Биография Л. Рона Хаббарда

«ПОЧТИ ЧЕТВЕРТЬ ВЕКА Я ИЗУЧАЛ ОСНОВЫ ЖИЗНИ, МАТЕРИАЛЬНОЙ ВСЕЛЕННОЙ И ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО ПОВЕДЕНИЯ. ПОДОБНЫЕ ИСКАНИЯ ЗАСТАВЛЯЮТ ИССЛЕДОВАТЕЛЯ ПРОЙТИ ПО МНОГИМ ДОРОГАМ – И СТОЛБОВЫМ, И ОКОЛЬНЫМ, – СВЕРНУТЬ ВО МНОГИЕ ГЛУХИЕ ПЕРЕУЛКИ НЕУВЕРЕННОСТИ, ПОВСТРЕЧАТЬ ЛЮДЕЙ САМЫХ РАЗНЫХ СЛОЁВ ОБЩЕСТВА...» – Л. РОН ХАББАРД

Л. РОН ХАББАРД

Подобные искания – вот что в конечном счёте привело Л. Рона Хаббарда к созданию Дианетики и Саентологии и, соответственно, маршруту к ранее невиданным духовным высотам. Вот некоторые из вех этого путешествия. В июле 1952 года Л. Рон Хаббард стал первым, кто научным путём выявил, измерил и описал человеческий дух, а также наглядно продемонстрировал его потенциал, намного опередив научную мысль. Более того, обнаружилось, что каждый человек обладает таким потенциалом и что он может быть раскрыт в каждом. Вот почему Саентология достигла цели каждой великой религии – освобождения души посредством мудрости.

Все работы Л. Рона Хаббарда по Дианетике и Саентологии представляют собой самый крупный труд о человеческом разуме и духе – более 5000 печатных работ и 3000 записанных на плёнку лекций. В них содержатся ответы на самые глубокие тайны жизни: на головоломки бытия, загадку смерти и способы достижения состояний, ранее даже не описанных в литературе. Так же в этих работах берёт начало саентологическая технология, предназначенная для того, чтобы воспитывать детей, восстанавливать семьи, получать образование, организовывать дела и облегчать страдания и болезни.

И чтобы эта технология была доступна для всех, Л. Рон Хаббард содействовал созданию саентологических церквей по всему миру, положив начало мировой религии. Это практическая религия. Она применима к любой сфере человеческого существования, и это религия нашего времени. И в самом её центре и в каждой церкви Саентологии отражается вечное приглашение Основателя: «Мы от чистого сердца предлагаем вам драгоценный дар свободы и бессмертия – и это правда».

Был писателем, философом, гуманистом и основателем саентологической религии. Он родился 13 марта 1911 года в Тилдене (штат Небраска) и умер 24 января 1986 года.

В раннем возрасте он ступил на долгий и полный приключений путь открытий. Мать, занимавшаяся его воспитанием, была высокообразованной женщиной, и он читал литературу, которую дети в его возрасте обычно не читают: Шекспира, греческих философов и более поздних классиков. Тем не менее он знал жизнь отнюдь не только по книгам. Переехав с семьёй в Хелену (штат Монтана), Рон вскоре объезжал мустангов вместе с лучшими местными ковбоями - в те времена это всё ещё был дикий и суровый американский Запад.

Будучи любознательным, он быстро подружился с индейцами племени черноногих. От их шамана узнавал племенные традиции и легенды и был удостоен редкой чести стать кровным братом индейцев. К тринадцати годам он отличился, став самым молодым скаутом-орлом в стране, и представлял скаутов Америки на встрече с президентом страны Калвином Кулиджем.

И всё же юного Рона более всего отличало неутолимое любопытство вместе с присущим ему желанием улучшить состояние человека.

Заметив эти качества, не кто иной, как ученик Зигмунда Фрейда и единственный офицер американских военно-морских сил, изучавший психоанализ в Вене, коммандер Джозеф Ч. Томпсон, познакомил юного Рона с теорией Фрейда.

Но хотя Рон был искренне увлечён возможностью проникнуть в человеческий разум, многие его вопросы остались без ответа.

Когда его отец, офицер ВМС США, был командирован на юг Тихого океана, Рон отправился в первое из своих знаменитых азиатских путешествий. В возрасте девятнадцати лет он имел за плечами более четверти миллиона пройденных миль и пересёк большую часть Китая и Индии. Рон стал одним из немногих искателей приключений с Запада, который был допущен в ламаистские монастыри Западных холмов Китая, и ему довелось обучатьсяу последнего представителя династии магов, живших при королевском дворе хана Хубилая. И всё же, несмотря на все чудеса, которые ему довелось наблюдать, Рон сделал вывод: легендарная мудрость Востока оказалась не в состоянии облегчить страдания и преодолеть нищету в этих перенаселённых и неразвитых странах.

Вернувшись в США в 1929 году, Рон возобновил своё официальное образование и на следующий год поступил в Университет Джорджа Вашингтона. Там он изучал математику, инженерное дело и посещал первый в Америке курс по атомной и молекулярной физике. И хотя не всё он изучал по собственному выбору, он получил в своё распоряжение методы, с помощью которых он мог искать ответы на неразрешённые вопросы о человеческом разуме и жизни. На самом деле Л. Рон Хаббард стал первым, кто применил научные методы исследования к изучению извечных вопросов существования.

И просто в довершение картины его университетских лет заметим, что он стал также одним из пионеров американской авиации и сенсацией Среднего Запада - там он устраивал показательные полёты. Однако в итоге Рон мог лишь констатировать, что западная наука не знала ответов - особенно если учесть, что сходило за «науку о разуме» в психологических лабораториях университета.

Как он писал позже:

«Было совершенно очевидно, что я имел дело с обществом и жил в обществе, в котором о разуме было известно меньше, чем в самом примитивном племени, с которым я когда-либо вступал в контакт. Осознав также, что люди на Востоке не были способны проникнуть в тайны разума настолько глубоко и с таким знанием дела, как мне казалось раньше, я понял, что мне придётся провести немало исследований».

Чтобы финансировать эти исследования во времена, известные ныне как Великая депрессия, Рон взялся за перо, что явилось началом его 50-летней литературной карьеры. К середине 30-х годов он стал одним из самых читаемых авторов эпохи расцвета американской беллетристики. Им же написаны несколько великолепных сценариев Золотого века Голливуда, и его до сих пор помнят по работе над различными блокбастерами, включая один из лучших фильмов в творчестве Кларка Гейбла.

Однако, никогда не забывая о своих первоначальных поисках, онпродолжил основополагающие исследования, отправляясь в дальние экспедиции по местам, не затронутым цивилизацией. В поисках неведомого «общего знаменателя существования», благодаря которому можно было бы разработать действенную философию для улучшения состояния человека, он изучил в общей сложности 21 народность и культуру. И в начале 1938 года он выделил этот общий знаменатель - Выживай!

То, что именно выживание движет всем живым, не было новой идеей. Но то, что в конечном счёте вся жизнь пытается лишь выживать, было чем-то совершенно новым. Изначально Рон представил свои открытия в рукописи, названной «Экскалибур». Хотя он впоследствии решил не публиковать её, так как она не содержала никакого реального метода для изменения жизни к лучшему, всё же эта работа стала отправной точкой, на которой основывались все будущие открытия.

В 1940 году, в знак признания достижений Рона, знаменитый Клуб путешественников принял его в свои члены как одного из самых выдающихся исследователейтого времени. Все последующие экспедиции Рона проводились под желанным для многих флагом Клуба путешественников. И уже в конце 1940 года последовало путешествие на Аляску, во время которого Рон не только провёл выдающиеся исследования индейских племён, населяющих побережье Тихого океана, но и испытал прототип навигационной системы, которая затем использовалась на всех морских и воздушных трассах вплоть до последних десятилетий XX века.

С началом Второй мировой войны Рон приступил к службе в военно-морских силах Соединённых Штатов в звании лейтенанта. Сначала онслужил офицером американской разведки в Австралии. После возвращения в Соединённые Штаты в качестве первого американского военного, пострадавшего в боевых действиях на Тихом океане, он продолжил службу на севере Тихого океана и в Атлантике, командуя противолодочными сторожевыми кораблями и тренируя команды морского десанта. Несмотря на высокие награды, полученные за боевые заслуги, Рон был глубоко опечален жестокостью этой войны. Онрешил удвоить свои усилия, направленные на улучшение состояния человека. Поэтому он продолжал исследования даже в самые мрачные дни 1943 и 1944 годов.

В 1945 году, частично ослепший и искалеченный ранениями, лейтенант Хаббард был признан инвалидом и госпитализирован в Окленде (штат Калифорния). Однако к тому времени он уже разработал первые практические процедуры для облегчения травм. Он использовал эти процедуры для помощи бывшим военнопленным, которые, несмотря на интенсивное медицинское лечение, не могли выздороветь. Те из них, к кому он применил ранние дианетические методики, чтобы убрать «умственные барьеры», сводившие на нет усилия врачей, быстро выздоровели от стандартного медицинского лечения. Используя те же процедуры, он восстановил и собственное здоровье, к немалому изумлению медкомиссии.

Когда восстановился мир, Рон приступил к дальнейшей проверке эффективности Дианетики, работая с сотнями людей из всевозможных слоёв общества. После продолжительного усовершенствования Дианетики в «лаборатории реального мира» им был написан труд, в котором он детально изложил как теорию, так и основанные на ней методики. Он дал рукописи название «Дианетика: первоначальные тезисы» и сначала распространил её в медицинских и научных кругах. Однако почти сразу же экземпляры книги начали размножать и передавать из рук в руки - и в итоге «Первоначальные тезисы» Рона буквально облетели весь мир.

К Рону лавиной хлынули вопросы от читателей, и, чтобы ответить на них, он решил написать исчерпывающий учебник по этому предмету. Им стала книга «Дианетика: современная наука о разуме» – первая всеобъемлющая работа, когда-либо написанная о человеческом разуме и жизни. Опубликованная 9 мая 1950 года, она сразу же взлетела на вершину списка бестселлеров «Нью-Йорк таймс» и привела к созданию приблизительно 750 дианетических групп от одного побережья США до другого. Кроме того, книга вдохновила людей на организацию дианетических центров в шести американских городах, и эти центры были призваны помочь Рону развивать новую область знания.

Развитие шло стремительно и последовательно, а каждое новое открытие было по меньшей мере столь же невероятным, что и все предшествующие. В заключительной главе «Дианетики» Рон писал о планах проведения «дальнейших исследований жизненной силы», и вскоре к нему стало поступать всё больше и больше свидетельств того, что эта жизненная сила, по сути, имеет духовную природу и простирается далеко за пределы какой-то отдельно взятой жизни. Вот как он сам сформулировал это:

«По мере развития Дианетики кажется всё более и более вероятным, что она в конце концов сможет вступить в контакт с тем, что так часто постулировалось, но что никто никогда как следует не воспринимал, не измерял и не испытывал, - с человеческой душой».

Эти слова оказались пророческими: в ходе исследований, продолжавшихся с конца 1951 года по 1952 год, Рон действительно вступил в контакт с человеческой душой, измерил её и предоставил средства познать её на собственном опыте. Таким образом появилась Саентология - «изучение духа и работа с ним в его взаимоотношениях с самим собой, вселенными и жизнью».

В конце 50-х годов Рон продолжал исследования, углубляясь в природу и потенциал духа, и сразу же документировал свои открытия в виде технических выпусков, статей, книг и записанных на плёнку лекций. По мере того как сообщество саентологов разрасталось, саентологические церкви открывались по всем Соединённым Штатам, по всей Европе, в Австралии и Южной Африке. Поэтому Рон одновременно руководил расширением Саентологии во всём мире и работал над созданием точного и стандартного маршрута, следуя которым любой человек мог бы подняться к более высоким уровням осознания.

Поскольку Саентология охватывает всю жизнь целиком, нет ни одного аспекта существования человека, к которому бы Рон не обращался в последующих работах. В Великобритании, на борту исследовательского судна в Средиземном море, в Атлантическом океане и в Карибском море перед возвращением в Соединённые Штаты - везде он брал из множества саентологических процедур материал для разработки целого ряда технологий по улучшению общества. Вот примеры:

    Процедуры, разработанные Л. Роном Хаббардом для реабилитации наркоманов, используются сейчас в 50 странах. Их эффективность в 5 раз превосходит эффективность любой другой подобной программы.

    Его программа по исправлению преступников сейчас используется в более чем 2000 тюрьмах и исправительных учреждениях и на 80% снижает рецидивизм.

    Его технология для достижения грамотности и эффективного обучения предоставляется более чем в 70 странах.

    Составленное им руководство для лучшей жизни - моральный кодекс «Дорога к счастью», широко приветствуемый повсюду, - является нерелигиозным и обращается исключительно к здравому смыслу. Статистически доказана его эффективность в повышении морального уровня, и в общей сложности распространено 100 миллионов экземпляров книги «Дорога к счастью» на более чем 90 языках в более чем 150 странах.

Но, конечно же, рассказ об Л. Роне Хаббарде будет неполным, если не упомянуть о завершении его основного исследования. Перед тем как уйти из жизни в 1986 году, он полностью систематизировал все материалы по Дианетике и Саентологии для применения во всех слоях общества и для достижения величайших духовных высот.

Сегодня эти материалы представляют собой множество книг и статей и несколько тысяч записанных на плёнку лекций и фильмов. Более 250 миллионов экземпляров работ Л. Рона Хаббарда создали движение, охватившее миллионы людей на всех континентах.

Доказательством эффективности его наследия являются чудесные результаты, получаемые благодаря его технологии, и миллионы друзей по всему миру, которые несут это наследие в вечность. Количество этих достижений и число друзей Рона неуклонно возрастают с каждым днём, подтверждая следующие слова Рона из его эссе «Моя философия»:

«Мне нравится помогать другим, и для меня величайшее удовольствие в жизни видеть, как человек освобождается от теней, омрачающих его дни.

Эти тени кажутся ему такими плотными и ложатся на него таким тяжким бременем, что, когда он обнаруживает, что это всего лишь тени и он может видеть сквозь них, проходить сквозь них и вновь оказываться на солнце, он в полнейшем восторге. И боюсь, что я в таком же восторге, как и он».

Учение Рональда Хаббарда о дианетике и сайентологии собрало множество последователей как среди обычных людей, так и среди знаменитостей. В современном мире во многих странах это признано как религия, и оно имеет даже свои церкви, однако в некоторых считаются сектантскими и недопустимыми. Почему так произошло? Как разоблачили это учение? Почему его называют сектой? Давайте разбираться поэтапно.

Кто такой Р. Хаббард?

Лафайет Рональд Хаббард – основатель учения о дианетике и церкви сайентологии. Родился 13 марта 1911 года в США, город Тилден, штат Небраска. Автор более 600 произведений, в современном мире считающихся околонаучными, и собирают множество отзывов критиков и ученых. С его биографией связано немало мистических моментов, в том числе и со смертью. Последователи сайентологии уверяют, что Рональд умер в 1986 году, однако его супруга говорила, что эта дата смерти была сфальсифицирована, и Хаббард умер еще в 1979 году.

Сами сайентологи даже называют своего основателя просто Роном или ЛРХ . Если вы когда-либо попадете к ним, они обязательно расскажут о Хаббарде,как о величайшем даровании, который был настолько гениальным и смог преуспеть абсолютно во всем в своей жизни. Но таким ли выдающимся был Рональд Хаббард?

В действительности, Рон вырос на ранчо у дедушки в штате Небраска, США. Его сверстники вспоминают, что мальчуган в детстве не любил лошадей и был обыкновенным троечником в школе. Ходили слухи о том, что Рональд дружил с племенем индейцев «черноногих» и даже стал их кровным братом. Однако, позже выяснилось, что племя «Blackfoot» в Америке никогда не принимало к себе чужаков, особенно в качестве «кровных братьев». Все это было выдумано для постановки оригинального фильма о жизни Хаббарда в Голливуде.

Среди путешествий в детстве и подростковом возрасте у Рона действительно была поездка в Китай. Но он ездил не самостоятельно, а с матерью, чтобы навестить своего отца, который находился в Азии по долгу службы.

В университете Джорджа Вашингтона Рональд Хаббард действительно учился, однако не закончил его. Был отчислен за неуспеваемость на втором курсе. После этого в его жизни на самом деле начались приключения. Все началось с того, что Рональду сильно не хватало финансов. Для этого он и начал свою писательскую деятельность. Зарабатывал в основном на написании фантастических и приключенческих рассказов.

Следом Рональд попал на войну. Однако, в отличии от «официальной» сайентологической версии этого периода его жизни, на самом деле все происходило совсем иначе. Хаббард не воевал на передовой и не получал никаких ранений. Всю войну он находился в тылу и даже получил некоторые болезни из-за сидячего образа жизни. По окончанию войны он получал за них повышенную пенсию, а так же часто просил ее повышения. Самое интересное, что именно во время службы он объявил о своем чудесном исцелении с помощью дианетики. Поэтому получение пенсии по фронтовым болезням излечившемуся человеку как минимум странно и уже вызывает недоверие.

Также известно, что Рональд Хаббард увлекался оккультизмом и мистицизмом. В то время его семья жила достаточно бедно и им постоянно не хватало денег. К тому же, этот период в истории ознаменовался появлением большого количества новых религиозных течений. Практически все из них были нацелены на выкачивании денег из граждан. Некоторые называют этот период великой депрессией, ведь речь шла о последствиях второй мировой войны. Именно поэтому многие люди находились в поисках поддержки и нередко попадали в различные секты, которые, конечно, оказывали помощь, но мнимую, да и выкачивали все деньги и забирали имущество. Тогда Хаббард и подумал о создании своей религии. Цель у него как была, так и осталась – разбогатеть.

Создание дианетики

Как говорил сам Хаббард, учение о дианетике, он изобрел, когда получил травму на войне и самостоятельно вылечил ее. Однако, мы уже знаем, что никакой травмы он не получал, а после его «самолечения» болезни остались. За них он и получал пенсию, пока не основал Церковь сайентологии. После выхода книги о «новой науки» - дианетики, она имела огромный успех. Во время написания произведения Хаббард вдохновлялся старыми трудами З. Фрейда, от которых последний давно отказался. В 50-е годы 19 века был очень популярен психоанализ, именно поэтому книга разошлась как горячие пирожки.

Критики того времени говорили, что книга больше похожа на смесь теорий Фрейда и новых непонятных слов, к тому же не имела в себе ничего уникального. Все то, что имела в своей основе дианетика, было уже давно известно. Но позднее все научные опыты, основанные на дианентике, провалились. Дианетика как наука никем не была признана в мировом сообществе ученых. Тогда Хаббард предпринял другой ход.

Церковь сайентологии – грандиозная афера Р. Хаббарда

Неудача с дианетикой практически не огорчила своего основателя. Напротив, он решил усложнить задачу для исследователей – ученых и психологов в опровержении своих трудов. Тогда он решил заняться религией, ведь ее сложнее подвергнуть какому-либо сомнению. Дело в том, что религия зачастую – это набор «истин», которые не требуют никаких доказательств. Поэтому можно написать абсолютно все что угодно, что может понравиться большому количеству людей.

Последователи церкви сайентологии обещают людям обретение счастья, здоровья и успешной жизни, впрочем, как и все остальные псевдорелигии и любые тренинги по самосовершенствованию. Говорится также о том, что Бог – это человек, который прошел все уровни учения о сайентологии. Привлекало многих людей еще и то, что последователями церкви сайентологии становились знаменитости, в том числе и всемирно известные звезды Голливуда . Следом за созданием нового философско-религиозного течения, оно получило широкую огласку и всемирную популярность.

Однако позже люди начали задумываться о том, как на самом деле влияет на них церковь сайентологии, их обряды и прочее. Психологи также начали проводить обследования людей, которые были причастны к данной «религии». Выяснилось, что последователи саентологии имели деструктивное расстройство личности и полную психологическую зависимость от церкви.

Специалист по культам А. Дворкин дал определение данной секте и подобным. Он называет ее тоталитарной сектой и говорит о ней следующее: «Тоталитарная секта – авторитарная организация, главный смысл существования которой – власть и деньги для руководства. А оно в погоне за этой целью прикрывается различными масками – религии, психологии, культурологией, педагогики, политики. Секта распознается по ряду свойств: обман при вербовке, контроле сознания адептов, регламентация всех аспектов их жизни, обожествление лидера».

Именно так и действуют все секты. Они вызывают зависимость у своего последователя и постоянно, за счет различных тренингов, обрядов и различных предметов, которые вы покупаете в храме, выкачивают деньги и ценные вещи. Также Стивен Хассен выделил два основных признака культов и сект – обман и контроль сознания. В церкви сайентологии оба этих фактора присутствуют. В данном случае обман встречает адептов этой религии в прохождении оксфордского теста (на самом деле Оксфорд – знаменитый университет, не имеет ничего общего с этим тестом). Новичку предлагается оценить уровень его способностей, чтобы в дальнейшем их «улучшать». Контроль сознания проявляется в правилах и обрядах Церкви Сайентологии.

Что говорят бывшие последователи сайентологии?

Есть интересная история о двух последовательницах Церкви сайентологии. Однажды в центр святого Иринея Лионского пришли две женщины. Обе выглядели как сумасшедшие, и вели себя так же. Тогда они говорили о сайентологии как о всеобщем зле, которую основали пришельцы из других миров. Позднее выяснилось, что они пребывали в состоянии сильного психического расстройства. Психиатры описывают данное состояние как посттравматическое стрессовое расстройство.

Джеральд Армстронг, бывший соратник самого Рональда Хаббарда, говорил следующее: «Для меня стало совершенно очевидным, что после всего этого времени, проведенного в Сайентологии, я не получил ничего из того, что Сайентология обещала. Я не стал более способным, более сильным, не стал умнее. По крайней мере, мне хватило ума, чтобы уйти из Сайентологии. Сразу после побега частные детективы, нанятые сайентологами, нападали на меня: сбивали машиной, терроризировали на автострадах, шпионили за мной и моей женой, запугивали мою семью и наших соседей. 23 года я веду такую жизнь. За это время на меня подавали в суд 6 раз. И сейчас я нахожусь в процессе седьмого судебного разбирательства с этой организацией».

Сайентология в современном мире

После смерти основателя в церкви произошел раскол. Теперь есть два течения – сама Церковь Сайентологии и Свободная зона. Отличаются они мало чем, первая продолжает дело Хаббарда, а вторая лишь специализируется на продаже сайентологической литературы.

В настоящий момент церковь сайентологии считается сектой и находится в числе запрещенных религиозных организаций в большинстве стран мира. Чаще всего, ее выдворяли за пределы страны только после долгого судебного разбирательства. В России материалы по саентологии признаны экстремистскими, а церкви в Москве и Санкт-Петербурге ликвидированы.

Церковь сайентологии в современности является грандиозной аферой Рональда Хаббарда с целью получения финансов для обеспечения себя и своей семьи. До сих пор есть страны, где действие данной секты не запрещено, а есть те места, где она действует тайно. Она деструктивно влияет на личность человека, делая его беспомощным и бедным. А сама сайентология признана учеными всего мира как лженаука.

Источники:
  1. А.С. Тимощук, И.Н. Федотова, И.В. Шавкунов Учебное пособие «Введение в религиоведение» (стр. 144-147);
  2. Интервью Джеральда Армстронга в Москве, 02.03.2007;
  3. Джон Атак 1996 год, электронный сборник статей «Капкан безграничной свободы»;
  4. О.М. Герасименко «История сайентологии в России»;
  5. Фильм «Наваждение. Саентология. Разоблачение» 2015 год.

Написал более 500 художественных произведений. Его работы по дианетике и саентологии состоят из более чем 3000 лекций, 84 фильмов, 3 энциклопедических серий и 40 миллионов написанных слов. Работы Хаббарда в 2005 году были переведены на 65 языков мира и составляли 1084 публикацию, за что он был занесён в книгу рекордов Гиннесса по двум номинациям. К концу 2006 года его работы были переведены на 71 язык мира.

До 1930

1911: Родился 13 марта в Соединённых Штатах в г. Тилден (штат Небраска) в семье офицера военно-морских сил США Гарри Росса Хаббарда. Детство провёл на диком Западе в штате Монтана, где располагалось семейное ранчо Хаббардов.

1923-1925: Вступил в бойскаутскую организацию, вскоре став самым молодым «скаутом-орлом» в США. В 1923 году познакомился с капитаном второго ранга Джозефом Томпсоном, офицером медицинского корпуса военно-морских сил США, который ездил в г. Вену (Австрия) учиться психоанализу у Зигмунда Фрейда. Томпсон научил 12-летнего друга тому, что сам знает о человеческом разуме. Хотя Л. Рон Хаббард позднее отверг учение Фрейда, как неработоспособное и малопригодное, тем не менее, он сделал один очень важный вывод: «С разумом можно что-то сделать».

1927-1929: Отправился в путешествие по странам Востока. Побывал в Китае, тибетских монастырях, Индии, Японии, на островах Тихого океана, при этом находя и собирая необходимые факты для познания сущности человеческого бытия.

Начало карьеры писателя

30-е и 40-е годы: Этот период называется «золотым веком научной фантастики», в котором заметное место занимают произведения Л. Рона Хаббарда. Он начал профессиональную карьеру писателя, чтобы иметь источник финансов для своих научных исследований и изысканий. Он был в этот период популярным автором во многих литературных жанрах: приключенческом, фантастическом, фэнтези, лирическом, детективном, вестерне, а также написал несколько сценариев для голливудской киностудии «Коламбия пикчерс».

1930-1932: Получал (то есть прослушал один курс и не сдал экзамен) высшее техническое образование в университете им. Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон), где изучал инженерное дело, математику и ядерную физику. Здесь он провёл свой первый эксперимент по изучению того, как хранится человеческая память, и какова природа эстетики.

1932-1933: Участвовал в киносъёмочной и минералогической экспедициях по островам Карибского моря, при этом изучал культуру и верования местных народов.

1935: Хаббарда избрали президентом Нью-Йоркского отделения американской Гильдии писателей.

1940: Его избрали членом престижного Клуба Путешественников. Осуществил морскую экспедицию на Аляску, проведя эксперименты по радиопеленгации и оказав помощь при составлении подробных карт побережья.

На второй мировой войне

1941: Получил «Лицензию капитана судов любого типа, во всех океанах».

1941-1945: Служил в военно-морских силах США и командовал противолодочными кораблями на Атлантическом и Тихом океанах.

Работа по реабилитации военнопленных

1945: После боевого ранения находился на излечении в военно-морском госпитале Оук-Нолл в г. Окленд (штат Калифорния), где применил свои первые методики для того, чтобы восстановить собственное здоровье. Там он, по его утверждениям, также работал с другими моряками, бывшими узниками японских лагерей для военнопленных, теми, для кого медицина сделала всё, что могла, но не сумела помочь. Он провёл серию исследований и экспериментов, связанных с работой внутренних желёз, вырабатывающих гормоны.

Изобретение дианетики

1947-1949: Открыл офис в г. Лос-Анджелес (штат Калифорния), где продолжил исследование дианетики, работая с голливудскими актёрами, режиссёрами и писателями. Постепенно копии его первоначальных рукописей получили широкое распространение, и он столкнулся с многочисленными просьбами написать популярную книгу по дианетике.

1950: Завершив разработку новой методики, 9 мая опубликовал практическое руководство по её применению - книгу «Дианетика: современная наука о разуме». Эта книга стала бестселлером газеты «Нью-Йорк таймс» и вызвала широкое общественное движение по всем Соединённым Штатам. В результате этого во многих городах страны стали образовываться дианетические центры и группы. Начиная с 1950 года, Л. Рон Хаббард стал непрерывно посещать многие города США, а также других стран мира для того, чтобы осуществлять общее руководство, а также читать лекции по новым этапам своих исследований, проводить обучение и тренировать профессиональных саентологов. Помимо этого он никогда не снижал темпов изучения духовной природы человека и усовершенствования технологии улучшения его состояния.

Теория Хаббарда состояла в том, что человеческий ум страдает от инграмм, воспоминаний болезненных событий, часто отпечатывающихся перед рождением в зародыше. Он утверждал, что под руководством дианетического терапевта, или одитора, эти инграммы могут быть снова пережиты, а затем стерты из ума.

Обучение проходило в форме высокооплачиваемых курсов и лекций.

Однако научная общественность не признала дианетику наукой. А.Дворкин пишет: «Ученые провели строгую научную проверку предлагаемого Хаббардом метода, в результате которой выявилась его полная научная несостоятельность»(Сектоведение, см. также: Рецензия Э. Фромма). Доходы Хаббарда, после первоначального бума, стали уменьшатся, его стали обвинять в мошенничестве(«Тайные жизни»).

Создание саентологии

1952: Хаббард выпустил новый продукт - саентологию. Начиная с 1954 года, в США, Дании, Канаде, Новой Зеландии, Франции, Южной Африке и других странах мира стали основываться местные церкви саентологии.

1959-1966: Взял на себя руководство саентологическими церквями по всему миру, возглавив организационную структуру в период, когда данная структура находилась на стадии становления и первоначального роста. Наладив эффективную работу во всех организациях, в 1966 году отошёл от руководства, передав все обязанности 100 обученным административным сотрудникам.

1964: Провёл серию специальных лекций, посвящённых «технологии обучения», в которых раскрыл причины сложностей в обучении и образовании, и подробно описал работающие методы, применяя которые можно изучить любой предмет, а также улучшить свои способности к применению знаний на практике.

1965: Опубликовал «Мост к полной свободе» - таблицу, которая показывает последовательный перечень конкретных действий на пути к более высоким духовным состояниям. Согласно таблице, продвигаясь по этому Мосту ступень за ступенью, человек постепенно поднимается из той точки, где он впервые узнал о саентологии, на самый верх Моста, где находится состояние полной свободы. Пройти весь мост может только очень состоятельный человек (В Америке порядка 350 тысяч долларов Сектоведение).В этом же году разработал организующую схему (более известную как «оргсхема»), состоящую из семи отделений. Эта оргсхема представляет собой универсальную модель для успешной деятельности различных организаций, как саентологических, так и любых других.

Создание «Нарконона»

1966: Основал программу «Нарконон» - программу реабилитации людей, принимавших наркотики.

1967-1975: В результате волны преследований по всему миру (а именно:

Под влиянием ВФПЗ началось преследования саентологов в Австралии

1966 - запрет сайентологии в Родезии, куда Хаббард попытался перенести свою организацию из враждебной Англии (отменён в 1980 г.)

1969 - запрет сайентологии в Греции из-за обвинения в «похищении людей» (отменён в тот же год, когда «похищенные люди» нашлись в добром здравии)

1974 - АНБ США под давлением закона о свободе информации признаёт, что ведёт многолетнюю слежку за сайентологами, но не рассекречивает цели и результаты своей работы

1977-78 - серия судебных процессов против саентологии в США, (например, обвинение в шпионской деятельности) первое осуждение жены и соратницы Хаббарда, Мэри Сью; Рон Хаббард в ответ затевает судебный процесс против Генри Киссинджера, который, впрочем, закончился безрезультатно.

В этот период обращал особое внимание на решение таких проблем, которые стали угрожать всему современному обществу, а именно - наркомания, преступность, широкая безграмотность, падение нравственности, химическое загрязнение организма и т. д.

1968: Опубликовал книгу «Введение в саентологическую этику», в которой содержатся принципы и формулы этики, благодаря которым человек может сделать свою жизнь целостной и повысить уровень выживания в невероятной степени.

1969: Исследовал причины и последствия наркомании и разработал специальные процедуры, которые направлены на устранение, как причин её возникновения, так и последствий употребления наркотиков.

1970: Создал новые административные принципы, и в итоге на основе своего многолетнего опыта и всестороннего изучения вопросов руководства и управления были составлены два капитальных труда: восьмитомник «Курс руководителя организации» (впервые издан в 1973) и трёхтомник серии «Менеджмент» (впервые издан в 1974). Провёл в эти годы изучение всех существующих теорий и практик связей с общественностью (СО) и обнародовал свои открытия в этой области, продемонстрировав полностью аналитический и этичный подход к этому предмету. Разработал принципы маркетинга, которые приводят организации к изобилию и расширению. Также в 1970 году основал программу «Криминон» - программу перевоспитания преступников.

1974: Сформировал музыкально-танцевальную труппу на борту корабля «Аполлон», лично обучая исполнителей песен и танцев. Корабль «Аполлон» заходил в порты Карибского моря, где труппа с большим успехом исполняла латиноамериканскую музыку в оригинальной обработке. Многое из того, чему он тогда обучал артистов, сейчас можно найти в руководствах из серии «Искусство».

Киносценарист

1977: Построил киностудию для выпуска саентологических учебных фильмов и написал десятки киносценариев по дианетике и саентологии. Режиссёром многих этих фильмов он был сам.

1978: Усовершенствовал дианетическую технологию, выпустив в свет «Дианетику Новой эры», благодаря которой человек стал приходить к победам с молниеносной скоростью. Кроме того, на протяжении 1978-1986 годов Л. Рон Хаббард осуществил целый ряд значительных достижений в исследованиях, и благодаря этому он увеличил эффективность саентологии, внеся важные изменения и создав дополнительные курсы и программы. В итоге он сумел завершить окончательную разработку и систематизацию саентологии.

1979: Основал программу «Очищение» - программу эффективного выведения из человеческого организма наркотиков, алкоголя, медицинских препаратов и других токсичных веществ, накопленных в течение его жизни, и являющихся причиной усталости, апатии, сонливости, тупости и других нежелательных реакций. В этом же году нашёл источник растущей неграмотности и решил эту проблему, создав позже курс «Ключ к жизни». Эта работа получила широкое признание за свои чудесные результаты.

«Поле боя - Земля»

1980: Написал научно-фантастический роман «Поле боя - Земля» (издан в 1982), написанный в традициях боевой фантастики 30-х годов. Написал первые тома научно-фантастической эпопеи «Миссия Земля» (издавались с 1985) - сатирической пародии про слабости нашей цивилизации. Все 11 книг, включая роман «Поле боя - Земля», стали подряд бестселлерами газеты «Нью-Йорк таймс». По мотивам снят фильм Поле битвы: Земля.

1981: Выпустил небольшую книгу «Дорога к счастью» - нерелигиозный моральный кодекс, основанный на здравом смысле. Простые принципы, изложенные в этой брошюре, понятны каждому и помогают повысить уровень порядочности и честности человека. Именно поэтому распространение и использование данной брошюры приобрело всемирный характер (сейчас распространено более 62 миллионов экземпляров книги).

1984: Создал программу избавления от «Ложных целей» - программу, которая позволяет человеку устранить причины, мешающие ясному осознанию своих истинных целей, и восстановить уверенность в самом себе.

Программа избавления от «Аллергии и астмы»

1985: Создал программу избавления от «Аллергии и астмы» - программу, которая направлена на то, чтобы помочь человеку в освобождении от проблем умственного и духовного характера, связанных с аллергией и астмой.

1986: 24 января Хаббард скончался в штате Калифорния (США) на ранчо недалеко от города Сан-Луис-Обиспо.

1987: Улица, на которой находятся три саентологические церкви, была переименована городским советом г. Лос-Анджелеса в честь Л. Рона Хаббарда за его заслуги перед нацией и человечеством.

В качестве признания заслуг писателя, просветителя, гуманиста и философа, 150 мэров городов и губернаторов США объявили 13 марта «Днём Л. Рона Хаббардa», а 9 мая «Днём дианетики».

Промывание мозгов

В начале существования американского проекта по контролю разума МКULTRA будучи бывшим морским офицером Хаббард знал, что Военно-морские силы скрыто занимались исследованием человеческого разума. Отказавшись присоединиться к психиатрам, занимавшимся исследованиями по контролю разума, в мае 1950 года Хаббард опубликовал книгу «Дианетика: современная наука о разуме». В этой книге свобода, целостность и неприкосновенность разума провозглашались неотъемлемым правом человечества. Когда книга стала бестселлером тысячи людей начали использовать техники Хаббарда, свидетельствуя об «увеличении свободы разума». Некоторые из техник Хаббарда, которые он описал для пользы всех людей, тайно использовались правительством в попытках порабощать. Некоторые из описанных техник Хаббарда на самом деле служили антидотами по отношению к методами контроля разума Проекта МКULTRA. Правительство начало клеветническую кампанию против Хаббарда. Она велась Отделом по контролю разума ЦРУ. Молодой автор непреднамеренно послужил причиной рассекречивания наиболее сильно хранимой тайны Холодной войны - MKULTRA. Офис Хаббарда подвергся обыску, и рукопись содержащая информацию аналогичную той, что нам сейчас известна как психотроника, была похищена. По иронии судьбы название рукописи было таким же самым, как и более поздняя рукопись подполковника Тома Беардена (en:Thomas E. Bearden). Обе назывались «Экскалибур» (Excalibur). Хаббард и его коллеги подверглись физическому нападению, и автор едва избежал попытки похищения. В отношение всех, кто присоединился к идее дианетики в начале 30-ых была проведена кампания чёрной пропаганды.

Хаббард был первым человеком кто публично заявил, что ЦРУ применяет наркоболевой гипноз (pain-drug-hypnosis) для промывания мозгов. В 1951 году в своей книге «Наука выживания» он написал, что наркоболевой гипноз настолько широко использовался в шпионаже, что уже давно люди должны были быть предупреждены об этом. В 1970-ых заявления Хаббарда были подтверждены документально, когда программа ЦРУ стала общественным достоянием после принятия Акта о свободе информации (en:Freedom of Information Act (United States)). Возникшее общественное недовольство против использования изменяющих разум наркотиков, совмещение которых с электрошоком послужило причиной смерти или увечий несчётного количества людей, привело к сравнению ЦРУ с нацистскими врачами и к слушаниям в Конгрессе.

Часть опубликованных работ

Динамики жизни (написана в 1947, издана в 1951).

Дианетика: эволюция науки (1950).

Дианетика: современная наука о разуме (1950).

Самоанализ (1951).

Наука выживания: предсказывание человеческого поведения" (1951).

Как жить, даже если вы руководитель (1953).

Дианетика 55! (1955)

«Искусство промывания мозгов» (L. Ron Hubbard, Kenneth Goff, and the «Brain-Washing Manual», 1955

Саентология: основы мысли (1956)

Проблемы работы

Саентология: новый взгляд на жизнь (1965).

Введение в саентологическую этику (1968)

Руководство по основам обучения](1972).

Курс руководителя организации (1973) - серия в 8 томах.

Менеджмент (1974) - серия в 3 томах.

Дорога к счастью (1981).

Поле боя - Земля: сага о годе 3000 (1982).

Миссия Земля (с 1985) - в 10 томах.

Словарь основных терминов Дианетики и Саентологии (1988).

Лафайет Рональд Хаббард (Рон Лео Хаббард, Л. Рон Хаббард) - американский писатель и религиозный деятель, создатель непризнанной науки «дианетика» и основатель Международной церкви Саентологии, запрещённой во многих странах.

Родился 13 марта 1911 г. в Соединённых Штатах в г. Тилден (штат Небраска) в семье офицера военно-морских сил США Гарри Росса Хаббарда. Детство провёл на диком Западе в штате Монтана, где располагалось семейное ранчо Хаббардов. в 1923 г. вступил в бойскаутскую организацию, вскоре став самым молодым «скаутом-орлом» в США. В том же году познакомился с капитаном второго ранга Джозефом Томпсоном, офицером медицинского корпуса военно-морских сил США, который ездил в г. Вену (Австрия) учиться психоанализу у Зигмунда Фрейда. Томпсон научил 12-летнего друга тому, что сам знает о человеческом разуме. Хотя Л. Рон Хаббард позднее отверг учение Фрейда как неработоспособное и малопригодное, тем не менее, он сделал, по его признанию, очень важный вывод: «С разумом можно что-то сделать».

В 1927-1929 гг. путешествовал по странам Востока. Побывал в Китае, тибетских монастырях, Индии, Японии, на островах Тихого океана, при этом находя и собирая «необходимые факты для познания сущности человеческого бытия».

На 30-40 гг. пришёлся «золотой век научной фантастики», в котором довольно заметное место занимают и произведения Л. Рона Хаббарда. Он начал профессиональную карьеру писателя, чтобы иметь источник финансов для своих научных исследований и изысканий. Хаббард был в этот период популярным автором во многих литературных жанрах: приключенческом, фантастическом, фэнтези, лирическом, детективном, вестерне. Кроме того, написал несколько сценариев для голливудской киностудии «Коламбия пикчерс». Продуктивность Хаббарда поражает: за шесть лет (1935-1940) он написал в общей сложности 138 романов, повестей и рассказов во всех возможных жанрах, публикуя их в различных журналах под многочисленными псевдонимами (Frederick Engelhardt, René Lafayette, Kurt von Rachen, Winchester Remington Colt, Michael Keith, Ken Martin, B.A. Northrup, Scott Morgan и ещё парой дюжин). В среднем в эти годы новый рассказ Хаббарда выходил каждые две недели.

Наиболее известный из ранних романов Хаббарда – «Final Blackout» («Последнее затмение», 1940) – о возможном мрачном будущем США. Его перу принадлежат романы «Рабы сна» («Slaves of Sleep»1948) и «Повелители сна» («The Masters of Sleep», 1950) – фэнтези на арабскую тему, роман ужасов «Страх» (1957) и многие другие.

В 1930-1932 гг. Хаббард получал (то есть прослушал один курс и не сдал экзамен) высшее техническое образование в университете им. Джорджа Вашингтона (г. Вашингтон), где изучал инженерное дело, математику и ядерную физику.

В 1935 г. Хаббарда избрали президентом Нью-Йоркского отделения американской Гильдии писателей.

В годы Второй мировой войны писатель служил в военно-морских силах США и командовал противолодочными кораблями на Атлантическом и Тихом океанах. В 1945 г. после боевого ранения находился на излечении в военно-морском госпитале Оук-Нолл в г. Окленд (штат Калифорния), где применял свои первые методики для того, чтобы восстановить собственное здоровье. Там он, по его утверждениям, также работал с другими моряками, бывшими узниками японских лагерей для военнопленных, теми, для кого медицина сделала всё, что могла, но не сумела помочь. Он провёл серию исследований и экспериментов, связанных с работой внутренних желёз, вырабатывающих гормоны.

После войны открыл офис в Лос-Анджелесе, где продолжил исследование дианетики, работая с голливудскими актёрами, режиссёрами и писателями. Постепенно копии его первоначальных рукописей получили широкое распространение, и он столкнулся с многочисленными просьбами написать популярную книгу по дианетике.

Завершив разработку новой методики, 9 мая 1950 г. опубликовал практическое руководство по её применению - книгу «Дианетика: современная наука о разуме». Эта книга стала бестселлером газеты «Нью-Йорк таймс» и вызвала широкое общественное движение по всем Соединённым Штатам. В результате этого во многих городах страны стали образовываться дианетические центры и группы. Начиная с 1950 года, Л. Рон Хаббард стал непрерывно посещать многие города США, а также других стран мира для того, чтобы осуществлять общее руководство, а также читать лекции по новым этапам своих исследований, проводить обучение и тренировать профессиональных саентологов. Помимо этого он никогда не снижал темпов изучения духовной природы человека и усовершенствования технологии улучшения его состояния - в том виде, в каком их понимал.

Теория Хаббарда состояла в том, что человеческий ум страдает от инграмм, воспоминаний болезненных событий, часто отпечатывающихся перед рождением в зародыше. Он утверждал, что под руководством дианетического терапевта, или одитора, эти инграммы могут быть снова пережиты, а затем стёрты из ума.

Обучение проходило в форме высокооплачиваемых курсов и лекций.

Однако научная общественность не признала дианетику наукой. А.Дворкин пишет: «Учёные провели строгую научную проверку предлагаемого Хаббардом метода, в результате которой выявилась его полная научная несостоятельность». Доходы Хаббарда, после первоначального бума, стали уменьшаться, его стали обвинять в мошенничестве.

В 1952 г. Хаббард выпустил новый продукт - саентологию. Начиная с 1954 г., в США, Дании, Канаде, Новой Зеландии, Франции, Южной Африке и других странах мира стали основываться местные церкви саентологии. Позже взял на себя руководство саентологическими церквями по всему миру, возглавив организационную структуру в период, когда данная структура находилась на стадии становления и первоначального роста. Наладив эффективную работу во всех организациях, в 1966 году отошёл от руководства, передав все обязанности 100 обученным административным сотрудникам.

В 1965-1975 гг. по всему миру прошло несколько волн преследований саентологов. В США в 1977-78 гг. состоялась серия судебных процессов против саентологии.

В эти и последующие годы Хаббард много пишет и издаётся (книги по дианетике, саентологии, руководству и управлению, очищению организма и т.п.).

В 1980 г. Хаббард после длительного перерыва вернулся в литературу и создал научно-фантастический роман «Поле боя - Земля» (издан в 1982 г.), написанный в традициях боевой фантастики 30-х годов. Написал первые тома научно-фантастической эпопеи «Миссия «Земля»» (издавались с 1985 г.) - сатирической пародии про слабости нашей цивилизации. Все 10 книг, а также роман «Поле боя - Земля» (в 2000 г. по его мотивам был снят одноимённый фильм. с треском провалившийся в прокате и получивший разгромную критику), стали подряд бестселлерами газеты «Нью-Йорк таймс». Правда, такие блестящие результаты могли быть подтасованы, чему есть серьёзные доказательства.

В 1982 г. состояние Хаббарда составляло более 200 миллионов долларов.

В конце 1983 г. он объявил об организации конкурса «Писатели будущего» («Writers of the Future»), который ежегодно проводится и по сей день. По итогам каждого конкурса выдаются крупные денежные призы и печатается антология. Среди лауреатов прошлых лет - Дэвид Зинделл , Роберт Рид , Шон Уильямс и другие.

24 января 1986 г. Хаббард скончался в штате Калифорния (США) на ранчо недалеко от города Сан-Луис-Обиспо. В следующем году улица, на которой находятся три саентологические церкви, была переименована городским советом г. Лос-Анджелеса в честь Л. Рона Хаббарда за его «заслуги перед нацией и человечеством». В качестве признания заслуг покойного 150 мэров городов и губернаторов США объявили 13 марта «Днём Л. Рона Хаббардa», а 9 мая «Днём дианетики».

Хотя Л. Рон Хаббард был и остаётся фигурой более чем спорной, его заслуги перед жанром фантастики (в самом широком смысле) несомненны.

На русском языке выходили поздние романы Хаббарда (декалогия «Миссия «Земля»» была издана не полностью - только 9 книг), роман «Страх» и рассказ «Отрицательное измерение», которым писатель дебютировал в научной фантастике.