Проблема воздействия природы на человеческую натуру. Тема "Природа и человек": аргументы
- Проблема поиска смысла жизни, жизненного пути.
- Проблема понимания (утраты, обретения) цели жизни.
- Проблема ложной цели в жизни. (В чем заключается смысл жизни человека?)
- В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема поиска смысла жизни. Писатель создал гротеск, который свидетельствует о массовом психозе всеобщего послушания, овладевшем страной! Главный герой Вощев является выразителем авторской позиции. Среди коммунистических руководителей и омертвелой массы он засомневался в человеческой правоте совершающегося вокруг. Вощев не обрел истины. Глядя на умирающую Настю, он думает: «Зачем теперь нужен смысл жизни и истина всемирного происхождения, если нет маленького верного человека, в котором истина была бы радостью и движением?» Платонов хочет выяснить, что же именно двигало людьми, продолжавшими рыть яму с таким усердием!
- - искусств. художественный приём в литературе и искусстве, основанный на чрезмерном преувеличении, сочетании неожиданных и резких контрастов.
- Возможный вариант вступления/заключения
- «Неуважение к предкам есть первый признак безнравственности», - писал А. С. Пушкин. Человек, не знающий истории своего народа, своей семьи, опасен для общества. Он живет как дерево без корней. Таких называют «иванами, не помнящими родства».
- Тезисы Цитаты
Мне на плечи кидается век-волкодав,
Но не волк я по крови своей… (О. Мандельштам)
В повести А. Платонова «Котлован» раскрывается проблемы трагической судьбы человека в тоталитарном государстве. Так, в деревнях идёт страшный процесс коллективизации, уничтожения кулачества, ненавистного пролетариям только потому, что у крестьянина есть хоть какая-то личная собственность. Дома пусты, гуляет ветер, а на кузнице трудится за всех медведь- батрак, истинный пролетарий, полный ненависти к «хозяевам» и фанатичного, слепого трудолюбия. Одни запасаются гробами, других сажают на плоты и сплавляют в море, на страдания и гибель. Особенно страшна полная покорность крестьянства, лишь изредка меняющаяся на одиночные вспышки бунта.
- Тема трагической судьбы русского человека в тоталитарном государстве возникает в романе «Мы» в образе Единого Государства, в котором человек с его индивидуальностью почти уничтожен, сведен к «нумеру», где все одеты в одинаковые одежды и обязаны быть счастливыми, хотят они того или нет. Роман Е.3амятина прозвучал предупреждением, которое не дошло до советского читателя. Государство вскоре начало активно вмешиваться в его жизнь, в чем-то воплощая в жизнь мрачную фантазию Е. Замятина, в чем-то далеко от нее отступая. Общим было одно - отношение к личности как к строительному материалу, обесценивание человека, его жизни. К проблеме бесчеловечного отношения к человеку в тоталитарном государстве обращается.
- А. Ахматова. Поэма «Реквием» написана по личным впечатлением (неоднократные аресты и ссылки мужа и сына) и под влиянием многочисленных встреч с матерями, родными заключенных в Кресте, петербургской тюрьме.
- В повести А. Платонова «Котлован» затрагивается проблема духовного здоровья людей, то есть утраты духовных ценностей. В повести царит атмосфера бездуховности, грубости, бескультурья. Коллективизация предстает как коллективное убийство и самоубийство. Люди превращаются в животных: Чиклин механически убивает оказавшегося под рукой мужика; крестьян, не вошедших в колхоз, отправляют на плоту; мужики не видят различий между убийством активистов и скота, вырубкой деревьев и уничтожением своей плоти. Человек обезличен и превращен в понятие («кулак», «буржуй», «активист»). Храм опустел. Креститься не допускается. Народ лишь ставит свечку, вместо молитвы, и скрывается, поднимая за собой траву. Люди потеряли смысл жизни: «я остался без Бога, а Бог без человека…» Для мужиков гроб – цельное хозяйство, ради которого они и живут. Чиклин же приносит два гроба: один для постели Насти, а другой – для красного уголка. Таким образом, можно сказать, что в «Котловане» нет надежды на будущую жизнь. В основе всей жизни лежат лишь одни мечты.
- В повести А.П. Платонова «Котлован» раскрывается проблема утраты духовных ценностей. Так, взорван Храм Христа Спасителя – центр духовной жизни России, а на его месте предлагается построить Дворец Советов. А котлован «нового дома», в котором человек был бы «обручен с землей», становится для многих могилой, «вечным домом» для маленькой Насти. Уничтожение религии и фанатичное поклонение новы идеям, это не атеизм, а безбожие: «Я был поп, а теперь отмежевался от своей души и острижен под фокстрот». В «Котловане» нет надежды на будущую жизнь: в основе дома-мечты – гроб с телом ребенка. «Я теперь ни во что не верю!» Вот итог строительства новой жизни, нового человека и его духовного здоровья.
- Герои романа Е. Замятина «Мы» - «нумера», как их называет автор, жили в математически идеальном государстве, их жизненный ритм был отточен до совершенства. Каждый «нумер», по сути своей, является математиком. Но умом все ограничивалось: герои не имели души. Они не ощущали потребности в стремлении к высокому, не интересовались красотой мира, отгороженного городскими стенами, она их пугала. Разве такую жизнь можно назвать духовной? В предисловии к роману «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтов написал, что его
Проблема благотворного влияния природы на человека (Почему не каждый человек воспринимает красоту природы?)
- Тезис
Человек и природа – единое целое. Все мы – порождение природы, ее часть.
Обращаясь к классической литературе, хотелось бы привести в примере роман-антиутопию Е.Замятина «Мы». Отказываясь от естественного начала, жители Единого государства становятся нумерами, чья жизнь определена рамками Часовой Скрижали. Красоты родной природы заменены идеально пропорциональными стеклянными сооружениями, а любовь возможна лишь при наличии розовой карточки. Главный герой, Д-503, обречен на математически выверенное счастье, которое обретается, однако, после удаления фантазии. Как мне кажется, подобной аллегорией Замятин пытался выразить неразрывность связи природы и человека.
- К проблеме будущего России в 20-е годы ХХ века обратился Е. Замятин в романе- антиутопии «Мы». Создавая модель идеального государства, где найдена долгожданная гармония общественного и личного, автор предупреждал об опасности обезличивания, утрате живой души и превращении человека в безликую массу «нумеров».
Проблема научного прогресса
- Цитаты
«Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» (Ю. Бондарев). - Прогресс неизбежен, его нельзя отменить (А.Д. Сахаров).
Кому нужен такой технический прогресс, который не делает человека добрее, сердечнее, благороднее (Юрий Бондарев).
В романе «Мы» Евгения Ивановича Замятина главный герой, Д-503, описывает свою жизнь в тоталитарном «Едином Государстве». Он с восторгом рассказывает об организации, основанной на математике, жизни общества. Автор в своем произведении предупреждает людей о пагубном влиянии научно- технического прогресса, о его худших сторонах, о том, что научно- технический прогресс уничтожит нравственность и человеческие чувства, так как они не поддаются научному анализу.
Заключение: «Мы сели в самолет, но не знаем, куда он прилетит!» - писал известный русский писатель Ю. Бондарев. В этих словах звучит предостережение, обращенное ко всему человечеству. Действительно, мы порой бываем очень беспечны, мы что-то делаем «садимся в самолет», не задумываясь о том, каковы будут последствия наших поспешных решений и бездумных действий. А последствия эти могут носить фатальный характер.
Где жива природа – там жива душа человека. В романе в девятой главе «Сон Обломова» автор изображает благословенный Богом уголок России. Обломовка – патриархальный рай на земле.
Небо там, кажется, напротив, ближе жмется к земле, но не с тем, чтоб метать сильнее стрелы, а разве только, чтоб обнять её покрепче, с любовью: оно распростерлось так невысоко над головой, как родительская надежная кровля, чтоб уберечь, кажется, избранный уголок от всяких невзгод. Солнце там ярко и жарко светит около полугода и потом удаляется оттуда не вдруг, точно нехотя, как будто оборачивается назад взглянуть ещё раз или два на любимое место и подарить ему осенью, среди ненастья, ясный, теплый день.
Вся природа оберегает обитателей Обломовки от невзгод, проживая жизнь в таком благословенном месте, люди находятся в гармонии с миром и самими собой. Их души чисты, здесь нет грязных пересудов, столкновений, поисков выгоды. Всё мирно, дружелюбно. Обломов – порождение этого мира. В нём есть доброта, душа, щедрость, внимание к ближнему, то, за что так ценит его Штольц и полюбила Ольга.
2. И.С. Тургенев «Отцы и дети»
Главный герой – разночинец Базаров – в силу своих убеждений считает природу не храмом, а мастерской. Его точка зрения – все деревья одинаковы. Однако приезжая в родное поместье, он говорит Аркадию, что осина над обрывом была его талисманом в детстве. Теперь он, мол, понимает, что был маленьким и искал признаки добра во всём. Почему же во время развития своих страстных чувств к Одинцовой ворвавшаяся в окно свежесть ночи производит на него такое впечатление? Он готов упасть к ногам Одинцовой, он ненавидит себя за это чувство. Разве это не влияние той самой мастерской для исследования и опытов. Жаль, что опыт Евгения Базарова закончится так плачевно.
3. И.А. Бунин «Господин из Сан-Франциско»
Поездка в Европу происходит совсем не по тому плану, который составил человек, считающий себя господином. Вместо яркого солнца и светлых дней природа встречает героев пасмурно, неулыбчиво: «Утреннее солнце каждый день обманывало: с полудня неизменно серело и начинал сеять дождь да всё гуще и холоднее; тогда пальмы у подъезда отеля блестели жестью», – вот такой была природа, она словно не хотела дарить своё тепло и свет этим слишком заевшимся господам. Однако после смерти господина небо очистилось, солнце засияло, и над всем миром: «…целая страна, радостная, прекрасная, солнечная, простиралась под ними: и каменистые горбы острова, который почти весь лежал у их ног, и та сказочная синева, в которой плавал он, и сияющие утренние пары над морем к востоку, под ослепительным солнцем, которое уже жарко грело, поднимаясь всё выше и выше, и туманно-лазурные, еще по-утреннему зыбкие массивы Италии, её близких и далеких гор, красоту которых бессильно выразить человеческое слово». Рядом с такой природой могут жить только настоящие люди такие, как знаменитый рыбак Лоренцо.
4. В.Г. Распутин «В ту же землю»
Главная героиня – Пашута – женщина с неоднозначной судьбой посвятила всю свою жизнь великой советской стройке. Прошли года, когда комбинат вступил в строй и начал давать продукцию, город потерял свою прелесть чистого таёжного поселения.
Город постепенно приобретал другую славу. На дешёвой электроэнергии выплавляли на самом крупном в мире заводе алюминий, на самом крупном в мире лесокомплексе варили целлюлозу. От фтора на десятки и сотни верст вокруг чахли леса, от метилмеркаптана забивали в квартирах форточки, законопачивали, щели и все равно заходились в удушливом кашле. Через двадцать лет после того, как гидростанция дала ток, город превратился в один из самых опасных для здоровья. Строили город будущего, а выстроили медленно действующую газовую камеру под открытым небом.
Люди потеряли связи друг с другом, каждый за себя – вот девиз этого мира. Разрушая природу, мы разрушаем себя, своё будущее.
Природа в поэме находится в тесной связи с людьми. Так, солнечное затмение словно предупреждает войско князя Игоря о грядущей опасности. После поражения русских «никнет трава от жалости, а дерево с горем к земле приклонилось». В момент бегства Игоря из плена дятлы своим стуком подсказывают ему путь к реке. Река Донец также помогает ему, «лелея князя на волнах, постилая ему зеленую траву на своих серебряных берегах, одевая его теплыми туманами под сенью зеленого дерева». И Игорь благодарит Донец, своего спасителя, поэтически беседуя с рекой.
К.Г. Паустовский - сказка «Растрепанный воробей».
Маленькая девочка Маша подружилась с воробьем Пашкой. И он помог вернуть ей украденный вороной стеклянный букетик, который отец, находящийся на фронте, подарил когда-то ее маме.
Как природа воздействует на человеческую душу? Природа помогает нам открыть себя и окружающий мир
Л.Н. Толстой - роман-эпопея «Война и мир». Природа дарит человеку надежду, помогает человеку осознать свои истинные чувства, разобраться в собственной душе. Вспомним встречу князя Андрея с дубом. Если по пути в Отрадное этот старый, погибающий дуб наполнял душу его лишь горечью, то на обратной дороге дуб с молодыми, зелеными, сочными листьями помогает ему вдруг осознать, что жизнь еще не кончена, впереди, может быть, счастье, исполнение своего предназначения.
Ю. Яковлев - рассказ «Разбуженный соловьями». Природа пробуждает в душе человека лучшие человеческие качества, творческий потенциал, помогает раскрыться. Герой рассказа - эдакий сорви-голова, трудный ребенок, которого взрослые не любили да и не воспринимали всерьез. Прозвище его - Селюженок. Но вот однажды ночью услышал он пение соловья, и захотелось ему этого соловья изобразить. Он лепит его из пластилина, а потом записывается в художественную студию. В жизни его появляется интерес, взрослые меняют свое отношение к нему.
Ю. Нагибин - рассказ «Зимний дуб». Природа помогает человеку совершить множество открытий. На фоне природы мы лучше осознаем свои собственные чувства, а также по- новому смотрим на окружающих нас людей. Так произошло и с героиней рассказа Нагибина, учительницей Анной Васильевной. Попав с Савушкиным в зимний лес, она по-новому взглянула на этого мальчишку, открыла в нем качества, которые не замечала раньше: близость к природе, непосредственность, благородство.
Какие чувства пробуждает в нашей душе красота русской природы? Любовь к русской природе - любовь к Родине
С.А. Есенин - стихотворения «О пашни, пашни, пашни...», «Спит ковыль, равнина дорогая...», «Русь». Тема природы в творчестве Есенина неразрывно сливается с темой малой родины, русской деревни. Так, ранние стихотворения поэта, наполненные христианскими образами и деталями крестьянского быта, воссоздают картину жизни православной Руси. Вот проходят деревнями калики убогие, вот появляется на дорогах странник Микола, вот дьячок поминает усопших. Каждый из этих сюжетов обрамлен скромным, незатейливым пейзажем. И до самых последних дней Есенин сохраняет верность своему идеалу, оставаясь поэтом «золотой бревенчатой избы». Преклонение перед красотой русской природы сливается в стихах его с любовью к России.
Н.М. Рубцов - стихотворения «Я буду скакать по холмам задремавшей Отчизны...», «Тихая моя Родина», «Звезда полей», «Березы». В стихотворении «Видения на холме» Н. Рубцов обращается к историческому прошлому Родины и прослеживает связь времен, находя отголоски этого прошлого в настоящем. Времена Батыя давно прошли, однако для Руси всех времен есть свои «татары и монголы». Образ Родины, чувства лирического героя, красота русской природы, незыблемость народных устоев и сила духа русского народа есть то доброе начало, что противопоставлено в стихотворении образу зла в прошлом и настоящем. В стихотворении «Тихая моя Родина» поэт создает образ родной деревни: избы, ивы, река, соловьи, старая церковь, погост. Звезда полей же становится у Рубцова символом всей России, символом счастья. Именно этот образ, да еще, пожалуй, русские березы ассоциируются у поэта с Родиной.
К.Г. Паустовский - рассказ «Ильинский омут». Автор рассказывает о своей привязанности к одному из маленьких местечек России - Ильинскому омуту. Такие места, по мысли автора, несут в себе что-то священное, они наполняют душу душевной легкостью, благоговением перед красотой родной земли. Так в человеке зарождается чувство Родины - из малой любви
Выражаем свою точку зрения Задание 25 ЕГЭ
После того как вы сформулировали позицию автора, необходимо выразить своё мнение, согласившись с точкой зрения автора исходного текста по поднятой проблеме или оспорив её (частично или полностью).
Выражая согласие или несогласие с позицией автора исходного текста по поднятой проблеме, следует помнить о том, что оно должно быть представлено корректно, развёрнуто и чётко .
Важно не просто констатировать своё согласие или несогласие с автором исходного текста, но и подробно объяснить, в чём оно состоит .
Это суждение и будет ТЕЗИСОМ, справедливость которого вам следует доказать, приведя два аргумента в защиту своей точки зрения.
ЗАПОМНИТЕ!
Согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста - это тот тезис, который следует аргументировать .
Тезис должен быть по проблеме, обозначенной в начале сочинения, и логически связан с позицией автора .
В случае несогласия, полемики с автором не должно быть грубых выражений, тем более оскорблений в чей-либо адрес, иначе произойдёт снижение баллов по критерию К11, регулирующему соблюдение этических норм (вместо 1 балла по критерию К11 будет присвоено 0 баллов).
АРГУМЕНТИРУЕМ СВОЮ ТОЧКУ ЗРЕНИЯ КРИТЕРИЙ к4В этой части сочинения необходимо следовать правилам построения текста- рассуждения:
тезис (ваше мнение, которое вы должны обосновать);
аргументация (приведение доказательств, объяснений, примеров для обоснования собственного мнения);
вывод (общий итог).
Аргумент - это развёрнутый логический довод, доказывающий истинность тезиса, которым является согласие или несогласие пишущего с автором исходного текста.
Аргументов в экзаменационном сочинении должно быть . Они могут основываться как на читательских, так и на жизненных впечатлениях учащегося.
Каждый аргумент следует начинать с нового абзаца.
Аргументы должны быть достаточно развёрнутыми и убедительными, доказывать мнение пишущего.
Аргументы могут быть
- логическими (рациональными),
- иллюстративными
- или ссылками на авторитет.
- реальные факты;
- выводы науки;
- статистические данные;
- законы природы;
- положения официальных документов, обязательных для выполнения;
- данные экспериментов и экспертиз;
- свидетельства очевидцев.
- конкретные примеры из реальной жизни;
- примеры из литературных произведений;
- предположительные примеры, которые рассказывают о том, что могло быть при определённых условиях.
- мнение известных, выдающихся людей - учёных, философов, общественных деятелей и т.п.;
- цитаты из авторитетных источников;
- мнение специалистов, экспертов;
- обращение к опыту и здравому смыслу аудитории;
- мнение очевидцев;
- общественное мнение, отражающее то, как принято говорить, поступать, оце-нивать что-то в обществе.
Очень важно установить соответствие аргумента утверждаемому (аргумент должен доказывать тезис) и помнить о том, что приведённый пример должен не просто выступать как яркий повествовательный или описательный микротекст, а доказывать или опровергать то или иное утверждение .
ПРИВОДИМ АРГУМЕНТЫ, ОСНОВАННЫЕ НА ЧИТАТЕЛЬСКОМ ОПЫТЕ В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно взять примеры из произведений художественной или публицистической литературы . Каждый такой аргумент строится следующим образом:- предложение, позволяющее осуществить переход от согласия пишущего с автором исходного текста к аргументации своей позиции;
- указание на автора и название его литературного произведения;
- пример-иллюстрация из названного литературного произведения;
- микровывод к примеру-иллюстрации.
Примечание.
В качестве аргументов, основанных на читательском опыте, можно использовать примеры из научной литературы (школьных учебников, научно- популярных журналов, энциклопедических словарей и справочников).
Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на читательском опыте
- При обращении к литературному материалу следует не просто указать автора и название произведения, но и создать развёрнутое высказывание, подробно охарактеризовать сюжетную ситуацию, с помощью которой создаётся доказательная база: назвать конкретных героев и проанализировать их поступки.
- Указание только на название художественного произведения без отсылки к его автору не даёт основания считать приведённый аргумент литературным: согласно критериям оценивания сочинений ЕГЭ по русскому языку, эксперты засчитывают его как доказательство, основанное на жизненном опыте.
- Каждый пример-иллюстрация должен завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста.
- Следует избегать фамильярности, упоминая писателей, произведения которых привлекаются для аргументации пишущим своей точки зрения: не стоит употреблять их имя и отчество без Фамилии (не «Александр Сергеевич осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства» , а «А.С. Пушкин осуждает поступок Швабрина, вставшего на путь предательства»).
- Аргумент из публицистической литературы принимается экспертами, если автор сочинения указывает конкретный источник информации (газету, журнал, книгу очерков и т.д.).
В приведённом отрывке из рассказа А. Платонова «Юшка» поднимаются следующие проблемы:
- проблема благотворного влияния природы на физическое и психическое состояние человека;
- проблема взаимосвязи природы и человека;
- проблема постижения прекрасного в природе.
Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что природа удивительным образом благотворно воздействует на человека, гармонизируя его внутренний мир . Думается, каждый из нас не раз замечал то особое состояние души, то спокойствие и умиротворение, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.
Об удивительной связи с ней писал Ф.И. Тютчев, который, как известно, в ранний период своего творчества был пантеистом. В стихотворении «Не то, что мните вы, природа...» поэт говорит о том, что природа не бездушна: «В ней есть любовь, в ней есть язык». Однако не всякому человеку дано почувствовать живую душу природы. Только тот, кто не чёрств душой, чьё сердце открыто этому миру, испытывает истинное блаженство, соприкасаясь с миром природы. К нему, по мнению поэта, «сходят» лучи, рождается ощущения какого-то подъёма: «цветёт весна».
И языками неземными,
Волнуя реки и леса,
В ночи не совещалась с ними
В беседе дружеской гроза!
Невозможно не согласиться с писателем А. Платоновым в том, что созерцание красоты, разлитой в окружающем мире, умиротворяет душу человека. Думается, каждый из нас не раз испытывал не только спокойствие, но и чувство радости, которое наступает, когда мы находимся наедине с природой.
Об умиротворении души человека, соприкасающегося с миром природы, пишет и М.Ю. Лермонтов в стихотворении «Когда волнуется желтеющая нива...». В своём внутреннем монологе лирический герой повествует о душевной гармонии, которая наступает при созерцании красоты окружающего мира:
Тогда смиряется души моей тревога,
Тогда расходятся морщины на челе, -
И счастье я могу постигнуть на земле...
Находясь на природе, лирический герой обретает внутреннюю гармонию, успокаивается, радуется и даже ощущает божественное присутствие на земле. «И в небесах я вижу Бога».
Три строфы, стихотворения составляют одно предложение, что подчёркивает кратковременность действия: чудодейственное преображение души человека, её
исцеление происходит в один миг.
И этот миг возможен и ценен для каждого человека, если он готов быть открытым и созвучным этому миру, а не противопоставляет себя всему живому, закостенев в собственной чёрствости и лишив себя возможности ощущать целительную силу природы.
Итак, наш опыт показывает: обращение к поэзии при аргументации своей точ-ки зрения придаёт экзаменационному сочинению неповторимую душевность и про-изводит общее благоприятное впечатление о работе.
Требования, предъявляемые к аргументам, основанным на жизненных впечатлениях К аргументам, основанным на жизненных впечатлениях, предъявляются те же требования, что и к аргументам, в основе которых лежит читательский опыт: они должны быть развёрнутыми и убедительными и завершаться микровыводом, поясняющим, что именно доказывается этим аргументом, как он связан с проблематикой исходного текста .Примечание.
Довольно часто выпускники, приводя аргументы, основанные на жизненных впечатлениях, рассказывают о своих разнообразных знакомых и родственниках, в жизни которых происходят мало похожие на правду, явно выдуманные события, например.