Бульвар Капуцинок в Париже. Клод Моне

Бульвар Капуцинок в Париже - одна из его достопримечательностей города. Находится он во Втором Некоторые по ошибке называют его бульваром Капуцинов. Свое название получил от одноименного женского монастыря. Он является одним из четырех знаменитых парижских бульваров.

Краткий исторический обзор

Бульвар Капуцинок появился в 1676 году, и его первоначальное название было Нижний Вал. Он был назван так потому, что построен на месте крепостных сооружений Людовика XIII. Женский монастырь капуцинок появился на этом бульваре еще до Великой французской революции. До 1789 года на южной стороне бульвара располагались сады монастыря капуцинок.

Северная часть до 1858 года оставалась незастроенной, но, когда появилась площадь Оперы, Нижнюю улицу объединили с бульваром. Теперь он является одним из Больших бульваров.

Знаменитые здания

На бульваре Капуцинок в Париже происходило множество интересных событий, поэтому неудивительно, что почти каждое здание, находящееся там, имеет свою увлекательную историю:

  1. В самом начале бульвара находится дом № 2 с очень красивым фасадом, бывший престижный отель "Монморанси", который был построен в 18-м веке. Затем в 1869 году его переделали под кинотеатр "Водевиль", который был популярен среди горожан. С 1927 году в этом историческом здании находится кинотеатр Paramount Theatre Opéra, который потом приобрела компания Gaumont. Владельцы сохранили красоту особняка 18-го века с ротондой и изысканной архитектурой.
  2. Дом № 14 - одно из самых известных зданий на бульваре Капуцинок. В 18-м веке в этом доме было знаменитое "Гранд кафе". Именно там 28 декабря 1895 года состоялся первый платный киносеанс, на котором братья Люмьер показали 10 коротких фильмов. В этом же доме проводил эксперименты с излучением доктор Вильгельм Рентген.
  3. В доме № 25 был музей Коньяк-Жэ, в котором были собраны изысканные и роскошные предметы эпохи 18-го века.
  4. В доме под номером 28 находился самый старый концертный зал в Париже - "Олимпия". Он был построен в 1893 году, и на его сцене выступало много известных певцов, актеров и других знаменитых людей. В "Олимпии" зрители наслаждались выступлениями Эдит Пиаф, Шарля Азнавура, Мирей Матье, Луи Армстронга и др. Из русских исполнителей концерты в "Олимпии" давали Алла Пугачева, Тамара Гвердцители и другие. Теперь на его входе висит огромный красный рекламный щит.
  5. В доме № 35 располагалась мастерская фотографа Надара, в гости к которому часто приходили художники. В 1874 году здесь устраивали выставки работ Писарро, Моне, Мане, Ренуара. Тогда это были мало кому известные молодые художники, чье творчество вызывало неоднозначную реакцию. Но потом импрессионисты стали известны во всем мире.

Во многих домах жили известные личности, некоторые из которых не были по достоинству оценены людьми их эпохи. Бульвар Капуцинок в Париже был известен как любимое место творческих людей.

Кафе и рестораны

В самом центре Boulevard des Capucines, на площади Опера, находится известное кафе Cafe de la Paix. Оно было создано по плану архитектора 19-го века Шарля Ганье. Именно он занимался оформлением находящейся неподалеку Оперы. Кафе появилось в 1862 году, и его посетителями были многие известные люди: Ги де Мопассан, Оскар Уайльд, П. И. Чайковский и другие.

В доме № 1, который находится в самом начале бульвара, располагается Неапольское кафе. В нем часто собираются творческие люди. Многие туристы любят посещать Le Grand Cafe Capucines, которое находится в доме № 4. Оно стильно оформлено, и, несмотря на большой поток туристов, здесь готовят вкусные изысканные блюда французской кухни за приемлемую цену.

В искусстве

Эта достопримечательность Парижа у многих ассоциируется с первым кинопоказом Вообще, этот бульвар еще известен как "бульварный театр", потому что именно там кафе стали ставить столики так, чтобы люди, наслаждаясь чашечкой кофе, могли наблюдать за прохожими, совсем как в кинотеатре.

Бульвар служил источником вдохновения для написал две картины с одинаковым названием - "Бульвар Капуцинок". Одна из них хранится в Пушкинском музее. Изображение бульвара есть в картинах Жана Беро "Парижский киоск" и Константина Коровина "Бульвар Капуцинок". Художники в своих творениях старались показать, что это место является центром богемной жизни Парижа.

Другое название одного из самых оживленных уголков Парижа он приобрел благодаря фильму Аллы Суриковой "Человек с бульвара Капуцинов". Но название было переведено неверно, и так у него появилось другое наименование. Несмотря на то что бульвар Капуцинок теперь не является местом, где происходят важные исторические события, он все равно остается одним из оживленных уголков, в котором царит богемная атмосфера.

Сад Тюильри

Во время экскурсии по Парижу вы можете погулять в саду Тюильри, который находится неподалеку от знаменитого бульвара. Это одно из самых популярных мест среди парижан. Территория сада протянулась от Лувра до Елисейских полей.

Горожане и туристы могут неторопливо прогуливаться и любоваться живописными пейзажами. был сделан по приказу Екатерины Медичи, работу над его созданием начали в 1564 году, а первым создателем был Бернар Палисси. Это уникальный садово-парковый ансамбль, который больше похож на произведение искусства. В саду Тюильри вы также можете полюбоваться и другими достопримечательностей.

Главный вход в этот чудный городской уголок природы украшают парковые скульптуры, которые являются точными копиями дворцовых скульптур. Гости сада могут посетить музей Оранжери, являющийся картинной галереей, в которой можно увидеть уникальные полотна художников.

Как добраться

Обязательно в экскурсию по Парижу включите посещение знаменитого бульвара. Добраться до него очень просто: вы можете дойти пешком от станций метро Hauvre-Caumartin, Chaussée d`Antin la Fayette. Также недалеко от него расположен вокзал Сен-Лазар. Протяженность известного бульвара составляет 440 м, и находится он в исторической части города.

Одна из достопримечательностей Парижа - бульвар Капуцинок. Он продолжает оставаться местом встреч творческих людей. Посетители кафе за чашечкой кофе могут наблюдать за прохожими. Неподалеку от бульвара Капуцинок расположены и другие известные места Парижа. Этот оживленный бульвар всегда был источником вдохновения.

Женский монастырь капуцинок существовал здесь до Великой Французской революции, а в 1865 году проложенная бароном Османом городская магистраль получила имя обители. Бульвар Капуцинок вместе с расположенными рядом улицами является частью Больших Бульваров Парижа (Les Grands Boulevards). Их зеленая дуга создает лицо города, придавая ему те черты, по которым французскую столицу легко узнают во всем мире.

В этой части Парижа произошло немало интересных событий. Здесь состоялась первая выставка работ художников, которые позднее стали называть себя «импрессионистами». В одном из зданий бульвара Капуцинок братья Люмьер провели дебютный показ своих короткометражных фильмов. На бульваре работали знаменитый композитор и дирижер Жак Оффенбах (дом № 8) и писатель Стендаль (дом № 43). А на сцене всемирно известного концертного зала «Олимпия» пели Битлз и Пинк Флойд, Лучано Паваротти и Ив Монтан.

Популярную парижскую улицу изображали на своих картинах многие художники. Жанровые сцены и фрагменты бульвара Капуцинок можно увидеть на полотнах Клода Моне, Жана Беро и Константина Коровина. Одна из картин Моне, написанная в 1873 году, сегодня хранится в московском музее изобразительных искусств имени Пушкина. А другое полотно художника, где также изображен парижский бульвар, выставлено в Художественном музее в Канзас-Сити.

Как и много лет назад, в наши дни бульвар Капуцинок остается оживленной городской артерией. Гуляя здесь, можно узнать много нового об истории французской богемы и увидеть живописные здания, построенные в XIX – начале XX века. На некоторых из них висят мемориальные таблички с именами живших здесь знаменитостей. На бульваре Капуцинок можно лицом к лицу столкнуться с известными актерами. Некоторым нравится шоппинг в местных бутиках, а другие предпочитают проводить время в элегантных кафе.

Бульвар Капуцинок и история кинематографа

Многие помнят фильм Аллы Суриковой «Человек с бульвара Капуцинов», и понимают, что эта часть Парижа как-то связана с кино. Однако, не все знают, что название парижской улицы в этом кинофильме было переведено неверно. Бульвар Капуцинок (а не капуцинов!) действительно находится у истоков мирового кинематографа.

Началось все с того, что столики в расположенных вдоль улицы кафе стали ставить лицом к прохожим. Благодаря этому, посетители могли не только наслаждаться ароматным кофе и свежей выпечкой, но и наблюдать происходящее на бульваре, словно в зрительном зале. Позже даже появилось понятие «бульварного театра».

История дома № 14 по бульвару Капуцинок связана с братьями Люмьер. В этом здании 28 декабря 1895 года прошел первый публичный показ короткометражных фильмов. В число 10 кинолент, которые увидели изумленные зрители, вошли короткометражки «Прибытие делегатов на конгресс в Лионе», «Выход рабочих с фабрики», «Политый поливальщик» и «Вольтижировка».

Знаменитые дома на бульваре Капуцинок

В начале бульвара Капуцинок, в красивом здании с ротондой и живописным фасадом (дом № 2) первоначально располагался фешенебельный отель «Монморанси», построенный в XVIII веке. В 1869 году четырехэтажное строение отдали под популярный у парижан кинотеатр «Водевиль». А теперь в историческом доме находится кинотеатр «Gaumont Opéra», который с 1927 года носил имя «Paramount Theatre opera».

В доме № 28 расположен самый старый концертный зал Парижа – «Олимпия», имеющий официальное название «Олимпия Брюно Кокатрикс». Концертный зал был построен в 1893 году, и сегодня на входе в него закреплен гигантский рекламный щит красного цвета. Сцена «Олимпии» принимала немало знаменитых музыкантов, певцов, актеров и цирковых исполнителей. Здесь выступали Эдит Пиаф, Шарль Азнавур, Джо Дассен, Мирей Матье, Фрэнк Синатра и Луи Армстронг. Пели на сцене «Олимпии» и российские исполнители – Муслим Магомаев, Алла Пугачева, Тамара Гвердцители, Бытыр Закиров, Жанна Бичевская и другие.

В доме № 35 по бульвару Капуцинок расположена известная далеко за пределами Франции фотостудия Надара. Именно в ней весной 1874 года прошла первая в Париже выставка картин художников-импрессионистов, в которой приняли участие Камиль Писсарро, Клод Моне, Пьер Огюст Ренуар, Эдгар Дега и другие мастера живописи. Тогда это были мало кому известные молодые художники, искусство которых вызывало неоднозначные отклики парижских любителей живописи. Однако, потом импрессионисты получили международное признание, и теперь их картины считаются украшениями художественных коллекций во всем мире.

Кафе и рестораны

В центре бульвара Капуцинок, на площади Опера, 5, стоит знаменитое кафе «Cafe de la Paix», оформленное по проекту французского архитектора XIX века Шарля Гарнье. Того самого, который оформлял и расположенную рядом парижскую Оперу. История кафе началась в 1862 году, и в нем бывало немало знаменитостей: Ги де Мопассан, Оскар Уайльд, Жюль Массне, Петр Ильич Чайковский и Эмиль Золя.

В самом начале бульвара Капуцинок можно увидеть Неапольское кафе (дом № 1). Оно также известно как место встреч известных литераторов, музыкантов и актеров.

Многим путешественникам нравится «Le Grand Cafe Capucines». Ресторан в доме № 4 оформлен очень стильно и, несмотря на бойкое туристическое место, предлагает гостям прекрасно приготовленные блюда французской кухни по вполне приемлемым ценам.

Как добраться

Бульвар Капуцинок расположен во II округе Парижа, в историческом центре города. Дойти до бульвара пешком нетрудно от станций парижского метро «Opéra», «Madeleine», «Chaussée d’Antin» или «Havre-Caumartin».

«Бульвар Капуцинок» был написан незадолго до знаменитой выставки 1874 года, когда, собственно, появился термин «импрессионизм». Моне, находившийся в студии своего друга фотографа Надара, словно бы сделал кадр, остановив на мгновение суетливую жизнь бульвара.

Дом № 35 на Бульваре Капуцинок — студия Надара. Здесь проходила выставка 1874 года, и здесь же Моне писал «Бульвар Капуцинок». Источник: wikipedia.org

Моне обрывает композицию: фигуры мужчин справа обрезаны, из панорамы бульвара выхвачен, казалось бы, непримечательный фрагмент. Однако художник и не ставил целью выделить что-либо конкретное на улице, но постарался передать эффект беглого взгляда в окно. Солнечный свет, яркие краски в толпе усиливают ощущение темпа столичной жизни и атмосферы на улице.


«Бульвар Капуцинок», 1873. Источник: pushkinmuseum. art

Во второй половине XIX века Бульвар Капуцинок был одним из центров культурной жизни Парижа. Помимо первой выставки импрессионистов в фотостудии Надара, здесь прошел премьерный публичный кинопоказ братьев Люмьер и работал концертный зал «Олимпия», существующий до сих пор. Свое же название бульвар получил от женского монастыря капуцинок, который был создан по приказу Людовика XIV. В середине XIX века бульвар кардинально переделали, спилив часть деревьев и расчистив место под Площадь Оперы.


Источник: paris1900. lartnouveau.com

Судьба художника

С 1858 года, когда Оскар-Клод Моне (кстати, до 22 лет Моне называли Оскаром, но затем он решил отказаться от этого имени, оставив Клод) впервые отправился на пленэр, и до смерти в 1926 году он не переставал писать. После того, как Буден, по признанию живописца, раскрыл ему глаза, он начал воспринимать мир в отражении солнечных лучей. Неизменным источником вдохновения была природа.


Клод Моне в своем саду. Источник: archive.ru

Уже в подростковом возрасте Моне показал семье и учителям, что не собирается следовать правилам. На уроках он откровенно скучал, сбегал из школы и справиться с ним было невозможно. «Когда поднималось солнце, море становилось прекрасным. Было так здорово бегать по высоким скалам на свежем воздухе или со всего разбегу бросаться в воду», — вспоминал Моне, сохранивший верность морю и любовь к нему на всю жизнь.


Скалы в Бель Иль (Пирамиды Порт-Котон. Бурное море), 1886. Источник: pushkinmuseum. art

После скоропостижной кончины матери образованием ребенка занялась его тетя Жанна Лекард. Она увлекалась живописью и, узнав о тяге мальчика к искусству, начала поддерживать его, в том числе, нашла ему учителей.

Весной 1861 года Моне призвали в армию. Семья предложил откупить его взамен на согласие оставить живопись. Но Моне не согласился и отправился служить в Алжир. Позже он признавался, что краски Африки повлияли на его стиль: «Я постоянно видел что-то новое. В моменты отдыха я пытался запечатлеть то, что видел. Вы не можете себе представить, насколько расширились мои познания и как изменилось мое восприятие. Сначала я не отдавал себе отчета в том, что впечатления от цвета и света, полученные там, со временем упорядочатся, но зерно моих будущих поисков было посажено именно там».

В 1865 году Париж заговорил об Эдуарде Мане. Его полотно « » заставило критиков понервничать. Моне же и другие молодые художники встретили полотно с восторгом, попытавшись создать свои интерпретации на ту же тему.


«Завтрак на траве», 1866. Полотно, написанное Моне под впечатлением от картины Эдуарда Мане. Источник: pushkinmuseum. art

Созвучие фамилий крайне раздражало последнего. «Кто такой этот Моне? — вопрошал Эдуард. — Он позаимствовал мое имя, чтобы воспользоваться той шумихой, которая поднялась вокруг него». В свою очередь Моне уважал Мане и с восхищением отзывался о тех работах, которые хулили все.

Понятие «импрессионизм» родилось на выставке 15 апреля 1874 года. Один из журналистов, готовя разгромную рецензию, взял название картины Моне «Впечатление» и «обозвал» всех участников вернисажа впечатленцами, то есть импрессионистами. То, что должно было стать оскорблением, в итоге зазвучало гордо. И хотя само направление прожило около 15 лет — затем его вытеснили другие измы и прочие течения, — оно стало вехой в истории искусства.


« ». Картина, давшая имя импрессионизму.

Бульвар Капуцинок, иногда ошибочно называемый бульваром Капуцинов, после просмотра ставшего уже классикой фильма «Человек с бульвара Капуцинов», является одним из так называемых

Назван этот бульвар по названию стоящего здесь когда-то монастыря капуцинок.

Чем же знаменит бульвар Капуцинок ? Конечно, своей историей, а историю делают люди. Какие же знаменитости бывали или жили здесь, что происходило на этом бульваре?

В доме № 8 творил свои волшебные произведения композитор Жак Оффенбах , автор «Сказок Гоффмана», «Синей бороды». А в доме № 43 в XIX веке находилось министерство иностранных дел Франции, куда каждый день ходил на работу Анри Бейль, более известный нам как Стендаль .

На бульваре Капуцинок состоялся первый показ кинофильма «Прибытие поезда», продемонстрированного братьями Люмьер . С тех пор мы с удовольствием ходим в кино.

А кинотеатр Paramount , кстати, расположен совсем недалеко, в доме № 2 на этой же улице. Интересно, что билеты в кино во Франции заранее не продают, очередь перед началом сеанса выстраивается на улице. Только по окончании предыдущего сеанса, запускают следующую партию зрителей, фойе-то для ожидания нет.

После кино можно зайти в кафе, выпить чашечку кофе, например, в знаменитое Cafe de la Paix . Когда-то на террасе этого кафе сиживали писатели Оскар Уайльд, Мопассан, Эмиль Золя. Можете посидеть за столиком, размышляя о том, что, возможно, именно с этого места один из знаменитостей мировой литературы,смотрел на раскинувшуюся перед ним панораму бульвара.

Клод Моне "Бульвар Капуцинок в Париже"

Но бульвар Капуцинок знаменит не только писателями и композиторами. Его история неразрывно связано и с художниками-импрессионистами.

В 1874 году в доме № 35 по бульвару Капуцинок, в квартире фотографа Надара состоялась выставка «Анонимного общества», на которой были представлены работы никому не известных тогда Ренуара, Моне, Писсарро, Сислея, Сезанна, Дега .

Слава придет к ним лишь через несколько лет. Кстати, на этой выставке была представлена и знаменитая картина Клода Моне под названием «Бульвар Капуцинок в Париже ». Художник запечатлел вид из окна дома № 35 на оживленный бульвар.

В доме № 28 находится известнейший концертный зал Парижа — . Здесь выступали все великие французские шансонье. Зал отремонтирован и перестроен, но фасад сохранился таким же, как во времена Эдит Пиаф, Ива Монтана, Мориса Шевалье.

Концертный зал "Олимпия"

Вот такая история у этого небольшого, длиной всего 440 метров тенистого бульвара Капуцинок . Когда будете по нему прогуливаться, не забудьте взглянуть на номера домов, вспомните былое, ведь почти каждый дом хранит отзвуки тех или иных исторических событий.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Carnaval Boulevard des Capucines, 1873 холст, масло. 61 x 80 см Государственный музей изобразительных искусств имени А. С. Пушкина, Москва

С наибольшей последовательностью принципы импрессионизма* были разработаны в творчестве Клода Моне (1840-1926).

Клод Моне стремится схватить и передать непосредственное впечатление, производимое на него картинами действительности, находит новые мотивы городского пейзажа, особое внимание уделяет изображению пространства, освещения и воздушной среды. В одной из своих программных картин, «Бульвар Капуцинок в Париже» (1873, Москва, ГМИИ), он запечатлевает вид шумной улицы Парижа с как бы текущей толпой людей и потоком движущихся экипажей, влажность воздуха и далеко уходящий простор бульваров, видных сквозь голые ветви платанов. Он выбирает точку зрения сверху, с одного из балконов дома, край которого включает в композицию. Неожиданность среза фигур на балконе подчеркивает фрагментарность решения, случайность точки зрения, в действительности точно продуманной и найденной художником.

Клод Моне (1840-1926) «Бульвар Капуцинок в Париже» . 1873 г. Фрагмент

В дальнейшем погоня за передачей неуловимых, изменчивых состояний природы приводит Моне к работе над серией картин, написанных по одному и тому же мотиву природы в разное время дня.

Клод Моне (1840-1926) Бульвар Капуцинок. 1873 г. Музей искусств Нельсона и Аткинс

Так возникают такие серии, как «Руанский собор» (1893-1895, две в Москве, ГМИИ), которые создает художник, увлеченный стремлением схватить состояние атмосферы, освещения одного и того же мотива пейзажа в различное время суток.

Клод Моне (1840-1926) Собор в Руане в солнце 1894, Музей Орсе, Париж, Франция.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Восточный фасад в солнце (1892), Национальная галерея искусства, Вашингтон.

Клод Моне (1840-1926) Руанский Собор, Западный Портал, Туманная Погода (1892), Музей Орсе, Париж.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, фасад (эффект утра), (1892-1894), Музей Фолькванг, Эссен, Германия.

Клод Моне (1840-1926) Руанский собор, Фасад и башня Альбане. Серая погода. (1894), Музей изящных искусств, Руан.

Так свет становится истинным героем картины, вытесняя реальные предметы.

Ю. Колпинский. Искусство Франции от Парижской коммуны до 1890-х годов

*Импрессионисты стремились передать в своих произведениях непосредственное впечатление от окружающей среды - impression , впечатление прежде всего от современного города с его подвижной, импульсивной, разнообразной жизнью. Это впечатление они стремились воплотить на полотне, создав живописными средствами иллюзию света и воздуха, богатой световоздушной среды. Для этого они разложили цвет на весь спектр, стараясь писать чистым цветом, не смешивая его на палитре и используя оптическое восприятие глаза, сливающего на определенном расстоянии отдельные мазки в общий живописный образ. Они хотели быть максимально приближенными к тому, как тот или иной предмет видит человек в натуре на пленэре... Вот почему один из критиков некогда и сказал, что «импрессионизм в искусстве то же, что натурализм в литературе».