Иван сусанин история подвига кратко. Чем знаменит иван сусанин

Иван Сусанин - народный герой, символ «мужицкой» преданности царю. За четыре столетия его имя и легенда о чудесном спасении первого государя из рода Романовых стали частью фольклора.

Откуда узнали?

История о подвиге Ивана Сусанина до начала XIX века передавалась его потомками из уст в уста. Широкая публика узнала о ней только в 1812 году благодаря выходу рассказа писателя Сергея Николаевича Глинки в журнале «Русский вестник». Позднее именно на основе этой публикации были созданы пьеса «Иван Сусанин» и знаменитая опера «Жизнь за царя» Михаила Ивановича Глинки .

Вот какую историю об Иване Сусанине поведал Глинка.

В 1613 году, после изгнания поляков из Москвы, их банды мародерствовали во внутренних областях России. В феврале того же года Земский собор в Москве провозгласил царем, и притом заочно, Михаила Федоровича Романова , который находился в своей вотчине в Костромской области. Тогда одна из польских шаек решила расправиться с ним, но где конкретно его искать, поляки не знали.

Приехав в село Домнино, они встретили крестьянина Ивана Сусанина и решили у него выпытать, где пребывает новоизбранный царь. Но Сусанин, смекнув, что поляки хотят погубить молодого государя, не только не сказал правды, но и повел их в противоположную сторону. По дороге он зашел в свою избу и незаметно отправил своего маленького сынишку к царю, чтобы предупредить его об опасности. Заведя ляхов в непроходимую чащу, Иван Сусанин произнес:

«Злодеи! Вот голова моя; делайте со мною, что хотите; кого вы ищете, тот вам не достанется!».

После этого поляки зарубили саблями героя, но сами выбраться из чащи не смогли. Так царь был спасен.

Зять-наследник

История Ивана Сусанина спустя 200 лет обрела новые подробности литературного характера. Естественно, что предсмертные слова Ивана Сусанина выдумал сам Глинка. Многие детали он также добавил в рассказ о Сусанине для красного словца. Но какие именно это были подробности? Что же мы реально знаем об Иване Сусанине?

Что-то можно предположить. Например, что Сусанин был вдовцом и у него была дочь. В царской грамоте, данной 30 ноября 1619 года (уникальном и самом раннем документе, доказывающем существование костромского крестьянина) зятю Ивана Сусанина Богдану Сабинину даруется половина деревни с «обелением» от всех податей и повинностей «за службу к нам и за кровь, и за терпение…»

Бесспорно, что такой документ мог быть только признанием больших заслуг семейства перед царем.

Родственники Сусанина

Некоторые предположения, что мать Сусанина звали Сусанна, а сам он был сельским старостой являются, скорее, домыслами. А вот отчество Сусанина - Осипович, было придумано уже в XIX веке и не подтверждается никакими достоверными источниками.

Однако сам тот факт, что царь снизошел до простого крестьянина и еще дважды (в 1633 и 1691 гг.) в письмах из Москвы подтверждал его привилегии, освобождавшие от податей, заслуживает внимания.

В рассказе Глинки есть два основных момента, которые были явно вымышлены, о чем можно судить по тексту грамоты. Первый - сын Сусанина. Как мы знаем, наследовала ему дочь Антонида (в том числе и царские привилегии), что было возможно только при отсутствии мужского потомства. Но ведь сын мог умереть и раньше? Как показывают исследования (Велижев, Лавринович) это не так.

Еще в 1731 году потомками Сусанина была сделана попытка ввести в повествование о спасении царя еще одного родственника - будущего мужа Антониды. Именно его якобы послал Сусанин предупредить царя об опасности.

Однако этой выдумке не поверили, и прошение (имевшее целью получить более выгодные льготы) не утвердили. Таким образом, и сын, и зять Сусанина были привнесены в легенду позднее. То же можно сказать и о том, что Сусанин завел поляков в чащу (или в болота). Из документов XVII века известно только, что он не выдал местоположение царя, а эпизод с глухими местами был добавлен позже.

Иван Сусанин и ДНК

В начале 2000-х годов в прессе появились несколько сообщений о находке могилы Ивана Сусанина. Археологи строили свою гипотезу на том, что на нескольких скелетах, найденных в результате раскопок недалеко от села Домнино, были обнаружены следы ударов холодным оружием, возможно, саблей.

Однако они исходили из предположения, что Сусанин был похоронен, что также еще требовалось доказать.

Медики-криминалисты, изучив найденные останки и сравнив их параметры со антропометрическим строением потомков Сусанина в 8-15 поколениях, отметили некоторое сходство, но уклонились от однозначной идентификации.

Судьбу должен был решить анализ ДНК костей. Однако проведенное исследование не дало никаких надежных положительных результатов. Тем не менее едва ли сегодня можно брать по сомнение подвиг Ивана Сусанина.

Иван Сусанин XX века

В отечественной истории немало подтвержденных документами примеров совершения героических поступков, подобных Сусанинскому.

Самым знаменитым является подвиг крестьянина Матвея Кузьмина. Зимой 1942 года в районе его деревни в Псковской области батальон немецкой 1-й горнострелковой дивизии решил устроить засаду для советских военных. В качестве проводника немцы выбрали 83-летнего Матвея Кузьмина. Однако тот, вызвавшись вести отряд в обход наших позиций, незаметно отправил 11-летнего внука Сергея в расположение советских войск, передав с ним информацию о времени и месте предполагаемого внезапного нападения. Так, Матвей Кузьмин вывел немцев прямо на советских пулеметчиков. История эта была освещена советским Информбюро, а Матвею Кузьмину посмертно было присвоено звание Героя Советского Союза. При этом сам Кузьмин об Иване Сусанине слышал едва ли - псковский охотник, скорее всего, был неграмотным.

В России, как и позднее в СССР, подвиг Ивана Сусанина широко использовался в массовой пропаганде. Оперу Глинки «Жизнь за царя» переименовали в «Ивана Сусанина». К патриотическому образу костромского крестьянина обращались писатели, художники, поэты на протяжении XIX и XX веков.

И хотя о реальном Иване Сусанине мы знаем очень мало, однако больше чем о любом другом крестьянине того времени. Его существование документально подтверждено, и он совершил подвиг, не выдав молодого Михаила Романова, на которого охотились ляхи.

Имя Иван Сусанин стало нарицательным, хотя не многие достоверно знают, кто такой Сусанин и в чем заключался его подвиг. Как многие , Сусанин стал героем художественных и литературных произведений.

Кто такой Иван Сусанин

По одним историческим данным, Иван Сусанин был простым крестьянином, по другим - приказчиком Марфы Ивановны (матери Михаила Романова), по третьим - вотчинным старостой. Жил он в деревне Деревеньки Костромской губернии, принадлежавшей Романовым. О его жизни почти ничего не известно. В те времена крестьянам давали не фамилии, а прозвища, обычно по имени отца. Можно предположить, что Иван рос без отца, поэтому получил прозвище по имени матери - Сусанна.

Сведения о его семье также не сохранились. Вероятнее всего, к 1612 году жена уже умерла. Сусанин имел дочь Антониду, которая была замужем за местным крестьянином Богданом Собининым.

Подвиг Сусанина

Зимой 1612-1613 гг. произошло историческое событие, героем которого стал Иван Сусанин. В то время Михаил Федорович Романов был главным претендентом на российский престол, а польский король Сигизмунд планировал посадить на него своего сына Владислава. Предвидя лихое, Михаила спрятали от поляков в Ипатьевском монастыре.

В поисках Романова отряд поляков потребовал от старосты провести их к месту укрытия будущего царя. Но, будучи патриотом русской земли, Сусанин повел поляков в противоположную от монастыря сторону - к Исуповским болотам. Пытаясь выбраться из болот, поляки до смерти замучили своего поводыря и впоследствии погибли сами.

За свое спасение царь Михаил наградил потомков Сусанина охранной грамотой, которая освобождала их от всех податей.

Иван Сусанин краткая биография для детей, изложена в этой статье.

Краткое сообщение о Иване Сусанине

Иван Осипович Сусанин, на самом деле, довольно темная личность в истории, в которой он является героем, спасшим царя Михаила от смерти. Точной даты, когда родился Иван Сусанин не известно, только дата смерти – 1613 год. Достоверно можно сказать лишь то, что он был крестьянином, проживающим в Костромском уезде, село Домнина. Его род принадлежал к роду Романовых.

Что сделал Иван Сусанин?

О том, какой подвиг совершил Иван Сусанин, можно узнать из текстов дарственной грамоты Романова Михаила Федоровича. Согласно ей, крестьянину Богдану Собинину, зятю Ивана Сусанина, было даровано земли за подвиг тестя, спасшего Михаила Федоровича от поляков, которые хотели его «устранить», чтобы возвести на русский трон своего ставленника.

История гласит, что осенью далекого 1612 года разгорелась «война» за российский престол между сторонниками бездетного царя и поляками, которые хотели видеть во главе государства своего ставленника. Претендент на российский трон Романов Михаил Федорович вместе с матерью Марфой покинули Кремль, осажденный смутьянами, и направились в сторону Домнино – Макарьевский монастырь. Поляки же, узнав об этом путешествии, хотели разыскать и устранить соперника на престол. Добравшись до Домнино, они пытали Ивана Сусанина и односельчан, пытаясь добыть информацию о местонахождении Михаила Федоровича. Иван Осипович прекрасно понимал, что поляки не отступят от своего, пока не получат своего. Он сделал вид, что знает, где находится Михаил Федорович и согласился их провести к нему, если те перестанут мучать односельчан. Иван Сусанин завел поляков в болото. Когда они поняли, что проводник обманул их – стали избывать и пытать Ивана Осиповича. Но тот, как настоящий герой, ничего не сказал врагам и принял смерть, а Михаил Федорович тем самым, избежал гибели от рук поляков.

Иван Сусанин - (родился в XVI в. в селе Деревеньки Костромской губернии и погиб в 1613 году) - русский национальный герой, крестьянин из села Домнино Костромского уезда; известен как спаситель царя Михаила Фёдоровича Романова от польско-литовских войск Речи Посполитой.

После избрания на престол царь Михаил Фёдорович жил со своей матерью великой старицей Марфой в селе Домнине, которое являлось его родовой вотчиной. В скором времени (в 1612-1613 гг.) пришли на Костромскую землю воины Республики Короны Польской и Великого Княжества Литовского с целью убить новоявленного соперника польского королевича Владислава. Неподалёку от села Домнина попался им старик Сусанин, который вызвался за скромную плату проводить их до места, где якобы укрывается царевич, но вместо этого повёл их в другую сторону: там где дремучие леса и непроходимые болота. Перед уходом в лес послал он своего зятя Богдана Сабинина к царю с советом укрыться в Ипатьевском монастыре. На следующее утро, когда поляки стали догадываться о подвохе, Сусанин раскрыл им свой обман, но несмотря на жестокие пытки так и не выдал убежища царя и в конечном итоге был изрублен на "мелкие куски".

О самой жизни Ивана Сусанина практически ничего не известно, однако протоирей А.Д. Домнинский, ссылаясь на народные предания села Домнина сообщил, что Сусанин был не обычным крестьянином, а вотчинным старостой. До недавнего времени единственным документом и источником, подтверждающим подвиг Сусанина была жалованная грамота царя М.Ф. Романова, которой он даровал в 1619 году, по совету и прошению матери своей Марфы, крестьянину Костромского уезда Богдану Сабинину половину деревни Деревищ, за то, что его тесть Иван Сусанин, которого нашли польские и литовские войска и подвергли великим ужасным пыткам, для того, чтобы тот выдал где находится великий государь, царь и великий князь Михаил Фёдорович... зная про то, не сказал ничего и был замучен до смерти. В последующих жалованных и подтвердительных грамотах 1641, 1691 и 1837 гг., данных потомкам Сусанина повторяются слова изначальной грамоты 1619 года.

Прямыми потомками Сусанина переписная ландратская книга, хранящаяся в московском архиве министерства юстиции, под 1717 годом, называет Фёдора Константинова, Анисима Ульянова (Лукьянова) и Ульяна Григорьева, живших в селе Коробове, пожалованном дочери Сусанина - Антониде Ивановне в 1633 году.

Удивительно, но в письменных источниках (включая летописи и хроники) XVII в. практически нет упоминания о Сусанине и его великом подвиге. Тем не менее предания о нём существовали на Русской Земле и передавались из рода в род вплоть до наших дней. До начала XIX века в Сусанине не пытались увидеть спасителя великого государя. Таким он был представлен первоначально в литературе: сначала писателем Афанасием Щекатовым в "Словаре географическом Российского государства", затем С.Н. Глинкой в его "Истории", где тот прославил Сусанина как идеал народной доблести и отваги, после чего о нём написал и украинский историк Д.Н. Бантыш-Каменский в "Словаре достопамятных людей русской земли". В скором времени героическая личность и великий подвиг Сусанина стали любимой темой многих поэтов, посвятивших ему большое количество стихотворений, дум, повестей, рассказов и драм. В частности, этому национальному герою Руси посвящено замечательное стихотворение К.Ф. Рылеева - "Иван Сусанин":

Куда ты ведёшь нас?... не видно ни зги! -

Сусанину с сердцем вскричали враги: -

Мы вязнем и тонем в сугробинах снега;

Нам знать, не добраться с тобой до ночлега.

Ты сбился, брат, верно, нарочно с пути;

Но тем Михаила тебе не спасти...

Куда ты завёл нас? - лях старый вскричал.

Туда, куда нужно! - Сусанин сказал. -

Убейте, замучьте! - моя здесь могила!

Но знайте и рвитесь: я спас Михаила!

Предателя, мнили, во мне вы нашли:

Их нет и не будет на русской земли!

В ней каждый Отчизну с младенчества любит

И душу изменой свою не погубит!

Злодей! - закричали враги, закипев,

Умрёшь под мечами! - Не страшен ваш гнев!

Кто русский по сердцу, тот бодро, и смело,

И радостно гибнет за правое дело!

Ни казни, ни смерти и я не боюсь:

Не дрогнув, умру за царя и за Русь!

Умри же! - сарматы герою вскричали,

И сабли над старцем, свистя, засверкали! -

Погибни, предатель! Конец твой настал!

И твёрдый Сусанин весь в язвах упал!

Снег чистый чистейшая кровь обагрила:

Она для России спасала Михаила.

Не остались в стороне и музыканты, так, например, гениальный русский композитор Михаил Иванович Глинка написал оперу "Иван Сусанин".

Недостаток исторических источников и некоторые разногласия авторов, повествующих о подвиги Сусанина, побудили известного российского историка Н.И. Костомарова крайне критически отнестись к его подвигу. Он видел в Сусанине лишь одну из жертв, погибших от разбойников в Смутное время на Руси. Но в конце 1870-80 гг. были найдены новые документы о великом подвиге Сусанина, а также многочисленные рукописные предания XVII и XVIII веков, в которых он даже называется "мучеником". А в 1882 году В.А. Самарянов доказал, что поляки и литовцы большим отрядом действительно шли к селу Домнину с целью убить новоизбранного царя Михаила Фёдоровича и что тот "скрылся от ляхов" в Ипатьевском монастыре по совету именно Ивана Сусанина. Доказательства Самарянова подтверждены позднейшими документами, которые хранятся ныне в костромской архивной комиссии и в археологическом институте.

В 1838 году в Костроме, по приказу императора Николая I был воздвигнут памятник Сусанину в свидетельство о том, что благородные потомки видят в бессмертном подвиге Ивана - спасении жизни новоизбранного царя-государя Земли Русской через пожертвование жизнии своей - спасение русского царства от чужеземного господства и порабощения. Прежний памятник Сусанину был снесён после Февральской революции, по той причине, что он оскорблял национальные чувства русского народа: на мраморной колонне возвышался бюст царя Михаила Романова, а у подножья колонны с выражением рабской покорности сгибалась небольшая фигурка Сусанина. Новый 12-метровый монумент, прекрасно заметный с реки Волги, был сооружён по проекту московского скульптора Н.А. Лавинского и открыт в 1967 году.

В научно-популярной литературе существовало мнение, что прообразом Ивана Сусанина является украинский национальный герой, казак-разведчик Никита Галаган, который 16 мая 1648 года, в ходе Корсунской битвы, по заданию Богдана Хмельницкого дезинформировал шляхтичей (войска Речи Посполитой) и завёл их в непроходимые дерби, что дало возможность казакам атаковать врага в крайне невыгодных для последнего условиях. За обман казак был зверски замучен и убит.

Список использованных источников:

1. Самарянов - Памяти Ивана Сусанина, Кострома, 1884 г, 2-е издание.
2. Д.И. Иловайский - Смутное время Московского государства, М., 1894 г., 296 стр.
3. Н.И. Костомаров - Исторические монографии и исследования, М.: "Книга", 1989 г., 240 стр.
4. С.М. Соловьёв - История российская с древнейших времён (в 29 томах, 7 книгах), СПб.: Типография т-ва "Общественная польза", 1911 г., 6048 стр.

Примечание: в статье использованы картина художника М.И. Скотти - Иван Сусанин (1851 г.) и картина художника М.В. Фаюстова - Иван Сусанин (2003 г.).

Имя национального героя Ивана Осиповича Сусанина известно любому русскому ребенку 3 класса. Многие не знают его биографии, но знают, что он кого-то куда-то завел в непроходимые дебри. Разберемся кратко в жизнеописании этого знаменитого человека и попробуем понять, что является реальностью, а что выдумкой.

Нужно сказать, что об Иване известно не так много. Родился он в Костромской области в деревне Деревеньки. По другим сведениям место рождения - это деревня Домнино, которая была вотчиной дворян Шестовых. Кем был при жизни И. Сусанин также не очень понятно. По разным источникам есть разные представления:

  1. Общепринятое - простой крестьянин;
  2. Малопринятое - деревенский староста;
  3. Малоизвестное - Иван Осипович выступал в роли приказчика и жил при дворе бояр Шестовых.

Впервые о нем узнали в 1619 году из царской грамоты царя Михаила Романова. Из этой грамоты мы узнаем, что лютой зимой 1612 года объявился польско-литовский отряд Речи Посполитой. Цель отряда заключалась в том, чтобы отыскать юного царя Михаила Федоровича Романова и уничтожить его. В это время царь вместе с матерью инокиней Марфой жили в селе Домнино.

Отряд поляков и литовцев продвигался по дороге в Домнино и встретил крестьянина Ивана Сусанина и его зятя Богдана Собинина. Сусанину было приказано показать дорогу ко двору , где живет молодой царь. Крестьянин нехотя согласился и повел врага в другую сторону. Как свидетельствуют грамота и легенда, Иван завел их на болота в непроходимые дебри. Когда обман был раскрыт, шляхтичи пытали его и разрубили тело на мелкие куски. Они так и не смогли выбраться из дебрей и замерзли на болотах. Под гнетом пыток Иван Осипович не поменял своего решения погубить врага и не указал верной дороги.

История свидетельствует о том , что Сусанин повел шляхту, а зять Собинин отправился в Домнино, чтобы предупредить царя. Царь и его мать укрылись в монастыре. Судя по тому, что упоминается зять Собинин, определяют, что возраст Сусанина был примерно 35−40 лет. По другим источникам - это был старец преклонных лет.

В 1619 году царь жалует грамотой зятю Богдану Собинину совершать управление половиною деревни и освобождение от податей. В дальнейшем еще были жалования вдове Собинина и потомкам Сусанина. С тех пор живет и передается из уст в уста легенда о бессмертном подвиге русского крестьянина Ивана Сусанина.

Культ Сусанина в Царской России

В 1767 году Екатерина Великая ездила в Кострому. После этого она упоминает о подвиге, который совершил герой и отзывается о нем как о спасителе царя и всего рода Романовых.

До 1812 года о нем было мало известно. Дело в том, что в этом году русский литератор С. Н. Глинка написал о Сусанине как о национальном герое, о его подвиге, самопожертвовании во имя царя-батюшки и Отчизны. Именно с этого времени его имя стало достоянием всей общественности царской России. Он стал персонажем учебников по истории, многих опер, стихотворений, рассказов.

В царствие Николая I культ личности героя усилился. Это был политический светлый образ царской России, выступавший за идеалы самопожертвования ради царя, самодержавия. Образ крестьянина-героя, крестьянина-защитника земли российской. В 1838 году Николай I подписал указ о переименовании главной площади Костромы в Сусанинскую площадь. На ней возвели памятнику герою.

Совершенно иное восприятие образа Сусанина было в начале становления власти Советов. Его причисляли не к героям, а к царским угодникам. Все памятники царям по указу Ленина сносились. В 1918 начали сносить памятник в Костроме. Площадь переименовали в площадь Революции. В 1934 году памятник снесли полностью. Но в это же время началась реабилитация образа Сусанина, как национального героя, отдавшего жизнь за свою Родину.

В 1967 году в Костроме повторно был возведен памятник Ивану. Фото памятника раскрывает образ обычного крестьянина в длинной одежде. Надпись на памятнике гласит: «Ивану Сусанину - патриоту земли русской».