Почему им не стыдно? Им не стыдно! Как же им не стыдно.

„Сильный всегда прав.“

О́тто Эдуа́рд Леопо́льд фон Би́смарк-Шёнхаузен

Почему европейцам не стыдно за то, что они наделали? Этот вопрос соотечественники задают регулярно, но пик его приходится на 22 июня, когда “нашим западным партнёрам” вспоминаются их “шалости”, приведшие к гибели десятков миллионов абсолютно невиновных мирных советских граждан.

Почему немцы вот уже 70 лет выплачивают компенсации за Холокост, не забывая круглосуточно каяться, но при этом, как бы это сказать помягче, спокойно относятся к своим преступлениям против остального, нееврейского населения СССР?

Еще более спокойно, чем немцы, воспринимают 1941-й год граждане стран “наших западных партнеров”, вместе с немцами пришедшие к нам в 1941-м с огнём и мечом - испанцы, итальянцы, французы, хорваты, фины, норвежцы, голландцы? Спросите их, испытывают ли они чувство вины за своё участие в плане “Барбаросса” - они даже не поймут, о чём вы…

Ещё больше, чем “наши западные партнеры”, удивляют “партнеры восточные” - венгры, румыны, поляки, словаки, болгары, которые не только не чувствуют своей вины, но и изображают из себя жертв "русской агрессии". Особенно трогательны болгары, заявляющие, что не воевали и не убивали в СССР, а ТОЛЬКО послали туда несколько санитарных поездов, где ставили на ноги тех, кто воевал и убивал… Ну лапушки-пацифисты, что тут скажешь…

Усугублю этот, всем известный факт: даже после того, как в сентябре 1944 года Болгария объявила войну Германии, многие болгарские медики продолжили лечение бойцов вермахта вплоть до конца апреля 1945 года.

Ну и насчет «не воевали» - лукавство это:

В территориальных водах Болгарии были потоплены пять советских подводных лодок: Щ-204, 210, 211, Л-24, С-34. Погибли 240 моряков. Часть из них подорвалась на минах, а остальные были уничтожены гидросамолетами 161 орляка (полка) болгарских ВВС, дислоцированного на Варненском озере. Самолеты этого подразделения искали и уничтожали наши субмарины не только в болгарских водах, но и в части акватории Черного моря. В румынских и нейтральных водах были уничтожены еще две советские подлодки.

Но самую большую помощь Болгария оказала германскому рейху через свое участие в оккупации Греции и Югославии. Это позволило немцам перебросить свои дивизии оттуда на Восточный фронт.

Болгарские "пацифисты" в оккупированных городах СССР

А теперь спросите у любого болгарина, несёт ли Болгария ответственность за трагедию, начавшуюся 22 июня 1941го… Обещаю Вам множество интересных слов на тему «русские сами виноваты…»

Японцы, кстати, тоже никаких угрызений совести за свои «шалости» на Дальнем Востоке и в Манчьжурии не испытывают. Японцы в войне против СССР - исключительно жертвы… Зато сильнейшее чувство вины они испытывают перед американцами, которые вообще - Чемпионы Мира по отсутствию совести, ибо даже Дрезден, Хиросиму и Нагасаки умудрились назвать актами «укрепления дружбы между народами», на которые «эти русские варвары» генетически не способны…

Однако хватит про симптоматику, приступим к патанатомии.

Отличие нашего цивилизационного кода от кода «наших западных партнеров» имеет глубоко религиозные корни, даже если сами его носители давно и прочно перешли в разряд воинствующих атеистов.

В основе этого кода - принципиально разное отношение к греху, который в православии и в дохристианских славянских традициях имеет абсолютное значение, где грабёж - это всегда грабёж, а убийство - это всегда убийство, независимо от того, какими мотивами оно обусловлено.

Не знаю, насколько соответствует действительности информация о том, что вернувшиеся с войны три года не допускались до причастия, но императив: «Цивилизованным является общество, где убийство врага считается вынужденным грехом, а не безусловной доблестью » - явно отечественного происхождения.

Именно из-за этого императива нам всем так близки и понятны описанные Достоевским мучения Раскольникова, где главной пыткой и наказанием за убийство старухи-процентщицы является его собственная совесть, а не въедливый пристав следственных действий Порфирий Петрович.

У «наших западных партнёров» всё совсем не так. Особенно не так в кальвинизме и англиканской церкви, где грех является грехом только в свете конкретных обстоятельств. В этом деле протестанты преуспели настолько, что папский престол с его индульгенциями нервно курит в сторонке.

Кальвинизм в иллюстрациях:

Все зверства наших англосаксонских небратьев и вся их невосприимчивость к взываниям насчет совести, станут понятными, если помнить, что в их нравственных критериях грех становится грехом, если только тебя за него наказывают.

Украл-убил-обманул и при этом остался цел-невредим, да ещё при капитале - значит Богу так угодно и никаких претензий Небесная канцелярия к тебе не имеет. А вот если поймали-посадили и пригласили палача - значит действительно согрешил и пора каяться…

Именно так настроена соображалка у «наших западных партнёров» и именно в такой логике мышления надо искать ответы на недоуменные вопросы соотечественников насчёт «совести» и «доброй памяти».

СССР, больше всех остальных пострадавший от всеевропейского нашествия под знамёнами 3-го Рейха, великодушно простил «еврошалунам» все их прегрешения, не получив от Германии и 2% компенсаций от всего ущерба. Остальные же агрессоры вообще отделались лёгким испугом.

В рамках православной традиции всё логично - повинную голову меч не сечёт, лежачего не бьют, а кто старое помянет - тому глаз вон. В протестантской же этике всё это трансформируется в универсальное «НЕ НАКАЗАН - ЗНАЧИТ НЕ ВИНОВАТ»…

Еврейская община четко просекла эту логику, и поэтому прессует немцев жёстко и непрерывно. Компенсации нон-стоп взимаются, несогласные - маргинализируются, буйные - уголовно преследуются, и поэтому ни у одного немца не возникает вопроса об их исторической, несмываемой и неисчерпаемой вине перед еврееями.

Как впрочем и перед американцами, военные базы которых можно лично увидеть, про канцлер-акт лично услышать, а 2% налога на безопасность - заплатить. Сам факт наказания снимает ВСЕ вопросы насчет того, кто тут грешен и кому каяться.

Вот и каются бегом и наперегонки перед обиженными англосаксами немцы - за Дрезден, японцы - за Хиросиму и Нагасаки… А перед русскими за что каяться? Какое чувство вины перед ними может чувствовать настоящий, цивилизованный европеец, если наказание - основной и достаточный компонент вины - отсутствует?

А вот русские, наоборот, виноваты, ибо наказаны. Не верите - посмотрите список санкций, который является первым, главным и единственным доказательством наличия греха в западном его понимании. А значит - вопрос - надо ли русским каяться - даже не стоит. И не будет стоять, пока маятник наказаний не качнётся в другую сторону.

Сегодня, когда глобальный системный кризис оставляет всё меньше надежд на мирное его разрешение, а значит «наши западные партнёры» просто обречены воевать с Россией. Главное - не забывать про то, что на Западе считается виной и постараться хотя бы не повторять прежних ошибок, не метать бисер великодушия и всепрощеннечества перед… "всем цивилизованным человечеством", ибо всё равно не оценят.

Даже у животных есть признаки того, что называют СОВЕСТЬЮ . Чувство вины они выражают по-разному: собаки, например, поджимают хвост, стараются лизнуть руку хозяина, жалобно скулят, иногда пытаются спрятаться, словно сожалеют о случившемся.

Нравственно здоровые люди, честные перед самими собой , имеющие совесть, способные испытывать в иных случаях муки совести , хранят чистую совесть и поступают прежде всего по совести . Иной раз это требует мужества и даже подвига. Но достойные люди выше всего ставят свою честь-совесть: иногда - даже выше жизни. Они предпочитают смерть безнравственности, бесстыдству, бессовестности, бесчестию, позору. Это люди чести, достойные названия - Человек. О таких написаны слова В.А. Жуковского:

При мысли великой, что я Человек

Всегда возвышаюсь душою.

Поступающие противоположным образом, чем люди, обладающие совестью, называются бессовестными, бесстыжими, безнравственными... Они лишены «зрения души», которое направляет нас. Они несчастны, но не могут ощутить своего несчастия. Они не видят очевидного.

Духовно зрячие ощущают святыню как несомненную реальность , а для лишённых совести, «зрения души», она - всего лишь - выдумка и условность . Так в соответствии со своим убогим представлением они относятся к любой святыне. Поэтому - они невольно бывают склонны к святотатству, предательству и цинизму. Нередко таким несовестливым даже «не стыдно ». Просто: «не стыдно » - и всё! И это тяжёлый случай нравственной повреждённости...

Когда людям бывает стыдно? Нормальный человек скажет: когда они делают плохо. Что хорошо и что плохо, нередко можно понять по тому, желали ли бы вы того себе, своим любимым, родным и близким, желали ли бы вы, чтобы так поступили по отношению к вам лично и к дорогим вам людям...

Например,

желали ли бы вы , чтобы вас и всю вашу семью без всякой вины , без суда и следствия по чьей-то омерзительно -преступной воле внезапно расстреляли?

желали бы вы , чтобы после признания вас Верховным судом России невиновным, , кто-нибудь (как раз в срок поминовения после бандитского смертоубийства) прилюдно и громко вспоминал о каком-то вашем романе, да ещё искажал при этом не в вашу пользу события, приписывая вам то, что осуждается и чего даже вовсе и не было?

желали бы вы , чтобы в этом «поминовении» даже и не упомянули о многом хорошем, что вы сделали за свою служилую жизнь, и забыли бы все ваши несомненные достоинства и достойные труды?

желали бы вы , чтобы многие люди, возмутившиеся очевидным бесстыдством такого «поминовения», были рабски! лишены возможности остановить эти несправедливые, неуместные и кощунственные публичные речи?.. и т.п.

И всё же: почему не утихают протесты против кощунственного фильма под названием «Матильда»?

Любящим Р оссию, н арод и р усскую культуру - это до боли ясно .

Враждебным народу, чужим по духу и нравственно повреждённым - это непонятно и неприятно .

Документально известно, что и «на самом верху» власти в России есть люди, не знающие коренных черт народа, составляющего большинство населения России. Не в праве ли мы объяснить этим их невежеством отношение властей к кощунственному фильму?..

Определяющей чертой русской культуры назвал акад. Д.С. Лихачёв чувство стыдливости . Великий русский композитор Г.В. Свиридов свидетельствовал: «...Сила Русского искусства, русской литературы... в чувстве совести » ...Вот это чувство совести , а через него - весь не потерявший совести русский народ и оскорблён бесстыжим по факту содержания фильмом, «приуроченным» к столетию изуверского расстрела Государя.

Но тем, кто заказывал, создавали и «продвигал» позорный и позорящий фильм это не понять: ИМ НЕ СТЫДНО !

Хочется спросить и всех либеральных молчунов, трусливо уходящих от противостояния в безнравственном споре о бесспорном, показывать ли или запретить фильм, мерзейший по кощунственному смыслу отношения к Человеку, ритуально убитому преступниками со всей своей благочестивой семьёй ? Откуда взялась у них недужная бесчувственность к судьбам людей, полное презрение к человеческому достоинству соотечественников, к человеческому величию государя России, не запятнавшему себя ничем перед своей Родиной и официально оправданному современным Верховным судом России , наконец - к человеку такой личной нравственной высоты, которой никому из нас не достичь ?!

Единственно возможное нравственное решение возмутительного спора , свидетельствующего о безусловном отсутствии совести у некой «верхней части» нашего общества и об утрате этой частью понятия о чести , - это немедленное возвращение к нравственному состоянию: покаянное требование запрета и уничтожения фильма , самое возникновение которого на нашей земле, политой кровью честнейших и высоконравственных её защитников, - есть осквернение и земли нашей и позор нашего времени.

В помощь молчальникам и уклонистам нелишне вспомнить слова известнейшего юриста А.Ф. Кони: «...Никогда не забывать, что объектом действий...является прежде всего человек, имеющий никем и ничем неотъемлемые права на уважение к своему человеческому достоинству. Всякое поругание последнего есть, неизбежно, поругание своей собственной души в её высочайшем проявлении - совести» (Собр. соч., т. 4, с.57).

Государь Николай II заслужил право на уважение к своему человеческому достоинству более, чем все спорщики . Только лишённый нравственности может не понимать всего этого. Так я считаю. Но ИМ - НЕ СТЫДНО !

Иван Веристинов

«Как им не стыдно? Это же показуха! Зачем так с нами поступать?» - именно так жители Няндомы отреагировали на видеосюжет, показанный по местному телевидению, в котором представитель городской администрации оптимистично и жизнеутверждающе отчитался о выполненном ремонте дома по адресу: город Няндома, микрорайон Каргополь-2, ул. Гагарина, 11.

После возмущенных обращений жителей города Няндомская районная газета «Авангард» направила корреспондента лично убедиться, в каком состоянии находится дом после ремонта. Весь ужас от увиденного был описан в статье «То, что осталось за кадром» .

«…Признаться, я ожидала, что увижу не вполне качественный ремонт, какие-то мелкие недоделки, которые не устроили жильцов дома. Но увидела я совсем другое: заваленные мусором подвалы, прогнившие стены санузлов, на глазах сыплющиеся стены и потолки и многое другое. Если поднять голову, то можно увидеть, что все те же только что окрашенные стены отремонтированы на половину: под потолком они не оштукатурены - осыпавшаяся часть стены просто поверх кирпичей покрашена водоэмульсионной краской. Повсюду в стенах подъездов зияют дыры - следы недавних работ по замене труб. Их частично заменили, а восстановить кирпичную кладку где-то забыли, а где-то дыры прикрыли куском фанеры. Куда не глянь, везде можно увидеть «внутренности» стен. По телу пробежала дрожь. Но даже при всем стремлении к благополучию жители этого дома не в силах справиться с равнодушием чиновников, ну просто «непрошибаемым» равнодушием».

По мнению жителей, таким «ремонтом» должны заинтересоваться правоохранительные органы. Не исключено, что при его проведении на бумагах написано одно, а на деле совершенно другое.

Еще ранее жители города уличили городскую администрацию под руководством А.И. Кузьмичева в дезинформации правительства Архангельской области, а также в распространении через прессу в недостоверной информации в отношении истинного положения дел в Няндоме.

Все вышеуказанное поведение местной администрации и лично главы города вызывает обоснованное непонимание. Так как ранее губернатор И.А. Орлов, заявил: « Ситуацию в Няндомском районе необходимо брать под жесткий контроль».

По словам губернатора, в районе сейчас наблюдается очень низкая степень управления почти по всем направлениям работы. Серьезные проблемы есть в сфере жизнеобеспечения района. Кроме того, серьезные просчеты наблюдается и в местном управлении. Все это крайне негативно отражается на жителях Няндомского района. С января 2014 года ситуацию, сложившуюся в Няндоме, областная власть, решила взять под контроль.

Почему никто из богатых отцов не сказал: «Мне за своего ребёнка стыдно»? Наверное, потому что им не стыдно. В душе они считают: мальчик поозорничал, он имеет право, он сын, он наследник миллионов (миллиардов). Такая семейно-бытовая мораль, что же вы хотите! Мне трудно себе представить барина, который винится перед своими крепостными за то, что, проносясь на рысаках, зашиб зазевавшегося мужика. К нам, увы, вернулась та самая классовая спесь и безответственность, с которыми боролись вся наша литература, вся наша передовая мораль, да и, кстати, советская власть.

Принцип обмана

Сегодняшним богатым россиянам никто не говорит напрямую, что они воры, хотя все это знают. И сами они прекрасно понимают: нельзя за символическую сумму или наволочку грязных ваучеров купить промышленный комплекс, который страна строила две пятилетки, а потом его обанкротить, выгнав рабочих и открыв рынок западным фирмам. Если бы, задарма получив народную собственность, они её приумножали, - ещё можно было бы не возмущаться. Но они, наоборот, транжирят, свинячат, а потом, как дети к няньке, бегут в казну за помощью: «Спасите - кризис!»

Схватка за собственность в лихие 90-е была изначально аморальна и беззаконна, память о ней - горы трупов и кладбищенские кварталы, где лежат жертвы первичного накопления. Почему богатые нас считают быдлом? Тех, кто смиряется с несправедливостью, всегда сначала презирают, а потом очень удивляются происходящему, как удивлялись в революции 1905 г. и 1917 г., когда только в Московской губернии сожгли чуть не половину помещичьих усадеб.

Почему-то считается, что происхождение состояния не имеет значения. Имеет! У меня в пьесе «Хомо эректус» есть фраза, которую зрители встречают аплодисментами: «Украсть не стыдно, а спросить, откуда столько денег, неприлично!» В нашей русской, православной и старообрядческой, традиции большие деньги всегда воспринимались как тяжкая ноша. Неслучайно была развита благотворительность. Кому жертвуют нынешние нувориши? Я не знаю. Впрочем, про одну щедрость помню: купленные яйца Фаберже были щедро показаны соотечественникам. За деньги. Не подарены, заметьте, как это сделал Третьяков со своей галереей, а лишь показаны. Видимо, благотворительность в принципе чужда людям, нечестно получившим свои капиталы. Какое благо может творить человек, если разбогател, кого-то обобрав или нанеся урон казне? И мне трудно вообразить, что дети такого нувориша смотрят на мир иначе. В семье трамвайного вора фасон одежды оценивают с точки зрения доступности карманов.

Купить себе закон

Я иногда иду в Кремле мимо Царь-пушки и думаю: вдруг её уже купили, а собственник живёт на Сейшелах? Но и живущие в России часто относятся к нашей стране как к колонии, а к согражданам как к расово чуждым аборигенам. И вы хотите, чтобы юные лоботрясы, наследники нечестных капиталов, переводили старушек через дорогу, а не устраивали на «зебре» жуткие ралли? Накажут? Кто? Они же с младых ногтей знают, что суд - это порой место, где ты можешь купить себе столько закона, на сколько у тебя хватит денег. Им же не объяснили, что стать богаче - не значит стать лучше.

Деньги забирают человека целиком, и на профессиональный, духовный рост ресурса не остаётся.

Лично меня больше всего задевает откровенный антипатриотизм российского капитала. Всё остальное - производное. Мой знакомый виноторговец запил с горя, когда воротили Крым: у него просели продажи бордо. Если человек - патриот, он никогда не позволит своему отпрыску вытворять то, с чем мы сталкиваемся. А если позволяет, значит, жить в «этой стране» такие люди не собираются.

„Сильный всегда прав.“

Отто Бисмарк

Почему европейцам не стыдно за то, что они наделали? Этот вопрос соотечественники задают регулярно, но пик его приходится на 22 июня, когда “нашим западным партнёрам” вспоминаются их “шалости”, приведшие к гибели десятков миллионов абсолютно невиновных мирных советских граждан.

Почему немцы вот уже 70 лет выплачивают компенсации за Холокост, не забывая при этом круглосуточно каяться, но при этом … как бы это сказать помягче… спокойно относятся к своим преступлениям против остального, нееврейского населения СССР?

Еще более спокойно, чем немцы, воспринимают 1941й год граждане стран “наших западных партнеров”, вместе с немцами пришедшие к нам в 1941м с огнём и мечом -испанцы, итальянцы, французы, хорваты, фины, норвежцы, голландцы? Спросите их, испытывают ли они чувство вины за своё участие в плане “Барбаросса” – они даже не поймут, о чём вы…

Ещё больше, чем “наши западные партнеры”, доставляют “партнеры восточные” — венгры, румыны, поляки, словаки, болгары которые не только не чувствуют своей вины, но и изображают из себя жертв «русской агрессии». Особенно трогательны болгары, заявляющие, что не воевали и не убивали в СССР, а ТОЛЬКО послали туда несколько санитарных поездов, где ставили на ноги тех, кто воевал и убивал… Ну лапушки-пацифисты, что тут скажешь…

Усугублю этот, всем известный факт — даже после того, как в сентябре 1944 года Болгария объявила войну Германии, многие болгарские медики продолжили лечение бойцов вермахта вплоть до конца апреля 1945 года.

Ну и насчет «не воевали» — лукавство это:

В территориальных водах Болгарии были потоплены пять советских подводных лодок: Щ-204, 210, 211, Л-24, С-34. Погибли 240 моряков. Часть из них подорвалась на минах, а остальные были уничтожены гидросамолетами 161 орляка (полка) болгарских ВВС, дислоцированного на Варненском озере. Самолеты этого подразделения искали и уничтожали наши субмарины не только в болгарских водах, но и в части акватории Черного моря. В румынских и нейтральных водах были уничтожены еще две советские подлодки.

Но самую большую помощь Болгария оказала германскому рейху через свое участие в оккупации Греции и Югославии. Это позволило немцам перебросить свои дивизии оттуда на Восточный фронт.


Болгарские «пацифисты» в оккупированных городах СССР

А теперь спросите у любого болгарина, несёт ли Болгария ответственность за трагедию, начавшуюся 22 июня 1941-го… Обещаю Вам множество интересных слов на тему «русские сами виноваты…»

Японцы, кстати, тоже никаких угрызений совести за свои «шалости» на Дальнем Востоке и в Манчьжурии не испытывают. Японцы в войне против СССР – исключительно жертвы… Зато сильнейшее чувство вины они испытывают перед американцами, которые вообще – Чемпионы Мира по отсутствию совести, ибо даже Дрезден, Хиросиму и Нагасаки умудрились назвать актами «укрепления дружбы между народами», на которые «эти русские варвары» генетически не способны…

Однако хватит про симптоматику, приступим к патанатомии.

Отличие нашего цивилизационного кода от кода «наших западных партнеров» имеет глубоко религиозные корни, даже если сами его носители давно и прочно перешли в разряд воинствующих атеистов.

В основе этого кода – принципиально разное отношение к греху, который в православии и в дохристианских славянских традициях, имеет абсолютное значение, где грабёж – это всегда грабёж, а убийство – это всегда убийство независимо от того, какими мотивами оно обусловлено.

Не знаю, насколько соответствует действительности информация о том, что вернувшиеся с войны три года не допускались до причастия, но императив: «Цивилизованным является общество, где убийство врага считается вынужденным грехом, а не безусловной доблестью» — явно отечественного происхождения.

Именно из-за этого императива нам всем так близки и понятны описанные Достоевским мучения Раскольникова, где главной пыткой и наказанием за убийство старухи-процентщицы является его собственная совесть, а не въедливый пристав следственных действий Порфирий Петрович

У «наших западных партнёров» всё совсем не так. Особенно не так в кальвинизме и англиканской церкви, где грех является грехом только в свете конкретных обстоятельств. В этом деле протестанты преуспели настолько, что папский престол с его индульгенциями нервно курит в сторонке.

Кальвинизм в иллюстрациях:

Все зверства наших англосаксонских небратьев и вся их невосприимчивость к взываниям насчет совести, станут понятными, если помнить, что их нравственные критериях грех становится грехом только если тебя за него наказывают.

Украл-убил-обманул и при этом остался цел-невредим, да ещё при капитале – значит Богу так угодно и никаких претензий Небесная канцелярия к тебе не имеет. А вот если поймали-посадили и пригласили палача – значит действительно согрешил и пора каяться…

Именно так настроена соображалка у «наших западных партнёров» и именно в такой логике мышления надо искать ответы на недоуменные вопросы соотечественников насчёт «совести» и «доброй памяти».

СССР больше всех остальных пострадавший от всеевропейского нашествия под знамёнами 3го Рейха, великодушно простил «еврошалунам» все их прегрешения, не получив от Германии и 2% компенсаций от всего ущерба, остальные же агрессоры вообще отделались лёгким испугом.

В рамках православной традиции всё логично – повинную голову меч не сечёт, лежачего не бьют а кто старое помянет, тому глаз вон. В протестантской же этике всё это трансформируется в универсальное «НЕ НАКАЗАН – ЗНАЧИТ НЕ ВИНОВАТ»…

Еврейская община четко просекла эту логику, и поэтому прессует немцев жёстко и непрерывно. Компенсации нон-стоп взимаются, несогласные – маргинализируются, буйные — уголовно преследуются, и поэтому ни у одного немца не возникает вопроса об их исторической, несмываемой и неисчерпаемой вине перед еврееями.

Как впрочем и перед американцами, военные базы которых можно лично увидеть, про канцлер-акт лично услышать, а 2% налога на безопасность –заплатить. Сам факт наказания снимает ВСЕ вопросы насчет того, кто тут грешен и кому каяться.

Вот и каются бегом и наперегонки перед обиженными англосаксами немцы – за Дрезден, японцы – за Хиросиму и Нагасаки… А перед русскими за что каяться? Какое чувство вины перед ними может чувствовать настоящий, цивилизованный европеец, если наказание – основной и достаточный компонент вины – отсутствует?

А вот русские, наоборот, виноваты, ибо наказаны. Не верите – посмотрите список санкций, который и является первым, главным и единственным доказательством наличия греха в западном его понимании. А значит – вопрос – надо ли русским каяться – даже не стоит. И не будет стоять, пока маятник наказаний не качнётся в другую сторону.

Сегодня, когда глобальный системный кризис оставляет всё меньше надежд на мирное его разрешение, а значит «наши западные партнёры» просто обречены на «дранг нах Остен», главное – не забывать про то, что на Западе считается виной и постараться хотя бы не повторять прежних ошибок и не метать бисер великодушия и всепрощеннечества перед… «всем цивилизованным человечеством», ибо всё равно не оценят.