Проект «Каждый охотник желает знать, где сидит фазан» проект по окружающему миру (старшая, подготовительная группа) на тему. Каждый охотник желает знать Почему охотник желает знать где сидит фазан

Каждый охотник желает знать , где сидит фазан

Восприятие цвета плавно перетекает из правого полушария в левое

"Каждый охотник желает знать, где сидит фазан", – почему мы воспринимаем радугу именно так, семью полосами спектра, а не иначе? Откуда вообще берётся это буйство красок, и все ли воспринимают палитру цветов одинаково? На эти простые, в общем-то, вопросы не так просто найти понятные ответы. Похоже, природа одарила нас сложным и очень гибким визуальным аппаратом, позволяя одним видеть так, а другим – иначе.

Цвет – характеристика во многом субъективная. Конечно, в основе этого явления лежит вполне объективный оптический закон отражения определённой части видимого спектра электромагнитного излучения каким-либо предметом. Например, апельсин отражает оранжевый, поэтому он, собственно говоря, такой цвет и имеет.

Однако у восприятия цветности есть и другая сторона – физиологически-психологическая. Индивидуальное восприятие цвета определяется не только его спектральным составом, но и особенностями устройства человеческого глаза и психики. Здесь будет уместно вспомнить дальтонизм – один из видов цветовой слепоты.

Так как же мы воспринимаем радугу? Являются ли семь "классических" цветов эфемерным продуктом высшей нервной деятельности, или соответствующая программа распознавания "прошита" в зрительной системе любого представителя вида Homo sapiens по умолчанию и не может быть субъективной?

Для ответа на этот вопрос проще всего провести небольшую редукцию колористики и попытаться понять, как это работает на примере отдельных цветов.

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.


Ты полюбуйся, какие цвета!

Освоив основные цвета и их оттенки, можно перейти к цветам радуги. По порядку эти цвета звучат так - красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.
Эти знания обязательно пригодятся ребенку рано или поздно, поэтому не пропустите этот момент, составляя план занятий с малышом.
Запомнить цвета радуги совсем не сложно.
Достаточно выучить одну или несколько мнемонических фраз:

Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан
Как Однажды Жак-Звонарь Головой Сломал Фонарь
Каждый Оформитель Желает Знать, Где Скачать Фотошоп
Кот Ослу Жирафу Зайке Голубые Связал Фуфайки

Первая буква каждого слова этой фразы соответствует первой букве в названии цвета.

Стихи про радугу:

(С. Маршак)
Солнце вешнее с дождем
Строят радугу вдвоем
- Семицветный полукруг
Из семи широких дуг.
Нет у солнца и дождя
Ни единого гвоздя,
А построили в два счета
Поднебесные ворота.
Радужная арка
Запылала ярко,
Разукрасила траву,
Расцветила синеву.
Блещет радуга-дуга.
Сквозь нее видны луга.
А за самым дальним лугом -
Поле, вспаханное плугом.
А за полем сквозь туман -
Только море-океан,
Только море голубое
С белой пеною прибоя.
Вот из радужных ворот
К нам выходит хоровод,
Выбегает из-под арки,
Всей земле несет подарки.
И чего-чего здесь нет!
Первый лист и первый цвет,
Первый гриб и первый гром,
Дождь, блеснувший серебром,
Дни растущие, а ночи -
Что ни сутки, то короче.
Эй, ребята, поскорей
Выходите, из дверей
На поля, в леса и парки
Получать свои подарки!
Поскорей, поскорей
Выбегай из дверей,
По траве босиком,
Прямо в небо пешком.
Ладушки!
Ладушки!
По радуге
По радужке,
По цветной Дуге
На одной ноге,
Вниз по радуге верхом -
И на землю кувырком!

Краски сегодня ужасно устали:
Радугу в небе они рисовали.
Долго трудились над радугой краски,
Радуга вышла красивой, как в сказке.
Вся разноцветная - вот красота!
Ты полюбуйся, какие цвета:

Красный
Красная редиска выросла на грядке,
Рядом помидоры - красные ребятки.
Красные тюльпаны на окне стоят,
Красные знамена за окном горят.

Оранжевый
Оранжевой лисице
Всю ночь морковка снится -
На лисий хвост похожа:
Оранжевая тоже.

Желтый
Желтое солнце на землю глядит,
Желтый подсолнух за солнцем следит.
Желтые груши на ветках висят.
Желтые листья с деревьев летят.

Зеленый
У нас растет зеленый лук
И огурцы зеленые,
А за окном зеленый луг
И домики беленые.
С зеленой крышей каждый дом,
И в нем живет веселый гном
В зеленых брючках новых
Из листиков кленовых.

Голубой
Глаза голубые у куклы моей,
А небо над нами еще голубей.
Оно голубое, как тысячи глаз.
Мы смотрим на небо, а небо - на нас.

Синий
В синем море - островок,
Путь до острова далек.
А на нем растет цветок -
Синий-синий василек.

Фиолетовый
Фиолетовой фиалке надоело жить а лесу.
Я сорву ее и маме в день рожденья принесу.
С фиолетовой сиренью будет жить она
На столе в красивой вазе около окна.

(К. Чуковский)
Радуга-дуга,
Не давай дождя,
Давай солнышка,
Колоколнышка.
Так бегите же за мною
На зеленые луга,
Где над синею рекою
Встала радуга-дуга.
Мы на радугу вскарабкаемся,
Поиграем в облаках и оттуда вниз по радуге на салазках, на коньках.

Последовательность цветов, которую видит человек в радуге – это цвета оптического спектра, от красного – света с самой большой длиной волны, до фиолетового – самого коротковолнового цвета видимого человеческому глазу спектра. Именно поэтому верхний цвет – это красный, а нижний – фиолетовый. На самом деле радуга представляет собой огромное количество переходов от одного оттенка к другому, однако человек видит только семь основных цветов.

Тематические статьи:

Проект

«Каждый охотник желает знать, где сидит фазан»

Аннотация

Вряд ли найдется человек, который не любовался бы радугой. Это великолепное красочное явление на небосводе издавна привлекало всеобщее внимание. Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Цель и задачи исследовательской работы рассматривались в двух направлениях:

Цель для взрослого: формировать исследовательские навыки у ребенка дошкольного возраста.

Задачи для взрослого:

  • мотивировать ребенка к деятельности исследовательского характера;
  • стимулировать познавательный интерес, создавая условия для исследовательской деятельности детей.

Цель для ребенка: узнать причину появления радуги и получит радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях; закрепить последовательность цветов радуги.

Задачи для ребенка:

  • найти информацию в различных источниках о радуге
  • систематизировать свои знания, чтобы ответь на вопросы: «Как образуется радуга», «Какие бывают радуги»,«Можно ли наблюдать эту красоту дома в любое время года?»

Методика исследования: Поиск информации, работа с интернет ресурсами, использование ИКТ, систематизация информации, проведение экспериментов, проведение творческих работ.

Гипотеза: Радуга появляется только в солнечный день после дождя, когда солнечные лучи проходят через дождевые капли. Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Объект исследования природное явление: радуга

Предмет исследования: получение радуги в домашних условиях

ПЛАН ИССЛЕДОВАНИЙ

Радуга – это самое красивое явление природы, которое не может не привлечь человеческий взгляд. поэтому многих с давних времен интересовало, откуда же берется столь прекрасное зрелище. В древние времена, когда люди еще мало знали об окружающем мире, радугу считали небесным знамением.

Человек связывал радугу со многими поверьями и легендами, так в мифологии Древней Греции радугу считали дорогой между миром богов и миром людей. Славяне же полагали, что радуга пьет воду из рек, озер и других водоемов, а потом проливает ее в виде дождя на землю.

Но именно с дождем и связанно это великолепное явление природы. Ведь радуга обычно появляется либо перед дождем, либо во время его, либо после него, все зависит от облака, которое перемещается и дает ливневые осадки.

Радуга настолько красива, что ее воспевают в песнях, описывают в литературе, складывают о ней легенды.

Актуальность: Сегодня не каждый человек может объяснить появление радуги. Любуясь этим изумительным явлением природы, у человека появляется желание видеть эту красоту чаще, поэтому он стремится создать ее искусственно.

Название

«Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

Проблема

Когда Елена Викторовна рассказала, что радугу можно создать самим, мы не поверили и решили попробовать так ли это на самом деле.

Гипотеза

Можно ли создать радугу, используя различные материалы?

Цель

Узнать причину появления радуги и возможно ли получить радугу с помощью разнообразных материалов в домашних условиях с помощью взрослого

ВИД

По количеству:

  • групповой

По приоритету метода:

  • информационно-поисковый

По контингенту участников:

  • детский

По продолжительности:

  • краткосрочный

ПЛАН ПРОВЕДЕНИЯ

1 этап

Поиск информации

  • чтение энциклопедий, просмотр познавательных мультфильмов, поиск информации в Интернете, в различных источниках: книги, журналы.

2 этап

Создание творческой копилки

3 этап

Практический: продуктивная деятельность;

экспериментирование с различными материалами (под руководством взрослого)

4 этап

Презентация работы «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»

5 этап

Заключительный

Выводы: в ходе исследовательской деятельности гипотеза подтвердилась: можно создать радугу путем опытно-экспериментальной деятельности, применяя различные материалы

1.1. Значение слова «радуга»

Среди ярчайших явлений природы радуга одно из самых красивых и люди уже давно задумывались над её природой. Даже Аристотель, древнегреческий философ, пытался объяснить причину радуги: «Пройдет гроза, и на небе вспыхивает радуга. Иногда можно увидеть сразу две радуги. Вторая будет, значительно бледнее первой, а цвета в ней идут в обратном порядке»

В различных словарях слово радуга истолковывается по – разному.

  1. Радуга – разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда солнце освещает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба. Объясняется преломлением, отражением света в каплях дождя. (Советский энциклопедический словарь под ред. А.М.Прохорова)
  2. Радуга – разноцветная дугообразная полоса на небесном своде, образующаяся вследствие преломления солнечных лучей в дождевых каплях. (Толковый словарь русского языка Ожегова С.И.)
  3. Радуга – оптическое явление в атмосфере, наблюдаемое при дожде, когда лучи солнца преломляются через пелену дождевых капель; на небосклоне появляется окрашенная в цвета спектра дуга, причем наружная сторона - в красный, а внутренняя – в фиолетовый цвет. (По данным Малого Энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона)
  4. Радуга - претерпевшее изменение слово «радуга», или Божья дуга (По словарю В. Даля)

1.2. Легенды и верования, связанные с радугой

Когда-то давным-давно человек стал задумываться, почему же на небе появляются радуги. В те времена об оптике даже и не слышали. Потому люди придумывали мифы и легенды, а также существовало множество примет. Вот некоторые из них.

  • В древнегреческой мифологии, радуга – это дорога между небом и землей, по которой ходила посланница между миром богов и миром людей Ирида.
  • В древнеиндийской мифологии - лук Индры , бога грома и молнии.
  • В скандинавской мифологии радуга - это мост соединяющий мир людей и мир богов;
  • В Китае считали, радуга – это небесный дракон, союз неба и Земли.
  • В мифологии австралийских аборигенов Радужный змей считается покровителем воды, дождя и шаманов .
  • В армянской мифологии радуга - это пояс Тира , первоначально бога Солнца, потом - бог письменности, искусств и наук.
  • В славянских мифах и легендах радугу считали волшебным небесным мостом, перекинутым с неба на землю, дорогой, по которой ангелы сходят с небес набирать воду из рек. Эту воду они наливают в облака, и оттуда она падает живительным дождем. Славянские народы придумывали для радуги разные названия: дуга, веселка, веселуха, божий лук, пояс, краса, красуля и много других.

1.3. Откуда берется радуга?

Радуга – это просто солнечные лучи, преломляющиеся в каплях дождя. Во время дождя в воздухе находится огромное количество водяных капель. Каждая капелька выполняет роль крохотной призмы, а поскольку их очень много, то и радуга получается в полнеба. Предмет, способный разложить луч света на составляющие, называется «призмой». Если говорить о радуге, то роль «призмы» выполняют капли дождя. Радуга – это большой изогнутый спектр или образовавшаяся в результате разложения проходящего через дождевые капли луча света полоса цветных линий.

Наружный край дуги обычно красный, а внутренний – фиолетовый. В радуге различают семь цветов. Чтобы лучше запомнить их последовательность люди придумали такую фразу: «Каждый Охотник Желает Знать, Где Сидит Фазан» или «Крот Овце, Жирафу, Зайке голубые сшил фуфайки». В этих фразах начальная буква каждого слова соответствует начальной букве названия определённого цвета.

Цвета радуги: красный, оранжевый, желтый, зеленый, голубой, синий, фиолетовый.

Вид радуги, яркость цветов, ширина полос зависят от размеров и количества капель в воздухе. Чем крупнее дождевые капли, тем ярче радуга. Если капли мелкие, радуга кажется бледной, еле заметной. Исследования показали, что человеческий взгляд различает 160 оттенков цветов. Это происходит потому, что нет четкой границы между цветами, один цвет переходит в другой через все оттенки. Основный цвета радуги это красный, желтый и синий. Из них можно получить все иные цвета радуги.

Мы привыкли наблюдать радугу как дугу, но оказывается, эта дуга является лишь частью разноцветной окружности. Форма природной радуги определяется формой капелек воды, в которых преломляется солнечный свет. Полностью это атмосферное явление можно наблюдать лишь на большой высоте, например, с самолета.

Иногда в небе видны целых 2, 3, 4 радуги - одна из них очень яркая, вторая - бледнее. Значит, солнечный луч дважды отражается в каплях воды. При этом у другой радуги цвета полос располагаются в обратном порядке - верхняя часть дуги имеет фиолетовую окраску, а нижняя - красную.

Вторые радуги образуются из-за двойного отражения солнечного света внутри дождевых капель.

1.4 Виды радуги

1. Зимняя радуга

Зимняя радуга очень странное и необыкновенное явление. При сильно низкой температуре воздуха, на бледно-голубом небе сияет холодное зимнее солнце, а в воздухе парят крохотные кристаллики льда. Луч солнца проходит через эти кристаллики, преломляется, как в призме, и отражается в небе красивой радугой.

2. Для образования огненной радуги нужно, чтобы солнечные лучи свет проходили через перистые облака, когда солнце располагается на высоте около 58 градусов над горизонтом. Ещё одним неотъемлемым условием являются шестиугольные кристаллики льда (из которых состоят перистые облака), которые имеют форму листа и своими гранями должны быть параллельны земле. Когда свет проходит через вертикальную грань такого ледяного кристалла, он преломляется аналогично, как если бы он проходил через призму. При такой схеме солнечный свет преломляется и разделяется на спектр, который всеми цветами радуги «зажигает» перистые облака.

3 . Лунная радуга или ночная радуга - это свет, отражаемый от поверхности Луны. Радуга от Луны намного тускнее, чем от Солнца, потому, что лунный свет не такой яркий, как солнечный. Это очень редкое природное явление. Если наблюдать такую радугу невооруженным глазом, она может показаться бесцветной, поэтому её часто называют «белой». На нашей планете есть немного мест, где феномен ночных радуг повторяется часто. (Южная Америка, Австралия)

4. Белая радуга (туманная радуга)

Это явление возникает при освещении солнечными лучами слабого тумана, состоящего из наимельчайших капелек воды. Белую радугу можно увидеть, когда луч прожектора, расположенный сзади нас, освещает слабый туман перед нами. Даже уличный фонарь может создавать белую радугу, видимую на темном фоне ночного неба.

2. Создание творческой копилки

  • Рассматривание репродукций картин разных художников с изображением радуги;
  • Рассматривание иллюстраций в художественной литературе;
  • Чтение сказок и рассказов;
  • Изучения спектра цветов радуги;
  • Просматривание мультфильмов о радуге.

3. Практическая часть

3.1. Продуктивная деятельность

* Рисование «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

* Пластилинография «Каждый охотник желает знать где сидит фазан»;

* Коллективная аппликация «Каждый охотник желает знать где сидит фазан».

3.2. Эксперименты получения радуги в домашних условиях.

Эксперимент 1. Радуга на диске

Оборудование: диск компьютерный или DVD

Ход: направить источник света на диск. На диске отразиться спектр радуги.

Эксперимент 2. «Радужный пузырь»

Оборудование: мыльный раствор (мыльные пузыри промышленного производства)

Ход: надуть мыльный пузырь. На пузыре появилась радуга. Свет, проходя через мыльный пузырь, преломляется и распадается на цвета, в результате появляется радуга. Мыльный пузырь – это призма

Эксперимент 3. «Хрустальная радуга»

Оборудование: лист бумаги, хрустальный стакан.

Ход опыта. Необходимо поставьте хрустальный стакан на белый лист бумаги. Попробовать поймать стаканом солнечный свет. На листе бумаги появятся цветные полосы радуги.

Эксперимент 4. «Радужная плёнка»

Оборудование: миска с водой, бутылочка светлого (прозрачного) лака для ногтей.

Ход: миска с водой стоит на столе, где нет солнечных лучей. Капнуть каплю лака в воду. Наблюдаем за поверхностью воды и видим, что лак образует тонкую пленку на поверхности воды. Повернуть миску к свету, когда луч падает на воду видны радужные переливы.

Эксперимент 5. «Радуга, появись»

Оборудование: зеркало, миска с водой.

Ход: поставить зеркало в миску с водой под небольшим углом. Поймать зеркалом солнечный луч и направить его на стену (картон белого цвета). Поворачиваем зеркало до тех пор, пока не увидим радужный спектр. Вода в тарелке выполняет роль призмы (предмета, способного разложить луч света на составляющие). При входе в воду видимый свет (белый) преломляется и становиться спектром радуги.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Изучив литературу, можно узнать, что радуга появляется благодаря физическим явлениям, которые называются отражение и преломление света. Преломление и распад солнечного света в капельках воды называется спектром, а сами капли – призмой. Радуга может быть одной дугой, может быть двойной. Чаще всего ее можно увидеть летом и поздней весной, реже – зимой, в ночное время суток. Гипотеза подтвердилась: радугу можно получить в домашних условиях, с помощью водяных призм, мыльных пузырей, хрусталя, лака и дисков.

Выводы исследовательской работы.

  1. Радуга – явление оптическое.
  2. Радугу можно получить в домашних условиях в любое время, используя разные способы.
  3. Радуга – удивительное природное явление, которое вызывает радость, восторг, восхищение, поэтому она способна улучшить настроение.

Для того, чтобы запомнить какую-нибудь бессмысленную последовательность или состав чего-либо люди издавна используют мнемотехнические фразы или запоминалки. Вот я решил составить полный список таких фраз. Итак:

  1. К аждый О хотник Ж елает З нать, Г де С идит Ф азан (первые буквы соответствуют цветам спектра).
    Другой вариант: "Как Однажды Жак Звонарь Городской Сломал Фонарь" .

  2. Что я знаю о кругах (количество букв в каждом слове соответствует значению числа "Пи" - 3,1416).
    Другой вариант: "Это я знаю и помню прекрасно - "пи" многие знаки мне лишни, напрасны" (соответственно 3.14159265358).
    А вот дореволюционная фраза: "Кто и шутя и скоро пожелаетъ Пи узнать число, ужъ знаетъ" (3,1415926536).

  3. ОВАЛ – подсказка для запоминания четырех самых крупных рек России - О би, В олги, А мура и Л ены.

  4. В Петербурге, за Витебским вокзалом, есть ряд параллельных улочек -- Рузовская, Можайская, Верейская, Подольская, Серпуховская, Бронницкая и Батайский переулок. Запомнить их порядок невозможно, если не воспользоваться таксистской кодовой фразой: "Раз ве мож но вер ить под лому сер дцу бро дячей ба лерины?"
    А вот еще фразы придуманные таксистами:

    • “Белка Будет Буханку Просто Сушить” (Бел городская, Буд апештская, Бух арестская, Пр ажская и С офийская).

    • Проспекты – Науки, Северный, Луначарского, Просвещения, Суздальский породили незабываемую фразу:На Север е Лун а Прос то Суз илась” .

    • Проспекты Культуры, Руднева, Художников, Есенина, Энгельса – “Каждый Рационализатор Хочет Ежедневно Экспериментировать” .

  5. Для того, чтобы дети смогли запомнить последовательность латинских букв на шахматной доске (ABCDEFGH) используется фраза: "Артисту Биму Циркуль Дашь, Его Фамилия - Жэ-Аш".

  6. "Иван родил девчонку, велел тащить пелёнку" фраза для запоминания русских падежей.
    Другой вариант: "Иван Родионович Дайте Вашу Трубку Покурить".

  7. Запоминалка для числа "е" до 15-го знака после запятой (e = 2,718281828459045...)
    Двум запятым семь вёрст не крюк (2,7) + два Льва Толстых (Год рождения Толстого 1828) + прямоугольный равнобедренный (углы равнобедренного прямоугольного треугольника - 45, 90, 45).

  8. "Цыган встал на цыпочки и цыкнул на цыплёнка: Цыц!" фраза для запоминания слов, где после "ц" пишется "ы".

  9. А вот старинный стишок для запоминания того, где вместо "е" надо было писать "ять":
    Б(е)лый, бл(е)дный, б(е)дный б(е)с
    Уб(е)жал б(е)дняга в л(е)с,
    Л(е)шим по л(е)су он б(е)гал,
    Р(е)дькой с хр(е)ном пооб(е)дал...

  10. Средняя скорость теплового движения частицы v=sqrt(3kT/m) запоминается как "три кота на мясо" (m - масса броуновской частицы, v - её скорость, k - постоянная Больцмана, T - температура, sqrt - квадратный корень).

  11. Фраза "Один бритый англичанин финики жевал как морковь" помогает астрономам запомнить спектральные классы звезд по порядку от горячих к холодным (O, B, A, F, G, K, M).
    Английский вариант: "O Be A Fine Girl, Kiss Me" , т.к. потом добавились классы R, N и S, то фраза превратилась в "O Be A Fine Girl, Kiss Me Right Now... Smack".

А какие мнемотехнические фразы знаете вы? Дополняйте!


P.S. И напоследок старая байка о партийной мнемотехнике:
Еще при Советской власти в одном из военных училищ на лекциях по Истории КПСС полковник-лектор диктовал мнемоническое правило для запоминания состава первой марксистской группы в России: "Плеханов, Игнатов, Засулич, Дейч, Аксельрод - возьмите первые буквы фамлий, сложите и на всю жизнь запомните, что получилось."


P.P.S.Update: Продолжение в