Что нужно знать, чтобы научиться рисовать. Советы начинающему художнику

    Рисуйте ежедневно. Практика, практика и еще раз практика. Именно эта мантра популярна среди знаменитых художников во всем мире, так как практика является гарантированным способом развития навыков рисования. Даже если вы будете ежедневно тратить всего несколько минут на выполнение набросков, это будет стимулировать творческие способности вашего мозга и поможет освоить новые техники рисования.

    Всегда носите с собой альбом для рисования. Если у вас всегда будет при себе небольшой альбом или блокнот для рисования, перед вами откроется возможность рисовать что угодно, начиная от пассажиров автобусов и природных сцен и заканчивая впечатляющими городскими многоэтажками и небоскребами. Чтобы научиться лучше рисовать, необходима практика, поэтому будьте готовы рисовать в любом месте в любое время.

    Купите различные карандаши. Простые карандаши выпускаются в различной твердости, которая говорит о том, насколько сильный след они после себя оставляют. Карандаши с маркировкой “H” и “Т” имеют прогрессивную шкалу твердости и оставляют после себя более тонкие и менее заметные линии, тогда как карандаши с маркировкой “B” и “М” хороши для создания толстых и более темных линий.

    Поэкспериментируйте с текстурами штриховки, цветом и растушевкой. Потратьте пару страниц альбома на эксперименты с тем, как ваши карандаши накладывают цвет, как хорошо они растушевываются пальцами или бумажными салфетками. Попробуйте нарисовать ими простейшие сферы. При этом необходимо понять, как вам будет лучше работать с имеющимися в вашем распоряжении материалами, чтобы рисунки стали лучше, а вы могли применять нужные карандаши при выполнении соответствующих линий.

    • Подготовьте 3-4 шкалы для градиентной штриховки и начните практиковаться в создании плавного перехода тонов. Подумайте, как можно использовать каждый из карандашей, чтобы нарисовать переход от абсолютно черного цвета к совершенно белому?
  1. Запишитесь на уроки рисования или начните изучать теорию рисования. Несмотря на то, что многие начинающие художники полагают, что смогут самостоятельно научиться рисовать, существуют некоторые техники рисования, которые могут быть разъяснены только опытным преподавателем. Уделите время работе над перспективой, пропорциями и рисованию с натуры. Время, проведенное вместе с учителем в художественной студии, позволит вам осознать и исправить свои ошибки заметно быстрее, чем вы могли бы сделать это сами.

    • Узнайте о возможности посещения уроков рисования в кружках, художественных школах или колледжах искусств.
  2. Срисовывайте изображения с фотографий и других картин. Несмотря на то, что никогда не следует копировать работы других художников и выставлять их за свое единоличное творчество, можно освоить ценные техники рисования, срисовывая от руки фотографии и понравившиеся вам картины. Так как готовое изображение уже отображено на двумерной плоскости, у вас есть возможность избавиться от задачи оценки перспективы и сконцентрироваться исключительно на выполнении линий и прорисовке соответствующих ракурсов.

    • Практикуйте перерисовку набросков художников-классиков, чтобы многому научиться у этих мастеров. Например, да Винчи был королем отображения человеческой анатомии, и его рисунки способны подарить вам важные знания.
    • Никогда не сводите контуры с рисунков, что нельзя считать рисованием, а лишь простым копированием линий.
  3. Рисуйте перевернутые рисунки. Рисование перевернутых рисунков заставит вас забыть о попытках сделать рисунок внешне правильным и позволит сконцентрироваться лишь на отображении того, что вы видите. Аналогичных результатов можно добиться рисованием через зеркало или практикой перерисовки искаженных или отредактированных в Photoshop изображений.

    Изучите объект рисования, который изображаете. Рисование точных контуров требует нечто большего, чем пристальный взгляд на изображение из сети. Лучшие художники и преподаватели художественной теории штудируют множество книг, реальных примеров и проводят свои собственные исследования, чтобы лучше понять те штрихи, с которыми они работают. Несмотря на то, что все зависит от конкретного вида рисования, которым занимается человек, всем художникам полезно периодически выполнять практические наброски в альбоме для рисования.

    • Если вы рисуете людей, потратьтесь на иллюстрированную книгу о человеческой анатомии или запишитесь на уроки рисования с натуры.
    • Если вы обожаете животных, проведите в зоопарке целый день вместе с альбомом для зарисовок или купите себе иллюстрированную книгу по анатомии животных.
    • Если вы рисуете пейзажи или городские сюжеты, полезно будет приобрести книгу о работе с перспективой, чтобы научиться правильно придавать глубину своим рисункам.
  4. Купите деревянный манекен для рисования. Он представляет собой маленькую шарнирную модель человека, конечностям которой можно придавать любое положение, чтобы вы могли отточить рисование идеальных человеческих пропорций. Как таковое, манекен полезен для изображения сложных поз. Просто придайте модели необходимое положение и используйте ее для того, чтобы выполнить свой набросок и уже потом прорисовать детали изображения.

    • Если вам не удастся найти манекен для рисования, то вместо него, чтобы освоить правильное изображение пропорций, можно воспользоваться моделью человеческого скелета, которая используется при изучении биологии.
    • Также для художников производятся специальные анатомически верные модели рук, голов и скелетов, но обычно они стоят заметно дороже.

Контурное рисование

  1. Знайте, что контурное рисование состоит исключительно из линий. Контуры представляют собой внешние очертания изображаемого объекта. Это только линии без наложения каких-либо теней и растушевки. Качественное отображение контуров очень важно для окончательного рисунка, так как именно в них закладываются форма и пропорции объекта.

    • В целом, контуры – это первое, над чем вы начинаете работать в своем рисунке.
  2. Создайте направляющие линии наброска. Зачастую начинающие художники недооценивают данный шаг и переходят сразу к выполнению работы, но он очень важен для получения точного рисунка. Например, если вы рисуете крупную сцену, начните с нанесения на лист едва заметных линий, разбивающих ваше изображение на три части по вертикали и горизонтали. На альбомном листе у вас получится девять небольших прямоугольников. Они помогут вам правильно оформить рисунок и вписать все предметы именно туда, где они и должны находиться, так как у вас будут присутствовать соответствующие точки для ориентировки.

    В первую очередь сконцентрируйтесь на пропорциях. Пропорция – это соотношение размеров двух различных предметов. Если, например, нарисовать руки и ноги без соблюдения пропорций, то ваш рисунок будет выглядеть недоработанным и перекошенным. Зажмурьте один глаз и визуально приложите карандаш к изображаемому объекту. Рука с карандашом при этом должна быть полностью вытянута вперед. Используйте карандаш как линейку, чтобы отметить на нем размер объекта с помощью большого пальца. Затем этот размер можно сопоставить с размерами остальных изображаемых предметов либо даже воспользоваться тем же карандашом, чтобы разметить соответствующие размеры объектов на альбомном листе.

    • Также в качестве ориентира может выступать выполненная разбивка изображения на прямоугольники. В какие из прямоугольников вписан изображаемый в настоящее время предмет? Занимает ли он целиком всю страницу или только ее треть?
  3. Выполните базовый набросок, прежде чем двигаться дальше. Нет ничего хуже, чем почти полностью закончить рисунок и осознать, что рука изображенного на нем человека кажется слишком короткой. Хорошие художники знают, что этого можно избежать посредством создания наброска основных частей объекта. Используйте простые геометрические фигуры, чтобы разметить пропорции каждого изображаемого элемента. Например, обозначьте округлым овалом голову человека, треугольником со скругленными вершинами – его торс, а длинными узкими овалами – части рук и ног. Корректируйте обозначенные фигуры до тех пор, пока не будете уверены в точности передаваемых ими поз и пропорций для каждого элемента.

    • Выполняйте набросок легким нажимом на карандаш, чтобы потом его линии можно было без труда стереть.
    • Обозначьте суставы небольшими кружками или точками, чтобы потом вам было легче “подвинуть” руки и ноги на рисунке в нужное положение.
  4. Неторопливо прорисуйте детальные контуры рисунка. Каждый очередной этап прорисовки должен делать рисунок более сложным. Сначала вы наносите направляющие линии и черточками рисуете схематичный набросок. Потом дополняете набросок базовыми геометрическими фигурами и обозначаете позы объектов. А уже затем прорисовываете окончательные контуры рисунка, соединяя отдельные детали между собой, изображая мелкие черты человеческих лиц и так далее. Если вы рисуете человека, оформите окончательный контур его тела, соединив воедино все места сочленения отдельных элементов наброска, чтобы человеческий силуэт стал узнаваемым.

    Сначала рисуйте крупные объекты, а потом переходите к мелким деталям. Никогда не начинайте с прорисовки деталей. К деталям следует переходить только тогда, когда вы уже закончили работу по оформлению основных контуров рисунка. Именно в этом месте часто спотыкаются начинающие художники, тратя свое время и усилия на прорисовку деталей и недооценивая важность обозначения крупных пропорций.

    Работайте над перспективой, чтобы придать изображаемым сценам реалистичную глубину. Перспектива делает удаленные предметы маленькими, а близлежащие – большими. Чтобы рисунки получались точными, необходимо научиться правильно отображать перспективу. Один из способов работы с перспективой – использование точки перспективы. Думайте о ней как о самой далекой точке горизонта подобной солнцу в момент заката. Нарисуйте линии от этой точки, чтобы использовать их в качестве ориентира для разметки рисунка. Все, что будет находиться ближе к точке перспективы и дальше от вас, должно быть меньше, а все, что будет дальше от точки и ближе к вам, должно быть больше.

Работа со светотенью

    Знайте, что наложение теней на рисунок придает ему объем. Игра светотени оживляет рисунок и не дает ему казаться плоским изображением. Основная составляющая иллюзии объема – наложение теней. Однако освоить наложение теней достаточно трудно, особенно когда вы пытаетесь рисовать что-то выдуманное или по памяти.

    • В наложении теней также могут использоваться линии. Подумайте о двух вертикальных выступах над верхней губой человека. Несмотря на то, что их можно изобразить отдельными линиями, это сделает данную анатомическую особенность нереалистично выраженной. Вместо этого попробуйте слегка затенить участки рядом с этими линиями, чтобы они “показались” единым целым с окружающим пространством.
  1. Подумайте об источниках света. Тени появляются потому, что отдельные участки изображаемой сцены освещаются меньше других. Расположение источника света, его тип и даже время суток будут влиять на отображение теней. Тени появляются на предметах с противоположной стороны от источника освещения. Например, если положить мяч и подсветить его фонариком справа, то слева он будет казаться более темным. Именно с этой стороны вам и придется накладывать тени, если вы решите нарисовать данный мяч.

    Обратите внимание на границы тени. Граница тени будет определять то, насколько быстро растворяется тень на рисунке. Представьте себе, что вы пытаетесь изобразить руками театр теней: когда ваши руки находятся близко к источнику света и стене, являющейся экраном, контуры тени на границе со светом получаются достаточно резкими, но чем дальше будут расположены руки, те более плавным будет переход от тени к свету. Тем не менее, обратите внимание, что у всех теней обязательно слегка размыт край. Разница между созданием контурного рисунка и наложением теней состоит в том, что границы теней растушевываются.

    • Прямые источники света, такие как точечные светильники или солнце в ясный погожий день, создают драматичные тени с четкими краями.
    • Рассеянный свет, свет от дальних источников света, от множества светильников или от солнца в пасмурный день создает более мягкие тени с размытыми краями.
    • По мере совершенствования навыков переходите на изображение прозрачных предметов, предметов сложных форм или применение второго источника света, чтобы освоить более сложные техники работы с тенями.
    • Чтобы получить углубленную практику, попробуйте создавать объемные тени на детских раскрасках, которые обычно представлены лишь простыми контурами рисунков.
  2. Изучите различные техники наложения теней. Несмотря на то, что самый реалистичный эффект создает равномерная постепенная растушевка (наложение “плавных” теней), у разных художников, работающих в разных техниках, существуют различные стили работы с тенями. Например, при изображении карикатур для обозначения теней нередко используется перекрестная или точечная штриховка. Тем не менее, базовые принципы штриховки остаются теми же – чем больше штрихов или отметок, тем темнее тень. Протестируйте различные способы наложения теней, чтобы понять, что именно лучше вам подходит.

  • Экспериментируйте со своими ошибками. Возможно, сделанный вами неверный штрих впоследствии сделает ваш рисунок еще лучше! Умение идти на компромисс в своем творчестве – хороший способ открыть для себя новые техники рисования, которые помогут вам отточить ваши навыки в будущем.
  • Посещайте художественные галереи, а также рассматривайте картины любимых художников в сети, чтобы получить от них вдохновение.

Часто, находясь во власти стереотипов, мы даже не подозреваем о своих талантах, в том числе художественных. Конечно, мастерами становятся только избранные. Но научиться рисовать способен каждый. Если вы решились, возникает вопрос: чем лучше рисовать?

В начале пути

Любую технику рисования нельзя назвать простой. Но начинать лучше с карандашей, т. к. не требуются дополнительные материалы (кисти, палитры и т. д.).

А каким карандашом лучше рисовать? Карандаш в переводе с тюркского – «черный камень». Представляет собой вставленный в оправу (деревянную, пластмассовую) стержень: из графита – простой карандаш, угля – угольный, сухих красок – цветные.

Простые карандаши используют для черчения, рисования, выполнения набросков. След, оставляемый графитом можно стереть ластиком. Именно это привлекает новичков, обучающихся рисованию.

Цветные карандаши

Все начинают в детстве с цветных карандашей. Но эта техника имеет ряд особенностей.

Цветные карандаши лучше использовать для небольших рисунков. Изображения крупного формата смотрятся не очень хорошо. Из-за прозрачности цвета трудно бывает добиться сочности оттенков. Зато наложением нескольких цветов можно достичь сложных колористических решений.

Цветной карандаш ластиком стирается плохо, поэтому наброски лучше выполнять простым. Начинать работу следует со светлых оттенков, постепенно добиваясь насыщенности цвета.

Гуашь

Французское слово «гуашь» произошло от итальянского guazzo – «водная краска». Гуашью называют и краски, и технику живописи ими.

На вопрос, какими красками лучше рисовать? – многие ответят: гуашевыми. Краски эти недороги, удобны в использовании. Они быстро сохнут, хорошо разводятся водой. Благодаря матовости и плотности, позволяют исправлять ошибки, что особенно ценимо новичками.

При работе гуашью нельзя накладывать толстые слои, т. к. краска будет растрескиваться. Гуашь интересна тем, что рисовать ею можно на бумаге, а также на холсте, фанере, ткани, картоне.

Акварель

Рисунки акварелью отличаются прозрачностью, легкостью, сочетают достоинства и графики, и живописи из-за богатства оттенков. Акварельные краски бывают школьные и профессиональные.

В переводе с французского это слово означает «водянистая», т. к. требует разведения водой. Акварелью можно писать по предварительно смоченной бумаге. Тогда получаются особые размытые мазки. А можно и по сухому листу, высушивая предыдущие слои.

Масляная живопись

Картины, написанные масляными красками – основа любой музейной коллекции. Масляная живопись хорошо сохраняется благодаря стойкости красок. Их делают из пигментов и масла, чаще льняного. Маслом можно писать по загрунтованному холсту, картону, дереву. Загрунтованный холст можно купить или изготовить самостоятельно при помощи клея ПВА.

Научиться писать маслом сложно, поскольку техник наложения мазков множество. Да и обходится это дороже: помимо красок и холста потребуются разные кисти, палитра, растворитель, губки, лак для покрытия работы.

Рисование в компьютерных программах

Для тех, кого пугает сложность работы с красками, можно предложить попробовать силы в компьютерной живописи. Сейчас разработано множество программ.

В какой программе лучше рисовать? Новичкам лучше начинать с простейшей программы Paint. Ее освоение по силам даже детям. Для самых маленьких имеется Tux Paint. Популярностью пользуются также Photoshop, Creature House Expression, Art weaver, Art Rage, Corel Draw, Adobe Illustrator и др.

Все они имеют свою специфику, но главное достоинство компьютерного рисования в том, что можно пользоваться всеми приемами графики, живописи, разными инструментами, не отходя от монитора.

Зная об особенностях разных видов творчества, гораздо легче выбрать, чем лучше рисовать именно вам.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Давид Ревуа, иллюстратор и концепт-художник, поделился с начинающими художниками списком знаний, которые необходимо приобрести, чтобы работы получались реалистичными. Не важно, чем ты рисуешь - карандашом, кистью, мелками или на планшете, - эти законы остаются незыблемыми.

сайт припас для вас статью, где четко и понятно излагается план действий для начинающего художника, который решил учиться самостоятельно.

«Сложно выбрать, что надо изучать тем, кто собирается заняться рисованием... Я получаю много писем на эту тему; новички обычно чувствуют себя потерянными, заблудившимися среди всего этого. Поэтому я решил составить своеобразное оглавление - список того, что надо изучить и в чем надо практиковаться, чтобы создавать качественные работы и научиться рисовать лучше. Каждый пункт снабжен моими простыми комментариями, отвечающими на вопросы «что», «зачем», «как». Таким образом будет проще найти необходимый материал с помощью вашей любимой поисковой системы. Также этот материал может быть полезным для тех, кто хочет повысить качество своих работ. Я буду использовать эти отправные точки в своих упражнениях и при поиске ошибок в своих работах. Если вы только начинаете рисовать - вот вам мой совет: будьте эрудитами, изучите основы и фокусируйтесь на отдельных элементах по очереди.

1. Перспектива

Что это : Искусство передавать трехмерное пространство на плоской поверхности.
Какова цель : Не рисовать плоско, изображать глубину на двухмерной бумаге.
Что надо об этом узнать : Сетка перспективы, как простые формы (кубики, шары и т. п.) ведут себя в перспективе и как сохранить пропорции.

Работа на основе двух исчезающих точек (зеленая и красная).

2. Пропорции

Что это : Соотношение размеров всех объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Рисовать узнаваемые объекты благодаря стереотипным представлениям о пропорциях.
Что надо об этом узнать : Учиться запоминать пропорции, найти способ легко запоминать соотношения частей объекта, составить «словарь» пропорций.

Оранжевые линии показывают основные пропорции и соотношения на рисунке (слева) и наброске (справа).

3. Анатомия

Что это : Изучение структуры.
Какова цель : Рисовать объекты реалистично (людей, животных, растения, технику и т. д.).
Что надо об этом узнать : Суставы, кости, мышцы, как они работают, как ведут себя, как соединяются части и т. п.

Упражнение на рисование рук (слева), на рисование скелета (по центру), изучение мышц (справа).

4. Композиция

Различные эскизы перед началом работы; поиск композиции.

5. Освещение

Что это : Свет и тень, переданные в цвете.
Какова цель : Создать иллюзию света, отобразить правильные тени, достичь объема и передать настроение.
Что надо об этом узнать : Значения цветов, отбрасывание теней, влияние материалов поверхности, отражение света, характеристики света (преломление, рассеивающие материалы и т. д.).

Слева: свет показывает разницу в материале. Справа: использование света, чтобы показать второго персонажа (отбрасываемая тень).

6. Края

Что это : Способ выделить силуэты объектов на вашем рисунке.
Какова цель : Облегчить чтение работы, разделить объекты и фон, усилить эффект глубины.
Что надо об этом узнать : Стиль краев (четкие / мягкие / теряющиеся) в рисовании, стили линий (вес, скорость, мягкость) для контуров.

Слева и в центре: края на рисунке, справа: толщина контуров.

7. Цвета

Что это : Искусство выбора правильных оттенков (средние тона, тени, свет).
Какова цель : Добавить больше движения, настроения и эмоций вашей работе.
Что надо об этом узнать : Цветовые системы (монохроматические, комплементарные и т. п.), особенности влияния цветов на настроение, стереотипы.

Сверху слева: 3 цветовых круга, отражающих палитры для этой работы; три дополнительных цвета.

8. Позы

Что это : Искусство запечатлеть активное движение на статичном листе.
Какова цель : Добавить жизни, энергии, движения и показать динамику.
Что надо об этом узнать : Эмоциональные штрихи, наброски, быстрые рисунки, изучение всего движущегося, частые «разогревающие» упражнения.

Слева: позы пингвина в зоопарке, по центру: изучение поз при движении, справа: разминочные наброски фигуры.

9. Стиль

Что это : Эстетика, чувство стиля. Часто зависит от фундаментальных стандартов (этических, исторических, социальных, символических), искусства культурных групп, арт-маркета.
Какова цель : Проложить работе путь к зрителям.
Что надо об этом узнать : Ваш собственный вкус, культура, творческий коллектив как публика и творцы одновременно.

Слева: классический черно-белый портрет, по центру: сильно стилизованный (и странный) стиль персонажа и рисования, справа: мой стиль комикса.

10. Идея

Что это : Рисование абстрактных концептов, идейные ассоциации, изобретение и предложение нового дизайна. Это большей частью процесс разработки.
Какова цель : Предложить новые образы объектов, персонажей и существ, чтобы развлечь или проинформировать публику.
Что надо об этом узнать : Как работают вещи, как создавать новое, ассоциации идей, веселые ситуации, творческий процесс.

Новый тип техники (слева), новый вид дракона (по центру) и средневековый дом, который никто не видел до этого рисунка (справа).

11. Коммуникации

Что это : Изображение может передать большой объем комплексной информации быстро. Пословица «Картина стоит тысячи слов» хорошо это объясняет.
Какова цель : Художник может общаться (интернационально или нет) со зрителями.
Что надо об этом узнать : Чтение изображений (расшифровка отправленных сообщений, невербальные знаки), передача смысла, истории, информации.

Рисунок листа не несет особой информации (слева), но комплекс деталей и выражение лица уже могут рассказать историю (по центру). Такой символ, как гриф из газет (справа), может заставить глубже задуматься о проблеме неэтичной журналистики.

Вывод: значимая иллюзия

Если вы сможете правильно объединить все сказанное выше, то добьетесь чувства объема, глубины, текстуры, света, движения и жизни на статичной поверхности. Это погрузит ваших зрителей в ваш мир, и вы сможете легко передать им свои идеи, сообщения или рассказать историю. И, наконец, как я вижу результат: искусство создавать значимые иллюзии . Вся эта палитра навыков послужит вашему интеллектуальному (память, контроль, решительность), а также эмоциональному развитию (чувства, эмоции, подсознание). Это комплексное упражнение, требующее знаний, наблюдений, воображения , но прежде всего вам нужно ПРАКТИКОВАТЬСЯ, ПРАКТИКОВАТЬСЯ и ПРАКТИКОВАТЬСЯ . Навык рисования похож на мышцу (и вы, конечно, не станете сильнее от того, что прочитаете книгу о поднятии тяжестей или посмотрите видео), поэтому удачи вам в рисунке и живописи, постройте свой уникальный опыт ".

Взрослым всегда нужно все объяснять. Антуан де Сент-Экзюпери, «Маленький принц»

Помните, почему герой, ведущий повествование в « », отказался от «блестящей карьеры художника»? Верно - взрослые не поняли и не оценили его удава снаружи и изнутри.

Если вы рисуете удава, проглотившего слона, а получается шляпа, то эта статья для вас. Мы пригласили несколько экспертов - профессиональных художников и дизайнеров, - чтобы ответить на такие вопросы, как:

  • почему одни умеют рисовать с рождения, а другие нет?
  • зачем нужно рисовать?
  • можно ли этому научиться?
  • если да, то как это сделать?

Интересно? Добро пожаловать под кат!

Живопись - талант или навык?

Мнение эксперта:

Почему одни умеют рисовать, а другие нет? Это как спрашивать, почему одни люди блондины, а другие темненькие. :) Потому что какие-то вещи нам даны природой, а какие-то нет. Можно научиться, можно отточить навык, совершенствоваться и брать упорством, но это уже другое. Изначально умение рисовать - это, скорее, дар…

Елизавета Ищенко, арт-директор компании «Буферная бухта»

В декабре 1911 года немецкий импрессионист Ловис Коринт пережил инсульт. У художника парализовало правую сторону тела. На какое-то время он даже перестал рисовать - разучился.

Современные ученые объясняют эту «метаморфозу» тем, что умение рисовать напрямую зависит от функционирования головного мозга.

Так, в 2010 году Ребекка Чемберлен (Rebecca Chamberlain) и ее коллеги из Университетского колледжа Лондона решили выяснить , почему одни люди рисуют с рождения, а другие нет.

Оказалось, что люди, не умеющие рисовать, видят не так, как художники. Глядя на предмет, они неправильно оценивают его размер, форму и цвет. Именно поэтому у них не получается точно перенести на бумагу видимый объект.

Кроме того, предрасположенность к изобразительному искусству зависит от памяти. Люди, не умеющие рисовать, не могут запомнить, к примеру, угол между линиями и, соответственно, воплотить его в рисунке.

Мнение эксперта:

Мне кажется, с детства рисуют абсолютно все. Но некоторые одарены меньше. Одни просто влюбляются в рисование, другие - нет. Те, кто влюбляется, в последствии и становятся художниками. Если, конечно, проявляют трудолюбие и упорство и если не дают житейским заботам заглушить любовь к творчеству.

Вреж Киракосян, художник-портретист, герой рубрики

Примерно такого же мнения, как ученые из Лондона, придерживается Джастин Острофски (Justin Ostrofsky) и его коллеги из Бруклинского колледжа Городского университета Нью-Йорка. Они считают , что у художников более развито зрительное восприятие и они лучше определяют, какой элемент нужно прорисовать, а какой можно опустить.

Мнение эксперта:

На самом деле, это не такой простой вопрос. Потому что в нем спрятан еще один: что значит уметь рисовать? Именно здесь «зарыта собака». Это основной повод для споров и разногласий. Для перфекционистов уметь рисовать означает способность написать предельно реалистичную картину, неотличимую от фотографии. Таким людям научиться очень трудно, потому что такой навык требует огромных затрат времени и сил. На обучение и шлифовку умения может уйти не один год, но человек будет по-прежнему недоволен собой и не будет считать, что умеет рисовать. Плюс ко всему, многие люди со временем забывают, что означает слово «учиться», когда речь идет об обучении тела. Взрослые считают, что учиться - это читать книги, запоминать информацию. А реалистичное рисование - это практический навык, предполагающий, прежде всего, развитие глазомера. Это не происходит в один момент. Поначалу получается не очень-то похоже, слабо, плохо. И многим очень трудно справиться с разочарованием на начальном этапе. Они бросают, сказав себе что-то вроде: «Все равно ничего не получится» или «Наверное, у меня нет способностей». И совершенно напрасно. Практика показывает, что в рисовании количество неизбежно переходит в качество. Кроме того, есть другие люди, обладающие менее предметным и более образным мышлением. Они менее требовательны к реалистичности изображения, им важнее передача состояния, чувств, эмоций. Такие люди учатся легче, они видят свой прогресс, начиная с самых первых работ (конечно, многое здесь зависит и от учителя, от его способности обратить внимание учеников на сильные стороны их работы). В конечном итоге они рисуют. Они так же могут критически относиться к своим навыкам и считать, что рисовать не умеют или умеют недостаточно хорошо. Но это им не мешает заниматься творчеством, а именно в процессе творческой работы и происходит обучение. Как я уже сказала, количество переходит в качество.

Александра Мережникова, художник, преподаватель, автор проекта «Рисуем вместе»

Удивительно, но задолго до описанных исследований, художник (и психолог) Кимон Николаидис (Kimon Nicolaides) утверждал, что главная проблема людей, думающих, что они не умеют рисовать, в том, что они видят предметы неправильно. По мнению художника, умение рисовать не талант, а навык. Вернее, 5 навыков:

  • видение края;
  • видение пространства;
  • видение отношений;
  • видение тени и света;
  • видение целого.

Упражнения для развития этих навыков изложены в книге «Естественный путь к рисованию» (The Natural Way to Draw).

Есть только один верный путь научиться рисовать - естественный путь. Он не имеет ничего общего с эстетикой или техникой. Он напрямую связан с верностью и точностью наблюдений, а под этим я подразумеваю физический контакт с самыми разнообразными объектами посредством всех пяти чувств. Кимон Николаидис

Сторонники метода правополушарного рисования тоже считают, что «секрет» кроется в голове. Но причиной неумения некоторых людей рисовать называют то, что в процессе художественного творчества они (ошибочно) задействуют левое, рациональное, полушарие мозга.

Метод правополушарного рисования разработала преподаватель искусства, доктор наук Бетти Эдвардс (Betty Edwards) в конце 1970-х годов. Ее книга «Художник внутри вас» (1979 г.) стала бестселлером, была переведена на десятки языков и выдержала несколько изданий.

В основу концепции Эдвардс легли научные изыскания нейропсихолога, профессора психобиологии, лауреата Нобелевской премии Роджера Сперри (Roger Sperry).

Доктор Сперри изучал «функциональную специализацию полушарий головного мозга». Согласно его теории, левое полушарие мозга использует аналитический и вербальный режимы мышления, оно отвечает за речь, математические вычисления, алгоритмы. Правое полушарие, напротив, «творческое», мыслит образами и отвечает за восприятие цвета, сопоставление размеров и перспективы предметов. Эти особенности доктор Эдвардс назвала «Л-режим» и «П-режим».

У большинства людей при обработке информации доминирует левое полушарие. 90% людей, думающих, что не умеют рисовать, во время художественного творчества продолжают «пользоваться» левым полушарием, вместо того, чтобы включить «П-режим» и воспринимать целостные зрительные образы.

Мнение эксперта:

Абсолютно нерисующих людей нет. Есть обстоятельства - родители, учителя, общество, которые создают ситуации «неуспеха». Человек просто начинает о себе слишком плохо думать. Несомненно, существуют талантливые люди, а у всех остальных возможность рисовать есть, но желание отбито. Ко мне на занятия приходят люди, которые много лет только мечтали о живописи, но страх был слишком велик. А на занятиях наступает кайф. Сколько не бегай от мечты, она все равно настигнет.

Софья Чарина, преподаватель живописи, арт-клуб «Пилигрим»

Чтобы понять, как это работает, представьте, будто вы хотите нарисовать стул. Вы говорите себе: «Нарисую-ка я стул». Левое полушарие мгновенно переводит слово «стул» в символы (палочки, квадратики). В результате вместо того, чтобы рисовать стул, вы рисуете геометрические фигуры, из которых, по мнению вашего левого полушария, состоит стул.

Поэтому суть метода правополушарного рисования заключается во временном подавлении работы левого полушария.

Таким образом, наука слоняется к тому, что умение рисовать - это навык, который может обрести любой желающий.

Мнение эксперта:

Все люди умеют рисовать. Просто кто-то об этом еще не знает.
Так устроена система воспитания в нашем мире, которая поощряет развитие логического мышления и очень мало внимания уделяет интуитивному творческому развитию личности. Я, например, имею навыки классического рисования. На занятиях в университете мы рисовали по 16- 20 академических часов только одну постановку, чтобы все было идеально, классически. Потом я училась в Британской Высшей Школе Дизайна, где мой мир перевернулся. Вместе со мной в одной группе учились люди, которые впервые взяли в руки карандаш, и у них получалось лучше, чем у меня. Первое время я не понимала: как же так?! Я - дизайнер, столько времени провела на занятиях по рисунку, живописи, а мои сокурсники в это время изучали математику, физику, философию и т. д. Но у них порой работы интереснее, чем у меня. И только после первого семестра обучения в «Британке» я поняла, что рисовать может каждый! Самое главное - захотеть этого и взять в руки карандаш или кисточку.

Екатерина Кукушкина , дизайнер, преподаватель

Почему стоит научиться рисовать?

Теперь я вполне понимаю, почему стоит это продолжать и почему надо попробовать каждому.

Почему же стоит рисовать?

Рисование развивает когнитивные функции

Благодаря рисованию улучшаются восприятие, зрительная память, мелкая моторика. Оно помогает смотреть на вещи глубже, изучать предметы всесторонне.

Мнение эксперта:

Рисование помогает смотреть на мир иными, новыми глазами, начинаешь еще сильнее любить природу, людей и животных. Начинаешь еще сильнее все ценить! Сам же процесс рисования вызывает неимоверные, восхитительные эмоции. Человек духовно обогащается и растет над собой, развивается и раскрывает свои скрытые способности. Рисовать надо, чтобы быть счастливым и дарить миру добро и красоту.

Вреж Киракосян

Рисование - способ самовыражения

Рисуя, человек раскрывает свой личностный потенциал. Живопись - это диалог внутреннего «Я» с миром.

Мнение эксперта:

Каждому человеку рисование дает что-то свое. Кто-то в этом процессе находит умиротворение и релаксацию, а кто-то - кайф и поднятие настроения. Для третьих - это смысл жизни. Я сейчас изучаю арт-терапию для детей и взрослых. Можно смело утверждать, что рисование помогает решить многие психологические вопросы: повысить самооценку, убрать напряжение в отношениях (семейных или рабочих), избавить от страхов и т. д. К примеру, есть такой метод Мандала - рисование в круге (еще его называют целительным кругом). Проверила на себе - это работает! Рисование - это бессознательный процесс и это всегда соединение со своим «Я», со своим потенциалом, который заложен в каждом человеке с самого рождения. Мой совет: рисуйте как можно больше и чаще, узнавайте новые грани своей жизни, наполняйте творчеством каждый день!

Екатерина Кукушкина

Рисование повышает самооценку

Рисуя, человек становится увереннее в себе. Страх показать свои работы и быть непонятым - неизбежен. Каждый художник проходит через него. Но со временем вырабатывается «иммунитет» к несправедливой критике.

Мнение эксперта:

Я рисую просто потому, что мне это нравится. Кто-то рисует на продажу (тут можно выразить ответ на вопрос «Зачем?» во всеобщем эквиваленте). Но ощущение удовольствия никак не взвесить и не измерить. Я как-то задавала этот вопрос на своем сайте, один из ответов запал в душу: «Я рисую для того, чтобы быть счастливой». И понятно, что счастье у всех свое. Кто-то счастлив, когда танцует, кто-то - когда несется с горы на лыжах. Кто-то - когда рисует. Но удовольствие от процесса возникает, когда получается, а если учишься, то может получиться не сразу. Однако если преодолеть трудности, потом вырастают крылья. Не скажу, что это навсегда, бывают и неудачи и разочарования. Но радость от того, что получается, стоит приложенных усилий.

Александра Мережникова

Рисование как способ медитации

Многие сравнивают рисование с медитацией. Художественное творчество позволяет расслабиться, войти в . Художники отмечают, что, рисуя, они «отключаются» от внешнего мира, в голове нет места бытовым мыслям.

Мнение эксперта:

Рисование - это самовыражение, другая реальность. Словами описать ощущения очень сложно. Каждый человек, который приходит ко мне, имеет свою историю. Иногда она трагичная, иногда радостная, но самое главное - они нашли в себе силы прийти. Как ни странно, самое сложное не научиться рисовать, а прийти, начать, выйти из зоны комфорта.

Софья Чарина

Рисование – это удовольствие

Это одно из самых увлекательных занятий. Когда на белом листке «оживает» город или, к примеру, лес, испытываешь неподдельное удовольствие.

Мнение эксперта:

Рисовать - это наслаждение. Это самовыражение. Это выплеск эмоций и успокоение нервов. Вот идешь, бывает, по улице, и свет такой красивый, и сирень зацвела, и домики так красиво в ряд встали… И думаешь: «Эх, вот сесть бы сейчас тут и порисовать всю эту красоту!». И хорошо на душе сразу…

Елизавета Ищенко

Как научиться рисовать?

Мы спросили наших экспертов, можно ли научиться рисовать? Они в один голос ответили: «Да!».

Все художники, которых вы можете вспомнить, когда-то учились своему делу. Ни один великий художник не был таковым в 5 или 10 лет, учиться пришлось всем. Александра Мережникова

При этом Екатерина Кукушкина и Софья Чарина отметили, что научиться рисовать можно в любом возрасте, главное - желание или, как сказал Вреж Киракосян, «любовь к рисованию».

Все дело в желании. Инструментов и методов сейчас предостаточно. Учись на здоровье! Главное - желание и усидчивость. Елизавета Ищенко

Итак, научиться рисовать может каждый. Но как? Вопрос, какие методики обучения выбрать, мы адресовали нашим экспертам.

Елизавета Ищенко посоветовала осваивать академическую школу и заниматься с преподавателем:

Я сторонник академической школы - наброски, постановки, пропорции… Мне кажется, надо начинать с азов. Не с видео «Как нарисовать героя фильма “Люди Х” в лыжном костюме за 2 часа», а с понятия форм, геометрических фигур и света.

А Вреж Киракосян, напротив, считает видеоуроки весьма полезными:

Нет ничего лучше, чем просматривать мастер-классы по рисованию. В Сети много материалов такого рода: начиная с основ до серьезных работ.

Общие рекомендации просты. Чтобы научиться шить, нужно шить, чтобы научиться водить машину - водить машину, чтобы научиться готовить - готовить. Так же с рисунком: чтобы научиться рисовать, нужно рисовать. Лучше учиться с преподавателем, который может что-то показать, подсказать, похвалить, - это очень важно! Но можно и самостоятельно. Если говорить о самоучителях, мне понравилась книга «Искусство рисунка» Берта Додсона, он дает достаточно цельную и гибкую методику. Но, конечно, все индивидуально, кому-то его метод может и не подойти. Сейчас выбор достаточно большой, можно найти то, что будет нравиться лично вам.

Рисовать с натуры - совет Софьи Чариной. Это кажется весьма правильным, если вспомнить исследование Ребекки Чемберлен.

Для новичков очень важно работать с натуры. Еще незаменим педагог, который направит в нужную сторону. Иначе процесс будет более долгим и с ошибками. Работа, сделанная с картинки, - это не полезно. Дело в том, что двухмерные носители (фото, картинки) не отображают полностью форму предметов, а это очень важно. Человек, по сути, не чувствует ее.

Екатерина Кукушкина, исходя из своего опыта, дала следующие рекомендации:

  1. Заведите блокнот и рисуйте хотя бы по одному рисунку в день.

    Так человек развивает внимание и фантазию. Он каждый день ищет новые объекты для зарисовки или придумывает что-то свое, таким образом набивает руку и формирует творческий взгляд на мир.

  2. Сходите на пару групповых занятий по рисованию - там потрясающая атмосфера.
  3. В свободное время ходите на выставки.
  4. Мониторьте информацию по рисованию в Интернете. Находите близких вам по духу художников, иллюстраторов, дизайнеров.
  5. Изучайте творчество известных художников.

Но не надо повторять за кем-то! Всегда помните, что вы уникальны и неповторимы, ваш стиль и почерк - это вы и есть! Человек, который смело выражает свой стиль, всегда выделится из толпы.

Кроме того, Екатерина советует пробовать рисовать в разных техниках.

Как можно больше разных техник рисования (акварель, гуашь, прикладное рисование, тушь, карандаш, пластилин, коллаж и т. д.). Лучше всего рисовать самые простые вещи: фрукты, посуду, предметы интерьера и др. После того как человек перепробует несколько техник, он сможет выбрать ту, которая больше всего ему по душе, и начать в ней работать.

Приложения

Есть что добавить? Есть опыт обучения рисованию? Знаете классные сайты или приложения для начинающих художников? Пишите комментарии!

admin

Скорее всего, у всех возникает периодически желание что-то нарисовать, да не просто каляку-маляку, а так, чтоб всем понравилось. В особенности часто подобное желание появляется при взгляде на красивую и талантливую картину. Казалось бы, что сложного? Хочу научиться круто рисовать карандашом, беру бумагу и рисую шедевр. Но если дело доходит до воплощения, то появляются сложности: то центр смещен, то масштаб и соотношения сторон неправильные, то детали не получились. Как быстро научиться рисовать простым карандашом , если тут же, из-за собственной неумелости, желание создавать шедевры пропадает?

Помните, что даже самые талантливые мастера научились не сразу: все прошли длительный путь, дабы усовершенствовать умения и радовать других красотой. Этому предшествует не один год и не один месяц упорного труда — пройдет совсем немного времени, и вот мы уже хорошо рисуем простые картинки и людей.

Карандаш считается наиболее простым инструментом для рисования, потому начинать обучение стоит именно с него.

Вам требуется привыкнуть носить при себе карандаш и блокнотик , дабы делать зарисовки. Только труд и настойчивость поможет достижению цели. Но что предпринять, если помимо желания и некоторых способностей, нет ничего?

Рисование: как для начинающих нарисовать что-нибудь красивое и легкое

Итак, для рисования картин, требуется знать, с чего начинать. Помните, что для новичков карандаш выступает наиболее удобным средством . Это из-за того, что его легко стереть, а при неправильной линии, ее можно изменить. Тем более что есть разные типы карандашей, при помощи них вы без труда создадите красивый рисунок.

Главный совет для будущих художников – никогда не начинайте рисование со сложных и крупных картин, пока не обучитесь изображению деталей . У вас вряд ли что-то получится, а желание рисовать снова просто пропадет.

Сначала научитесь изображать отдельные предметы. Для этого выделяйте глазами один элемент от других. Потом зрительно оцените форму и величину. Далее выделите, где на бумаге его лучше размещать, учитывая величину и форму. Не забывайте, что высокие элементы располагают по длине бумаги, а широкие – по ширине.

Кроме того, учтите, что реальный предмет, обычно, больше, чем листок, потому рисовать его требуется, учитывая соотношение сторон и масштаб . Это непростая задача для новичка. Потому для выработки умений, ниже будут предложений простые упражнения, которые помогут выделить место для рисунка.

Упражнения для рисования

В данных упражнениях для рисования рисуем предметы в качестве схем, без создания мелких деталей — это то, что новичку можно нарисовать просто и красиво. Здесь важно увидеть, как с применением незатейливых фигур создаются предметы, учитываются их габариты. Получая подобные умения, в будущем вы сможете на автомате найти месторасположение и величину рисунка.

Упражнение №1 : итак, первая задача в том, что требуется срисовать предмет не с натуральной величины, а с картинки . Это гораздо упрощает задание, поскольку не требуется выделение элемента и поиск места для его размещения – все уже сделано. Вам нужно воспроизвести то же самое, но в ином размере, дабы это не стало копированием.

Повторяйте подобные упражнения с другими изображениями, развивая понимание пропорций и пространства.

Рисуем гору. Сначала пристально рассмотрите картинку. Визуализируйте ее на своем листе. Теперь проведите прямую линию. Это будет основание. Изучите форму холма, его склоны. Если гора имеет одинаковые стороны, то изображайте ее в качестве правильного конуса, чья высота по размеру менее ширины основания. Чтобы понять, во сколько раз части отличаются по размеру, можно взять линейку, но главное – уметь делать это на глаз. В этой ситуации пропорции высоты и ширины составляют 1:3.

Для правильного определения соотношений сторон, создайте сначала вершину. Найдите место на горизонтали, где вы ее расположите. Создайте на линии 3 равных отрезка. Далее отыщите середину и нарисуйте перпендикуляр. Потом отмечайте верх горы на расстоянии 1 деления от основы. Если изображение совпадает – все выполнено верно. Теперь пробуйте создать такую же гору, но в ином размере.

Не забывайте, что для корректного определения соотношений сторон предмета, требуется начать с разделения на одинаковые части основания, а уже от этого идти дальше. Подобное задание научит вас точно определить соотношение различных элементов предметов . А это и есть базис рисования.

Упражнение №2 : другая задача в том, что требуется изобразить гору с другими пропорциями ширины и высоты . Здесь они будут 1:4, а вершина отклоняется в правую сторону. Задача более сложная, но не невозможная.

Сначала повторите действия первого упражнения: нарисуйте прямую, поделив ее на одинаковые части (здесь 4). Потом есть особенность – вершина будет не по центру отрезка. Она как будто над третьим отрезком, потому от него и проводим перпендикулярную линию. Затем откладывается вершина. Обычно при создании рисунка основание делится на 2 или 3, на 5 редко.

Упражнение №3 : данное упражнение потребует изобразить на одном листе профили разных гор , которые обладают разными вершинами по расположению и высоте. Не стоит бояться, задача не слишком сложная. Представляйте каждый холм по отдельности, проведите мысленно пунктирную линию к основаниям. И тогда вы поймете, что первое упражнение просто повторяется несколько раз.

Другое умение – навыки рисовать прямые линии без приспособлений . Это не слишком просто, потребуются тренировки. Сначала нарисуйте вертикальную линию с применением линейки. Теперь тренируйтесь, стараясь создать максимальную параллель от руки. Аналогичное упражнение повторяют с горизонтом.

Освоение штриховки

При создании шедевров карандашом потребуется освоение умения штриховки для объема предмета . Она покажет, где попадает тень, а где – свет. Начинайте с несложных фигур: куб, шар, конус и т.п. Кроме того, если взглянуть внимательно, то заметно, что на данных фигурах есть полутени.

Дабы получить плавность перехода от светлого к темному, потребуются карандаши с разной плотностью . После освоения данного навыка, вы легко научитесь рисовать объемные детали. Для занятий можно выбрать интересные и стильные рисунки для новичков — не очень сложные, но красивые они порадуют результатом и поддержат уверенность в своих силах.

Как надо правильно рисовать человека

Если вы достигли успеха в предыдущих заданиях, то разберемся теперь, как нарисовать человека . Это не самая простая задача. Рассмотрим поэтапное рисование. Сначала пробуйте создать на бумаге людей, которые стоят, — это важно для различения соотношений сторон.

Проведите вертикальную прямую, от нее отталкивайтесь для создания сетки, т.е. главных линий талии, плеч, головы, рук и ног. Но как понять размер данных линий? При рисовании с натуры важно использовать карандаш в роли измерительного инструмента . К примеру, вы хотите определить промежуток от пояса до головы. Берите карандаш, зрительно ровняйте его кончик с уровнем макушки, затем на нем отметьте, где расположена талия. Перенесите размер на бумагу. Так получится измерить все предметы.

Рисование людей – задача сложная. Начните с создания основы, затем прорисуйте детали.

Для проверки себя помните, что тело зрительно делится на 8 частей . Одна часть равняется размеру головы. У представителей сильного пола длина тела – это 3 головы, а граница расположена на грудной клетке, подбородке, промежности и поясе. Ноги – 4 головы, а центр около колен. Ширина плеч достигает 2 1/3 размера головы. Руки по длине достигают 3,5 размера головы. Женские пропорции отличаются – тело более вытянутое, а бедра считаются наиболее широкой частью.

Если вы определили пропорции человека, нарисовали отметки, то придавайте форму телу. Для этого прорисовываются все элементы в виде цилиндриков и овалов. Если все вам нравится, то прорисовывайте контур. Теперь останется только создать детали – пальцы, волосы, лицо, одежду.

Как рисовать портрет

Наибольшую трудность создает создание портретов . Трудность в том, что для получения сходства потребуется корректно прорисовать все детали и черты. Итак, разберемся, как рисовать портрет новичкам.

Первый совет : подумайте, что легко можно нарисовать или срисовать с фото карандашом? Отдельные зоны лица: нос, глаза, губы в различных ракурсах, даже уши. Затем переходите к созданию полного изображения. Для начинающих будет проще работа по фото, постепенно можно переходить к личным наблюдениям, наброскам и эскизам с натуры.

Совет второй : начинайте с создания овала головы. Затем проводите по центру вертикаль. Она поделит лицо на одинаковые части. Затем делите его на 2 части горизонталью – это линия расположения глаз. Брови расположены на линии верхних краев ушей.

Третий совет : длину носа можно определить так: поделите промежуток между глазами и подбородком на 2 – это место кончика. Его ширина отвечает промежутку между краями очей. Данные соотношения не аксиома, но чаще всего лица именно так и рисуют.

Есть определенное понятие пропорций лица, которое можно брать за основу.

Когда расположите части лица, требуется создать контур губ, носа, ушей, волосы. Если детали вас устроили, то начинайте прорисовку. Теперь остается только добавить заключительные штрихи.

Стиль граффити

Если вам по душе надписи, то стоит подумать о . Есть разные направления и стилистические упражнения для рисования слова, буквы, фразы. А чтобы понять, в каком конкретно направлении вы будете творить, потребуется изучить их все.

Тренируйтесь сначала на бумаге . Создайте слово. Буквы требуется расположить на расстоянии, отвечающем ½ высоты буквы, ведь их нужно будет обвести по контуру. Теперь каждой букве придавайте объем и выпуклости штриховкой.

Выбор инструментов

Немалую роль в рисовании играет выбор инструментов и листов. Итак, какие выбрать приспособления:

есть разные типы карандашей. Простой карандаш бывает с разным уровнем мягкости . Часто они обозначены латинскими буквами: B – наиболее мягкий, Н – наиболее твердый, а НВ – твердо-мягкие карандаши. Помимо этого, есть еще цифры от 2 до 9. Они показывают тон;
начинающему потребуются разные карандаши с разной твердостью . Кроме того, при рисовании потребуется мягкий ластик ;
бумага играет не последнюю роль. Лучше пользуйтесь белыми плотными листами — они способны выдерживать исправления. Карандашу подходит зернистый лист, поскольку на нем заметны оттенки.

Мы рассмотрели в деталях, как научиться работать с карандашом и как дома нарисовать что-то красивое, но теперь подведем своеобразный итог. Рассмотрим краткие советы как набить руку для рисования — список, конечно, далеко не полный, но подытоживает опыт:

Создавайте наброски.

Это главный пункт. В день требуется создавать не менее 5 набросков . Здесь стоит работать по максимуму. Пользуйтесь каждым шансом создания рисунков: в дороге, в офисе, дома. Это набивает руку, развивает фантазию, умение понимать соотношения размеров. Полезно прорисовывание раскадровок, комиксов.

Копируйте работы мастеров.

Подражайте мастерам, это разрабатывает вкус. Делайте по 1 копии каждые 3 месяца . Сюда стоит отнести оригиналы хороших художников. Пытайтесь по максимуму приблизиться к источнику, изучите не только технику мастеров, но и особенности культуры той эпохи.

Экспериментируйте, не опасайтесь ошибок и не откладывайте творчество на потом. Так вы скорее научитесь созданию шедевров.

Рисуйте по памяти.

Даже при рисовании с натуры, приходится создавать изображение по памяти. Кроме того, важно рисовать по памяти мелкие элементы — это улучшит зрительную память и фантазию.

Повторяйте ошибки.

Часто люди при первых проблемах бросают труды: они опасаются повторить ошибку. Но не стоит этого делать. Не выходит – начните заново. Не избегайте ошибок, к ним стоит пристально присмотреться — возможно, именно в этом есть ваша индивидуальность.

Не стоит рисовать по фото.

Да, на первых порах это единственный способ потренироваться, но потом не стоит этого делать. Объектив не способен передать всю глубину форм.

Делайте перерыв.

Не стоит концентрироваться на одном, важно уметь переключаться . Не выходит что-то – делайте перерывы. Начинайте другие рисунки, меняйте точки зрения, технику.

Заключение

Даже если для вас рисование карандашом или красками (пастелью, акварелью, маслом и т.д.) — совершенно новое направление жизнедеятельности, не бойтесь ставить цели , как скромные, так и глобальные. Важно помнить, ради чего вы приняли решение учиться рисованию: станет ли оно будущей профессией или хобби, хотите ли вы порадовать друзей или родственников преподнесенным в подарок пейзажем или портретом, решили ли вы просто освоить новую творческую нишу?

Страхи собственного неумения не дают покоя, постоянно жужжа на ухо «Все равно у тебя ничего не получится»? Не стоит откладывать на потом идеи и планы, постепенно закупая коробки карандашей и красок или проводя выходные в поисках в магазинах той самой «лучшей бумаги». Воплощайте свои желания сегодня — просто возьмите блокнот и карандаш и начинайте делать пусть пока и не очень умелые, но зато свои собственные наброски.

23 января 2014, 15:22