Цветы для элджернона какие проблемы. Дэниел Киз «Цветы для Элджернона» (роман)

Уважаемые читатели, представляем вашему вниманию обзор замечательной книги Цветы для Элджернона авторства уже знакомого вам по нашим рецензиям американского писателя – Дэниела Киза .

Да, это не новинка. И да, вероятно, вы уже неоднократно слышали об этом романе (стоит отметить, что Дэниел Киз также написал и одноименный рассказ). Но поверьте, эта книга стоит того, чтобы в очередной раз упомянуть о ней, обратить на неё внимание читателей. Очень хочется, чтобы люди продолжали открывать её для себя, ведь поднятые автором проблемы сегодня как никогда актуальны. Это не просто чтиво перед сном. Это произведение, определённо заставляющее задуматься. Произведение сложное, так как гамма чувств, всколыхнувшихся, взбудораженных после его прочтения, долго не оставляет в покое и не даёт прийти в себя. Поэтому не ждите лёгкости и простоты. Будет грустно, обидно, больно, но остаться равнодушным однозначно не получится.

Кто же такой Элджернон? Отвечу – это мышонок, на котором был успешно проведён тот же эксперимент, который предстоял и главному герою – Чарли. А вот почему автор назвал книгу Цветы для Элджернона – рассказывать не стану. Поверьте, что выбор этот не случаен, и дочитав книгу вы обязательно всё узнаете. Не могу лишить читателя возможности дотронуться к невероятно трогательному, показательному и, можно сказать, ключевому моменту книги.

Невозможно не проникнуться судьбой главного героя книги – Чарли Гордона , человека умственно отсталого, человека невероятной силы духа, целеустремлённого, смелого, трудолюбивого, доброго, сопереживающего, заботливого, человека, страстно жаждущего быть принятым окружающими, а потому согласившегося на эксперимент, который должен помочь ему «стать умным». Именно от первого лица в форме ежедневных отчётов и ведётся повествование в книге.

Не пугайтесь нарочно допущенных автором ошибок, которых будет так много в начале книги Цветы для Элджернона . Преодолейте желание взять в руки красную ручку и исправить это «безобразие». Позвольте ошибкам сыграть свою роль в книге, понаблюдайте за ними и очень скоро вы поймёте, насколько оправданным, более того, необходимым был этот довольно необычный приём автора.

Книга Цветы для Элджернона – невероятно популярна. Её включили в программу обязательного чтения в американских школах. В чем же её секрет? В первую очередь, наверняка, в глубочайшей проблематике. Давайте же попробуем разобраться.

Как часто вы задумываетесь над тем, что чувствуют люди, находящиеся рядом с вами? А как часто вы задумываетесь над тем, какие чувства испытывают люди иные, отличающиеся? А ведь всё просто: всем нужны любовь, дружба, счастье, понимание… И то, что человек «не такой», отнюдь не означает, что он этого не достоин. Окажется ли общество готовым к переменам, произошедшим в жизни Чарли после проведённого эксперимента? Какова будет реакция окружающих его людей? Что же лучше: искренняя, простая и понятная глупость или же сложная и недоступная гениальность?

Могут ли знания заменить жизненный опыт, опыт живого общения с людьми? «Кто сказал, что мой свет лучше твоей тьмы?», – вот он, один из самых главных вопросов, на который предстоит дать в итоге ответ. Задумывались ли вы над абсурдностью самого понятия «нормальности»? Можно ли вообще дать ему определение? Можно ли простить матери нежелание защищать своего ребёнка, нежелание принять его сторону, его «непохожесть» на других, да и вообще нежелание принять его таким, каким он есть? Не это ли самое страшное предательство, предательство родных людей, их презрение и стыд?

«Приходилось ли тебе замечать, что рядом с кретином кто угодно смотрится гением?». Это вопрос, заданный однажды Чарли Гордоном. И действительно: в праве ли люди самоутверждаться за счёт других? Где же доброта, способность любить, понимать и принимать? Почему всё «непонятное» (неважно глупое или гениальное) вызывает страх? Не в этом ли подлинная человеческая ущербность, низость и слабость?

Очередной вопрос, который невозможно проигнорировать, о том, можно ли пойти против природы, бросить ей вызов. Может ли человек взять на себя роль Творца? Что произойдёт в случае ошибки? Не слишком ли тяжёлой окажется самолично взваленная ноша? Вот какую пищу для размышлений подбрасывает автор книги Цветы для Элджернона . Но и это не всё. Как думаете, есть ли пропорциональная зависимость между уровнем интеллекта и счастьем? Станет ли высокий IQ гарантией избавления от одиночества?

Вот они, такие разные, но такие важные вопросы. А ведь именно они, да и многие другие предстанут перед вами после прочтения книги Цветы для Элджернона . Её не получится с лёгкостью вернуть на книжную полку. Эту книгу необходимо прожить, прочувствовать оставшееся послевкусие, а потом ещё долго разбираться в своих чувствах и переживаниях. Если вы готовы к такому экскурсу – не теряйте ни минуты, впустите в свою жизнь трогательную историю о человеке, готовом весь мир одарить своей любовью, и однажды записавшему своё главное желание в надежде также получить любовь в ответ: «Я хочю быть умным. Меня завут Чярли Гордон».

Плюсы:

  • проблематика, затронутая в книге
  • расскрытие психологии поведения
  • превосходное расскрытие идеи

Минусы:

  • возможно, не все читатели готовы к этой книге

Оправданность ожиданий: 100%

Недавно я имела удовольствие познакомиться с творчеством американского писателя Дэниелом Кизом. Первым его произведением, попавшим мне в руки, был роман «Цветы для Элджернона». Эта книга стала для меня приятным открытием в мире фантастики, ведь я всегда относилась скептически к такого рода литературе. Но эта «фантастика» удивила меня своей реалистичностью, искренностью и социально-драматическим сюжетом, который, я полагаю, не оставит равнодушным ни одного читателя.

Произведение «Цветы для Элджернона» - это в большей мере не пища для ума, а пища для наших охладевших чувств. Книга удивила с первых строк, ведь автор решил окунуть читателя в мир эмоций и ощущений главного героя, Чарли Гордона, с помощью его записи в дневнике. Прочитав первые строки, оказываешься в недоумении, так как складывается впечатление, что читаешь личный дневник ребенка, который только что научился писать: грамматические ошибки, отсутствие пунктуации, односложные предложения… Через эти записи автор книги знакомит нас с главным героем, его способом жизни, чувствами и его умственной эволюцией после совершенного над ним научного эксперимента. Сюжет на первый взгляд может показаться очень простым и тривиальным, но в этой простоте и заключается философская глубина и символизм произведения.

Саму книгу можно разделить на две части: жизнь Чарли до эксперимента и после. В книге описан относительно небольшой период жизни Чарли Гордона с весны по осень. Начитается повествование весной, когда Чарли собираются сделать операцию по увеличению коэффициента его умственных способностей. Мы знакомимся с его примитивным образом мышления и наивным взглядом на жизнь. Мы понимаем, что Чарли Гордон по развитию маленький ребёнок, запертый в теле 32-летнего мужчины. К сожалению, этот факт не понимает его окружение. Его считают просто умственно отсталым человеком, над ним насмехаются и откровенно издеваются так называемые «друзья» с работы. Чарли в силу своих умственных способностей не понимает этого, он искренне любит своих друзей и доверяет им. Несмотря на свой умственный дефект, он стремится стать умным и образованным человеком. Даже у нормальных людей не всегда можно встретить такую тягу к знаниям, как у нашего героя.

Персонаж завораживает своей открытостью для окружающего мира, он добр и искренен в своих чувствах, поступках и отношении к людям. Здесь и заключена проблематика произведения - общество отказывается замечать то, что у людей с умственными отклонениями есть чувства и эмоции, что они понимают по-своему, слышат нас по-своему и видят мир по-своему. Порой мы бываем настолько узколобыми и невежественными, что стараемся не замечать таких людей в лучшем случае, а, на самом деле, часто и смеёмся над ними, считая их «овощами». Главный герой, став гением после проведённого профессором Немуром и доктором Штраусом эксперимента, верно подмечает:

«Удивительно, как люди высоких моральных принципов и столь же высокой чувствительности, никогда не позволяющие себе воспользоваться преимуществом над человеком, рожденным без рук, ног или глаз, как они легко и бездумно потешаются над человеком, рожденным без разума.»

Над этим стоит задуматься, не так ли?

Так же в романе поднимается острая социальная тема влияния семьи на становление личности. Согласитесь, что не каждая семья может справиться с рождением умственно отсталого ребёнка, принять его и полюбить таким, каким он есть, дать ему человеческое тепло и заботу. Чаще всего родители отказываются от таких детей ещё в роддоме, а если и решаются их растить, то пытаются исправить ошибку, допущенную природой, как это пыталась сделать мать Чарли. Поэтому Чарли, экспериментально повысив свой IQ, не чувствует себя счастливым. Он эмоционально застрял на уровне ребёнка и остро нуждается в любви, которую ему, в своё время, не смогла дать мать.

И он находит её в облике учительницы Алисы со школы для умственно отсталых. Увидев безудержное стремление своего ученика к знаниям и завидное упорство в достижении цели, она приводит его к учёным в качестве подопытного. И до, и после эксперимента Алиса всячески поддерживает Чарли и нежно любит его сначала просто как своего подопечного, а потом и как возлюбленного. Любовная линия проходит через всё произведение, но в итоге оставляет за собой лишь привкус горечи. Чарли не может совладать с переполняющими его чувствами и остаётся непонятым Алисой. Одиночество преследует его, а вместе с одиночеством и все его детские страхи. Маленький Чарли так никуда и не делся после операции, чувство неполноценности остаётся в его голове. Парадоксально, что персонаж был отвергнут обществом будучи глупым, но после проведения научного эксперимента ситуация, как по мне, становится еще хуже… Чарли не может найти себя в этом мире - и это как нельзя лучше отражает назревший конфликт личности и общества:

«Раньше меня презирали за невежество и тупость, теперь ненавидят за ум и знания. Господи, да чего же им нужно от меня? Разум вбил клин между мной и всеми, кого я знал и любил, выгнал меня из дома. Никогда еще я не чувствовал себя таким одиноким. Интересно, что случится, если Элджернона посадить в клетку с другими мышами? Возненавидят ли они его?»

Очень важная роль в романе отведена именно мышонку Элджернону, который первым на себе испытал неудачный, как оказалось, эксперимент по улучшению разума. Этот персонаж очень символичен, с мышонком Чарли отождествляет себя. Судьбу Элджернона, в итоге, он и повторяет. Аспект проведения экспериментов над животными больно задевает за живое не только Чарли:

«P.S. Пожалуста если с можите положыте на могилку цветы для Элджернона. На заднем дворе.»,

но и нас, читателей. Это еще одна животрепещущая и актуальная до сих пор проблема, поднятая Дэниелом Кизом в романе.

К осени состояние Чарли стремительно возвращается в исходное положение. За этот короткий период времени наш герой успевает пережить и испытать больше, чем другие люди за всю свою жизнь. Еще долго после прочтения книги у меня оставалось ощущение некого тёрпкого послевкусия от того, как автор решил вернуть читателя из мира фантастики в суровую реальность. Я еще никогда в жизни не встречала такой душевной книги, которая встряхивает внутри нас напыление безразличия и просто заставляет сопереживать, грустить, любить или, всего-навсего, стать чуточку человечнее…

Взаимоотношение личности и общества в романе «Цветы для Элджернона»

«Личность - нечто бесконечно ценное, сверхприродное, уникально неповторимое в каждом из нас»

Л. Василенко

Написанный на основе одноименного рассказа роман «Цветы для Элджернона» представляет собой произведение, направление которого можно определить как «мягкая», или же гуманитарная, научная фантастика. Хотя в центре его и лежит естественнонаучное допущение, а именно возможность искусственного повышения уровня интеллекта посредством хирургического вмешательства, главным в романе все же остается психологическое и эмоциональное взросление личности, а также ее социальная адаптация.

Идея переработать рассказ, опубликованный в 1959 году в журнале «Фэнтези энд сайенс фикшн», в полноценное развернутое повествование о судьбе тридцатидвухлетнего Чарли Гордона, страдающего слабоумием, наверняка возникла у автора - Дэниэла Киза, неслучайно. Безусловно, данное решение в немалой степени могло быть обусловлено невероятным успехом рассказа: уже в 1960 году он получает премию «Хьюго» - награду высшего уровня в области научной фантастики. Однако именно использование автором жанра романа для раскрытия сюжета позволило создать широкую и цельную картину особого, ни на что не похожего, мира главного героя, трагедия жизни которого отчасти заключается в том, что он всегда находился «по другую сторону интеллектуального забора» [Киз, 2007, с. 116]. Кроме того, как пишет автор «Послесловия к роману «Цветы для Элджернона» - А. Корженевский, читатель гораздо ближе знакомится с героем, здесь больше эмоций, больше размышлений, но это по-прежнему тонкая, невероятной силы драма, трагедия разума и одно из самых важных произведений фантастической литературы [Корженевский, 2007, с. 316].

Стоит отметить и необычность техники повествования: роман представляет собой серию отчетов и дневниковых записей, охватывающих, если разобраться, не такой уж и большой период времени: первый из них датируется третьим марта, а последний - двадцать первым ноября. Получается, что невероятная по своей глубине и драматичности история жизни одного человека умещается в какие-то семь месяцев. Символично, что процесс стремительного интеллектуального развития, а также расцвет гения главного героя и столь же стремительный регресс последовательно сменяют друг друга, как сменяют друг друга времена года: весна, лето и осень. Зиму же, как впрочем, и всю оставшуюся жизнь, Чарли Гордону придется провести в специализированной лечебнице.

Роман «Цветы для Элджернона», на наш взгляд, - это своеобразный писательский эксперимент, целью которого является выход за рамки обычного повествования от первого лица. Первый же отчет, такой сбивчивый, со множеством пунктуационных и орфографических ошибок, написанный рассказчиком - Чарли Гордоном, полностью погружает читателя в мир человека с врожденным интеллектуальным расстройством. Новаторство и нестандартность подобного изложения - шаг возможно и рискованный для Америки середины 60-х годов, но полностью себя оправдавший: снова награда и снова высшая - премия «Небьюла» за лучший роман, полученная Д. Кизом в 1967 году. Необычность авторского выбора рассказчика, столь непохожего на окружающих его людей и столь далекого от того, что принято называть нормой, можно сравнить разве что с романом другого американского писателя - К. Кизи «Над кукушкиным гнездом», где в роли рассказчика выступает Вождь Бромден, пациент психиатрической лечебницы. Герои обоих произведений - люди, отвергнутые обществом, которое полно предрассудков и социальных стереотипов: кто и когда сказал, что человек, страдающий интеллектуальным или психическим расстройством, - не личность? Пожалуй, это и есть тот самый, главный, вопрос, который ставит перед нами писатель, вкладывая при этом ответ в уста своего же героя: «But I"m not an inanimate object. I"m a person. I was a person before the operation». «Не сравнивайте меня с бессловесной железякой! Я - человек», - говорит Чарли Гордон. - «Я был личностью и до операции». Вот только остальные не только не понимают этого, они просто не желают принять тот факт, что люди, по каким-либо причинам лишенные возможности вести себя подобно большинству нормальных представителей человечества, являются личностями в полном смысле этого слова и требуют соответствующего, гуманного, отношения к себе. И вновь Чарли Гордон негодует, он возмущен подобной ограниченностью мышления окружающих его людей: «It may sound like ingratitude, but that is one of the things that I resent here - the attitude that I am a guinea pig. Nemur"s constant references to having made me what I am, or that someday there will be others like me who will become real human beings. How can I make him understand that he did not create me? He makes the same mistake as the others when they look at a feeble-minded person and laugh because they don"t understand there are human feelings involved. He doesn"t realize that I was a person before I came here». «Может, это попахивает неблагодарностью, но что действительно злит меня - отношение ко мне как к подопытному животному. Постоянные напоминания Немура, что он сделал меня тем, кто я есть, или что в один прекрасный день тысячи кретинов станут настоящими людьми.

Как заставить его понять, что не он создал меня? Немур совершает ту же ошибку, что и люди, потешающиеся над слаборазвитым человеком, не понимая при этом, что он испытывает те же самые чувства, что и они. Он и не догадывается, что задолго до встречи с ним я уже был личностью». Профессор Немур настолько далек от мысли, что Чарли Гордон являлся уникальной личностью и в прежнем своем состоянии, предшествующем операции, что даже примеряет на себя роль творца, который создал нечто новое: «We who have worked on this project have the satisfaction of knowing we have taken one of nature"s mistakes and by our new techniques created a superior human being. When Charlie came to us he was outside of society, alone in a great city without friends or relatives to care about him, without the mental equipment to live a normal life. No past, no contact with the present, no hope for the future. It might be said that Charlie Gordon did not really exist before this experiment...» «Все мы, участники эксперимента, горды сознанием того, что исправили одну из ошибок природы и создали новое, совершенно исключительное человеческое существо. До прихода к нам Чарли был вне общества, один в огромном городе, без друзей и родственников, без умственного аппарата, необходимого для нормальной жизни. У него не было прошлого, не было осознания настоящего, не было надежд на будущее, Чарли Гордона просто не существовало…» Не желая мириться с подобным отношением, главный герой озвучивает мысль, которая быть может и является ключевой в попытке определения «человеческой личности» как таковой: «I"m a human being, a person - with parents and memories and a history - and I was before you ever wheeled me into that operating room!» «Я - человек, я - личность, у меня есть отец и мать, воспоминания, история. Я был и до того, как меня вкатили в операционную!» Да, у него есть и отец и мать, а главное у него есть воспоминания и своя собственная история, которая делает его непохожим на всех прочих, которая делает его личностью. Более того, у Чарли Гордона всегда была цель, к которой он двигался с завидным упорством. «I want to be smart», - заявляет он уже в первом своем отчете. Именно поэтому он посещает занятия мисс Кинниан в школе для умственно отсталых и поэтому же соглашается на операцию, а значит здесь уже можно говорить об осознанности выбора, о наличии воли и внутренних устремлений, направленных на достижение желаемой цели. А разве все перечисленное не является неотъемлемыми составляющими человеческой личности? Вывод напрашивается сам собой: Чарли Гордон - пусть и лишенная некоторых возможностей, которыми наделено большинство людей, но все же личность, которая, как и все остальные, думает, чувствует и осознает происходящее настолько, насколько позволяет ее интеллектуальное и эмоциональное развитие. Однако современное дегуманизированное общество вместо того, чтобы принять главного героя таким, каков он есть, и признать за ним неотъемлемые права, отвергает его, делая невольным социальным изгоем.

Но вот наступает момент, когда Чарли Гордон становится гением в прямом смысле этого слова. И что тогда происходит? - Вновь отвергнут все тем же обществом, полноценным членом которого герой так сильно мечтал стать. Причина этого, на наш взгляд, заключается в том, что, Чарли-гений с IQ равным 185 , как и всё, выходящее за рамки общепринятой нормы, возможно еще в бoльшей степени не вписывался в привычные рамки общественного сознания, чем Чарли с минимальным уровнем интеллекта. Так или иначе, главный герой по-прежнему одинок, с той лишь разницей, что теперь он это полностью осознает: «Before, they had laughed at me, despising me for my ignorance and dullness; now, they hated me for my knowledge and understanding». Но такова цена приобретенного гения: «This intelligence has driven a wedge between me and all the people I knew and loved. Now, I"m more alone than ever before».

Стремительно повышающийся уровень интеллекта отражается, в том числе и в его письменных отчетах: «Strauss again brought up my need to speak and write simply and directly so that people will understand me. He reminds me that language is sometimes a barrier instead of a pathway. Ironic to find myself on the other side of the intellectual fence».

Действительно, язык порой «вместо дороги превращается в барьер».

По иронии судьбы или по задумке автора главному герою пришлось столкнуться с данной проблемой дважды. Для того чтобы понять всю масштабность произошедших с ним изменений, которые, безусловно, отразились и на его речи, а также проследить динамику этих изменений, достаточно привести несколько примеров: «Dr Strauss says I shoud rite down what I think and remembir and evrey thing that happins to me from now on. <…> My name is Charlie Gordon I werk in Donners bakery where Mr Donner gives me 11 dollers a week and bred or cake if I want. I am 32 yeres old and next munth is my brithday. I tolld dr Strauss and perfesser Nemur I cant rite good but he says it dont matter he says I shud rite just like I talk and like I rite compushishens in Miss Kinnians class at the beekmin collidge center for retarted adults where I go to lern 3 times a week on my time off». Первый отчет, датируемый третьим марта, характеризуется простотой синтаксических конструкций, отсутствием знаков препинания, множеством орфографических ошибок, грамматически неверным использованием вспомогательных глаголов и нарушением лексической сочетаемости. Автор романа, таким образом, сходу погружает читателя в мир Чарли Гордона, блестяще передав на языковом уровне плачевность его интеллектуального состояния.

С постепенным развитием умственных способностей главного героя коренным образом меняется и его речь, письменная и устная: «April 6. Today, I learned, the comma, this is, a, comma (,) a period, with, a tail, Miss Kinnian, says its, importent, because, it makes writing, better, she said, somebody, could lose, a lot, of money, if a comma, isnt in, the right, place, I got, some money, that I, saved from, my job, and what, the foundation, pays me, but not, much and, I dont, see how, a comma, keeps, you from, losing it, But, she says, everybody, uses commas, so Ill, use them, too». «April 7. I used the comma wrong. Its punctuation. <…> Miss Kinnian says a period is punctuation too, and there are lots of other marks to learn. I told her I thought she meant all the periods had to have tails and be called commas. But she said no. She said; You, got. to-mix? them! up: She showd? me" how, to mix! them; up, and now! I can. mix (up all? kinds of punctuation- in, my. writing! There" are lots, of rules; to learn? but. Im" get"ting them in my head: One thing? I, like: about, Dear Miss Kinnian: (thats the way? it goes; in a business, letter (if I ever go! into business?) is that, she: always; gives me" a reason" when-I ask. She"s a genius! I wish? I cou"d be smartlike-her; Punctuation, is? fun!»

Спустя еще каких-то два месяца: «June 11. "Just a minute, Professor Nemur," I said, interrupting him at the height of his peroration. "What about Rahaja mati"s work in that field?" He looked at me blankly. "Who?"

"Rahajamati. His article attacks Tanida"s theory of enzyme fusion-the concept of changing the chemical structure of the enzyme blocking the step in the metabolic pathway."

He frowned. "Where was that article translated?"

"It hasn"t been translated yet. I read it in the Hindu journal of Psychopathology just a few days ago."

He looked at his audience and tried to shrug it off. "Well, I don"t think we have anything to worry about. Our results speak for themselves"

"But Tamda himself first propounded the theory of blocking the maverick enzyme through combination, and now he points out that"».

Таким образом, к главному герою приходит понимание того, насколько он превзошел в интеллектуальном плане окружающих его людей, в том числе многих видных ученых: «Am I a genius? I don"t think so. Not yet anyway.

As Burt would put it, mocking the euphemisms of educational jargon, I"m exceptional - a democratic term used to avoid the damning labels of gifted and deprived (which used to mean bright and retarded) and as soon as exceptional begins to mean anything to anyone they"ll change it. The idea seems to be: use an expression only as long as it doesn"t mean anything to anybody. Exceptional refers to both ends of the spectrum, so all my life I"ve been exceptional». «Я - гений? Не уверен. По крайней мере, пока. Я, как сказал бы Барт, исключение. Вполне демократичный термин, позволяющий избегнуть проклятых ярлыков типа «одаренный» и «неспособный» (что на самом деле означает «блестящий» и «слабоумный»). Как только слово «исключение» начинает приобретать смысл, его тут же заменяют другим. Пользуйся словом только до тех пор, пока никто не понимает его значения. «Исключение» можно отнести к обоим концам умственного спектра, так что я всю жизнь был «исключением».

Итак, роман Д. Киза «Цветы для Элджернона» в полной мере раскрывает взаимоотношения общества и отдельно взятой личности, которая в силу известных причин, не может соответствовать принятой в нём норме. Попытки главного героя стать частью этого общества наталкиваются на нежелание большинства понять и признать, что он так же, как и все прочие его представители, имеет право на уважительное к себе отношение. Однако история Чарли Гордона, возможно, так и осталась бы простым описанием трагической судьбы очередного социального изгоя, если бы не четкая позиция автора на этот счет, которая находит свое выражение как в самом романе, так и в предшествующем ему эпиграфе. А именно: роман содержит в себе невероятную по силе своего воздействия морально-этическую установку, призванную окончательно утвердить в общественном сознании идею того, что к людям, по каким-либо причинам отличающимся от окружающих, следует относиться так же, как и ко всем остальным. Может быть, именно этим объясняется тот факт, что роман является обязательным для изучения в американских школах.

Выводы по второй главе

На основе анализа отличительных черт художественных работ Д. Киза как писателя-фантаста мы можем заключить, что его произведения являются выдающимся образцом «продуманной» литературы. Более того, ярко выраженный гуманизм фантастики автора прослеживается в ее идейно-эстетическом содержании. Доказательством тому служит роман «Цветы для Элджернона», в котором писатель на примере трагической судьбы главного героя раскрывает сложные и порой противоречивые взаимоотношения общества и отдельно взятой личности, подчеркивая при этом необходимость гуманного к ней отношения.

Иллюстрация В. Аникина

Очень кратко

Умственно отсталому человеку делают операцию по повышению интеллекта. Он становится гением, но эффект от операции недолог: герой теряет разум и оказывается в приюте.

Повествование ведётся от первого лица и составлено из отчётов, написанных главным героем.

32-летний умственно отсталый Чарли Гордон живёт в Нью-Йорке и работает уборщиком в частной пекарне, куда его устроил дядя. Своих родителей и младшую сестру он почти не помнит. Чарли ходит в спецшколу, где учительница Алиса Кинниан учит его читать и писать.

Однажды мисс Кинниан приводит его к профессору Немуру и доктору Штраусу. Они проводят эксперимент по повышению интеллекта, и им нужен доброволец. Мисс Кинниан предлагает кандидатуру Чарли, самого способного ученика её группы. Чарли с детства мечтает стать умным и охотно соглашается, хотя эксперимент связан с рискованной операцией. Психиатр и нейрохирург Штраус велит ему записывать свои мысли и ощущения в виде отчётов. В первых отчётах Чарли много ошибок.

Чарли начинает проходить стандартные психологические тесты, но у него ничего не получается. Чарли боится, что не подойдёт профессору. Гордон знакомится с мышью Элджерноном, которому уже сделали операцию. Подопытные наперегонки проходят лабиринт, и Элджернон каждый раз оказывается быстрее.

Седьмого марта Чарли делают операцию. Некоторое время ничего не происходит. Он продолжает работать в пекарне и уже не верит, что станет умным. Работники пекарни издеваются над Чарли, но тот ничего не понимает, и смеётся вместе с теми, кого считает друзьями. Об операции он никому не рассказывает, и каждый день ходит в лабораторию делать тесты. 29 марта Чарли впервые проходит лабиринт быстрее Элджернона. Мисс Кинниан начинает заниматься с ним индивидуально.

1 апреля работники пекарни решают подшутить над Чарли и заставляют его включить тестосмеситель. Неожиданно у Чарли получается, и хозяин повышает его в должности. Постепенно Чарли начинает понимать, что для «друзей» он всего лишь клоун, над которым можно безнаказанно и зло пошутить.

Он вспоминает самые обидные случаи, ожесточается и перестаёт доверять людям. Доктор Штраус проводит с Чарли сеансы психотерапии. Хотя интеллект Гордона и повышается, о себе он знает очень мало и в эмоциональном плане всё ещё остаётся ребёнком.

Прошлое Чарли, раньше скрытое от него, начинает проясняться.

К концу апреля Чарли меняется настолько, что работники пекарни начинают относиться к нему подозрительно и враждебно. Чарли вспоминает о своей матери. Она не хотела признавать, что её сын родился умственно отсталым, била мальчика, заставляла учиться в обычной школе. Отец Чарли безуспешно пытался защитить сына.

Чарли влюблён в свою бывшую учительницу Алису Кинниан. Она совсем не так стара, как казалось Чарли до операции. Алиса младше его, и он начинает неумелые ухаживания. Мысль об отношениях с женщиной приводит Чарли в ужас. Виной этому мать, которая боялась, что её умственно отсталый сын причинит зло младшей сестре. Она вбила мальчику в голову, что к женщинам прикасаться нельзя. Чарли изменился, но засевший в подсознании запрет всё ещё действует.

Чарли замечает, что старший повар пекарни обкрадывает хозяина. Чарли предупреждает его, угрожая рассказать хозяину, воровство прекращается, но отношения портятся окончательно. Это первое важное решение, принятое Чарли самостоятельно. Он учится доверять себе. К принятию решения Чарли подталкивает Алиса. Он признаётся ей в любви, но она понимает, что время таких отношений ещё не наступило.

Хозяин пекарни был другом дяди, обещал заботиться о Чарли и выполнил своё обещание. Однако теперь Чарли странно изменился, рабочие боятся его и грозятся уволиться, если Чарли останется. Хозяин просит его уйти. Чарли пытается поговорить с бывшими друзьями, но те ненавидят дурачка, который вдруг стал умнее их всех.

Чарли не работает уже две недели. Он пробует спастись от одиночества в объятиях Алисы, но у них ничего не выходит. Гордон словно видит себя и Алису со стороны, глазами прежнего Чарли, который приходит в ужас и не позволяет им окончательно сблизиться. Гордон вспоминает, как сестра ненавидела и стыдилась его.

Чарли становится всё умнее. Вскоре окружающие перестают его понимать. Из-за этого он ссорится с Алисой - та чувствует себя рядом с ним полной дурой. Чарли отдаляется ото всех, кого знал, и погружается в учёбу.

10 июня профессор Немур и доктор Штраус вылетают на медицинский симпозиум в Чикаго. Главными «экспонатами» на этом крупном мероприятии станут Чарли и мышь Элджернон. В самолёте Чарли вспоминает, как мать безрезультатно пыталась вылечить его, сделать умнее. Она потратила почти все семейные сбережения, на которые отец, продавец парикмахерского оборудования, хотел открыть собственную парикмахерскую. Мать оставила Чарли в покое, родив ещё раз и доказав, что способна иметь здоровых детей. Чарли же мечтал превратиться в нормального человека, чтобы мать наконец-то полюбила его.

На симпозиуме Чарли обнаруживает такие обширные знания и высокий интеллект, что профессора и академики бледнеют на его фоне. Это не мешает профессору Немуру называть его «своим созданием» приравнивая Чарли к мыши Элджернону. Профессор уверен, что до операции Чарли был «пустой оболочкой» и не существовал как личность. Многие считают Чарли надменным и нетерпимым, но он просто не может найти своё место в жизни. На докладе, посвящённом операции по повышению интеллекта Гордон чувствует себя подопытным животным. В знак протеста он выпускает Элджернона из клетки, потом первым находит его и улетает домой.

В Нью-Йорке Гордон видит газету с фотографией матери и сестры. Он вспоминает, как мать заставила отца отвезти его в приют. После рождения здоровой дочери умственно отсталый сын вызывал в ней лишь отвращение.

Чарли снимает четырёхкомнатную меблированную квартиру недалеко от библиотеки. В одной из комнат он устраивает трёхмерный лабиринт для Элджернона. О своём местонахождении Чарли не сообщает даже Алисе Кинниган. Вскоре он знакомится с соседкой - свободной художницей. Чтобы избавиться от одиночества и убедиться в своей способности быть с женщиной Чарли вступает с соседкой в связь. Прежний Чарли не мешает отношениям, поскольку эта женщина ему безразлична, он только наблюдает за происходящим со стороны.

Чарли находит отца, который развёлся с женой и открыл парикмахерский салон в бедном квартале. Он не узнаёт сына, а тот не решается открыться. Гордон обнаруживает, что сильно выпив, он превращается в умственно отсталого Чарли. Алкоголь выпускает на свободу его подсознание, которое всё ещё не догнало стремительно растущий IQ.

Теперь Чарли старается не напиваться. Он подолгу гуляет, заходит в кафе. Однажды он видит, как официант, умственно отсталый парень, роняет поднос с тарелками, и посетители начинают над ним потешаться.

Это побуждает Гордона продолжить научную деятельность, чтобы принести пользу таким людям. Приняв решение, он встречается с Алисой. Он объясняет, что любит её, но между ними встаёт маленький мальчик Чарли, который боится женщин, потому что мама била его.

Чарли начинает работать в лаборатории. У него нет времени на любовницу, и она от него уходит. У Элджернона начинаются непонятные приступы агрессии. Временами он не может пройти свой лабиринт. Чарли относит мышь в лабораторию. Он спрашивает профессора Немура, что они собирались делать с ним в случае неудачи. Оказалось, что для Чарли предназначалось место в государственной социальной школе и лечебнице «Уоррен». Гордон посещает это заведение, чтобы знать, что его ждёт.

Элджернону становится хуже, он отказывается от еды. Чарли же достигает пика умственной активности.

26 августа Гордон находит ошибку в расчётах профессора Немура. Чарли понимает, что вскоре у него начнётся умственная регрессия, такая же, как и у Элджернона. 15 сентября Элджернон умирает. Чарли хоронит его на заднем дворе. 22 сентября Гордон навещает свою мать и сестру. Он обнаруживает, что у матери старческий маразм. Сестре тяжело с ней, она рада, что Чарли их нашёл. Сестра не подозревала, что мать избавилась от Чарли ради неё. Гордон обещает помогать им, пока сможет.

IQ Гордона стремительно снижается, он становится забывчивым. Книги, раньше любимые, теперь ему непонятны. К Гордону приходит Алиса. На этот раз прежний Чарли не препятствует их любви. Она остаётся на несколько недель, ухаживает за Чарли. Вскоре он прогоняет Алису - она напоминает ему о способностях, которые нельзя вернуть. В отчётах, которые по-прежнему пишет Чарли, появляется всё больше ошибок. В конце концов они становятся такими же, как и до операции.

20 ноября Чарли возвращается в пекарню. Работники, которые раньше издевались над ним, теперь опекают и защищают его. Однако Чарли ещё помнит, что был умным. Он не хочет, чтобы его жалели, и отправляется в «Уоррен». Он пишет прощальное письмо мисс Кинниан, в котором просит положить цветы на могилку Элджернона.

Честно говоря, я с сомнением отношусь к топ-спискам литературных произведений, составленных по мнению обыкновенных читателей. Обычно в первые десятки попадают компромиссные варианты, которые представляются точкой пересечения вкусов широкой аудитории. И в таком выборе присутствует доля универсальности, безликости, условности. Как человек, пытающийся быть для всех хорошим, становится бесхарактерным, так и книга, попадающая в топ-списки, теряет для меня свое очарование.

"Цветы для Элджернона", на мой взгляд, яркий пример подобного рода литературы. Одну часть аудитории может привлечь предсказуемый сюжет, простенькая композиция, игра на сочувствии, как принято сейчас говорить, к "людям с ограниченными возможностями", а заодно игра на эмоциях читателей и обидах родом из детства (насмешки одноклассников, непонимание родителями, одиночество и юношеское ощущение неопределенности будущего). Другую часть аудитории - философские проблемы и возможность нагромождения различных теорий и интерпретаций. На мой же взгляд, в рассказе много всего и ничего конкретно. Но оставлю личные впечатления за порогом абзаца и попробую рассмотреть темы, поднятые в "Цветах для Элджернона".

Первое, что хочется отметить, - символичность истории. Тот круг, по которому прошел Чарли Гордон, можно сравнить с:


  • жизнью человека, ее этапами - младенчество, учеба, взросление, зрелость, старость и угасание;

  • временами года; первый отчет Чарли приходится на 5 марта, намекая, видимо, на весну, на начало нового этапа жизни, последний - на 28 июля, июль ближе к осени, и символизирует увядание природы;

  • жизненный цикл растения и т.д.

Темы и проблемы в рассказе не менее банальны. Первая - о положении умственно отсталых людей и реализации их в социуме. Мы пытаемся подогнать человека под общество и рамки, которые считаем единственно правильными, но кто знает, что есть норма? Оглядываясь на свою жизнь, вспоминаю как люди могут зло подшучивать над слабоумными, но никогда не смеются над человеком без ноги или руки. И я задумалась, почему так? Возможно, они понимают: никто не застрахован от несчастного случая, разум же теряют единицы, и возможность стать умственно отсталым практически равна нулю.
Тема одиночества раскрывается в крайних проявлениях ума - в нашем случае слабоумный и гений Чарли Гордон. Такие "странности" не приносят счастья, люди не любят отклонений от нормы, не принимают в свой круг и подсмеиваются, сторонятся, раздражаются. Разница лишь в том, что гений осознает одиночество, а слабоумный считает, что все его любят. И Дэниел Киз приводит нас к выводам - простое счастье обратно пропорционально уровню интеллекта и совсем не обязательно обладать высоким IQ для того, чтобы быть личностью.
Следующая проблема - имеет ли право наука брать на себя роль вершителей судеб и вмешиваться в природу, божий замысел? Можно бесконечно рассматривать проблему с этической, религиозной, социальной точки зрения и задаваться вопросами - существует ли прогресс без жертв, и стоит ли жертвовать одной судьбой ради спасения жизни тысяч? Думаю, каждый из нас, исходя из сложившегося мировоззрения и мироощущения, ответил на эти вопросы уже давно. На мой взгляд, развитие интеллекта без развития души невозможно. Может быть, наука со временем и сможет превратить умственно неполноценного в гения, но без эволюции и воспитания души человек превращается в робота. А резкий диссонанс между новым интеллектом и прежней душой рано или поздно приведет к трагедии.

Возможно, все эти темы были новыми и злободневными в середине 50-х годов прошлого века, но, на мой взгляд, сейчас они устарели и покрылись толстым слоем пыли. С тех пор появились новые романы и фильмы об умственно отсталых людях - "Форрест Гамп", "Полет над гнездом кукушки", "Человек дождя", и каждый из них производит гораздо сильное впечатление.

До конца театрального сезона планирую сходить на постановку "Цветов" в РАМТ (Российский академический молодежный театр, режиссер - Юрий Грымов). В отзывах прочитала, что в спектакле проводятся параллели между Чарли Гордоном и библейским Адамом. Посмотрим, что по версии Грымова стало плодом познания для Чарли:) У кого какие версии?

P.S. Пока писала отзыв, поняла, почему меня не зацепил рассказ. В книгах и фильмах, которые я перечислила, показан мир глазами умственно неполноценного человека, в "Цветах" же мы видим только Чарли Гордона глазами Чарли Гордона. Если бы дневник был написан от лица нескольких персонажей, история бы получилась более объемной.