Моя любимая сказка. Cочинение «Почему мне нравится сказка «Золотой ключик

Вам нужно сочинение на тему: «Русские сказки»? Как писать такое сочинение? Это несложно, мы покажем вам, как написать прекрасное сочинение о русских народных сказках – кладезе народной мудрости.Как писать сочинение на тему: «Русские сказки»

Что так любят слушать все дети? Какие книги родители читают своим чадам с самого раннего возраста? Конечно, это любимые сказки – добрые, весёлые, умные. Не зря родители выбирают для деток именно их — ведь в сказках заложен очень важный жизненный принцип – добро обязательно побеждает зло. Но победа не всегда даётся легко. Сказки учат, что надо верить в себя, и идти к победе, несмотря ни на что.

Сказки ценны ещё и тем, что в них всегда есть скрытый смысл, сразу его можно не увидеть. Не зря Пушкин писал: «Сказка – ложь, да в ней намек!» Сказка аллегорична, из неё всегда можно сделать полезные выводы. Даже когда мы взрослеем, мы читаем любимые сказки, и с каждым разом мы видим в них новое, и чувствуем, переживаем всё совсем по-другому.

Сказка выделяется из всех видов устного народного творчества – она вечна. Сказки появились ещё в далёком прошлом. В сказках наши предки хотели объяснить важные принципы жизни, пытались выразить отношение к миру и действительности. Когда действительность изменялась, появлялись другие сказки, но главные принципы, заложенные в них, оставались: победа добра над злом, сильная вера в добро, в любовь, силу воли.

Из русских народных сказок условно можно выделить три группы: волшебные, сказки о животных, бытовые. Каждая группа имеет особенности и отличия между собой.
В бытовых сказках, как правило, заложен урок о том, что счастье нельзя измерить деньгами. Ведь любовь, семья, труд – это и есть истинное счастье. Не зря в сказке крестьянин, живущий бедно, всегда счастливее и умнее барина, живущего богато, в роскоши.
В сказках о животных можно увидеть всю историю отношений между людьми. Не зря все сказочные животные имеют свои особые черты. Медведь олицетворяет добродушие и силу, лиса – изворотливая, по-женски хитрая, волк воплощает силу, а также грубость и глупость, а заяц – добрый, простой, но беззащитный и трусливый. Разве эти персонажи не похожи на многих людей, которых мы видим каждый день?

Волшебные сказки всегда воплощают в себе главный жизненный закон: добро побеждает зло. В таких сказках, как правило, главный герой традиционно сильный, смелый и умный, а главная героиня – обязательно красивая, трудолюбивая.

И сражаются они всегда со злом, которое воплощают: Кощей Бессмертный, Баба Яга, Змей Горыныч, Лихо Одноглазое, Кикимора болотная. Главный герой, конечно же, побеждает всех представителей зла, ведь он смелый, великодушный, и готов жертвовать собой ради других. Трудный путь предстоит пройти герою, но он обязательно преодолевает все трудности и испытания.

Например, в сказке «Морозко» главная героиня могла замерзнуть в лесу, но девочка была очень добрая, послушная, умела жертвовать собой, и за это она была вознаграждена. В сказке «Царевна-лягушка» Иван-царевич ради невесты отправляется в путь — долгий и полный испытаний. Из сказок мы извлекаем важнейший урок: счастлив человек трудолюбивый, добрый к людям, готовый бороться за свое счастье и спасать других.

В каждой сказке еще и отображается вся поэтичность русской речи. Ведь множество писателей, поэтов, художников, музыкантов обращались к сказкам как источнику красоты, чистоты, мудрости. С помощью сказок мы познаём силу русского слова, культуру речи, всю мудрость народного опыта.

Сказка – это большой волшебный мир, особенный вид народного творчества. В нём заключается народная мудрость и хранится культура народа. Сказки преподают нам очень важные уроки: что самое ценное – это добро, гуманность, что нужно быть сильным и смелым, бороться за своё счастье, и что зло будет побеждено добром.

Для людей современных сказка – это и «преданье старины глубокой», они и воспитывают, и наставляют нас. Если мы будем читать русские народные сказки чаще, мы станем добрее, и мир изменится к лучшему.

Почему мы любим сказки? Ответ на этот вопрос очень прост. В нашей обычной реальности не хватает чудес и волшебства. В погоне за материальными ценностями мы утопаем в рутине, начинаем медленно сходить с ума от однообразия, постоянно испытываем стресс и мечтаем хоть на часок сбежать туда, где фантазия способна нарисовать отличный от привычного мир, где сны становятся явью, а добро непременно побеждает зло.

Впрочем, все это относится преимущественно ко взрослым читателям - фанатам фэнтези. Если же говорить о детях, то чудеса и волшебство для них столь же реальны, как для нас очередной дедлайн на работе или утренняя пробка. Они не просто верят в них, они убеждены, то мир соткан из магии. А сказки подтверждают эту уверенность. Следовательно, чтение сказочных историй для малышей - вовсе не эскапизм (попытка сбежать от реальности в вымышленную вселенную). Это продолжение того, что они видят вокруг. И задача современного сказочника - сделать так, чтобы, с одной стороны, не убить мечту, а с другой - наполнить свое произведение реализмом: вечными ценностями, настоящими правилами, пониманием происходящих событий, описанием окружающей действительности. Одним словом, требуется совместить приятное с полезным, и ни в коем случае нельзя нарушать правильные пропорции между главными ингредиентами. Ведь если реальности станет слишком много, сказка потеряет свое волшебство. Если ее будет недостаточно, произведение окажется пустым и утратит свой главный смысл: учить и передавать накопленный опыт от одного поколения к другому.

Сказки появились задолго до современной цивилизации. Когда-то древние люди рассказывали их друг другу у костра, зачастую сочиняя прямо на ходу. В иносказательной манере они делились своими наблюдениями, выводами, ошибками. Таким образом малыши развлекались и получали первые уроки жизни, которые, возможно, важнее всех школьных занятий, вместе взятых. Сказки содержат в себе не только развлекательные и обучающие компоненты, но и воспитательную базу. Они яркие, красивые и откладываются в памяти вместе со всей моралью, которая в них содержится. И это прекрасно понимали наши предки.

Традиции продолжили авторские истории. С течением времени менялись мир и проблемы, которые затрагивали сказители. Нужно отметить, что произведения родом из прошлого частенько современникам кажутся мрачноватыми, а высказанные в них идеи способны травмировать психику благополучных детей двадцать первого века. Поэтому очень часто классические книги видоизменяются, сокращаются и даже переписываются. Правильно ли это? Вопрос, об ответе на который спорить можно очень долго. Но если хочется избежать споров и прочитать своим детям оригинальную книгу, безопаснее будет взять творение современного писателя, понимающего наши реалии и особенности психики девчонок и мальчишек нового поколения.

Автором, чье творчество заслуживает пристального внимания, является Наталия Мосина. Ее книга «Как Катенька и Машенька в сказку ходили», которая вышла в мае текущего года в издательстве «Союз писателей», очень милая, добрая, волшебная. В ней полно магии и приключений, есть мечта, к которой можно стремиться, и надежда, ведущая вперед, подобно спасительному огоньку маяка в ночи. Герои вышли обаятельными и похожими на юных читателей. Они умеют любить, дружить, испытывают уважение к старшим. Высшие человеческие ценности, проверенные временем, преподносит публике Наталия Мосина. И в то же время ее произведение динамичное и красочное в современных традициях.

О чем же эта книга? О двух сестренках, которые очень любили слушать сказки. И вот однажды они сами решили отыскать дорогу в мир чудес, дверца в который не всем отворяется. Они встретили добрую фею, познакомились с мудрым Сказочником и отправились в собственную Сказку, где их ждут открытия, приключения и, конечно, опасности.

Приобретайте книгу для детей «Как Катенька и Машенька в сказку ходили» в интернет-магазинах «#Книга» и «Книга детям».

В основе сюжета этой сказочной повести А. Н. Толстого лежит борьба Буратино и его друзей с Карабасом Барабасом, Дуремаром, лисой Алисой и котом Бази-лио – борьба за овладение золотым ключиком, который для Карабаса Барабаса является символом богатства, власти над бедняками. Для Буратино же, папы Карло, пуделя Артемона, Пьеро и Мальвины золотой ключик – символ свободы. Им нужен театр, чтобы ставить спектакли и радовать зрителей.
Много приключений пришлось пережить Буратино с первого дня его появления на свет, когда его мысли были “маленькими-маленькими, коротенькими, пустяковыми-пустяковыми”, до того момента, когда он понял: “Надо спасти товарищей – вот и все”.
Буратино вызывает наше восхищение, что не мешает, однако, смеяться над его веселыми проделками. Этот деревянный мальчишка – хороший товарищ и верный друг, имеющий, правда, и некоторые человеческие слабости и недостатки. А друзей у Буратино много: это и Мальвина, которая пытается привить ему хорошие манеры, и Пьеро, влюбленный в Мальвину, и другие герои. Злые силы олицетворяют в произведении Карабас Барабас, продавец пиявок Дуремар, лиса Алиса, кот Ба-зилио. Автор высмеивает их на протяжении всей сказки. И мы смеемся вместе с ним, вспомнив, например, как свирепый Карабас, засунув бороду в карман, чихает без остановки, отчего на кухне все дребезжит и качается…
Сюжет сказки развивается стремительно: все движется, бежит, летит. Порой даже не знаешь, кому из героев надо сочувствовать, а кого следует считать противником. Это удивительно, но даже отрицательные герои вызывают нашу симпатию. Может быть, поэтому вся сказка – от начала до конца – читается на одном дыхании, легко и весело.

(Пока оценок нет)


Другие сочинения:

  1. Золотой ключик, или Приключения Буратино Столяр Джузеппе подарил говорящее полено своему товарищу шарманщику Карло. Бедный Карло вырезал из полена куклу с длинным носом и назвал ее Буратино. Чтобы купить новоиспеченному сыну азбуку, Карло продает свою куртку. Но до школы Буратино Read More ......
  2. Золотой ключик, или Приключения Буратино Давным-давно в некоем городке на берегу Средиземного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарманщику Карло говорящее полено, которое, видите ли, не желает, чтобы его тесали. В бедной каморке под лестницей, где даже очаг и тот Read More ......
  3. БУРАТИНО Характеристика литературного героя БУРАТИНО – герой повести А. Н. Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино” (1936). В переводе с итальянского “буратино” значит “деревянная кукла”. Прототипом этого персонажа стал деревянный человечек по имени Пиноккио – плод фантазии итальянского писателя Карло Read More ......
  4. Писатель снова обращается к “памяти детства”, на этот раз припомнив свое увлечение книгой С. Коллоди “Пиноккио, или Похождения деревянной куклы”. С. Коллоди (Карло Лоранци-ни, 1826-1890) написал в 1883 году моралистическую книжку о деревянном мальчике. В ней после долгих приключений и Read More ......
  5. Был праздник Вознесения, три часа по полудни. У Черных ворот в Дрездене студент Ансельм опрокидывает огромную корзину с яблоками, и слышит от торговки жуткие проклятья и угрозы: “Попадешь под стекло, под стекло!” Ансельм расплатился за свою оплошность, а так как Read More ......
  6. Давным-давно в некоем городке на берегу Средиземного моря столяр Джузеппе дарит своему другу шарманщику Карло говорящее полено, которое, видите ли, не желает, чтобы его тесали. В бедной каморке под лестницей, где даже очаг и тот был нарисован на куске старого Read More ......
  7. Катерина – главный персонаж драмы Островского “Гроза”. Основная идея произведения – конфликт героини с “темным царством”, царством самодуров, деспотов, невежд. Узнать, почему возник этот конфликт и почему конец драмы так трагичен, можно, заглянув в душу Катерины. И это стало возможным, Read More ......
  8. Сочинение по сказке Толстого “Золотой ключик, или Приключения Буратино”. Интерес к работе над сказкой не ослабевал у Толстого в течение всей его творческой деятельности. Он придавал большое значение отбору и обработке русских народных сказок. Стремясь раскрыть перед юными читателями огромное Read More ......
Почему мне нравится сказка “Золотой ключик”

Дома у нас библиотека. Нет, не так. БИБЛИОТЕКА. Впечатляет всех приходящих. Организована еще родителями. Ну а я пополняю преимущественно детскую её часть. Принципиально не покупая русские народные сказки. Нет, дети от отсутствия культурно-патриотичной составляюшей не страдают. Из нашего с сестрой детства им перепали отличные тома сказок народов мира, Африки, Азии, союзных республик и родных русских.О которых и речь.Про реки крови и постоянные братские смертоубийства на почве престолонаследия все знают. Но русские народные сказки таят в себе еще мноого разного неожиданного. Дословно цитирую:

О любви к животным.
«В некотором царстве жил был мужичок, у него были козел да баран. Поленился мужик накосить сена; пришла зима, нечего есть козлу и барану, стали они на весь двор реветь, а мужик схватил кнут и ну колотить их». (А нечего орать. Молча пусть с голоду помирают. Жживотные!)
Животные наносят ответный удар.
«Медведь взошел в избу; старик со страху кряхтит под корытом, а старуха закашляла. Медведь нашел их, взял и съел». (Это хоррор, дети)
О любви.
«Тут Иван-царевич взял ружье и застрелили подменную жену, а с Марьей-царевной стал жить–поживать». (А это триллер. Но о любви)
О трезвости.
«Позвал его леший в избу и налил стакан водки. Королевич выпил. «Много ль в себе силы чувствуешь?» - спрашивает мужик–леший. «Много». Дал другой стакан выпить. «А теперь?» «Еще больше». Налил ему третий стакан. «А теперь какова твоя сила?» « Да если б утвердить столб от земли до неба, я б всю вселенную перевернул!» (Три стакана водки, ага. Теперь только точку опоры бы)
О революции, крестьянстве и переделе собственности.
«Батрак снял с себя тулуп, нарядился в купчихину шубу и будит хозяина: «Вставай, бросим батрака в озеро» Купец встал; подхватили они купчиху и кинули в воду. «Что ты, хозяин, сделал? За что утопил купчиху? – закричал батрак. Делать нечего – воротился купец домой с батраком. Тот прослужил у него целый год да дал щелчок в лоб – только и жил купец. Батрак взял себе его имение и стал себе жить-поживать». (И никто не спохватится – одним купцом меньше...)
Про равенство.
Было у старика три сына: два умных, а третий дурак. Стал старик помирать, стал он деньги делить: старшему 100 рублей, среднему 100 рублей, а дураку давать не хочет. «Что ты батька,- говорит дурак, - дети все равны, что умные, что дурак. Давай и мне долю!» (так, с «умных» людей, верящих сказкам, начинаются революции)
Про семейную жизнь.
«Надел хозяин белую рубаху и лег под образа, совсем умирать приготовился и собирается хозяйке правду рассказать. На ту пору вбежали в избу куры, а за ними петух и давай гвоздить то одну то другую, а сам приговаривает: «Вот я с вами разделаюсь. Ведь я не такой дурак, как ваш хозяин, что с одной не справится. У меня вас тридцать и больше того, а захочу – до всех доберусь!» Как услыхал эти речи охотник, не захотел быть в дураках, вскочил и давай жену плеткой учить. Присмирела она: полно приставать да спрашивать. (Что тут скажешь?)
Про становление юноши.
«В некотором селе жил был старик, у него три сына. Младший Ванюшка – работать не работал, все на печке лежал. Вот пристал он к отцу-матери «Выделите мне мою долю!» Старик дал ему триста рублев. Ванюшка взял денежки, пришел в столицу и начал по городу бродить, по трактирам ходить, по кабакам гулять, да пьяниц созывать... Прогулял все деньги с теми пьяницами и стал думать, как ему, горемыке, жить да как бы пущей беды не нажить». (горемыка, да. И в итоге царем ведь станет. А? Каков жизненный путь?)
О феминизме.
«... А в ту пору Иван-царевич идет к Синеглазке, и с ним идет голь кабацкая. Подходит он к шатру. Выбегают два мальчика:
- Матушка, матушка, к нам какой-то пьяница идет с голью кабацкой!
А Синеглазка им:
- Возьмите его за белые руки, введите в шатер. Это ваш родной батюшка. Он безвинно три года страдал.
Тут Ивана-царевича ввели в шатер. Синеглазка его умыла, причесала, одежу на нем сменила и спать уложила. А голи кабацкой по стаканчику поднесла». (Ну да – страдает безвинно. Все по Достоевскому.Оттого и пьет. А жена сыновей растит, дом содержит, и голи кабацкой стаканчики подносит. Когда мужа домой возвращают)
Зачем нам «Скандалы. Интриги. Расследования»? Зачем фильмы ужасов и триллеры? Зачем «Спид-ИНФО» и всякая желтенькая пресса?
Читайте русские народные сказки! В них есть ВСЁ!

Чудесный мир сказки... Я хорошо помню, когда бабушка меня, еще совсем маленькую, своим ласковым голосом приглашала к нему. И я путешествовала по тем прекрасным и неповторимым миром. Представляла себя на месте главного героя или рядом с ним. Болела за Василису Премудрую, восхищалась красотой Людмилы и мужеством Руслана, а также сказочным котом, который ходил по цепи. И, наверное, поэтому я с уважением отношусь к черному озорного бабушкиного кота, считая, что он из сказки А. Пушкина. И даром, что кот ходит совсем не по цепи, а гуляет сам по себе. А мальчики, которые меня окружают, не всегда ведут себя по-рыцарски.

Вот, например, в известной сказке «Золушка» девушку всегда обижала мачеха и сестры. За тяжелым трудом и ежедневными хлопотами она и не мечтала о счастье. Но за свое доброе сердце и терпение Золушка получила награду, о которой мы все знаем.

А в сказке «Спящая красавица» мачеха-королева была очень красивой. Однако она постоянно стремилась причинить своей падчерицы зло. Поэтому, читая сказку, я не воспринимала красоту королевы. Мне казалось, что ей подошло бы быть старой монахиней, на которую она ради зла временно превращалась.

Таких примеров можно привести много. Читая сказки, я учусь распознавать жестокость, эгоизм под маской подобострастия, различать добро и зло. Ведь со всем этим каждому из нас еще придется встретиться в жизни. Поэтому будем вооруженными благодаря мудрости, добру и красоте сказки.