Описание храма Покрова на Нерли: история создания. Храм рождества богородицы на нерли Где находится собор на нерли

Весной 2009 года с благословления благочинного Ростовского округа архимандрита Сильвестра (Лукашенко) начались реставрационно-востановительные работы в храме Рождества Пресвятой Богородицы села Пречистого на Нерли Ростовского района Ярославской области.

Для многих наших современников название реки Нерль в первую очередь ассоциируется со знаменитой церковью Покрова на Нерли, белокаменным храмом во Владимирской области, в полутора километрах от Боголюбова. Этот шедевр зодчества владимиро-суздальской школы воздвигнут в 1158 году в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы при владимирском князе Андрее Боголюбском. Храм стоит в живописном месте при впадении реки Нерль в Клязьму.

Для уточнения нужно сразу сказать, что существует две реки с одним и тем же названием Нерль. Клязьменская Нерль вытекает из заболоченной местности восточнее Переславля-Залесского, а вторая Нерль берёт своё начало недалеко отсюда, чуть севернее Плещеева озера, и впадает в Волгу. Обе реки в древности были единым судоходным путём благодаря волоку, что соединял их истоки. Об этом упоминают русские летописи.

Храм Рождества Богородицы, о котором у нас пойдёт речь, находится в верховьях Нерли Клязьменской, в южном углу Ярославской области. Он стоит на высоком природном холме и окружён с трёх сторон избами небольшого села Пречистое. Внизу этот живописный холм и соседний с ним, на котором в тени старых сосен стоят кресты и оградки древнего кладбища, обтекает тихая Нерль. А на противоположном берегу - снова холмы. И леса, леса... По соседству с Пречистым, тоже в окружении лесов и полей, старинные деревни - Заозерье, Покров, Остеево. Невольно вспоминаются в этих местах слова Николая Некрасова:

А там, во глубине России,
Там вековая тишина.

По своему историческому и архитектурному значению храм Рождества Богородицы безусловно уступает церкви Покрова на Нерли, но по красоте местоположения, величавому силуэту церкви с четырёхярусной колокольней второго такого памятника архитектуры в верхнем течении реки не найти. К тому же, и у этого храма есть своя небезынтересная история.

Один из главных источников, рассказывающих о селе Пречистом и его церкви, - книга купца и историка-краеведа из Ростова Великого А.А. Титова, "Ростовский уезд Ярославской губернии", вышедшая ещё в XIX веке. Книга эта, недавно переизданная, содержит достаточно обстоятельные археографические описания сёл, деревень, погостов Ростовского уезда.

Вот, что находим у А.А.Титова по нашей теме: "Село Пречистое - Пречистенское - казённое село, при р. Нерль, в 40 верстах от Ростова, в нём 17 дворов и 40 рев. душ при 23 наделах. При церкви с. Пречистого 108 дес. земли и приход из девяти селений. В 1878 года на средства местного земства учреждена сельская школа.

Местный каменный одноглавый, трапезная в связи с колокольней, храм существует с 1794 года; построен прихожанами и имеет три престола: центральный - Рождества Пресвятой Богородицы и два боковых - Живоначальной Троицы и Св. великомученика Димитрия Солунского. Из церковных рукописей сохранилась храмозданная грамота архиепископа Арсения, данная в 1787 году.

Крестные ходы, совершаемые в приходе с. Пречистого, следующие: во 2-ой день Пасхи - на то место, где стояла прежняя церковь, в 6-ое Воскресенье по Пасхе в д. Покров, 21.09 - в д. Яковково, 1.10 - в д. Буково, 20.07 - в д. Кильгено, 18.06 - в д. Итларь, 26.06 - в д. Старово, 29.06 - в д. Любильцево. Все эти крестные ходы учреждены по случаю эпидемии; 6.08 - в д. Заозерье, установлен потому, что вода в находящемся здесь озере приняла кровавый цвет и настолько испортилась, что люди и скот умирали от её употребления, но со временем учреждения крестного хода вода снова приняла свои прежние свойства; 25.09 - в селе Пречистом, по случаю сильной грозы, от которой сгорело всё селение. Но, когда были приняты крестные ходы, сведений не осталось.

Относительно возникновения с. Пречистого ничего не известно, но надо полагать, что оно существует уже давно. По преданию, до разобранной в 1794 году деревянной церкви существовали разновременно две другие, обе сгоревшие. Село называлось "Погост Пречистенский".

Можно добавить, относительно древности с. Пречистого, из рукописи Хлебникова, что в XIV веке тут стоял терем князя Фёдора Александровича Голубого, павшего в Мамаево побоище. Старший сын кн. Фёдора, князь Андрей Фёдорович ушёл в монашество, а младший, Василий, женился на княжне Наталии, дочери князя Семёна Дмитриевича Щепина-Горбатого, и этот терем передал князю Ивану Андреевичу Голени". Иван Андреевич Голень был владетель Сретенской половины Ростовского княжества и участник Куликовской битвы".

В цитируемой нами книге Титова практически каждое село или деревня имеют древнее предание о своём возникновении. Иногда такие предания носят вроде бы сказочно-былинный характер, и всё же отбрасывать их как чей-то домысел - неосмотрительно. Ведь в основе каждого предания могут лежать сведения, дающие повод для дальнейших исследований. В нашем случае книга упоминает Мамаево побоище, а это не что иное, как знаменитая Куликовская битва, состоявшаяся 8 сентября 1380 года по ст. ст., как раз в день великого православного праздника Рождества Богородицы.

Достоверно известно, что вскоре после Куликовской битвы в разных пределах Московской Руси стали появляться храмы, посвященные этому празднику и великому воинскому событию на Куликовом поле у реки Дон. В сознании русских людей той эпохи большой Богородничный праздник навсегда связался с победой над полчищами Мамая.

В пользу существования села Пречистого ещё в XIV веке свидетельствует и то, что один из пределов храма назван в честь великомученика Димитрия Солунского, небесного покровителя князя Дмитрия Донского, а второй предел, Троицкий, напоминает нам ещё и о преподобном Сергии Радонежском, создателе Троицкого монастыря (будущей Троице-Сергиевой лавры) и духовном наставнике русских воинов на Куликовом поле.

Поэтому есть основание утверждать, что здешние места обживались ещё со времен великого Московского князя Дмитрия Донского.

А упоминаемые Титовым три(!) деревянные церкви, которые сменили друг друга до того, как в Пречистом появился каменный храм? Сколько лет или даже столетий простояла каждая из них? Может быть, где-то в архивах ждут своего часа другие сведения, которые смогут подтвердить завидную древность села Пречистое.

Мы же пока перейдём к временам уже недавним, к началу ХХ века. Село Пречистое и его храм неоднократно с восторгом упоминаются в рассказах-воспоминаниях прекрасного русского живописца Константина Коровина. Вместе со своими друзьями великим Фёдором Шаляпиным и художником Валентином Серовым Коровин нередко гостит в Пречистом или на Новенькой мельнице за околицей деревни Остеево, где от старого мельника Никона Осиповича Шаляпин слушает и заучивает неизвестные ему народные песни. Уже в годы эмиграции и Коровин, и Шаляпин неоднократно с любовью и волнением вспоминают годы, проведенные на берегах Нерли.

В архитектурном плане храм Рождества Богородицы представляет собой восьмерик на четверике, одноглавый, бесстолпный, с тремя алтарными апсидами, с четырёхярусной колокольней, с трапезной, связывающей четверик и колокольню. Видимо, в самом конце XVII или начале XIX века церковь была полностью расписана, однако на сегодня сохранились лишь фрагменты стенописи: изображения евангелистов в парусах, отдельные сюжеты из Евангелия. Полностью исчез иконостас.

Разрушение храма началось с 30-х годов прошлого века.

Основные разграбления - после съёмок в 1962 году здесь, в Пречистом, антирелигиозной комедии со зловещим названием "Конец света". Для фильма частично произвели прихорашивание внешнего и внутреннего облика храма, но после окончания съёмок, по словам очевидцев, в том числе участников массовок, бо?льшая часть икон, церковной утвари и книг храмовой библиотеки была вывезена съёмочной группой. В 60-е годы XX столетия, в пору хрущёвских антерелигиозных гонений, такое самовольное "изъятие" не считалось преступлением, и сейчас практически невозможно найти следов украденных икон и церковных ценностей.

Вокруг храма, в пределах полуразрушенной церковной ограды, расположен небольшой погост. От него тоже уцелела лишь малая часть: шесть каменных надгробий. Сейчас уже невозможно найти точное место каждого захоронения, сохранились лишь два места погребения, одна могила с оградой, но без памятника с северной стороны храмового подворья и одно белокаменное надгробие. Этот памятник из белого мрамора стоит (единственный не поваленный) недалеко от южной стены храма. Вот надпись на нём:

На оборотной стороне стихотворная эпитафия:

НЕ ПЛАЧТЕ РОДИТЕЛИ
О РАННЕЙ СМЕРТИ ЧАДЪ
ИМЪ ГОСТЯМЪ НЕВИННЫМЪ
ОТЕЦЪ НЕБЕСНЫЙ РАДЪ

Здесь же, к югу от храма, лежит чёрномраморная плита с хорошо различимой подробной, будто с паспорта, надписью:

Крестьянинъ
Ярославской губернии
Ростовского уезда
Карацкой волости
деревни Заозерья
ПАВЕЛЪ ПЕТРОВИЧЪ
ТРУНОВЪ
Родился 3 ноября 1826 г
Скончался 27 декабря 1895 г.

Совсем рядом, в углу ограды у берёз ещё одна плита из чёрного мрамора. И тоже - завидная обстоятельность в описании жизненных вех почившего крестьянина:

Здесь погребено тело
крестья. Владимир губер.
Переславл. Уез. Елезаровъ.
Волости дер. Высоково
ФЕДОРА ЕГОРОВИЧА
МЕЛЬНИКОВА
род. 2 февраля 1822 г.
сконч. 31 июля 1890 г.

К востоку от храма, в нескольких метрах от центральной апсиды - памятник из чёрного мрамора.

Подъ симъ камнемъ погребено тело
жены священника сей церкви
АНАСТАСIИ ВАСИЛЬЕВНЫ
КРЕСТОВОЙ
сконч. 27 сентября 1876 г.
жития ея было 28 лет 2 мес.
и чадъ ея
ПАВЛА И ИОАННА

На северной стороне храмового подворья - ещё два поваленных надгробья. На одном из них читаем:

Подъ симъ
камнемъ погребены
дер. Старова крестьянка
ИРИНА ЕФИМОВНА
ГЛУШКОВА
скончалась 27 марта 1873 г.
и сынъ ея
ВАСИЛИЙ ГРИГОРЬЕВИЧ
ГЛУШКОВ
Скончался 6 февраля 1881 г.
Жития его было 43 г.

У розово-мраморного надгробия Глушковых есть ещё записи на боковом торце, но мы их пока не разобрали. Нужно будет отрывать все лежащие памятники от земли и смотреть, есть ли надписи и на оборотной стороне. Но это - когда дойдут руки.

А пока хочется хотя бы в точности записать все тексты. Ведь это - тоже история, не только храма, но и людей, которые упокоились, кто ещё в XIX, а кто и в начале XX века близь своей приходской церкви.

Увы, сохранилась лишь малая часть пречистенского церковного некрополя. Уже сравнительно недавно, в 90-е годы ушедшего века большее количество надгробий было вывезено в неизвестном направлении в качестве материала для новых памятников. В то смутное время люди не страшились зарабатывать деньги даже таким кощунственным способом.

Вот почти и всё, что мы застали возле церкви Рождества Богородицы в Пречистом в канун самого начала реставрационно-восстановительных работ. А что в самом храме, громадном по сельским масштабам? Несколько больших обрушений зияют в сводчатых потолках алтаря и трапезной, растёсаны дверные проёмы под колокольней и у входа с южной стороны (чтобы удобнее было завозить внутрь машины с зерном), ни одного стеклышка не сохранилось на окнах, нет и следа полов, отопительных устройств. Как ураганом сдуло следы стропил над трапезной, заросшей высоченными берёзами. В густых зарослях и обнажённые своды алтаря, и подкупольные карнизы четверика и восьмерика. И, конечно, ни одного колокола не увидишь в пустых арках колокольни. Будто на ниточке повис крест над её куполом. А главный храмовый купол - тот вообще без креста.

Кажется, как не впасть в уныние при виде такого предельного запустения? Сколько же тут понадобится трудов и финансовых затрат, да и годов тоже?

И всё же не зря всегда говорилось на Руси: глаза боятся, а руки делают.

Первый субботник по расчистке прицерковной территории и сводов храма от деревьев и кустарника, разрушающих его стены, состоялся 23 мая 2009 года. А спустя две недели в храме, где к тому времени уже появились строительные леса, отслужил первый молебен и окропил могучие церковные стены прибывший из Ростова Великого священник отец Владимир Большаков.

Благой начаток вами положен, - сказал он, обращаясь к старым и молодым. - С молитвенным призыванием Господа нашего Иисуса Христа и Пречистой Его Матери всё возможете!

От первого субботника, состоявшегося 23 мая 2009 года, прошло менее полугода. За это время была проделана немалая работа по облагораживанию прицерковной территории. Огромную помощь при вырубке старых деревьев, влияющих пагубно на состояние стен храма, оказал местный житель, лесник по профессии, Иван Алексеевич Королёв. Он неоднократно показывал свой профессионализм на благо общего дела. С южной стороны храма была расчищена площадка и подняты несколько надгробий. С восточной стороны, напротив алтаря стараниями жительниц деревни Остеево была разбита клумба цветов. Основные же работы производились с помощью лесов на крыше трапезной части церкви. По периметру крыши с карнизов был сбит старый, гнилой кирпич и сделана новая кладка. На сегодня каркас крыши готов, стропила обшиты обрешеточной доской. Все работы выполнялись без помощи специальной строительной техники, своими силами и стараниями. Все материальные средства, собранные на реставрацию храма, - частные пожертвования жителей окрестных деревень. В скором времени начнётся завершающий этап по восстановлению крыши - покрытие железом. Для этих работ приглашена специальная бригада жестянщиков из Ярославля. Будем надеяться, что они успеют до наступления зимы выложить крышу, тем самым, приостановить разрушение сводов трапезной.

Со времени начала реставрационных работ в храме Рождества Богородицы отслужено четыре молебна. Первый, как уже писалось выше, состоялся 4 июня. А 11 июля в церкви служил Отец Николай Олейник, настоятель храма Казанской Божьей Матери в селе Караш, что в 15 км от Пречистого. В этот день жители соседних деревень заказывали автобус из г. Петровска, чтобы попасть на службу. Последующие два молебна, которые состоялись 19 августа, в праздник Преображения Господня, и 21 сентября, в день Престольного праздника Рождества Богородицы, отслужил отец Олег Ельцов, настоятель Храма Исидора Блаженного в г. Ростове-Великом. Особенно запомнилась последняя служба крестным ходом вокруг храма и осенней солнечной погодой, действительно праздничной.

А.А. Титов "Ростовский уезд. Ярославской губернии". Репринтное воспроизведение издания 1885 года.

Http://www.voskres.ru/idea/loshchits2.htm

Небольшой белокаменный храм, расположенный в российской глубинке, является одним из самых узнаваемых символов России. Этот храм – Покрова на Нерли. Церковь отличается изысканными пропорциями и является одним из самых известных и значимых памятников православного зодчества на Руси. Кроме того, Покрова на Нерли имеет необычную историю. И ежегодно к церкви пешком от села Боголюбово идут тысячи паломников, чтобы увидеть прекрасную церковь на берегу реки (которую часто сравнивают с плывущим по волнам лебедем), чтобы прикоснуться к русской истории.

История храма от строительства до наших дней

Покрова на Нерли – необычный храм. Необычно и место возведения – в затопляемой пойме реки, и сроки постройки, согласно летописным свидетельствам, церковь была возведена за один год (единым летом), и архитектура.

История возникновения церкви и чудо перед постройкой

В 1158 году была построена резиденция князя Андрея – Боголюбово. Место было выбрано не случайно: Андрей Боголюбский вез икону Матери Божией из Киева, и на месте, где была выстроен поселок, лошадь неожиданно встала, а князю явилась Богородица, которая и указала место для строительства города.

Что касается церкви Покрова на Нерли, то ее построили рядом с главной резиденцией князя. Одни историки считают, что строительство также производилось в 1158 году, другие придерживаются точки зрения, что церковь являлась напоминанием о воинах, погибших в битве с булгарами, в том числе, об Изяславе (сыне Андрея), умершем от ран вскоре после возвращения из похода, и была возведена в 1165 году.

Начало строительства церкви

Как уже упоминалось, храм, который стал одним из символов России, возвели всего лишь за год. Причем, строителям пришлось немало потрудиться: Андрей Боголюбский выбрал место, где Нерль сливается с Клязьмой, на заливном лугу, на перекрестке водных торговых путей. И чтобы избежать подтопления, зодчие возвели небольшой холм и заложили мощный фундамент. Весной, когда река разливается, храм стоит на небольшом островке и добраться до него возможно лишь на лодке.

Саму церковь строили из белого камня. К сожалению, имя зодчего, который создал столь необычный проект, не известно. Но сохранились летописные свидетельства о том, что Боголюбский приглашал для строительства своего города иноземных мастеров. Скорее всего, один из этих иностранцев и стал автором проекта церкви Покрова на Нерли.

Наречение храма

Освящение церкви в честь Покрова Пресвятой Богородицы – нетипично для того времени. Праздник Покрова впервые стали отмечать в России, такого праздника не было в византийских традициях и, считается, что ввел его именно Андрей Боголюбский.

Праздник Покрова – это воспоминания о чудесных событиях, которые произошли в Константинополе в десятом столетии. Город осаждали сарацины, жители собрались в храме и молились о спасении. Вместе со всеми в храме молился святой юродивый Андрей, который увидел, что среди толпы находится сама Богородица. Она, как и все жители, молится о даровании спасения, приклонив колена, затем подходит к престолу, снимает с головы покров и простирает его над всеми молящимися. Матерь Божию видел и ученик Андрея – блаженный Епифаний. Благодаря заступничеству Матери Божией, город устоял.

Именно в честь чудесного спасения Константинополя и освятил Андрей Боголюбский храм у реки. Событие перекликалось с личным опытом князя: во время похода на булгар Андрей взял с собой образы Богородицы, Спаса, а также Крест. И во время битвы от них начало исходить огненное сияние, которое предвещало победу русскому войску. Этот крест долгое время находился возле церкви Покрова на Нерли, он сохранился и до наших дней: эта важная реликвия хранится в залах музея в Боголюбово.

Археологические раскопки и находки

Археологические раскопки помогли ученым узнать много подробностей о строительстве храма и об его первоначальном облике. Так выяснилось, что храм окружала галерея, холм, на котором строилась церковь, был полностью обложен белыми плитами, а к набережной спускалась белокаменная лестница.

Немало интересного узнали ученые и о строении холма, на котором стоит храм. До раскопок 1954 года считали, что церковь построили на естественной возвышенности. Однако раскопки позволили обнаружить, что изящное строение имеет мощную подземную часть. От цокольного профиля на 3.7 метров вниз идет стенная кладка из белокаменных блоков, а еще ниже- фундамент из булыжников, скрепленных известняковым раствором. Общая глубина фундамента почти пять с половиной метров.

Особенности архитектуры храма

Материалом для строительства служил светлый песчаник. По архитектурному решению Покрова на Нерли – классический крестово-купольный одноглавый храм. Свою известность церковь получила за счет удивительно гармоничных пропорций, которые создают иллюзию воздушности постройки и словно устремляют храм вверх. Такой эффект достигается за счет того, что средняя аспида немного приподнята в отношении соседних, также приподнято над боковыми и среднее окно. Изящность постройки также подчеркивает храмовый барабан, установленный на постамент.


Внутреннее пространство также отражает идею стремления вверх. Стены церкви абсолютно вертикальны, но благодаря правильно подобранным пропорциям, создается впечатление, что они слегка наклонены вовнутрь. Такое решение позволяет визуально увеличить высоту потолка небольшого храма. Иллюзию высоких сводов также подчеркивают сужающиеся к верху крестчатые столпы.

Белокаменная резьба

Фасад здания украшен изысканной резьбой. Сюжет посвящен библейскому царю Давиду, восседающему на троне с Псалтырью в руках (его изображение повторяется три раза), который окружен фантастическими животными: орлами, голубями, грифонами и львами. Три фасада также опоясывают строгие девичьи лики.


Символика резьбы пока не расшифрована. Ученые предполагают, что львы– это символы власти и силы, а вставший на дыбы хищный зверь – скорее всего, пардус – его изображение до сих пор сохранилось на гербе города Владимира. Что касается женских ликов. То предположительно, это образ Софии – символа мудрости и самоотречения.

Подобная каменная резьба – трудозатратная и сложная работа. Ученые подсчитали, что, учитывая технологии того времени, то если бы над созданием каменных украшений для храма трудился один человек, ему должно было бы потребоваться три тысячи дней.

Внутреннее убранство и декор

До наших дней не сохранились элементы внутреннего убранства церкви Покрова на Нерли. Когда-то полы украшали майоликовые плитки, а стены – фрески и росписи. Все это было утрачено в 1877 году, когда здание подвергли непрофессиональной реставрации.

Храм сегодня

Сейчас церковь Покрова на Нерли принадлежит двум владельцам: Владимирско-Суздальскому заповеднику и Православной Церкви. Храм действующий и является подворьем Богородице-Рождественного монастыря. Но службы здесь проводятся только по двунадесятым праздникам. В остальное время все желающие могут зайти в церковь Покрова на Нерли (в дневное время), осмотреть храм, помолиться или поставить свечку.

Церковь Покрова на Нерли с 1992 года является объектом, входящим в список наследия ЮНЕСКО.

Церковь Покрова на Нерли является одним из самых известных символов России. Простая красота этого сооружения завоевала сердца не только посещающих ее, также она осталась запечатленной на полотнах знаменитых художников. Все это показывает величие и самобытность храма.

Предыстория возникновения церкви

Церковь Покрова на Нерли имеет свою историю возникновения, которая довольно туманна, так как это было давно. По некоторым данным, идея постройки церкви появилась у Андрея Боголюбского после того, как были побеждены булгары. К слову сказать, праздник Покрова в то время был довольно молодым на Руси, а победа была приписана покровительству Богородицы. С тех пор воины, когда шли на битву, просили заступничества у Божьей Матери.

Этот храм, по некоторым данным, является первым из посвященных празднику Покрова. Также это память о сыне князя Андрея Изяславе, который погиб от ран в сражении против булгар.

Начало постройки храма

Церковь Покрова на Нерли построена была в 1165 году. Однако некоторые историки расходятся в дате. По некоторым источникам постройка шла в 1165-1667 годах, а другие источники утверждают, что это случилось в 1158 году.

Первая дата взята из жизнеописания самого Андрея Боголюбского, а вторая - из Владимирского летописца, который был написан в 16 веке. Так или иначе, но постройка началась. Некоторые историки утверждают, что белый камень, из которого возведен храм, привезли сюда сами побежденные булгары.

Размещение церкви таково, что князь Андрей мог видеть ее из окон своего терема, а постройка началась с возведения фундамента, так как по весне тут река выходила из берегов. С внешней стороны все это было обложено плитами из белого камня.

Архитектура церкви

В сочетании с окружающими красотами храм кажется островком чистоты и изящества русского зодчества. Возможно, именно за эту красоту и нарисовал С. В. Герасимов “Церковь Покрова на Нерли”. Хотя если рассмотреть внимательно, то в храме нет ничего особенного или вычурного. Сама постройка проста, такая, какой были многие постройки такого типа в то время. Представляет собой крестовокупольный храм на четырех столпах.

Однако на этом и заканчивается сходство с другими подобными сооружениями. Храм покрова очень изысканный, легкий и светлый. Всего этого нет больше нигде. Зодчие старались передать устремление ввысь, к Богу. Это удалось сделать, использовав некоторые хитрости при строении (к примеру, множество вертикальных линий, едва заметный наклон стен вовнутрь).

Изначально храм украшал шлемовидный купол, но при реконструкции в 1803 году его заменили луковичным, который стоит и поныне. Стены церкви украшены белокаменной резьбой, которая была традиционной в то время.

Храм имеет три фасада, каждый из которых украшен изображением царя Давида, восседающего на троне. По обе его стороны находятся по голубю, а внизу - львы. Ниже животных находятся маски женщин, волосы которых заплетены в косы. Эти маски являются символом Божьей Матери. Их очень часто изображали на храмах той эпохи.

Внутреннее оформление храма

Тем, кто посещает церковь Покрова на Нерли, фото делать не разрешается. Однако из описаний тех, кто там побывал, можно отметить, что внутренняя структура храма поддерживает ту же идею, а именно стремление ввысь. Немного суживающиеся к верху сводчатые столбы визуально увеличивают высоту храма. Кажется, что купол просто парит в небесах, особенно когда он освещен светом. Изначально он был украшен изображением Христа Пантократора в окружении архангелов и серафимов. На стенах были яркие фрески, а пол покрыт цветными майоликовыми плитками.

Все это убранство, конечно, пообветшало за столетия, однако полностью его уничтожили в 1877 году, когда храм решили реставрировать. Хочется отметить, что, несмотря на разрушения, церковь сохранила главное, что пытались ему дать строители-зодчие. Это было стремление ввысь, которое видно и сегодня, превосходство духовных ценностей над материальными. Очевидно, именно это и позволило храму не угаснуть среди множества подобных, а наоборот, возвыситься. В 1992 году он был записан в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

Наречение церкви

По некоторым источникам, изначально храм должен был быть посвящен не Покрову, а Богородице. Это связано с чудом, которое произошло с князем во время похода на булгар (покровительство Пресвятой Богородицы, что впоследствии привело к появлению этого церковного праздника).

Однако есть еще одна версия, чему мог быть посвящен храм Покрова на Нерли. Церковь имела своеобразные фигурки в росписях барабана, которые указывали на еще один праздник, а именно, Изнесение древа Креста Господня. Эта версия подтверждается тем, что в окрестностях храма был обнаружен крест, который датируется 12 веком. Непосредственная близость с водой дополнительно указывает на это.

Таким образом, изначально церковь могла сочетать в себе посвящение нескольким важным датам, однако все же она стала Покровской.

Чудо, произошедшее перед постройкой храма

Теперь следует рассказать о чуде, которое заставило князя Андрея несколько сменить название храма и вообще начать постройку. Это случилось во время похода, когда князь велел везти за собой икону Богородицы с младенцем на руках. Весь путь их преследовали чудеса, которые были расценены, как заступничество Божьей Матери.

Первое чудо случилось на месте, где после Андрей Боголюбский построил свой замок. Тут кони не смогли продолжить свой путь дальше в Ростов, как планировалось. Они просто не могли сдвинуть с места повозку, где была икона. Затем она же предрешила поход на булгар в пользу русичей. Сильные лучи стали исходить от иконы, защищая войско Андрея Боголюбского.

Так и был переименован храм Покрова на Нерли. Церковь была первой, которую посвятили этому празднику.

Археологические раскопки

Следует отметить, что некоторые конструкции храма не сохранились до сегодняшних дней. Раскопки показали, что с трех сторон сооружение когда-то было опоясано открытой галереей из белого камня. Ее вымостили майоликовой плиткой (очень яркой). Также была лестница, которая находилась в юго-западном углу галереи. Она поднималась на хоры. Поддерживали галерею столбы из белого камня, на парапете были установлены фигуры различных животных (среди них был барс в прыжке - это символ владимирской династии). Все, что осталось от галереи, это основания, которые находятся на расстоянии двух с половиной метров от стен храма.

Боголюбский монастырь

Следует сказать несколько слов про Боголюбский монастырь, который был также построен князем Андреем приблизительно в то же время, что и храм. К тому же церковь хоть и была удалена от него, но относилась к монастырю.

Это женская обитель, которая находится в поселке Боголюбово. Изначально это была княжеская резиденция, на территории которой был построен храм, посвященный Рождеству Богородицы. Также Андрей Боголюбский приказал возвести каменный дворец в два этажа.

После того как здесь был убит князь, по мнению историков, было решено тут основать монастырь. Он пережил большое количество потрясений (разграбление, опустошение, разрушение). Однако на сегодняшний день это одно из самых старых сооружений, кроме этого монастыря не сохранилось других построек тех времен.

В советское время монастырь перешел в статус музея. Это продолжалось до 1991 года, когда монастырь открылся, и тут поселилось шестьдесят сестер из Задонского монастыря. В 1997 году в монастыре появились монахи. Это привело к более активному возрождению монастыря.

Паломничество к церкви

По словам многочисленных посетителей церкви, она обладает невысказанным очарованием. Очевидно, именно поэтому церковь Покрова на Нерли (фото это подтверждают) так популярна для паломников и сейчас. Храм действующий, в нем регулярно совершаются богослужения, в остальное время он является музеем. В нем нельзя фотографировать, поэтому, если вы хотите запечатлеть внутреннее устройство храма, то скорей всего это не получится.

Приехав к церкви, вы сможет прослушать историю строительства храма, историю князя Боголюбского. Также там продаются фото и книги, которые вы сможете приобрести, чтобы сохранить на память о храме его изображения и описание. Церковь Покрова на Нерли на всех производит неизгладимое впечатление.

К слову сказать, само посещение храма проходит довольно быстро, поэтому на обратном пути вы сможете посетить Боголюбский монастырь, также можно съездить в Суздаль и Владимир. Это будет довольно увлекательное путешествие, из которого вы привезете массу впечатлений. Также в Боголюбово вы можете приобрести сувениры по своему вкусу, которые изготавливаются местными умельцами.

Месторасположение и адрес церкви

Если вы решили посетить церковь Покрова на Нерли, то следует знать, что добраться до нее несложно, но немного неудобно. Храм находится на территории заповедника, который называется “Боголюбовский луг - церковь Покрова”. Если вы едете из города Владимир на автомобиле, то вам следует выехать на трассу до Нижнего Новгорода. По пути вы увидите большой поселок - это и есть Боголюбово. В его центре можно заметить еще одно величественное сооружение - это Свято-Боголюбский монастырь, который также интересно посетить.

Также вы можете доехать до поселка на автобусе или пригородной электричке. Затем следует идти пешком около полутора километров. Однако вы можете оплатить проезд на повозке, которая будет запряжена лошадьми.

Красоты природы вокруг церкви

Храм был построен близ реки Нерли, а именно на пойменном лугу там, где река впадает в Клязьму. Он стоит на искусственно сооруженном холме, так как каждую весну тут река выходит из берегов. И теперь, когда это происходит, церковь оказывается на небольшом острове, а воды, как кажется, подходят к самым стенам. Это очень красивое зрелище, что подтверждают очень многие люди. Церковь Покрова на Нерли построена таким образом, что очень гармонично вписывается в окружающий пейзаж, она как бы естественно вырастает из земли.

Когда-то давно близ храма располагалась пристань, и речные суда, которые шли по Клязьме, могли причалить и сделать остановку. Конечно, сейчас этого нет, однако даже издали это замечательный ансамбль, который воплотила в себе не одна картина. Церковь Покрова на Нерли была запечатлена несколькими художниками. Эти холсты считаются поистине шедеврами в искусстве.

Церковь Покрова на Нерли в искусстве

Красота этого храма не раз привлекала людей искусства. Многих она вдохновляла на возвышенные поэтические сочинения, стихи. Некоторые запечатлевали эти красоты на холсте. К примеру, полотно С. В. Герасимова “Церковь Покрова на Нерли” по праву считается одним из шедевральных произведений. Он сумел точно передать почти неземную красоту храма, окруженного нетронутой природой.

Очень многие писали на эту тему сочинение. Церковь Покрова на Нерли была описана многими школьниками, а также просто любителями пейзажа. Как бы там ни было, но со времен ее постройки (а прошло уже более 800 лет) она не потеряла своей чистоты, изящества и изысканности. До сих пор в эту местность съезжаются паломники, чтобы полюбоваться интересным древним творением рук человека в сочетании с истинно русским пейзажем.

Церковь Покрова на Нерли называют шедевром мирового зодчества; вершиной творчества владимирских мастеров эпохи расцвета Владимиро-Суздальского княжества. Это маленькое, изящное здание поставлено на небольшом холме, на приречном лугу, там, где Нерль впадает в Клязьму.

Бывало, что во время весеннего разлива вода подступала к самым стенам церкви, и тогда над водной гладью одиноко высился ослепительно сверкающий белизной легкий одноглавый храм, словно свеча, вырастающий над просторами заливных лугов во всей своей ясности и красоте...


Во всей русской архитектуре, создавшей столько непревзойденных шедевров, вероятно, нет памятника более лирического, чем всемирно известная церковь Покрова на Нерли.

Этот удивительно гармоничный белокаменный храм, органично сливающийся с окружающим пейзажем, называют поэмой, запечатленной в камне. "Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне, - пишет Н.Н. Воронин. - Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими".

Предание рассказывает, что князь Андрей Боголюбский построил храм Покрова на Нерли после кончины своего любимого сына Изяслава - в память о нем. Вероятно, поэтому светлой грустью веет от этой уединенно стоящей на берегу Нерли церкви.

Храм Покрова на Нерли по лаконичности и совершенству форм сравнивают с древнегреческими храмами. Глядя на это удивительное творение русских мастеров, трудно поверить, что храм Покрова на Нерли только чудом спасен от гибели. И опасность ему грозила не от воинствующих безбожников эпохи коммунизма, а от православного духовенства. В 1784 году игумен Боголюбова монастыря ходатайствовал перед епархиальными властями о разрешении разобрать храм Покрова на Нерли, чтобы использовать его материал для постройки монастырской колокольни. Владимирский епископ такое разрешение дал. Церковь уцелела только благодаря тому, что заказчики и подрядчики не сошлись в цене.

Церковь Покрова на Нерли построена в 1165 году. Исторические источники связывают ее возведение с победоносным походом владимирских полков на Волжскую Булгарию в 1164 году. В этом походе и погиб молодой князь Изяслав. В память об этих событиях Андрей Боголюбский заложил Покровский храм. По некоторым известиям, белый камень для постройки церкви доставили в качестве контрибуции сами побежденные волжские булгары.

Храм был посвящен новому на Руси празднику - Покрова Богородицы. Этот праздник был установлен владимирским духовенством и князем без согласия киевского митрополита и константинопольского патриарха и призван был свидетельствовать об особом покровительстве Богородицы Владимирской земле. Ведь главный храм Владимира, Успенский собор, также был посвящен Богоматери - в отличие от соборов Киева, Новгорода, Полоцка, Пскова и других княжеских столиц.


Место для церкви - пойменный луг при впадении Нерли в Клязьму - указал сам князь Андрей Боголюбский. Так как здесь каждую весну разливалось широкое половодье, специально под храм было сооружено высокое основание - искусственный холм из глины и булыжного камня, в котором были заложены фундаменты будущей постройки. Снаружи этот холм был облицован белокаменными плитами. Когда весной разливается Нерль, церковь остается на небольшом островке, отражаясь в быстротекущих водах, подступающих прямо к ее стенам. Когда-то здесь была пристань, где причаливали шедшие по Клязьме речные суда.

Конструктивно храм Покрова на Нерли чрезвычайно прост - это обычный для древнерусского зодчества одноглавый крестовокупольный четырехстолпный храм. Но строители церви сумели воплотить в нем совершенно новый художественный образ. От более ранних владимирских храмов церковь Покрова на Нерли отличается изысканностью пропорций, предельной ясностью и простотой композиции. Здесь нет царственности владимирского Успенского собора, нет мужественной величавости Дмитриевского собора. Светлый и легкий, храм Покрова на Нерли - это воплощенная победа духа над материей. С помощью удачно выбранных пропорций, форм и деталей зодчим удалось преодолеть тяжесть камня, создать впечатление невесомости, устремленности ввысь.

Всеми доступными приемами неизвестные архитекторы постарались придать своему сооружению ощущение движения. В значительной мере это достигается спокойным равновесием и симметрией здания, а также множеством оригинальных строительных находок. Например, практически невозможно заметить, что стены церкви слегка наклонены внутрь и этот еле заметный наклон зрительно увеличивает высоту здания. Этой же цели служит большое количество бросающихся в глаза вертикальных линий - удлиненные колонки аркатурного пояса, узкие высокие окна, вытянутый барабан купола. Существующая луковичная глава в 1803 году сменила древний шлемовидный купол.

Стены храма украшает традиционная для владимиро-суздальского зодчества белокаменная резьба. На всех трех фасадах повторяется одна и та же композиция: царь Давид-псалмопевец, сидящий на троне. По обеим сторонам от него симметрично расположены два голубя, а под ними - фигуры львов. Еще ниже - три женские маски с волосами, заплетенными в косы. Такие же маски помещены и на боковых частях фасада - храм как бы опоясывается ими. Эти маски символизируют Богородицу и присутствуют на всех владимирских храмах той эпохи.

Археологические раскопки позволили установить, что первоначально храм с трех сторон опоясывала открытая белокаменная галерея, вымощенная яркими майоликовыми плитками. В юго-западном углу галереи находилась лестница, ведущая на хоры. Галерея опиралась на резные белокаменные столбы, а ее парапет украшали многочисленные резные камни, изображавшие грифонов и других мифических животных. Среди них выделялись изображения поднявшихся в прыжке барсов - эмблема владимирской княжеской династии.

Внутреннее пространство церкви подчинено той же идее - движению ввысь. Четыре столба, на которые опираются своды, слегка суживаются кверху, зрительно увеличивая тем самым высоту храма. Высоко над головой парит полный света купол. Некогда в нем помещалось изображение Христа-Пантократора, окруженного архангелами и серафимами, а стены храма покрывал пестрый ковер фресок, которому вторил цветной майоликовый пол. Древняя живопись, пострадавшая за семь веков, была окончательно уничтожена в 1877 году во время очередного "поновления" храма.

Но, несмотря на все утраты, храм Покрова на Нерли сохранил главное, к чему стремились создававшие его безвестные зодчие - гениально выраженную в камне идею превосходства духовного над материальным, которая является краеугольным камнем любой религии. И, вероятно, именно поэтому это выдающееся произведение русских мастеров получило всемирную известность и признание, став своеобразной "визитной карточкой" России.

Храм Покрова на Нерли.
Белокаменный храм во Владимирской области России, в полутора километрах от Боголюбова, выдающийся памятник зодчества владимиро-суздальской школы.
Церковь освящена в честь праздника Покрова Богородицы, установленного на Руси в середине XII века.
Покровская церковь стоит в низине, на заливном лугу. Ранее около церкви было место впадения Нерли в Клязьму (ныне русла рек изменили своё положение). Церковь находилась практически на речной «стрелке», оформляя перекресток важнейших водных торговых путей.
Церковь Покрова построена на рукотворном холме. Обычный ленточный фундамент, заложенный на глубине 1,6 м, продолжен основанием стен, высотой 3,7 м, которые были засыпаны глинистым грунтом насыпного холма, облицованного белым камнем. Таким образом, фундамент уходил на глубину более пяти метров. Подобная технология позволяла противостоять подъёму воды при разливах реки (до 5 м).

От храма XII века без существенных искажений до нашего времени сохранился основной объём - небольшой, слегка вытянутый по продольной оси (около 8 х 7 м без учета апсид, сторона подкупольного квадрата около 3,2 м) четверик и глава. Храм крестовокупольного типа, четырёхстолпный, трёхапсидный, одноглавый, с аркатурно-колончатыми поясами и перспективными порталами. Стены церкви строго вертикальны, но благодаря исключительно удачно найденным пропорциям они выглядят наклоненными внутрь, чем достигается иллюзия большей высоты сооружения. В интерьере крестчатые столпы сужаются кверху, что при небольших размерах храма создает дополнительное ощущение «высотности» интерьера.

Стены церкви украшены резными рельефами. Центральная фигура в композиции трёх фасадов храма - восседающий на троне царь Давид с псалтырью (струнным музыкальным инструментом) в левой руке, двуперстно благословляющий правой рукой. Также в оформлении используются львы, птицы и женские маски.
Первоначальные внутренние росписи храма полностью утрачены (сбиты при поновлении в 1877 году).
Луг, на котором расположена церковь, ныне является особо охраняемой природной территорией и объявлен историко-ландшафтным комплексом регионального значения. Сама церковь Покрова на Нерли входит в объект Всемирного наследия ЮНЕСКО под названием «Белокаменные памятники Владимира и Суздаля».
В настоящее время храм находится в совместном ведении РПЦ и Владимиро-Суздальского музея-заповедника. В храме проводятся регулярные службы, в остальное время он открыт как музейная экспозиция

Статья из книги "Самые знаменитые монастыри и храмы России"
источник

Полтора километра до ближайшего городка-крепости Боголюбова. Идут паломники пешком через заливные луга и по бездорожью, чтобы увидеть стены, которые помнят еще татаро-монгольское иго. По легенде, церковь Покрова Богородицы построена в честь победы князя Андрея Боголюбского над булгарами в середине ХII века. Еще житие князя сообщает, что храм этот – дань памяти об Изяславе Андреевиче, сыне великого князя. Скончался Изяслав от ран, полученных в военном походе.

Место для храма выбрал князь в заливных лугах, на перекрестке двух рек – Нерли и Клязьмы. Перед строительством пришлось насыпать холм из камней, скрепленных глиной, как защиту от весенних вод. Имена зодчих история не сохранила, но мастера были искусные: стены начали возводить на глубине пяти метров и отделали храм каменными плитами. Так что даже в самый полноводный разлив подвалы не затапливает. Это и позволило церкви простоять восемь веков.

«Идеальная согласованность общего и частного, целого и мельчайших деталей создает тонкую и просветленную гармонию, уподобляя архитектуру одухотворенной и летящей ввысь музыке или песне» , – пишет один из крупнейших специалистов по древнерусской архитектуре Николай Воронин. «Образ прославленного творения владимирских мастеров столь совершенен, что никогда не возникало сомнения в том, что таким он был изначально, что таким он и был задуман его зодчими» .

Храм на Нерли – первый в России освящен в честь праздника Покрова Пресвятой Богородицы. Незадолго до строительства церкви священниками и самим князем был принят этот духовный праздник в знак особой милости Пресвятой Девы к земле Владимирской. Главный храм Владимира тоже посвящен Богоматери – в отличие от Киева, Новгорода, Пскова, Полоцка и других княжеских столиц.

Фрески, украшавшие стены храма Покрова на Нерли изображали царя Давида на троне. У его ног – львы и грифоны, а вокруг парят голуби. Три женских лика на фресках, как и во всех владимирских храмах, символизируют Богородицу.

В ХVIII веке церковь едва устояла под натиском времени. Крыша почти осыпалась, купол чуть не обвалился, повреждены оказались и резные барельефы. К 1784 году храм пришел в столь плачевное состояние, что настоятель Боголюбова монастыря запросил у епархии разрешение разобрать церковь, а камень пустить на новую колокольню. Уцелело белокаменное чудо по мирским причинам: рабочие затребовали столь высокую цену, что храм решили оставить и даже отреставрировали.

В середине ХХ века вокруг церкви вели археологические раскопки. Ученые обнаружили остатки древнего фундамента. По предположениям, это часть галереи, некогда окружавшей храм с трех сторон. Уцелели и фрагменты вырезанных из белого камня фигур животных и птиц.

Наследие ЮНЕСКО

Церковь Покрова на Нерли – шедевр архитектуры, признанный во всем мире. С 1992 года в составе «Белокаменных памятников Владимира и Суздаля» храм вошел в список Всемирного наследия ЮНЕСКО. Среди восьми величественных памятников древнего зодчества владимиро-суздальской школы этот самый поэтичный. Белая церковь, окруженная зеленью лугов, устремленная строгим куполом к синему небу… Поэма, запечатленная в камне.