Сильный человек собрались гринька и федя. Монтажные смеси

Оксана Павлова,
Лидия Фарутина

Оксана Павловна ПАВЛОВА - учитель литературы высшей квалификационной категории. Лидия Викторовна ФАРУТИНА - библиотекарь. Работают в МОУ «Средняя (полная) школа № 6» г. Юрги Кемеровской области

Библиотечный урок по повести В.П. Катаева «Сын полка»

Вероятно, отношение читателей к этому материалу не будет единодушным. Сама по себе тема «Дети на войне», разумеется, возражений не вызывает. Она должна быть постоянной, лейтмотивной в системе школьного литературного образования.
Вопрос в другом: к каким произведениям следует обращаться для её раскрытия? Давняя повесть Валентина Катаева, казалось бы, переполнена конъюнктурными реалиями - можно вспомнить, что именно за неё, а не за что другое талантливого писателя удостоили Сталинской премии, которую без пропагандистских видов, просто так не давали. С другой стороны, Катаев не умел писать плохо, история военного сиротства для той поры была не просто злободневна, она была всенародной драмой. К тому же, к сожалению, контекст нашей сегодняшней жизни не стал менее жёстким, а детская бесприютность, обездоленность не канула в невозвратном прошлом. Катаева порой упрекали за “сказочные” разрешения ситуаций в этой повести, но на фоне свершающихся ныне событий многое в ней выглядит уже не сказкой, а легендарной правдой.
Во всяком случае нам представляется, что чуткие, думающие словесники могут выйти с повестью «Сын полка» для серьёзного, важного разговора с одиннадцати-двенадцатилетними детьми. Есть главное: в книге передана реальность Великой Отечественной войны, войны как таковой.

Война! Твой страшный след
Живёт в архивах пыльных,
В полотнищах побед
И в нашумевших фильмах.
Война! Твой горький след -
И в книгах, что на полках.

Н.Старшинов

Цели: развивать интерес учащихся к чтению; познакомить их с биографией и творчеством В.П. Катаева (1897–1986), в частности с повестью «Сын полка» (1945).

Оборудование. Портрет В.П. Катаева;выставка книг о Великой Отечественной войне; рисунки учащихся на темы войны.

Учитель. Каждый год среди весны, когда радостно поют птицы, а земля, омытая талой водой, дымится зеленью молодого хлеба, наступает святой для нашей родины день, когда мы вспоминаем тех, кто не щадил себя во имя победы над иноземными захватчиками, вспоминаем живых героев и погибших.

Когда бывает этот день?

Накануне годовщины Победы народов нашей страны и стран антигитлеровской коалиции над нацистской Германией мы будем говорить о Великой Отечественной войне, о разных её страницах. Сегодня речь пойдёт о ваших ровесниках, ребятах, кому во время войны было столько же лет, сколько и вам, чуть больше или чуть меньше.

Пусть во время нашего разговора горит эта свеча - как символ памяти о тех детях, что не дожили до Победы, не узнали взрослой жизни. Вспомним о них… (Учитель зажигает свечу.)

Сегодня наш разговор о книге Валентина Катаева «Сын полка».

Наш библиотекарь расскажет о писателе, об истории создания книги «Сын полка».

Библиотекарь. Выдающийся русский писатель Валентин Петрович Катаев создал много произведений для детей, в том числе сказок. Он прожил долгую жизнь, почти девяносто лет. Родился и вырос на Чёрном море, в знаменитом городе Одессе. О мальчишках той поры он написал повесть « Белеет парус одинокий» - вы её обязательно прочитаете.

Катаев учился в гимназии, но началась Первая мировая война, и семнадцати лет он вступил добровольцем в действующую армию. Был артиллеристом, его дважды ранило, однажды он стал жертвой отравляющих газов, которые тогда стали применяться как оружие массового поражения, страшное изобретение науки ХХ века. В годы Великой Отечественной войны Валентин Катаев, уже известный писатель, а по возрасту немолодой человек, вновь надел военную форму, стал фронтовым корреспондентом. Служил корреспондентом и его младший брат, тоже писатель, Евгений Петров (такую литературную фамилию - псевдоним - он взял, чтобы его не путали с братом. Но теперь его и не спутаешь: ведь вместе с Ильёй Ильфом он написал знаменитые романы - «Двенадцать стульев» и «Золотой телёнок». Если вы, ребята, пока не читали эти книги, то фильмы по романам, наверное, уже видели).

Пройдя три войны (а надо считать и Гражданскую войну), увидев безмерное людское горе, испытав собственные несчастья, Валентин Петрович написал немало рассказов и повестей, где показал трагедию войны, её противоестественность… Но самая известная из них - повесть «Сын полка», напечатанная впервые в феврале победного 1945 года во взрослом журнале «Октябрь» и одновременно публиковавшаяся в детском журнале «Дружные ребята». Отрывки из неё печатали другие журналы и газеты.

Как вы полагаете, почему эту повесть печатали в изданиях и для взрослых, и для детей?

Однажды писатель рассказал о том, как появилась эта книга. “Тему я нашёл в 1942 году. Встречался с подобными мальчуганами неоднократно. Понял, что это - явление”.

Повесть посвящена суровой жизни детей в годы войны. Катаев любит своих героев, он стремится показать силу их характеров. За какое бы дело они ни взялись, всё делают с полной отдачей, умело и ловко. Это талантливые разведчики, прекрасные наводчики, люди легендарной храбрости, поражающей даже солдат.

Учитель. А теперь - короткая викторина.

1. В каких эпизодах книги упоминаются эти предметы: букварь, верёвка, ножницы, зеркало, веник, гвоздь, погоны, пакет?

2. Ответьте на вопросы, подтверждая свои высказывания примерами из книги.

Что сделал Ваня, когда увидел возле себя взрослых?

Почему сначала Ваня недоверчиво относится к людям?

В своей повести Валентин Катаев показывает несовместимость понятий война и детство . Детство - это начало жизни, радость, а война - это страх, насилие, ежеминутная смертельная опасность. Взрослые бойцы, солдаты это понимают, поэтому, накормив и обогрев Ваню, отправляют его в тыл.

Что такое тыл? Чем он отличается от фронта?

Почему Ваня не хотел уезжать от разведчиков?

По дороге в тыл Ваня сбегает и снова устремляется на фронт. Во время второго круга скитаний он встречает мальчика в военной форме.

Прочитайте по ролям эпизод из повести «Встреча с мальчиком в военной форме».

Какие черты характера Вани мы видим в этом отрывке?

Как вы понимаете выражение “сын полка”?

Как Ваня попал к разведчикам и ходил в разведку?

Как Ваня ведёт себя в плену?

Как Ваня попал в суворовское училище?

После освобождения из плена Ваня становится настоящим сыном полка. Затем от разведчиков он попадает к артиллеристам. И для капитана Енакиева становится настоящим сыном. И как бы Ваня ни сопротивлялся, его отправляют с фронта в мирную жизнь. Мальчик поступает в суворовское училище - так назвали открытые в те годы военные учебные заведения для подростков, потерявших родителей, детей офицеров. Были также созданы и нахимовские училища - для детей погибших моряков.

Почему Ваня не сбежал на фронт из училища?

Чем привлекает читателей Ваня Солнцев?

Почему писатель дал своему герою такое имя и такую фамилию?

Какого сказочного героя напоминает Ваня?

Можно ли назвать повесть «Сын полка» сказкой?

Библиотекарь. Повесть «Сын полка» на многие годы становится одной из самых читаемых детских книг о войне. Валентин Катаев рассказывал: “Дети любят эту книгу, и до сих пор я получаю письма, в которых спрашивают, где сейчас Ваня Солнцев. Даже из других стран приходят письма. Когда я на вопрос одного мальчика ответил: «Не было Вани Солнцева!», дети ахнули и посмотрели на меня как на злодея”.

Учитель.

Как вы думаете, почему так ответил писатель?

Знаете ли вы какие-то действительные истории, похожие на судьбу Вани Солнцева?

Какие стихи о детях и войне вы знаете?

(Школьники читают стихотворения К.Симонова «Майор привёз мальчишку на лафете», А.Твардовского «Рассказ танкиста».)

Библиотекарь. Великая Отечественная война была самой страшной войной в истории нашей страны. Но и сегодня в мире неспокойно, и даже маленькие войны, которые иногда называют просто “вооружёнными конфликтами”, приносят людям страшное горе, разрушают семьи, делают детей сиротами, инвалидами, калечат их души.

Книги о войне помогают нам увидеть и понять глубину чужого горя, хотя бы немного пережить его, вспомнить погибших в годы Великой Отечественной войны, других войн, в которых участвовали граждане нашей страны.

Урок можно завершить обзором имеющихся в библиотеке книг по теме «Дети на войне».

Историко-культурная справка. Само выражение “сын полка” появилось в русском языке задолго до Великой Отечественной войны. Оно, очевидно, связано с названием комической оперы итальянского композитора Гаэтано Доницетти «Дочь полка» (1840). Позднее рассказ «Дочь полка» написал Редьярд Киплинг.

О реальных прототипах катаевского «Сына полка» есть немало историй, хотя, по словам сына писателя, Валентин Катаев утверждал, что Ваню Солнцева и его конкретную судьбу “он выдумал, взял из головы”. Но жизнь всегда шире вымысла: Катаев не отрицал и того, что “сыны полка” - “это явление”. О судьбе одного бывшего сына полка Ивана Солнцева недавно рассказала журналистка Полина Иванушкина в газете «Аргументы и факты» (2006. № 8 от 22 февраля). Есть она и в Интернете: http://www.aif.ru/online/aif/1321/47_01

С каждым днем Даня все больше прокручивает в своей голове список недостатков Вани, который он составил в один из первых дней пребывания в доме Ивановых. Казалось бы, это совсем не обязательно, ведь Иван - ходячее напоминание о своих недостатках. Но чем больше Даня проводит времени, кормя с длинноволосым парнем рысь и обыгрывая его в видеоигры, тем больше он прощает ему все его грехи и утопает в его больших зеленых глазах. Данила знает, что это неправильно. Во-первых, в отличии от своего нового брата, у него учеба всегда на первом месте. А если он влюбится в своего брата… В общем, плакала его золотая медаль. Во-вторых, Ваня натурал, это уж точно. И, скорее всего, у него были десятки девушек. Красивых девушек. Так думает Даня, ведь Ваня тоже красивый. Значит и девушки должны красивые быть. Зачем ему закомплексованный социопат-ботаник вроде Данилы, если он окружен женским вниманием? Ну и в-третьих, они оба Ивановы. И тут дело не в фамилии, а в том что теперь они братья. Не биологически конечно, но родители Дани - теперь родители Вани и наоборот. А влюбляться в своего собственного брата - это как-то мерзко. Да и вообще, Данила всегда думал что влюбляться в парней мерзко. В его доме всегда использовали слово “гей” как оскорбление. Но Данила не может остановиться. Поэтому когда он начинает думать о том, как Иван поправляет свои шелковистые волосы, когда думает, о его лучезарной улыбке и о том, как его сердце замирает, когда тот касается его, он старается закрыть глаза и думать о всех его недостатках.

1.Ваня неряшливый.

Это сводит Даню с ума (на этот раз в плохом смысле). Пусть он и не вырос в богатстве, но уж точно в чистоте. Светловолосый парень привык каждый день заправлять кровать за себя и за деда, а уборка и мытье посуды всегда были его обязанностью. А брюнет привык к тому что за него это делала домработница Катя. Но Данила терпеливый, да и к Ване он относится с особенным терпением и не отказывается лишний раз убрать за него грязную одежду, которая все время почему-то оказывается на полу. Да и вообще, Дане приятно делать что-то для Вани. Приятно видеть его улыбку и слышать его звонкое “Спасибо, Дань”, приятно чувствовать его руку у себя на плече и черт, он и вправду втюрился в своего брата.

2.Ваня глупый.

Даня всегда представлял себя с человеком, с которым он сможет вести интеллектуальные беседы. С Ваней это практически невозможно. Парень не знает, кто такой Александр Македонский и вообще не понимает половину слов в словарном запасе Дани. Но разве знание школьной программы определяет интеллектуальные способности человека? Ведь Ваня может найти выход из любой ситуации, да и поговорить с ним можно о чем угодно, и это будет интересней любой науки. И почему Даниле так хочется, чтобы каждый человек был таким же интеллектуалом, как он сам? Да и Ване так идет его детская наивность…

3.Ваня самовлюбленный.

У Дани адекватная самооценка. По крайней мере, он так считает. А вот Ваня может часами поправлять свою шевелюру в зеркале и тренировать свою кокетливую улыбку. Хотя, Данила думает что он бы тоже так делал, если бы был таким красивым. Но Ваня не стесняется ничего. Он демонстративно выходит из душа в одних трусах, а с его волос всегда стекают капли воды и падают ему на грудь. Даня старается не смотреть. Старается изо всех сил. Ваня заливается смехом и говорит “ты чего уставился”, а Даня пытается достать ему из шкафа полотенце, что вызывает у брюнета еще более сильный смех. Иван подходит к Даниле, берет его за талию и поднимает, помогая достать до полки. Щеки Дани загораются и он почему-то в первый раз не злится из-за того, что кто-то издевается над его ростом.

4.Ваня эгоист.

Сколько бы у него не было девушек, Ваня всегда сам у себя на первом месте. И Дане не стоит надеяться, что с ним будет как-то иначе. Да и вообще что Ваня его когда-нибудь полюбит. Не только потому что он натурал, а просто потому что он Ваня. Уверенный, успешный, харизматичный. Даня ему просто не подходит. И он прекрасно это понимает, хотя в глубине души надеется, что когда длинноволосый смотрит на него со своей кокетливой, но немного грустной улыбкой, между ними происходит что-то большее, чем братская любовь.

5.Ваня еще ребенок.

Хоть он и пьет и курит в свои шестнадцать (что Дане совсем не нравится), Ваня на самом деле еще совсем ребенок. Он вечно спорит с родителями, любит поздно ложиться и есть сладкое до обеда. С одной стороны, Данила никогда не хотел связываться с такими непредсказуемыми инфантилами, как он. Что Ивану в голову взбредет, то он и сделает. Но с другой стороны, Даня тает, когда брат просит его помочь с домашкой, делая щенячьи глазки и заставляет его купить ему мороженое.

6.Ваня не умеет строить отношения.

Даня все больше замечает, насколько Ваня боится любых отношений, которые серьезнее секса без обязательств. Да и сложно ожидать чего-то большего от такого оболтуса, как он. Но почему бы не дать ему шанс? Хотя, о чем Данила только думает? Даже если Ваня решится с кем-то вступить в серьезные отношения, он точно выберет не его по уже известным причинам. Нужно как можно быстрее избавиться от этих глупых мыслей, как можно быстрее.

7.Ваня избалованный.

Они с Даней из совершенно разных миров - Ваня рос как в теплице, получал новейшие модели гаджетов и дорогущих репетиторов. А Даня всего добивался сам, и поэтому вырос умным и воспитанным. Так говорит мама Лида. Но Ваня же не виноват, что его воспитали в достатке? Да и теперь они в одной и той же ситуации. И вообще, зачем судить его за то, что он не может контролировать? Зачем Даня докапывается до Вани и придумывает тупые причины, почему он плохой человек? И вообще, Данила сам виноват, что влюбился в своего так называемого брата, который никогда не полюбит его в ответ.

Так думает Даня и старается выгнать мысли о Ване у себя из головы. Только он не знает, что тот уже давно борется с острым желанием прижать к себе и целовать хрупкого блондина. И когда Данила в очередной раз объясняет Ивану решение задачи по геометрии, прокручивая в голове злополучный список, Ваня не сдерживается и нежно касается своими губами губ Дани, поправляя прядь его волос. Так начинается новая глава в их жизни.

Ваня бежал так быстро, как мог. И это получалось плохо. Тело девушки прижимало Ваню к полу.

Лестница. Пролёт. 1 этаж.

Дверь распахнута.

Иван вышел из проклятого дома. И обнаружил Макса...

Обезображенным. Мёртвым. Он стал очередной жертвой Банши.

У Ивана подогнулись колени. Он упал перед телом друга.

"ЧТО ТЕБЕ НУЖНО??!! " - вопил Иван в истерике. Банши убивала всех без разбора. Она - убийца, который не остановится пока...

Пока... что?

Что должен сделать Иван?

Взгляд его упал на труп девушки.

И Иван понял, что именно он должен избавить дом от проклятия. Ведь только он смог найти незахороненное тело. Поэтому Банши не может успокоиться.

Он поднялся с колен и огляделся. В заброшенном саду что-то блеснуло. Иван подошёл ближе: лопата. Ваня взял лопату и поволок труп девушки на кладбище за домом.

Между могил он обнаружил пустое место. Иван воткнул лопату, и работа пошла. Вскоре яма была выкопана.

Иван бережно опустил тело девушки в свежевыкопанную могилу. Он решил почитать молитву и, закрыв глаза, стал тихо проговаривать "Отче Наш".

И он услышал тихое пение.

Банши не отстала.

Иван снова побежал в дом и закрылся в спальне. Самой первой комнате.

И стал размышлять.

"Что же делать? Почему она не упокоилась? Значит, она не показывала мне выход! Это была ловушка!"

И тут он вспомнил про мешочки. Он достал наугад один из них и развязал тесёмку.

Иван ужаснулся - в мешочке лежало вырезанное сердце.

Самое настоящее человеческое сердце, ещё пахнущее кровью.

Иван развязал остальные мешочки. В них находились лёгкие, печень, почки и другие органы. Ивана чуть не вырвало. Но теперь он точно знал: нужно вернуть органы трупу.

Иван вышел на улицу. Никого. Он подошёл к свежевыкапанной могиле. Снял с девочки платье (не подумайте ничего пошлого!) и увидел на теле разрезы в тех местах, где должны быть органы из мешочков. Аккуратно расфасовал органы по телу (было противно). Снова прочитал молитву и присыпал тело землёй.

И увидел Банши.

Она летела на него со всей скоростью, с раскрытой пастью, явно намереваясь отгрызть Ивану лицо.

Иван перепрыгнул через могилу. Теперь от Банши его отделяла яма с трупом.

Яркая вспышка.

Иван потерял сознание.

Эпилог

Иван очнулся. Всё было белым.

"Какие-то люди... Ага... Халаты... Я в больнице?"

Сознание возвращалось очень медленно.

Ваня слышал обрывки фраз "Он очнулся... очнулся..."

Он застонал. Не от боли, просто хотел привлечь внимание.

К нему подошёл врач.

Что такое? Ну, привет, Ваня, очнулся?

Что произошло? - с трудом произнёс Ваня.

Тебя нашли без сознания около дома, где погибла Екатерина Беляева с семёй. Ты лежал около могилы девочки.

Ваня вспоминал.

А что с девочкой?..

У неё почему-то не было головы... - сказал врач.

А где... Банши...? - слабо спросил Иван.

Банши? Какая Банши? - недоумённо ответил врач вопросом на вопрос.

Голова с кишками... - Ваня не понимал, почему его не понимали.

Врач рассмеялся.

Какая голова? О чём ты? Тебе наверняка приснилось, ты был без сознания неделю!

Иван опешил. "Неделя? А что с домом?"

А что с тем домом?

Его снесли. Сразу после того, как тебя нашли. Видно, что-то было с тем домом не так.

Тут сознание от радости окончательно прояснилось. И сразу нашёлся вопрос.

А почему вы говорите по-русски? Я же в Шотландии!

Тебя уже давно перевезли в Москву, - ответил врач.

"Ура! Как хорошо дома!..."

Ваня понял, что он избавил мир от Банши.

Больше она никого не сможет убить. Она могла убивать только в окрестностях дома, в котором находился труп.

Дома больше нет.

Но труп...

"О НЕТ!!! ЧТО Я НАДЕЛАЛ!!!"

Труп (а соответственно источник сил Банши) находится вне дома, а значит...

Значит, Банши жива.

И теперь её место действия не ограничивается двухэтажным домом.

15.1. Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл высказывания Александра Матвеевича Пешковского: «При «обратном» порядке слов член предложения, который кажется переставленным, более выделяется в мысли и более привлекает к себе внимание, чем при «прямом ».

Мы привыкли к тому, что в русском языке нет такого фиксированного порядка слов, как, например, в английском. Мы можем расставлять слова по-разному, и если фраза понятна, то ошибки в ней нет. Однако злоупотреблять инверсией не следует, ведь понять предложение с переставленными словами трудно. Поэтому писатели используют «обратный» порядок слов как средство выразительности: читатель словно бы спотыкается о такую фразу и дольше вдумывается в нее. Это способ привлечь внимание к определенным словам.

Например, в тексте Л. Воронковой в 19 предложении переставлены дополнения: они обычно стоят после сказуемого, а здесь - перед ним: «нам за ним на пчельник идти, чтобы и нас пчелы закусали». Гринька как бы подчеркивает, что идти придется «за ним» (то есть за Васяткой, который сам виноват, что зашел в запретное место), а покусают пчелы «нас», которые не виноваты в несчастье с малышом. Фраза Гриньки означает: «Это его проблема, мы тут ни при чем».

Совсем иной смысл вкладывает в свои слова Ваня, который тоже использует инверсию (предложение 34): «Убежали они, а я Васятку вел». В первой части предложения на первое место он ставит сказуемое, чтобы объяснить суть проблемы: мальчики убежали, трусливо бросив малыша. Во второй части фразы Ваня ставит перед сказуемым дополнение, чтобы объяснить уже свое поведение: Васятка был в опасности и нуждался в помощи.

Так, благодаря инверсии, писательница придает своим фразам дополнительный смысл.

15.2. Напишите сочинение-рассуждение. Объясните, как Вы понимаете смысл финала текста: «- Она бы сказала: «Молодец у меня сынок! ».

Часто человек оказывается перед выбором. Он решает, как ему поступить: легко или честно. Гринька и Федя выбрали для себя первое. И в самом деле, их трудно упрекнуть: не они завели малыша на пчельник, он сам забрел, хотя наверняка знал, что делать этого нельзя, ведь он сын пчеловода. Особая опасность ему не грозит: если бы у него была аллергия на пчел, родители не спускали бы с него глаз. А зато мальчик надолго запомнит, что с пчелами шутки плохи.

Но не так рассуждал Ваня. Он понимал, как страшно и больно малышу, догадывался, что Васятка обезумел от ужаса и не может даже бежать. Пожалуй, пчелы его могут и до смерти закусать - когда еще ребята скажут его родителям и отец прибежит за малышом! Поэтому Ваня решает, идти за Васяткой, хотя и понимает, что его самого тоже наверняка покусают. Но для него сейчас важнее спасти рыдающего ребенка, которому иначе помочь будет некому. Это и в самом деле поступок хорошего и смелого человека, поэтому отец и говорит, что Ваня молодец. Моральное удовлетворение от честного и доброго поступка важнее и для Вани, и для его отца, нежели несколько пчелиных укусов.

15.3. Как Вы понимаете значение слова СИЛЬНЫЙ (человек)? Сформулируйте и прокомментируйте данное Вами определение. Напишите сочинение-рассуждение на тему: «Что такое сильный человек? », взяв в качестве тезиса данное Вами определение.

Сильный человек - это такой, который обладает не только физической, но и моральной, духовной силой. Он поступает так, как должно, несмотря ни на что, никогда не бросит слабого в беде, не предаст и не обманет.

В этом тексте по-настоящему сильным можно назвать Ваню. Он не бросил в беде маленького Васятку, хотя другие два мальчика - Гринька и Федя - проявили полнейшее равнодушие и не захотели рисковать ради малыша. Они рассудили, что Васятка, будучи сыном пчеловода, наверняка был предупрежден, что на пчельник ходить нельзя, а значит пострадал справедливо.

Но для Вани неважно, почему маленький мальчик оказался в беде, он понимает, что ребенку очень больно и страшно, поэтому спокойно отправляется к Васятке и отводит его домой, а матери малыша говорит, что ему не страшны укусы пчел.

Про по-настоящему сильных людей мне случалось читать в книгах. Например, мне вспоминается произведение Железникова «Чучело». Главные герои этой книги - Лена Бессольцева и ее дедушка - это сильные и волевые люди, они делают то, что считают правильным, не обращая внимания на мнение окружающих и не осуждая их. Это делает их достойными уважения и восхищения.