацкий стремится «;служить»;, а не «;прислуживаться»;, причем служить «;делу»;, а не «;лицам»;. Чацкий — передовой человек своего времени. Следует отметить, что этот персонаж Грибоедова весьма реалистичен, он живет в настоящем, а его взгляды направлены далеко в будущее. Подобных людей можно отыскать в каждой эпохе, а особенно — на стыке «;века минувшего»; и «;века нынешнего»;.

По этому поводу И. А. Гончаров в своей статье «;Мильон терзаний»; писал: «;При резких переходах из одного века в другой — Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым…»; Мы видим, что Чацкий — неординарная личность. Он, в отличие от остальных героев комедии, открыто выражает свои мысли, ничего не скрывает. Этот человек прямо говорит о том, что противоречит его взглядам на жизнь, что он не принимает. В наше время таких, как Чацкий, называют «;белыми воронами»;, так как они не такие, как все. Чацкий выделяется своей ярко выраженной индивидуальностью.

Именно поэтому он не вписывается в фамусовское общество, которое его не понимает и даже не пытается понять. Напротив, его признают сумасшедшим: С ума сошел!.. Ей кажется, вот на! Недаром?

Стало быть… с чего б взяла она! Гончаров в своей статье «;Мильон терзаний»; писал о «;Горе от ума»;, — что оно «;все живет своею нетленною жизнью, переживет и еще много эпох и все не утратит своей жизненности»;. Я полностью разделяю его мнение. Ведь писатель нарисовал реальную картину нравов, создал живых персонажей.

Настолько живых, что они дожили до наших времен. Мне кажется, что в этом и заключается секрет бессмертия комедии А. С. Грибоедова. Ведь наши фамусовы, молчалины, скалозубы по-прежнему заставляют современного нам Чацкого испытывать горе от ума.

Философское звучание комедии «Горе от ума», общечеловеческий смысл комедии. «Горе от ума» есть и картина нравов, и галерея живых типов, и вечно острая, жгучая сатира» (И. А. Гончаров). Комедия «Горе от ума» в оценке А. С. Пушкина. Реализм комедии. Конфликт и его развитие. Чацкий против фамусовского общества. «Мильон терзаний» Чацкого. Ум — ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества.

Вопросы для повторения

— Почему комедия названа «Горе от ума»?

— Что разделяет Чацкого и фамусовскую Москву? Что привело Чацкого к разрыву с ней?

— Почему Софья оказалась в лагере противников Чацкого? «Какою ворожбой умел к ней в сердце влезть» Молчалин?

— Кто распустил слух о сумасшествии Чацкого и почему он так быстро распространился?

— Какие надежды Чацкого оказались иллюзиями и почему? Боролся ли Чацкий за осуществление своих надежд? Какие стороны его характера близки вам? Современен ли Чацкий?

— Почему Софья «не глупая предпочитает дурака умному» (А. С. Грибоедов)?

Чтение наизусть

Монолог Чацкого

Темы сочинений по комедии «Горе от ума »

Нравственный облик и жизненные идеалы Чацкого.

«Мильон терзаний» Чацкого.

Чацкий и Софья. Значение их образов в комедии.

Чацкий против фамусовского общества.

Москва в изображении Грибоедова.

Чацкий и фамусовская Москва.

«Горе от ума» Грибоедова — комедия на века.

«В группе 20 лиц отразилась, как луч света в капле воды, вся прежняя Москва» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Молчалин.

Я — Чацкий.

Сцена бала в комедии Грибоедова «Горе от ума» и ее роль в пьесе.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

Чацкий и Онегин: кто значительнее?

Декабристская направленность комедии Грибоедова «Горе от ума».

«Ум и дела твои бессмертны в памяти русской...» (Нина Чавчавадзе).

Чацкий и Фамусов.

Чтение и рецензирование сочинений , определение жанра

1. «Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров).

2. Я — Чацкий.

«Почему не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия?» (И. А. Гончаров)

Н. А. Некрасов

А. С. Грибоедов — один из гениев земли русской, писатель, дипломат, композитор... Чтобы прославиться, ему не нужно было писать десяток произведений. Благодаря всего лишь одной комедии «Горе от ума» его имя стало известно.

Почему же спустя два века комедия, а вместе с ней и ее главный герой не только не состарились, но и продолжают пользоваться возрастающим интересом? В чем же ее бессмертие?

Как мне кажется, поистине бессмертной ее делает образ Чацкого. Его образ можно связать с передовыми людьми как того времени, так и настоящего.

Ворвавшись в сонную тишину фамусовского дома, Чацкий становится неуместен в нем. Там не нужны его искренние чувства, его страстная любовь и вера:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.

Осуждение лживой морали фамусовского общества, наигран-ность их речей делают Чацкого «опасным человеком». Чацкий осуждает общество, «где тот и славится, чья чаще гнулась шея». Разве это не характерно порой для нашего времени?

Ум — это ценнейшее качество человека. А разве ушла в прошлое проблема горя от ума? Комедия «Горе от ума» убеждает нас в этом. Борьба ума с глупостью длится на протяжении всей истории человечества. Как много можно привести примеров, когда над умом и справедливостью одерживает победу глупость и невежество.

Комедию «Горе от ума» нельзя не назвать злободневной, так как главная проблема, поставленная в ней, до сих пор не теряет своей остроты. Это отметил И. А. Гончаров спустя 50 лет после создания произведения в своем критическом этюде «Мильон терзаний»: «Но пока будет существовать стремление к почестям помимо заслуги, пока будут водиться мастера и охотники угодничать и «награжденья брать и весело пожить», пока сплетни, безделье, пустота будут господствовать не как пороки, а как стихии общественной жизни, — до тех пор, конечно, будут мелькать и в современном обществе черты Фамусовых, Молчалиных и других...»

Эти слова критика не потеряли свою актуальность, хотя и написаны больше века назад. До сих пор мы наблюдаем борьбу между старым и новым, застоявшимся и передовым, пошлым и высоким.

За что же борется Чацкий? В образе главного героя автор показал человека, вступившего на путь борьбы с ложью и пошлостью. В Чацком Грибоедов показал не только героя своего времени, но и дал образ борца за свободу и правду. Разрыв Чацкого с фамусовским обществом произошел потому, что он мог служить, а не прислуживаться:

Служить бы рад, прислуживаться тошно.

Он беспощадно клеймит позором «мучителей толпу»:

Слепец! Я в ком искал награду всех трудов!

Александр Андреевич Чацкий посвящает себя искусству, науке, отказывается от чинов, ненавидит «негодяев знатных».

Вслед за Гончаровым в конце XX века и мы можем сказать, что комедия не потеряла своей актуальности. Ее образы поражают жизненностью и осязаемостью. Через написанное рукой величайшего мастера мы чувствуем вокруг себя тупых скалозубов, подлецов молчалиных, блаженствующих Фамусовых.

Если бы Чацкий только боролся против крепостного права, вряд ли комедия имела успех в наше время. Чацкий осуждает и неправый суд, который защищает людей, имеющих власть и деньги: «А судьи кто?»

По словам Гончарова, «Чацкие живут и не переводятся в обществе, повторяясь на каждом шагу, в каждом доме, где под одной кровлей уживается старое с молодым, где два века сходятся лицом к лицу в тесноте семейств, — все длится борьба свежего с отжившим, больного со здоровым... Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого...».

В образе Чацкого заключена огромная обобщающая сила, поэтому Гончаров и отнес его к вечным проявлениям бунтующей в человечестве энергии обновления.

Как истинно великое произведение, классическая комедия Грибоедова «Горе от ума» ставит проблемы надвременные. Написанное около двух веков назад, произведение поднимает актуальные проблемы. И главный герой комедии волнует нас и вдохновляет своей стойкостью, мужеством и оптимизмом.

Но я считаю, что не только содержание дает комедии связь с нашим временем. Разве не стали нарицательными имена главных героев? А как часто мы употребляем выражения из комедии, ставшие крылатыми: «Нельзя ли для прогулок подальше выбрать закоулок?», «Ба! знакомые все лица...». В своем произведении Грибоедов с величайшим мастерством соединил разговорный язык с литературным, простонародный — с лексикой образованного дворянства.

Глубина изображения жизни, яркая типичность образов, меткий и живой язык, оригинальность жанра и композиции — все это обеспечило долголетие комедии и бессмертие ее талантливого создателя.

Комедия «Горе от ума» является одним из памятников мировой культуры, «вечной книгой», ярчайшим художественным документом эпохи декабризма. По выходе в свет комедия была признана моментально, и пророческие слова А. Бестужева: «Будущее оценит достойно сию комедию и поставит ее среди первых творений народных» — казались излишне экзальтированными. Но замечательным качеством комедии оказалось то, что полифонизм ее содержания становился все ощутимее с ходом времени, почему и «не состарился до сих пор... грибоедовский Чацкий, а с ним и вся комедия».

Рецензия. В сочинении по комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова на фактическом материале комедии убедительно показано, что главным критерием формирования человека как личности является его высокая идейная убежденность, а мерилом ценности личности являются его духовное богатство, патриотизм, служение Отечеству.

В сочинении доказана незаурядность Чацкого, говорится о значении образа героя комедии Грибоедова для современности. Суждения автора сочинения самостоятельны, глубоки.

Я — Чацкий

(По комедии «Горе от ума» А. С. Грибоедова)

Я — человек, которого приняли за сумасшедшего, и человек, который все-таки прав!

Нет, я не утверждаю, что объявившие меня сумасшедшим («Он не в своем уме», «Безумный по всему», «Ученье — вот чума, ученость — вот причина, что нынче пуще, чем когда, безумных развелось людей, и дел, и мнений») не правы во всем, но в большинстве случаев они умышленно возводят напраслину или глубоко заблуждаются.

Что меня привело в дом Фамусова — так это любовь к Софье:

Чуть свет — уж на ногах! и я у ваших ног.
Я сорок пять часов, глаз мигом не прищуря,
Верст больше семисот пронесся, ветер, буря...

Но когда я узнал, что Софья любит другого, то вместо того чтобы добиваться ее взаимности, ссылаясь на давнюю любовь к ней, я стараюсь объяснить Софье ее страшное заблуждение.

Молчалин! — Кто другой так мирно все уладит!
Там моську вовремя погладит!
Тут в пору карточку вотрет!
В нем Загорецкий не умрет!
Вы давече его мне исчисляли свойства.
Но многие забыли? — да?

И наконец, поговорив с самим Молчалиным, я убедился, что Софья на многое в жизни смотрит его глазами.

С такими чувствами, с такой душой любим!..

И вот я одинок. Но я освободился от иллюзий по отношению к Софье.

Слепец! я в ком искал награду всех трудов!
Спешил!.. летел! дрожал! вот счастье, думал, близко.

Я разглядел своих многоликих врагов, еще лучше осознал свои цели.

Я долго путешествовал и думал, что знаю людей, их мысли, их думы. Ан нет...

Мечтанья с глаз долой — и спала пелена.

В кругу Фамусова говорят только о чинах, деньгах, достижениях, осуждают науку:

Ученье — вот чума, ученость — вот причина...
...Уж коли зло пресечь:
Забрать все книги бы да сжечь.
Женятся по расчету:
Будь плохенький, да если наберется
Душ тысячи две родовых —
Тот и жених.
Все это неприемлемо для меня.

Вот поэтому каждое новое лицо, которое появляется в комедии, становится по отношению ко мне во враждебную позицию, и страшно злословят не только те, которые имели прямые столкновения со мной, но и лица, ни разу со мной не говорившие:

Мучителей толпа,
В любви предателей, в вражде неутомимых...
И мне остается единственное:
Вон из Москвы! сюда я больше не ездок.
Бегу, не оглянусь, пойду искать по свету,
Где оскорбленному есть чувству уголок!..

Рецензия. Сочинение-эссе интересно по форме — взглядом на Чацкого как бы изнутри. Очень личностное, яркое, взволнованное.

Современное прочтение классики

Новейшие публикации по А. С. Грибоедову

Велагин А. П. А. С. Грибоедов. «Горе от ума»: Прочитаем вместе. — М.: Просвещение, 1991. — С. 24.

Струве П. Б. Лицо и гений Грибоедова // Литература в школе. — 1994. — № 1.

Баженов А. К тайне «горя»: Идеи и образы комедии «Горе от ума» // Литература в школе. — 1996. — № 4, 5.

Ланщиков А. И. «Горе от ума» как зеркало русской жизни // Литература в школе. — 1997. — № 5.

Не понравилось сочинение?
У нас есть еще 10 похожих сочинений.


Комедия "Горе от ума" принадлежит к тем немногим произведениям мирового искусства, которые не теряют, а как бы наоборот, набирают силу от эпохи к эпохе. Каждое поколение видит в подобных созданиях нечто свое, толкует их в духе своего времени, тем самым обогащая и углубляя опыт восприятия.

Что же держит пьесу в живом репертуаре театра по сей день?

На мой взгляд, это образ Чацкого. Это не просто умный, а вольнодумный, человек независимых убеждений, провозвестник новый идей.

Беспокойство Чацкого тревожит, будоражит общественную совесть. И. А. Гончаров предрек бессмертие образа Чацкого: "Чацкий неизбежен при каждой смене одного века другим. Каждое дело, требующее обновления, вызывает тень Чацкого, обличителя лжи и всего, что отжило, что заглушает новую жизнь, жизнь свободную". Мы как раз и наблюдаем смену веков, борьбу нового с отжившим.

Прежде всего в Чацком привлекает его ум, смелость суждений. Он бросает вызов фамусовскому обществу, идет спор между новым, прогрессивным, и старым, реакционным. Он умеет отстаивать свои убеждения. Герой отвечает ударом на удар. Чацкий не умеет и не хочет прислуживаться, добывать чины. Вот почему, с точки зрения Фамусова, он безумец: "Ну что? не видишь ты, что он с ума сошел?".

В монологах Чацкого слышатся современные проблемы. Он не хочет прислуживаться, считает, что спужить надо делу, а не лицам, одобряет тех молодых людей, которые "не торопятся вписаться в полк шутов". Чацкий защищает право человека свободно выбирать себе занятия: путешествовать, жить в деревне, "вперить ум" в науки или посвятить себя искусству. Не эти ли вопросы поднимает сегодняшнее молодое поколение?

Своим оружием Чацкий избрал слово. Какие точные, меткие и беспощадные характеристики дает он московским богачам: "к свободной жизни их вражда непримирима", "... грабительством богаты", "... разливаются в пирах и мотовстве"! В обличительных монологах Чацкий поднимается до высокого гражданского пафоса. Герой убежден в том, что нужно судить о людях не по их положению и богатству, а по деловым и нравственным качествам.

В силу этого Чацкий ненавистен обществу как новый человек. И общество принимает свои меры, чтобы его обезвредить - возводит на него клевету. Разве смирится оно с осуждением Чацкого системы воспитания, когда молодежь презирает свой народ, национальную культуру? Всю страсть души вкладывает он в обличение "пустого, рабского, слепого подражанья".

Воскреснем ли когда от чужевластья мод?

Чтоб умный, бодрый наш народ

Хотя по языку нас не считал за немцев.

Чацкий осмелился "гласно объявлять" свои здравые мысли, но таких-то людей и ненавидят в обществе, называя "мечтателями опасными", сумасшедшими. И не так ли отнеслись бы к Чацкому, окажись cm среди наших современников? До недавнего времени всех инакомыслящих объявляли сумасшедшими, упрятывали в психиатрические больницы, выгоняли из страны, сажали в тюрьмы.

Горе Чацкого не только от ума, но и от любви. Он узнал, что Софья его не любит. Но это горе можно пережить. Полюби Софья другого Чацкого, Александру Андреичу было бы, безусловно, тяжело и больно, но он пережил бы. Наибольшее страдание причиняет Чацкому то, что именно Молчалин смог стать героем Софьи. Вот где трагедия. Страшно, что Софья в толпе мучителей, среди тех, кто гонит и клянет. Чацкий осознал, что находится в окружении врагов, и никто, даже любимая девушка, не понимают его. Сколько примеров подобных драм можно наблюдать и сегодня! Ведь и сейчас "молчалины блаженствуют на свете", они любимы, потому что умеют всем угодить.

Для нас, нынешних, Чацкий остается прежде всего русским человеком, осознавшим не только свою национальную гордость, но и высокие нравственные задачи гражданина.

Время Грибоедова - далекая от нас эпоха, но смелая борьба патриота Чацкого против всего отсталого, пошлого и низкого в человеке и обществе вызывает сочувствие и симпатию современного читателя и зрителя.

Комедия Грибоедова помогает нашей борьбе против низкопоклонства перед всем иностранным, против таких социальных явлений, как карьеризм, стяжательство, подхалимство/бюрократизм, раболепие, напоминает о высоких нравственных понятиях и целях, достойных русского человека.