Иосиф из аримафеи. Иосиф Аримафейский

Впервые мы встречаем Иосифа Аримафейского в Новом Завете, когда он просит Понтия Пилата отдать ему тело Иисуса Христа. В средневековых легендах он изображался первым хранителем Святого Грааля, принесшим священную реликвию из Иерусалима в Гластонбери (Сомерсет), где возвел первую в Британии христианскую церковь. Личность Иосифа Аримафейского вызывает противоречивые толкования. Его связывали и с современной теорией «родословной Грааля», по которой от Иисуса и Марии Магдалины произошло целое святое семейство, и их потомки будто бы живут среди нас и сегодня. В Евангелиях Иосиф Аримафейский появляется только при Распятии как «богатый человек из Аримафеи, именем Иосиф, который также учился у Иисуса» (Мф, 27:57). Иосиф пришел к Пилату просить Тела Иисусова. Пилат был удивлен, что Иисус уже умер, но удовлетворил просьбу Иосифа. Иисуса сняли с креста Иосиф и Никодим. Тело Христа Иосиф Аримафейский, обвив плащаницей, поместил в вырубленную в скале гробницу. Больше имя Иосифа Аримафейского в Библии не упоминается.

Затем Иосиф Аримафейский появляется в «Acta Pilati», апокрифических «Деяниях Пилата», известных также в Средние века под названием евангелие от Никодима. Существуют четырнадцать апокрифических евангелий, вошедших в средневековую Вульгату, но не включенных в протестантскую Библию. В «Деяниях Пилата» Иосиф Аримафейский представлен как член синедриона, высшего иудейского совета и судебного органа. Именно синедрион приговорил Иисуса Христа к казни. Как свидетельствует евангелие от Никодима, Иосиф Аримафейский отсутствовал, когда судили Иисуса, и это освобождает его от вины. В тексте говорится, что Иосиф снял тело Христа с креста, обернул в чистое полотно и «положил в гроб, в каком еще не погребали ни одного человека». Иудеи, узнав, что Иосиф ходил к Пилату, разыскали Иосифа, и он сказал им:

«Зачем вы гневаетесь на меня из-за того, что я попросил Тела Христова? Знайте же, я положил его в мою новую гробницу, завернув его в чистое полотно, и привалил камень ко входу в пещеру… Вы же поступаете неправедно. И вы не раскаиваетесь, что распяли его и пронзили копьем».

Иудеи заключили Иосифа в темницу, сказав: «Знай, что сейчас мы ничего не можем с тобой сделать, так как подходит священная суббота. Но знай же, ты не удостоишься погребения, мы отдадим твою плоть птицам небесным». Иосифа завели в дом без окон, запечатали дверь и поставили стражника. На следующий день после священной субботы иудеи не увидели его в темнице: узник таинственным образом исчез. Иосифа нашли в Аримафее, и он не знал, как там оказался. Иосиф помнил только одно: ночью к нему явился Иисус и освободил его. Он рассказывал:

«В полночь я встал, чтобы вознести молитвы… Вдруг в мои глаза словно ударила молния, меня охватил ужас, и я рухнул на землю. Кто-то взял меня и унес с того места, где я лежал. С головы до ног меня будто окропили водой, и я почувствовал запах благовоний. Он вытер лицо мое, поцеловал и молвил: «Не бойся, Иосиф. Открой глаза и посмотри, кто говорит с тобой». Я взглянул, увидел Иисуса и затрепетал».

В конце двенадцатого века предание об Иосифе Аримафейском вошло в истории о Граале. Впервые Грааль был назван чашей Иисуса Христа, Святым Граалем. Жизнеописание Иосифа Аримафейского дал бургундский поэт Робер де Борон в своем стихотворном романе «Joseph d"Arimathie» или «Le Roman de Vestoire dou Graal» («Роман об истории Грааля»). Робер де Борон взял за основу роман Кретьена де Труа «Персеваль, или Повесть о Граале», евангельские описания Тайной вечери, апокрифическое евангелие от Никодима и отождествил таинственный Грааль Кретьена с сосудом, которым пользовались Иисус и его ученики во время Тайной вечери.

Согласно представлению Робера де Борона, Иосиф Аримафейский был воином Понтия Пилата, скрытым последователем Христа. После Тайной вечери сосуд Иисуса попал к Пилату. Римский наместник отдал чашу Иосифу, боясь, что его заподозрят в симпатиях к Иисусу Христу. Иисус умер на кресте, и Пилат разрешил Иосифу предать его земле. Когда тело Христа сняли с креста и обмыли, раны снова стали кровоточить, и Иосиф собрал в сосуд кровь Иисуса.

После погребения Иисуса Христа, по свидетельству евангелия от Никодима, иудеи арестовали Иосифа и заточили в темницу. К нему явился Иисус и передал сосуд Тайной вечери. Иисус Христос сказал Иосифу, что сосуд будет напоминать о гробе, в который он положил его тело, патена поверх сосуда – о крышке гроба, а полотно, называемое телесным, – о пеленах, в которые Иосиф обернул тело Христа. Таким образом память о деяниях Иосифа сохранится до скончания мира. Иисус затем открыл Иосифу тайну Грааля.

Робер сообщил нам, что через сорок лет Иосифа в темнице навестил император Веспасиан. Императора излечил от проказы плат Вероники, и тогда же он прослышал об Иосифе Аримафейском. Все это время жизненные силы Иосифа поддерживал удивительный сосуд Тайной вечери. Веспасиан освободил Иосифа, и он с сестрой Энигией, ее мужем Броном (Хеброном) и несколькими ближайшими друзьями покинул Святую землю. Странникам пришлось голодать, и Иосиф, воодушевленный Святым Духом, создал Круглый стол по образцу стола Тайной вечери. Брон ловил рыбу, и ее возложили рядом с сосудом. Робер де Борон описал нежданную блаженную трапезу Иосифа и его спутников и назвал таинственный сосуд Тайной вечери Граалем. По его словам, все, кто соприкасается с Граалем, испытывают такую же радость, какую переживает рыба, вырвавшаяся из рук человека в воду.

По версии Робера де Борона, жизнь Иосифа Аримафейского закончилась, когда он возвратился домой, чтобы умереть на родине, и Грааль перешел к Брону, мужу его сестры Энигии. Брон известен и как le Riche Pescheor, Богатый Рыбак. Персевалю, потомку Брона, суждено было стать очередным хранителем Святого Грааля.

История об Иосифе Аримафейском и Святом Граале приобрела невероятную популярность в Средние века. В ней появились и новые мотивы. По одной из легенд, Иосиф Аримафейский, скрываясь от преследования, отплыл из Святой земли на корабле. Его сопровождали Лазарь, Марфа и Мария. Они прибыли с Граалем в Марсель и обратили в христианскую веру Францию, Испанию и Англию.

Согласно средневековым легендам, Иосиф Аримафейский построил в Британии первую христианскую церковь – в Гластонбери. По утверждению хрониста четырнадцатого века Иоанна Гластонберийского, Иосиф привез из Святой земли два фиала: в одном содержалась кровь Христа, а в другом – пот. Он выстроил довольно причудливую генеалогию, из которой следует, что король Артур – потомок Иосифа Аримафейского:

«Элай (Helaius), внук Иосифа, породил Жозе (Josus, Josue), Жозе породил Аминадаба (Aminadab), Аминадаб породил Филиума (Filium), Филиум породил Игернам (Ygernam), от которой король Пен-Драгон (Pen-Dragon) породил благородного и прославленного короля Артура […таким образом король Артур происходит из рода Иосифа]».

В средневековом французском романе «Перлесво», известном также под названием «Высокая история о Святом Граале», повествовалось о том, как три девицы в богатых одеяниях принесли в замок короля Артура в Кардуале щит Иосифа Аримафейского, «доброго воина-рыцаря, который снял с распятия (креста) нашего Господа».

Сэр Томас Мэлори тоже упоминал Иосифа Аримафейского и его появление в Британии со Святым Граалем:

«А теперь последует благородный рассказ о Граале, священном сосуде, ибо в том сосуде содержалась толика крови Господа нашего Иисуса Христа, которую привез в нашу землю Иосиф Аримафейский».

Мэлори пишет, что «кроткий рыцарь» Иосиф Аримафейский, снявший с креста «нашего Господа», ушел из Иерусалима с «большим кланом своих людей» и прибыл в «эту землю учить и проповедовать христианскую веру», после чего «все были обращены в христианство».

В середине шестнадцатого века королева Англии Елизавета I говорила, что, «как свидетельствуют наши хроники и записи», Иосиф Аримафейский был «первым проповедником слова Божьего в нашем королевстве». Иосифа Аримафейского и Святой Грааль следует считать мифологическими символами христианизации Британии. Когда Иосиф появился в Британии, он принес Святой Грааль – чашу Христа, сосуд Тайной вечери, священный потир христианского Причастия.

Согласно гластонберийской легенде, Иосиф Аримафейский был дядей Приснодевы Марии, богатым купцом, торговавшим корнуоллским оловом. Как гласит предание, Иисус провел несколько «недостающих лет» с Иосифом в Англии, и Иосиф Аримафейский с его помощью построил простенькую церковь-плетенку в Гластонбери. После смерти Иосифа тайно похоронили в мраморной гробнице возле той церкви.

Легенды Гластонбери, истории об Иисусе и Иосифе Аримафейском вдохновили Уильяма Блейка, и он написал в начале девятнадцатого века поэму «Иерусалим»:

На этот горный склон крутой Ступала ль ангела нога? И знал ли агнец наш святой Зеленой Англии луга? Светил ли сквозь туман и дым Нам лик Господний с вышины? И был ли здесь Ерусалим Меж темных фабрик сатаны? Где верный меч, копье и щит, Где стрелы молний для меня? Пусть туча грозная примчит Мне колесницу из огня. Мой дух в борьбе несокрушим, Незримый меч всегда со мной. Мы возведем Ерусалим В зеленой Англии родной.

● См. также: Гластонбери; Круглый стол; Робер де Борон; Святой Грааль.

Иосиф Аримафейский упоминается в четырех евангелиях как человек, забравший с места казни тело Христа для погребения (Матфей 27:59,70; Марк 15:46; Лука 23:53; Иоанн 19:38—40). Именно благодаря Иосифу тело Иисуса Христа было перенесено в принадлежащую ему гробницу, высеченную в скале, где при помощи фарисейского священника Никодима Иосиф завернул мертвого Спасителя в плащаницу и омыл благовониями.

В евангелиях очень кратко упоминается об Иосифе из Аримафеи, так что о нем мы не знаем практически ничего, кроме того, что он был богат и являлся тайным учеником Иисуса Христа (Иоанн, 19:38). Лука (23:50) добавляет, что Иосиф был членом синедриона — правящего совета, что позволяет предположить, что он был достаточно влиятельным человеком. Оказывается, Иосиф Аримафейский был "человек добрый и правдивый”, который не согласился с решением синедриона о казни Иисуса. Согласно Евангелию от Матфея (27:57—60) и от Марка (15:43—45), Иосиф Аримафейский лично просил у Понтия Пилата разрешения забрать мертвое тело Христа. Из этого напрашивается вывод о том, что Иосиф обладал высоким общественным положением, коль сумел добиться встречи с римским прокуратором. Согласно традициям древних евреев, похоронами обычно занимался близкий родственник-мужчина, и поэтому в свое время возникла версия о том, что Иосиф Аримафейский был братом Иисуса Христа (см. книгу Грэма Филипса "Заговор Марии”), хотя устная традиция Ближнего Востока считает его дядей Девы Марии.

Некоторые неканонические тексты проливают чуть больше света на личность Иосифа. Евангелие от Петра сообщает, что Иосиф Аримафейский был личным другом Понтия Пилата, а в Евангелии от Никодима говорится о том, что после погребения Христа старшины еврейского совета заключили Иосифа в темницу. Пока Иосиф находился там, ему явился воскресший из мертвых Иисус и чудодейственным образом перенес домой, где велел оставаться сорок дней. Еврейские старшины с удивлением узнали об исчезновении Иосифа, несмотря на то что замки и печать на дверях узилища остались нетронутыми. Поняв, что имеют дело с неординарной личностью, они написали Иосифу письмо с извинениями и попросили его о встрече с ними в Иерусалиме. На этой встрече Иосиф подробно рассказал о случившемся и сообщил своим собеседникам, что в то же самое время вместе с Иисусом воскресли из мертвых и другие люди.

Сказание об Иосифе также подтверждает факт пребывания Иосифа Аримафейского в темнице. "Смерть Марии” — евангелие, написанное предположительно самим Иосифом Аримафейским, который после распятия Иисуса на кресте виделся с Девой Марией.

По сравнению с той скудной информацией, которая имеется об Иосифе Аримафейском в канонических евангелиях, он часто упоминается в апокрифических текстах, а позднее — в легендах и рыцарских романах артуровско-го цикла. В них, в частности, говорится о том, что Иосиф был купцом. Он привозил юного Христа в Британию, а позднее стал распространителем христианского учения на Британских островах. А еще он был хранителем Святого Грааля. То, что столь незначительный персонаж Нового Завета мог быть как-то связан с Британией, вызывает удивление, однако давние мифологические традиции связывают Иосифа с Корнуоллом и Сомерсетом. В частности, утверждается, что Иосиф брал юного Христа в торговую поездку на Британские острова. В таком случае становится понятно, почему апостол Филипп отправил его туда из страны галлов.

Несмотря на то что, согласно официальной версии, христианство в Британию принес святой Августин в 597 году, из неканонических источников, а также из более поздних летописей явствует, что Иосиф Аримафейский действительно бывал в Британии либо в 37 году, либо в 63-м. Автор этого повествования заявляет, что Иосиф покинул Иудею вместе с группой беженцев, в число которых входили апостол Филипп, Лазарь, Мария Магдалина, Марта, Мария из Вифании и другие. В Массалии (нынешний. Марсель) Лазарь и Мария Магдалина задержа-лись, а остальные отправились на север современной Франции, в Галлию. Затем апостол Филипп отправил Иосифа Аримафейского и около десятка других людей (в этом отношении в разных текстах имеются расхождения) проповедниками в Британию. Иосиф морем добрался до Западной страны, король которой, Арвираг, даровал Иосифу и его спутникам земли на Белом острове. Именно здесь новоявленные проповедники построили церковь Ветуста Экклезиа (Vetusta Ecclesia), посвященную Деве Марии. Считается, что она находилась на месте нынешнего Гластонбери (Грэм Филипс придерживается другой точки зрения — полагает, что это остров Англси) и что бенедиктинский монастырь в Гластонбери находится как раз на месте того древнего храма.

Тот, кто интересуется подробностями, может обратиться к книге "Реликвии церкви в Гластонбери”, написанной в XII веке Уильямом Малмсберийским, а также к одноименному творению Джона Гластонберийского. Более раннее изложение роли Иосифа Аримафейского в христианизация Британии"принадлежит перу Григория Турского, жившего в VI веке, и носит название "История франков”.

Другая часть истории, посвященной Иосифу Арима-фейскому и первой христианской общине в Гластонбери, касается посаженного им куста боярышника. Остановившись для отдыха на горе Веариол-Хилл, Иосиф воткнул в землю посох, и в этом месте вырос куст боярышника. Посох же был вырезан из дерева, выросшего из тернового венца, надетого на голову Иисуса перед казнью. Боярышник, растущий в Гластонбери на том же месте, цветет в мае и под Рождество и носит название Священного Терновника. Самое первое упоминание о нем можно найти в написанном в 1S20 году "Житии Иосифа Аримафейского”, дополнения в которое вносились позднее — в 1677 и 1716 годах.

Самый известный миф об Иосифе Аримафейском связан со Святым Граалем. В многочисленных историях о нем Святой Грааль — это обычно кубок, стоявший подле Христа на Тайной вечере, в который Иосиф затем собрал капли крови распятого Спасителя. Первые упоминания об этом, хотя и чрезвычайно отрывочные, встречаются в "Житии святой Марии из Магдалы”, написанном Рабанусом Мауросом (776—856 гг.). В этом произведении Иосиф Аримафейский тесно связан с легендарным островом Аваддоном (предположительно нынешнее графство Сомерсет), где он был похоронен под основанной им церковью. Утверждается также, что Иосиф был погребен вместе с двумя серебряными сосудами, в которых хранились кровь и пот Иисуса Христа.

В эпоху Средневековья были популярны многочисленные истории о Граале, в особенности "Иосиф Ари-мафейский” Робера де Борона. Ее автор рассказывает о том, как Иисус получил удар копьем в бок, когда его распинали на кресте. В эти минуты Иосиф собрал в легендарный кубок капли крови Христа. За доброе отношение к Иисусу иудейские власти заключили Иосифа в темницу, в которой ему волшебным образом явился Спаситель, обучивший его "тайнам Грааля”, хотя до сих пор неизвестно, что это были за тайны. После сорокадвухлетнего заключения Иосиф выходит на свободу и вместе с группой христиан отправляется за море, в страну, где находится круглый стол, символизирующий Тайную вечерю. Одно место за столом тем не менее всегда остается незанятым — место для Иуды. Беженцы ведут поиск убежища для хранения Святого Грааля и останавливают свой выбор на острове Аваллон (Гластонбери), где и возводят для этой цели церковь.

Огромной популярностью пользовались в эпоху Средних веков и другие произведения на эту тему — "Великий Святой Грааль” (1200 г.), "Парцифаль” (1207 г.) Вольфрама фон Эшенбаха, "Поиски Святого Грааля” (1210 г.) и, пожалуй, самое выдающееся — "Смерть Артура” (1485 г.) сэра Томаса Мэлори. В романе Мэлори Иосиф Аримафейский является истинным хранителем Святого Грааля и предком Артура, Ланселота и Галахада. См. также: Святой Грааль, Мария Магдалина, Ли Тибинг.

Энциклопедия мифологии

ИОСИФ АРИМАФЕЙСКИЙ - [греч. ᾿Ιωσὴφ [ὁ] ἀπὸ ᾿Αριμαθαίας; лат. Ioseph ab Arimathea], св. прав. (пам. в Неделю жен мироносиц; пам. греч. 31 июля); влиятельный член синедриона и тайный ученик Иисуса Христа (Мф 27. 57 60; Мк 15. 43 46; Лк 23. 50 53; Ин 19. 38 42). И. А.… … Православная энциклопедия

Ученик Иисуса, упоминаемый в Новом Завете. Будучи членом синедриона и человеком добрым и праведным (Лк 23:50; Мк 15:43), Иосиф, по видимому, отсутствовал на том заседании, на котором судили Иисуса (Мк 14:64; Лк 24:51). После казни Иисуса Иосиф… … Энциклопедия Кольера

иосиф аримафейский - По преданию, христианство появилось в Британии в I в. после прибытия туда Иосифа Аримафейского, который, согласно апокрифической легенде, был дядей Иисуса Христа. Предполагается, что Иосиф привез с собой чашу, в которой Иисус Христос благословил… … Кельтская мифология. Энциклопедия

Иосиф аримафейский - – называемый так по происхождению из гор. Аримафеи, расположенного в 42 вер. к северу от Иерусалима. Из истории Нов. Зав. известно, что Иосиф по смерти Христа с разрешения синедриона снял тело Спасителя со креста и, воздав приличные почести … Полный православный богословский энциклопедический словарь

Богатый и знатный член Синедриона, из города Аримафеи или Рамафы (Рамы). Он был тайный последователь Христа, но ради страха иудейского только после смерти Учителя вполне проявил свою любовь к нему: он испросил у Пилата позволение снять тело… … Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона

Иосиф Аримафейский Иосиф Аримафейский (Пьетро Перуджино) Иосиф Аримафейский (ивр. יוסף הרמתי‎) иудейский старейшина, в гробнице которого был погребён Иисус Христос; упоминается всеми четырьмя евангелистами в повествовании о п … Википедия

Иосиф (יוֹסֵף) еврейское Пол: муж. Толкование имени: будет добавлен, прибавится Отчество: Иосифович Иосифовна Женская форма: Йосефа Другие формы: Осип … Википедия

- (прибавление, присовокупление) имя нескольких лиц: а) (Быт.30:23 и др.) старший из двух сыновей патриарха Иакова и брат Вениамина, от его любимой жены Рахили, родившийся в Месопотамии в 2256 до Р.Х. Иосиф в первый раз упоминается в кн. Бытия,… … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

У этого термина существуют и другие значения, см. Иосиф (значения). Иосиф (יוֹסֵף) еврейское Другие формы: Осип, Есиф, Есип Производ. формы: Йоси, Оська Иноязычные аналоги: англ. Joseph (Джозеф), Joe … Википедия

Книги

  • 100 великих библейских персонажей , Константин Рыжов , Во все времена Библия являлась бесценным источником различных тем и сюжетов. Новая книга из серии "100 великих" раскрывает образы популярных персонажей Ветхого и Нового Завета. Среди них -… Категория: Религия Серия: 100 великих Издатель: Вече ,
  • Сто великих библейских персонажей , Рыжов К. , Во все времена Библия являлась бесценным источником различных тем и сюжетов. Новая книга из серии «100 великих» раскрывает образы популярных персонажей Ветхого и Нового Завета. Среди них -… Категория:

Проповедь на Чине погребения в Великую пятницу в храме преподобного Пимена Угрешского в Николо-Угрешском монастыре 29 апреля 2016 г.

Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа!

Дорогие братья и сестры!
В Евангелии есть имена святых, о которых мы знаем крайне мало, однако они пользуются в Православной Церкви самым высоким почитанием. Среди таковых имен значится имя святого Иосифа Аримафейского.
В Великую пятницу, на чине погребения Тела Христова, его имя особенно упоминается. А в литургические тексты прочно вошло песнопение: «Благообразный Иосиф, с древа снем пречистое Тело Твое, плащаницею чистою обвив, и благоуханьми во гробе нове покрыв положи».
Что же это был за человек и ради чего его имя включено в самые торжественные песнопения Великой пятницы?
По самым кратким и обрывочным сведениям можно составить следующую картину. Иосиф назывался Аримафейским по своему происхождению из города Аримафеи, иначе называемого Рама или Рамафаим. Это город на горах Ефремовых, откуда происходил знаменитый судья Израилев Самуил. Иосиф – представитель богатого еврейского рода и, судя по всему, он был преуспевающим предпринимателем. Так, переехав в Иерусалим, Иосиф смог приобрести дома, сады и земли, то есть он обрел движимое и недвижимое имущество в самом главном городе иудеев, о чем мечтали многие, но не каждому этого удавалось достичь. Благодаря своему положению, Иосиф добился редчайшей возможности – стал членом синедриона – высшего религиозного и судебного совета иудейского народа той поры.
Иосиф Аримафейский находился на пике человеческой славы, у него было всё, о чем мог только мечтать иудей. Обыкновенно, такой путь и такой жизненный статус влекут за собой невероятную бесчувственность к окружающим. Ни единой драхмы не тратится на чью-то нужду, все деньги вложены в бизнес, все активы работают на дело предпринимателя. Сам он занят только земным. И когда на твоей стороне финансы, ты сам член верховного суда, то значит, держишься на земле настолько крепко, что другие даже близко к тебе не подойдут.
Однако по отдельным словам Евангелия можно заключить, что Иосиф Аримафейский не был таким, за всем блеском земного величия скрывалась искренняя и ищущая душа. Он жаждал чего-то более высшего. И как только явился Христос со словами: «Покайтесь, ибо приблизилось Царствие Божие», как только слова благой вести стали оглашать окрестности Иерусалима, сердце Иосифа откликнулось.
Церковное песнопение называет Иосифа благообразным. В чем же заключался благой образ Иосифа?
Самыми краткими штрихами Евангелие показывает нам этот образ. Во-первых, об Иосифе Аримафейском говорится, что он тоже «ожидал Царства Божия», то есть, он не был доволен своим внешне славным положением, видел тщетность земных благ и искал Божия Царства. О нем говорится, что он «также учился у Иисуса», значит, слово Спасителя заронилось в его душе. Евангелие говорит, что Иосиф был «человек добрый и правдивый, не участвовавший в совете и в деле» иудеев, осудивших Христа на смерть. Значит, он смог сохранить себя от безумного решения иудейских властей. Впрочем, страх перед другими иудеями не позволял Иосифу открыто исповедать себя учеником Христа. Евангелие говорит, что он был «ученик Иисуса, но тайный из страха от иудеев».
В жизни каждому человеку даются ситуации, в которых решается, а кто же ты есть на самом деле, в которых вершится твоя вечная участь, это ситуации выбора – изберешь ли ты добро, пусть даже вопреки всем сложившимся обстоятельствам, или согласишься на зло, пытаясь сохранить временный комфорт.
Когда Иосиф Аримафейский узнал, что тело Христа должны были бросить в погребальную яму с телами казненных преступников, в его душе происходит переворот. Осознавая, что все его бывшие товарищи по синедриону осудят его и навсегда отвернутся, Иосиф идет к Пилату, просит отдать тело Христа и погребает в новой гробнице.
Здесь нужно понять, что иудеи того времени очень дорожили местами захоронений. Гробница Иосифа Аримафейского была приготовлена как семейный склеп, как место упокоения всего его дальнейшего рода. Такие гробницы изготавливались тяжелым и тщательным трудом, предполагая существование на века. Это было своего рода уготовление своей будущей участи, места своего вечного упокоения.
И вот Иосиф совершает то, на что не решился бы ни один человек, живущий ради личного комфорта и благополучия. Иосиф жертвует ради Христа самым дорогим согласно понятиям того времени – своим последним пристанищем, приютом для вечного упокоения, гробницей, сделанной роскошно и изящно. Он отказывается от славного места своего упокоения. Итогом этого стало то, что все мы знаем место погребения Христа, этот гроб стал величайшей святыней, он является главным алтарем храма Воскресения в Иерусалиме. Именно в этой гробнице, отданной Иосифом Аримафейским, совершается чудо схождения благодатного огня. Но никто не знает места погребения самого Иосифа Аримафейского, он пожертвовал своей посмертной славой ради Христа.
Когда хоронят земных царей, никто не помнит тех, кто опускает гроб в могилу. Слуги земных царей спешат занять место у трона, а не у гроба, тем более не у эшафота низверженного царя. Подвиг Иосифа заключался в том, что он встал на сторону Христа всеми отверженного. Он принял не Христа торжествующего, каким Его ждали иудеи, и каким зачастую хотим Его видеть мы. Иосиф принял Христа, пораженного позорной казнью, истощенного и убитого. В момент наибольшего уничижения Спасителя Иосиф Аримафейский оказался именно с Ним, обрекая и самого себя на жизненные страдания.
Отказавшись от славы земной, Иосиф обрел упокоение не на земле, а на Небе. Сподобившись погребать Царя, царство Которого не от мира сего, Иосиф уготовал себе обитель в Небесном Царстве, ибо он всецело воспринял участь Христа.
Дорогие братья и сестры! Постараемся в своей земной жизни воспринять хотя бы в малом добродетели святого Иосифа Аримафейского, его жертвенность и верность Христу до конца, дабы взойти к той же небесной славе. Аминь.

Иерей Валерий Духанин

Иосиф Аримафейский – это человек из рода богачей, знатных граждан из Аримафеи. Он занимался торговлей британским оловом и был членом Синедриона. По версии разных ученых, он на подобии апостолов тоже являлся учеником Иисуса Христа, но был тайным из-за боязни иудеев. Помазаники – это те, кто первым помазал бальзамическим маслом Тело Господа Иисуса. Ими и являлись Иосиф Аримафейский и Никодим. Иосифу Аримафейскому выпала ответственность хранить Чашу. Он был мучеником, страстным затворником. И, можно сказать, что его значение для всего III тысячелетия является весьма величайшим.
Иосиф Аримафейский, так как говорилось выше, был из рода богачей, но всегда он был готов к пожертвованию своим богатством. Он приобрел и соорудил в высоченной скале, очень дорогостоящую гробницу. За тем он всячески старался медитировать именно на то, что будет похоронен исключительно в этой гробнице. Но он отдал позже эту гробницу, что ему стоило не малой жертвы. В Евангелие отмечено, что тот факт, что он отдал свою гробницу Господу, является фактом и доказательством огромной любви и величайшего поклонения. Так же в Евангелие сказано, что Иосиф Аримафейский был очень искренним, и находился в поиске Царства Небесного. Не смотря на то, что он был членом синедриона, он никогда не принимал участия в «совете и деле», следовательно не участвовал и в вынесении смертного приговора Иисусу Христу. После же распятия Господа Бога нашего Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский имел смелость обратится к Понтию Пилату с просьбой отдать ему Тело Господа. Тот дал согласие, и Иосиф, с помощью Никодима, того же тайного ученика Иисуса Христа, предали Тело погребению. В деталях как это происходило – они сняли Тело Господа с распятия и обернули Его в плащаницу. Затем положили Его в новый гроб, в котором до того никто никогда погребен не был. К стати этот гроб Иосиф Аримафейский тоже заранее приготовил себе. Происходило это в саду Гефманском, и присутствующими были Богоматерь и святые женщины мироносицы. Они привалили огромный тяжкий камень к входному отверстию гроба и затем удалились.
После похорон Тела Господа Бога Иисуса Христа, Иосиф Аримафейский был пойман иудеями, которые бросили его в ров. Оттуда его спасли и извлекли Божественные силы, после чего отправили его в свое же отчество, в Аримафею. Воскресший из мертвых Иисус Христос явился Иосифу Аримафейскому, чем еще больше утвердил его веру, тайною своего Воскрешения. Господь Бог после этих событий очень оценил тот факт, что Иосиф Аримафейский отдал Ему свою могилу. Ведь Небеса и Пресвятая Богородица очень переживали о судьбе Тела Господа. Дева Мария боялась очень фарисеев, она знала тот страшнейший план фарисеев. Она очень вовремя напутствовала Иосифа Аримафейского, идти к Понтию Пилату просить Тело Господа. Ведь если бы не она, фарисеи немедленно сняли бы Его, что уже собственно и собирались сделать. Они запланировали завернуть Тело Иисуса в пыль, снять с распятия и припрятать, а потом совершенно незаметно подбросить его в пустыню для растерзания дикими псами. Их целью было полностью уничтожить все, что связано с Христом, для того, чтобы не осталось абсолютно никакой памяти о Иисусе Христе. Пресвятая Богородица Дева Мария знала этот план и рассказала Иосифу Аримафейскому, после чего он впал в ужас и побежал умолять отдать тело Понтия Пилата. Ведь шла большая борьба за Тело Господа, сатана хотел завладеть Телом (что, конечно же совсем невозможно) и если бы ему это удалось, то миссия Господа на Земле не была бы завершена, и тогда Он бы не воскрес в своем же теле, как обязательно должен был воскреснуть после мирного положения Его в гроб. Интересно, что Понтий Пилат, совсем не перечил Иосифу и совершенно беспрекословно послушался его и отдал Тело Господа для погребения. Святой Дух внушил для Иосифа, что нужно пойти и просить у Понтия Пилата отдать тело. Согласно законам Рима, это мог сделать лишь прокуратор. Иосиф же показал себя с наилучшей стороны, хорошим воином, к тому же, состоящим в синоде. Не мало важно, что Иосиф Аримафейский был личным и хорошим другом Понтия Пилата. Советовал Пилату как поступать в тех или иных сложных ситуациях, помогал в трудные времена, Понтий Пилат доверял ему как никому другому. Только благодаря этому, Пилат так быстро согласился отдать ему Тело Господа. Иосиф же смог убедить Понтия Пилата в том, что Иисус является истинным Богом и Мессией, что явился ему Дух Святой и поведал, что Иисус воскреснет на третий день после погребения. А судьба Римской империи во всем зависит от того факта, будет ли Тело Господа снято с распятия и предано погребению. За эти деяния Иосифа Арамейского, Господь Бог наградил его наградой свыше всех, он первый принял Тело Господне, Спаситель наш вручил Иосифу самого себя. Предался Иосифу всем своим существом. Первый евхаристический священник.