Габриэль гарсиа маркес мои грустные подруги. Гарсиа маркес габриэль скачать

Сегодня одному из самых ярких писателей латиноамериканской литературы, классику жанра "магический реализм", лауреату Нобелевской премии Габриэлю Гарсиа Маркесу исполнилось бы 88 лет. В апреле прошлого года жизнь Габо, как называли его колумбийские соотечественники, оборвалась: организм не справился с тяжелой болезнью. Его тексты всегда были лакомым куском не только для любителей чтения, но и для кинорежиссеров, хотя и считались практически неподвластными экранизации. "РГ" вспоминает самые известные примеры адаптаций прозы Маркеса для широкого экрана.

"Вдова Монтьель" (1979)

Одна из первых широко растиражированных экранизаций великого колумбийца с большим успехом прошла не только в южноамериканском, но и в советском прокате (правда, в СССР пленка с фильмом добралась шестью годами позже). Работали над "Вдовой" кинодеятели сразу из четырех стран - Венесуэлы, Кубы, Мексики и Колумбии. А главная роль досталась не кому-нибудь, а настоящей звезде - Джеральдине Чаплин, дочери гениального Чарли. Актрису привлекла, в первую очередь, критика диктаторских режимов, весьма мощно прочерченная и в литературном первоисточнике, и в кинематографическом сценарии. Критики оценили смелое политическое высказывание: выдвинули картину Мигеля Литтина на "Золотого медведя" Берлинале.

"Время умирать" (1985)

Лента Хорхе Луи Трианы - пожалуй, один из самых известных фильмов, снятых по произведениям Маркеса. Четкая и лаконичная картина совместного производства Колумбии и Кубы снова пришлась по вкусу советскому кинолюбителю. Благо, все необходимое для зрительского интереса - и сейчас при ней. Тут есть и по сей день интересная многим тема кровной мести (разумеется, с соответствующим людям горячей крови колоритом), и острая социальная подоплека, которую сам писатель вплетал и в свои реалистические сюжеты, и в откровенно фантастические перепетии самых известных романов. К тому же, "Время умирать" считается одной из лучших картин о Колумбии как таковой с ее пейзажами, бытом и нравами.

"Эрендира" (1983)

Киноадаптация одной из самых ярких повестей Габо - уже не просто реалистической, а выдержанной в ставшем для него фирменном стиле "магического реализма". Работа известного бразильского режиссера Руя Герры - общепризнанно удачная попытка переноса специфического маркесовского языка на большой экран. Приложили руки к фильму и европейские функционеры кино из Франции и ФРГ. Результатом стала номинация на "Золотую пальмовую ветвь" Каннского фестиваля. "Эрендиру" хвалили за красивую картинку, бережное отношение к литературному оригиналу, символизм и высокохудожественный эротизм. Последний, кстати, не оценили советские цензоры. Поэтому у нас ленту показывать не стали.

"Полковнику никто не пишет" (1999)

К концу двадцатого века книги Маркеса не стали менее популярными. Скорее, наоборот: именно в это время колумбиец вошел в когорту литераторов, которых можно было называть модными - со всеми сопутствующими плюсами и минусами. Роман о полковнике, воспетый рок-группой "Би-2", перенес в кино мексиканец Артуро Рипштейн - ученик Луиса Бунюэля. А одну из ведущих ролей сыграла Сальма Хайек - ныне голливудская звезда крупнейшего калибра. Экранизация получилась практически дословной (и это комплимент). Правда, акцент на политике частично вытеснила мелодрама. Но это не помешало "Полковнику" удачно пройти в прокате. Он попал в конкурсную программу Канн и удостоился похвалы на престижном форуме "Сандэнс".

"Любовь во время холеры" (2007)

"Любовь во время холеры" стала самой дорогой - по крайней мере, на сегодняшний день - экранизацией Маркеса. Съемки обошлись в 45 миллионов долларов. Впрочем, ничего удивительного в этом нет: в 2007-м до текстов колумбийского классика, наконец, дорвался Голливуд. А он, как известно, на бюджетах не экономит. Впрочем, мнения о ленте нельзя назвать однозначными: и матерых киноведов, и поклонников писателя смутила излишняя, совсем не красящая картину простота - с явным прицелом на американского обывателя. Правда, неплохие оценки получил Хавьер Бардем, изобразивший перед камерами главного героя - Флорентино Арису. Но для успеха - как у критиков, так и коммерческого - этого оказалось мало: сборы фильма - "всего" 31 миллион в валюте США.

"Вспоминая моих печальных шлюх" (2011)

Последний из прижизненно снятых фильмов по мотивам литературных произведений Габриэля Гарсиа Маркеса можно назвать своего рода прощальным подарком замечательному Габо. Картина получилась по-настоящему хорошей и трогательной - вполне в духе одноименной повести (ее Маркес опубликовал в 2004-м - после затянувшегося периода молчания). Один из самых приятных моментов - возвращение Джеральдины Чаплин к работе с текстами Маркеса впервые после роли вдовы Монтьель (то есть, спустя тридцать с небольшим лет). Но и без нее у ленты много достоинств: история престарелого журналиста-циника, который на исходе жизни оказывается способным на настоящее чувство, вряд ли оставит любителя хорошего кино равнодушным.

Битрейт:

Размер:

В ситуациях, когда, казалось бы, ничего больше не остается, как сдаться и вверить свою жизнь судьбе, мужественный человек будет бороться до конца и отстаивать свое право находится под этим солнцем, оправдывая таким образом свое гордое имя – «человек». Военный корабль во время рейда попадает в шторм. В этой страшной грозе восьмерых моряков волной смывает за борт. В пылу борьбы со стихией этого никто и не заметил. Восемь разных людей, восемь судеб стали игрушкой в руках Океана, на десять дней, в течение которых продолжались их поиски. Самое главное, что в этой ситуации станет ясно, кто из них настоящий человек, а кто трус, готовый на подлость, чтобы спасти собственную жизнь.

  • Array

Скачать аудиокнигу Воспоминания моих грустных шлюх

Битрейт:

Размер:

Любовь является главным героем этого романа. Она пришла к своему хозяину уже на исходе его жизни. Он совершенно бездарно прошёл дорогу своего существования на этой земле, он никогда не открывал души для этого чувства и тратил своё тело просто на секс ради секса. Но впустив однажды любовь в сердце, он находит смысл в своём существовании, начинает видеть привычные вещи по иному и она наполняет его ледяное тело живым теплом. И теперь приходит понимание, насколько любовь прекрасна и в то же время беспощадна.
Ещё одного героя этой книги стоит отметить – это старость. Она даёт человеку понимание того, что он может чего-то желать, даже когда у него почти нет на это сил. В его распоряжении оказывается последнее – видеть прелесть, жестокость и неумолимо бегущую вперёд жизнь без прикрас и иллюзий.

  • Array

Габриэль Гарсиа Маркес (Gabriel Garcia Marquez, 6 марта 1928, Аракатака — 17 апреля 2014, Мехико) — прозаик и публицист, лауреат Нобелевской премии, классик литературы ХХ столетия.

Родился в городе Аракатака в Колумбии. Изучал юриспруденцию и журналистику в Национальном университете города Богота и в университете Картахены.

В 1946 году начал работать журналистом, следующие десять лет провел в разъездах по Латинской Америке и Европе. В 1955 году был назначен специальным корреспондентом газеты «Эль Эспектадор» в Париже и Риме; когда же газета была закрыта, перебрался в Мексику, где сотрудничал в местных газетах и писал киносценарии.

Об авторе в энциклопедии Отзывы об авторе "Гарсиа Маркес Габриэль"

Имя лауреата Нобелевской премии, колумбийца Габриэля Гарсиа Маркеса золотыми буквами вписано в историю литературы XX века. В настоящий сборник вошли рассказы Гарсиа Маркеса «Другая сторона смерти», «Похороны Великой Мамы» и другие, которые наряду со знаменитыми романами «Сто лет одиночества» и «Осень патриарха» принесли писателю всемирную славу и любовь читателей.