Куда ушел нетиевский. Сергей Нетиевский об «Уральских пельменях»: «Им будет стыдно

Сергей Нетиевский стал известным благодаря игре в команде КВН «Уральские пельмени». На протяжении пяти лет коллектив боролся за звание победителя и в 2000-м году, наконец, достиг заветной победы. Однако после этого карьера участников на телевидении не закончилась - через девять лет на экраны выходит шоу «Уральские пельмени», которое находит отклики в сердцах миллионов россиян, а участники становятся настоящими звездами.

Сергей Нетиевский запустил это шоу на СТС и на протяжении нескольких лет выступал в качестве продюсера команды. Однако сейчас между коллективом и бывшим руководителем пропасть непонимания – они встречаются в судах. Одно из недавних дел, заседание, по которому состоится 30 января, вызывает у Сергея лишь недоумение. От него потребовали 28 миллионов рублей.

«Адвокаты просуммировали все расходы от концертов, которые мы организовывали в 2014-2015 годах. Я выступал в роли продюсера. Деньги были потрачены где-то на 16 концертов, каждый по 1,5-2 миллиона в сумме. Туда входит и реквизит, и костюмы, и зал, и много других мелочей, без которых невозможно создать шоу. Сейчас мне странно слышать об этом иске, как будто ребята не знали, как я организовал концерты. На что они рассчитывают в суде? Видимо, нынешнее руководство «Пельменей», а точнее Евгений Орлов, хочет насолить мне. Хотя уже прошло четыре года», - рассказал Нетиевский «СтарХиту».

Сергей признался, что сейчас старается не обращать внимания на многочисленные иски и концентрироваться на новых достижениях. Этой осенью он планирует запустить новый телевизионный юмористический проект. Пока он выбрал название «Смешное время».

«Мы хотим ориентироваться на молодежную публику. Сейчас мы снимаем первые программы – приглашаем звезд КВН, которых знает новое поколение. Надеемся, что передача будет иметь успех у зрителей», - рассуждает Нетиевский.

Сергей отметил, что не держит зла на коллектив. Более того, он продолжает общаться с некоторыми приятелями из «Уральских пельменей». Продюсер понимает, что бывшие коллеги нападают, защищаясь от двух исков, которые его компания «Фест Хэнд Медиа» подала в отношении «Уральские пельмени продакшн» и самих участников на сумму более 80 миллионов. Нетиевский считает, что впоследствии ребятам будет стыдно за эту ситуацию. По мнению продюсера, сейчас бывшие коллеги получают огромные деньги.

«Я не знаю, что ими движет. Я занимался продвижением, продюсированием, зарабатывая другие деньги, а они выступали просто, как актеры и авторы. Никто не умаляет их таланта – все выполняли свою работу, но сколько ярких талантливых людей не видят зрители, они не появляются на каналах, пока с ними не начнут работать продюсеры и то при этом некоторые шоу проваливаются, об этом тоже не надо забывать. Продюсерам приходится делать большую работу по запуску и продвижению, выбрать формат, выстраивать отношения с каналом, со всеми нужными людьми и службами для производства. А когда приходит популярность, актеры считают, что это только их заслуга, а продюсер незаслуженно получает свои дивиденды. Я думаю, все шоураннеры меня поймут, такое часто происходит в мире шоу-бизнеса», - рассуждает Нетиевский.

Тем не менее, из конфликтной ситуации Сергей старается извлечь важные детали. Одну из ошибок в своей работе с «Уральскими пельменями» он видит в том, что слишком доверял менеджеру проекта Евгению Орлову, который, по его мнению, совершил от имени компании ряд сомнительных сделок и выдал займы на многомиллионные суммы. Для своего нового проекта Нетиевский пока не выбрал человека, которому сможет поручить важные дела.

Опубликовано 26.06.17 13:13

Сам изгнанный из команды артист заявил, что огорчен заявлениями бывших коллег.

Журналисты "Собеседника" узнали подробности конфликта между командой "Уральские пельмени" и Сергеем Нетиевским. О ситуации изданию рассказали генеральный директор команды Евгений Орлов, а также участники коллектива Дмитрий Соколов и Дмитрий Брекоткин.

vid_roll_width="300px" vid_roll_height="150px">

По словам Орлова, в 2011 г. в Екатеринбурге было создано "Творческое объединение "Уральские пельмени", в котором у всех участников команды было по 10%, а в 2012 г. Сергей Нетиевский организовал в Москве компанию "Идея Фикс Медиа" и стал ее основным соучредителем:

"По существу, вот эта компания, принадлежащая и контролируемая Сергеем Нетиевским, и стала собственником практически инткббээ всех программ "Уральских Пельменей". Команда "Уральские пельмени" выполняла функции актеров и сценаристов на отдельных разовых контрактах, доверяя Сергею и будучи уверенной в его порядочности. А Нетиевский получал доходы от продажи программ на телеканалы, скрывая это от команды. Нетиевский рассказывал команде, что они работают за гонорары. И ребята верили этой версии в течение 3-х лет. А в это время он присваивал себе деньги от телевизионной деятельности (продажа программ на СТС), посчитал недостаточным уже присвоенных денег. Он судится с командой, пытаясь запретить распоряжаться старыми программами, права на которые сам у команды и увел. Хочет быть единоличным обладателем прав, хочет еще и еще", — пояснил Евгений Орлов

Он заявил, что Нетиевский продавал записи концертов "Уральских пельменей" телеканалам начиная с 2009 года, оставляя всю выручку оставлял себе. Как добавил Дмитрий Соколов, на момент подписания творческим коллективом договора с СТС о записи шоу, Серегей Нетиевский продолжал скрывать реальные доходы от команды.

"У нас уже были подозрения. Однажды на съемочной площадке состоялся разговор с представителем СТС, во время которого мы поняли, что в этом бизнесе есть деньги. После этого мы устроили собрание на нашей творческой базе и попросили Нетиевского приехать со всеми договорами и отчетными документами. На встрече стало ясно, что наш друг присваивал себе наши доходы от телевизионной деятельности. Нетиевскому пришлось все признать", - сказал артист, отметив, что когда Сергей Нетиевский занимался организацией гастролей "Уральских пельменей", то н также скрывал от участников команды реальные доходы:

"После этого мы лишили его права заниматься гастролями. В общем-то, всегда были намеки на то, что что-то нечисто. Он считает свои действия правомерными! Девять человек неправы, а он прав. Он говорил: "Это бизнес. В Москве все продюсеры так делают". То есть, он почему-то возомнил себя нашим продюсером. Хотя у каждого в нашей команде равный вклад в общее дело, и доходы тоже должны быть равными. А за его организационную работу мы доплачивали ему дополнительные 10%", - сказал Соколов.

По словам Дмитрия Брекоткина, команда предлагала в досудебном порядке решить этот вопрос, но Нетиевский не пошел на мировую.

"Мы ему сказали: "Ну, так случилось. Назовем это "бес попутал" или "головокружение от успехов". Ты не прав. У тебя есть выход, ты говоришь: "Ок, ребята, я признаю, что неправ. Постараюсь что-то вернуть". Знаете, что он ответил: "Да вы что? Это вы все неправы, а не я!" Тогда мы выгнали его из директоров, создали новое предприятие, у нас идет творческая работа, новые проекты. А с этой ситуацией пусть разбираются следственные органы и в Москве, и в Екатеринбурге", - пояснил Брекоткин.

Позднее сам Сергей Нетиевский рассказал в интервью DK.RU , что читал высказывания коллег, и они его огорчили.

"Не ожидал от своих прошлых коллег такого… Понимаю, что это они делают не сами, а под воздействием моего бывшего менеджера Евгения Орлова. Телевизионный продукт создается не только актерами и авторами, он создается и продвигается трудом слаженной команды продакшн компании под руководством продюсеров. Я проделал большую работу продюсера и действительно сделал из команды КВН "Уральские пельмени" — популярное телевизионное шоу! Запустить ТВ-проект — это другой, по сравнению с актерами и авторами, более высокий уровень ответственности, риска и, соответственно, это другая оплата. В процессе нашей совместной деятельности мои бывшие коллеги осознавали это, и даже говорили об этом в интервью, но под воздействием нового руководителя вдруг изменили свое мнение. Обращаюсь к моим бывшим коллегам: если у вас есть какие-то претензии ко мне, а договориться не получается, то у нас правовое государство — идите в суд"., - заявил Нетиевский

Как писал , конфликт "Уральских пельменей" с Сергеем Нетиевским длится уже довольно давно. Осенью 2015 года команда решила отстранить его от директорской должности, но Нетиевский оспорил это в суде, и выиграл дело. В 2016 году шоумен сам покинул эту должность, а этим летом, как ожидается, арбитражный суд Москвы рассмотрит два иска Сергея Нетиевского по результатам деятельности экс-менеджера продакшн-компании "Идея фикс медиа" Орлова Евгения, ныне занимающего должность директора "ООО Уральские пельмени продакшн".

Верная супруга, заботливая мама и отчаянная домохозяйка… Такой Стефания-Марьяна Гурская запомнилась всем поклонникам «Уральских пельменей». В популярном шоу девушка составила нешуточную конкуренцию всем юмористкам. Но этого Стефании-Марьяне показалось мало, и теперь она решила покорить новую вершину - с 9 января актрису можно увидеть на телеканале ТНТ в сериале «Гражданский брак».

ИЗ «ПЕЛЬМЕНЕЙ» Я УШЛА В НИКУДА

- Стефания-Марьяна… Как больше нравится Стефания или Марьяна?

Я понимаю, что для России не очень привычно два имени. Конечно, правильно обращаться по полному имени: Стефания-Марьяна. Но друзья и близкие называют меня по-разному. Одни зовут меня Марьяна, другие Стефа. Мне оба имени нравятся.

Зрители запомнили Стефу по ролям в "Уральских пельменях" Фото: Личный архив Стефании-Марьяны Гурской

- Как же получилось, что у всех одно, а тебя сразу два имени?

Я родилась на Украине в День Святого Стефана и, когда меня крестили, назвали Стефанией по Католическому календарю. А мама с папой решили еще от себя имя дать и назвали Марьяной.

Стефания-Марьяна, ты два года посвятила «Уральским пельменям». И почему вдруг решила уйти оттуда, когда шоу на пике своей популярности?

Я полгода мечтала сняться в сериале. Честно говоря, из «пельменей» я ушла в никуда. Были предположения, что я поссорилась с коллективом… Но я просто ушла, потому что поняла - это потолок. Выше в шоу мне уже не прыгнуть. Для меня это был смелый шаг, но я верила в себя. Как говорят: нужно избавиться от чего-то старого, чтобы пришло что-то новое. «Уральские пельмени» - очень высокий старт, но всегда нужно двигаться и развиваться дальше. И так совпало, что через две недели после ухода мне позвонил агент и пригласил на пробы сериала «Гражданский брак» на ТНТ. И меня сразу же утвердили!


В сериале "Гражданский брак" на ТНТ Стефа сыграла подругу главной героини. Фото: ТНТ

- Это говорит о том, что ты хорошая актриса. Но профессионального образования у тебя нет…

Действительно, у меня нет актерского образования. Я, если честно, и не собираюсь идти учиться. Я уверена, что лучший опыт человек получает непосредственно во время работы. Есть множество прекрасных и талантливых актеров без образования. Имеет значение только то, что ты умеешь и можешь. А на мою роль в сериале пробовались 150 профессиональных актрис!

НА СВИДАНИЯ ПРИГЛАШАЛА САМА

- Твоя героиня в сериале отличается от тех замужних дам, которых приходилось играть раньше?

У моей Ани вообще не складываются отношения с мужчинами. Она сама рулит процессом, зовет на свидания. Кстати, я такой же была, пока не встретила своего молодого человека Сергея.

- То есть тоже приходилось приглашать на свидания?

Да. Если мне нравился мальчик, то я за ним ухаживала. Цветы, конечно, не дарила (смеется), но разные сюрпризы делала. Одному мальчику, например, устроила завтрак на крыше (смеется). Потом я встретила Сережу. Мы играли с ним в КВН. Сперва просто дружили, а потом стали встречаться. Он первый начал за мной ухаживать. Но все было взаимно.


Сериал ставит акцент на отношения между мужчиной и женщиной. А у тебя до этого все-таки был целый коллектив, состоящий из успешных мужчин. Это я про «Пельменей». Сергей ревновал?

Мой Сережа сам успешный! Он очень умный человек и талантливый архитектор. Проектировал аэропорт в Перми , бары в Екатеринбурге . Зачем ему ревновать к успеху других мужчин? Единственное, Сережа шутил, что недолюбливает сцены с Брекоткиным , когда мы играли супругов (смеется) Но я скучаю по нашим с Димой номерам. И если надо будет с Брекоткиным еще сыграть, то я обеими руками «за»!

- Глядя, как ты убедительно играла умудренную опытом жену, трудно поверить, что тебе всего 25…

Меня это жутко бесит (смеется). Но я понимаю, почему так происходит. Ведь я работала в коллективе, где все участники старше меня на 20-25 лет! Только представьте! И я играла там их жен. Конечно, люди будут воспринимать меня старше. Но на ТНТ я, наконец, сыграла героиню своего возраста. Ура!

- Пыталась ли ты привнести наш уральский колорит в образ своей героини?

Мой уральский говор все слышали и сразу спрашивали, откуда я. В Москве из-за сериала «Реальные пацаны» все сразу думают, что я из Перми, раз так говорю. Когда мы с моим агентом Лерой только познакомились и еще не начали работать, она первым делом сказала, что нужно убирать говор. Но я этим не занималась, если честно. Потом прошло время, и как-то меня пригласили на съемки одного проекта. Там все были в восторге от того, как я говорю и сказали, чтобы я ни за что не убирала свой говор. В общем, теперь это моя фишка.


НАДО ВСЕГДА ДЕЛАТЬ ТО, ЧТО ХОЧЕТСЯ

Удивительное совпадение. 19 декабря, когда был предпремьерный показ в Москве, исполнилось 4 года, как мы с Сережей вместе. А 9 января, в день премьеры у меня день рождения. Двойной праздник. Второй год подряд планирую закатить шумную вечеринку, но накануне решаю, что ничего такого не хочу. И просто провожу время с любимым. Надо всегда делать то, что хочется. Особенно в свой день рождения. Захочу весь день проваляться перед теликом - так и сделаю!


Моя героиня в сериале "Гражданский брак" сама зовет всех на свидания, как и я, - говорит актриса Фото: ТНТ

- В Москву переезжать не планируешь?

Обязательно перееду. Мы с моим молодым человеком хотим развиваться. А Москва для этого отличная площадка. Там есть, куда расти и двигаться. Единственное, что в переезде пока нет острой необходимости, уладим все дела в Екатеринбурге и переедем тихонечко.

Смотрите сериал «Гражданский брак» с понедельника по четверг в 20:00 на ТНТ

Екатеринбуржцы, выбравшие себе в униформу оранжевые рубашки, собрались в 1993 году на базе студенческих строительных отрядов Уральского политехнического института. Их было 12, как апостолов, - Андрей Рожков , Дмитрий Брекоткин , Дмитрий Соколов и другие. Из команды «Парк текущего периода» взяли Сергея Светлакова . В 1994 году пришел Сергей Нетиевский . Создали сборную команду УГТУ-УПИ, назвались «Уральские пельмени», начали играть в КВН и в 2000 году выиграли Высшую лигу. Потом взяли несколько кубков и начали думать о продолжении пути.

Сергей Нетиевский. Фото: Канал СТС Вот тогда Сергей Нетиевский и взял на себя управление кораблем. Все считали его хорошим капитаном судна, человеком, который сможет продвинуть и продать проект на ТВ. И Сергей Исаев , который впоследствии сместил Нетиевского, и Дмитрий Соколов, и Дмитрий Брекоткин хором говорили, что не зря Сергей окуклился в продюсера коллектива.

Пойти на ТНТ с идеей шоу была именно его затея. Юмористический проект «Шоу Ньюс» прожил недолго и был провальным, но именно этот плохой опыт позволил ребятам надолго засесть на канале СТС. Живы для наживы «Уральские пельмени» сколотили серьезный состав и начали шарашить концертные программы. В 2009 году их пригласил СТС. Точнее, это Сергей Нетиевский не оставлял попыток продать проект - и сделал это сверхуспешно. Команда начала записывать шоу прямо на своих концертах. Не слишком многослойный, но понятный юмор, интерактив со зрителями в зале, узнаваемые лица - вот и весь секрет успеха. Плюс «Пельмени» продолжали гастролировать. Над шоу работают 130 человек (!) - авторы, режиссеры, съемочная группа, гримеры…

В 2013 году «Уральские пельмени» взлетели на 15-е место в списке «Форбс». А где большие суммы, там большие конфликты. Увы, даже среди старых друзей. По уши в суде В 2015 году команду вдруг возглавил Сергей Исаев. Революция прошла без крови. Ведь десять участников «Уральских пельменей» являются учредителями проекта - вот большинством голосов Нетиевского и сместили. Вышло так, что к моменту смены власти в «Пельменях» Нетиевский единолично организовывал гастроли команды - был генеральным продюсером Idea Fix Media и учредителем First Hand Media. Это компании, которые выпускали проекты «Уральских пельменей» и занимались гастрольной деятельностью коллектива. Все доходы от телешоу приходили в копилку этих фирм. Ключевая претензия была такая: Нетиевский «получал доход от продажи шоу на телеканалы, скрывая это от коллектива на протяжении трех лет». Продюсерская работа - это огромный труд по производству шоу! А ребята ничего не делали как продюсеры Но смещенный продюсер этим совсем не смущен. «Как будто все, что зарабатывали продакшн-компания и я, как продюсер, нужно было делить и с коллективом! - удивляется Сергей Нетиевский. - Продюсерская работа - это огромный труд по производству шоу. Ребята ничего не делали как продюсеры. Коллектив исполнял функции актеров и сценаристов, поэтому с ними продакшн-компания заключала договоры, как с актерами и авторами. И они получали гонорар за каждый выпуск нашего шоу».

Юрист «Пельменей» Евгений Орлов уверял, что экс-продюсер увел «не принципиально огромную сумму, несколько миллионов рублей». Нетиевский пошел в ответную атаку - в суд. Он заявил, что его сместили, во-первых, без кворума голосов и, во-вторых, не уведомили о дате собрания за 30 дней. Суд восстановил продюсера в должности и взыскал с бывших коллег в его пользу 300 тысяч рублей - за судебные издержки. После чего Нетиевского уволили повторно, и он снова доказал нарушение прав. Поняв, что каши с «Уральскими пельменями» больше не сварить, осенью 2016-го Сергей ушел добровольно.

Команда подала коллективный иск в Арбитражный суд Москвы и потребовала оставить права на товарный знак «Уральские пельмени» у себя, а не у Нетиевского. Суд отказал. После чего Сергей передал команде право на два товарных знака «Уральских пельменей», попросив за это символическую сумму в два рубля.

Но на этом тяжбы не кончились.

Потому что права на спектакли принадлежат всем актерам телешоу. Однако до 2015 года в их число входил и Нетиевский, а после 2015-го - нет. Поэтому коллектив пытается договориться с Сергеем, как делить права, заработанный капитал, сайт и доли в проекте. Развод на миллион - Теперь я продюсирую программу, в которой команды «уже москвичей» и «понаехавших» соревнуются в остроумии на канале «Москва 24», - рассказывает Сергей Нетиевский. - Вместе с Российским союзом молодежи занимаюсь Всероссийским фестивалем СТЭМов, из которого хочу сделать телешоу. А еще уже год мы с авторами пишем сценарий фильма «9 марта».

«Уральские пельмени» тоже участвуют в кинопроцессе. Не так давно в прокат вышла комедия «Везучий случай», герои которой выиграли 43 млн рублей и решили сбежать от близких, чтобы не делиться. Может, это привет бывшему другу. Может, символический посыл для всех.

Как бы то ни было, Сергей Нетиевский живет сейчас один. С женой он разошелся два года назад после 18 лет совместной жизни. Информацию о том, что со времени развода за ним накопилось 1,5 млн рублей алиментов, продюсер опровергает. Старшего сына Илью он перевез в Москву, парень учится в школе и не хочет возвращаться домой, как уверяет отец. Средний сын Иван и дочь Маша живут в Екатеринбурге с мамой.

Сейчас директором «Уральских пельменей» юридически является Андрей Рожков.

История конфликта участников юмористического шоу «Уральские пельмени» с их бывшим директором Сергеем Нетиевским ранее была известна публике в основном со слов самого Нетиевского. Свою версию развития событий и причин конфликта . А мы попросили высказать свою точку зрения юриста, который представляет в суде интересы бывшего директора шоу. Управляющий партнер юридической фирмы «Юста Аура» Евгений Дедков в авторской колонке на портале сайт объясняет, что «Пельмени» могли бы предотвратить конфликт много лет назад, если бы вовремя соблюли все формальности.

Ситуация, которая произошла с «Уральскими пельменями», к сожалению, повторяется очень часто. Многие творческие коллективы наступают на одни и те же грабли, просто потому что все договоренности между участниками носят понятийный характер: каждый понимает свою роль по-своему, на бумаге договоренности не прописаны .

То, чем изначально занимались «Уральские пельмени», не было бизнесом, и поэтому характер организации и всех отношений между участниками был неформальным. Так же происходит, например, с музыкальными группами. Юридического статуса «музыкальная группа» не существует. Группа представляет собой творческий коллектив, объединение в рамках общей деятельности. Ребята просто собираются вместе и что-то делают. На начальном этапе неизвестно, останутся ли музыканты играть в гараже или начнут зарабатывать деньги, поэтому юридически отношения между ними не оформляются.

Важным с этой точки зрения является момент, когда в проекте появляются первые деньги, когда дело доходит до монетизации. Это переход коллектива от простого времяпрепровождения к коммерческой деятельности. И вот этот этап многие творческие группы упускают и совершают ошибки.

Момент появления в проекте денег - это принципиальный фактор, который вносит изменения и оказывает воздействие на организационные отношения . Потому что сразу возникает вопрос: кто является формальным лидером? На этом этапе представления участников образований, которые изначально носили неформальный характер, могут разойтись.

В качестве примера можно привести екатеринбургскую группу Do-up, которая на определенном этапе распалась. Была часть коллектива с Александром Богомоловым, который был основателем, музыкантом, создателем песен и т.д. И была вторая часть группы - Вадим Шакуров, который был пиар-менеджером и занимался финансовыми вопросами. Оба считали себя лидерами проекта, причем у каждого были основания для этого. У каждого была своя правда, а внятных договоренностей не было. Когда группа распалась, Шакуров переманил к себе вокалистку и использовал свои ресурсы контактного представителя группы, чтобы переключить на себя денежные потоки.

Каждый раз все происходит одинаково, творческим коллективам важно не упустить момент перехода к коммерческой деятельности и четко выстроить отношения между участниками проекта. С организационной точки зрения это означает, что отношения нужно оформить, создав совместное хозяйственное общество , чаще всего это общество с ограниченной ответственностью.

Возвращаясь к «Уральским пельменям», надо отметить, что этот момент они выполнили - создали ООО «Творческое Объединение «Уральские Пельмени» , где, согласно формальному распределению ролей, каждый член команды получил равную долю. То есть как они привыкли неформально взаимодействовать, такую специфику отношений и отразили в уставе общества.

Но у «Пельменей» проблема в том, что организацию создали просто для формальности. Как субъект, обладающий расчетным счетом, куда могут поступать деньги от концертной или иной деятельности. Они совершили типичную ошибку: недооценили важность проработки положений учредительных документов .

Обычно люди в силу недостаточной юридической грамотности смотрят в интернете, сколько стоит регистрация ООО, видят небольшую стоимость и рассчитывают ровно на эту сумму. Общество регистрируют, людям выдают устав, но никто его толком не читает. Устав - это основной формализованный документ, который регулирует отношения бизнес партнеров, и поэтому требует самой тщательной проработки. В случае с «Уральскими пельменями» в него включили взаимоисключающие положения. Очевидно, что участники коллектива не заморачивались, чтобы прочесть документ и понять, что там написано. Поэтому они не проследили за тем, чтобы в уставе было прописано, как участники должны поступать в тех или иных ситуациях.

Всем творческим коллективам, которые планируют заниматься коммерческой деятельностью, можно дать практический совет: нужно уделить максимум времени, чтобы отразить фактические договоренности по ведению совместного бизнеса в учредительных документах . Дело в том, что действующее корпоративное законодательство очень гибкое, и большинство параметров отношений можно изменять. Это касается и распределения прибыли между участниками. Совсем не обязательно, чтобы прибыль распределяли между участниками согласно долям, прописанным в уставе. Ее можно распределять и по иным параметрам.

Также корпоративное законодательство предусматривает такой важный для регулирования отношений партнеров по бизнесу инструмент как корпоративный договор . Поскольку в уставе нельзя отразить динамику развития отношений участников общества в зависимости от наступления тех или иных обстоятельств, этот инструмент позволяет заранее договориться о том, как будут реализованы корпоративные права участников. Например, они могут договориться голосовать определенным образом на общем собрании участников общества, предусмотреть обязанность продажи доли при наступлении определенных обстоятельств и т. д. В отличие от устава информация, содержащаяся в корпоративном договоре, нигде не раскрывается и является конфиденциальной. У «Уральских пельменей» такого договора не было.

Но в большинстве случаев корпоративного договора оказывается недостаточно, чтобы урегулировать отношения бизнес-партнеров. Во-первых, ведение совместного бизнеса часто не ограничивается использованием единственного ООО. Во-вторых, существуют вещи, которые не регулируются правом. Поэтому вместо устных договоренностей можно также рекомендовать заключать письменное партнерское соглашение , в котором можно смоделировать различные ситуации и определить, какие действия партнеров будут являться в этих ситуациях правильными и справедливыми. Например, определить цели бизнеса, принципы, на которых предприниматели будут вести совместную деятельность, распределить роли и зоны ответственности, определить принципы распределения прибыли, установить, что будет, если будет достигнута какая-либо цель.

В отличие от корпоративного договора, нарушение партнерского соглашения не повлечет за собой юридических последствий. Но это не означает, что последствий не будет совсем. Так, в определенных ситуациях суд может признать нарушение партнерских договоренностей злоупотреблением правом, и это будет основанием для взыскания причиненных убытков. А если такого соглашения нет, каждый из партнеров будет исходить из собственного представления о справедливости, и это создаст благоприятную почву для конфликтов . Именно так и произошло с «Уральскими пельменями».

На мой взгляд, именно отсутствие четких договоренностей явилось основной причиной их конфликта, ведь Сергей Нетиевский не совершил никаких неправомерных действий. Работая в должности директора совместного ООО «Творческое объединение «Уральские пельмени» , он не нарушил прав своих коллег по команде. Однако остальные участники команды обвинили Сергея в недобросовестности. Если бы стороны конфликта заранее заключили партнерское соглашение, тогда можно было бы четко установить, были нарушены ли конкретные договоренности членов команды и имелась ли в действительности какая-либо почва для прозвучавших обвинений. Поскольку такого соглашения в данном случае не было, обвинения со стороны коллег по команде в адрес Сергея лично мне кажутся некорректными.

В общем, все инструменты, необходимые для урегулирования отношений партнеров по бизнесу, в том числе и творческих коллективов, давно придуманы . На Западе их активно применяют, но в России, к сожалению, им часто уделяют мало внимания.