Боровиковский краткая биография. Боровиковский биография

Влади́мир Луки́ч Боровико́вский (1757, Миргород, Малороссия -1825) - русский художник, мастер портрета, академик Императорской академии художеств.

Родился 24 июля (4 августа по новому стилю) 1757 года в Миргороде в семье казака Луки Ивановича Боровиковского (1720-1775). Отец, дядя и братья будущего художника были иконописцами. В молодости В. Л. Боровиковский учился иконописи под руководством отца.

С 1774 года служил в Миргородском казачьем полку, одновременно занимаясь живописью. В первой половине 1780-х годов Боровиковский в чине поручика выходит в отставку и посвящает себя занятиям живописью. Пишет образа для местных храмов.

В 1770-х годах Боровиковский близко познакомился с В. В. Капнистом и выполнял его поручения по росписи интерьера дома в Кременчуге, предназначавшегося для приёма императрицы. Екатерина II отметила работу художника и повелела ему переехать в Петербург.

В 1788 году Боровиковский поселяется в Петербурге. В столице первое время жил в доме Н. А. Львова и познакомился с его друзьями - Г. Р. Державиным, И. И. Хемницером, Е. И. Фоминым, а также Д. Г. Левицким , который стал его учителем. Несколько лет занимался живописью у И. Б. Лампи.

В 1795 году В. Л. Боровиковский за портрет великого князя Константина Павловича удостоен звания академика живописи. В 1803 году стал советником Академии художеств. С 1798 по 1820 гг. жил в доходном доме на Миллионной улице, 12.

Масон. Посвящён в масонство в петербургской ложе Умирающего сфинкса, которой руководил А. Ф. Лабзин и членом которой был Д. Г. Левицкий , 25 января 1802 года. Впоследствии вышел из ложи и с 26 мая 1819 года состоял в мистическом кружке Е. Ф. Татариновой «Союз братства».

Женат не был; детей не имел.

Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний - гранитный саркофаг на львиных ногах.

Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.

Сравнительно поздно, в конце 1790-х годов, Боровиковский приобретает славу известного портретиста.

В его творчестве преобладает камерный портрет. В женских образах В. Л. Боровиковский воплощает идеал красоты своей эпохи. На двойном портрете «Лизонька и Дашенька» (1794) портретист с любовью и трепетным вниманием запечатлел горничных семьи Львовых: мягкие локоны волос, белизна лиц, лёгкий румянец.

Художник тонко передаёт внутренний мир изображаемых им людей. В камерном сентиментальном портрете, имеющем определённую ограниченность эмоционального выражения, мастер способен передать многообразие сокровенных чувств и переживаний изображаемых моделей. Примером тому может послужить выполненный в 1799 году «Портрет Е. А. Нарышкиной».

Боровиковский стремится к утверждению самоценности и нравственной чистоты человека (портрет Е. Н. Арсеньевой, 1796). В 1795 году В. Л. Боровиковский пишет «Портрет торжковской крестьянки Христиньи», отзвуки этой работы мы найдём в творчестве ученика мастера - А. Г. Венецианова.

В 1810-е Боровиковского привлекают сильные, энергичные личности, он акцентирует внимание на гражданственности, благородстве, достоинстве портретируемых. Облик его моделей делается сдержаннее, пейзажный фон сменяется изображением интерьера (портреты А. А. Долгорукова, 1811, М. И. Долгорукой, 1811, и др.).

В. Л. Боровиковский - автор ряда парадных портретов. Наиболее известными из них являются «Портрет Павла I в белом далматике», «Портрет князя А. Б. Куракина, вице-канцлера» (1801-1802). Парадные портреты Боровиковского наиболее ярко демонстрируют совершенное владение художником кистью в передаче фактуры материала: мягкость бархата, блеск золочёных и атласных одеяний, сияние драгоценных камней.

Боровиковский также является признанным мастером портретной миниатюры. В коллекции Русского музея хранятся работы, принадлежащие его кисти, - портреты А. А. Менеласа, В. В. Капниста, Н. И. Львовой и другие. В качестве основы для своих миниатюр художник часто использовал жесть.

Творчество В. Л. Боровиковского являет собой слияние развивавшихся в одно и то же время стилей классицизма и сентиментализма.

В свои последние годы Боровиковский вернулся к религиозной живописи, в частности написал несколько икон для строящегося Казанского собора, иконостас церкви Смоленского кладбища в Петербурге. Давал уроки живописи начинающему тогда художнику


Прошло более двух веков с тех пор, как был написан портрет М.И. Лопухиной. Менялись поколения, художественные стили и вкусы, но портрет, который создал В. Боровиковский, до сих пор остаётся притягательным и загадочным.


Поспешите в Третьяковскую галерею, и вы долго будете стоять возле этого шедевра живописи. Портрет влечёт к себе взглядом карих глаз девушки, направленным куда-то, скорее всего, в себя. В нём грусть и разочарование, она задумчива, её мысли будто обращены в далёкую, но она уже знает, несбыточную мечту. Она пытается улыбнуться, но ей это не удаётся. Ясное лицо девушки, нежная фарфоровая кожа, плавная грация позы и всё внешнее благополучие не могут скрыть от такого гениального художника, как Боровиковский, глубокой внутренней печали.


А Владимир Лукич умел чувствовать чужое настроение и характер, тем более у такой ещё юной особы (М.И. Лопухиной исполнилось в это время 18 лет). Мария Ивановна была дочерью графа Ивана Андреевича Толстого, генерал-майора Семеновского полка, предводителя Хологривского дворянства и Анны Федоровны Майковой.



Машенька вышла замуж за егермейстера С.А. Лопухина, и как говорили, была несчастлива в браке, с мужем не было эмоционального единства. Детей в семье тоже не было, а через шесть лет после замужества, она умерла от чахотки, весьма распространённой болезни того времени. Похоронили Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных, в Спасо-Андронниковском монастыре в Москве, в котором теперь музей древнерусского искусства имени Андрея Рублева.


Она давно прошла – и нет уже тех глаз,
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье – тень любви, и мысли – тень печали…
Но красоту её Боровиковский спас.

В портрете прелесть юности, обаяние женственности, но в нём есть и сложность противоречивых чувств девушки, которая ему позировала. Боровиковский писал портрет так, как чувствовал свою модель. От девушки будто исходит сияние чистоты. Белое платье с нежным серо-голубым оттенком напоминает греческий хитон. Тёмно-голубой пояс, охвативший стройный девичий стан, воздушная дымка, смягчающая чёткие линии, – вся палитра создаёт нежность и воздушность, подчёркивает обаяние юности.


В портрете легко ощущается тишина и прохлада парка, а также кажется, что движения модели в этот день были плавными и даже немного замедленными. Изображение выходило не бестелесным, но и не плотским, в нём ощущается идея возвышенности. Писал ли Боровиковский ту Машеньку, которую видел и чувствовал, или сообщил портрету кое-что из собственных ощущений? Возможно, художник видел перед собой прекрасный идеал женщины своей души, и сблизил его с моделью, трудно сказать.


Лопухина изображена на фоне русского национального пейзажа, конечно здесь много условного и декоративного - колосья ржи, васильки, стволы берёз, поникшие бутоны роз. Склонённые колоски перекликаются с плавным изгибом фигуры Лопухиной, голубые васильки – с шёлковым поясом, белые берёзки мягко отражаются в платье, а душевное состояние - с поникшими бутонами роз. Может быть увядающей розой рядом с прекрасным образом девушки художник наводит нас на размышления о бренности и красоты, и жизни.


Весь мир природы, как часть души девушки, слияние контуров, палитра природы и женского образа создаёт единый гармонический образ. Этим портретом восхищались и современники художника, а затем и потомки следующих поколений. Именно потому, что мы с каким-то внутренним смущением души долго и молча стоим, любуясь образом девушки, можно сказать, что мы стоим перед великим произведением искусства.



Боровиковский, Владимир Лукич


В.Л. Боровиковский в русском искусстве XVIII века был одним из гениальных художников. В 1788 году в декабре он приехал в Санкт-Петербург из Миргорода. Об этом, как и обо всех приезжающих в то время, было доложено самой Екатерине, которая была крайне обеспокоена назревавшей во Франции революцией, а кроме того, частенько вспоминала так напугавший её пугачёвский бунт.


Но прежде чем приехать Боровиковский был всего-навсего способным иконописцем, и работал подобно своему отцу – писал иконы. Изредка миргородцы заказывали ему написать их портреты, украшая свои дома собственными изображениями. Вот за этим занятием и приметил его поэт В.В. Капнист, предводитель киевского дворянства.


Владимира Лукича привлекли к оформлению здания для приема императрицы во время её южного путешествия. Когда он прекрасно справился с непривычной для него темой, в которой ему пришлось писать огромные панно с аллегорическим сюжетом для прославления государыни, В.В. Капнист и его свояк Н.А. Львов предложили ехать в столицу, дабы совершенствоваться в искусстве.


Здесь ему посчастливилось быть учеником самого Левицкого, но всего лишь несколько месяцев. Затем он получил несколько уроков живописи у портретиста Лампи, приехавшего из Вены по приглашению Потёмкина. Во всей видимости, иностранный художник сумел увидеть в молодом Боровиковском талант живописца, так как впоследствии он много сделал для официального признания своего ученика.


Лампи писал портреты, придавая своим моделям внешний блеск, не заботясь о передаче характера на портрете, так как знал, что его чаще всего лучше скрыть, да и сами модели будут довольны, если их алчность или жестокость, тщеславие или агрессивность будет не замечена.


В. Боровиковский в 1795 году получил звание академика, в 1802 году стал советником Академии, причем, не учившись в ней. А всё потому, что в пору его молодости и даже зрелости в Академию принимали лишь в детском возрасте. Только в 1798 году получили доступ в Академию взрослые ученики, для которых, благодаря настойчивости архитектора Баженова, были открыты бесплатные рисовальные классы.



Лизынька и Дашинька


Один за другим выходили из-под кисти Боровиковского портреты. И в каждом из них видна человеческая душа. Среди них много мужских портретов, в том числе и императора Павла. Все они по характеру сложны и противоречивы, как впрочем, и сами модели. В женских портретах больше лирики, обаяния, нежности. В этих портретах художнику удавалось гармонически сочетать человека, а вернее сказать его душу, с природой. Художник наполнял образы своих моделей глубиной чувств и необычайной поэтичностью.


Но с годами художник ощущал, что писать ему становится всё труднее и труднее. В. Боровиковский, религиозный и по характеру робкий и замкнутый, в конце жизни вновь возвращается к тому, с чего начинал – к религиозной живописи и иконописи.



Портрет Е.А.Нарышкиной


За два десятилетия художник написал великое множество придворных портретов, но так и остался «маленьким» и одиноким человеком, не усвоив в себе ни облика, ни привычек придворного художника. В конце 1810-х годов один из его учеников написал портрет Боровиковского, в котором, как и его учитель, сумел заглянуть в душу. На портрете изображён человек, мучимый неразрешимой загадкой, которая угнетала и угнетает его всю жизнь…


Незадолго до смерти он работал над убранством церкви на Смоленском кладбище в Петербурге, где затем и был похоронен в возрасте 67 лет.


А портрет М.И. Лопухиной ещё долгое время хранился у ее племянницы, Прасковьи Толстой – дочери, брата Марии Ивановны, Федора Толстого. Для всего семейства это была семейная реликвия. Когда Прасковья стала супругой московского губернатора Перфильева, у него в доме и увидел этот портрет создатель национальной галереи живописи и коллекционер Павел Михайлович Третьяков. Портрет был куплен им, и впоследствии стал подлинной жемчужиной Третьяковской галереи.

Боровиковский, Владимир Лукич (1757-1825) - выдающийся российский портретист. Мастер религиозной живописи. Славу художнику принесли многочисленные портреты высочайших особ и петербургской знати. Многие из них выполненные в духе сентиментализма.

В. Л. Боровиковский родился в семье получившего дворянство казачьего старшины Луки Боровика. Отец художника занимался иконописью, и Владимир Лукич вместе со своими братьями Василием, Иваном и Петром обучался у отца этому искусству. По семейной традиции Боровиковский был определен в Миргородский полк (1774), но военная карьера не прельщала будущего художника, и в 1783 году он вышел в отставку, поселился в родном Миргороде и занялся живописью, в основном иконописью.
По свидетельству биографов, Боровиковским на Украине было создано большое количество икон и иконостасов, но большинство из них не сохранилось. Точно известно, что художник работал в 1784 году в Троицкой церкви в Миргороде, где исполнил весь иконостас. Занятия иконописью и религиозной живописью Боровиковский не оставлял на протяжении всей своей жизни. Художник писал иконы для Казанского собора в Петербурге и некоторых других храмов столицы, для церквей в Могилеве, Торжке, Москве. Его иконы находятся ныне в Государственной Третьяковской галерее, Музее В. А. Тропинина и художников его времени (Москва), в Тверской областной картинной галерее, Государственном Русском музее и других собраниях.
Иконописное творчество Боровиковского опиралось, с одной стороны, на традиции украинской иконописи (в ранний период), с другой - на традиции русской академической религиозной живописи и иконописи, испытывавшей серьезное влияние западноевропейского религиозного искусства XVII-XVIII вв.
В 1786-1787 годах Боровиковский был привлечен к украшению дворца, в котором предполагала остановиться Екатерина II во время путешествия на юг России. Екатерина II оценила работы художника и повелела вызвать его в Петербург. В 1788 году Боровиковский покинул Миргород и переехал в северную столицу, где в течение восьми лет жил в доме архитектора, поэта, музыканта и ученого Н. А. Львова, вокруг которого сложился просветительский кружок. Общение с его членами оказало влияние на мировоззрение и эстетические взгляды художника. Среди членов кружка были И. И. Хемницер, В. В. Капнист, Г. Р. Державин, Д. Е. Левицкий и другие. К советам последнего Боровиковский прибегал в начале своей творческой карьеры в Петербурге. В 1792 году Боровиковский начал систематические занятия живописью у И. Б. Лампи-старшего, под руководством которого он совершенствовался в течение нескольких лет. В 1780-х годах, еще в миргородский период, Боровиковским был написан первый из известных его портретов - полковника П. Я. Руденко (Днепропетровский художественный музей).
В Петербурге в 1790 году художник исполнил портреты O. K. Филипповой (ГРМ), затем Е. М. Олениной (1791, ГТГ). Это были первые опыты Боровиковского-портретиста, в которых лишь начинал развиваться его талант. В первые годы жизни в Петербурге Боровиковский занимался в основном миниатюрным портретом (на кости, картоне, меди; маслом, гуашью, акварелью). Одним из лучших произведений этого периода является «Портрет В. В. Капниста» (начало 1790-х, ГРМ). В это же время художник продолжал занятия иконописью: в 1791 году он писал в технике гризайли образа для церкви в имении Н. Л. Львова Арпачево Тверской губернии. Им были выполнены образа для собора Борисоглебского монастыря в Торжке (1790-1792) и Иосифского собора в Могилеве (1793-1794), архитектором которых был Н. А. Львов.
В 1794 году Боровиковский представил в Академию художеств портрет «Екатерина II на прогулке в Царскосельском парке» (ГТГ), за который его признали «назначенным» в академики, а в 1795 году за портрет великого князя Константина Павловича художник был удостоен звания академика. В 1802 году Боровиковский стал советником Академии художеств. Несмотря на полученные звания, мастер никогда не был связан государственной службой, в основном он работал по заказам. Художник вошел в историю русского искусства как создатель сентиментального портрета, образов «частного» человека с его простыми чувствами и мечтами «на лоне природы». «Мир чувств» и «жизнь сердца» стали основой творческого понимания моделей художника, индивидуальную внутреннюю жизнь каждой из них мастер подчеркивал фоновыми деталями.
Камерные портреты Боровиковского открыли новую страницу в русском искусстве. На полотнах художника можно видеть и крестьян и аристократов, однако образы сближает единая эстетико-мировоззренческая трактовка их как личностей со своим глубоко индивидуальным душевным миром. Опыт работы в миниатюре позволял Боровиковскому в малых формах находить новые выразительные средства. Таковы «Портрет Лизынки и Дашеньки» (1795, ГТГ), портреты крепостных Н. Л. Львова, архитектора А. А. Менеласа (начало 1790-х, ГРМ) и другие работы.
В 1790-е годы художник привнес принципы миниатюрного письма в портрет маслом на холсте привычных размеров. Постепенно Боровиковский выработал нечто вроде иконографического канона женских портретов: поясное (редко поколенное) изображение фигуры, опирающейся на тумбу, дерево и тому подобное, непременно с чем-нибудь в руке; фон, как правило, природный. Фигура всегда размещена на грани темного тона (деревья) и светлого (небо). Иногда в портретах повторяется не только композиция, но и отдельные детали. Например, в портретах Е. Н. Арсеньевой (1796, ГРМ) и Скобеевой (втор. пол. 1790-х, ГРМ) одно и тоже платье, яблоко в руке, браслет, однако образы при этом совершенно различны, индивидуальны. К числу лучших работ 1790-х годов относятся «Портрет торжковской крестьянки Христиньи» (1795, ГТГ), «Портрет М. И. Лопухиной» (1797, ГТГ) - одно из самых одухотворенных произведений художника, «Портрет Н. И. Куракиной» (1795, ГРМ). В те же годы художник создал мужские портреты, которые написаны на основе тех же эстетических принципов, что и женские, но отличаются композиционным решением. Среди них «Портрет Г. Р. Державина» (1795, ГТГ), «Портрет Павла I» (1796, ГРМ), «Портрет вице-канцлера князя А. Б. Куракина» (1799, ГРМ).
В конце 1790-х - начале 1800-х годов слава Боровиковского достигла вершины. Это время расцвета творчества художника. В 1797 году ему присудили премию в академическом конкурсе за портреты Бутурлиных. Художник получил множество заказов. Ему позировали цари, государственные деятели, полководцы, отцы церкви. В этих портретах Боровиковский умело сочетал условность композиции и правдивость в характеристике модели, типичность и индивидуальность. Художник использовал различные живописные и композиционные приемы, обогащая «мир вещей» своих произведений, позволявший выявлять характеристику модели. К числу лучших произведений этого ряда принадлежат портреты статс-секретаря Екатерины I Д. П. Трощинского (1799, ГРМ), Е. Г. Темкиной (1798, ГТГ), суворовского генерала Ф. А. Боровского (1799, ГРМ), Павла I (1800, ГРМ), князя А. Б. Куракина на фоне Михайловского замка (1801-1802, ГТГ).
В 1802 году Боровиковский написал портрет сестер А. Г. и В. Т. Гагариных (ГТТ), которым завершается период «сентиментального» Боровиковского и начинается, по мнению ряда исследователей, « ампирный период» творчества художника. В 1800-1810-х годах мастер писал в основном семейные групповые портреты. В искусстве Боровиковского культ семьи получил некоторый философский аспект, характерный для просветительской идеологии. В его произведениях восторженная одухотворенность, эмоциональность сменяются назидательностью, некоторой обобщенностью образов, их внутренней философичностью, подчеркнутой скульптурной пластикой моделей. К числу лучших произведений этого направления относятся «Портрет графини А. И. Безбородко с дочерьми Любовью и Клеопатрой» (1803, ГРМ), «Портрет Г. Г. Кушелева с детьми» (1803, Новгородский историко-художественный музей), «Портрет А. Е. Лабзиной с воспитанницей С. А. Мудровой» (1803, ГТГ), «Портрет М. И. Долгорукой» (ок. 1811, ГТГ), «Портрет Г. Р. Державина» (1811, Всероссийский музей А.С. Пушкина), «Портрет А.-Л.-Ж. де Сталь» (1812, ГТГ), «Портрет Д. П. Трощинского» (1819, ГТГ). В 1800-х годах Боровиковского все более охватывают мистические настроения. Художник был близок с Н. И. Новиковым и статс-секретарем Академии художеств Лабзиным, под влиянием которых он в 1802 году стал членом масонской ложи «Умирающий сфинкс» (в нее же входил Д. Г. Левицкий). В 1819-1824 годах художник вошел в «Духовный союз» Е. Ф. Татариновой - мистическую секту, бдения которой проходили в Михайловском замке, но, согласно записям в его дневнике, был ею разочарован.
С 1800-х годов Боровиковский вновь начал уделять много внимания религиозной живописи и иконописи. Он написал иконы для Казанского собора в Петербурге (1804-1811) - десять икон для Главного иконостаса и образа для второго и третьего иконостасов. В 1814-1815 годах Боровиковский выполнил иконостас для Покровской церкви села Романовна Черниговской губернии, в котором заметны духовные искания мастера, отступления от традиционной иконописи.
Боровиковский никогда официально не преподавал, но имел частную школу в Петербурге. У него учились многие русские художники, среди которых наиболее известны И. В. Бугаевский-Благородный и А. Г. Венецианов.
Русская живопись. Энциклопедия. – М.: АСТ, Астрель, 2003. С. 90-94.

    Род. в г. Миргороде, нынешней Полтавской губернии, 24 июля 1757 г., ум. 6 апреля 1825 г. Отец его, старожил Миргорода, значковый товарищ Лука Боровик (одинаково писавшийся Боровиком и Боровиковским, также как Лукой и Лукьяном, ум. в 1775 г.)… … Большая биографическая энциклопедия

    Владимир Лукич Боровиковский Портрет работы Бугаевского Благодатного Дата рождения: 1757 Дата смерти: 1825 Национальность: укр … Википедия

    - (1757 1825) российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера (М. И. Лопухина, 1797). С 1800 х гг. испытал влияние классицизма (А. Б.… … Большой Энциклопедический словарь

    Боровиковский (Владимир Лукич) художник исторической, церковной и портретной живописи, родился в 1758 г. в Миргороде, умер в 1826 г. Сын дворянина, он в молодых летах состоял в военной службе, которую оставил в чине поручика и затем поселился в… … Биографический словарь

    Русский и украинский художник портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев, исполнял иконы и портреты, во многом ещё близкие традициям украинского искусства… … Большая советская энциклопедия

    - (1757 1825), русский и украинский художник. Портретист. До 1788 жил в Миргороде, учился у отца и дяди иконописцев; с конца 1788 в Петербурге, где пользовался вначале советами Д. Г. Левицкого, а с 1792 занимался у австрийского художника И … Художественная энциклопедия

    Боровиковский Владимир Лукич - (1757—1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). Академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Энциклопедический справочник «Санкт-Петербург»

    - (1757 1825), художник. С 1788 жил в Петербурге. Учился живописи у Д. Г. Левицкого и австрийского художника И. Б. Лампи Старшего (с 1792). академик живописи с 1795, советник Петербургской АХ с 1802. Автор многочисленных портретов… … Санкт-Петербург (энциклопедия)

    - (1757 1825), живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритмов с верной передачей характера («М. И. Лопухина», 1797). Суховато сдержанные работы Боровиковского 1800 х гг.… … Энциклопедический словарь

    Боровиковский, Владимир Лукич - В.А. Боровиковский. Портрет М.И. Лопухиной. 1797. Третьяковская галерея. БОРОВИКОВСКИЙ Владимир Лукич (1757 1825), российский живописец. Портретам Боровиковского присущи черты сентиментализма, сочетание декоративной тонкости и изящества ритма с… … Иллюстрированный энциклопедический словарь

Происходящий из небогатой казацкой семьи, Боровиковский Владимир Лукич (1757 —1825) появился на свет в Украине. Оба его брата и отец занимались религиозной живописью - они писали иконы для местных храмов. Немалый талант Владимира был заметен уже тогда, и кроме икон, сам Владимир пользовался популярностью и как талантливый портретист.

Настоящую же удачу ему принесли два аллегорических портрета, написанных для «путевого дворца» — одного из небольших, но роскошных имений, возведенных на пути императрицы Екатерины II в Крым. Архитектор, художник и музыкант Н.А. Львов, бывший в свите императрицы, обратил внимание на картины Боровиковского Владимира и нашел художника. Уже через год Владимир переехал в Петербург и первое время обретался в доме Львова и его семьи.

Быстро набравший популярность и клиентуру в Петербурге, Боровиковский никогда не зазнавался. Работал он очень много. Брался и за парадные портреты, и за «домашние сцены», и за иллюстрации к книгам и романам, и за копии, используя красивый багет для картин . «Портрет М. И. Лопухиной», написанный в 1797 году, считается одним из каноничных для стиля Боровиковского. Репродукции картин Боровиковского Владимира отличаются мягкой цветовой гаммой, лиричным настроением и умением выразить характер изображенного на них человека, при этом подчеркнув именно лучшие его черты.

Работал Владимир Боровиковский до глубокой старости. Постепенно популярность его пошла на спад, художник сделался мрачен и хмур, перестал поддерживать переписку с друзьями, углубился в мистику и последняя серия его картин, альбомы с набросками - это своего рода «конспект» той мифологии и мистики, которую он изучал. Самой же последней его работой был иконостас в церкви Смоленского кладбища в Петербурге, где и похоронен художник Владимир Лукич Боровиковский.

Боровиковский известные картины

Портрет великой княжны Александры Павловны

Портрет великой княжны Елены Павловны