Отношение гриши добросклонова к руси. «Народный заступник» Гриша Добросклонов (по поэме Н

Один из спорных для некрасоведов вопросов - роль Григория Добросклонова и смысл этого образа в поэме «Кому на Руси жить хорошо» : создавал ли Некрасов образ «заступника народного», борца за народное счастье, «разночинца, революционера 60-х гг. и революционного народника 70-х гг.», или просветителя, воспитателя народа. В черновой редакции главы, как отмечают исследователи, был «яснее истинный смысл образа Гриши Добросклонова - народного заступника. Именно здесь Некрасов сравнивал его с Ломоносовым и предрекал ему тяжкую судьбу: «чахотку и Сибирь». «Чахотка» и «Сибирь» были, безусловно, точными указаниями на революционную, противоправительственную деятельность Гриши Добросклонова. Но Некрасов еще на начальном (доцензурном) этапе работы зачеркнул строки: «Ему судьба готовила / Путь громкий, имя славное / Народного заступника, / Чахотку и Сибирь». Только по воле издателей поэмы уже в советское время эти строки были включены в текст. Но вопрос, почему автор отказался от этих строк, напрямую указывающих на революционную деятельность героя, - остается. Сделал ли это Некрасов в результате автоцензуры, т.е. заранее зная, что строки не будут пропущены? Или это было вызвано изменением концепции образа Гриши?

Возможное объяснение отказа Некрасова от указаний на трагическую судьбу Гриши Добросклонова нашел Н.Н. Скатов, который увидел причину в стремлении создать обобщенный образ представителя молодого поколения. «С одной стороны, - пишет исследователь, - он (Гриша Добросклонов) человек совершенно определенного быта и образа жизни: сын бедного дьячка, семинарист, простой и добрый парень, любящий деревню, мужика, народ, желающий ему счастья и готовый бороться за него. Но Гриша - и более обобщенный образ молодости, устремленной вперед, надеющейся и верующей. Он весь в будущем, отсюда некоторая его неопределенность, только намеченность. Потому-то Некрасов, очевидно, не только из цензурных соображений, зачеркнул уже на первом этапе работы стихи».

Споры вызывает и место героя в повествовании. К.И. Чуковский склонен был отводить этому герою ключевую роль. Собственно, появление такого героя, как Гриша Добросклонов, и стало для исследователя важнейшим аргументом в определении композиции поэмы. «Счастье» народного заступника Гриши Добросклонова и должно венчать, по мнению К.И. Чуковского, поэму, а не восторженный гимн «благодетельнице»-губернаторше, который звучит в «Крестьянке». Как итоговый в размышлениях Некрасова о «счастье» воспринимают образ Гриши Добросклонова и другие исследователи. По предположению Л.А. Евстигнеевой, «в следующих главах центральной фигурой поэмы должен был стать Гриша Добросклонов, образ которого только намечен в «Пире...».

Но есть и иная точка зрения, согласно которой Гриша Добросклонов - не кульминация поэмы, не ее венец, а всего лишь один из эпизодов в поисках крестьян. «Встреча с Григорием Добросклоновым, - полагают исследователи, - была одним из эпизодов путешествия странников - важным, знаменательным, принципиальным и т.д., но все же лишь эпизодом, который вовсе не означал окончания их поисков». Эту же позицию разделяет и В.В. Жданов, автор книги «Жизнь Некрасова»: «Маловероятно, что все линии пути многосложного повествования, все многообразие образов и характеров можно свести к Грише Добросклонову, - утверждает он, - вероятно, что это один из этапов на пути к завершению всего труда». Ту же мысль высказывает и Н.Н. Скатов: «Сам по себе образ Гриши не ответ ни на вопрос о счастье, ни на вопрос о счастливце». Исследователь мотивирует свои слова тем, что «счастье одного человека (чьим бы оно ни было и что бы под ним ни понимать, хотя бы и борьбу за всеобщее счастье) еще не разрешение вопроса, так как поэма выводит к думам о «воплощении счастья народного», о счастье всех, о «пире на весь мир».

Для такого понимания роли героя есть все основания: путешествие мужиков, действительно, не должно было заканчиваться на Вахлачине. И в то же время, трудно согласиться и с тем, что Гриша Добросклонов - всего лишь один из многочисленных героев. Не случайно в образе Гриши Добросклонова явственны черты столь дорогих некрасовскому сердцу людей - Добролюбова и Чернышевского.

Но проблема заключается не только в определении места героя в поэме. Спорным представляется вопрос о том, принимал ли Некрасов «счастье» Григория Добросклонова как высшее представление о счастье? Обращаясь к этой проблеме, К.И. Чуковский утверждает, что в своем творчестве Некрасов соотносил с представлением о счастье жизнь только богатых и влиятельных людей, например, счастливым был назван «владелец роскошных палат» из стихотворения «Размышление у парадного подъезда». Но это утверждение не совсем точно. У Некрасова было и другое понимание счастья. И оно тоже выразилось в его лирике. Счастливцем, например, он называл И.С. Тургенева:

Счастливец! из доступных миру
Ты наслаждений взять умел
Все, чем прекрасен наш удел:
Бог дал тебе свободу, лиру
И женской любящей душой
Благословил твой путь земной.

Несомненным слагаемым «счастья» для Некрасова была не праздность, а труд. И потому, рисуя картины счастливого будущего в поэме «Горе старого Наума», Некрасов воспевает «вечный бодрый труд над вечною рекою». Известно и такое некрасовское признание. В мае 1876 г. сельская учительница Малоземова написала ему письмо - отклик на прочитанную поэму, которая завершалась главой «Крестьянка». Учительнице казалось, что поэт не верит «в существование счастливых людей», и она старалась разубедить его: «Я уже стара и очень некрасива, - писала она, - но очень счастлива. Сижу у окна в школе, любуюсь природой и наслаждаюсь сознанием своего счастья... В прошлом моем много горя, но я считаю его благом-счастьем, оно выучило меня жить, и без него я не знала бы наслаждения в жизни...». Некрасов ответил ей много позднее - его письмо датировано 2 апреля 1877 г.: «Счастие, о котором Вы говорите, составило бы предмет продолжения моей поэмы. Ей не суждено окончиться». Означают ли эти слова, что в дальнейшем автор хотел продолжить рассказ о жизни Гриши Добросклонова? Ответить на этот вопрос невозможно. Но нельзя не заметить, что Гришино понимание счастья действительно близко счастью сельской учительницы. Так, когда благодарный Грише за добрые слова, за помощь, Влас желает ему счастья, как он его понимает, счастья крестьянского:

Дай Бог тебе и серебра,
И золотца, дай умную,
Здоровую жену! -

Гриша Добросклонов отвечает несогласием с таким пониманием счастья, противопоставляет ему свое:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси!

Исследователями давно отмечена близость судьбы и образа Гриши Добросклонова с судьбами и личностями Николая Чернышевского и Николая Добролюбова. Семинаристское прошлое, происхождение Чернышевского, черты личности Добролюбова и даже его фамилия - становятся непосредственными источниками образа. Известно и то, как Некрасов воспринимал своих сотрудников по «Современнику»: в стихотворениях, посвященных Добролюбову и Чернышевскому, их судьбы утверждаются как воплощение идеальной судьбы. Но можно отметить еще целый ряд деталей, которые свидетельствуют об особенной значимости для автора образа Гриши Добросклонова. Некрасов явно сакрализирует образ Гриши: представляя Гришу как «посланца Божьего», отмеченного «печатью дара Божьего». На путь, избираемый им, - «дорогу тесную», «честную», призывает ангел милосердия. Песня «Средь мира дольнего», которую поет ангел милосердия, в черновой редакции называлась «Куда идти?» Исследователи видят в этом названии явную аналогию с названием романа Чернышевского «Что делать?» Но можно предположить и другой источник этих слов: они перекликаются со словами апостола Петра, вопрошавшего, как свидетельствуют древние апокрифы, Христа о цели его пути: «Куда идешь?» Отвечая на вопрос Петра, Христос сказал: «В Рим, чтобы снова принять распятие». «После этого Христос возносится на небо, а Петр, видя в словах Христа провозвестие своей мученической смерти, возвращается в Ром, где его распинают вниз головой». Эта аналогия также позволяет увидеть высший смысл Гришиного пути. Интересно отметить, что первоначально имя некрасовского героя было - Петр.

Но автор не случайно отказывается от этой прямой аналогии с судьбой последователя Христа, как отказывается и от прямых указаний на революционную деятельность Гриши Добросклонова. Гриша предстает как просветитель, «сеятель знанья на ниву народную», который и призван «сеять разумное, доброе, вечное». Характерно, что стихотворение, призывающее «сеятелей знанья на ниву народную», было написано одновременно с главой «Пир на весь мир». Но если в стихотворении «Сеятелям» Некрасов сетовал на «робость» и «слабость» сеятелей, то в поэме он создает образ героя, наделенного и целеустремленностью, и нравственной силой, и пониманием народной души. Рожденный в народной среде, испытавший все его горести и печали, он знает и народную душу, и пути к народному сердцу. Он знает, что может «оживить» Русь. Жизнь, отданная возрождению народной души, просвещению народа, и мыслится Некрасовым как счастье. Именно поэтому Некрасов и заканчивает свою поэму словами:

Быть бы нашим странникам под родною крышею,
Если б знать могли они, что творилось с Гришею.
Слышал он в груди своей силы необъятные,
Услаждали слух его звуки благодатные,
Звуки лучезарные гимна благородного -
Пел он воплощение счастия народного!..

Следует согласиться с В.И. Мельником, который пишет о том, что поэт воспевал «всякую жертву человека, всякий подвиг - лишь бы он делался во имя других людей. Такое самопожертвование стало как бы религией Некрасова».

Наделяя своего героя истинно «счастливой» судьбой, Некрасов тем не менее не завершает главу возвращением странников в родные деревни. Их путешествие должно было продолжиться. Почему? Ведь заключительные строки указывали не только на согласие автора с таким пониманием счастья, но и на то, что странники уже были готовы его разделить. Один из возможных ответов на этот вопрос дал Г.В. Плеханов, известный революционный деятель. Он увидел причину такой концовки в том, что народ и «народные заступники» не были едины в своих стремлениях. «В том-то и дело, что странники-крестьяне разных деревень, порешившие не возвращаться домой, пока не решат, кому живется весело, вольготно на Руси, - не знали того, что творилось с Гришею, и не могли знать. Стремления нашей радикальной интеллигенции оставались неизвестны и непонятны народу. Ее лучшие представители, не задумываясь, приносили себя в жертву его освобождению, а он оставался глух к их призывам и иногда готов был побивать их камнями, видя в их замыслах лишь новые козни своего наследственного врага - дворянства».

Это замечание, отражающее действительные реалии русской жизни, все же не совсем справедливо по отношению к некрасовской поэме: Гриша не предстает как борец-одиночка в поэме, «вахлаки» и слушают его, и прислушиваются к его мнению. И все же Некрасов не хотел завершить искания своих героев в Вахлачине. Странствие должно продолжиться, и, как справедливо пишет один из исследователей, «неизвестно, к чему оно может привести мужиков. Ведь поэма строится на основе развития авторской идеи, а Некрасову очень важно показать, чему учатся странники во время путешествия, что, в частности, они почерпнули из тех новых встреч, о которых рассказывается в «Пире...». Поэтому события, изображенные в «Пире...», вовсе не должны быть концовкой поэмы, напротив, они становились новым стимулом в дальнейших поисках семи мужиков, дальнейшем росте их самосознания».

Гриша Добросклонов коренным образом отличается от других действующих лиц поэмы. Если жизнь крестьянки Матрены Тимофеевны, Якима Нагого, Савелия, Ермила Гирина и многих других показана в покорности судьбе и сложившимся обстоятельствам, то у Гриши наблюдается совсем иное отношение к жизни. В поэме показывается детство Гриши, рассказано о его отце и матери. Жизнь его была более чем тяжела, отец был ленив и беден:

Беднее захудалого
Последнего крестьянина
Жил Трифон.
Две каморочки:
Одна с дымящей печкою,
Другая в сажень - летняя,
И вся тут недолга;
Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Таков был отец Гриши, он меньше всего заботился о том, что едят его жена и дети.

Дьячок хвалился детками,
А чем они питаются -
И думать позабыл.
Он сам был вечно голоден,
Весь тратился на поиски,
Где выпить, где поесть.

Мать Гриши умерла рано, ее погубили постоянные печали и заботы о хлебе насущном. В поэме приведена песня, в которой рассказывается о судьбе этой бедной женщины. Песня не может оставить равнодушным ни одного читателя, ведь это свидетельство огромного неизбывного человеческого горя. Слова песни очень простые, в них рассказывается, как страдающий от голода ребенок просит у матери кусок хлеба с солью. Но соль слишком дорога, не под силу купить ее бедным людям. И мать, чтобы накормить сына, поливает кусок хлеба своими слезами. Эта песня с детства запомнилась Грише. Она заставляла его вспоминать о своей несчастной матери, скорбеть о ее судьбе.

И скоро в сердце мальчика
С любовью к бедной матери
Любовь ко всей вахлачине
Слилась - и лет пятнадцати
Григорий твердо знал у же,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного Годного уголка.

Григорий не согласен покориться судьбе и вести столь же печальную и убогую жизнь, которая свойственна большинству людей вокруг него. Гриша выбирает для себя иной путь, становится народным заступником. Он не боится того, что жизнь его будет нелегкой.

Ему судьба готовила
Путь славный, имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

С детства Гриша жил среди убогих, несчастных, презираемых и беспомощных людей. Он с молоком матери впитал все беды народные, поэтому не хочет и не может жить ради своих эгоистических интересов. Он очень умен, имеет сильный характер. И выводит его на новую дорогу, не позволяет оставаться равнодушным к народным бедствиям. Размышления Григория о судьбе народа свидетельствуют о живейшем сострадании, которое заставляет Гришу выбрать для себя столь нелегкий путь. В душе Гриши Добросклонова постепенно зреет уверенность, что его родина не погибнет, несмотря на все страдания и горести, которые выпали на ее долю:

В минуты унынья, о родина-мать!
Я мыслью вперед улетаю.
Еще суждено тебе много страдать,
Но ты не погибнешь, я знаю.

Размышления Григория, которые “в песне излились”, выдают в нем очень грамотного и образованного человека. Он хорошо осведомлен о политических проблемах России, и судьба простого народа неотделима от этих проблем и трудностей. Исторически сложилось, что Россия “была глубоко несчастной страной, подавленной, рабски бессудной”. Позорная печать крепостного права превратила простой народ в бесправных существ, и все проблемы, вызванные этим, невозможно сбрасывать со счетов. Последствия татаро-монгольского ига также оказали существенное влияние на формирование национального характера. Русский человек сочетает в себе рабскую покорность судьбе, и это является основной причиной всех его бед.
Образ Григория Добросклонова тесно связан с революционно-демократическими идеями, которые стали появляться в обществе в середине XIX в. Некрасов создал своего героя, ориентируясь на судьбу Н. А. Добролюбова Григорий Добросклонов - это тип революционера-разночинца. Он родился в семье бедного дьячка, с детства ощутил на себе все бедствия, характерные для жизни простого народа. Григорий получил образование, к тому же сам, будучи умным и увлеченным человеком, не может остаться равнодушным к сложившейся в стране ситуации. Григорий прекрасно понимает, что для России теперь есть только один выход - радикальные изменения общественного строя. Простой народ уже больше не может быть таким же бессловесным сообществом рабов, которое покорно терпит все выходки своих господ:

Довольно! Окончен с прошедшим расчет,
Окончен расчет с господином!
Сбирается с силами русский народ
И учится быть гражданином.

Образ Григория Добросклонова в поэме Некрасова “Кому на Руси жить хорошо” вселяет надежду в нравственное и политическое возрождение Руси, в изменения сознания простого русского народа.
Финал поэмы показывает, что счастье народное возможно. И пусть пока еще далеко до того момента, когда простой человек сможет назвать себя счастливым. Но пройдет время - и все изменится. И далеко не последнюю роль в этом будут играть Григорий Добросклонов и его идеи.

Каждый поэт, определяя для себя творческое кредо, руководствуется собственными мотивами. Кто-то видит смысл своего творчества в прославлении родины, для кого-то творчество - возможность выразить свое представление о мире. Русский поэт Николай Алексеевич Некрасов своим долгом считал служение народу. Все его творчество проникнуто идеями защиты русского народа от произвола властей. Поэтому поэта он видел прежде всего гражданином:

Поэтом можешь ты не быть,
Но гражданином быть обязан…

В поэме «Кому на Руси жить хорошо» - главном произведении его жизни - центральном образом становится народный поэт Гриша Добросклонов. Эту поэму Некрасов так и не закончил - помешала неизлечимая болезнь, симптомы которой он почувствовал в 1876 году, когда работа была в самом разгаре. Но умирающий поэт в течение последних месяцев невыносимых мучений все-таки писал последние песни.

Почти во всех стихотворениях Некрасова можно увидеть образ настоящего гражданина, который поэт стремился сделать идеалом для всех честных людей России. В поэме «Кому на Руси жить хорошо» поиск этого идеала продолжается на протяжении всего развития действия. Крестьяне, изображенные поэтом, проявляют себя настойчивыми искателями истины. Ведь и начинается сюжет произведения с того, как «семь временнообязанных … сошлися и заспорили, кому живется весело, вольготно на Руси» .

Некрасов не идеализировал крестьян, зная, что многие были и «рабами последними» , и холуями, и прирожденными лакеями. В массовых сценах слышится многоголосье крестьянское: здесь и пьяные голоса, и сочувствующие возгласы, и меткие афоризмы. Поэт, с детства проводивший время с крестьянами, хорошо изучил их речь, что позволило сделать язык поэмы красочным, ярким, по-настоящему творческим.

Постепенно из народной массы выделяются отдельные герои. Сначала Яким Нагой, «пьяненький» , «убогонький» , много переживший на своем веку. Он уверен, что трезвому человеку невозможно жить на Руси - он просто не сможет выдержать непосильного труда. Если бы не пьянство, крестьянских бунтов было бы не избежать.

Опираясь на нравственные идеалы народа, Некрасов создал образы выходцев из крестьянской среды, ставших борцами за счастье народа. И только в заключительной части произведения - главе «Пир на весь мир» - появляется образ народного интеллигента. Это Григорий Добросклонов. Поэт не успел закончить эту часть поэмы, но образ героя выглядит все-таки целостным.

Гриша - выходец из так называемой разночинной среды, он сын батрачки и дьячка. Лишь самоотверженность его матери и щедрость окружающих людей не позволили и самому Грише, и его младшему брату Савве «младенцами в земле» истлеть. Полуголодное детство и суровая юность помогли ему сблизиться с народом, определили жизненный путь молодого человека, ведь уже в пятнадцатилетнем возрасте «Григорий твердо знал уже» , за кого он умрет и кому посвятит свою жизнь.

В уста героя вкладывает автор сначала «Горькие песни», отражающие горькое время. Но уже ближе к концу главы начинают звучать и «Добрые песни». Ярче всего выделяются «Русь» и «Средь мира дольнего». В образе Гриши Добросклонова воплотились черты многих революционеров того времени, даже фамилия героя созвучна другой известной фамилии - Николая Добролюбова. Как и революционер-демократ, Гриша Добросклонов - борец за интересы крестьян, он готов идти «за униженных «и «за обиженных», чтобы быть первым там.

Образ Гриши реалистичный, но при этом обобщенный, почти условный. Это образ молодости, устремленной вперед, надеющейся на лучшее. Он весь в будущем, поэтому образ героя получился неопределенным, только намеченным. Григория не интересует богатство, не волнуют заботы о собственном благополучии, он готов посвятить жизнь тому, «чтоб каждому крестьянину жилось вольготно-весело на всей святой Руси!» Именно поэтому судьба литературного героя предопределена: жизнь готовит Грише «путь славный, имя громкое народного заступника» , но при этом - «чахотку и Сибирь» . Но юношу не пугают предстоящие испытания, поскольку он верит в торжество дела, которому готов посвятить всю жизнь.

Почти все современники Николая Алексеевича Некрасова прошли как раз через Сибирь, заработав себе чахотку. Только «души сильные, любвеобильные» , по мысли автора, вступают на славный, но трудный путь борьбы за счастье народа. Таким образом, отвечая на главный вопрос поэмы: «Кому на Руси жить хорошо?» - автор дает однозначный ответ: борцам за народное счастье. Эта идея и раскрывает весь смысл поэмы.

  • Образы помещиков в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Савелия в поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо»
  • Образ Матрёны в поэме «Кому на Руси жить хорошо»

Меню статьи:

Многие произведения не утратили своей актуальности и в наше время. Это, пожалуй, происходит потому, что большинство проблем и трудностей в жизни человека можно вынести за грани времени и развития человечества в целом. Людям всегда было сложно найти свое место в обществе, кому-то не хватало денег, чтобы получить должное образование, кому-то, чтобы выглядеть должным образом (человека в ветхом костюме общество не воспринимало ни в далекие нам времена, ни сейчас). Проблема обустройства быта, обеспечения продовольствием во все времена занимали умы людей, особенно низкого достатка. Как выйти из замкнутого круга таких проблем и можно ли сделать это честным способом? На этот вопрос пытается дать ответ Н.А. Некрасов в своей неоконченной поэме «Кому на Руси жить хорошо».

Многие образы могли бы послужить наглядным примером для раскрытия этой темы, но все же основной массив информации по данному вопросу приходится на образ Гриши Добросклонова.

Значение имени и прототипы

В литературе имена героев нередко носят символический характер. Их имена и фамилии в большинстве случаев являются краткой характеристикой литературной личности. Если вопрос о присвоении персонажам имен, в виду детализации их личностных качеств, спорный, то вопрос о значении фамилий практически всегда решается в пользу символичности. Авторы минувших веков брали в основу имена широко распространенные в обществе, в частности бралось во внимание описываемое сословие. Имя героя должно было быть близким и знакомым читателям. Фамилии персонажей же выдумывались авторами самостоятельно. Именно от ассоциаций с фамилией и заключалась дальнейшее развитие образа. Основывалось оно либо в игре на контрастах, либо на усилении эффекта личностных качеств личности.

Прототипом Гриши Добросклонова стал поэт и публицист Николай Алексеевич Добролюбов. В обществе он слыл человеком уникального трудолюбия и одаренности – в 13 лет он уже занимался переводами Горация, успешно писал литературно-критические статьи. Объединяет Добросклонова с Добролюбовым трагедия детства – смерть матери, которая нанесла неизгладимые впечатления как для первого, так и для второго. Сродные качества также возникают у них в социальной позиции – стремлении сделать мир добрее и лучше.

Как видим, Некрасов взял за основу фамилию литературного деятеля, видоизменив ее, но при этом нельзя отвергать факт ее символичности. Фамилия персонажа также отображает его личностные качества. В ее основе положено имя существительное «добро», что соответствует общей характеристике Гриши. Он действительно добрый человек по своей натуре, полон благих стремлений и мечтаний. Вторая часть его фамилии образована от глагола «склонять». То есть,

Возраст, внешность и род деятельности Григория Добросклонова

С образом Григория Добросклонова читатель знакомится в последних частях поэмы – частично в «Пире на весь мир» и, более детально, в эпилоге поэмы.

О точном возрасте героя мы не знаем, тот факт, что на момент рассказа он учиться в семинарии, дает право предположить, что его возраст около 15 лет, эту же догадку и подтверждает автор, говоря, что мальчик «лет пятнадцати».


Мать Григория звали Домной, она рано умерла:

Домнушка
Была куда заботлива,
Зато и долговечности
Бог не дал ей.

Отца его зовут Трифоном, он был дьяком, другими словами находился на нижней ступени карьерной лестницы церковнослужителей. Доходы семьи никогда не были высокими – мать старалась изо всех сил изменить эту ситуацию и дать должное образование своим детям – Грише и Савве. Женщине часто помогали односельчане прокормить детей, поэтому она

Батрачка безответная
На каждого, кто чем-нибудь
Помог ей в черный день.

Естественно, что тяжелый физический труд и плохие условия жизни крайне неблагоприятно влияли на здоровье женщины и вскоре она умирает. Григорий тяжело переживает утрату матери – она была доброй, хорошей и заботливой, поэтому по ночам мальчик «тужил о матушке» и тихонечко пел ее песню о соли.

Жизнь после смерти матери

После смерти Домны жизнь семьи значительно ухудшилась – «Беднее захудалого/Последнего крестьянина/ Жил Трифон». В их доме никогда не было достаточно еды:

Коровы нет, лошадки нет,
Была собака Зудушка,
Был кот - и те ушли.

Григория с Саввой часто подкармливают односельчане. Братья очень благодарны мужикам за это и стараются не оставаться в долгу – как-то помочь им:

Платили им молодчики.
По мере сил, работою,
По их делишкам хлопоты
Справляли в городу.

Некрасов подает скудное описание Гриши. У него «кость широкая», но сам он по виду не похож на богатыря – «лицо его слишком исхудалое». Это потому, что он всегда полуголодный. Будучи в семинарии он просыпался посреди ночи от голода и ждал завтрака. Отец их тоже не барствует – он такой же вечно голодный, как и его сыновья.


Григорий как и его брат « обозначены Божьей печатью» – способностями к наукам и умением вести за собой толпы, поэтому «дьячок хвалился детками».

Учеба в семинарии для Григория не радостна там, «темно, холодно и голодно», но отступать молодой человек не собирается, в его планах есть еще обучение в университете.

Со временем образ матери и малой родины слились воедино, вскоре они определились в стремление служить простому народу, делать жизнь простых мужиков лучше:

Григорий твердо знал уже,
Что будет жить для счастия
Убогого и темного
Родного уголка.

Григорий мечтает не о личном богатстве или благах. Он хочет, чтобы все люди жили в добре и достатке:

Не надо мне ни серебра,
Ни золота, а дай Господь,
Чтоб землякам моим
И каждому крестьянину
Жилось вольготно-весело
На всей святой Руси.

И молодой человек готов сделать все, что возможно, чтобы приблизится к исполнению своей мечты.

Добросклонов оптимистично настроен, это особенно заметно в текстах его песен, где он старается воспеть любовь к жизни, очертить прекрасное, жизнерадостное будущее.

Судьба Григория типична – нерадостное, голодное детство, печальные воспоминания об обучении в семинарии. Что будет дальше? Это вполне предсказуемо, судьба таких людей всегда одинакова:

Ему судьба готовила
Путь славный, Имя громкое
Народного заступника,
Чахотку и Сибирь.

Подведем итог. Образ Григория Добросклонова оптимистичный. Молодой человек полон прекрасных стремлений – он будущий революционер, готовый пожертвовать собой ради блага других людей. Движет Григорием благое намерение улучшить жить простых людей, таких же, как он сам, обеспечить им достойную, а не нищенскую жизнь.

В поэме Некрасова «Кому на Руси жить хорошо» писатель описывает тяжелую жизнь молодого парня Гриши Добросклонова. Гриша из очень бедной семьи, его мать тяжело болеет, и они плохо живут по всем меркам. Его детство и юность прошли в вечном голодании и суровости, именно это его и сблизило его с народом. Бедность не мешает Добросклонову быть чистым, справедливым человеком, он очень любит людей и становится на их защиту. Он надеется на то, что скоро все люди будут жить хорошо.

Гриша Добросклонов всегда боролся за народ и его благополучие. Для него было не важным богатства и блага, он хотел хорошей жизни для всех, а не только для себя. Добросклонов очень справедливый юноша и он считал, что все должны были воссоединиться и идти напролом к своей цели.

Некрасов описывает Добросклонова как сына всего народа и борца за справедливость. Гриша даже не боится пожертвовать своей жизнью для всего народа. Его жизнь ничто по сравнению с жизнями огромного количества народа. Добросклонов не боится тяжелой физической работы, он по жизни работяга и революционер за хорошую жизнь.

Гриша Добросклонов знает, что он не одинок в своей борьбе, ведь уже сотни людей борются, как и он за народ и Отчизну. Добросклонов не боится трудностей, он уверен, что его начатое дело увенчается успехом. В его груди пылает необъятное чувство уважения к своему народу. Он знает, что им придется еще много выстрадать, но в конце этого нелегкого пути их всех ждет успех.

Он видит, как многочисленное количество людей поднимаются вместе с ним на одну ступень и это придает ему еще больше сил и веру в победу. Некрасов описывает Гришу Добросклонова как человека, которому хорошо живется на Руси, он счастлив. Его любовь к народу и рвение сделать для них все и есть счастье.

Вначале поэмы мужики решают отправиться в путь и узнать, кому на Руси жить хорошо. Они ищут среди богатых и среди обычных людей, но никак не могут найти нужный образ. Некрасов же описывая Гришу Добросклонова считает, что именно так выглядит счастливый человек. Ведь Добросклонов является самым счастливым и богатым человеком. Правда богатство Гриши заключается не в дорогом доме и большом количестве денег, а в его душевности и духовном взрослении. Добросклонов счастлив от того что он видит что его народ начинает новую жизнь. Некрасов своей поэмой дал понять читателю, что богатство это не главное, главное это душа и самопожертвование ради остальных.

Сочинение Гриша Добросклонов. Образ и характеристика

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота - Добросклонов! Сама фамилия говорит нам о том, что это очень хороший герой.

Гриша – бедный юноша, который получил церковное образование. Он сирота. Мама его (со странным именем Домна) всё делала, чтобы его воспитать. Она очень его любила, а ещё старалась помогать и другим людям. Но как помочь, если у самих ничего нет (особенно соли)? В поэме говорится, что хлеба можно попросить у знакомых, у соседей, а за соль надо деньги платить, которых и нет. А маленький Гриша плачет – отказывается есть без соли. Думаю, что это не каприз, а потребность растущего организма. Домна уже мукой посыпала хлеб, чтоб обмануть сына, а он требует «ещё» соли. Тогда она заплакала, слезы попали на хлеб, а от этого тот стал солёным.

Материнская история очень повлияла на Гришу. После её смерти он всегда вспоминал мать, пел её песню… Сам не доедал, страдал. Любовь к матери соединилась с любовью к Родине. И чем старше он становился, тем лучше понимал, как трудно всем его согражданам. Его ужасает, что славянина выводят на рынок в цепях, чтобы продать, что забирают у крепостных их детей. (Сыновей – в армию лет на двадцать, а дочерей, вообще, на «позор».)

И Григорий чувствует в себе силы всё изменить к лучшему. Некрасов пишет, что Добросклонову уготовлена роль народного защитника, а ещё предрекает этому герою чахотку и ссылку в Сибирь. Но Гриша уже выбрал свой путь.

Выбор, по мнению поэта, был из двух путей. Тот, который выбирает большинство, широкий – к материальному благополучию и страстям. А другой – для избранных, кто не думает уже о себе, но только об остальных. Кто готов заступиться за несчастного!

Некрасов верит в этот образ Добросклонова, верит, что такие люди скоро появятся (и уже появились) в России. Они обязательно освободят свой народ он своей же знати. И настанет просвещение, радость… Конечно, с прошлым придётся бороться. И многим из этих героев нужно будет пожертвовать собой.

И Некрасов не ошибся, а его герой стал примером для многих дальнейших защитников народа.

Вариант 3

Проблема произведения Некрасова была бы раскрыта не полностью, если бы не было такого героя, защитника крепостных, как Гриша Добросклонов. Он готов идти до конца в борьбе за счастье и права обездоленных крестьян.

Автор знакомит нас с народным героем в 4-ой части поэмы. У Гриши было тяжелое детство. Будучи сыном приходского дъячка, будущий герой был хорошо знаком с жизнью крестьян. Тяжелое детство скрашивалось пением Гришиной матери, песни которой впоследствии помогали ему радовать и воодушевлять простых работяг. Именно песни раскрывают внутренний мир борца за справедливость, и именно они показывают его любовь к русскому народу. Первая песня, с которой автор знакомит читателя, рассказывает нам о проблемах Руси. По мнению Добросклонова, Россию губят пьянство, голод, необразованность и, в первую очередь, крепостничество. За свою жизнь Гриша успел настолько сильно прочувствовать беды крепостных крестьян, что слова для песни сами вырываются наружу. Но кроме проблем, в песне высказывается надежда на будущее счастье и освобождение крестьян. Другая песня рассказывает историю о бурлаке, который после каторжного труда, тратит все свои деньги в кабаке. Третья песня, которая называется «Русь», выдает безграничную любовь героя к своей стране. Для него счастье – это когда счастливы крестьяне. Своими песнями Гриша Добросклонов пытается обратиться как к простым людям, так и к аристократам, призывая их ответить за беды крестьян.

Образ Григория – это образ народного защитника. Некрасов повествует нам о двух путей к счастью. Первый путь – это материальное богатство, власть. Второй путь – это духовное счастье. По мнению Добросклонова, настоящее счастье – это духовное счастье, которое может быть достигнуто только с помощью единения с народом. Герой избирает именно этот путь, который приводит его к «чахотке и Сибири».

Гриша Добросклонов – это молодой, целеустремленный человек, душу которого терзает несправедливость крепостной Руси. Его манят материальные богатства, он стремится поддержать дух народа, хочет пожертвовать жизнью ради будущего его любимой страны.

Автор поэмы хочет донести до читателя идею о том, что лишь борцы за счастье народа, такие как Гриша Добросклонов, могут привести Русь к процветанию. Потому что только они способны повести людей за собой, молодые, сильные революционеры, которым не безразличны проблемы простых людей.

Несколько интересных сочинений

  • Сочинение Мои увлечения

    В современном мире у школьников могут быть различные увлечения, будь то чтение книг, просмотр сериалов, занятие спортом, прогулка с друзьями, онлайн-игры. В данном сочинении я хочу представить сферы

  • Наконец-то наступил долгожданный день – это юбилей нашей школы. Я и все учащиеся с нетерпением ждали этот день, потому что знали, что будет очень интересно и весело.

  • Сочинение Ноздрев и Чичиков в поэме Мертвые души Гоголя сравнительная характеристика

    Чичиков – умный, хитрый и расчётливый человек, стремящийся лишь к одной цели – всеми правдами и неправдами заработать как можно больше денег. Получив от отца наставление «береги и копи копейку»

  • Критик Латунский в романе Мастер и Маргарита Булгакова сочинение

    Критик О. Латунский (М. А. Булгаков не называет его имени, лишь первую букву)– второстепенный персонаж романа, современный представитель литературной и художественной Москвы

  • Анализ рассказа Чехова Гриша сочинение 7 класс

    В основе сюжета произведения поставлен психологический портрет ребёнка, развивающийся в эпоху чеховского времени. Немногие черты характера были использованы с маленького Феди