Как научиться концентрироваться на чтении. Сканирующее чтение

Суть проблемы внимания. Невнимательность при чтении может быть выражена в том, что когда вы читаете, вам приходится возвращаться к предыдущему предложению, так как вы его механически прочитали, но не вникли в смысл. Чем чаще вы возвращаетесь, тем ниже ваша скорость. Потому первым шагом к увеличению скорости чтения является работа с вашим вниманием и концентрацией при чтении.

Внимание и интерес. Часто вы сами могли замечать, что в первые минуты чтения процесс идет гораздо медленнее, чем через полчаса после начала. Вы как бы «разгоняетесь». На самом деле, повышается ваш уровень внимания. Особенно, если книга интересная, и вы захвачены сюжетом. Чем более интересна для вас книга, тем больше ваше внимание и тем быстрее вы читаете.

Но можно ли сделать так, чтобы внимание было сконцентрировано на тексте даже не самом интересном уже в первые минуты, что, несомненно, повысит скорость чтения?

- Можно! Попробуйте выполнить указанные ниже упражнения и рекомендации.

Пытайтесь всегда находить что-то интересное в рутине, превращая любое действие в игру. Так поступают хорошие родители, которые хотят, чтобы их чадо выполнило какую-то скучную работу. Игры свойственны многим живым существам, это вложено в нас на генетическом уровне.

В игре важен азарт!

Азарт (франц. hasard) - увлечение, задор, запальчивость, излишняя горячность. (Большая советская энциклопедия). Чтобы создать азартную игру на основе предстоящего процесса чтения, вы должны определиться с правилами этой игры и установить четкие условия победы в этой игре. Если вам это дается сложно, то можете использовать приведенные ниже примеры и рекомендации.

Состязательность. Например, если вы читаете учебник перед экзаменом, можете устроить соревнования с товарищами, кто быстрее прочитает учебник или кто ответит на большее количество вопросов по учебнику, которые вы можете задать друг другу. Состязательность в учебном процессе - это главное оружие преподавателя (знаю на своем опыте), способное повысить интерес к процессу обучения. Подавляющее большинство людей азартны в попытке «быть лучше» соперника. Поэтому индивидуальные занятия не так эффективны как групповые. И в чтении вы можете найти себе соперника!

Личные рекорды. Еще одним фактором создающим азарт при чтении может стать борьба с самим собой для достижения определенного результата. К примеру, читая книгу, вы можете засекать скорость чтения, допустим количество страниц в час, затем стараться побить собственный рекорд. Личные рекорды можно ставить в скорости, в количестве страниц, в количестве книг, в освоенном материале и во многом другом.

Пытайтесь мотивировать себя тем, что читаемый материал может быть полезен вам. Попытайтесь перечислить все возможные преимущества, которые даст вам прочитанный текст. Пусть они не значительны, но главное их найти. Затем визуализируйте это, помечтайте и приступайте к чтению.

Даже если это скучный учебник, который нужно прочитать для подготовки к экзамену, вы должны понять, что эти знания вам пригодятся и, в конце концов, хорошая отметка по предмету порадует хотя бы вашу маму.

Упражнение 1.3. Внешние раздражители

Некоторые люди обладают одной очень важной способностью: они могут заниматься каким-то делом, когда вокруг них шум и суматоха. Часто это является делом привычки, например, когда человек живет в небольшой квартире или общежитии, и ему приходится адаптироваться к сложным условиям и уметь заниматься, не обращая ни на что внимание.

Сложные условия делают человека более внимательным, учат его отключаться от внешних раздражителей и заниматься тем, что ему нужно.

Попробуйте искусственно создавать себе сложные условия, пытайтесь концентрироваться на чтении в тот момент, когда вы слушаете музыку, когда вокруг ходят люди. Пойдите на улицу в парке в выходной день и читайте на скамейке, стараясь не обращать внимания на окружающих и прохожих.

Упражнение 1.4. Состояние транса

Состояние транса , по наблюдениям специалиста по гипнозу М. Эриксона, характеризуется повышенным вниманием, способностью не реагировать на внешние раздражители, а также возможностью игнорировать сигналы некоторых органов чувств. Так, в состоянии транса человек может принять позу, которая неудобна в обычном состоянии, и провести в этой позе достаточно длительное время.

Например, читая интересную книгу и положив ногу на ногу, через полчаса в перерыве вы можете обнаружить, что одна нога сильно затекла. Но во время чтения вы не думали о ноге, вы были в состоянии повышенного внимания к книге, у вас работало зрительное восприятие настолько сильно, что сигналы от остальных органов чувств просто не воспринимались мозгом.

Подробнее о вхождении в состояние транса вы можете .

Упражнение 1.5. Игра N-назад

Задача n-назад представляет собой задачу непрерывного выполнения, применяющуюся в области нейрофизиологии и предназначенную для активизации определённых участков мозга, а также использующуюся в психологии с целью оценки и развития способности к концентрации, логического мышления, рабочей памяти и подвижного интеллекта человека вообще. В игре вам будут по порядку показываться карточки и вам придется определить, была ли такая же карточка показана в прошлый раз.навыка поиска нужной информации в тексте, что также может помочь вам не возвращаться к уже прочитанному.

Примечание. Если Вы считаете, что предложенные упражнения даются Вам слишком легко, то можете перейти к следующим урокам. Ведь каждый человек индивидуален, и разные навыки могут даваться по-разному: одни - немного проще, другие - чуть сложнее.

Как не отвлекаться при чтении интересует, наверное, всех читателей. Каждый человек хотя бы раз отвлекался от чтения книги. Все закономерно, если теряется интерес к делу, то мозг человека переключается на другие дела. Для того чтобы сохранять сосредоточенность при чтении следует выполнить упражнения на сосредоточение

Упражнение 1:

Представить что произойдет если вы не прочитаете нужную книгу. Представьте картину в отрицательных тонах. Теперь представьте что произойдет после того, как вы прочитаете книгу. Как мир станет лучше.

Упражнение 2:

Очистите мозги от мусора. Войдите в состояние ничего не думанья.

Как не отвлекаться при чтении - борьба с шумами

На продуктивность чтения сильно влияют внешние шумы. Внешние шумы, как одиночные, так и непрерывные, оказывают очень большое отрицательное влияние на продуктивность чтения. Речь пойдет уже не просто о понижении уровня внимания при чтении, как было выше, но о переключении внимания с текста на другой объект.

Очень часто внешние шумы отвлекают от чтения: они раздражают или, наоборот, увлекают до такой степени, что книга порой откладывается в сторону. С особенным удовольствием мы переключаем свое внимание от книги (и при малейшей возможности готовы это сделать), если нам не нравится материал, над которым мы работаем. Отвлекаясь на внешние шумы постоянно, читатель привыкает к работе с расслабленным вниманием, воспитывает в себе невнимательность.

Фактор внешнего шума и его влияние на запоминание текста

Фактор внешнего шума во время работы с книгой является объективным (ведь мы не можем изменить, например, шумовые условия в читальном зале), но и субъективным одновременно: Вы можете измениться сами, научившись не реагировать на шум как на помеху при чтении. Для того чтобы “не слушать шумы”, нужно научиться не оценивать шумы, которые Вы слышите, не перерабатывать их.

Если Вас от чтения отвлекает шум за стеной, Вы уже не можете сосредоточиться и откладываете книгу. Попробуйте включить телевизор, и он отвлечет Вас от мешавших недавно шумов, Ваше раздражение сменится приятным состоянием. Вы забудете о раздражавшем Вас шуме, отвлечетесь от него и, даже выключив телевизор, еще какое-то время не будете обращать внимание на шум, хотя он будет продолжаться. Можно слышать шум, но не слушать его. Таким образом, неприятное было заменено приятным. Временное переключение внимания защитило Вас от воздействия шума.

Как отключить внешние раздражители при чтении книг

Одним из способов, позволяющих отключиться от посторонних шумов, научиться не реагировать на них во время чтения, является метод теннисного шарика, разработанный в Школе рационального чтения.

Этот метод основан на принципе двойного переключения внимания. Метод теннисного шарика, как показывает практика, является универсальным: практически все, кто его использовал, приучаются отвлекаться от внешних шумов и перестают их слушать. Если читатель с помощью метода теннисного шарика натренировал себя до автоматизма, то борьба с шумом будет вестись уже на подсознательном уровне, не отвлекая сознание от осмысления содержания читаемого текста. Такому читателю достаточно 1-3 секунд, чтобы избавиться от досадного шума во время чтения. После этого все внимание вновь сосредоточено на чтении.

Быстрое чтение. Как не отвлекаться при чтении

Чтобы получить более полное представление о технике скорочтения, запишитесь на очные курсы, однако, вы можете научиться скорочитать и самостоятельно.

Улучшите методику чтения и вы будете тратить меньше времени на исследование документов. Следуйте советам, и вы увеличите производительность труда.

Типы чтения

  • Сверх медленное чтение. Преследуется детальное изучение документа - например, исследование юридических документов.
  • Неспешное чтение - к примеру, художественного произведения.
  • Предварительное чтение. Когда нужно составить представление о прочитанном документе
  • Скорочтение.

Как скрочитать в режиме скорочтения текст

Действуя в соответствии с этой схемой, вы уменьшите время на поиск нужной информации.

  • Прочтите внимательно введение.
  • Просмотрите с пятого на десятое интересные вам главы. Обращайте внимание на примеры, и на выделения в тексте.
  • Просмотрите фрагменты текста, которые вам показались важными.
  • Прочтите предметный указатель. Уясните тезаурус и понятия, которые рассматриваются в книге. Подумайте, на сколько содержание книги похоже на содержание ранее изученных документов
  • Составьте отзыв по тексте или письмо автору.
  • Прочтите примеры автора. На сколько примеры повторяются? Не создается ли впечатление, что автор текста позаимствовал содержание документа
  • Просмотрите введение к каждой главе, прочитайте последнюю страницу каждой главы.
  • Прочтите оглавление. Составьте общее представление о содержании книги до момента его чтения.

Если изучаете текст справочного характера, то требуется изучать избранные места. Поэтому описанная стратегия чтения весьма пригодится.

Как читать документы и статьи

Во первых, следует просмотреть места в тексте, где указаны выводы. И, потом, читать документ. В этом случае суть статьи будет ясной уже с первого абзаца.

  • Изучите изложение текста, обзор, первые несколько абзацев, вводную часть.
  • Изучите заключение или несколько заключительных абзацев.
  • Изучите внимательно места, которые показались вам наиболее важными.

Сканирующее чтение. Использование подсознания во время чтения.

Когда человек читает быстро, то уясняет не отдельные слова, а сразу фразы.

диагональным движением глаз сканируйте страницу. Как только вы почувствуете, что нашли что то интересное, то переходите на обычное чтение.

Записи на полях.

Делайте заметки во время чтения. Записывайте вопросы автору текста. Вы не теряете время. Благодаря записям и сформулированным вопросам, изученный текст закрепляется в сознании. Если документ и новая информация продумана, то к ней не требуется больше возвращаться.

В процессе чтения книги отмечайте маркером важные места, подчеркивайте ключевые слова.

Ищите альтернативы чтению

Метод "ТЕННИСНОГО ШАРИКА"

Одной из самых распространенных помех углубленному чтению является внешний шум. Разговор соседей в читальном зале, плач ребенка в электричке, звук работающего телевизора за стеной мешает глубоко погрузиться в смысл читаемого, особенно если приходиться читать что-то необходимое, но мало интересное. Как правило, попытки не обращать внимание на внешний шум являются не только безуспешными, но, наоборот, приводят к тому, что после долгой борьбы с шумом читатель начинает анализировать слышимое, отвлекаясь от чтения. ("Все время говорят о болезнях, как будто не о чем больше говорить!", "Что же родители не обращают внимание на плачущего ребенка!" и т.п.). Постепенно раздражение читателя растет, и ему уже приходится справляться с собственным состоянием.

Существует эффективный способ борьбы с подобными помехами чтению - метод "теннисного шарика".

Метод "теннисного шарика" построен на использовании определенных процессов, происходящих в мозгу человека.

Можно представить себе мозг человека в виде площадки, на которой горят костры - очаги возбуждения, вызванные анализом различной информации, одновременно поступающей в мозг: читатель осмысливает содержание абзаца - это большой костер (осмыслению уделяется большая часть внимания), в комнате, где происходит чтение, жарко - это второй костер, но маленький, т.к. на восприятие этого уделяется столь малая часть внимания, что читатель почти не ощущает повышенной температуры. С приближением обеденного времени появляется и все больше и больше разгорается еще один костер, связанный с ощущением голода, и т.д. Подобные маленькие костры (малые части внимания) загораются от всех ощущений и мыслей, связанных с одеждой, обувью, удобством позы, освещением, физическим или психическим утомлением и пр. Величина костров-очагов внимания регулируется на подсознательном уровне, поэтому читатель, несмотря на все свое желание сосредоточиться, переключает все же внимание на шум, отвлекаясь от чтения. Так в данный момент основное внимание переключается с осмысления текста на шум как на основной очаг возбуждения мозга. При этом соблюдаются следующие условия:

    1. Чем более активно протекают мыслительные процессы, тем больше общая сумма частей внимания, уделяемых на одновременный анализ всех раздражителей (внешних и внутренних) т.е. тем больше число костров.
    2. Увеличение внимания на одни раздражители сопровождается уменьшением внимания на другие (одни разгорающиеся костры забирают энергию и огонь других, уменьшая их).
    3. Разрастается та часть внимания (разгорается тот костер), которая направлена на актуальное именно в данный момент событие. Например, если во время чтения Вы вспомните, что сейчас по телевизору идет передача, которую Вы обязательно хотели посмотреть, то успех дальнейшего чтения будет зависеть от того, что Вы сочтете более важным (актуальным) в данный момент.

Следовательно, если на площадке с большим костром (вызванным осмыслением читаемого) появляется маленький костер (соответствующий по величине раздражению из-за мешающего шума, и этот костер не будет погашен, то возможно, он разгорится, вбирая в себя энергию от большого костра, и даже может затушить большой костер. Чтобы этого не случилось и применяется метод "теннисного шарика".

Суть метода заключается в следующем: поймав себя на том, что невольно начинает прислушиваться к внешнему раздражителю, читатель мысленно:

    1. Надевает на голову скафандр;
    2. Представляет себе слышимый шум в виде теннисных шариков, летящих от источников шума;
    3. Представляет себе отскакивание ударяющихся о скафандр шариков и слышит звук цоканья от ударов.

Все это необходимо проделывать во время чтения, не переставая осмысливать содержание текста. В результате часть внимания постепенно переключается с внешнего раздражителя (шума) на теннисные шарики, а затем на осмысление читаемого, т.е. происходит двойное переключение внимания. Как только Вы начнете тренироваться, руководствуясь этим методом, на первых же этапах работы Вы ощутите положительные сдвиги.

Метод "теннисного шарика" (МТШ) работает следующим образом: с появлением маленького, но опасного костра (т.е. как только начинается отвлечение от чтения на внешний шум) читатель искусственно создает новый и достаточно большой костер, вызванный отскакиванием теннисных шариков от скафандра (т.е. значительное внимание начинает уделяться внушению представления скафандра и отскакивающих от него шариков, а также внушению, что читатель слышит звук их цоканья). В результате актуальности этого процесса на данный момент новый костер начинает разрастаться за счет перекачивания энергии от других костров. Это приводит к уменьшению, а затем и затуханию костра, соответствующего внешнему шуму.

И одновременно будет уменьшаться костер, соответствующий осмыслению читаемого, что является нежелательным, но вынужденным. После регулировки силы костров в течение некоторого времени читатель сознательно акцентирует внимание на процессе чтения (т.е. начинает раздувать костер, соответствующий усвоению читаемого, за счет костра, соответствующего представлениям скафандра и шарика). Таким образом, через какое-то время внимание все больше переключается на осмысление читаемого и все меньше остается на теннисные шарики и тем более на внешний шум.

Таким образом, хотя регулирование очагов возбуждения происходит в мозгу на уровне подсознания, все же путем тренировок, отрабатыванием определенных упражнений можно достигнуть переключения основного внимания на нужный для Вас объект.

Метод "теннисного шарика" позволяет:

    1. Переключать внимание с основного раздражителя на отработанные представления до прекращения осмысления раздражителя.
    2. Перевести сконцентрированное на этих представлениях внимание на основную работу:

Для применения МТШ необходимо сначала отработать умение быстро и легко вызывать:

    1. Ощущение скафандра вокруг головы;
    2. Представление теннисных шариков, летящих к скафандру от источника шума;
    3. Представление ударяющихся и отскакивающих от скафандра шариков;
    4. Восприятие звука цоканья ударяющихся о скафандр шариков.

Этому можно научиться поэтапно следующим образом:

I этап

Научитесь быстро вызывать и устойчиво поддерживать ощущение скафандра вокруг головы путем многократного представления этого скафандра в своем сознании. Скафандр или оболочка может быть любого цвета, размера и формы, выберите для себя то, что Вам больше нравится, но есть два непременных условия: он должен быть прозрачным и легким.

II этап

Научитесь представлять теннисные шарики, летящие от источника шума и растворяющиеся в голове. Шарики должны быть легкими, любого цвета и небольшими по размеру. Они должны лететь медленно. Как только один шарик, долетев до головы, растворится в ней, тут же из источника шума вылетает другой шарик. (Например, если Вам мешают своими разговорами читатели за соседним столом, то нужно представить шарики, вылетающие из того места, где сидят эти люди). Где и как конкретно рождаются эти шарики - не имеет значения. Шарики должны вылетать независимо от громкости шума и его периодичности (например, если Вам мешает скрип двери, то как только раздается очередной, Вы тут же представляете летящий от двери шарик. После растворения шарика в Вашей голове, Вы представляете следующий шарик, летящий оттуда же, независимо от того, продолжает в данный момент скрипеть дверь или нет).

III этап

Соедините два предыдущих представления и добавьте слуховые ощущения. нужно представить скафандр и шарики, вылетающие из источника шума, долетающие до скафандра и отскакивающие от него, и при этом услышать четкое цоканье от воображаемого удара шарика по скафандру. Далее проследите за отскочившим шариком до исчезновения его в бесконечности и также представьте полет очередного шарика и т.д.

Можно не заставлять отскакивать первые шарики, а пропустить их через скафандр и, только начиная, например, с пятого, представить их отскакивание.

Первым и вторым этапами можно овладевать попеременно в течение двух недель. И только после того, как Вы научитесь четко представлять скафандр и шарики по отдельности, можно приступать к их совмещению и тренироваться еще в течение двух недель.

Есть, конечно, и такие читатели, которые могут плодотворно работать и при любом шуме. Некоторые из них даже считают, что читать лучше под музыку или при включенном радио или телевизоре.

Специалисты, основываясь на экспериментальных данных, считают, что каждый должен работать в тех условиях, к которым он привык. Но все же они для достижения наибольшей производительности умственного труда советуют создавать тишину, но не абсолютную, а относительную. Легкий гул, шелест страниц в читальном зале (конечно, при отсутствии болтовни за соседним столом) способствуют наилучшему усвоению текста. Показано, что в полной тишине внимание поддерживать труднее, чем при слабом монотонном шуме.

Умение изолировать внимание от внешних шумов может стать еще одним Вашим требованием повышения культуры чтения.

Когда вы последний раз читали книгу в своё удовольствие? Сколько книг вы прочли за последний год? Если ответы на эти вопросы расстраивают вас, не огорчайтесь, скорее всего, вы просто не занимались этим вопросом.

Мы дадим вам 10 советов по чтению книг, которые помогут вам наверстать упущенное.

1. Читайте только те книги, которые вам нравятся

Если вам нужно прочесть книгу на какую-то конкретную тему для работы, вы всегда можете выбрать из имеющего ассортимента самую легко читаемую. Тогда чтение будет приятным и полезным.

2. Выделяйте время для чтения

Если ждать момента “когда будет время”, вы никогда не начнете читать. Вы можете читать в транспорте, но, как правило, суета мегаполиса не дает сосредоточиться на читаемом материале.

Выделяйте конкретное время для чтения книг. Лучше всего в спокойной атмосфере, в которой вы сможете расслабиться и насладиться чтением.

Например, вечером дома откажитесь от чтения статусов в социальных сетях и посвятите вечер чтению книги. Хорошая книга принесёт вам намного больше пользы, чем впитывание информации из интернета или ТВ.

3. Не отвлекайтесь во время чтения

Чтение – это сложный процесс получения и усвоения информации. Если вам важно вынести из книги максимум знаний и новых мыслей, сосредоточьтесь на процессе чтения и не отвлекайтесь на посторонние мысли и дела.

4. Чтение это спорт

Чтение – это не просто процесс получения информации. Во время чтения ваш мозг работает намного активнее, чем при просмотре фильмов. Ведь в кино всё уже показано, остается только смотреть. А в процессе чтения мозг постоянно конструирует и визуализирует новые картины и миры.

За счёт такой активной работы после книги остается больше знаний, мыслей и идей. Чтение – это спорт для сознания, который развивает из человека личность.

И чем больше вы читаете, тем больше вы подсаживаетесь на этот спорт.

5. Сделайте чтение привычкой

Привычка – это сложившийся способ поведения, осуществление которого в определённой ситуации приобретает для индивида характер потребности.

Чтение это одна из лучших привычек, которая может быть у человека. Чем больше вы будете читать, тем больше вы будете .

6. Найдите своего книжного гуру

Всем нам требуются учителя, которые помогают нам избежать ошибок и двигаться вперед.

В чтении вам тоже нужен гуру, который будет с вами на одной волне и будет снабжать вас интересными и правильными книгами. Кроме того, он поможет вам глубже понять смысл прочтенного.

7. Освойте скорочтение

Скорочтение – это не только процесс быстрого чтения. В первую очередь, этот навык направлен на лучшее усвоение и понимание материала. А потом уже на скорость его восприятия.

8. Читайте одновременно одну книгу

Чем больше книг вы читаете одновременно, тем меньше ваше внимание сосредоточено на каждой книге в отдельности. Таким образом, это становится чтением ради чтения.

Чтение одной книги позволит вам максимально сосредоточиться на ней, и в короткий срок перейти к новой.

9. Читайте с блокнотом

Если вы читаете серьезную книгу, то есть занимаетесь аналитическим чтением, вам необходим блокнот. Выписывайте основные идеи, тезисы и цитаты.

В памяти лучше всего отложатся моменты, записанные в блокнот, а благодаря ним и дополнительная информация. Взглянув впоследствии в блокнот, вы сможете вспомнить всю необходимые детали.

10. Смешивайте стили

Старайтесь менять стили читаемых книг, иначе чтение быстро вам наскучит. После прочтения серьёзной книги выберите что-то лёгкое.

Как в учёбе, после математики должна быть литература, потом физика, а потом биология.

P.S

Небольшой совет

Чтобы максимально погрузиться в книгу, спросите себя, какие новые знания может дать вам эта книга, и как они помогут вам в жизни. Ответив на эти вопросы, вы поймете, что книга – это ваша дорога к новым возможностям!

Не откладывайте чтение!

Мы живем в информационном мире. Это тот мир, где каждую минуту, даже секунду, происходит нечто, настойчиво требующее нашего внимания. Видео, аудио, Интернет, мобильная связь делают из нас настоящих пожирателей информации. Но наше внимание становится все более рассеянным. Мы привыкаем «хватать по верхам», и уже не в состоянии сконцентрироваться на чем-то одном, даже когда это важно и нужно. Попробуйте – удастся ли вам дочитать, не отвлекаясь, хотя бы этот текст?

Сегодня мы будем говорить о том, как научиться сосредотачиваться, определенно — без этого умения невозможно сделать нашу жизнь целенаправленной и продуктивной.

Начнем с простого, ведь у сложных проблем всегда есть простые решения. Есть универсальный рецепт и для концентрации. Он такой: сделай так, чтобы объект внимания стал тебе интересен.

Интерес – вот самый эффективный способ сосредоточится на чем-либо. Загрузка внимания при мытье полов составляет около 9%, а при подсчете денег – более 80%.

Но вот беда — проблемой простых решений обычно является то, что их сложно реализовать. Как быть, если внимание нужно удерживать долгое время, например, в период сдачи экзаменов или написания научной работы?

Подключите физиологию

Наше умение сосредоточиться напрямую зависит от самочувствия. Есть несколько правил, которых стоит придерживаться в периоды, требующие концентрации. Вот эти правила:

1. Замените привычную чашку кофе несколькими аэробными упражнениями. Считается, что кофе — лучший активатор мыслительных процессов. Но это не так, в больших количествах этот напиток расфокусирует внимание.

На самом деле самый эффективный стимулятор – физические упражнения. В нашем мозге они высвобождают химические вещества, влияющие на обучаемость и память. Если не любите физкультуру, замените упражнения 15-минутной прогулкой.

2. Пейте больше воды в то время, как читаете или усваиваете информацию. Для этого есть, как минимум, два повода.

Один – физиологический – основан на том, что наш мозг распознает малейшие изменения в организме. И начинает работать не самым оптимальным образом, чтобы привлечь наше внимание, нам трудно сосредоточиться. А недостаток жидкости – первое, на что мозг реагирует (после нехватки воздуха).

Второй повод эзотерического характера. Вода в качестве носителя информации помогает лучше усваивать новое. Пить чистую воду следует небольшими глотками.

3. Высыпайтесь. Причиной неспособности сфокусироваться часто является обычное недосыпание. В дни напряженной умственной деятельности необходимы 7-9 часов сна, это время окупится затем отличной работоспособностью.

Примите оргмеры

В информационном мире мы должны всюду успевать, делать сразу несколько дел и многое держать в памяти. Напряжение, возникающее в результате такой многозадачности, превращается в постоянный стресс. И является одой из причин нашей неспособности сосредоточиться. Кажется, мы все время что-то упускаем. «Взлететь над суетой» можно с помощью организационных мер.

1. Составьте список всех дел, которые «крутятся» у вас в голове. Разбейте его на 3 списка по принципу:

— самые срочные (первой очереди);

— то, что можно сделать завтра или послезавтра;

— дела, которые можно отложить на определенное время.

Каждый день составляйте этот список по-новой, сделанное вычеркивайте по мере исполнения. Сложные задачи старайтесь выполнить в первой половине дня.

2. Организуйте свое рабочее пространство или место, где будете заниматься. В этом месте не должно быть ничего отвлекающего. Не пытайтесь сосредоточиться при работающем телевизоре или между написанием комментариев в соцсетях. Максимум, чего добьетесь – необъяснимое чувство усталости к вечеру.

3. Включите перерывы в ваш график. Это время можно использовать для звонков по телефону, просмотра соцсетей, прогулки на свежем воздухе или разминки. Главное – время от времени переключаться с концентрации на расслабление.

Тренируйтесь

И – хорошая новость — наш мозг может развивать способность к игнорированию отвлекающих факторов! Поэтому, в заключение, как научиться концентрироваться с помощью специальных упражнений. Они содержатся в комплексах йоги и в аутотренинге. Но самым доступным и приятным способом развития способности к сосредоточению является чтение.

Читайте книгу без остановки в течение 30 минут. Через каждые несколько страниц пересказывайте про себя содержание прочитанного, убеждайтесь, что вы сконцентрированы на тексте. С каждым днем увеличивайте время беспрерывного чтения, постепенно доводя его до часа или даже двух.

Тренировка переключения внимания. Читайте попеременно две книги близкой тематики. Страницу – в одной, потом — в другой. После 30 минут такого чтения необходимо составить план прочитанного в каждой книге.

Итак, главное – способность к концентрации можно и нужно развивать. Пробуйте, и спасибо за внимание!

    Похожие записи