Симфония 8 неоконченная ф шуберта презентация. Биография франца шуберта

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в 1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др. Большое значение в вокальной литературе имеют большие сборники песен Шуберта на стихи Вильгельма Мюллера - «Прекрасная мельничиха» и «Зимний путь», являющиеся как бы продолжением идеи Бетховена, выраженной в сборнике песен «К далёкой возлюбленной» . Во всех этих произведениях Шуберт выказал замечательный мелодический талант и большое разнообразие настроений; он дал аккомпанементу большее значение, больший художественный смысл. Замечателен также сборник «Лебединая песня», из которого многие песни приобрели всемирную известность (например, «Серенада», «Приют», «Рыбачка», «У моря») . Шуберт не старался, как его предшественники, подражать народному характеру, но в его песнях невольно отразилась национальная струя, и они стали достоянием страны. Шуберт написал почти 600 песен. Удивительный музыкальный дар Шуберта сказался и в области фортепьянной и симфонической. Его фантазии до мажор и фа минор, экспромты, музыкальные моменты, сонаты являются доказательством богатейшего воображения и большой гармонической эрудиции. В струнном квартете ре минор, квинтете до мажор, фортепианном квинтете «Forellenquintett» («Форельный»), большой симфонии до мажор и незавершённой симфонии си минор Шуберт является продолжателем Бетховена.

Слайд 1

Слайд 2

Ф.Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены - Лихтенталь. И был двенадцатым из 14 детей. С малых лет Франц занимался музыкой, учили его отец(скрипка) и брат (фортепиано). С семи лет обучался игре на органе у руководителя оркестра в местной церкви.
Дом где родился Ф.Шуберт

Слайд 3

Благодаря своему красивому голосу в возрасте одиннадцати лет Франц был принят «певчим мальчиком» в венскую придворную капеллу и в Конвикт (школу с пансионом). Он так же познакомился с инструментальными произведениями Йозефа Гайдна и В.А.Моцарта, так как был второй скрипкой в оркестре.
Венская придворная капелла.

Слайд 4

Когда у Франца стал ломаться голос, он был вынужден уйти из конвикта. Отец уговорил его поступить в учительскую семинарию. Между уроками он продолжал сочинять музыку. К 20 годам он был автором 5 симфоний, 20 фортепианных сонат, около 300 песен, среди которых "Маргарита за прялкой", баллада "Лесной царь" на слова Гёте.

Слайд 5

«Шубертиады»
Шуберт завел круг друзей, которые много сделали для него в Вене. Во время встреч друзья знакомились с художественной литературой, поэзией прошлого и современности. Обсуждали возникавшие вопросы, критиковали существующие общественные порядки. Но иногда такие встречи посвящались исключительно музыке Шуберта, они даже получили название "шубертиад".

Слайд 6

Растущая популярность Шуберта.
К 1817 г. среди многих его песен появились Die Forelleе ("Форель") и An Die Musik ("К музыке"), вместе с Четвертой симфонией, наследующей Бетховена, более гайдновской Пятой симфонией и струнным квартетом "Дева и смерть". Музыка Шуберта начала привлекать внимание светского общества.

Слайд 7

20-е гг. В это время создаются лучшие инструментальные произведения: лирико-драматическая "Неоконченная" симфония (1822) и эпическая, жизнеутверждающая до-мажорная (последняя, Девятая по счету).

Слайд 8

"Я сочиняю каждое утро, когда я кончаю одну пьесу, я начинаю другую", - признавался композитор. Шуберт сочинял музыку необычайно быстро. В отдельные дни он создавал до десятка песен!

Слайд 9

Творческое наследие Франца Шуберта огромно: 16 опер, 22 фортепианных сонаты, 9 увертюр, 22 квартета, 9 симфоний и более 600 песен. Но ни одно из его больших произведений не было исполнено при жизни композитора.

Слайд 10

Интересные факты
Почти всю жизнь Шуберт прожил, если не в нужде, то с ограниченными средствами, но особенно остро он всегда испытывал недостаток нотной бумаги. Уже в 13 лет он писал невероятно много: сонаты, мессы, песни, оперы, симфонии… К сожалению, только некоторые из этих ранних работ увидели свет.

Слайд 11

Интересные факты
У Шуберта была удивительная привычка: помечать на нотах точную дату, когда он начал сочинять произведение и когда закончил. Очень странно, что за 1812 год он написал только одну песню – «Печальная» – небольшое и не самое выдающееся его произведение. Трудно поверить, что ни одной песни не вышло из-под пера композитора в один из самых плодотворных лет его творчества. Возможно, Шуберт был настолько поглощен инструментальной музыкой, что это отвлекло его внимание от любимого жанра. А вот список инструментальной и религиозной музыки, написанный за этот же год, просто огромен.

Слайд 12

Список литературы
ru.wikipedia.org dic.academic.ru festival.1september.ru www.youtube.com www.panoramio.com

Франц Петер Шуберт
1797-1828
Великий австрийский композитор,
один из первых представителей
музыкального Романтизма

Из воспоминаний друзей:
...Доверчивый,
откровенный,
неспособный на
предательство,
общительный,
разговорчивый,
в радостном настроении

Франц Петер Шуберт (31 января 1797-
19 ноября 1828) - великий
австрийский композитор, один из
основоположников романтизма в
музыке. Он написал около 600 песен,
девять симфоний, литургическую
музыку и множество опер, а также
большое количество камерной и
сольной фортепианной музыки.
В семье Шуберта музыку любили, но
допускали лишь как увлечение;
профессия музыканта считалась
недостаточно почетной.

Франц Шуберт родился в 1797 году в предместье Вены
- Лихтенталь. Отец его, школьный учитель,
происходил из крестьянской семьи.
Мать была дочерью cлесаря.
В семье очень любили музыку и постоянно
Устраивали музыкальные вечера.
С шести лет он учился в приходской школе,
а домочадцы научили его играть на скрипке и
фортепиано.
В возрасте одиннадцати лет Франц был принят в
Конвикт - придворную капеллу, где, кроме пения,
изучал игру на многих инструментах и теорию музыки
Оставив капеллу в 1813 г., Шуберт устроился
преподавателем в школу.
В области песни Шуберт
явился продолжателем
Бетховена

Шуберт не мог легко завоевать себе имя в музыкальном
мире и таким
образом содействовать популярности своей музыки. Не
способствовал
этому и характер композитора, его полная погруженность
в сочинение
музыки, скромность и при этом высочайшая творческая
принципиальность, не позволявшая идти ни на какие
компромиссы.
Зато он находил понимание и поддержку среди друзей. Вокруг
Шуберта группируется кружок творческой молодежи, каждый
из членов которого непременно должен был обладать какимлибо художественным талантом Участники «шубертиад»
становились первыми слушателями, а часто и соавторами.

Расцвет шубертовского творчества - 20-е гг. В
это время создаются
лучшие инструментальные произведения:
лирико-драматическая
«Неоконченная» симфония (1822) и эпическая,
жизнеутверждающая домажорная (последняя, Девятая по счету). Обе
симфонии долгое время
были неизвестны: до-мажорная была
обнаружена Р. Шуманом в 1838 г., а
«Неоконченная» - найдена только в 1865 г.
Обе симфонии оказали
влияние на композиторов второй половины XIX
в., определив различные
пути романтического симфонизма.
Благодаря своему красивому голосу в
возрасте одиннадцати лет Франц был
принят «певчим мальчиком» в
венскую придворную капеллу и в
Конвикт (школу с пансионом). Там его
друзьями стали Йозеф фон Шпаун,
Альберт Штадлер и Антон
Хольцапфель. Венцель Ружичка
преподавал Шуберту генерал-басс,
позже Антонио Сальери взял Шуберта
к себе на бесплатное обучение,
преподавал контрапункт и
композицию (до 1816 года). Шуберт
занимался не только пением, но и
познакомился с инструментальными
произведениями Йозефа Гайдна и
Вольфганга Амадея Моцарта, так как
он был второй скрипкой в оркестре
Конвикта.

Шуберт в своих сочинениях никогда
ничего не изменял, потому что не имел
для того времени. Он не щадил своего
здоровья и в расцвете лет и таланта
скончался в возрасте 31 года.
Последний год его жизни, несмотря на
расстроенное здоровье, был особенно
плодотворен: именно тогда он написал
симфонию до мажор и мессу ми-бемоль
мажор. При жизни он не пользовался
выдающимся успехом. После его смерти
осталась масса рукописей, уже позднее
увидевших свет.
Композитор умер от брюшного тифа в
Вене 19 ноября 1828 г. Согласно
последнему пожеланию, Шуберта
похоронили на кладбище, где за год до
того был погребен боготворимый им
Бетховен.
«Смерть похоронила здесь
богатое сокровище, но ещё
более прекрасные надежды»

Презентация о Франце Шуберте - это история о жизни и творчестве выдающегося композитора. Германия считает его своим гением. Однако слава его разошлась далеко за пределами страны, поэтому во всем мире знают его имя и заслушиваются произведениями, хотя жил великий деятель в конце 18 - первой половине 19 века. Скачать пособие могут учителя музыки или МХК, чтобы ученикам средней или старшей школы рассказать историю жизни Шуберта.

Рассказ о композиторе начинается с интересного факта. Мальчик родился в многодетной семье. Он был не первым и не вторым ребенком, а двенадцатым. За ним родилось еще двое. Таким образом, всего в семье было 14 братьев и сестер. В детстве освоил скрипку, фортепиано, играл на органе. Это, видимо, и толкнуло его к созданию собственных произведений. А их у него огромное количество. Это и песни, и симфонии, и арии. А еще сонаты, увертюры, квартеты. Творчество его было настолько плодотворным, что он иногда в день мог сочинять по 10 песен.


Слайд 1

Слайд 2

Слайд 3

Слайд 4

Слайд 5

Презентацию на тему "Франц Шуберт" можно скачать абсолютно бесплатно на нашем сайте. Предмет проекта: МХК. Красочные слайды и иллюстрации помогут вам заинтересовать своих одноклассников или аудиторию. Для просмотра содержимого воспользуйтесь плеером, или если вы хотите скачать доклад - нажмите на соответствующий текст под плеером. Презентация содержит 5 слайд(ов).

Слайды презентации

Слайд 1

великий австрийский композитор, один из основоположников романтизма в музыке, автор около 600 песен, девяти симфоний (в том числе знаменитой «Неоконченной симфонии», а также большого количества камерной и сольной фортепианной музыки.

Слайд 2

В области песни Шуберт явился продолжателем Бетховена. Благодаря Шуберту этот жанр получил художественную форму, обогатив область концертной вокальной музыки. Баллада «Лесной царь», написанная в1816 году, принесла композитору славу. Вскоре после неё появились «Скиталец», «Похвала слезам», «Зулейка» и др.

Слайд 4

В области оперы Шуберт не был так одарен; хотя их написано им около двадцати, они немного прибавят к его славе. Среди них выделяется «Заговорщики, или Домашняя война». Отдельные номера его опер (например, «Розамунды») вполне достойны великого музыканта. Из многочисленных церковных сочинений Шуберта (мессы, офертории, гимны и проч.) возвышенным характером и музыкальным богатством отличается особенно месса ми-бемоль мажор. Музыкальная производительность Шуберта была громадна. Начиная с 1813 года он сочинял непрестанно.

Слайд 5

Как утверждают биографы, Шуберт в своих сочинениях никогда ничего не изменял, потому что не имел для того времени. Он не щадил своего здоровья и в расцвете лет и таланта скончался в возрасте 31 года. Последний год его жизни, несмотря на расстроенное здоровье, был особенно плодотворен: именно тогда он написал симфонию до мажор и мессу ми-бемоль мажор. При жизни он не пользовался выдающимся успехом. После его смерти осталась масса рукописей, уже позднее увидевших свет (шесть месс, семь симфоний, пятнадцать опер и прочее).

Советы как сделать хороший доклад презентации или проекта

  1. Постарайтесь вовлечь аудиторию в рассказ, настройте взаимодействие с аудиторией с помощью наводящих вопросов, игровой части, не бойтесь пошутить и искренне улыбнуться (где это уместно).
  2. Старайтесь объяснять слайд своими словами, добавлять дополнительные интересные факты, не нужно просто читать информацию со слайдов, ее аудитория может прочитать и сама.
  3. Не нужно перегружать слайды Вашего проекта текстовыми блоками, больше иллюстраций и минимум текста позволят лучше донести информацию и привлечь внимание. На слайде должна быть только ключевая информация, остальное лучше рассказать слушателям устно.
  4. Текст должен быть хорошо читаемым, иначе аудитория не сможет увидеть подаваемую информацию, будет сильно отвлекаться от рассказа, пытаясь хоть что-то разобрать, или вовсе утратит весь интерес. Для этого нужно правильно подобрать шрифт, учитывая, где и как будет происходить трансляция презентации, а также правильно подобрать сочетание фона и текста.
  5. Важно провести репетицию Вашего доклада, продумать, как Вы поздороваетесь с аудиторией, что скажете первым, как закончите презентацию. Все приходит с опытом.
  6. Правильно подберите наряд, т.к. одежда докладчика также играет большую роль в восприятии его выступления.
  7. Старайтесь говорить уверенно, плавно и связно.
  8. Старайтесь получить удовольствие от выступления, тогда Вы сможете быть более непринужденным и будете меньше волноваться.