Пословицы о жидах. Пословицы про жидов

Учёный-каббалист Лайтман в видеоролике «Корень понятий евреи, иудеи, ЖИДЫ», размещённом на официальном видеопортале YouTube к полному удовлетворению евреев-телеведущих поведал,

что слово «ЖИДы» означает «оЖИДающие Мессию» и не является для евреев ни в коей мере оскорбительным. http://www.youtube.com/watch?v=OQOq7xjCcJc (Видео уже удалено. Сегодня, 4.06.14 работающее видео здесь: https://www.youtube.com/watch?v=8uUX7-kPknk . Прим. ss69100.)
.

(Такой результат давал Гугль в момент написания статьи, а это где-то в районе 2010 года. Сегодня, 4.06.14, число ссылок в 7 раз меньше . Почему-то. .. Посмотрите ниже, какого огромного пласта нашей культуры, языка и истории мы лишаемся, если принуждены пользоваться западными моторами поиска! Прим. ss69100)


.

Слово "жид" применялось в российском государстве с его основания и применяется как минимум в трёх ипостасях:
.

А. Простонародной, например, в сотнях пословиц и поговорок:
.


  1. Где хата жида, там всей деревне беда.

  2. Дай жиду подачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.

  3. Жид в деле, как пиявка на теле.

  4. Жид водкой угостит, а потом и споит.

  5. Жид всегда кричит от боли, когда кого-то бъёт до боли.

  6. Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.

  7. Жид крещёный - недруг примирённый, да волк кормлённый.

  8. Жид крещеный - что вор прощеный.

  9. Жид обманом сыт.


  10. Жид, лях и собака - вера однака.

  11. Жид, что ворона - мужику не оборона.

  12. Жида перекрестить и под лед утопить.

  13. Жидовские детки хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и русских детей развратят.


  14. Жиду в морду двинешь - на весь свет вой подымешь.

  15. Жиду верить, что ситом воду мерить.

  16. Жиды да черти одной шерсти.

  17. За жидовским языком не поспеть и босиком.

  18. Завел жидов, потеряешь коров.

  19. Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошибались.

  20. Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти.

  21. Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.

  22. Кто служит жиду - не минует беду.

  23. В работе заяц, в еде жидовин.

  24. Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.


  25. На языке жида мед, а под языком лед.

  26. Назови жида братом, он в отцы полезет.

  27. Не делай жиду добра - не получишь от него зла.

  28. Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.

  29. Нет розы без шипов, и нет горя без жидов.

  30. Нет рыбы без кости, а жида без злости.

  31. Раз солгал - навек жидом стал.

  32. С жидом знаться - с чертом связаться.

  33. С жидом разговориться, что яду напиться.

  34. Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.

  35. Сколько жидов - столько врагов.

  36. У жида лечиться - смерти покориться.

  37. Черти и жиды - дети сатаны.

  38. Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог.

  39. Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

  40. Я жиду по секрету, а он по всему свету.

  41. Не надо и беса, коли жид здеся.

  42. Где жид, там и взятка - такова его повадка.

  43. Жида - не понять, пока шкуру овечью с него не снять.

  44. Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог дал.

  45. Жид постится не духом, а брюхом.

  46. Там тяжко жить, где жид набежит.

  47. С жидом кашу варить - себя отравить.

  48. С жидом водиться - что в крапиве возиться.

  49. С жидом дожили до того, что не осталось ничего.

  50. Там, где жиды, всегда жди беды!

  51. Кабы все про жида знал, так бы не погибал.

  52. Коль набор (в армию) жиду грозит - он в Америку бежит.

  53. Жидовское племя - сорное семя.

  54. Жид в работе, что журавль на болоте.

  55. Жид живет - хлеб жует, да не жнет.

  56. Жид языком машет, а мужик на него пашет.

  57. Когда русский мрет, тогда жид жрет.

  58. Не мешаются жиды с самарянами, зато часто с дворянами.

  59. Ото всякого жида ожидай вреда!

  60. Жид лясы точит, да людей морочит.

  61. Верь своим очам, а не жидовским речам!

  62. В том вся правда, что от жидов вся неправда.

  63. Жид правду золотом засыпает, а она всплывает.

  64. Знает всякий жидок, что слаще краденый медок.

  65. Жиду, что вору, все в пору.

  66. Тогда жид не горюет, когда у нас ворует.

  67. Где село ожидовело, там запор - святое дело.

  68. Всякий жид в наш карман глядит.

  69. Подарил жид кукиш, чего хочешь, то и купишь.

  70. Не истребить жидву - не извести лихву!

  71. Около жидов богатых все мужики в з аплатах.

  72. На Руси от голоду не мерли, пока жиды не приперли.

  73. Не дашь жидам волю - не встретишь горькую долю.

  74. Кощей бессмертный - вечный жид кошерный.

  75. Бойся жида пуще огня: огонь вода потушит, а жид тебя задушит!

  76. От жидов ограждение - половина спасения.

  77. Тогда рай настанет, когда жидов не станет.

  78. Черти и жиды - дети Сатаны.

  79. Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.

  80. Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.

  81. Жид хоть и не зверь, а ему не верь.

  82. Жиду верить, что воду ситом мерить.

  83. Пока при капитале - у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.

  84. Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.

  85. Жид разорил - на всю жизнь закабалил.

  86. Русские с сошкой, а жиды с ложкой.

  87. С жидом дружись, а за топор держись.

  88. Искру туши до пожара, жида души до удара.

  89. Хочешь с жидами покою - готовься к бою.

  90. Кто жида боится - невелика птица. А вот кто жида порубил, тот страх загубил.

  91. Грозен жид за горами, а грозней за плечами.
    .

Б. Светской, например, русскими литературными классиками:
.

Державиным, например: в Полном собрании сочинений Державина, изданном Академией наук в 8 томах, под редакцией Я. Грота (1864 - 1883), в 7 томе, изданном в 1878 году.

«Там выколачивают у них (крестьян) жиды не только насущный хлеб, но и в земле посеянный, хлебопашеские орудия, имущество, время, здоровье и саму жизнь ».

«Жиды, ездя по деревням, а особливо осенью при собрании жатвы, и напоив крестьян со всеми их семействами, собирают с них долги свои и похищают последнее нужное их пропитание ».

«Пьяных, обсчитывая, обирают с ног до головы, и тем погружают поселян в совершенную бедность и нищету ».

(Державин. Т. 7. С. 263, 265, 287).

И т.д. и т.п...
.

Далее, например: в книге «Розыскание об убиении евреями христианских младенцев и употреблении крови их», в книге толщиной всего в 122 страницы, Владимир Иванович Даль употребляет слово «жиды» около 200 (!) раз.
.

Кантемировым, например: «По мудрости государей Российских Великая Россия доселе есть единственное государство Европейское, от страшной жидовской язвы избавленное, но зело тайно иудеи, притворно в христианство пришедшие, в Россию ныне проникают и по телу её расползаются… Посему за кознями и происками жидовскими зорко следить надобно ».

(Приватные письма князя Антиоха Дмитриевича Кантемира к некоторым вельможам и учёным людям. СПб., 1807. С.14).

И т.д. и т.п...
.

Пушкиным , например:
.

Гляжу: гора. На той горе

Кипят котлы; поют, играют,

Свистят и в мерзостной игре

Жида с лягушкою венчают».

Я плюнул и сказать хотел…

И вдруг бежит моя Маруся …»

(А. Пушкин. Сочинения. Стих.

«Гусар». 1930. М. - Л., С. 332).
.

«Перешли мы заповедную речку,

Стали жечь турецкие деревни,

И жидов на деревьях вешать »

(Пушкин А. С. «Битва у Зеницы Великой»

(из цикла «Песни западных славян»)

Избранные произведения. Т. 1. 1965. С. 181).
.

Он к жиду-лиходею приходит,

От него он требует совета.

жид сказал: «Ступай на кладбище,

Отыщи под каменьями жабу

И в горшке сюда принеси мне».

На кладбище приходит Стамати,

Отыскал под каменьями жабу

И в горшке жиду её приносит.

Жид на жабу поливает воду. ..

(Пушкин А. С. "Фёдор и Елена"

Избранные произведения.

Т. 1. 1965. С. 182 - 183)

И т.д. и т. п...
.

Лермонтовым, например:
.

Какой он нации, сказать не знаю смело:

На всех языках говорит,

Верней всего, что жи д.

(Лермонтов М. Ю. "Маскарад"

Избранные произведения. М., 1941. С. 182)
.

Гоголем , например:
.

«Такая пора теперь завелась, что уже церкви святые теперь не наши»

«Как не наши?»

«Теперь у жидов они на аренде. Если вперёд не заплатишь, то и обедни нельзя править».

«Что ты толкуешь?»

«И если рассобачий жид не положит значка нечистою своею рукою на святой пасхе, то и святить пасхи нельзя».

«Врёт он, паны браты, не может быть того, чтобы нечистый жид клал значок на святой пасхе!» .

(Гоголь Н. В. "Тарас Бульба" Избранные произведения. СПб., 1998. С. 138 - 142).

И т.д. и т.п...
.

Белинским , например:
.

Недаром все нации в мире, и западные, и восточные, и христианские, и мусульманские сошлись в ненависти и презрении к жидовскому племени: жид - не человек, он торгаш par excellence (по преимуществу)».

(Белинский В. Г. Избранные письма. М., 1955. С. 376).
.

Некрасовым, например:
.

При Александре Втором, по недомыслию и продажности высших чиновников, быстро начали усиливаться в России жиды. «Вместо цепей крепостных» появилось много «новых цепей. В том числе - «цепи жидовские».

И т.д. и т.п...
.

Толстым, например:
.

За двести мильонов Россия

Жидами на откуп взята -

За тридцать серебряных денег

Они же купили Христа .

(Толстой А. К. "Богатырь"

Стихотворения. М., 2001. С. 40 - 45.

Святая Русь. Энциклопедия

русского народа. Русская литература.

М., Институт русской цивилизации.

2004. С. 252).
.

Успенским, например:
.

«Приходит крестьянин к жиду, просит рубль серебром в долг и даёт в заклад полушубок. Жид берёт полушубок и говорит, что процентов на рубль в год будет тоже рубль. Мужик соглашается и взял рубль. Но только что он хотел уйти, как жид говорит ем у: «Послушай, тебе ведь всё равно, когда платить проценты, теперь или через год».
.

Мужик соглашается с этим и говорит : «Всё равно». - Так отдай теперь и уже не беспокойся целый год». Мужик и с этим согласился и отдал рубль, чтобы уже совсем не беспокоиться о процентах. Отдав рубль, он приходит домой и без денег, и без полушубка, и в долгу ».

(Олег Платонов. Еврейский вопрос в России. М., 2005. С. 220).
.

Тургеневым , например:
.

Жид принял весьма плутовской вид…

- В самом деле?

Жид взглянул боязливо, потом нагнулся ко мне.

- Такая красавица, ваше благородие, такая!.. - Гиршель опять закрыл глаза и вытянул губы.

- Ваше благородие, прикажите… увидите сами… что я теперь буду говорить, вы будете слушать… вы не будете верить… а лучше прикажите показать…

Я молчал и глядел на жида.

- А что ж, ваше благородие, задаточек?

- Да ты обманешь меня, или покажешь мне какое-нибудь чучело?

- Ай, вай, что вы такое говорите? - проговорил жид с необыкновенным жаром и размахивая руками. - Как можно?

В это время один из моих товарищей приподнял край палатки и назвал меня по имени. Я поспешно встал и бросил жиду червонец.

И т.д. и т.п.

(Тургенев И. С. "Жид" Собрание сочинений. М. , 1954. Т. 5. С. 110 - 132)
.

Лесковым , например:
.

«И сейчас на этот зов - невесть откуда, как из земли, выросли спрятавшиеся на время дебоша хозяева, прибежали с торга бабы-перекупки, загалдели жиденята - и пошла история.

Жид-хозяин, больше всех струсивший и всех более недовольный скандалом, закрыл себе большими пальцами глаза, как закрывает их благословляющий раввин, и кричал:

- Я ничего не бачыв и теперь не бачу…».

«Ротмистр ещё принасупился и ещё суровее произнёс:

- Прошу не шутить! Я с вами говорю по службе, как старший!

- Шуток и нет, - отвечал один из обвиняемых, - а ей-богу не помним.

- Припоминайте!

- День был жаркий… вошли невзначай… стали пить в холодке полынное… с жидами за что-то поспорили… но худого умысла не имели…».
.

«Главное лихо в том было, что у них (офицеров) ещё головы трещали и они никак не могли вспомнить всего, что вчера происходило в каморе при жидовской лавке… Что-то такое помнилось, что было будто крепко закручено, да только не всё подряд вспомнить, а что-то обрывается, и являются промежутки времени, когда будто даже и самого времени не было… Помнится, что будто разогнали жидов, да ведь это совсем не важно, и не раз это случалось и при самом ротмистре. Разогнать никого не беда, а особенно жидов, потому что это такой народ, который самыми высшими судьбами обречён на «рассеяние». жид насчитает лишнее, положит за выпитое то, что и не было пито, и за то повреждённое и разбитое, что совсем не повреждалось ».

(Лесков Н. С. «Старинные психопаты». Собр. соч. Т. 7. М., 1989. С. 305 - 307).
.

«Незаметен, что нос на жидовской роже ».

(Лесков Н. С. Захудалый род. Собр. соч. Т. 5. 1989. С. 412 - 413).

И т.д. и т.п.
.

Достоевским , например:
.

«Уж не потому ли обвиняют меня в «ненависти», что я иногда называю еврея жидом? Но, во-первых, я не думаю, чтобы это было так обидно, а во-вторых, слово «жид», сколько я помню, я упоминал всегда для обозначения известной идеи: «жид», «жидовщина», «жидовское царство» и проч. Тут обозначалось известное понятие, направление, характеристика века».
.

«Мы говорим в целом и об идее его, мы говорим о жидовстве и об идее жидовской, охватывающей весь мир, вместо «неудавшегося» христианства .

(Достоевский Ф. М. "Дневник писателя" Полное собрание сочинений. Т. 25. Л., 1983. С. 75).
.

«…Вот вы жалуетесь на жидов в Черниговской губернии, а у нас здесь в литературе уже множество изданий, газет издаётся на жидовские деньги жидами (которых прибывает в литературу всё больше), и только редакторы, нанятые жидами, подписывают газету или журнал русскими именами - вот и всё в них русского.
.

Жид распространяется с ужасающей быстротою. А ведь жид и его кагал - это всё равно, что заговор против русских!

(Достоевский Ф. М. Полное собрание сочинений. Т. 30. кн. 1. С. 8).
.

Розановым , например:
.

В сборнике «Мимолётное» (М., 1994):

«10. 05. 1915. Сладенький жидок.

Жидки вообще сладенькие. Они вас облизывают. И вам так приятно быть под их тёплым и влажным языком.

Вы нежитесь. И не замечаете, что поедание вас уже началось.

Так они съели Египет и Рим. Справиться же с вислоухою легкомысленной Европой и Россией им уже ничего не стоит ».
.

«Сахарна»:

Жидки могут удовольствоваться, что за ними побежал Вл. Соловьёв, но Розанов за ними не побежит (пробовали «обмазать»).

(Василий Розанов. Собр. соч. Том 9 - «Сахарна». 1998).

И т. д. и т. п. и проч. и проч.
.

Имеем мы, Русские, право хотя бы на столетнюю историю, имеем ли мы право думать, говорить и делать как наши славные хотя бы столетние предки, имеем ли мы, Русские, хоть какое-то право?!
.

В. Духовной - православной.

71. Если который христианин принесет елей в языческое капище или в иудейскую синогогу в их праздник или возжет свечу: да будет отлучен от общения церковного.

Ср. Ап. 7 и 70; 6 Всел. 11; Анк. 7 и 24; Антиох. 1; Лаод. 29, 37, 38 и 39. Каноны Православной Церкви

Св. апостол Иоанн говорит о «праздниках жидовских» (Иоан. 6,4), о том, что «жиды искали Его (Иисуса)», «жиды спорили между собой» (Иоан 7,11 и 6,52). В синодальном переводе с церковнославянского на русский эти места переведены с употреблением слова «иудеи», но это неверно, ибо апостол Иоанн сам использует слово «иудеи» наравне со словом «жиды», однако - с другим значением (см. например, Иоан. 7,15). Получается, что два разных понятия переведены на современный русский язык одним словом, что, согласитесь, вносит большую путаницу.

Также и святой первоверховный апостол Павел в послании к Галатам (Гал. 1, 13-14) говорит, что он «будучи в жидовстве, премного гнал Церковь Божию и разрушал ее», «преуспевал в жидовстве паче многих сверстников». И здесь опять на современный русский язык это переведено как «преуспевал в иудействе». Хотя апостол Павел тоже употребляет слова «иудеи» «иудейство», явно придавая им иной смысл, нежели «жидовству». Иначе зачем было богодухновенному автору использовать два разных термина там, где можно обойтись одним? http://www.rusprav.org/biblioteka/dushenov/Ne_mir_no_mech/Ne_mir_no_mech_14.htm «Так как некоторые лица ЖИДовского исповедания, заблуждаясь, вздумали подвергать осмеянию Христа Бога нашего, делая вид, что они Христиане, тогда как сами отрицают Христа и тайно и скрытно соблюдают субботы и другие ЖИДовские обряды; то определяем таковых не принимать ни в общение, ни на молитву, ни в церковь4 но пусть будет явно, что они по своему исповеданию - ЖИДы; ни детей их не крестить, ни в рабы никого из них не покупать или приобретать. Если же кто-либо из них обратиться с искреннею верою и от всего сердца будет исповедывать истинную веру, торжественно отвергая ЖИДовские обычаи и обряды, - с целью обличать и исправлять и прочих: то такого (определяем) принимать, и крестить, и детей его, и утверждать их отречение от ЖИДовского образа жизни. Если же они будут не таковы, то отнюдь не принимать их.
.

Толкование

8-го правила 7-го Вселенского Собора:
.

Аристин. ЖИДов не должно принимать. Если не окажется, что они обращаются от искреннего сердца. Ясно.

Вальсамон. Итак, отцы говорят, не принимать таковых ни в какое общение, не дозволять им крестить своих детей, никаким образом не приобретать христианского раба, но открыто жить по ЖИДовской религии

Славянская кормчая. О ЖИДех. - Еврей, рекше ЖИДов, не подобает приимати, ни на общение, ни на молитву, ни в церковь, аще не явятся истинно от всего сердца обращающеся к правоверней вере нашей. Се разумно правило». http://rozhintsev.narod.ru/cerkov/kanon/2005.htm www.rusidea.org/?a=310100 http://www.rusidea.org/?a=155005
.

Чем это, таки, евреи отличается от жидов?!
.

До 1918 года в русском языке этих самых "евреев" называли только жидами или иудеями, что, в принципе, одно и то же и означает не сколько национальную, сколько религиозную принадлежность. Это само слово (или термин) "жид" сохранилось практически во всех славянских языках, в том числе в украинском и белорусском.
.

Слово "еврей" вместо "жид", как обозначение национальности, а не религиозной принадлежности, было введено в русский язык с 1 марта 1918 года.

***

Кстати, раз уж составители этого впечатляющего сборника употребления на Руси слова „жид” сами заявили, что оно скорее означает религиозную принадлежность, то надо быть логичным до конца. И не причислять поголовно всех евреев к жидам, ведь сегодня среди евреев есть немало неверующих людей.

Моя жизнь среди евреев [Записки бывшего подпольщика] Сатановский Евгений Янович

Не верь коню леченому

Не верь коню леченому

Автор далек от того, чтобы бросать камни в людей, по тем или иным причинам меняющим религию или фамилию. В первом случае – это дело личное, интимное и глубоко внутреннее. Поверил человек в Христа. Или в Магомета. В Будду. Заратустру. Ганешу. Вишну, Раму и Кришну – одновременно или порознь. В то, что Баба на самом деле пророк Б-жий – и стал бахаистом. Наконец, в Б-га Израиля. Масса известных и еще больше неизвестных случаев. В том числе среди людей взрослых, солидных и искренне верующих. Имеют полное право.

Опять-таки бывают разные обстоятельства. Например, принуждение под страхом смерти. Причем вовсе не обязательно собственной. Автор, как ясно даже самому поверхностному читателю, человек гиперскептический и весьма трезвый. Ни в Б-га, ни в черта не верящий. Хотя понимание того, что в этом мире есть добро, а что – зло, было ему родителями внедрено с детства. Так что, если в качестве выбора будет принятие какой угодно веры или жизнь невинных людей, он наверняка прочтет шахаду, поцелует крест и произведет любые другие телодвижения в той же области. Лишь бы этих самых невинных людей спасти. Полагающие, что сюжеты такого рода остались в Средневековье, сильно недооценивают уровень зверства на значительной части планеты. А также скорость, с которой страна, не только наша – любая, теряет тонкий налет цивилизации.

То же насчет фамилии или имени. Не обязательно еврейских. Это у Гоголя героем мог быть Акакий Акакиевич. В ХХ веке с исконными для нашего отечества именами Акакий, Африкан или даже Прасковья вышел полный афронт. Поскольку ничего дурного в Прасковье нет. Но в уменьшительно-ласкательной форме она, как ни крути, а все-таки Параша. М-да… Как там у Ильфа и Петрова? «Какашкин меняет фамилию на Любимов». Опять же, то, что в одной стране звучит нейтрально, в другой может оказаться полной похабщиной. Языки-то у всех разные.

Был в Москве во времена авторской молодости еврейский активист Шмуклер. Фамилия как фамилия. Не лучше, не хуже других. Означает всего-то, что его предки были позументщиками. Изготавливали шитье для мундиров, аксельбанты и прочие эполеты. Но с годами в США, повзрослев, разбогатев и получив известность, он стал постепенно зваться Смаклером. Поскольку «шмок» или «шмук», причем не только для евреев, а вообще для всей этой большой страны, – то самое слово из трех букв, которое на сарае написано, хотя внутри дрова лежат. Причем понятно почему. Эполеты – это наплечные висюльки. Висят, болтаются… Очень похоже.

Из той же оперы: это слово, которое часто пишут на сараях и заборах, в его трехбуквенной русской форме читаемое как икс, игрек, и краткое, одновременно распространенное, вполне невинное и даже поэтичное китайское имя. И головная боль переводчиков-синхронистов, которым эту неприличность приходится чем-то заменять. Опять же, русское «зуб» на арабском обозначает исключительно предмет мужской гордости. От чего из российских первых лиц больше всего страдал, сам того не зная, вице-премьер Зубков. Поскольку его фамилия дикторами арабоязычных теле– и радиоканалов постоянно, хотя и из лучших побуждений искажалась во избежание скандала. В конце концов, не каждому большому начальнику по душе, если при произнесении его имени или фамилии окружающие начнут страшно веселиться, а девушки еще и густо краснеть.

Опять-таки, выходя замуж, эти самые девушки, как правило, фамилию меняют на ту, которую им с готовностью предоставляет будущий муж. Обычай такой. Не все. Но многие. И что теперь? Сидеть им всем без мужа, но с папиной фамилией? Хранить ее для истории? К девушкам-то, по крайней мере, претензий нет? Благо отнюдь не одни только евреи фамилии в брачных союзах меняют, в соответствии с обычаями и традициями страны. Автор знавал чрезвычайно умную и импозантную даму, профессора, которая была человеком чисто русским, но по мужу – Кац. И дети ее были Кац. И ничего. Просто мужа любила.

С другой стороны, первый водитель в 90-е у него носил украинскую фамилию Кущ, в которой не было ничего зазорного или подозрительного. Хотя в зарубежном паспорте она была написана на латинице аж восемью буквами и западные пограничники при попытке ее прочитать бледнели, покрывались холодным потом и шипели, как гремучие змеи в период линьки. Так вот, его красавица жена была Цветкова – и сына записала на свою фамилию. Из эстетических соображений. Хотя все знакомые между собой звали ее исключительно «кущиха», а невинного младенца – «кущонок». Поскольку Цветковых в Москве и даже в том же самом офисе было пруд пруди, а Кущ один-единственный. Но с фамилиями бывает по-разному, в том числе в России. В частности, в корпорации, о которой идет речь, в том же здании, что и Кущ, работали Глод, Кост, Жигун, Свердлик, Брайнис и Циос. Причем одновременно. Из которых евреев было два с половиной человека. Но кто в это верил?

А вот двойная запись национальности… Немец-казах, что ли? Еврей-чеченец? Или якут-татарин? Звучит странно. Хотя в быту о русских евреях или казахских немцах как раз говорили. Эти устойчивые словосочетания имели всем понятный смысл, ни в каких документах не употребляясь. Так ведь жизнь – это одно, а бюрократические правила – совсем другое. Самоидентификация и официальный документооборот вещи принципиально разные. И смена национальности взрослым человеком из карьерных или иных соображений в стране была. Но в целом воспринималась негативно. Как теми, от кого этот человек уходил, так и теми, к кому пытался прибиться. Хотя, понятно, дело житейское.

Надо сказать, что евреи были отнюдь не единственными в Советском Союзе людьми с неправильной национальностью. Как там иронически пелись под музыку Исаака Осиповича Дунаевского перефразированные слова Василия Лебедева-Кумача? Человек проходит как хозяин… если он, конечно, не еврей. Что понятно, поскольку если автор слов был вообще-то просто Лебедев, если рассматривать его без революционного псевдонима, то с автором музыки было сильно хуже. Поскольку у дореволюционных евреев традиционные двойные и тройные имена были как на подбор идишскими или ивритскими – библейскими.

Соответственно, Исаак Беру Иосиф Бецалев Цалиевич Дунаевский в стране победившего пролетарского интернационализма звучало как-то неправильно. Как пережиток оно звучало. И никакое пристрастие отца народов к музыке самого светлого и талантливого из его композиторов этого исправить не могло. Время было такое. Да и сам отец нации был для этой нации и остается для сегодняшних почитателей Сталиным, а не Джугашвили. Но, как мы говорили, евреям было еще ничего. Немцам пришлось куда хуже. До 1914 года они процветали, но затем хлебнули сполна. Как и, в разные времена и по разным поводам, прочие репрессированные народы. От кавказских горцев и крымских татар до дальневосточных корейцев и китайцев.

Измененная фамилия или имя, не говоря уже об отчестве и национальности, могли спасти жизнь. Или стать пропуском в будущее из мест ссылки, которые и теперь по большей части медвежьи углы. А уж в те времена, о которых речь… Грешно пенять людям, жившим в эпоху узаконенного зверства. При том, что социалистический Советский Союз по уровню насилия национал-социалистическую Германию явно превосходил. Отличие было в том, что основной удар наносился по собственному, а не чужому населению, не делая специального исключения для евреев и цыган.

Ну, и еще некоторые детали. Которых хватило для того, чтобы родители, которые о будущем своих детей задумывались, пытались спасти их превентивно. Поскольку ни угадать, ни предсказать, кого, когда, откуда и за что именно будут выселять, гнать эшелонами на убой и гноить в лагерях, было невозможно. Геннадий Хазанов о том, как до определенного возраста прожил с национальностью «осетин», вспоминал безо всякого юмора. Хотя вообще-то он человек веселый. Да и понятно почему. Генетика. Хазан у евреев то же самое, что певчий у христиан. Творческая фамилия.

При всем том даже в самые людоедские времена, и тем более на закате СССР, когда уровень опасности от «неправильного» происхождения снизился до приемлемого, хватало людей, которые не обменивали первородство на чечевичную похлебку. Из принципиальных соображений, любви к родителям или желания сохранить память о предках – неважно. Не меняли фамилии на более благозвучные. Не брали удобную для жизни и карьеры национальность. Не примазывались к чужой вере. Честь им и хвала.

Хотя что особенного? Всего-то просто быть собой. Если только не чрезвычайные обстоятельства, о которых сказано выше. Евреи привыкли к тому, что давить будут. Что ни делай, все равно будут. А карьера – не карьера… Откуда масса еврейских анекдотов о попытках особо пугливых быть большим католиком, чем папа римский, и последствиях этих попыток. Не тех анекдотов, которые всякое дубье, включая высокопоставленное, рассказывает о евреях: «Абрам и Сара…» – и уже над этим принято смеяться до желудочных колик. А тех, которые сами евреи рассказывают о себе.

Типичным является майса о женихе, который перед свадьбой постриг пейсы, снял лапсердак и немедленно, не дождавшись первой брачной ночи, попал под машину. После чего с укором спрашивал на том свете: «Б-же, за что?! Всю жизнь молился, соблюдал посты, опять молился…» Ответ Г-да точно характеризует как ситуацию, так и панибратские привычки евреев в отношениях с создателем: «Хаим, так это ты? Ну, извини, я тебя просто не узнал!» Или, как сказано по другому поводу уже в русском анекдоте: «Если вы Рабинович, но при этом русский, так с такой фамилией мы уж лучше на работу еврея возьмем».

Старинная пословица насчет того, что не следует верить коню леченому, вору прощеному и, как бы это сказать повежливей… Изе Шамиру крещеному, в целом отражала народную оценку результатов мимикрии. Увы, автор, рискуя оказаться в глазах либеральной публики ксенофобом и быдлом – на иврите это звучит красиво: ам-гаарец, «человек земли», или попросту деревенщина, с определенными оговорками с пословицей согласен. Исходя из его личного опыта, на каждого Галича приходится по полсотни Шамиров. А может, и по сотне. Поскольку поэт, приняв крещение, ни от своего народа, ни от его истории не отворачивался и дурного слова о евреях не сказал. И это у него «наш поезд уходит в Освенцим, сегодня и ежедневно». В отличие, правда, от того же Карла Маркса, которого его ортодоксальная еврейская семья, видимо, достала до печенок. Хотя дожил бы Маркс до Холокоста…

Правда, если еврей не менял паспортных данных или вероисповедания, это еще ничего не значит. Люди, плохо себе представляющие систему внутренних отношений в еврейском социуме, полагают, что евреи тащат друг друга наверх, на теплые места. И там друг друга всячески прикрывают, помогают и защищают. Ага. Скорее притапливают.

Есть такая широко распространенная порода еврейской сволочи, которая любого еврея, кроме самого себя, придушит и задавит. На работу не возьмет. К заслуженному ордену не представит. Премию не выпишет, хоть за полночь сиди четыреста двадцать дней в году. И по службе не повысит, будь ты ста пядей во лбу. Не потому, что не за что, а потому, что подумают, что по протекции. Или могут подумать. И продаст на раз. Заложит там, где самый матерый антисемит промолчит. Поскольку антисемит-теоретик вполне может иметь с отдельно взятыми евреями нормальные человеческие отношения, работая или живя с ними рядом.

Автору в бытность молодым специалистом, проектирующим металлургические заводы, такой попался. Причем в том же отделе, где работал ветеран партии, войны и труда – еврей, насчет которого антисемит автора, по молодости невоздержанного на язык, предупредил. И был прав, светлой памяти антисемит Иван Иванович, фронтовик и тоже ветеран партии и труда, насчет Матвея Абрамовича, будущего активиста Антисионистского комитета. Полностью прав. Имена, кстати, подлинные. Давно было. Наверняка померли все участники этой истории, кроме пишущего эти строки. Только вот с тех пор и предпочитает автор таких антисемитов этим «как бы» евреям. Поскольку чем такой еврей…

Впрочем, вольному воля, спасенному рай. Если уж еврею так хочется примкнуть к большинству. Перестать быть собой, но построить карьеру. И если ему – черт с ними, которые были до него и его родили, тогда отчего же? Но выглядит все равно как-то не так. Типа: сегодня носит «Адидас», а завтра родину продаст. Не вдохновляет на комплименты. Ни веры, ни патриотизма на этом никто еще не построил. Хотя можно заработать денег и открыть себе путь наверх. Правда, больше, чем на наркоторговле, контрабанде и прочих промыслах такого рода, никто еще не заработал. Что теперь, всем этим промышлять? Да и наверх известно что всплывает. И там, поверху, в парламенте, правительстве, мэрии и партийном аппарате плавает. Причем известно всем окружающим. Независимо от фамилий, религии и национальности. Почему они, кстати сказать, «перековавшимся» и не верят… ну, про это все уже сказано.

Из книги Какое ТЕБЕ дело до того, что думают другие? автора Лейтон Ральф

Хочешь верь, хочешь не верь, но я только что пожал ему руку! В течение нескольких лет я получал приглашения от университета в Токио посетить Японию. Но всякий раз, как я принимал приглашение, я заболевал и не мог туда поехать.Летом 1986 года в Токио должна была состояться

Из книги Морозные узоры: Стихотворения и письма автора Садовской Борис Александрович

"Он гриву растрепал коню..." Он гриву растрепал коню, Он привязал его к плетню, Поросшему травою. Моталась черная метла С собачьей головою. Он дверь толкнул в убогий храм. Над чашей поп склонялся там, Лежал народ во прахе. Вратами царскими в алтарь Прошел самодержавный

Из книги С Антарктидой - только на "Вы": Записки летчика Полярной авиации автора Карпий Василий Михайлович

Верь интуиции Казалось бы, дела идут неплохо, но радоваться почему-то не хочется. Ничего не меняется в деле обеспечения полетов, но такому положению дел есть хоть объяснение - каждый год создается, практически, новый летный отряд, которому некогда заглядывать в будущее,

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь десятая: Под «крылышком» шахты автора

Из книги Сколько стоит человек. Тетрадь девятая: Чёрная роба или белый халат автора Керсновская Евфросиния Антоновна

Из книги Сколько стоит человек. Повесть о пережитом в 12 тетрадях и 6 томах. автора Керсновская Евфросиния Антоновна

«Не верь мне! Я наседка…» Скрежещут запоры, дверь открывается, и в камеру вталкивают рыдающую девушку. Она падает на колени возле нар и всхлипывает.Сквозь слезы прорываются горькие жалобы:- За что, за что такое издевательство? С детских лет одно страдание… А в чем я

Из книги Одна на мосту: Стихотворения. Воспоминания. Письма автора Андерсен Ларисса Николаевна

Удар пришелся не по коню, а по оглобле Этот плачевный инцидент вызвал энергичную реакцию: правление комбината распорядилось изъять из продажи весь спирт. Но удар пришелся не по коню, а по оглобле. Во-первых, спекуляция расцвела махровым цветом. Цена 96-процентного спирта,

Из книги Голоса Серебряного века. Поэт о поэтах автора Мочалова Ольга Алексеевна

МОЕМУ КОНЮ Благодарю тебя, осенний день, За то, что ты такой бездонно синий. За легкий дым маньчжурских деревень, За гаолян, краснеющий в низине. За голубей, взметающихся ввысь, За клочья разлетевшейся бумаги. За частокол, что горестно повис Над кручей неглубокого

Из книги Родные мои автора Груздев Павел

ДАНЬ КОНЮ Когда сражался Дон Кихот, А Санчо принимал побои, Не замечали, что Россинант Сказался истинным героем! До бреда худ, смиренный до победы, Под натиском Кихотова бедра Он светел был невозмутимо, Как летнего ручья вода. Палящей ярости Кихота Порой являясь

Из книги Листы дневника. В трех томах. Том 3 автора Рерих Николай Константинович

"ГЛАВНОЕ - ВЕРЬ В БОГА!" Участников "контрреволюционного заговора" держали сначала в Сером доме, что на ул. Республиканской, всех поврозь. Павла Груздева сразу после ареста поместили в одиночную камеру, и он находился в полной изоляции так долго, что, рассказывал о. Павел,

Из книги Эти четыре года. Из записок военного корреспондента. Т. I. автора Полевой Борис

Верь - не верь Сосиски с титулом. Лондон, 23 Июля:"Американское акционерное общество по изготовлению очень популярных сосисок, которые в Соед. Штатах известны под ироническим названием "горячей собаки", обратилось к королю Георгу VI с ходатайством о возведении "горячей

Из книги Святые в истории. Жития святых в новом формате. VIII-XI века автора Клюкина Ольга

Вот и не верь в провидение! На фронте нет человека желаннее почтальона. Обычно это пожилой боец в старой облезлой шапке, в шинели третьего срока. Но ждут его в окопе куда более нетерпеливо, чем термосоносца с горячей кашей. И нет у бойца большей радости, чем получить

Из книги Телевидение. Закадровые нескладушки автора Визильтер Вилен С.

Об издательстве «Живи и верь» Для нас православное христианство – это жизнь во всем ее многообразии. Это уникальная возможность не пропустить себя, сделав маленький шаг навстречу своей душе, стать ближе к Богу. Именно для этого мы издаем книги. В мире суеты, беготни и

Из книги Записки «вредителя». Побег из ГУЛАГа. автора Чернавин Владимир Вячеславович

Вот и не верь в приметы Незадолго до смерти Черненко, очередного Генерального секретаря ЦК КПСС, Сергею Георгиевичу Лапину, бессменному руководителю Гостелерадио СССР, присвоили звание Героя Социалистического Труда. Мы в эфирной монтажной имели возможность наблюдать

Из книги Безграничность автора Вуйчич Ник

9. Не верь следователю Я вернулся в камеру в удрученном состоянии. У следователя я чувствовал больше злобы, чем волнения; оставшись же наедине с самим собой, я не чувствовал твердости.Убьют - несомненно, как убили всех моих друзей. Погибнут жена и сын, потому что у них

Из книги автора

9. Верь в невозможное Итак, оправдавшись верою, мы имеем мир с Богом через Господа нашего Иисуса Христа, через Которого верою и получили мы доступ к той благодати, в которой стоим и хвалимся надеждою славы Божией. И не сим только, но хвалимся и скорбями, зная, что от скорби

ВЛАДИМИР ДАЛЬ - ПОСЛОВИЦЫ И ПОГОВОРКИ О ЖИДАХ:
Ни одному другому народу не посвящено на Руси столько пословиц и поговорок, сколько жидам. Их больше чем, пословиц и поговорок, посвященных всем другим народам, вместе взятым. И, как видно, у славян нет ни одной пословицы или поговорки, «где бы о жидах говорилось положительно». И это – за многие века общения с ними!
Приведены здесь пословицы и поговорки – далеко не все. Но главное заключается в том, что они отражают думы и настроения народа, их породившего. А народ, как известно, никогда не ошибается!

Вероучение жидов -
Под одним Богом с жидом ходим, да не в одного веруем.
Все люди, как люди, один жид в ермолке.
Жид просится в рай, а сам смерти боится.

Нравственность жидов -
Для жида душа – дешевле гроша.
Не ведает жид, что такое стыд.
В чем Иван покается, в том Абрам похвалится.
Жид, как бес, – никогда не покается.
Жидовский дом, что Содом, а двор, что Гомор!

Жиды – служители сатаны -
Жидовская синагога – есть жилище демонов.
Жиды – видимые бесы.
Бесы и жиды – дети сатаны.
У жида и бес в няньках служит.
С жидом знаться – с бесом связаться.
Не надо и беса, коли жид здеся.
Нет беса в доме – прими жида!
Жид в хату. Ангелы из хаты.

Жиды – враги христиан -
Глас народа (жидовского) Христа распял.
Потому жид беден, что у него Бога нет.
Бог и жида хранит, а жид Его бранит.
Если Бог жида послушал бы, то все христиане давно бы перевелись.
От жида и Бог много раз плакал.
Что Богу угодно, то жиду непригодно.
На жидовскую мудрость есть Христова премудрость.
Отольются в аду христианские слезы жиду.

Принятие христианства жидами -
Жид крещеный, что волк прирученный.
Жид крещеный, что вор прощеный.
Жид крещеный, что недруг примиренный.
Жид крещеный, что конь леченый.
Жид и кадилом хлеб добудет.
Жид и ладаном готов надымить, только бы деньгу добыть.
Молебен жидом пет, а пользы все нет.

Жиды – развратители христиан -
Что Богу грешно, то жиду смешно.
Тогда жида смешишь, когда Бога гневишь.
С евреем поведешься – грехов наберешься.
Жид не силой берет, а искушением.
Жид христианку соблазняет, а в жены брать – закон мешает.
Жидовские дети хуже, чем крысы в клети: и добру навредят и христианских детей развратят.
Мужик сделан, что овин, а сбойлив, что жидовин!
Где жид, там и взятка – такова его повадка.
Жид водкой угостит, а потом и споит.
У жида уже твой грош, ну а ты все пьешь и пьешь.
У жида твоя копейка, ну а ты еще попей-ка!
Жида не понять, пока шкуру овечью с него не снять.

Внешний вид жидов -
И по роже знать, что Абрамом звать.
Жид не сам себе нос ковал, его жиду Бог дал.
Дети жида от христианки – все пейсаты обезьянки.
Каков жид, такова и его вонь.
У жида такая рожа, что сама напрашивается.
Затем жиды с рожи на нас не похожи, чтобы мы не ошиблись.

Характер и привычки жидов -
Жид и мертвый из петли вывернется.
Пятки у жида не зябнут никогда.
У жида, как у гуся, пятки не зябнут.
Жид постится не духом, а брюхом.
Жиды скоромничают, аки собаки.
Жиды едят, как паны, а сорят, как свиньи.
Пархатому жиду, что шелудивому псу – почесухи кстати.
Каков жид, такова и его жена.
Пустил жида в хату на денек, да и в год не выгонишь.
Жид скажет, что бит, а не скажет, за что.
Крик стоит, как в жидовской школе.
Чего раззвенелись, как жидовский бубен?
Жид, как свинья: ничего не болит, а все стонет.
Жид, как свинья: ничего не болит, а все визжит.
Хотя жид и не тужит, да все брюзжит.
На жида и Сам Бог не угодит.

Совместная жизнь с жидами -
Там тяжко жить, где жид набежит.
Рядом с жидом – не житье, а вытье.
Жида приютить – волка в хлев пустить.
Хорош был дом, да жид поселился в нем.
С жидом кашу варить – себя отравить.
С жидом упился – слезами опохмелился.
С жидом водиться – что в крапиве возиться.
С жидом дожили до того, что не осталось ничего.
Как с жидом поживут, так с плота воду пьют.

Равноправие по-жидовски -
Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.
Назови жида братом, он и в отцы полезет.

Беды от жидов -
Там, где жиды, всегда жди беды!
Где хата жида, там всей деревне беда.
Жидовин шинкарит – ковшом беду ладит.
Жид да беда – родные братья.
Нету роз без шипов, и нету бед без жидов.
С жидовином пойдешь – на беду набредешь.
Хотел с жидом пировать, а пришлось горевать.
Грех к жиду обратиться, да не грех за то поплатиться.
Кабы все про жида знал, так бы не погибал.

Жидовское вероломство -
Жид божится, а про себя отрекается.
Жид, что ворона, – мужику не оборона.
Коль набор (в армию) жиду грозит – он в Америку бежит.
Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.
На жида надеяться, как на вешний лед.
Жид, хоть и не зверь, а ему не верь!
Жиду верить – воду ситом мерить.

Жиды – общественное зло -
Жиды – это городские звери.
Русский вор лучше еврейского судьи.
Жидовское племя – сорное семя.
Не народ гибнет, а жиды губят.

Леность жидов -
Жид – суетливый бездельник, только небо коптит.
Жид в работе, что журавль на болоте.
Жида научить, что по лесу с бороной поездить.
В работе заяц, в еде жидовин.

Тунеядство жидов -
Жид работает, но только брюхом.
Жид, как воробей: где бы ни сел, там и наестся.
Жид хлеб ест, а креститься не умеет.
Жид живет – хлеб жует, да не жнет.
Жид языком машет, а мужик на него пашет.
Чай, жидовин устал, на мужике сидя?
Ел бы жид деньги, кабы мужик его хлебом не кормил.

Потворство жидам -
Жиду потакать – что самому воровать.
Кто у жида покупает, тот своим могилу копает.
У жида лечиться – смерти покориться.
Кто жиду попускает зло, тот сам творит зло.

Общие дела с жидами -
Около жида потрешься – бесовского наберешься.
Жидовские дела, что сажа бела.
Что в руки жида попало, то и пропало.
Жид в деле, как пиявка в теле.
Кто за жидом пойдет, тот добра не найдет.
Купил у жида лихо за свои гроши.
Ты у жида в похвале, пока при капитале, а как он обобрал, так тебя же из дому погнал.
Жидовин дает, а дурак берет.
От жидовского добра никому нет добра.

Дружба с жидами -
Бог не велит с жидом дружить.
Тот Богу неприятен, кто жиду приятель.
Родом дворянин, а делами жидовин.
Не мешаются жиды с самарянами, зато часто с дворянами.
Свяжись с жидом – сам жидом будешь.
Кто дружбы жидовской минет, тот со свету не сгинет.
Любовь жида – хуже петли.
Жида дружбой не купишь.

Служение жидам -
Служба жиду – на радость бесу.
Кто служит жиду – перенесет беду.
Жиду поклониться – пополам переломиться.
Послужить жиду – предать своих врагу.
Жидовские прислужники – всем своим недужники.

Жидовские успехи -
И жиду удается, как червяку на веку.
Часы в ломбарде обучаются жидовскому языку.

Солидарность жидов -
Жид за жида – порукой завсегда.
Жид с жидом знаются, друг на друга ссылаются.
Жид жида хвалит, а христианам беды ладит.
Беды, как жиды, вереницами ходят.
Жид, что крыса – силен стаей.
За компанию и жид удавился.

Наглость жидов -
Жид с лихостью, а Бог с милостью.
На всякого мирянина – по семи жидовинов.
Глаз жида не знает стыда.

Вредительство жидов -
Ото всякого жида ожидай вреда!
Жид и сам тонет, и других топит.
Где жид лисой пройдет, там три года куры не несутся.
От жидовского зелья и порча живет.

Злоба и мстительность жидов -
Нет рыбы без кости, а жида без злости.
С чем цыган на жида нагрянул, с тем и отпрянул.
Кто жида проведет, и трех дней не проживет.

Лесть и лицемерие жидов -
Лихва да лесть – жиду в честь.
Коль жиды любезны, то доведут до бездны.
Жид лясы точит да людей морочит.
Коли жид егозит (юлит) – провести норовит.
Жидовская похвала хуже поношения.
Верь своим очам, а не жидовским речам!

Ложь и коварство жидов -
В том вся правда, что от жидов вся неправда.
В жидах лжи, что в полях ржи.
Поля засевают рожью, а жиды все вокруг ложью.
Жид немало сулит, да мало даст.
Язык жидовский всегда врет, будто редьку трет.
У жида два языка – один Богу досаждает, а другой христиан дурачит. Жид обманом город берет.
Жид обманом сыт.

Вороватость жидов -
Жид языком речист, да на руку нечист.
Знает всякий жидок, что слаще краденый медок.
Жид мнит, что не крадет, и что лишь свое берет.
Тогда жид не горюет, когда у нас ворует.
Жиду, что вору, все в пору.
Не пущай жида во двор – не узнаешь, кто вор!
Где село ожидовело, там запор – святое дело.
Коли жид манит, твоего хочет.
Всякий жид в наш карман глядит.

Алчность жидов -
Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.
Жид лисой глядит, а пахнет волком.
Жид пошлет тебя на лед, ну а сам пойдет на мед.
Когда плачешь от радости, жид плачет от зависти.
На что жид глянет, то враз и завянет.

Скупость жидов -
На жида, что на яму, не напасешься хламу.
А у сытого жида всегда голодны глаза.
Жид рожей неказист, да мешком харчист.
В доме у жидка и кашка жидка.
У жида бес в подкладке да сатана в заплатке.
Должен жид, не спорит, да отдаст не скоро.
Лучше с христианином потерять, чем с жидом найти.
С жидом найдешь, да не разделишься.
Жид поделится грушами, когда они на сосне вырастут.
Подарил жид кукиш, чего хочешь, то и купишь.
Жид подаст одному ничего, а другому – меньше того.
Жид помирает – все свое хватает.
Когда жид помирает – за все кругом хватает.
Пожили, как братья, да посчитались, как жиды.
Жид и Богу норовит угодить за чужой счет.

Корыстолюбие жидов -
Всякий жид бескорыстен на вид.
Не тот жид, кто еврей, а тот жид, кто жид.
Как жид обманет – пожидеет в кармане.
Тогда с жидом разбогатеешь, когда на ладони волосы вырастут.
Чтобы выгоды добиться – жид всегда готов креститься.
Жид христианство принимает, коль доход его прельщает.
Так бывает, что жида жидом обзывают.
Не хлебом, как жид, но молитвой будь жив!

Сребролюбие жидов -
Жид выманивает грош, мужику оставит вошь.
Меняючи только жид разживается (да и то на три дня).
Жид алтыном воюет, а без алтына горюет.
Чтут жиды жидовского бога Мамону.
По вере жидовской – деньги не пахнут.
Еврей и во сне деньги считает.
Жид в гроб уже смотрит, а деньги все копит.
Жид в могилу уж глядит, а над каждой копейкой дрожит.
Жид за копейку удавится, а нам все рай сулит.
Держи копеечку, чтоб к жиду не укатилась!

Лихоимство жидов -
Жид проценты засевает, да лихву пожинает.
Лишь жидовский кредит нам немало вредит.
Дорожку жидам денежка прокладывает.
Не истребить жидву – не извести лихву!
Жид-ростовщик в аду каленые пятаки руками считает.

Жиды – эксплуататоры -
У Бога выслужишь, а у жида никогда.
Жид ищет прибыли от нашей погибели.
Не жди от жида прибыли, а жди от него погибели!
Жид не по лесу ходит, а по людям.
У рака мощь в клешне, а у жида в мошне (кошельке).
Бессилен жид так, как силен его батрак.
Жид за ломоть заставит месяц молоть.
Русская смерть жиду в прибыток.
Ненасытный жид чужой бедою сыт.
Всякий жид бедою нашей сыт.
Не ищи жида – сам придет!
Около жидов богатых все мужики в заплатах.
Ожидать от жида толку – положить зубы на полку!
Жид и без зубов кусает.

Притеснения от жидов -
Где жид проскачет, там мужик плачет.
Мужик и хлеба не ест, а жид и мужика съест.
Саранча урожай пожрет, а жид последнюю рубаху сдерет.
С жидовином поводишься – нагишом находишься.
Каковы жиды – догадаешься, когда сам изголодаешься.
На Руси от голоду не мерли, пока жиды не приперли.
Самый лучший еврей – для нас злой лиходей.
Попадешься жиду в руки – уж натерпишься муки.

Закабаление жидами -
Кому Бог не Господь, тому господин – жидовин.
Жид разорил – на всю жизнь закабалил.
От жида терпеть – есть кому, а пожаловаться – некому.
Если жид тебе дал, то весь век ему должен будешь.
Слава тебе. Боже, что я жиду не должен!
Лучше своя хата, чем жидовская палата.
Дай жиду потачку, запряжет он тебя в тачку!
Жиды – плуты, наложат лишь путы.
Кто жиду волю дает, тот сам себя продает.
Дай жиду волю, заберет тебя в неволю!
Штыком шведа, да француза, а жида на шею?

Властолюбие жидов

Дай жиду волю, он захочет и боле!
Не дашь жидам волю – не встретишь горькую долю.
Не предавайся жиду, так и нет власти ему!
Как жид за дудку берется, так плясать неохота.

Неисправимость жидов

Жида нянчить – не унянчить.
Проще козла живого сожрать, чем жида переделать.
Из жида паршивого всю паршу не выколотить.
Кощей (Кош) бессмертный – вечный жид кошерный.
Пиявка насосется и отвалится, а жид – никогда.
Жид кровь сосать перестанет, когда дышать устанет.
Нет хороших жидов, как нет хороших крыс.

Как беречься от жидов

Сказал бы словечко, да жид недалечко!
Богу молись, да жида берегись!
Не страшен жид, пока на свет не родился.
Жид хорош только в могиле.
Лишь мертвый жид никого не укусит.
Бойся жида пуще огня; огонь вода потушит, а жид тебя задушит!
Не жид одолел, а страх задавил.

Как избавляться от жидов

Чтоб не пришла на Русь беда, разоряйся не через жида!
Жидовского добра в дом не бери и правды жиду не говори!
Не кланяюсь жиду: свой урожай жду.
Чтоб жида извести – надо дел с ним не вести.
Когда жид на селе показался, то язык привяжи, а собак с цепи спусти!
Жид боится воды крещенской да дубины деревенской.
От жида одно худо, вот ему и остуда (наказание).
Святым кулаком да по жидовской шее.
Жиду в морду двинешь – на весь мир вой подымешь.
Хочешь жить – гони жида!
Жида битьем не выгонишь.
Не бей жида дубьем, а бей его рублем!
Гони жида не молотом, а голодом!
Что жиды, что комары, все кусают до поры.
Там хорошо, где жидов нету.
Тогда рай настанет, когда жидов не станет.
Чтоб не прогневался Бог, не пускай жида на порог!
Гони жида не в селе, а гони его в себе!
Что Божья воля нам, то горе жидам.
Мудрись не жидовским умом, а Божьим судом!
От жидов ограждение – половина спасения.

Вот что говорил и говорит о евреях простой русский народ (почти все пословицы взяты из книги В. Корчагина "Суд над академиком") :

Черти и жиды – дети Сатаны.

Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.

Не ищи жида – сам придёт.

Жид не волк – в пустой сарай не заберётся.

Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.

Жид крещёный, что вор прощёный.

Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.

Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.

Жид скажет, что бит, а за что – не скажет.

Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и детей развратят.

Жид хоть и не зверь, а ему не верь.

Жиду верить, что воду ситом мерить.

У жида два языка – один богу досаждает, а другой людей дурачит.

Жид обманом сыт.

Жид правды боится, как заяц бубна.

С жидом знаться – с чёртом связаться.

Жид в деле, как пиявка в теле.

Пока при капитале – у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.

Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.

Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.

С жидом найдёшь, да не разделишься.

Жид разорил – на всю жизнь закабалил.

Русский вор лучше еврейского судьи.

Кто служит жиду – не минует беду.

Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.

У жида и черт в няньках служит.

Саранча урожай пожрёт, а жид последнюю рубаху сдерет.

Жид водкой угостит, а потом и споит.

Где жид проскачет, там мужик плачет.

Около жидов богатых все мужики в заплатах.

У жида лечиться – смерти покориться.

Жид, что ворона, – мужику не оборона.

Стерегись жида пуще огня: вода огонь потушит, а жид тебя задушит.

Где хата жида, там всей деревне беда.

Чтоб не прогневался бог, не пускай жида на порог.

Жид в хату, ангелы из хаты.

Жид, что крыса – силён стаей.

Нет рыбы без кости, а жида без злости.

Кто жиду волю даёт, тот сам себя продаёт.

Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.

Любовь жида хуже петли.

Жиду в морду двинешь – на весь свет вой подымешь.

Жид хорош только в могиле.

Хочешь жить – гони жида.

Русские с сошкой, а жиды с ложкой.

Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.

Жид – что уголь: не обожжет, так замарает.

С жидом разговориться, что яду напиться.

Раз солгал – навек жидом стал.

За жидовским языком не поспеть и босиком.

Я жиду по секрету, а он по всему свету.

С жидом дружись, а за топор держись.

Искру туши до пожара, жида души до удара.

Хочешь с жидами покою – готовься к бою.

Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.

На языке жида мёд, а под языком лёд.

Хвостом жид виляет, а зубы скалит.

Не подпускай вора к ниве, а жидов к России.

Кто жида боится – невелика птица. А вот кто жида порубил, тот страх загубил.

Грозен жид за горами, а грозней за плечами.

Сколько жидов – столько врагов.

На жида и вилы ружье.

Жиды да черти одной шерсти.

Жида любишь – Родину губишь.

Обратите внимание на следующее, уважаемый читатель. Ни одной другой нации не посвящего столько пословиц и поговорок, сколько евреям. Их больше, чем пословиц и поговорок, посвященных другим нациям и народам, вместе взятым. А отношение к евреям? У русских нет ни одной поговорки, где о евреях было бы сказано хорошо. Вообще ни одной! И это за многие века общения с ними.

Какие же черты выделаются в пословицах и поговорках, как наиболее типичные для жидов? Все строго по талмудистике: наглость, лесть, неуемная жадность, лицемерие, взятка, обман, нечистоплотность в обеих смыслах, двуличие, аморальность, бездуховность, жестокость, безпощадность, крысиные повадки, неспособность на искреннюю дружбу и любовь.

Естественно, жидокоммунистическая цензура постаралась все эти пословицы вытравить из народного фольклора (их можно найти только в дореволюционных изданиях). Но у них ничего не вышло. Эти пословицы в ходу и в наше время.

Хотелось бы отметить еще вот что. В дореволюционных изданиях "Толкового словаря" Даля дается понятие слова "жид" – самое негативное. А Даль был великим и честнейшим человеком, не способным ни на какие извращения. По специальности он был врачом. На его руках умер Пушкин. По поводу жидов Даль так же приводит несколько пословиц и поговорок.

В советских же изданиях Даля нет слов "жид" и "еврей". Почему? Да потому, что при Дале было в ходу слово "жид". Народ не знал слова "еврей". Поэтому Даль его и не выделяет в своем словаре. В советских же изданиях слово "жид" было выкинуто, а слова "еврей" у Даля нет. В итоге не оказалось ни того, ни другого. Хотя слово "жид" известно более тысячи лет. Например, в русских былинах Хазария зовётся "великим жидовином".

Попутно стоит отметить, что хозяева евреев заинтересованы в умеренной жидофобии, которая управляема. Это позволяет им дрессировать евреев, держать их вместе, делать их злее, агрессивнее. Это признают Теодор Грецль и Владимир Жаботинский – киты сионизма. Хозяев евреев пугает только неуправляемое жидоборство. А зачем им управляемое? Это помогает евреям обретать ореол мучеников, вечно гонимых, стойких борцов за права человека, статус политических беженцев и так далее.

Владимир Жаботинский, крупный идеолог сионизма, писал в 1905 году: "Как довод для сионистской агитации, антисемитизм, особенно "возведенный в принцип", конечно, весьма удобен и полезен ".

А вот что писал в еврейской газете "Кемпфер" (Нью-Йорк) премьер-министр Израиля Бен Гурион: "Если бы у меня была не только воля, но власть, я бы подобрал группу сильных молодых людей… Задача этих молодых людей состояла бы в том, чтобы замаскироваться под неевреев и, действуя методами грубого антисемитизма, преследовать евреев антисемитскими лозунгами. Я могу поручиться, что результаты с точки зрения значительного притока иммигрантов в Израиль из этих стран были бы в десять раз больше, чем результаты, которых добивались тысячи эмиссаров чтением безплодных проповедей ".

Уникальность еврейского шовинизма в том, что евреи силой внедряют любовь к себе через христианство. Те, кто исповедует и проповедует христианство, только оскорбляет и унижает свой народ. Надо быть полным полудурком, чтобы не уважать, презирать свой народ, чтобы принимать идею богоизбранности другого народа – жидов.

На чём основывается богоизбранность евреев? Да ни на чём. Близость "богоизбранных" к своему богу можно показать одним библейским примером. Когда Христа отловили (хотя это была очень странная ловля) и привели его к Пилату, и он, пытаясь разобраться, за что его хотят убить, посчитал, что "предали его из зависти". После этого он хотел отпустить Христа и стремился уговорить евреев от их замысла. Это не подействовало. Тогда Понтий Пилат пытался использовать еврейский праздник пасху, на который был обычай одного преступника отпускать (история говорит, что такого обычая на самом деле у евреев не было). Был тогда один узник, звавшийся Варравою. И Пилат предложил евреям отпустить одного из них – либо Христа, либо Варраву. И что евреи? Потребовали Варавву отпустить, а Христа распять (Мф., 27:11-16) . Вот такие "богоизбранные" евреи. Для них бандит Варавва лучше, чем Иисус Христос.

Следовательно, христиане должны были бы евреев считать не "божьим народом", а чёртовым народом. А в христианстве написано: евреи – богоизбранный народ . Идея "богоизбранности" евреев, составляющая краеугольный камень иудаизма, признается христианами, поскольку каждое слово библии – "слово божье". Те, кто принял христианство, считают себя людьми второго сорта: их-то бог не избирал, сами уверовали словам махрового еврея Иисуса Христа. Вот уж нелепая и бредовая религия – христианство. Все глупо, слева и наоборот.

Приглядимся к евреям повнимательнее. Типичный еврей – это человек хронически нечестный, фанатик и деспот, человек немерянной жадности и жестокости, потенциальный рабовладелец и лгун.

Не слушайте еврейские лживые басни о свободе слова. Под свободой слова они понимают только свободу СВОЕГО слова. Чужая свобода слова им ненавистна. У евреев патологическая ненависть к инакомыслию. Это касается не только России, а так же и всего мира. Попробуйте, на основании положения "о свободе слова" начать распространять антиеврейскую и антихристианскую литературу. И Вы наглядно увидите, чего НА САМОМ деле стоит знаменитая "свобода совести", "права человека", "право на выражение собственных взглядов" и прочие демократические (еврейские) "ценности".

Почему жиды запрещают выпуск и распространение антиеврейской литературы? Юрген Граф в своей замечательной книге "Миф о холокосте" пишет: "До 1945 года критиковать евреев разрешалось, теперь – нет. Любая, даже самая осторожная критика еврейства и сионизма – например, за непомерно большое влияние на СМИ мгновенно нейтрализуется с помощью дубины Освенцима по следующему образцу: кто критикует евреев, тот является антисемитом. Гитлер тоже был антисемит. Как мы знаем, он убил 6 миллионов евреев. Следовательно, всякий, критикующий евреев, стремится к новому холокосту. И сколь примитивной не была бы подобная аргументация, она чрезвычайно действенна по сей день". Профессор французского унверситета Роберт Фориссон был оштрафован за то, что "подверг сомнению факт совершения преступлений против человечества" (это что, жиды что ли – "человечество"?). Кстати "голокост" – это дурилка. Гитлер не уничтожал в газовых камерах 6 миллионов евреев. Это давно уже доказано. В Германии полиция нередко разгоняет демонстрантов, наряженных в маски ослов. На груди у них надпись: "Я верю, что газовые камеры были!".

Друзья, а вы сейчас можете свободно купить в книжных магазинах книги русских националистов? Не можете. И не сможете. Не говоря уж о книге Адольфа Гитлера "Main Kampf ". О какой же свободе слова идет речь? Почему мы не имеем права читать его книгу? Кто это такой так решил? Мы что, не имеем право знать, против какой идеологии на войне полегло 27 миллионов наших отцов и дедов? Против чего они боролись? Если даже в книге написан бред и глупость, то чего же евреи ее так боятся? Гитлера можно оценивать по всякому: можно его любить, можно ненавидеть, можно презирать. Но! Глупость не страшна, её можно спокойно разбить аргументами . Боятся, очень боятся. Запрещают и боятся! Ну дайте же людям ознакомиться с тем, что он пишет. Не дают. Хотят держать всех за быдло. Это уже заставляет думать, что в этой книге написано что-то серьезное и интересное. А ведь книга Гитлера – это всего лишь одна из книг, причем не самая сильная. Есть книги намного сильнее "Main Kampf ". Если эта книга против нас, против нашего народа, против нашей страны, так дажте же ее почитать! Прочитав её, ни один нормальный человек гитлеровцем не станет (дураки не в счёт). Наоборот – он станет более убежденным антигитлеровцем. Ну, где она, эта книга? Сюда же приплюсуйте травлю русских националистов, все время сводя здоровый национализм к гнилому шовинизму. Вообще обвинения в антижидовизме – любимая защитная реакция евреев от любой критики и от всего, что они считают вредным для себя и своих делишек.

Каждый имеет право знать всё, что ему хочется! И никаких ограничений. Все картавые вопли про разжигание межнациональной розни – всё это ширма и грязное еврейское надувательство!

Возьмите хотя бы "госсийское" телевидение. Беглого просмотра достаточно, чтобы понять, что это абсолютно антирусское тель-авивдение. Русского там днем с огнем не сыскать. Зато еврейских рож там – полный набор всех оттенков. "Когда год назад Анна Прохорова стала ведущей "Новостей" на первом канале, ей было всего 20 лет. Поэтому ее кандидатура вызвала бурные споры. Победил убийственный аргумент: "Это первое типично русское лицо на экране " (В. Бояринцев, "Чудеса российской демократии", стр. 10) . Из СМИ (средств массовой идиотизации), в которых рулят жиды на должности главных редакторов, приходится слышать о готовящихся "погромах" и ущемлении прав евреев в России. В какой России? В той России, где мэр Москвы закладывает основание очередной синагоги и стоит синагога на Поклонной Горе – племенном святилище в дохристианской, докняжеской Москве? Или в той России, где министр юстиции носит ермолку, а заместитель председателя совета безопасности имеет израильское гражданство, министр финансов, министр экономики, министр Госкомимущества – все бывшие граждане Израиля? О какой России идет речь, товарищи жидолюбы-антифашисты? О ВИРТУАЛЬНОЙ России, где жидам не дают проходу и вещают на фонарных столбах? Или о РЕАЛЬНОЙ России, где обманутый, оболганный, оплеванный и, как всегда, ничего не понимающий русский народ покорно вымирает, теряя в год по миллиону своих сыновей и дочерей?

Пословицы о евреях

Вот что говорил и говорит о евреях простой русский народ (почти все пословицы взяты из книги В. Корчагина "Суд над академиком" ):

Черти и жиды - дети Сатаны.

Льстив жид в бедности, нахален в равности, изверг при властности.

Не ищи жида - сам придёт.

Жид не волк - в пустой сарай не заберётся.

Жида, как дырявый мешок, никогда не насыплешь.

Жид крещёный, что вор прощёный.

Чтобы выгоды добиться, жид всегда готов креститься.

Любят в плен жиды сдаваться, чтоб врагу потом продаться.

Жид, как свинья: ничего не болит, а всё стонет.

Жид скажет, что бит, а за что - не скажет.

Жидовские дети хуже, чем крысы в клетке: и добру навредят, и детей развратят.

Жид хоть и не зверь, а ему не верь.

Жиду верить, что воду ситом мерить.

У жида два языка - один богу досаждает, а другой людей дурачит.

Жид обманом сыт.

Жид правды боится, как заяц бубна.

С жидом знаться - с чёртом связаться.

Жид в деле, как пиявка в теле.

Пока при капитале - у жида ты в похвале; как он тебя обобрал, так тебя же из дому погнал.

Кто у жида покупает, тот себе могилу копает.

Жидовского добра в дом не бери и жиду правды не говори.

С жидом найдёшь, да не разделишься.

Жид разорил - на всю жизнь закабалил.

Русский вор лучше еврейского судьи.

Кто служит жиду - не минует беду.

Легче козла живого сожрать, чем жида переделать.

У жида и черт в няньках служит.

Саранча урожай пожрёт, а жид последнюю рубаху сдерет.

Жид водкой угостит, а потом и споит.

Где жид проскачет, там мужик плачет.

Около жидов богатых все мужики в заплатах.

У жида лечиться - смерти покориться.

Жид, что ворона, - мужику не оборона.

Стерегись жида пуще огня: вода огонь потушит, а жид тебя задушит.

Где хата жида, там всей деревне беда.

Чтоб не прогневался бог, не пускай жида на порог.

Жид в хату, ангелы из хаты.

Жид, что крыса - силён стаей.

Нет рыбы без кости, а жида без злости.

Кто жиду волю даёт, тот сам себя продаёт.

Дай жиду потачку, всю жизнь будешь таскать для него тачку.

Любовь жида хуже петли.

Жиду в морду двинешь - на весь свет вой подымешь.

Жид хорош только в могиле.

Хочешь жить - гони жида.

Русские с сошкой, а жиды с ложкой.

Не умеешь шить золотом, так бей жида молотом.

Жид - что уголь: не обожжет, так замарает.

С жидом разговориться, что яду напиться.

Раз солгал - навек жидом стал.

За жидовским языком не поспеть и босиком.

Я жиду по секрету, а он по всему свету.

С жидом дружись, а за топор держись.

Искру туши до пожара, жида души до удара.

Хочешь с жидами покою - готовься к бою.

Жид и в будни пирует, русский и в праздник горюет.

На языке жида мёд, а под языком лёд.

Хвостом жид виляет, а зубы скалит.

Не подпускай вора к ниве, а жидов к России.

Кто жида боится - невелика птица. А вот кто жида порубил, тот страх загубил.

Грозен жид за горами, а грозней за плечами.

Сколько жидов - столько врагов.

На жида и вилы ружье.

Жиды да черти одной шерсти.

Жида любишь - Родину губишь.

Обратите внимание на следующее, уважаемый читатель. Ни одному другому народу не посвящего столько пословиц и поговорок, сколько евреям. Их больше, чем пословиц и поговорок, посвященных другим нациям и народам, вместе взятым. А отношение к евреям? У русских нет ни одной поговорки, где о евреях было бы сказано хорошо . Вообще ни одной. И это за многие века общения с ними.

Какие же черты выделаются в пословицах и поговорках, как наиболее типичные для жидов? Все строго по талмудистике: наглость, лесть, неуемная жадность, лицемерие, взятка, обман, нечистоплотность в обеих смыслах, двуличие, аморальность, бездуховность, жестокость, безпощадность, крысиные повадки, неспособность на искреннюю дружбу и любовь.

Естественно, жидокоммунистическая цензура постаралась все эти пословицы вытравить из народного фольклора (их можно найти только в дореволюционных изданиях). Но у них ничего не вышло. Эти пословицы в ходу и в наше время.

Хотелось бы отметить еще вот что. В дореволюционных изданиях "Толкового словаря русского языка" Владимира Даля дается понятие слова "жид" - самое негативное. А Владимир Даль был великим и честнейшим человеком, не способным ни на какие извращения. По специальности он был врачом. На его руках умер Пушкин. По поводу жидов Владимир Даль так же приводит несколько пословиц и поговорок.

В советских изданиях Владимира Даля нет слов "жид" и "еврей" . Почему? Да потому, что при Владимире Дале было в ходу слово "жид". Народ не знал слова "еврей". Поэтому Владимир Даль его и не выделяет в своем словаре. В советских же изданиях слово "жид" было выкинуто, а слова "еврей" у Владимира Даля нет. В итоге не оказалось ни того, ни другого. Хотя слово "жид" известно более тысячи лет. Например, в русских былинах Хазария зовётся "великим жидовином" .