Игра и ее роль в развитии ребенка. Роль игры в развитии ребенка

Влияние игры на развитие личности ребенка заключается в том, что через нее он знакомится с поведением и взаимоотношениями взрослых людей, которые становятся образцом для его собственного поведения и в ней приобретает основные навыки общения, качества, необходимые для установления контакта со сверстниками. Захватывая ребенка и заставляя его подчиняться правилам, содержащимся во взятой на себя роли, игра способствует развитию чувств и волевой регуляции поведения. Когда ребенок играет ту или иную роль, он не просто фиктивно переносится в чужую личность, принимая на себя роль и входя в нее, он расширяет, обогащает, углубляет свою собственную личность. На этом отношении личности ребенка к его роли основывается значение игры для развития не только воображения, мышления, воли, но и личности ребенка в целом.

Личность и её роль в жизни теснейшим образом взаимосвязаны; и в игре через роли, которые ребенок на себя принимает, формируется и развивается его личность, он сам.

Игра теснейшим образом связана с развитием личности, и именно в период её особенно интенсивного развития – в детстве – она приобретает особое значение.

В ранние годы жизни ребенка игра является тем видом деятельности, в которой формируется его личность. Игра – первая деятельность, которой принадлежит особенно значительная роль в развитии личности, в формировании её свойств и обогащении её внутреннего содержания, морально-волевых качеств.

В процессе развития обычно личную значимость и привлекательность приобретают, прежде всего, те действия и те проявления личности, которые, став доступными, еще не стали повседневными. Именно новые, только народившиеся и еще не укрепившиеся, как нечто привычное, приобретения развития по преимуществу входят в игру.

Войдя в игру и раз за разом совершаясь в ней, соответствующие действия закрепляются; играя, ребенок все лучше овладевает ими: игра становится для него своеобразной школой жизни.

В результате он в процессе игры развивается и получает подготовку к дальнейшей деятельности. Он играет потому, что развивается, и развивается потому, что играет. Игра – практика развития.



В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития.

Различные формы деятельности взрослых служат образцами, которые воспроизводятся в игровой деятельности детей. Игры органически связаны со всей культурой народа; свое содержание они черпают из труда и быта окружающих.

Игра подготовляет подрастающее поколение к продолжению дела старшего поколения, формируя, развивая в нем способности и качества, необходимые для той деятельности, которую им в будущем предстоит выполнять.

В игре проявляются и удовлетворяются первые человеческие потребности и интересы ребенка; проявляясь, они в ней вместе с тем и формируются. В игре формируются все стороны психики ребенка.

В игре у ребенка формируется воображение, которое заключает в себе и отлет от действительности, и проникновение в нее. Способности к преобразованию действительности в образе и преобразованию ее в действии, ее изменению закладываются и подготовляются в игровом действии; в игре прокладывается путь от чувства к организованному действию и от действия к чувству; словом, в игре, как в фокусе, собираются, в ней проявляются и через нее формируются все стороны психической жизни личности; в ролях, которые ребенок, играя, на себя принимает, расширяется, обогащается, углубляется сама личность ребенка. В игре в той или иной мере формируются свойства, необходимые для учения в школе, обусловливающие готовность к обучению.

Игра является особенно спонтанным качеством ребенка, и вместе с тем вся она строится на взаимоотношениях ребенка со взрослыми.

Из общения со взрослыми ребенок черпает и мотивы своих игр. При этом особенно сначала, существенная роль в развитии игр принадлежит подражанию действиям взрослых, окружающих ребенка.

Впоследствии игра, особенно у взрослых, отделившись от неигровой деятельности и осложняясь в своем сюжетном содержании, вовсе уходит на подмостки, в театр, на эстраду, на сцену, отделяясь от жизни рампой, и принимает новые специфические формы и черты.

Игра становится искусством. Это искусство требует большой особой работы над собой. Искусство становится специальностью, профессией. Игра здесь переходит в труд.

Внутренний характер и результаты совершающегося в процессе игры развития зависят от того, какое содержание приобретает игра, отражая окружающую ребенка жизнь взрослых.

Таким образом, игровая деятельность дошкольника развивается под влиянием воспитания и обучения, уровень его зависит от приобретенных знаний и привитых умений, от сформированных интересов ребенка. В игре с особой силой проявляются индивидуальные особенности детей, также влияющие на его развитие.

Ценность игровой деятельности заключается и в том, что она обладает наибольшими возможностями для формирования детского общества. Именно в игре наиболее полно активизируется общественная жизнь детей; она как никакая другая деятельность позволяет детям уже на самых ранних стадиях развития создавать самодеятельным путем те или иные формы общения. В игре как в ведущем виде деятельности активно формируется или перестраиваются психические процессы, начиная от самых простых и кончая самыми сложными. В игровой деятельности складываются особо благоприятные условия для развития интеллекта, для перехода от наглядно-действенного мышления к элементам словесно-логического мышления. Именно в игре развивается способность ребенка создавать системы обобщенных типичных образов и явлений, мысленно преобразовывать их.

4. Цели, задачи, содержание игровой деятельности дошкольников .

Игра-любимый вид деятельности дошкольников. И как бы ни были важны занятия, подготовка к школьному обучению, природа ребенка требует реализацию потребности в игре. Игра дает для развития ребенка: способность действовать в плане представлений, благодаря которому происходит развитие продуктивного воображения; ориентироваться в сфере человеческих отношений; координировать свои действия с другими, постоянно изменяющаяся обстановка игры требует согласования усилий ее участников, что способствует развитию сотрудничества, общения между детьми; находить выходы из разнообразных жизненных ситуаций, гибкость, развитие психологической устойчивости, радостный и доброжелательный эмоциональный фон.

Цель: раскрытие личности ребенка, развитие его творческого потенциала посредством освоения игровой деятельности.

Задачи:

  • Обеспечивать развитие у детей разносторонних представлений о действительности и умения использовать эти представления для создания новых сюжетов игр.
  • Способствовать возникновению в игре дружеских партнерских взаимоотношений и игровых объединений по интересам, приучать детей самостоятельно договариваться друг с другом, справедливо распределять роли и самим в этически приемлемой форме разрешать конфликты.
  • Предоставлять для игры время и место.
  • Развитие речевой активности дошкольников, способность к творчеству в игре.
  • Создать условия для совместной игровой деятельности детей и взрослых

По своему происхождению и содержанию игра является социальным явлением, обусловленным развитием общества и его культуры Это особые формы жизни ребенка в обществе, деятельность, в которой ребенок в игровых условиях выполняет роли взрослых, воспроизводит их жизнь, труд, отношения; форма познания мира, ведущая деятельность, в которой ребенок удовлетворяет свои познавательные, социальные, моральные, эстетические потребности.

5. Характеристика проблем сюжетно-ролевой игры в современном обществе.

Дошкольное детство - возрастной этап, в решающей степени определяющий дальнейшее развитие человека. Общепризнанно, что это период рождения личности, первоначального раскрытия творческих сил ребенка, становления основ индивидуальности. Важнейшим условием развития детей дошкольного возраста является освоение игровой деятельности.

Игра - самоценная форма активности ребенка дошкольного возраста. Замена игры другими видами деятельности обедняет личность дошкольника, препятствуя развитию воображения ребёнка, тормозит развитие общения как со сверстниками, так и со взрослыми.

Игра занимает прочное место в системе физического, морального, трудового и эстетического воспитания дошкольников. Личностные качества ребёнка формируются в активной деятельности, и прежде всего в той, которая на каждом возрастном этапе становиться ведущей, определяет его интересы, отношение к действительности, особенности взаимоотношений с окружающими людьми. В дошкольном возрасте такой ведущей деятельностью является игра. Уже на младших возрастных ступенях именно в игре дети имеют наибольшую возможность быть самостоятельными, по своему желанию общаться со сверстниками, реализовывать и углублять свои знания и умения.

Чем старше становятся дети, чем выше уровень их общего развития и воспитанности, тем более значимой является педагогическая направленность игры на формирование поведения, взаимоотношения детей, на воспитание активной позиции.

Важной частью игры является сознательное отношение детей к выполнению правил ролевого поведения, которое отображает глубину освоения действительности. Роль призывает детей подчиняться определённым правилам поведения и следовать социальным нормам.

В последние годы многие ученые и практики с тревогой говорят о тенденции исчезновения игры из жизни детей, особенно в старшем дошкольном возрасте. Анализ практики работы дошкольных учреждений свидетельствует об углублении противоречия между признанием роли игры в развитии ребенка дошкольного возраста и явным перевесом в сторону обучения детей, раннего вовлечения их в систему дополнительного образования.

Сюжетным творческим играм уделяется немного времени, а их содержание часто не соответствуют особенностям субкультуры современного ребенка. Руководство играми дошкольников в детском саду несет на себе отпечаток излишнего дидактизма и осуществляется по аналогии с проведением учебных занятий, часто на устаревшем и неинтересном современным детям содержании в строго регламентированной предметно-игровой среде. Следовательно, игровая деятельность не становится источником самореализации внутренних сил ребенка. Это приводит к необратимым потерям в развитии психики дошкольника.

Что же такое детская игра?

При изучении игры исследователи сталкиваются с многомерностью ее проявлений, хрупкостью ее феномена. Во многих языках понятие «игра» передается словами, одновременно обозначающими радость, веселье. Это означает, что игра-деятельность, которая доставляет ребенку удовольствие, характеризуется эмоциональным подъемом

Между тем культура игры в современном мире теряет свои позиции. Детство утрачивает смысл уникального возрастного периода, где подлинный источник развития живое общение и игра. Современный ребенок все реже включен в отношения сотрудничества, взаимовыручки, партнерства.

Рынок игрушек насыщен всевозможными образцами, но, как показывают наблюдения, большая их часть ориентирована на индивидуальное пользование. Утрачивается передача традиций от старших детей – младшим, от взрослых – детям. Телевизор или компьютер ныне лучший друг ребенка, они формируют совершенно определенного взрослого. Получается, что современное общество ориентирует своих членов на индивидуальность.

Сегодня мы не увидим такой игры, как ее описывал Даниил Борисович Эльконин. Сегодня ролевые игры, даже если и возникают, отличаются однообразием. Изменение социокультурных условий жизни детей, которое интенсивно происходит в последнее время, повлекло за собой изменение сюжетов и содержания сюжетно-ролевой игры, а также уровня ее развития. Какие же сюжеты предпочитают разворачивать современные дети?

Принципиальное отличие игры современных дошкольников двойственно: с одной стороны, появились игры, заимствованные из мультфильмов, очень популярны игры в супергероев, черепашек-ниндзя, человеков-пауков, фей Винкс, которых можно представить типичным набором простых действий или фраз. Отношения между персонажами примитивны.

С другой стороны дошкольники ограничены в присвоении социальных ролей. Жизнь взрослых перестает быть содержанием игр. Место близких взрослых начинают занимать виртуальные персонажи. Большинство впечатлений дети получают из телевизионных передач.

Ещё одной из причин исчезновения игры, можно назвать современный рынок профессий.

В последнее время дети не знают, чем занимаются их родители. В графе должность - риэлторы, менеджеры, дилеры, агенты и т. д. родители не могут внятно объяснить ребенку, чем они занимаются. От детского наблюдения ушли профессии продавца, портного, и т. д., а между тем условия для этих игр создаются, во многих садах существуют искусственно созданные игровые зоны, но атрибуты для этих игр не вызывают у детей особого интереса.

В старшем дошкольном возрасте дети продолжают играть в сюжетно-ролевые игры знакомой тематики («Магазин», «Больница», «Парикмахерская» и т. д.) . При организации таких игр важно учитывать особенности современной социальной жизни. Например, более типичный образ магазина – это супермаркет. Вместо обычной парикмахерской ребёнок чаще встречается с салоном красоты с широким спектром услуг. Под влиянием широкого ознакомления с социальной действительностью и средств массовой информации в игровом репертуаре ребёнка появляются новые игровые темы: «Книжный супермаркет», «Туристическое агентство» и др.

Особого внимания заслуживает и родительская позиция: формировать отношение к игре как к способу развития. В обществе повышается ценность ранних интеллектуальных достижений, но значение межличностного и нравственного формирования личности, что так необходимо для игровой деятельности, снижается. Организация содержательных игр на социальные темы требует выделения отношений между людьми, которые являются основой построения сюжета. Отсутствие соответствующего опыта и вытекающих из него представлений образа взрослости, является препятствием для развития профессиональных и общественных сюжетов, связанных с жизнью взрослых.

Часто игра сводится к манипулированию с яркой, модной игрушкой. Придумывая игры, дети основываются на телевизионной информации и компьютерных играх.

Часто игра сводится к накопительству, потому что иметь как можно больше, трансформеров, Барби в детской субкультуре считается престижным.

Парадокс заключается в том, что часто дети не знают, как играть, как развивать игровой сюжет. Такая ситуация во многом обусловлена тем, что в детском саду ребенок находится в обществе сверстников – детей, играющих также, как и он сам. Общение с детьми во дворе ограничено в силу необходимости обеспечить безопасность ребенка на улице. Игровой опыт не передается от старших детей к младшим, дети не успевают в полной мере проникнуть «духом игры».

Современному ребенку негде научиться играть. В такой ситуации игровой опыт ребенку должен передать воспитатель детского сада. Но как не печально, в том, что дети не умеют правильно играть, виной становится и сам воспитатель, т. е. его низкая игровая грамотность, игровая культура. Обучение игре представляет собой механизм естественной помощи воспитателя ребенку. Оно включает непосредственное взаимодействие воспитателя с детьми в игре, наблюдение за игрой детей, изучение детских возможностей и перспектив развития игры. Воспитателю необходимо стать привлекательным для ребенка игровым партнером, который приносит в детскую игру новое содержание и новые умения. Ещё одной из проблем игры детей дошкольного возраста является неоднозначное отношение взрослых к играм современных дошкольников, проявляющееся в запрете педагогами некоторых игровых тем, игрушек, что делает игру ребенка более закрытой от взрослых, чем это было ранее.

Самоценность сюжетных игр детей свидетельствует о том, что они должны занимать одно из главных мест в педагогическом процессе детского сада. Это требует применения особых педагогических технологий, основанных на идее сопровождающего взаимодействия педагога и ребенка.

Игра, включающая построение отношений, может влиять на психическое развитие ребенка. Ребенок должен приобретать опыт игровых действий во взаимодействии с взрослыми, сверстниками, и стремиться познать социальную реальность, окружающую его. Иначе в школу пойдут недоигравшие дети, не научившиеся регулировать свое поведение, оценивать себя и контролировать свои желания.

Итак, подведя итоги вышесказанного, хочется сказать, что проблемы игры детей дошкольного возраста есть, и они очевидны:

1. Сюжеты игр современных дошкольников отражают преимущественно бытовую сторону жизни и телевизионную тематику. Профессиональные и общественные сюжеты представлены минимально.

2. У большинства современных дошкольников игра не достигает своей развитой формы.

3. Многим детям трудно наладить контакт в сюжетно-ролевой игре, взять на себя роль лидера, не отступиться от правил игры.

4. Уровень развития игры современных дошкольников значительно ниже, чем у их сверстников середины прошлого века.

Сложившаяся ситуация побуждает поставить вопрос о формировании более серьезного и ответственного отношения к игре дошкольников - как у педагогов и родителей, так и на уровне государственной образовательной политики. Редукция игры в дошкольном возрасте может иметь самые печальные последствия для личностного развития подрастающего поколения.

Игровая деятельность – моделирование различных жизненных ситуаций – является преобладающей для детей дошкольного возраста. Именно в игре развивается личность ребёнка, отрабатываются роли, которые предстоит играть во взрослой жизни, познается способ взаимодействия с окружающим миром. Обучение новым навыкам, умениям также происходит в игровой форме. Ведущая роль игры в развитии ребенка дошкольного возраста обусловлена особенностями развития психики малышей. Наблюдая за тем, как дети играют, можно многое узнать об условиях их жизни, предпочтениях, особенностях характера.

Психология выделяет весь младший возраст как период активной игровой деятельности. Родители зачастую называют детские забавы бесполезным занятием, пустой тратой времени, пытаются заменить их действительно «важными» делами – специальными обучающими упражнениями, уроками по различным модным методикам. Однако роль игры в психическом развитии ребенка – первостепенна.

В чем же заключается значение игры, почему эта деятельность так необходима малышам?

  • Играя, дети учатся творить и мечтать, создавать свою реальность: соединяя воедино мечты и знакомую им действительность, у детей активно работает воображение.
  • Происходит познавательное, культурное, социальное, физическое развитие – детки воссоздают ситуации, отражающие взаимодействия людей в социуме, закрепляют свои представления о жизни.
  • Совершенствуются волевые качества, умение выстраивать, планировать свою деятельность, что является необходимым условием интеллектуального развития.
  • Совместная игра сближает, учит находить общий язык, вступать в контакт и поддерживать его. Первые друзья появляются у детей в играх. Формируются чувства, эмоции, появляется опыт самых разнообразных сильных переживаний, преодоления трудностей.
  • Обогащается, структурируется детская речь.

Играя, дошкольник приходит к пониманию общественной сущности всех вещей – каждое действие, манипуляция, слово имеют смысл для какого-то человека. Постепенно у ребёнка складывается понятие о ведущей роли человеческих взаимоотношений.

Педагогика выделяет множество видов игр:

  • Подвижные – тренировка ловкости, быстроты, силы, а также желания побеждать, настойчивости, эмпатии, волевых качеств.
  • Логические – помощь в подготовке к школе, важный этап становления памяти, усидчивости, умения искать нестандартное решение поставленной задачи.
  • Дидактические – пополнение словарного запаса, формирование связной речи, умения формулировать свои мысли, правильное отношение к различным аспектам жизни (природе, Родине, профессиям, людям разных национальностей).
  • Сюжетно-ролевая игра как средство развития ребенка стоит на особом месте, являясь эффективным инструментом для формирования психических функций, мышления, воображения, эмоциональной сферы.

Игра с младенчества до 7 лет

Совершенствование, развитие игровой деятельности детей дошкольного возраста происходит постепенно, начинаясь с самых примитивных действий.


Поступление в первый класс не прерывает этот путь – значение игры в жизни школьников так же велико вплоть до средних классов. Дети социализируются, овладевают произвольной стороной своей деятельности, моделируют более сложные и длительные сюжеты с большим количеством ролей.

Основные компоненты творческих игр

Основные компоненты игры — содержание, сюжет, роль.

Сюжет представляет собой сферу реальной жизни, которую дети воспроизводят в своей игре. Основные тематики сюжетов детской игры:

  • Быт: семья, поход в магазин, гости, детский садик, приготовление ужина.
  • Производство – здесь прослеживается связь с профессиями: больница, парикмахерская, школа, супермаркет, строительная площадка.
  • Общественно-политический сюжет: «войнушка», пираты, индейцы.

Развитие сюжетно-ролевой игры идет именно в таком порядке – от бытовых ситуаций до наиболее сложных общественно-политических. Это обусловлено обогащением кругозора и способностью понимать более глубокие социальные отношения.

Зачастую любимым сюжетом игры у детей становится сценарий популярного мультфильма, кино, книги. Современные дети часами играют в «ниндзя-черепашек», «щенков-спасателей», «роботов автоботов». Понаблюдайте за тем, какие ситуации имитирует ребенок в таких играх, возможно, вы поймете, что стоит более тщательно отбирать мультики и фильмы для просмотра.

С возрастом меняются условия жизни детей, расширяется кругозор, количество сюжетов для игры увеличивается, некоторые сюжеты теряют свою актуальность и перестают использоваться.

Выстраивая содержание игры, малыш вкладывает в него то, что является его актуальным окружением. Дети отражают то, что видят и впитывают из своего ближайшего круга. Наблюдая разные вариации поведения в игре «семья», можно увидеть самых разных мам: ругающихся и наказывающих, готовящих кушать и убирающихся, занимающихся работой, читающих книги своим дочкам.

Наряду с обогащением сюжетов и содержаний нарастает время игры. Трех- четырехлетки способны непрерывно играть не более 15 минут. Пятилетние дети могут быть увлечены до часа. Старшие дошкольники разворачивают настоящие игрища на несколько часов, часто продолжая одну и ту же сюжетную линию на протяжении двух-трех дней.

Творческая игра как средство развития ребенка подвергается воздействию со стороны взрослых, однако их реальное влияние заключается в том, чтобы поставлять детям качественный «материал», обеспечить адекватный «первоисточник». Родители и воспитатели предоставляют среду и игрушки, но самый главный вклад в игру детей – работа самих взрослых над собой, поскольку именно их поведение, реакции, эмоции воспроизводят в своих играх дошколята.

Чем взрослее ребенок, тем более выраженными становятся мотивы игр – потребности малыша присоединиться к «большому», взрослому миру, стать полноценным членом общества, занять в нем признанное место, выполнять социально важные, значимые функции.

Как строится детская сюжетно-ролевая игра

Структура игры состоит из следующих компонентов:

  • роли;
  • игровых действия;
  • игровое употребление предметов (замещение);
  • реальные отношения между ребятами.

Роль

Это важнейшая составляющая любой творческой игры – представляет собой определенные действия и высказывания, характерные для какого-то человека. Дошкольник принимает на себя роль взрослого, выстраивает игровое поведение, которое, на его взгляд, присуще этому взрослому. Малыш соответствующим образом разговаривает, двигается, совершает манипуляции с разными предметами.

Дети очень избирательны к ролям. Ребенок наиболее охотно согласится на роль того, кто вызывает у него неподдельный интерес, сильные эмоции, чей поступок впечатлил или восхитил. Значение также имеет формирование отношений данной роли с другими участниками игры – имеет ли фигура вес, как складываются ее взаимодействия с остальными, насколько высока активность персонажа.

Игровые действия

Реализация роли происходит через игровые действия – все совершаемые ребенком перемещения, высказывания, манипуляции с предметами. Замещение вещей реальной жизни игрушками или какими-то другими объектами – прием, который постепенно разовьет абстрактное мышление и воображение. Обычно чем младше ребенок, тем менее требователен он к игрушкам – кроха будет счастлив использовать палки, камни, карандаши, бумагу, подушки с пледами.

Психологи рекомендуют родителям приобретать меньше игрушек для своих дошколят. Когда малыш имеет широчайший ассортимент предметов, способный наполнить любую игру, отпадает необходимость фантазировать, представлять, абстрагироваться от конкретной формы. Предоставляя ребенку небольшой набор готовых игрушек, мы даем ему возможность развиваться более глубоко и интенсивно.

Партнерское взаимодействие

Построение партнерского взаимодействия играющих детей включает в себя следующие моменты:

  • Совместное обсуждение, планирование сюжетной линии, проговаривание некоторых действий играющих.
  • Определение роли каждому участнику, выбор игровой атрибутики.
  • Контролирующие действия по ходу развития сюжета.
  • Внесение корректировок в игру.

Чем старше участники игры, тем более прогрессивными являются их реальные функции, выше способность договариваться и придерживаться плана. Говоря о роли творческих игр в развитии ребенка дошкольного возраста, педагоги и психологи делают упор на естественную социализацию, умение жить интересами команды, приобретение партнерского духа. Игра имеет ведущее значение для формирования детского коллектива. Малыши учатся слышать друг друга, договариваться, искать компромисс, жертвовать своими интересами ради интересов своих сверстников, применяя следующие инструменты:

  • Планирование – будущие события, сюжет обсуждаются всеми участниками.
  • Обсуждение начального замысла – какие роли будут исполнять друзья, возможно ли поменяться ролями так, чтобы каждый мог побыть основным персонажем.
  • Создание игровой среды – совместно подбираются среда, предметное наполнение.

Родители считают, что детские игры, являясь бессмысленной бесполезной деятельностью, лишены цели и результата. Это заблуждение: осуществление принятой роли является целью, а эффективность проявления роли, ее соответствие реальным героям – результатом.

Для того чтобы организовать игровое, непосредственно сюжетно-ролевое общение внутри выбранного сюжета, дошкольники используют такие приемы:

  • Смена ролей. В процессе игры дети могут неоднократно поменяться ролями, ввести новых персонажей, а от каких-то избавиться.
  • Переход к игровому сотрудничеству. Присматриваясь друг к другу, малыши играют рядом, каждый находится в своем воображаемом поле, и лишь со временем происходит объединение сюжетов и создание общего игрового пространства.
  • Ребята ориентируются на переживания, которые они испытывают по отношению к персонажам. Благодаря такой эмпатии поддерживается интерес к игре, развивается сюжет, обогащается содержание.
  • Драматизация событий – повышенная эмоциональная напряженность, необходимость помогать героям, спасать их – средство оживления игры, придания ей привлекательности, поддержания интереса на высоком уровне.

Роль взрослых в организации игр

Родители и педагоги должны понимать, что роль игры в психическом развитии ребенка – не в том, чтобы обучить определенным сюжетам, моделям поведения, а в создании условий для естественного, свободного овладения умением общаться, сопереживать, дружить.

Подходящая для игровой деятельности среда зачастую не требует никаких специальных пространств, заключается в простом наличии сверстников рядом и отсутствии принуждения, контроля со стороны взрослых.

Если по ходу взросления игра усложняется, обогащается новыми способами взаимодействия, появляется умение вводить новых персонажей, развивается способность комбинирования разных ситуаций, совершенствуются диалоги, то можно говорить о росте уровня игры, а значит — и росте числа ее участников.

Воспитатели в детском саду имеют свои методические задачи по организации игровой деятельности:

  • Включаться в детскую творческую игру, на собственном примере демонстрируя приемы игровой деятельности.
  • Корректировать способы развертывания сюжета и игровых действий в соответствии с возрастом.
  • Формировать игровые умения, объяснять их смысл.
  • Следить, чтобы дети в игре отражали приобретенные навыки, представления, усвоенные модели поведения, мягко направляя ребят.
  • Внедрять дидактические игрушки, учить одушевлению, созданию сюжета
  • Знакомить с настольными, подвижными играми, с правилами.

Родителям нужно помнить, что игровая деятельность детей складывается спонтанно, естественно, интуитивно – нет необходимости создавать особый развивающий климат, наполнять среду специальными игрушками. Постоянная активная включенность родителей в детскую игру может даже навредить – ребенок не сможет самостоятельно, без помощи мамы и папы выбирать и направлять сюжетную линию, наполнять содержание, обогащать ролевое поведение, выстраивать взаимодействие с друзьями.

Так же, как для каждого взрослого важна его работа, ребёнку необходима игра. Через игру ребёнок знакомится с окружающим миром, с отношениями между людьми. Игра в развитии дошкольников имеет одну из главенствующих ролей, поскольку именно в ней мы видим проекцию мышления, воображения малыша, его склонности и интересы.


Как игра влияет на развитие личности ребёнка?

  • В игре ребёнок учится общаться и взаимодействовать со сверстниками, приобретает новые качества, которые нужны для успешного общения;
  • На способность самому придумывать различные игры влияет воображение ребёнка. Чем лучше развито воображение, тем больше интересных игр ребёнок придумает. К тем, кто умеет сочинять интересные игры, тянутся другие дети, а это развивает в ребёнке коммуникабельность и общительность, делает его лидером среди определенной группы малышей;
  • Игра - это самое интересное в жизни каждого ребёнка, поэтому именно в игровой форме развиваются самые нужные для дальнейшей жизни качества: подчинение правилам, соответствие взятой на себя роли, развитие памяти, целенаправленность;
  • В игре мы зачастую отмечаем отражение наших, взрослых взаимоотношений, поскольку, даже играя в «магазин», один ребёнок будет вести себя размеренно, вежливо, а другой будет ссориться и выяснять отношения. Дошкольник не может сам придумать подобную тактику поведения - наверняка это проекция ваших отношений с другими людьми. Возможно, многих нюансов в своем поведении вы не замечаете, но по тому, как ребёнок ведет себя в игре, можно отметить некоторые отклонения в негативную сторону. Измените свое поведение, и стиль игры также изменится;
  • Чрезвычайно важна игра, как средство развития ответственности, сопоставления мыслей с действиями, просчета возможных последствий, внимательности, развития произвольного восприятия. Посредством игры ребёнок учится управлять своими эмоциями, поведением, сопоставлять их с поведением других детей;
  • Ребёнок быстро поймет такую истину: чтобы играть с другими детками, нужно подчиняться правилам игры. В силу своего рвения к общению со сверстниками, ребёнок учится быть дисциплинированным, что требует от него немало усилий;
  • Особенно важна роль игры в развитии личности-лидера и личности-ведомого, ведь эти качества одни из главных в жизни. Если ваш ребёнок лидер, он сразу же возьмет инициативу на себя, предложит массу вариантов разнообразия игры, примет «командование» в свои руки. Если же ваш малыш - ведомый, то он будет безукоризненно подчиняться правилам, которые придумали другие. Если вам не по душе ведомость своего ребёнка, обучайте его быть лидером, а результаты своих усилий вы сможете увидеть во время игры;
  • Если ребёнок играет с игрушками, то это самый удачный случай для того, чтобы научить малыша делиться ими, искоренить жадность, а также приучить его убирать за собой;
  • В игре у ребёнка лучше всего развивается мышление, умение просчитывать свой следующий шаг, предугадывать поведение другого человека.

Разнообразие игр

Пока ребёнок не пойдет в садик, то есть примерно до 3-х лет, у него нет как таковых знаний о том, что такое игра. Точнее игра-то у него есть, но она на уровне элементарного. Когда у ребёнка будет достаточный словарный запас, некий жизненный опыт, сверстники вокруг - вот тогда и можно говорить об игре, как о средстве развития, поскольку именно коллективная игра, придуманная и осмысленная, имеет наибольшую ценность.

  • Сюжетно-ролевые игры

Все мы помним наши детские игры в «больницу», в «магазин», в «семью» - мы распределяли роли для друзей, а может даже для всей родни, придумывали каждому свою четко отведенную роль, воображали себе сюжет, и с удовольствием играли. Это и называется сюжетно-ролевой игрой, ведь в самом названии уже заложена суть этой игровой деятельности.

Вот здесь-то наиболее ярко проявляется характер малыша, его понятие об отношениях между людьми, о его пристрастиях к тому или иному социальному статусу, профессии. И даже если какая-то роль вас насторожила или поведение ребёнка вас не удовлетворяет, помните, что пока это игра, ребёнка не нужно отвлекать. Отметьте себе те странности, которые насторожили вас больше всего, и в дальнейшем поговорите об этом с ребёнком, выясните его мотивы - возможно, именно ваше поведение стало причиной подобного исполнения ролей.

Сюжетно-ролевая игра, как средство развития ребёнка, имеет неоспоримо важную роль, особенно в формировании личностных качеств и умении общаться, жить в социуме. У ребёнка развивается воображение, поскольку в каждой игре он вживается в новую роль и должен полностью соответствовать ей.

И если с ролями все понятно, то о сюжете придется поразмыслить. Если ребёнок сам придумает сюжет, направление игры - это говорит о его необычайно развитом воображении, умении мыслить широко и творчески, свободно владеть игровыми способами деятельности. Если ваш малыш ещё не может мыслить настолько широко, придумайте сюжет сами.

Но самое главное - это инвентарь, предметы-помощники, которые превратят игру в некое подобие реальной жизни. Согласитесь, играть с реальными таблетками, кукольным шприцем и скляночками намного интереснее, чем с воображаемым термометром. Возможно, у вас дома завалялись старые СССР-овские деньги - отдайте их ребёнку, пускай это будет интереснейшим подспорьем для игры в «магазин».

Роль игры в развитии личности заключается не только в формировании тех или иных чувств и качеств ребёнка, но и в познании малышом мира, обучение его элементарным, но столь необходимым знаниям о форме, о цвете, о величине, о пространстве.

Дидактические игры направлены больше на обучение, чем на развлечение. Но благодаря ярким кубикам, фигуркам, развивающим игрушкам, ребёнок с удовольствием принимается за игру, учась группировать предметы, предварительно сравнив их по заданным критериям: по назначению, по внешним признакам (желтые предметы к желтым, или кубики в одну корзинку, а шарики в другую).

Благодаря дидактическим играм у ребёнка развивается внимание, сосредоточенность, настойчивость, развиваются познавательные способности, через игру он быстрее научится различать предметы.

Движение - это жизнь! А в детстве нам и не нужно было об этом говорить, потому что любой ребёнок не может усидеть на месте - он любит бегать, прыгать, прятаться. Чрезмерную активность детей нужно направлять в правильное русло, то есть в игру.

Все мы прекрасно знаем игру со стульями, количество которых на 1 меньше от числа игроков. Пока играет музыка - дети танцуют вокруг стульев, но как только музыка останавливается - каждый должен сесть на стул. Тот, кому стул не достался, выбывает из игры. Интересная, забавная, подвижная игра, которая вырабатывает в ребёнке стремление к цели.

Роль подвижной игры в развитии ребёнка заключается в том, чтобы помочь ему развивать быстроту в движениях и в мышлении, дисциплинированность и умение играть по правилам. К тому же, именно в подвижных играх ребёнок зачастую видит коварство и желание «идти напролом» у других участников. Если вы заметите, что ваш малыш делает так же, объясните ему, что невоспитанность и грубость можно победить хитростью.

Подвижные игры - это отличный способ отвлечь подвижного малыша от пакостей, или же раскрепостить тихоню.

Игрушки - основная ценность

Конечно, играть можно и без игрушек, но это то же самое, что кушать сразу со сковородки, без тарелки, вилки и ложки - процесс одинаков, но с дополнительными элементами намного проще, а в случае с игрушками в разы интереснее и увлекательней.

Существует мнимое разделение игрушек на «девчачьи» и «мальчишечьи», но не стоит ограничивать ребёнка, не покупая девчонке конструктор, или запрещая мальчишке играть с куклами. У каждого малыша есть свой воображаемый мир, и он вправе выбирать те игрушки, которые ему по душе. Стоит каждый раз дарить ребёнку игрушки разных назначений, чтобы его внутренний мир обогащался, и детство становилось всё интереснее с каждым разом.

  • Кукольный дом

Мы привыкли, что с куклами возятся только наши дочери, но у сыночков тоже должны быть хотя бы 2 куклы, чтобы они могли играть с ними в сюжетно-ролевые игры. Дабы ребёнок переносил ваш быт в игру с куклой, ему необходимы все те вещи, которыми вы пользуетесь дома, но в кукольном варианте - дом, мебель, посуда, одежда, хозяйственные и косметические принадлежности.

  • Конструкторы, пазлы

Если конструкторы и трансформеры больше удел мальчиков, то пазлы нравятся всем.

Постараемся определить роль игры в развитии ребёнка на примере конструкторов: мы можем заметить удивительные способности малыша из одних и тех же деталей каждый раз конструировать нечто новое, до чего даже взрослый бы не додумался. Некоторые мальчишки способны часами сидеть над лего и конструировать замки, крепости, машины, а потом играть с ними, как с целым воображаемым миром. Конструкторы и трансформеры развивают воображение и мелкую моторику рук. А если вы купите не просто набор деталей, но ещё и с различными методами и способами их соединения, тогда вы увидите настоящее счастье в глазах ребёнка, потому что теперь у него есть больший простор для полета фантазии, возможность обучиться держать в руках ключ, работать с гайками.

А вот складывать пазлы любят даже взрослые, поскольку это очень увлекательное занятие, способное занять человека не на один час. Главное - подобрать интересную картинку, ведь малышу больше по душе складывать героев мультфильма, чем природу. Вы, как родители, наверняка знаете любимых персонажей своей крохи - вот и купите малышу пазл для начала с крупными деталями. Игры с пазлами развивают в ребёнке необычайную внимательность, усидчивость, стремление, желание довести дело до конца. В итоге у родителей есть свободный час, а малыш развивается благодаря красивому пазлу. Не стоит покупать пазлы со сплошным рисунком, например, море, лес, поле, поскольку большинство мелких картинок будут схожи, и даже взрослому человеку будет тяжело их собрать, не говоря уже о ребёнке, а это может отбить у малыша желание играть с пазлами.

  • Развивающие игрушки

Для самых маленьких крох очень важны развивающие игрушки, поскольку игра, как средство развития навыков малыша ещё не может быть рассмотрена, ведь кроха вряд ли сможет в ней участвовать. Поэтому, детишек нужно развивать с помощью игрушек: музыкальных, ярких, больших, красивых, каждая из которых нацелена на развитие того или иного навыка. Как минимум 2–3 такие игрушки, бесспорно, должно быть у вашей крохи.



Девочки! Давайте делать репосты.

Благодаря этому к нам заглядывают специалисты и дают ответы на наши вопросы!
А еще, вы можете задать свой вопрос ниже. Такие как вы или специалисты дадут ответ.
Спасибки;-)
Всем здоровых малышей!
Пс. Мальчиков это тоже касается! Просто девочек тут больше;-)


Понравился материал? Поддержите - сделайте репост! Мы стараемся для вас;-)

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Роль игры в развитии ребенка.

Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности коллектива. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности. Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, в игре реализуется потребность воздействия на мир. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.
Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта. В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую считают ведущей деятельностью дошкольника.

Роль игры в воспитании и развитии ребенка

Маленький ребенок непрерывно нуждается деятельности и устает не от нее, а от ее однообразия...

Игра для ребенка дошкольного возраста является ведущим и наиболее естественным видом деятельности, важным условием полноценного умственного, нравственного, эстетического, физического развития, его социализации в обществе.

Детские игры вообще - это единственный естественный труд ребенка, за который он берется без принуждения и внешнего воздействия. Одновременно они являются прекрасным способом привития практически всех качеств характера, которые мы ценим в людях, но которые часто пытаемся прививать вербальными, т.е. словесными, методами или простым приучением, обучением или упражнением.

Играя, ребенок учится жить. Во время игры он довольно легко овладевает, понимает суть и запоминает ее основные правила. В дальнейшем такие навыки ему пригодятся, в частности при обучении в школе. Более того, во время игры, в зависимости от ее хода, ребенок должен оценивать ситуацию и самостоятельно принимать решения; познаёт потребность сотрудничества, приучается уважать права другого участника игры, учится сдерживать себя и свои отрицательные эмоции; взамен выражает доброжелательность и искренность.

Никакая другая деятельность не способна ребенку дошкольного возраста дать столько положительных эмоций, которые так нужны ему для здорового психического и физического развития. Не меньшую пользу приносят игры и в старшем возрасте, но при условии углубления их социального содержания.

Даже сочетание различных видов деятельности не вызывает резкого изменения динамических стереотипов, не нарушает душевного равновесия ребёнка, а становится последовательным фрагментом его жизни, которая разворачивается непосредственно.

Главное - не допускать (особенно в возрасте до 3-х лет) резкого, быстрого перехода с одного вида деятельности на другой, не имеющий с предыдущим никакого логической связи, тем более, если он мало известен или совсем неизвестен ребенку. Это вызывает протест, нежелание, даже болезненный страх перед тем новым, что предлагают. Вот почему дети болезненно реагируют на то, что их отвлекают от игрушки или игры, которая их полностью захватывает.

Безапелляционно вмешиваясь в мир детской игры, взрослые травмируют и разрушают мир фантазий, травмируют психику ребенка, деформируют его воображение или, наконец, дают ложные образцы поведения с чувствами других и отношением к результатам их труда. Поэтому так важно быть тактичными с детьми, занятыми играми и игрушками. Не спешите их останавливать, даже если у вас есть свои планы - наоборот, найдите время, поинтересоваться, какой игрой увлечён ваш ребенок и в чём её смысл. Ненавязчиво присоединитесь - подыграйте, и вы почувствуете особую признательность ребенка, его заинтересованность вами.

Благодаря игровой ситуации вы сможете научить ребенка чему-то познавательному и полезному. Как свидетельствуют наблюдения, дошкольники очень любят играть в такие игры, как "Дочки - матери", "Дом", "В гостях" и другие. Их сюжеты родители всегда могут направить на усвоение определенных правил жизни в семье, исполнения обязанностей и соблюдения этики поведения и взаимоотношений.

Руководствуясь народной мудростью о том, что "детей легче воспитывать, чем перевоспитывать" и "начинать воспитывать нужно тогда, когда ребенок еще поперек кровати лежит", нужно всегда заботиться о том, что, как и с кем делает ваш ребенок. А чтобы направлять его на позитивные мысли и хорошие поступки, целесообразно большее внимание уделять играм нравственного содержания: они могут быть как подвижными, скажем, днем, так и достаточно спокойными - перед сном.

Положительный воспитательный эффект имеют такие игры, как "Волшебное слово" (когда каждую просьбу и действие необходимо сопровождать надлежащим отбором и употреблением вежливых, приятных слов); "Магазин одной покупки" (когда ребенок мысленно попадает в ситуацию выбора, при которой из большого предложения различных возможных желаний имеет право выбрать только одно.

Кстати, подобную ситуацию "в магазине" можно использовать для того, чтобы дети ориентировались в возможностях семейного бюджета, в полезности или излишке отдельных вещей; учились делать осознанный выбор, за который им самим придется отвечать в случае неудачи); "Хорошо - плохо" (когда в игровой ситуации ребенку раскрывается сущность хорошего и плохого, и у него формируется система представлений о причинно-следственные связи различных действий, поступков и поведения в целом) и другие.

Подобные игры всегда будут способствовать формированию представлений ребенка о вежливости, о первоочередности желаний и потребностей, о возможности их удовлетворения и развивать и обогащать его язык, даже если вы и не будете четко ставить перед собой подобную цель воспитания.


Игра - явление многогранное, ее можно рассматривать как особую форму существования всех без исключения сторон жизнедеятельности человека и группы. Столь же много оттенков появляется с игрой в педагогическом руководстве воспитательным процессом. Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре - важнейшему виду детской деятельности . Она является эффективным средством формирования личности дошкольника, его морально-волевых качеств, поскольку именно в игре реализуется потребность воздействия на мир, присущая каждому ребенку. Воспитательное значение игры во многом зависит от профессионального мастерства педагога, от знания им психологии ребенка, учета его возрастных и индивидуальных особенностей, от правильного методического руководства взаимоотношениями детей, от четкой организации и проведения всевозможных игр.

Дошкольное детство - короткий, но важный период становления личности. В эти годы ребенок приобретает первоначальные знания об окружающей жизни, у него начинает формироваться определенное отношение к людям, к труду, вырабатываются навыки и привычки правильного поведения, складывается характер. Основной вид деятельности детей дошкольного возраста - игра, в процессе которой развиваются духовные и физические силы ребенка; его внимание, память, воображение, дисциплинированность, ловкость. Кроме того, игра - это своеобразный, свойственный дошкольному возрасту способ усвоения общественного опыта . В игре формируются все стороны личности ребенка, происходят значительные изменения в его психике, подготавливающие переход к новой, более высокой стадии развития. Этим объясняются огромные воспитательные возможности игры, которую психологи считают ведущей деятельностью дошкольника.

Сегодня в психологическом словаре можно найти следующее определение игры - это «форма деятельности в условных ситуациях, направленная на воссоздание и усвоение общественного опыта, фиксированного в социально закрепленных способах осуществления предметных действий, в предметах науки, культуры» .

Существует 2 признака игры как самостоятельного вида деятельности. Во-первых, игру отличает ее непродуктивный характер, т.е. направленность этой деятельности не на достижение какой-то внешней цели или какого-то практически значимого результата, а на сам процесс игры и на переживания играющего. Во-вторых, в игре воображаемый план преобладает над реальным. Поэтому игровые действия осуществляются не по логике объективных значений вовлеченных в игру вещей, а по логике того игрового смысла, который они получают в воображаемой ситуации.

Определяя значение игры в жизни человека Ипполитова М.В. дает такое определение игры: игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально-координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии. Этим она обнаруживает свою полную аналогию с трудовой затратой энергии взрослым человеком, признаки которой совпадают с признаками игры, за исключением только результатов. Это указывает на то, что игра является естественной формой труда ребенка, присущей ему формой деятельности, приготовлением к будущей жизни.

С. Шуман отмечает, что игра - характерная и своеобразная форма активности ребенка, благодаря которой он учится и приобретает опыт. Игра побуждает в ребенке самые высокие эмоциональные переживания и активизирует его самым глубоким образом. Поэтому игру можно рассматривать как процесс развития, направленный своеобразным образом на формирование наблюдательности, воображения, понятий и навыков .

Игра дошкольника является эффективным средством усвоения и практического закрепления ребенком норм поведения, адекватных социальным нормам и представлениям общества.

Игра дошкольников многообразна. Она принимает различные формы и в онтогенезе проходит ряд изменений от предметной к сюжетно-ролевой.

Младшие дошкольники играют еще, как правило, в одиночку. В своих предметных и конструкторских играх они совершенствуют восприятие, память, воображение, мышление и двигательные способности. Сюжетно-ролевые игры детей этого возраста обычно воспроизводят действия тех взрослых, за которыми они наблюдают в повседневной жизни .

Постепенно к среднему периоду дошкольного детства игры становятся совместными, и в них включается все больше детей. Главное в этих играх не воспроизводство поведения взрослых в отношении предметного мира, а имитация определенных отношений между людьми, в частности -- ролевых. Дети выделяют роли и правила, на которых строятся эти взаимоотношения, строго следят за их соблюдением в игре и сами стараются им следовать. Детские сюжетно-ролевые игры имеют различные темы, с которыми ребенок достаточно хорошо знаком по собственному жизненному опыту. Роли, которые воспроизводятся детьми в игре,-- это, как правило, или семейные роли (мама, папа, бабушка, дедушка, сын, дочь и т. п.), или воспитательные (няня, воспитательница в детском саду), иди профессиональные (врач, командир, пилот), или сказочные (козлик волк, заяц, змей). Исполнителями ролей в игре могут быть люди, взрослые или дети, или заменяющие их игрушки, например куклы .

В среднем и старшем дошкольном возрасте сюжетно-ролевые игры развиваются, однако в это время они отличаются уже гораздо большим разнообразием тематики, ролей, игровых действий, вводимых и реализуемых в игре правил, чем в младшем дошкольном возрасте. Многие предметы натурального характера, используемые в игре младших дошкольников, здесь заменяются условными, и возникает так называемая символическая игра. Например, простой кубик в зависимости от игры и отведенной ему роли может символически представлять и различные предметы мебели, и машину, и людей, и животных. Ряд игровых действий у средних и старших дошкольников только подразумевается и выполняется символически, сокращенно, или лишь обозначается словами .

Особая роль отводится в игре точному соблюдению правил и отношений, например субординационных. Здесь впервые появляется лидерство, у детей начинают развиваться организаторские умения и навыки.

Кроме игр, включающих реальные практические действия с воображаемыми предметами и ролями, символической формой игровой индивидуальной деятельности является рисование. В него постепенно все более активно включаются представления и мышление. От изображения того, что он видит, ребенок со временем переходит к рисованию того, что знает, помнит и придумывает сам .

В особый класс выделяются игры-соревнования, в которых наиболее привлекательным моментом для детей становится выигрыш или успех. Предполагается, что именно в таких играх формируется и закрепляется у детей дошкольного возраста мотивация достижения успеха.

В старшем дошкольном возрасте конструкторская игра начинает превращаться в трудовую деятельность, в ходе которой ребенок конструирует, создает, строит что-то полезное, нужное в быту. В таких играх дети усваивают элементарные трудовые умения и навыки, познают физические свойства предметов, у них активно развивается практическое мышление. В игре ребенок научается пользоваться многими инструментами и предметами домашнего обихода. У него появляется и развивается способность планировать свои действия, совершенствуются ручные движения и умственные операции, воображение и представления .

Психологи и физиологи давно занимаются наблюдением, описанием и объяснением игры животных, детей и взрослых. Так в частности удалось выяснить биологический смысл игры - это: выход избыточной жизненной силы; подчинение врожденному инстинкту подражания; потребность в отдыхе и разрядке; тренировка перед серьезным делом; упражнение в самообладании; стремление к главенству; компенсация вредных побуждений; восполнение монотонной деятельности; удовлетворение невыполнимых в реальной обстановке желаний .

Однако интенсивность игры не объяснить никаким биологическим анализом. И все же, как раз в этой интенсивности, в этой способности приводить в исступление кроется сущность игры, ее исконное качество. Поэтому игра издавна привлекает к себе внимание не только психологов и педагогов, но и философов, этнографов и искусствоведов.

В педагогической литературе понимание игры как отражения действительной жизни впервые было высказано К. Д. Ушинским. Окружающая обстановка, согласно его мнению, имеет сильнейшее влияние на игру, дает для нее разнообразный и действенный материал. К.Д. Ушинский доказывает, что содержание игры влияет на формирование личности ребенка .

Н. К. Крупская считает игру потребностью растущего организма и объясняет это двумя факторами: стремлением ребенка познавать окружающую жизнь и свойственной ему подражательностью, активностью. При таком подходе игра для дошкольников выступает в качестве способа познания окружающего. Эта точка зрения подтверждаются данными физиологии. ИМ. Сеченов говорит о прирожденном свойстве нервно-психической организации человека -- безотчетном стремлении понимать окружающее. У ребенка это выражается в вопросах, с которыми он обычно обращается к взрослым, а также в играх. К игре ребенка побуждает и склонность к подражанию .

Дошкольный возраст -- первоначальный этап усвоения общественного опыта [Солдатова]. Ребенок развивается под воздействием воспитания, под влиянием впечатлений от окружающего мира. У него рано появляется интерес к жизни и работе взрослых. Игра -- наиболее доступный ребенку вид деятельности, своеобразный способ переработки полученных впечатлений. Она соответствует наглядно-образному характеру его мышления, эмоциональности, активности. Подражая в игре труду взрослых, их поведению, дети никогда не остаются равнодушными. Впечатления жизни пробуждают у них разнообразные чувства, мечту о том, чтобы самим водить корабли и самолеты, лечить больных. В игре обнаруживаются переживания ребенка, отношение к жизни.

Таким образом, к игре детей побуждает стремление знакомиться с окружающим миром, активно действовать в общении со сверстниками, участвовать в жизни взрослых, осуществлять свои мечты.

Понимание игры как деятельности, определяемой социальными условиями, лежит и в основе многих исследований зарубежных ученых: И. Лаунер, Р. Пфютце, Н. Христензен (Германия), Е. Петровой (Болгария), А. Валлона (Франция) и др.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игровая деятельность, как доказано А.В. Запорожцем, В.В. Давыдовым, Н. Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, знакомит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместители, другие средства воплощения образа; выполнять условные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и переносит на другие ситуации . Так игра приобретает самодвижение, становится формой собственного творчества ребенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Проблема игры издавна привлекала внимание зарубежных педагогов и психологов. К. Гросс, С. Холл, Ф. Шиллер, К. Бюлер, З. Фрейд и другие исследователи по-разному объясняли сущность и истоки игры, ее движущие силы, отводили игре важное место в подготовке к будущей взрослой жизни . Игра, считают они, есть своеобразное средство проявления разных инстинктов и склонностей. В сущности, они не видели разницы между играми человека и животных.

Так, К. Гросс считал, что игра является бессознательной подготовкой молодого организма жизни. Бессознательно готовится, например, к выполнению роли матери трехлетняя девочка, когда она укладывает и баюкает куклу. Следовательно, источником игры являются инстинкты, т. е. биологические механизмы.

К. Шиллер и Г. Спенсер объясняли игру простой тратой избыточной энергии, накапливаемой ребенком. Она не расходуется на труд и поэтому выражается в игровых действиях .

К. Бюлер, подчеркивая обычную увлеченность, с которой играют дети, утверждал, что весь смысл игры заключается в том удовольствии, которое она доставляет ребенку. Но при этом оставалась совершенно нераскрытой та причина, которая вызывает у детей этот чувство радости от игры .

З. Фрейд, например, считал, что ребенка побуждает к игре чувство собственной неполноценности. Не имея возможности в действительности доктором, шофером или воспитательницей, ребенок замещает эту реальную роль игрой. В этой вымышленной жизни он изживает присущие ему влечение и желания .

Таким образом, в противоположность зарубежным исследователям, которые утверждали, что характер детской игры - биологический, инстинктивный, отечественная педагогика и психология определяют игру как деятельность социального направления с качественным, принципиальным различием от игр животных по характеру и происхождению.