Где проходит отчитка отца германа адрес. Отчитка отца германа от бесов

    Здравствуйте.. очень нужна помощь.. в семье странная череда осбытий.. сами мы люди верующие, мать работает в церкве, но лично я начинаю думать что это какая то порча.
    Год назад подставили и завкли уголовное дело на моего брата, позже умирает сестра.. сейчас умер отец причем болезнь появилась внизапно и убила за 2 недели человека… теперь начинает болеть мама, похудела, плохо очень чувствует себя, хотя анализы впорядке..
    думаю покхать с ней к отцу Герману.. как думаете есть ли смысл? У нас есть желание к нему приехать, но с каким вопросом мы прийдем, что скажем ему…

      1. Ананим

        Помогите пожалуста.

    1. ириша

      Добрый день!
      Я не знаю кому пишу,но надеюсь вы ответите на мой вопрос,или напишите адрес почты или другие координаты человека,который мне все подробно объяснит!дело в том, что мне бы хотелось попасть на отчитку к Отцу Герману!но есть ли возможность как то попасть лично,может за это нужно заплатить?уж простите меня если что не так пишу,или есть какой то день для личных приёмов!я бы хотела побеседовать с ним,мне это очень нужно,чтобы от сказал есть кто-то во мне или нет!если я буду со всеми людьми стоять,я не знаю сто со мной будет,и как в дальнейшем после отчитки какие моменты нужно учесть,что делать дома,какие молитвы читать,я же этого ничего нет знаю!
      Прошу помогите,посоветуй те,что делать!
      Я живу от вас очень далеко,но готова приехать,чтобы быть здоровой!мне очень тяжело,помогите!
      Мне растить дочку нужно а у меня такая беда,да ещё есть возможность как я поняла пожить у вас?!да?в гостинице?!
      Отправлено с моего

    2. Татьяна

      Добрый вечер! Может ли отец Герман помочь моему мужу, он пьёт. Но по его словам он этого не хочет делать. очень мается.

    3. Айтан

      Скажите пожалуйста я мусальманка могу ли я сыном приходить к отцу Герману.?У меня сыно без исходной ситуации,помогите пожалуйста Ирина

      Добрый день.
      Со мной случилась беда.Мой номер телефона 8 910 969 15 78
      В 2000 году сходила к колдунье Храбровай просто погадать на картах.Но она сказала сесть на табуретку я так и сделала как она сказала.Потом она подошла ко мне взяла восковую свечу и стала водить по голове при этом что то шептала и крестила.Через некоторое время отошла в сторонку стала ко мне спиной и опять что то шептала.Когда всё проделала сказала мне поставить 12 восковых свечей и сходить на кладбище.Это я не стала делать.
      В 2005 году я когда мылась услыхала не понятно что какую то музыку но очень тихо.И какие это слова но не предала этому значение.Не чего не понимала даже не о чем не догадывалась.
      В 2013 году ночью кого то услыхала что кто то на расстояние по слогам очень тихо говорит.Даже такое чуство что дышит кто то не далеко от меня.
      В 2014 году я прочитала 2 книги Александр Аксёнов Я-не колдун Я-знахарь.
      Там он пишет про нечистую силу и порчу на смерть.Самое главное я вычитала что одна из причин -колдовство и наведение порчи с помощью нечистой силы.
      Всё что он пишет это правда я сама не верила и оказалась в такой же ситуации.
      Я поняла что слышу на расстояние дьявола нечистую силу.
      Слышу дьявола только ночью в комнате около себя где то рядом(дышит,по слогам говорит).Он сам говорит мне что дьявол,душить не буду,ищи помощь к экстрасенсу,кто тебе поможет меня убрать и тд.
      Пошла я за помощью к Любе Мусиной которая живёт не далеко от меня со всем близко.
      Рассказала я ей всё что со мной случилась.Она сказала мне что поставит защиту чтоб мне было легче.Я ей поверила и согласилась.Люба Мусина сказала поднять руки вверх так я и сделала подняла.Сидела я от неё на расстояние на диване.Она взяла замок прошептала чего то над замком потом 3 раза захлопнула.Потом она взяла дупло и вонзила туда 2 гвоздя.Говорила Люба Мусина про какую то сетку смерти и бесов.
      Всё проделала она со мной когда мы были с ней только вдвоём.
      Когда я пришла домой очень расстроилась поняла что не дела сделала и что меня обманули.
      Когда я была дома у себя заткнула крепко уши и услыхала нечистую силу (сущность)у себя в голове поселенец.И на расстояние так же слышу это бес.
      Слышу постоянно и днём и ночью в любое время суток.
      Не знаю что теперь делать кто мне поможет даже не нахожу дома себе места.
      Очень переживаю как жить дальше.
      Ведь бесы говорят что мы долго не живём что мне осталась жить 5 лет не больше не меньше.
      Всё что я пишу это правда я очень запуталась в жизни не знаю как жить дальше.
      Очень прошу помогите дайте совет что делать.
      Я не могу найти выход из сложной ситуации.
      Напишите пожалуйста сможете мне помочь.
      В каком городе проживаете.
      С уважением,Ирина.

— Отпустите меня все! Будьте вы прокляты! Отпустите меня все! Я сорву крест с шеи!

У стены извивается мальчик лет пяти. Родители прижали его, держат за руки, он изо всех сил вырывается и продолжает кричать, прерываясь, только чтобы набрать воздуха.

— Отпущу после службы, — твердо говорит отец.

На пороге церкви столпотворение. Девушка вскрикивает в дверях и плашмя падает на пол. Обхватив с двух сторон, родители вносят ее в храм, как новогоднюю елку с базара. Человек в рясе смотрит на это с иронией, потом обращается перепуганной к девушке:

— Это знаешь, почему с тобой все случилось? Потому что ты ногти красишь, — и отправляет ее обратно за порог — смывать полупрозрачный лак с ногтей.

Обряды экзорцизма, или, на русский манер, отчитки, не очень распространены в русской церкви. Духовенство к этому явлению относится настороженно, патриарх Алексий и вовсе осуждал . Считается, что изгонять бесов из других может только тот, кто сам полностью избавился от человеческих страстей. Но все-таки в России есть священники, которые за это берутся. Их около двух десятков, они редко занимаются этим открыто — как правило, их нужно специально искать через друзей и знакомых. Но архимандрит Герман Чесноков проводит отчитки, да еще и массовые, совершенно открыто, по расписанию: с четверга по субботу в 12.00. Раньше он проводил молебны в надвратном храме Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре, теперь — в Петропавловском храме рядом с монастырем.

Сюда я и приехала. Отец Герман еще не появился, а в помещении уже яблоку негде упасть — в маленький храм набилось несколько сотен человек. Рядом со мной молодой человек, положив голову на плечо матери, что-то невнятно бормочет про злых духов, она промокает ему лоб мокрой тряпкой.

Мальчик у стены кричит все громче. Девушка рядом со мной округляет глаза:

— Ой, страшно как-то. Неужели правда бесноватый?

— А вы тут впервые? Тут часто такое?

— Второй раз пришла. Да, тут всякое бывает.

— А вы здесь зачем?

— Трудная ситуация в жизни. Я из Питера специально приехала, говорят, отчитка не только бесноватым помогает. Меня Оля зовут.

Девушка, которую отправили смывать ногти, возвращается. Она выглядит изможденной, еле стоит на ногах, но все-таки поправляет платок, который постоянно съезжает с головы. Наконец появляется отец Герман — у него строгое лицо и окладистая седая борода. По толпе проносится благоговейный шепот. Прежде чем начать службу, он читает длинную проповедь: о том, что женщина не должна ходить в брюках и красить ногти, дети не должны смотреть западные мультфильмы, а слово Божье должны преподавать во всех школах и вузах. Распластанный по стене мальчик продолжает орать.

— Они грешат, курят сигареты, а потом выбрасываются вниз головой с 25-го этажа, потому что ими овладевают бесы. А те, кто не верит в Бога, называют их шизофрениками…

Тут архимандрит наконец обращает внимание на ребенка.

— А это что? Бесноватый? А знаете, за что Бог детей наказывает? За то, что родители живут невенчанные! — Он делает паузу и выразительно смотрит на родителей. Все остальные прихожане тоже начинают их рассматривать. — Уведите его отсюда, пока я буду читать проповедь. Пусть побудет в соседнем приделе.

Опозоренные родители утаскивают мальчика в другое помещение, а отец Герман продолжает:

— Один из самых страшных грехов — жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!

Наконец, проповедь кончается, начинается молебен. И тут со всех сторон начинают раздаваться тихие вскрики и стоны. Несколько людей падают на колени. Девушка, которую уводили смывать лак с ногтей, опускается на скамейку и начинает подвывать тонким голосом. Родители снова ее уводят, но уже через пять минут возвращаются. Ее тошнит — в руках у нее пакет, она сплевывает в него, а потом отфыркивается и нечленораздельно бормочет странным басом, совсем не похожим на голос, которым она подвывала. Молодой человек, которого мать отпаивала водой, вскакивает и, хватая ртом воздух, странно изгибается. Священник — помощник отца Германа — бросается к нему и помогает матери усадить его на место. В церкви душно и темно, маленький мальчик, которого отвели за стену, продолжает орать. К нему присоединяется еще один детский голос, он обещает сжечь церковь. Отец Герман ходит сквозь толпу и рисует прихожанам на лбу елейные кресты. При его приближении молодой человек, который до этого стоял неподвижно, вдруг начинает кричать: «Уйди, гнида, уйди!» Священник подходит совсем близко, молодой человек, скорчив лицо, дергается и извивается, женщина, которая пришла с ним, старается его удержать. Отец Герман все-таки касается его лба, и тот падает на пол и остается лежать неподвижно. Отец Герман отправляется дальше — в соседний придел, где все так же кричит маленький мальчик.

К концу молитвы в храме становится светлее. Солнечные лучи проходят сквозь дым фимиама, начинает дуть свежий ветерок. Оборачиваюсь — так и есть, открыли дверь. С улицы раздаются звуки, похожие на собачий лай. Оказывается, эти звуки издает ребенок. Его зовут Лева, ему шесть лет, и он не умеет говорить. Умеет только мычать и лаять, а еще он почти не спит, не чувствует боли и ни на секунду не успокаивается. Пока я говорю с его мамой, он то падает и начинает кататься по земле, то вдруг бросается на забор и начинает карабкаться наверх, так что мы вместе бросаемся его ловить.

— Не знаю, что с ним делать, — рассказывает мама. — Психиатр говорит, что Лев абсолютно здоров, но вы посмотрите на него. Я на работу выйти не могу, приходится с ним сидеть. Он как будто ничего не понимает и ничего не чувствует. Может мне сделать больно и не заметить. Свекровь сказала, чтобы я попробовала его сюда свозить, а я и не знаю уже, что еще сделать. Мы из Ярославля приехали. Жду, пока служба закончится, хочу лично с настоятелем поговорить.

Тут мальчик бросается бежать, женщина пускается вдогонку, и наша беседа обрывается.

Экзорцист с лицензией от патриарха

Отец Герман — легенда Сергиева Посада, к нему еще с советских времен приезжают люди из разных городов (и, как он сам утверждает, даже из разных стран).

— Тут к нему таких приводят. И лают, и кукарекают, — рассказывают местные. — Чего только не увидишь.

Когда-то он служил в пограничных войсках — ловил диверсантов. Потом учился в автодорожном институте, а потом в семинарии. Интервью он не дает, только один раз сделал исключение для газеты «Труд» в 2002 году.

— Он не любит общаться с журналистами, — сказали мне в храме. — И номер мы его не даем. Хотите — ловите после службы, но вряд ли у вас что-то получится.

Действительно, после молебна отец Герман незаметно исчезает в заднем приделе церкви, а сотрудники все как один утверждают, что его уже нет в храме.

— Он у меня учился и даже на машине возил, — вспоминает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. — Простой такой человек был. Ну, в плане образования. Теперь, говорят, диковинные проповеди какие-то читает. Говорит: «Я видел во сне Божью матерь с этой стороны… А, нет, с другой», — и все раскрывают рты. Для людей, которые интересуются религией, это, конечно, серьезный подрыв авторитета церкви. Еще с тех времен, когда церковь была едина, изгонять бесов могли только избранные, по особому благословению, и с этим обрядом надо быть очень осторожным. А массовые отчитки по расписанию — это нонсенс.

Как так вышло, что в одном из крупнейших монастырей России происходят такие неоднозначные вещи и кто благословил Германа Чеснокова на занятия экзорцизмом, точно сказать никто не может.

— Он занимается этим уже лет тридцать, — неуверенно говорит мне благочинный Троице-Сергиевой лавры отец Павел. — А благословил его патриарх.

Получается, что благословение Герман Чесноков получил от патриарха Пимена, который умер в 1989 году. А к архимандриту уже несколько десятилетий нескончаемым потоком идут посетители.

— Я четыре раза ездил на отчитку к отцу Герману в конце 90-х, — рассказывает Николай Коган, один из бывших прихожан. — Видел я там, конечно, всякое: многие люди думали, что из них выходят бесы, и кричали, а уходили потом спокойные. Бывало такое, что кто-то начнет кричать, а отец Герман подойдет и даст ему крестом по лбу. Несильно, конечно. Он тогда еще проводил отчитки в храме Иоанна Предтечи. Люди со всей России приезжали. Я тогда был верующим человеком, в жизни был очень тяжелый период, все как-то не ладилось. И мне действительно помогало. Выходил потом и как на крыльях летел. Правда, теперь я вспоминаю и думаю: когда ты два-три часа стоишь в тесноте и духоте, в толпе людей, а потом выходишь на улицу, неудивительно, что тебе легко и хорошо становится. Но у меня действительно все лучше пошло после тех отчиток. Может, я сам себя так настроил. У меня потом знакомые по моему совету ездили туда лечить запущенного алкоголика, так он так и продолжил пить.

— У РПЦ нет какого-то официального отношения к чину отчитки, — объясняет Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. — Это же не вопрос политического устройства государства или абортов, чтобы формировать конкретную позицию.

Никто не знает, почему церковь спокойно реагирует на обряды массового экзорцизма прямо у себя под боком, но предположения на этот счет есть.

— Такие обряды, конечно, создают человеку определенную славу, — говорит Алексей Осипов. — О нем идет молва. И пусть отец Герман и не берет денег за присутствие на отчитке, это не значит, что их ему не дают. Храм Петра и Павла был полуразрушенным, когда в него пришел Герман Чесноков. А теперь красивый, как игрушка. И все храмы, где он появляется, так же преображаются.

Александр — администратор сайта «Сила в тебе» — пришел к отцу Герману несколько лет назад. Как он сам говорит, он тогда вдруг обнаружил в себе сверхъестественные способности — исцелять людей — и поехал в Сергиев Посад, чтобы обсудить это с кем-то из священников. Поговорить ему ни с кем не удалось, и он решил сходить на отчитку к Герману Чеснокову — вдруг это в нем нечистая сила заговорила.

— Еще до прихода архимандрита служительница приготовила ящик довольно приличного размера, в который верующие заученно складывали скрученные записочки с просьбами, а в них заворачивали деньги. Присмотревшись, я обратил внимание, что кладут никак не меньше, чем рублей по 300-500, чаще по тысяче или даже больше. А ведь это было довольно давно, тогда эти суммы были значительнее, чем сейчас, — рассказывает Александр. — Когда появился отец Герман, он первым делом показал прихожанам на этот ящик: вот, мол, куда пожертвования надо складывать. В общем, во мне за время службы ничего не произошло, я ничего не почувствовал. Только вот отношение к церкви у меня после этого начало меняться, далеко не в лучшую сторону.

Ольга Сускина пришла в храм Петра и Павла, когда другу ее сына понадобилась медицинская помощь. Она начала собирать деньги на операцию и пошла молиться о том, чтобы получилось набрать нужную сумму.

— Это была обычная служба. Я так переживала за мальчика (у него порок сердца), что во время молитвы начала плакать, — вспоминает она. — Вдруг ко мне подошла женщина из церковной лавки и сказала, что, когда я плачу, я «кормлю бесов». Потом усадила меня на лавку, принесла воды и начала рассказывать какие-то странные вещи. Будто бы мне нельзя общаться с собаками, потому что через них в меня может войти бес. Я тогда подумала, что она сумасшедшая. А еще она дала мне номер, сказала, что мне нужна индивидуальная отчитка у отца Германа и чтобы я по нему позвонила. По дороге домой в электричке со мной начало происходить что-то ужасное. Я начала плохо себя чувствовать, потом еще пять суток не могла уснуть, мне что-то мерещилось, появилось какое-то чувство паники. Наконец мой сын позвонил по тому номеру. Ему сказали: «Вы же понимаете, что надо будет пожертвовать денег на храм?» Сумму он уточнять не стал. В итоге я взяла и сама себе вызвала скорую помощь. Меня с моими симптомами отвезли в психиатрическую лечебницу, а к утру я полностью пришла в себя. У меня ни до, ни после ничего подобного не было. Я прочитала, что такое бывает от гормонов, сходила к эндокринологу, та мне сказала, что я здорова, могла чем-то отравиться. Я тогда подумала: может, вообще в ту воду что-то подмешали, которой меня поили?

Шизофреники и бесноватые

Экзорцисты сегодня есть не только в России. В 2014 году Миланская епархия назначила семерых священников на эту должность, а католическая церковь Сардинии отправила троих учиться этому ремеслу в Рим — там проходят специальные семинары для экзорцистов. В мире существует даже специальная Международная ассоциация экзорцистов, и ее действия одобрены Ватиканом. По словам представителей католической церкви, штат экзорцистов нужно увеличивать, потому что в разных странах становится все больше шарлатанов, которые обещают изгнать бесов за деньги. Действительно, хоть на дворе и XXI век, люди, называющие себя экзорцистами, ухитряются зарабатывать на этом целые состояния. Американец Боб Ларсон , например, проводит обряды по Skype, и ему звонят со всего мира.

По словам сектоведа Александра Дворкина, экзорцизм существовал еще во времена раннего христианства, с первого по третий века нашей эры, но никогда не становился спектаклем. Массовые обряды появились уже после распада СССР: за то время, пока страна была атеистической, многие успели оторваться от традиций. При этом, с точки зрения психиатрии, подобное зрелище может навредить тем, кто в нем задействован.

— До XVIII-XIX веков так называемых «бесноватых» было очень много, — рассказывает врач-психиатр Вячеслав Тарасов. — А потом начала активно развиваться наука психиатрии, и чем больше она развивалась, тем меньше их становилось. То, что принимали за бесноватость, оказалось галлюцинациями. Например, для бессудорожных форм эпилепсии очень характерны видения мистического и религиозного характера. Особенно если человек вырос в верующей семье и с детства слышал соответствующие разговоры. А при шизофрении человек может «слышать», как с ним общается дьявол и толкает его на страшные поступки. Самая распространенная болезнь среди «бесноватых» — истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с богом или чертом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. Вероятно, именно они приходят на отчитки и думают, что в них кто-то вселился. При этом обряд массового экзорцизма может быть опасен даже для вполне здорового человека. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего, мы тоже начнем их видеть.

Об этих словах психотерапевта я вспоминаю в храме Петра и Павла, где заканчивается отчитка у отца Германа. Прихожане с просветленными лицами выходят из церкви. Молодой человек, который полчаса назад с искривившимся лицом орал «Уйди, гнида!», понуро тащит за своей спутницей сумку с хлебом. Священник, который отправил больную девочку отмывать ногти, беседует у ворот с какой-то прихожанкой, они вместе смеются. На ней открытые босоножки, ногти на ногах покрашены в ярко-красный.

У нашей жизни две основы: физическая и духовная. Если изменить первую, то люди обращаются к докторам за помощью. А что нужно сделать, если у человека болит и мучается не только его тело, но и душа? Когда это происходит, многие думают, что это порча или сглаз. И таких людей великое множество. Чтобы помочь мучащимся, обращаются к молитвам. Отчитка при помощи для снятия порчи - это эффективный метод для борьбы с ней, так как очищаются мысли и душа человека.

Вконтакте

Одноклассники

Отец Герман является человеком сердечным, светлым, который поможет каждому, кто даже очень сильно запутался. Основное условие - к нему необходимо приехать. Он отчитывает одержимых в церкви Петра и Павла, Сергиево-Посадской Лавры.

Отчитка отца Германа

К отчитке у людей было всегда двойственное отношение:

  • скептики полагают, что порча - это выдумки и человек прикрывает ей собственные слабости;
  • иные верят, что существуют бесы, которые могут «поглотить» сущность личности, и спастись от этого можно только при помощи молитвы.

Такие отчитки выполняют в самом большом мужском монастыре православной церкви в России, в Троице-Сергиевой Лавре. В нём, своё слово к Богу, для помощи одержимым бесами людям, обращает отец Герман. Он является известным православным архимандритом и просто добрым и душевным человеком.

Отец Герман просветлённый, мощь и веру его оценить трудно: он помогает людям в самых трудных и трагических ситуациях. Он проводит обряд от беснования в Сергиевой Лавре, а также служит преданным настоятелем храма Петра и Павла, находящегося там же.

Отчитка отца Германа по изгнанию беса и пьянства, проходит ежедневно в храме Иоанна Предтечи. Подобные деяния в церкви называют «чинами» - это последовательное чтение несколько молитв над заболевшим человеком.

К отцу съезжаются люди с разных уголков нашей страны и зарубежья, чтобы получить физическое и духовное исцеление.

Основные деяния отца Германа направлены на выполнение следующих действий:

  • избавление от заболеваний;
  • изгнание злых духов и бесов;
  • пьянство.

Одержимость является заболеванием особого рода. В традиционной медицинской науке, такие болезни считают душевными, а в многовековой истории церкви их называют порчей или одержимостью. Это сильнейшая травма для души человека, в народе считают, что демон проникает в самое сердце человека.

Обряд изгнания демонов и бесов (отчитка бесноватых) совершает сам отец Герман каждый четверг, пятницу и субботу, кроме праздников, в 12.00 в церкви святых первоверховных апостолов Петра и Павла, в городе Сергиев Посад, улица 1-й ударной Армии.

Отчитка молитвами от пьянства и одержимости, даёт возможность навсегда вылечиться от этих тяжёлых болезней, так как медикаменты либо не помогают, либо их вовсе нет. Любое молитвенное слово возвращает, обратившемуся, самого себя, дарит покой и умиротворение, которые человек долго ждал.

Необходимо знать: церемония отчитки, является борьбой между добром и злом, поэтому молитва имеет силу тогда, когда сам больной верит в каждое её слово, а сердце человека устремляется навстречу к Богу.

Отчитка божьим словом

При отчитке одержимых людей, в церкви читают определённые молитвы, составленные святыми отцами ещё много веков назад.

Затем проводят специальные церковные ритуалы:

  • миропомазание святым елеем;
  • спрыскивание святой водой;
  • благословение крестом.

При проведении этих процедур злые духи могут проявить себя, прорываясь из больного со следующими звуками:

  • рык и карканье;
  • рыдания;
  • одержимые неестественно изгибаются и трясутся.

Случается, что одержимых людей даже связывают верёвками и цепями, во время обряда.

Людей на процедуру привозят не только из разных мест нашей страны, но и из-за рубежа.

Перед проведением обряда по изгнанию злых духов, читают проповедь, где говорится о факторах, способствующих их проникновению в тело человека, и даются рекомендации о том, как человеку самостоятельно избежать «уловок беса» .

По высказываниям Святых отцов церкви, Иисус Христос очень часто использует бесов, как своего рода кнут для наказания согрешивших людей, так как для них нет никаких границ. Они легко могут проходить через стены и сквозь человека.

Проникая в человеческое тело, злые духи поражают фактически все органы, но больше всего страдают:

  • сердце;
  • лёгкие;
  • почки;
  • руки и ноги.

Бесы и демоны проявляют свои силы, вызывая перед глазами одержимого разных привидений и фантомов. Они сильно истязают человека, что в результате провоцирует развитие значительных проблем с психикой.

Отчитка от порчи

Если на человеке сглаз, то наблюдается развитие проблем во всех сферах жизни, ухудшается состояние здоровья. Слово божье при такой отчитке обладает большой силой и способно разрушить любое зло, которое было доставлено человеку.

Усилить действие отчитки можно с помощью искренней веры в Бога. В этом случае возле человека образуется некая оболочка из огня, прикасаясь к которой, бесы и демоны навсегда сгорают.

Отчитка в церкви является самой результативной помощью людям, одержимым демонами, так как мощь отчитки в Слове Божьем, а оно всегда чисто и устойчиво . Зло в людях можно преодолеть, если в них есть надежда и добро.

Отчитка псалмами

Очень часто проводят обряд псалмами. Каждый из псалмов несёт ответственность за определённую область жизни и деятельности человека, за его тело и душу.

Выделяют следующие песнопения, которые проводят в церкви при изгнании злых духов:

  • от бесноватости — 45,67;
  • при заболеваниях — 29,46,69;
  • при смятении души — 30;
  • при уязвлении души — 36,39,53,69;
  • от сглаза и колдовства — 49,53,58,63,139;
  • при одолении лукавым — 142,67.

Место проведение отчитки отцом Германом

Отец Герман принимает всех желающих в церкви святого пророка Иоанна Предтечи, которая находится над аркой входа в Троице-Сергиеву Лавру. Церковные Службы проводятся каждый день с 13.00 .

Сначала нужно припасть к мощам преподобного Сергия, хранящимся в церкви, и попросить у него дозволения на посещение службы. На службу допускается брать с собой детей и больных. Можно взять с собой ёмкость, так как , проводимый отцом Германом, водосвятный, а святая вода будет оказывать позитивное воздействие даже в домашних условиях.

Первую полноценную официальную запись обряда, проводимого отцом Германом, выполнили по самоличному благословению Святейшего Патриарха Алексия II. В ней отмечен каждый момент проводимой процедуры.

Учёные сделали проверку того, как воздействует на одержимых людей видео, сделанное в церкви, при проведении обряда изгнания бесов и демонов. Оказалось, что оно эффективно! Это было подтверждено членом комиссии по аномальным явлениям географического общества России П.Гершуненко.

Фактор такого влияния объясняется тем, что в процессе просмотра видео, появляется чувство причастности к тому, что происходит на экране. Поэтому можно сделать вывод, что видео действительно работает!

Священнослужители принимают такое явление, как ещё одно доказательство силы Господа. Видео отчитки отца Германа, имеет мощное воздействие на людей.

Но даже перед просмотром видео в домашних условиях нужно подготовиться:

  • отправиться в церковь и исповедаться в собственных грехах;
  • на молитвы следует приходить с чистой совестью и желанием избавиться от , начав новую жизнь с Богом.

На проповедь и отчитку можно добраться доехать до Свято-Троицкой Лавры в городе Сергиев Посад.

Посетить проповедь можно в любой день кроме понедельника и праздников с 14:30 до 17:00.

Богомольцам, которые болеют необходимо обратиться в комфортную гостиницу с питанием при церкви Архангела Михаила, которая расположена в 15 минутах ходьбы от Лавры .

Заказать отчитку отца Германа заочно нельзя, поэтому если нет возможности посетить служителя церкви лучше несколько раз посмотреть видео обряда, но не забудьте подготовиться к просмотру, как это было описано выше.

23.06.2015 г. 01:10

Юлия Дудкина

/ 5

Когда приднестровский священник изгонял бесов из прихожанина, усевшись на него верхом, вся Россия смотрела на это со смехом и возмущением. Многим кажется, что экзорцизм - средневековый пережиток, сюжет для фильма ужасов. Однако он существует и по сей день. «Сноб» узнал, как священники изгоняют бесов и кто приходит на отчитку - обряд православного экзорцизма (на фото Андрея Трофимова - о.Герман на месте пассажира).

Как изгоняют бесов

Отпустите меня все! Будьте вы прокляты! Отпустите меня все! Я сорву крест с шеи!

У стены извивается мальчик лет пяти. Родители прижали его, держат за руки, он изо всех сил вырывается и продолжает кричать, прерываясь, только чтобы набрать воздуха.

Отпущу после службы, - твердо говорит отец.

На пороге церкви столпотворение. Девушка вскрикивает в дверях и плашмя падает на пол. Обхватив с двух сторон, родители вносят ее в храм, как новогоднюю елку с базара. Человек в рясе смотрит на это с иронией, потом обращается перепуганной к девушке:

Это знаешь, почему с тобой все случилось? Потому что ты ногти красишь, - и отправляет ее обратно за порог - смывать полупрозрачный лак с ногтей.

Обряды экзорцизма, или, на русский манер, отчитки, не очень распространены в русской церкви. Духовенство к этому явлению относится настороженно, патриарх Алексий и вовсе осуждал. Считается, что изгонять бесов из других может только тот, кто сам полностью избавился от человеческих страстей. Но все-таки в России есть священники, которые за это берутся. Их около двух десятков, они редко занимаются этим открыто - как правило, их нужно специально искать через друзей и знакомых. Но архимандрит Герман Чесноков проводит отчитки, да еще и массовые, совершенно открыто, по расписанию: с четверга по субботу в 12.00. Раньше он проводил молебны в надвратном храме Иоанна Предтечи в Троице-Сергиевой лавре, теперь - в Петропавловском храме рядом с монастырем.

Сюда я и приехала. Отец Герман еще не появился, а в помещении уже яблоку негде упасть - в маленький храм набилось несколько сотен человек. Рядом со мной молодой человек, положив голову на плечо матери, что-то невнятно бормочет про злых духов, она промокает ему лоб мокрой тряпкой.

Мальчик у стены кричит все громче. Девушка рядом со мной округляет глаза:

Ой, страшно как-то. Неужели правда бесноватый?

А вы тут впервые? Тут часто такое?

Второй раз пришла. Да, тут всякое бывает.

А вы здесь зачем?

Трудная ситуация в жизни. Я из Питера специально приехала, говорят, отчитка не только бесноватым помогает. Меня Оля зовут.

Девушка, которую отправили смывать ногти, возвращается. Она выглядит изможденной, еле стоит на ногах, но все-таки поправляет платок, который постоянно съезжает с головы. Наконец появляется отец Герман - у него строгое лицо и окладистая седая борода. По толпе проносится благоговейный шепот. Прежде чем начать службу, он читает длинную проповедь: о том, что женщина не должна ходить в брюках и красить ногти, дети не должны смотреть западные мультфильмы, а слово Божье должны преподавать во всех школах и вузах. Распластанный по стене мальчик продолжает орать.

Они грешат, курят сигареты, а потом выбрасываются вниз головой с 25-го этажа, потому что ими овладевают бесы. А те, кто не верит в Бога, называют их шизофрениками…

Тут архимандрит наконец обращает внимание на ребенка.

А это что? Бесноватый? А знаете, за что Бог детей наказывает? За то, что родители живут невенчанные! - Он делает паузу и выразительно смотрит на родителей. Все остальные прихожане тоже начинают их рассматривать. - Уведите его отсюда, пока я буду читать проповедь. Пусть побудет в соседнем приделе.

Опозоренные родители утаскивают мальчика в другое помещение, а отец Герман продолжает:

Один из самых страшных грехов - жить невенчанными. Поднимите руки, кто здесь венчался!

Наконец, проповедь кончается, начинается молебен. И тут со всех сторон начинают раздаваться тихие вскрики и стоны. Несколько людей падают на колени. Девушка, которую уводили смывать лак с ногтей, опускается на скамейку и начинает подвывать тонким голосом. Родители снова ее уводят, но уже через пять минут возвращаются. Ее тошнит - в руках у нее пакет, она сплевывает в него, а потом отфыркивается и нечленораздельно бормочет странным басом, совсем не похожим на голос, которым она подвывала. Молодой человек, которого мать отпаивала водой, вскакивает и, хватая ртом воздух, странно изгибается. Священник - помощник отца Германа - бросается к нему и помогает матери усадить его на место. В церкви душно и темно, маленький мальчик, которого отвели за стену, продолжает орать. К нему присоединяется еще один детский голос, он обещает сжечь церковь. Отец Герман ходит сквозь толпу и рисует прихожанам на лбу елейные кресты. При его приближении молодой человек, который до этого стоял неподвижно, вдруг начинает кричать: «Уйди, гнида, уйди!» Священник подходит совсем близко, молодой человек, скорчив лицо, дергается и извивается, женщина, которая пришла с ним, старается его удержать. Отец Герман все-таки касается его лба, и тот падает на пол и остается лежать неподвижно. Отец Герман отправляется дальше - в соседний придел, где все так же кричит маленький мальчик.

К концу молитвы в храме становится светлее. Солнечные лучи проходят сквозь дым фимиама, начинает дуть свежий ветерок. Оборачиваюсь - так и есть, открыли дверь. С улицы раздаются звуки, похожие на собачий лай. Оказывается, эти звуки издает ребенок. Его зовут Лева, ему шесть лет, и он не умеет говорить. Умеет только мычать и лаять, а еще он почти не спит, не чувствует боли и ни на секунду не успокаивается. Пока я говорю с его мамой, он то падает и начинает кататься по земле, то вдруг бросается на забор и начинает карабкаться наверх, так что мы вместе бросаемся его ловить.

Не знаю, что с ним делать, - рассказывает мама. - Психиатр говорит, что Лев абсолютно здоров, но вы посмотрите на него. Я на работу выйти не могу, приходится с ним сидеть. Он как будто ничего не понимает и ничего не чувствует. Может мне сделать больно и не заметить. Свекровь сказала, чтобы я попробовала его сюда свозить, а я и не знаю уже, что еще сделать. Мы из Ярославля приехали. Жду, пока служба закончится, хочу лично с настоятелем поговорить.

Тут мальчик бросается бежать, женщина пускается вдогонку, и наша беседа обрывается.

Экзорцист с лицензией от патриарха

Отец Герман - легенда Сергиева Посада, к нему еще с советских времен приезжают люди из разных городов (и, как он сам утверждает, даже из разных стран).

Тут к нему таких приводят. И лают, и кукарекают, - рассказывают местные. - Чего только не увидишь.

Когда-то он служил в пограничных войсках - ловил диверсантов. Потом учился в автодорожном институте, а потом в семинарии. Интервью он не дает, только один раз сделал исключение для газеты «Труд» в 2002 году.

Он не любит общаться с журналистами, - сказали мне в храме. - И номер мы его не даем. Хотите - ловите после службы, но вряд ли у вас что-то получится.

Действительно, после молебна отец Герман незаметно исчезает в заднем приделе церкви, а сотрудники все как один утверждают, что его уже нет в храме.

Он у меня учился и даже на машине возил, - вспоминает профессор Московской духовной академии Алексей Осипов. - Простой такой человек был. Ну, в плане образования. Теперь, говорят, диковинные проповеди какие-то читает. Говорит: «Я видел во сне Божью матерь с этой стороны… А, нет, с другой», - и все раскрывают рты. Для людей, которые интересуются религией, это, конечно, серьезный подрыв авторитета церкви. Еще с тех времен, когда церковь была едина, изгонять бесов могли только избранные, по особому благословению, и с этим обрядом надо быть очень осторожным. А массовые отчитки по расписанию - это нонсенс.

Как так вышло, что в одном из крупнейших монастырей России происходят такие неоднозначные вещи и кто благословил Германа Чеснокова на занятия экзорцизмом, точно сказать никто не может.

Он занимается этим уже лет тридцать, - неуверенно говорит мне благочинный Троице-Сергиевой лавры отец Павел. - А благословил его патриарх.

Получается, что благословение Герман Чесноков получил от патриарха Пимена, который умер в 1989 году. А к архимандриту уже несколько десятилетий нескончаемым потоком идут посетители.

Я четыре раза ездил на отчитку к отцу Герману в конце 90-х, - рассказывает Николай Коган, один из бывших прихожан. - Видел я там, конечно, всякое: многие люди думали, что из них выходят бесы, и кричали, а уходили потом спокойные. Бывало такое, что кто-то начнет кричать, а отец Герман подойдет и даст ему крестом по лбу. Несильно, конечно. Он тогда еще проводил отчитки в храме Иоанна Предтечи. Люди со всей России приезжали. Я тогда был верующим человеком, в жизни был очень тяжелый период, все как-то не ладилось. И мне действительно помогало. Выходил потом и как на крыльях летел. Правда, теперь я вспоминаю и думаю: когда ты два-три часа стоишь в тесноте и духоте, в толпе людей, а потом выходишь на улицу, неудивительно, что тебе легко и хорошо становится. Но у меня действительно все лучше пошло после тех отчиток. Может, я сам себя так настроил. У меня потом знакомые по моему совету ездили туда лечить запущенного алкоголика, так он так и продолжил пить.

У РПЦ нет какого-то официального отношения к чину отчитки, - объясняет Вахтанг Кипшидзе, руководитель информационно-аналитического управления синодального информотдела РПЦ. - Это же не вопрос политического устройства государства или абортов, чтобы формировать конкретную позицию.

Никто не знает, почему церковь спокойно реагирует на обряды массового экзорцизма прямо у себя под боком, но предположения на этот счет есть.

Такие обряды, конечно, создают человеку определенную славу, - говорит Алексей Осипов. - О нем идет молва. И пусть отец Герман и не берет денег за присутствие на отчитке, это не значит, что их ему не дают. Храм Петра и Павла был полуразрушенным, когда в него пришел Герман Чесноков. А теперь красивый, как игрушка. И все храмы, где он появляется, так же преображаются.

Александр - администратор сайта «Сила в тебе» - пришел к отцу Герману несколько лет назад. Как он сам говорит, он тогда вдруг обнаружил в себе сверхъестественные способности - исцелять людей - и поехал в Сергиев Посад, чтобы обсудить это с кем-то из священников. Поговорить ему ни с кем не удалось, и он решил сходить на отчитку к Герману Чеснокову - вдруг это в нем нечистая сила заговорила.

Еще до прихода архимандрита служительница приготовила ящик довольно приличного размера, в который верующие заученно складывали скрученные записочки с просьбами, а в них заворачивали деньги. Присмотревшись, я обратил внимание, что кладут никак не меньше, чем рублей по 300–500, чаще по тысяче или даже больше. А ведь это было довольно давно, тогда эти суммы были значительнее, чем сейчас, - рассказывает Александр. - Когда появился отец Герман, он первым делом показал прихожанам на этот ящик: вот, мол, куда пожертвования надо складывать. В общем, во мне за время службы ничего не произошло, я ничего не почувствовал. Только вот отношение к церкви у меня после этого начало меняться, далеко не в лучшую сторону.

Ольга Сускина пришла в храм Петра и Павла, когда другу ее сына понадобилась медицинская помощь. Она начала собирать деньги на операцию и пошла молиться о том, чтобы получилось набрать нужную сумму.

Это была обычная служба. Я так переживала за мальчика (у него порок сердца), что во время молитвы начала плакать, - вспоминает она. - Вдруг ко мне подошла женщина из церковной лавки и сказала, что, когда я плачу, я «кормлю бесов». Потом усадила меня на лавку, принесла воды и начала рассказывать какие-то странные вещи. Будто бы мне нельзя общаться с собаками, потому что через них в меня может войти бес. Я тогда подумала, что она сумасшедшая. А еще она дала мне номер, сказала, что мне нужна индивидуальная отчитка у отца Германа и чтобы я по нему позвонила. По дороге домой в электричке со мной начало происходить что-то ужасное. Я начала плохо себя чувствовать, потом еще пять суток не могла уснуть, мне что-то мерещилось, появилось какое-то чувство паники. Наконец мой сын позвонил по тому номеру. Ему сказали: «Вы же понимаете, что надо будет пожертвовать денег на храм?» Сумму он уточнять не стал. В итоге я взяла и сама себе вызвала скорую помощь. Меня с моими симптомами отвезли в психиатрическую лечебницу, а к утру я полностью пришла в себя. У меня ни до, ни после ничего подобного не было. Я прочитала, что такое бывает от гормонов, сходила к эндокринологу, та мне сказала, что я здорова, могла чем-то отравиться. Я тогда подумала: может, вообще в ту воду что-то подмешали, которой меня поили?

Шизофреники и бесноватые

Экзорцисты сегодня есть не только в России. В 2014 году Миланская епархия назначила семерых священников на эту должность, а католическая церковь Сардинии отправила троих учиться этому ремеслу в Рим - там проходят специальные семинары для экзорцистов. В мире существует даже специальная Международная ассоциация экзорцистов, и ее действия одобрены Ватиканом. По словам представителей католической церкви, штат экзорцистов нужно увеличивать, потому что в разных странах становится все больше шарлатанов, которые обещают изгнать бесов за деньги. Действительно, хоть на дворе и XXI век, люди, называющие себя экзорцистами, ухитряются зарабатывать на этом целые состояния. Американец Боб Ларсон, например, проводит обряды по Skype, и ему звонят со всего мира. По словам сектоведа Александра Дворкина, экзорцизм существовал еще во времена раннего христианства, с первого по третий века нашей эры, но никогда не становился спектаклем. Массовые обряды появились уже после распада СССР: за то время, пока страна была атеистической, многие успели оторваться от традиций. При этом, с точки зрения психиатрии, подобное зрелище может навредить тем, кто в нем задействован. - До XVIII–XIX веков так называемых «бесноватых» было очень много, - рассказывает врач-психиатр Вячеслав Тарасов. - А потом начала активно развиваться наука психиатрии, и чем больше она развивалась, тем меньше их становилось. То, что принимали за бесноватость, оказалось галлюцинациями. Например, для бессудорожных форм эпилепсии очень характерны видения мистического и религиозного характера. Особенно если человек вырос в верующей семье и с детства слышал соответствующие разговоры. А при шизофрении человек может «слышать», как с ним общается дьявол и толкает его на страшные поступки. Самая распространенная болезнь среди «бесноватых» - истерия. Она тоже может сопровождаться ощущениями общения с богом или чертом. Это тяжелое заболевание, и оно требует медикаментозного лечения. Больше всего ему подвержены девочки-подростки и женщины в годах. Вероятно, именно они приходят на отчитки и думают, что в них кто-то вселился. При этом обряд массового экзорцизма может быть опасен даже для вполне здорового человека. Ведь если любого из нас поместить в группу людей, которые видят галлюцинации, скорее всего, мы тоже начнем их видеть.

Об этих словах психотерапевта я вспоминаю в храме Петра и Павла, где заканчивается отчитка у отца Германа. Прихожане с просветленными лицами выходят из церкви. Молодой человек, который полчаса назад с искривившимся лицом орал «Уйди, гнида!», понуро тащит за своей спутницей сумку с хлебом. Священник, который отправил больную девочку отмывать ногти, беседует у ворот с какой-то прихожанкой, они вместе смеются. На ней открытые босоножки, ногти на ногах покрашены в ярко-красный.