Работы а матисса. Анри Матисс Matisse, Henri

Матисс прожил долгую жизнь, за которую он создал множество живописных полотен, графических работ, скульптурных композиций из керамики и панно, в том числе в технике декупаж. Его творчество было по достоинству оценено современниками во всем мире, хотя нередко его новаторские приемы становились причиной ожесточенных споров.

Юность

Анри Матисс родился на севере Франции в 1869 году в семье преуспевающего торговца зерном. Любовь к искусству он унаследовал от матери, которая увлекалась художественной росписью керамики. Хотя, согласно традиции, именно Анри (как старший сын) должен был стать во главе семейного бизнеса, по окончании лицея Анри Мартен в Сен-Кантене он отправился в столицу, чтобы изучать юриспруденцию в известной Школе юридических наук. В 1888 году Матисс получил диплом юриста и, вернувшись в родной город, стал работать клерком у местного присяжного поверенного.

Первые шаги в искусстве

Наверное, Матисс сделал бы неплохую карьеру в юриспруденции, если бы не случай. Дело в том, что в 1889 году юноша попал в больницу с острым приступом аппендицита и был вынужден провести там долгих два месяца Чтобы развлечь сына, мадам Матисс подарила ему акварельные краски, и он стал коротать время, копируя цветные открытки. Это занятие так увлекло молодого человека, что после выписки из больницы он заявил родителям о своем твердом намерении стать художником. Несмотря на сопротивление отца, Анри записался в школу рисунка в городе Тур, где готовили чертежников для работы в сфере текстильной промышленности. При этом он продолжал заниматься юриспруденцией.

Учеба в Париже

В 1892 году Матисс принимает решение посвятить себя живописи. С этой целью он вновь отправляется в Париж и поступает в Академию Жюлиана, где учится сначала у А. Бугро, а затем — в Школе изящных искусств у Последний предрекает ему блестящее будущее и одним из первых отмечает новаторство молодого художника, выражающееся в смелых сочетаниях разных цветов. В этот период художник Матисс часто проводит дни в Лувре, копируя шедевры старых мастеров и известных художников 19 века, что, по его признанию, сделанному в старости, очень помогло мастеру в дальнейшем творчестве.

Импрессионистский период

С 1896 года картины Матисса начинают выставляться в знаменитых салонах Парижа, и он приобретает определенную известность среди парижских любителей живописи. В этот период художник находится под сильным влиянием импрессионистов и их последователей. Более того, очень часто, рассказывая о творениях постимпрессионистов, специалисты приводят в пример и некоторые произведения, которые создал Матисс: натюрморты “Бутылка схидама”, “Фрукты и кофейник”, “Десерт”, “Посуда и фрукты”.

В последующие несколько лет художник начинает также заниматься скульптурой и работать в технике дивизионизма, предполагающей использование раздельных точечных мазков. В 1905-м большие споры вызывает манера письма картины Матисса ”Роскошь, покой и сладострастие”, в которой он сочетает декоративизм модерна с пуантилизмом.

Фовизм

Рассматривая творчество Матисса, нельзя не упомянуть о новом направлении живописи, родоначальником которого стал этот художник. Речь идет о фовизме. О нем как о крайне интересном явлении заговорили после осеннего Салона 1905 года. Для этой выставки Матисс написал несколько работ, включая знаменитое полотно “Женщина в зеленой шляпе”. Кроме того, в течение первого десятилетия 20 века художник стал активно интересоваться африканской скульптурой, арабским декоративным искусством и японской ксилографией, и вскоре в его живопись начинают проникать этнические мотивы. Однако это не помешало специалистам рассматривать произведения этого периода как неотъемлемую часть фовизма.

"Академия Матисса"

В 1908 году в Париже художник основал живописи. Она получила название "Академия Матисса", и за время, когда он там преподавал, ее успели окончить 100 студентов из Франции и других стран Европы. Обучение в школе было бесплатным, так как художник не преследовал коммерческих целей и желал только передать свое видение искусства молодому поколению.

Параллельно с преподавательской деятельностью Матисс писал картины. Так, он создал три для московского дома известного российского коллекционера С. И. Щукина. В частности, его произведение “Танец”, которое сегодня можно увидеть в Эрмитаже, считается одной из самых знаменитых работ живописца.

Творчество между двумя мировыми войнами

В 1920 году художник создает эскизы костюмов и декораций для балета “Соловей” И. Стравинского и пишет цикл “Одалиски” в подражание Ренуару. Картины Матисса этого периода, в частности “Компотница и цветы”, приносят ему известность в кругу американских любителей живописи. Спустя десять лет художник отправляется на Таити, а затем создает панно, изображающее восемь танцующих фигур, для фонда Барнса в Филадельфии. В процессе работы над эскизами для этого монументального произведения он нередко использует технику декупаж. Тогда же он знакомится со своей главной музой — Лидией Делекторской, отношения с которой становятся причиной развода с мадам Матисс. Портреты юной российской эмигрантки, в которых художник выразил весь пыл своей поздней страсти, сегодня украшают лучшие музеи мира, их можно увидеть и в России.

Жизнь в годы оккупации

Вторая мировая война стала тяжким испытанием для Матисса. Волей судьбы он остается в Ницце совсем один, вдали от детей, и его единственным утешением является Лидия Делекторская. К счастью, освобождение Франции союзниками спасает от гибели дочь и бывшую супругу художника, которые были задержаны гестапо за антифашистскую деятельность.

“Капелла четок”

В 1948-1953 гг. художник работает над оформлением интерьера часовни Розер в Вансе. Она сегодня известна как “Капелла четок”. В этой своей последней работе мастер синтезировал все лучшее, что было в его творчестве в предыдущие годы.

Стены часовни покрыты глазурованными плитами белого цвета, на которых изображены святой Доминик в виде фигуры без лица высотой 4,5 м и Святая Дева с младенцем Иисусом. Также можно увидеть сцены Страшного суда, выполненные одной только черной краской, а венчает капеллу изображение неба, над которым парит ажурный крест.

Особенности творчества

Картины Матисса обычно писались сериями, так как художник, стремясь к совершенству, создавал сразу несколько вариантов одного и того же произведения. Основными темами работ являются танцы, пасторали, музыкальные инструменты, красивые вазы с сочными плодами, экзотические сосуды, ковры и пестрые ткани, а также виды из окна.

Передать наслаждение от цвета и красоты внешних форм — вот главная цель, которую преследует Матисс. Картины, с названиями которых вы уже знакомы, сегодня являются украшениями частных коллекций и музеев по всему миру, а также бьют ценовые рекорды на аукционах.

Произведения, выставленные в музеях нашей страны

Вас интересует техника, в которой писал Матисс? Картины (с названиями, естественно) можно увидеть и в России. В частности, несколько полотен этого художника, такие как “Синий горшок и лимон”, “Посуда на столе”, “Вид Коллиура” и др., выставляются в Эрмитаже. Кроме того, в Музее им. Пушкина хранятся такие произведения, как “Красные рыбы” и “Синий кувшин”.

«Я нашел в живописи неограниченное поле деятельности, где я смог дать свободу моему беспокойному творчеству»
© Анри Матисс, 25 мая 1852 года

Французский художник Анри Матисс (Henri Matisse) вошел в историю как признанный гений мировой живописи, во многом определивший развитие искусства XX века. В поисках своего художественного «я» он успел попробовать силы сразу в нескольких стилях и направлениях, перерос каждое из них и основал собственную школу живописи, получившую название «Фовизм» (франц. fauve - «дикий»).

Однако в отличие от коллег по цеху, сам Матисс не обнаруживал никакой «дикости», а был человеком скромным и умиротворенным. И если другие авангардисты в буквальном смысле слова вершили революцию, стремясь отразить на своих полотнах мятежный дух времени, Матисс искал «покоя и наслаждения», постоянно экспериментируя с красками и переосмысливая значение цвета.

«Я мечтаю об уравновешенном искусстве, полном чистоты и спокойствия, искусстве без суетных и беспокойных сюжетов,… которое могло быть дать отдых уму,… как удобное кресло дает отдых усталому человеку» , - говорил Матисс.

Многие до сих пор удивляются, как человеку с таким безмятежным творческим кредо удалось стать одной из ключевых фигур в искусстве XX века. Как ни странно, подобные вопросы начали волновать Матисса далеко не сразу, ведь история великого художника начиналась далеко не с мира живописи.

Юному Анри - сыну преуспевающего торговца зерном - пророчили карьеру юриста, и, будучи послушным сыном, Матисс принялся изучать право в одной из престижных школ Парижа. Окончив учебу, он вернулся в родной город, где вскоре устроился на службу клерком у присяжного поверенного. Казалось, будущее юноши было уже решено, но тут в жизнь его вмешалась судьба, кардинально изменив все планы.

Матисс оказался на операционном столе. Приступ острого аппендицита надолго приковал молодого человека к постели, оставив его без каких-либо развлечений. Желая хоть как-то скрасить «больничные» будни сына, любящая мать подарила ему принадлежности для рисования, открыв перед юным Матиссом новый и неизведанный мир. Занятия живописью настолько увлекли юношу, что, вопреки воле отца, он решил навсегда оставить юриспруденцию и вернулся в столицу, чтобы стать художником.

Первый учитель Матисса, французский художник Гюстав Моро (Gustave Moreau) - символист до мозга костей и признанный мастер игры цвета - любил отправлять учеников в Лувр - копировать работы заслуженных мастеров, оттачивая приемы и техники классической живописи. «О цвете нужно мечтать» , - повторял он своим подопечным, и Матисс, как никто другой, проникся этим высказыванием, превратив свою жизнь в поиски идеального способа передачи эмоций посредством цвета.

Уже позже Матисс писал:

«Я воспринимаю экспрессивную сторону цвета чисто интуитивно. Передавая осенний пейзаж, я не стану припоминать, какие оттенки цвета подходят к этому времени года, меня будут вдохновлять только ощущения осени… Я выбираю цвета не по какой-нибудь научной теории, но по чувству, наблюдению и опыту»

Интерес к цвету заметен уже в ранних работах Матисса. Как правило, это попытки молодого художника писать в духе признанных мастеров живописи. Одна из таких работ - натюрморт под названием «Бутылка схидама» (Nature Morte à la Bouteille de Schiedam): классическая композиция, темные и неоднородные оттенки, особое внимание к полутонам выдают сходство с полотнами . Между тем, богатство черного и серебристого цветов и широта мазков говорят о знакомстве Матисса с творчеством .



За годы учебы Матисс последовательно прошел все этапы эволюции классического искусства, попробовал свои силы в каждом из них. Тем не менее, при всей значимости традиций прошлых эпох в формировании стиля художника, Матисс чувствовал, что все это не для него. Лувр казался ему огромной библиотекой, полной старых книг, что наводят на усталого студента сон и тоску. Матисс же жаждал чего-то нового, необычного, непохожего на то, что было создано до него.

«Мне казалось, что, вступив в Лувр, я потерял ощущение своей эпохи, и что картины, которые я писал под прямым влиянием старых мастеров, не выражают того, что я чувствую» , - вспоминал художник.

Одним из важнейших этапов становления Матисса как художника стало его знакомство с работами импрессионистов, в частности с малоизвестным в то время творчеством . Этим Матисс был обязан австралийскому художнику Джону Расселу (John Russell) - своему другу и наставнику, который впервые после Моро заставил Матисса всерьез задуматься о смысле и значении цвета в живописи.

«Расселл был моим учителем, он разъяснил мне теорию цвета» , - признавался Матисс.

Импрессионизм и собственные эксперименты с цветовыми контрастами сильно повлияли на первые «самостоятельные» произведения художника. Таковы, к примеру, натюрморты «Посуда и фрукты» (Vaisselle et Fruits), «Фрукты и кофейник» (Fruits et Cafetière). Сюда также относятся и первые пейзажи Матисса - «Булонский лес» (Bois du Boulogne) и «Люксембургский сад» (Jardin du Luxembourg).

Через несколько лет Матисс оставил увлечение импрессионизмом и погрузился в исследования работ его последователей. В этот период у художника появилась семья, но, несмотря на стесненное финансовое положение, он продолжил поиски собственного стиля. Его картины практически не продавались, тем не менее, Матисс не прекращал экспериментов с цветом, анализируя значимость различных оттенков и их сочетаний.

«Очарование, легкость, свежесть - это все мимолетные ощущения… У художников-импрессионистов… тонкие ощущения были близкими друг другу, поэтому их полотна похожи одно на другое. Я предпочитаю, рискуя лишить пейзаж очарования, подчеркнуть в нем характерное и добиться большего постоянства» , - писал Матисс спустя много лет.

Свою будущую жену Амели Парейр Матисс встретил на свадьбе друга. Амели была подружкой невесты, и их с Матиссом случайно посадили рядом. Девушка без памяти влюбилась в высокого бородача, бережно засушивая каждый букет фиалок, что он дарил ей при встречах. В тот период Матисса терзали сомнения и он никак не мог решить, стоит ли окончательно посвящать свою жизнь искусству. Амели же стала тем человеком, который поверил в художника, поверил по-настоящему, на долгое время став его верным другом и первой музой. И все же, несмотря на чувства Матисса к девушке, он уже тогда понимал, что никто и ничто не сможет пленить его сердце больше, чем живопись. Набравшись смелости, он признался:

«Мадемуазель, я нежно люблю Вас, но живопись я всегда буду любить больше»

Первая персональная выставка художника прошла без особого успеха, не вызвав должного отклика у критиков. Тогда Матисс решил уехать из столицы на юг Франции в компании пуантилиста Поля Синьяка (Paul Signac). Под впечатлением от его полотен Матисс начал работать в схожей технике точечных мазков, и, спустя некоторое время, из-под кисти вышел первый шедевр под названием «Роскошь, покой и наслаждение» (Luxe, Calme at Volupté).



Картина была противоречива и по-своему не укладывалась в заданные пуантилистами рамки. В отличие от своих коллег, отказавшихся от физического смешения красок в пользу раздельных мазков, Матисс снова сконцентрировался на цвете. Намеренно выбрав яркую гамму - красный, фиолетовый, оранжевый - художник отошел от реалистичной трактовки сюжета. Насыщенные оттенки казались неестественными, создавая напряженность и нарушая привычный «покой» классических элементов. Однако именно за счет этой противоречивости - сочетания классических и новаторских форм - Матиссу впервые по-настоящему удалось показать зрителю собственное видение реальности.

Картина имела успех и была положительно встречена критиками. Тем не менее, очень скоро Матисс оставил и пуантилизм, поняв, что этот путь тоже не для него.

1905 год стал переломным в творчестве Матисса. После долгих поисков и экспериментов с цветом, художнику удалось максимально воплотить в жизнь свое «чувство природы». Вместе с группой единомышленников он принял участие в Осеннем салоне, представив на выставке две новых работы - «Открытое окно» (La Fenêtre Ouverte) и «Женщина в шляпе» (La Femme au Chapeau).

Картины, написанные с полным пренебрежением ко всем правилам, вызвали много шума, возмутив даже привычных к экзотике парижан. Критики окрестили их «горшком краски, брошенным в лицо общественности», а авторов и вовсе прозвали «фовистами» или «дикарями».

Несмотря на резкую критику и возмущение публики, «Женщина в шляпе» была приобретена известной писательницей и ценительницей искусства Гертрудой Стайн (Gertruda Stein). По рассказам одного из очевидцев, «посетители фыркали, глядя на картину, и даже пытались ее сорвать» . Гертруда Стайн не могла понять, почему ей картина кажется совершенно естественной.

Так в живописи появилось новое направление, вошедшее в историю искусства под названием «фовизм». Матисс был признан лидером фовистов, в числе которых были и бывшие однокашники из класса Моро. Отказавшись от традиционных методов изображения предметов и построения картины, эти художники стали писать чистым открытым цветом, упрощая и схематизируя форму. Яркий, порой агрессивный колорит и высокая контрастность легли в основу построения композиции и стали главным приемом «выражения чувств» художников.

«Раздробление цвета привело к раздроблению формы, контура. Результат: вибрирующая поверхность… Я стал писать красочными плоскостями, стараясь достичь гармонии соотношением всех цветовых плоскостей» , - вспоминал Матисс полвека спустя.

Франция подарила миру огромную плеяду выдающихся художников, одним из которых является крупнейший и самый яркий представитель художественного течения фовизм, Анри Матисс. Его карьера началась в 1892 году, когда будущий художник успешно сдал экзамены в Парижскую Академию Жюлиана. Там он привлёк внимание Гюстава Моро, предсказавшего Матиссу яркую карьеру на художественном поприще.

С начала 20 века Матисс начинает поиск себя. Он проходит через напряжённые годы копирования и заимствования, пишет множество копий известных картин из Лувра, пытаясь отыскать свой собственный стиль. Господствовавшее тогда увлечение импрессионизмом подарило Матиссу возможность отработать манеру передачи формы и цветовую палитру.

Художественные критики тех лет отмечали, что Матисс обладает своеобразной подачей цвета в своих полотнах, выполненных в импрессионистическом стиле. Художнику было свойственно использование ярких, сильных, немного дугообразных мазков при преобладании исключительно яркого, насыщенного цвета.

Подобно знаменитому мастеру импрессионизма Полю Синьяку, Матисс увлекается пуантилизмом – видом импрессионизма, использующем для передачи изображения многочисленные распадающиеся точки. Именно этот стиль помог художнику окончательно остановить свой выбор на фовизме как на самом подходящем для него способе отразить окружающую действительность.

По сути, Матисс и явился фактическим основоположником фовизма. Французский перевод этого термина – «дикий». Это слово соотносится с понятием – «свободный», то есть, не подчиняющийся общепринятым правилам.

Началом триумфа Матисса можно считать его картину «Женщина в зелёной шляпе», выставленную художником в 1904 году. На полотне зритель увидел практически плоское изображение женщины с лицом, разделённым зелёной полосой. Таким образом Матисс максимально упростил изображение, позволив доминировать одному лишь цвету.

Именно превалирование цвета над формой и содержанием стало основным принципом фовизма. На суть этого стиля сильно повлияло увлечение Матисса экзотическими видами искусства. Художник много путешествовал, в том числе и на Африканский континент. Примитивное, но своеобразное искусство племён впечатлило его и дало толчок к дальнейшему упрощению изображения на картинах.

Сочность цветов на полотнах Матисса были позаимствованы из ярких восточных арабесок. Оттуда же потянулось увлечение художниками одалисками – арабскими наложницами-танцовщицами, образы которых он отображал на своих картинах до последних лет жизни. Также известно, что после знакомства с российским меценатом Сергеем Щукиным Матисс увлёкся древнерусской иконописью.

По приглашению Щукина Матисс приезжает в Россию, а после пишет по его заказу самое знаменитое своё полотно – «Танец». Своеобразным «близнецом» этой картины выступает «Музыка». Оба полотна отражают суть фовизма – естественность человеческих чувств, чистота передачи эмоций, искренность персонажей, яркость цвета. Художник практически не использует перспективу, отдавая предпочтение ярким красным и оранжевым оттенкам.

Матисс пережил две мировых войны, но несмотря на испытанные им невзгоды не потерял искренности, которую он стремился воплотить в своих картинах. Именно за детскую непосредственность, откровенность и восторженную яркость его полотен художник до сих пор любим ценителями живописи.

Самые известные и скандальные работы знаменитого мастера современного изобразительного искусства.

Французский живописец Анри Матисс (1869–1954) работал в различных направлениях искусства, в том числе, в скульптуре, но самые известные произведения он создал именно в качестве художника. Наряду с Пабло Пикассо и Марселем Дюшаном он считается одним из самых влиятельных деятелей современного искусства, а его работы произвели революцию в мире живописи. Выдающийся колорист, Матисс также известен своими трудами в области фовизма - движения, в котором он стал ведущей фигурой.

Дата создания: 1937
Эта работа - портрет Лидии Делекторской, которая была музой, а в дальнейшем - спутницей Матисса. Лидия изображена в экзотическом марокканском костюме, в окружении экзотичных цветом и абстрактного интерьера. Эта картина демонстрирует декларативность авторского стиля.

Дата создания: 1905
Анри Матисс был самым видным участником недолговечного, но заметного в искусстве XX века художественного движения - фовизма, который характеризовался ярким экспрессионистским и ненатуралистическим методом использования цветов. Классической иллюстрацией работы этого направления является картина «Открытое окно», изображающая вид из квартиры художника в Коллиуре, на южном побережье Франции. Произведение считается знаковым для раннего модернизма.

Дата создания: 1914
Во время визита в Марокко Матисс заметил, что местные жители после употребления некоторых одурманивающих наркотических средств проводят время в молчаливом созерцании золотых рыбок. Вернувшись в Париж, он установил чашу с такой рыбкой в своей мастерской. В девяти картинах художника появляются эти существа, но эта является, вероятно, самой известной. Изначально Матисс набросал автопортрет, с палитрой в руке, подобно Полю Сезанну . Рыбка и палитра обозначают скрытую связь с работой «Арлекин» Пикассо, интерпретируемый как автопортрет. Матисс и Пикассо были близкими друзьями, но также и вечными соперниками.

Дата создания: 1905
Дивизионизм был характерен для стиля неоимпрессионизма и представляет собой подход, при котором происходит разделение цветов на точки, пятна или мазки, которые «смешиваются» на расстоянии, составляя полную картину. Впервые картины с использованием такого метода были созданы Полем Синьяком и Жоржем Сера. Картина «» является наиболее известным трудом Матисса в неоимпрессионизме, однако год спустя художник отказывается от этого стиля и становится пионером фовизма.

Дата создания: 1905
Выставленная в 1905 году на Осеннем Салоне (выставке в Париже), «Женщина в шляпе» оказалась в центре внимания. Портрет жены Матисса, Амели Парейр, поразил как зрителей, так и критиков за счет свободной манеры письма, незавершенности, яркости и неестественности в цветовых решениях, став одним из известнейших шедевров живописца.

Дата создания: 1905
Сам автор считал данную картину «Купальщицы» одной из самых важных в карьере и работал над ней на протяжении восьми лет, дорабатывая детали, отражая интерес к кубизму. Сдержанная цветовая палитра и строгие формы поразительно отличают картину от большинства других произведений Матисса.

Дата создания: 1907
Во время работы над этой скульптурой Матисс случайно разрушил заготовку, и ее осколки вдохновили мастера на создание наиболее спорной работы в его карьере. Впервые представленная на Салоне Независимых, скульптура «Голубая обнаженная» потрясла французскую публику, а позже произвела сенсацию и в других странах. Эта работа вдохновила Пабло Пикассо на создание не менее спорных Авиньонских девиц .

Красная студия

Дата создания: 1907
Картина изображает мастерскую Матисса: беспорядочно разбросанные по всей студии картины, скульптуры, посуда. Стены и пол равномерно покрыты красной краской. «Красная студия » считается ключевой работой в истории искусств, а в 2004 году, по результатам опроса экспертов, заняла пятое место из 500 в списке наиболее влиятельных произведений современного искусства.

Дата создания: 1906
Прорывная для Матисса работа изображает нескольких обнаженных женщин и мужчин на фоне, наполненном яркими цветами. Вдалеке можно увидеть танцующие фигуры. Пример работы в стиле фовизм, как и многие другие картины автора, вызвал ряд возмущений в дни показа.

Дата создания: 1910
Источающая «примитивную» энергию, картина намеренно была окрашена несколько по-детски. Изображающая пять танцующих фигур, работа считается ключевой точкой в развитии современной живописи и самым известным произведением Анри Матисса.

На обращение художника к теме христианства повлияла личная трагедия Матисса: в 1944 году за участие во французском сопротивлении в гестапо попали его жена и дочь. После пыток их поместили в концлагерь Равенсбрюк. Им пришлось пройти через страшные для женщин унижения. Жена Матисса не выжила, а дочь осталась калекой после освобождения.

обновлено: Декабрь 1, 2017 автором: Глеб

Работы Анри Матисса впечатляют своей экспрессией, интенсивными цветами и простыми методами живописи. Его скульптуры и картины поражают воображение при минимальном наборе изобразительных средств, впечатляют своими формами и локальными цветами. Один из создателей фовизма, Матисс прошел долгий путь, «перебрав» множество стилей и направлений, в конце концов найдя себя в движении «диких», запомнившись потомкам как автор запоминающихся неординарных произведений.

Годы жизни

Будущий художник родился в 1869 году, 31 декабря, в одном из северных районов , в Пикардии. Он был старшим ребенком в семье достаточно благополучного торговца зерном, и должен был стать наследником его дела. Его мать помогала мужу работать в лавке и любила расписывать керамические изделия, так что можно сказать, что любовь к искусству Матисс впитал с молоком матери. Однако он пришел к этому не сразу - сначала ему пришлось пройти обучение в Школе юридических наук в вопреки воле отца, который видел его своим преемником. Вернувшись в родной Сен-Кантен, Анри стал работать клерком по своей новой специальности.

После удаления аппендицита, будущий известный художник долго болел и с легкой руки матери увлекся рисованием. Он решил стать художником и учился в разных школах, стремясь поступить в парижскую Школу изящных искусств, куда не попал.

Обучаясь в Школе декоративных искусств, он познакомился с , вместе с которым поступил в Школу изящных искусств в класс . В это время он познакомился с другими учениками, которые в будущем также стали известными художниками.

Развитие таланта

Обучение в Школе включало в себя обязательное копирование полотен известных мастеров старой школы. На Матисса особое влияние оказали полотна , а также художников его времени и классическая японская живопись и графика.

В 1894 году его модель родила ему дочь Маргариту, которую Матисс признал и впоследствии воспитывал в своей семье.

Знакомство с Джоном Питером Расселом коренным образом изменило мировоззрение Анри Матисса как художника. Он увлекся импрессионизмом, подружился с , выставлялся и пользовался популярностью у поклонников и покупателей.

В 1899 году Матисс познакомился с Андре Дереном и другими художниками, которые повлияли на его дальнейшее развитие и становление. В следующем году он начал заниматься скульптурой, проходя обучение в Академии де ля Гран-Шомьер на курсах Антуана Бурделя. Семья начала испытывать серьезные материальные трудности, а художник впал в депрессию, даже подумывая об отказе от карьеры художника.

До 1905 года Матисс активно искал себя, создавая полотна и скульптуру в стиле импрессионизм, а также экспериментируя с другими направлениями. Но по-настоящему он нашел себя в движении фовистов, или диких, лидером которого вместе с Андре Дереном он стал. Несмотря на короткий период популярности течения и неприятие его реакционной критикой, именно фовистский период дал нам того Матисса, которого мы знаем и любим.

Скандальный успех произведений мастера дал ему возможность продолжить работу и основать Академию Матисса, подарившую миру более 100 художников.

Матисс постепенно приобрел всемирную популярность, во многом благодаря русским меценатам и коллекционерам, а также работам над эскизами для Балета Дягилева. Последние годы жизни, даже время Второй Мировой Войны, художник провел в Ницце, где и скончался в 1954 году.

Полюбоваться Матиссом периода фовизма можно в