"Маленькое сказочное путешествие" Евгении Лоцмановой. Открытие выставки Евгения лоцманова почему на костылях

25 марта, в День работника культуры, Президент Российской Федерации Владимир Владимирович Путин вручил выпускнице МГУП имени Ивана Федорова Евгении Николаевне Лоцмановой премию за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации.

Описать то чувство радости, уюта, возвращенного детства, которое возникает при взгляде на работы Евгении, очень трудно. "В них пахнет полевым ветром и сырой землёй, и звери говорят на своих языках, всё в них весело, нелепо и сильно; как в настоящей звериной игре, всё проникнуто здоровым звериным юмором". Ей не пришлось придумывать детство, лезть за ним на заброшенный чердак памяти. Оно у нее рядом, только руку протяни. (По секрету скажу: Женя ведь еще в куклы играет - в том смысле, что она мастерит игрушки, и на выставках их можно увидеть.)

(работы кликабельны)

Хрупкая девушка работает с тяжеленными литографскими плитами, десятки раз улучшая то, что в результате стало совсем невесомым - подлинным искусством классической книжной иллюстрации. Получаются шедевры - мерцающие, волшебные картинки, которые можно разглядывать часами и читать-перечитывать, как самые настоящие сказки.

Волшебница эта - "птица из гнезда Диодорова". Зовут её Евгения Николаевна Лоцманова. Я думаю, вы запомните это имя."

Очень тепло Евгения говорит о своём любимом учителе Борисе Аркадьевиче Диодорове: "Он помог мне поверить в себя, помог сделать жизненный выбор в пользу искреннего искусства, искреннего творчества - такого творчества, которого просит душа".

Бабочки. "Волшебный холм" Г.Х.Андерсен

Маленький Водяной. "Волшебный холм"

Евгения Лоцманова родилась 14 января 1985 года в Коломне Московской области. Окончила детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование было любимым занятием с раннего детства неслучайно, родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке (Пермь, 2013). Член Московского союза художников.

Автор иллюстраций к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н.Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х.Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н.Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Участница многочисленных выставок иллюстраций, в том числе трёх персональных.

Бал. "Волшебный холм" (кликабельно, а лучше рассматривать по частям)

(кликабельно)

Жар - Птица. "Волшебный холм"

Лесные девы. "Волшебный холм"

Пир. "Волшебный холм" Снежный дом. Волшебный холм"

Мышка. "Волшебный холм"

Тучка. "Волшебный холм" Эльфы. "Волшебный холм"

Арфа. "Волшебный холм"

Максимилиан Волошин сто лет назад так сказал по поводу "Сорочьих сказок": «Подлинная поэзия, как и подлинная живопись, как и подлинная женственная прелесть, не доступны словам и определениям, потому, что они сами по себе уже являются окончательными определениями сложных систем чувств и состояний...»

25 марта, в День работника культуры, в Москве была вручена премия Президента Российской Федерации для молодых деятелей культуры 2015 года. Лауреатами премии стали всего три человека: музыкант В.М. Лаврик, дизайнер Е.А. Чебурашкина и коломенская художница Е.Н. Лоцманова. Премии в Кремле вручил Президент Российской Федерации В.В. Путин.

Евгения получила звание лауреата за вклад в развитие отечественного искусства иллюстрации. Талантливая художница является автором рисунков к книгам «Сказки 1001 ночи» (2007), «Сорочьи сказки» А.Н. Толстого (2013), «Волшебный холм» Г.Х. Андерсена (2014), «Маленькая лесная сказка» Н. Максимовой (2015). Также ею созданы серии иллюстраций к «Путешествиям Гулливера», «Хроникам Нарнии», «Тартюфу», серия литографий, посвящённых историческим местам России. Она участница многочисленных выставок, в том числе трёх персональных в 2012, 2013 и 2015 годах. Обладатель диплома Союза художников России (2010), победитель конкурса в номинации «Лучшее детское издание» на Большой книжной ярмарке в Перми (2013). Член Московского союза художников.

Евгения работает в очень сложной технике - цветной литографии, с использованием тяжёлого литографского камня, что требует большого терпения и физической силы. Вопреки трудоёмкости технологического процесса, рисунки получаются лёгкими, будто бы сделанными на одном дыхании. Являясь достойным продолжателем традиций отечественной книжной иллюстрации, Е.Н. Лоцманова создала собственный стиль, её работы отличает удивительная притягательность, доброе и светлое отношение к героям, внимательное отношение к тексту.










В настоящий момент Евгения Лоцманова работает над книгой своих стихов, иллюстрации к которой художница создает сама.
В заключение весёлое стихотворение для детей от Евгении Лоцмановой.
«Весёлое мычание»
Весёлое мычание,
Ленивое молчание
И сочно-изумрудное
жевание травы,
Тропинок убегание,
Ромашек расцветание,
Барашковое облачко,
безбрежность синевы.

Пятнистое мычание,
Шмелиное ворчание,
Молочное сверкание
берёзовой коры,
Мышиное метание,
И пчёлок бормотание,
И хвостиков качание
под пенье мошкары.

Протяжное мычание,
И птичек совещание,
И сонное журчание
лесного родничка
И радужно-стрекозное
цветное трепетание
И бабочково-знойное
порханье ветерка.

Весёлое мычание
И листков шуршание,
Пушинок пролетание
над сетью паучка,
Кукушкино кричание,
И щавеля щипание,
И важное жужжание
спешащего жучка.

Счастливое мычание,
Кузнечиков трещание,
Душистое встречание
предсумрачной зари,
Медово-ароматное
земли благоухание,
Ты спи сегодня, солнышко,
а завтра вновь гори!

Коломна замечательный город. Он и древний и новый. Мы приехали сюда заблаговременно, и перед открытием выставки Жени Лоцмановой побродили немного и кое- что сфоткали на память.
Все же непонятно, почему в бульваре перед домом Озерова нет ни одной скамейки((Абсолютно не на чем со вкусом посидеть. Но в остальном - оценки от впечатлений - твердые пятерки.
А сама выставка даже превзошла наши ожидания. Вроде бы видели большей частью известное, уже давно любимое, а все равно чувства при виде этого богатства свежие и сильные. Как и в первый раз.
У меня почему-то живет в глубине души ощущение, что я помню Женю с самых ее юных лет. Это, конечно, "ложная память". Встретил я ее на защите диплома в Университете печати, или чуть раньше, в мастерской у Бориса Аркадьевича Диодорова.
У него, повторюсь, много талантливых учеников. И дипломы в тот раз защищали тоже сплошь достойные ребята. Но не в обиду им всем будь сказано, Женя затмила всех.
Наверное, я пристрастен. Конечно же, пристрастен - потому что неравнодушен. К искусству иллюстрирования детских книг, например. Потому что это очень важное дело. Правильно сказал Дима Шеваров - тот, кто сейчас спасает детскую иллюстрацию, тот спасает Россию. Именно так, и не надо думать, что это пафос, громкие слова, преувеличение. Ведь сегодня дети - а завтра народ. Это тоже не моя мысль, это Сергей Михалков давно сказал. Именно детская книга, детское, семейное чтение создают ту связь времен и поколений, которая жизненно необходима для развития национального самосознания. Эта связь за последние двадцать лет была практически утеряна.
Но не буду больше пересказывать чужие умные мысли, лучше послушать самого Шеварова.
Картинки Жени - очень добрые, интересные, немного загадочные. Их хочется разглядывать, и пытливому детскому взгляду они расскажут много, и много чего оставят для фантазий и размышлений.
Сказал "картинки" - и хочется себя остановить. Не картинки, а пудовые типографские камни, неподъемные для хрупких девичьих рук - вот с чем пришлось работать Жене. Автолитография - дело очень трудоемкое, тяжелое, требующее верного глаза, твердой руки и, конечно, вдохновения. В отличие от рисунка или живописи, конечный результат движений твоих рук виден не сразу, а после появления оттиска (да еще гравюры - это зеркальные отражения оригинала, где "право-лево" - наоборот).


() Что еще добавить? Книга русалочьих и сорочьих сказок готова к печати. Будем ждать ее выхода в свет!
Спасибо Жене Лоцмановой, удачи ей!

Директор коломенской художественной школы Василий Берг, директор культурного центра "Дом Озерова" Галина Дроздова, художники Александра Павлова, Александра Пономарева, Надежда Чехонина, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров выступают на открытии выставки "Маленькое сказочное путешествие" в Коломне:


22.6.20012, съемка - Александра Кириллина

Друзья-художники Александра Павлова, Татьяна Карп, Анастасия Шеварова, писатель и журналист Дмитрий Шеваров рассказывают о Жене Лоцмановой:


Беседует Юрий Курнешов, съемка - Александра Кириллина

В Коломне проходит первая персональная выставка Евгении Лоцмановой - талантливой художницы-иллюстратора, у которой пока не вышло ни одной книги.

Тихо и скромно, в культурном центре "Дом Озерова" первая персональная выставка 27-летней художницы-иллюстратора, выпускницы факультета графических искусств Московского университета печати.

Взрослые и дети, люди, тонко разбирающиеся в искусстве, и те, кто вовсе не разбирается, - все ходили по выставке Евгении Лоцмановой какие-то озаренные. Глядя на ее иллюстрации к сказкам Х.К. Андерсена, А.Н. Толстого, С. Писахова и К. Льюиса, забываешь печальные прогнозы специалистов об умирании отечественного искусства книжной иллюстрации. После открытия выставки художница ответила на вопросы корреспондента "РГ".

Как же получилось, что ты посвятила себя такой тяжелой мужской технике, как литография?

Евгения Лоцманова: Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь.

Ты назвала свою выставку путешествием. Куда же мы отправимся?

Евгения Лоцманова: Мы отправимся в путешествие по сказкам, созданным писателями разных стран. Они несут в себе и яркий национальный колорит, и дух того времени, когда они были созданы. Русские, европейские или восточные сказки требуют разного подхода, разных художественных ориентиров, будь то русский лубок и расписные прялки, иранская миниатюра или европейская живопись XVI -XIX веков.

Твои герои сказочны - таких в жизни не встретишь. Откуда же они к тебе приходят? Из снов, из детства?..

Евгения Лоцманова: Да, в основном из детских впечатлений и каких-то смутных, но очень милых сердцу ассоциаций... Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы.

Евгения Лоцманова: В детстве очень любила волшебные сказки и повести про животных. Позже читала много классики и приключенческой литературы вроде "Трех мушкетеров". Одна из любимейших книг сейчас- "Мастер и Маргарита" Булгакова. Всегда с удовольствием читаю мемуарную литературу, книги, написанные в эмиграции, воспоминания людей, переживших сложнейшие моменты нашей истории. Одна из последних прочитанных - воспоминания художницы Остроумовой-Лебедевой.

Когда ты почувствовала себя иллюстратором?

Евгения Лоцманова: Все началось с чудесной картинки, нарисованной мамой к "Городу мастеров". У нее так здорово получалось, что мне захотелось нарисовать не хуже.

Твоя выставка - это целая сказочная страна. Как бы ты назвала эту страну?

Евгения Лоцманова: Мне запомнились слова Ники Георгиевны Гольц, одной из моих любимейших иллюстраторов, сказанные на встрече с нами, студентами. Она сказала: не нужно никаких выдуманных стран, ведь все самое интересное и волшебное происходит рядом, надо просто это увидеть.

Говорят, что твои предки были иконописцами? Что ты о них знаешь и чувствуешь ли в себе, в своем искусстве, какую-то родовую преемственность?

Евгения Лоцманова: К сожалению, знаю я не много. Мой прадедушка по материнской линии происходил из деревни Егорьевского уезда, где процветал иконописный промысел. В юности прадедушка продолжил семейные традиции, но после революции род занятий ему пришлось сменить. Наверное, и иконопись, и книжная иллюстрация - виды искусства, не слишком допускающие суету, включающие труд достаточно кропотливый, требующий "глубокого погружения" и напряженной душевной работы.

Кто твои любимые художники?

Евгения Лоцманова: Люблю фламандскую и голландскую живопись, Питера Брейгеля Старшего, Рембрандта, Хальса, Вермера. С радостью обращаюсь ко многим мастерам европейской живописи вплоть до конца XIX в. В русском искусстве очень люблю Коровина, Кустодиева, Врубеля, всех "мирискусников". С душевным трепетом отношусь к "Азбуке" Бенуа и книжкам Билибина. И конечно, моя огромная и бесконечная радость - мастера советской книжной графики, чьи картинки нежно любимы с детства: Конашевич, Юрий Васнецов, Маврина, Устинов, Елисеев, Гольц и многие-многие другие. И особенно хочу сказать об иллюстрациях моего дорогого учителя Бориса Аркадьевича Диодорова, которые для меня уже в институте стали настоящим озарением.

Ты пишешь стихи, занимаешься пением, делаешь куклы...

Евгения Лоцманова: Успеваю только маленькую часть от того, что хочется сделать. Но разные увлечения, я чувствую, питают друг друга. Пение русских народных песен вдохновляет на картинки к русским сказкам, если нет времени нарисовать явившийся вдруг образ, о нем где-нибудь в дороге можно написать стихотворение, а создание кукол, работа с объемом, с разными фактурами и материалами помогает легче лепить форму в рисунке.

Часто говорят, что дети равнодушны к книгам, к чтению, что скоро книга умрет. Что бы ты ответила таким скептикам?

Евгения Лоцманова: С помощью компьютерных технологий можно получить информацию, но скорее всего она будет калейдоскопичной. Книга же способна нести целостный художественный образ, который будет воспитывать вкус ребенка, являясь понятным, уютным и осязаемым домиком для слов и персонажей, живущих и действующих в ней, как актеры в спектакле, играемом для одного маленького зрителя и для самых близких его людей.

Прочитай, пожалуйста, что-нибудь летнее из своих стихов для детей.

Евгения Лоцманова: Летнее? Тогда вот это: " Счастливое мычание,/ Кузнечиков трещание,/Душистое встречание / предсумрачной зари,/Медово-ароматное / земли благоухание,/ Ты спи сегодня, солнышко, / а завтра вновь гори!"

Выставка Евгении Лоцмановой открыта до 22 июля 2012 г. в культурном центре "Дом Озерова" (Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2).

Коломна, Московская область

С 30 января в рамках проекта Молодежная творческая мастерская в Культурном центре Дом Озерова работает выставка Сказочный лес, посвященная Году литературы в России. На выставке представлены книжные иллюстрации к сказкам Х. К. Андерсена члена МОСХ Евгении Лоцмановой.

Об авторе: Евгения Лоцманова родилась в 1985 году в Коломне, окончила Детскую художественную школу и выбрала профессию художника-иллюстратора. Рисование с раннего детства было любимым занятием - ведь родственники Евгении по материнской линии были иконописцами в Егорьевском уезде Московской губернии. В 2007 году Евгения окончила Московский государственный университет печати.

Сейчас Евгения Лоцманова – это не только художник-иллюстратор. Она еще пишет детские стихи и мечтает издать книгу, проиллюстрировав ее своими рисунками. Профессии иллюстратора сопутствует и, в какой-то мере, дополняет хобби художницы - изготовление авторской игрушки: кукол и сказочных композиций из различных материалов (папье-маше, паперклей, керамопласт, мохер).

Основная часть работ на выставке – это иллюстрации к сказке Волшебный холм Х. К. Андерсена. Для молодой художницы Евгении Лоцмановой Волшебный холм - это вторая изданная книга с ее иллюстрациями, которые оживили эту сказку, и не могут не вызывать восхищения. Все-таки, как много значит художник для книги!

В основе иллюстраций этой истинно сказочной книги - дипломная работа художницы, но значительно переработанная для этого издания. Рисунки в редкой на сегодняшний день технике, которую принято считать тяжелой мужской техникой - литографии. Богатый художественный язык и яркие выразительные возможности техники литографии помогли создать сложный, веселый и немного таинственный мир.

Сама Евгения о выбранной технике пишет так: "Литография позволяет экспериментировать с одним и тем же эскизом, варьируя цвета и дорабатывая его в поисках лучшего решения. И есть своя прелесть в нерукотворности напечатанной картинки, которая обычно получается немножечко не так, как предполагаешь...Некоторых героев я рисую с самых близких людей. Например, с мамы".

Иллюстрации… Они, как легкое облако, обволакивают и погружают в сказку, создают необыкновенно волшебную атмосферу. Евгения Лоцманова сотворила маленький мир, населенный существами до того милыми, что сказка Волшебный холм станет у Вас одной из любимых! Думается, что созданные с такой теплотой и любовью иллюстрации не могут не найти отклик в сердцах зрителей. Выставка Сказочный лес - это путешествие по сказкам Х.К. Андерсена, которое вызывает желание прочитать или перечитать дивные сказки датского писателя.

Культурный центр "Дом Озерова"

Московская область, г. Коломна, ул. Красногвардейская, д. 2

Проезд:

Из Москвы: от ст. м. "Выхино" автобусом № 460 до ост. "Банк", от Казанского вокзала электричкой до станции "Голутвин", далее трамваем № 3, автобусами №№ 5,10 или маршрутными такси №№ 68, 20 до ост. "Площадь 2-х революций"